КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Деление, обобщение и ограничение понятий. Правила деления
Определение понятий. Правила определения. Методические рекомендации по изучению материала: По первому вопросу лекции изучить и знать: - сущность логической операции определения понятия; - виды определений: реальные и номинальные, явные и неявные; - способы реальных, явных определений – через ближайший род и видовые отличия, генетическое определение; - правила определения и возможные ошибки при несоблюдении правил.
По второму вопросу лекции: - уяснить сущность логической операции деления понятия; - уяснить структуру деления (делимое понятие, члены деления, основание деления); - изучить виды деления понятий (по видоизменению признака и дихотомическое деление); - изучить правила деления и научиться избегать ошибок в данной логической операции; - изучить способы обобщения и ограничения понятия, знать их пределы (в обобщении – философская категория, в ограничении – единичное по объему понятие); - уяснить сущность логических операций с классами и их виды: сложение, умножение классов и образование дополнения к классу.
Вопросы для самоконтроля: 1. Назовите виды логических операций с понятиями. 2. Дайте характеристику операции определения понятия. 3. Укажите виды определений. 4. Назовите правила определения и возможные ошибки. 5. В чем суть логической операции деления понятия? 6. Раскройте и охарактеризуйте структуру операции деления. 7. Какие виды деления вы знаете? 8. Назовите правила деления и возможные ошибки в делении. 9. В чём заключается логическая операция обобщения и ограничения Литература: 1. Войшвилло Е. К., Дегтярёв Н. Г. Логика: Учебник для вузов. М.: ВЛАДОС, 1998. С. 223-277. 2. Иванов Е. А. Логика: Учебник. М.: БЕК, 1996. С. 78-104. 3. Ксенофонтов В. Н. Логика: Учебное пособие. Новогорск: АГЗ, 1998. 4. Остроухов О. В. Логические формы и законы мышления. Учебное пособие. Новогорск:. АГЗ, 1996 с. 9-10. 5. Бузук Г. Л. Логика. Полезные советы, методические рекомендации и дидактические тренинги. Учебное пособие. М, 1994. 98 с. 6. Кириллов В.И. (под редакцией).Упражнения по логике. М,1999. С.11-12. Содержание лекции 2/2 в схемах
Схема 12. ОБОБЩЕНИЕ И ОГРАНИЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ СХЕМА 13. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ
Схема 14. Правила определения. Схема 15. Деление понятий Схема 16. Правила деления ПОНЯТИЙ
ЗАНЯТИЕ 2/3. Практическое занятие.
Время - 2 часа Цели занятия: 1. Закрепить знание теоретических положений, приобретённых в ходе лекций и самостоятельной работы по изучаемой теме. 2. Сформулировать навыки выполнения всех видов логических операций с понятиями. 3. Закрепить знание правил определения и деления понятий.
Содержание занятия: I. Вопрос 1. Определение понятий. Правила определения и возможные ошибки: - сущность операции определения; - виды определения (номинальные – реальные, явные – неявные); - определение через ближайший род и видовые отличия; - генетическое определение; - приемы, заменяющие определение; - правила определения и возможные ошибки.
Вопрос 2. Деление понятий. Правила деления и возможные ошибки: - сущность и структура операции деления; - виды деления (по видоизменению признака, дихотомическое деление); - правила деления и возможные ошибки.
Вопрос 3. Обобщение и ограничение понятий: - сущность логической операции обобщения понятия; - предел обобщения, понятие о философских категориях; - ограничение понятия и его предел. II. Контрольный опрос. (Проверка теоретических знаний. Может проводиться как в устной, так и в письменной форме). 1. Сущность и логическая структура понятия. Виды понятий по объему и содержанию. 2. Отношения между понятиями. 3. Виды логических операций с понятиями и их сущность. 4. Определение понятия: виды, состав, правила и возможные ошибки. 5. Деление понятия: виды, структура, правила и возможные ошибки. 6. Характеристика операций обобщения и ограничения понятий.
III. Дидактический тренинг. (Решение задач и упражнений).
Задача: Обобщите понятия. Решение: Необходимо к данному понятию подобрать более широкое родовое понятие. Примеры: а) телевизор с цветным изображением – телевизор; б) офицер – военнослужащий; в) МЧС РФ – Федеральное министерство. Задача: Ограничьте понятия. Решение: К данному понятию необходимо подобрать более узкое видовое понятие. Пример: а) спасатель – спасатель России; б) гуманитарная наука – культурология. Задача: Проведите анализ определения через род и видовое отличие; укажите определяемое и определяющее понятие, в последнем – род и видовое отличие. Пример: а) Проступок (А) – противоправное деяние (В), влекущее по закону дисциплинарную или административную ответственность (с). Решение: А – определяемое понятие; ВС – определяющее понятие; В – род; с – видовое отличие. Задача: Установите правильность следующих определений (в неправильных определениях укажите, какое правило нарушено). Пример: а) Понятие – форма мышления. – Неправильное определение. Ошибка слишком широкого определения (А < В). Правильное определение: Понятие – форма мышления, в которой отражаются предметы в их существенных признаках (А = Вс) б) Определение понятия не есть логическая операция, раскрывающая его объем. – Неправильное определение. Нарушено правило: определение не должно быть отрицательным. Правильное определение: Определением называется логическая операция, позволяющая раскрыть содержание понятия. Задача: Укажите вид деления понятий, делимое понятие, члены деления, основание деления. Пример: а) Самолеты делятся на винтовые, турбовинтовые и реактивные. – Деление по видоизменению признака. Решение: «Самолеты» – делимое понятие. «Винтовые», «турбовинтовые», «реактивные» – члены деления. Основание деления – тип используемого двигателя. б) Все учащиеся делятся на успевающих и неуспевающих. Решение: Дихотомическое деление. Основание деления – наличие или отсутствие неудовлетворительных оценок. Задача: Проверьте правильность деления понятий; в неправильных делениях укажите, какие правила нарушены. Пример: Оружие может быть огнестрельным, колюще-режущим и неисправным. Решение: Деление неправильное. Нарушено правило: «Деление должно производиться по одному основанию». В данном определении обнаружена ошибка «подмена основания деления».
Задания для подготовки к практическому занятию 2/3: 1. Изучить рекомендованную литературу. 2. Доработать конспект лекции. 3. В тетрадях отразить письменную подготовку к занятию. 4. Выполнить задания, рекомендованные преподавателем.
Литература: 1. См. литературу, указанную к занятиям 2/1 и 2/2. 2. Кириллов В.И. (под редакцией) Упражнения по логике. М, 1999.с.4-22.
Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 5653; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |