КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 2. Распределенность терминов в простых суждениях
- правила распределенности терминов; - распределенность терминов в суждениях А, Е, I,О; - круговые схемы распределенности терминов. Вопрос 3. Отношения между простыми суждениями. Определение истинности суждений по логическому квадрату: - виды логических отношений между простыми суждениями; - понятие о логическом квадрате; - выведение суждений по логическому квадрату; - установление истинности (ложности) суждений по логическому
II. Контрольный опрос. (Проверка теоретических знаний. Может проводиться как в устной, так и в письменной форме). 1. Простое суждение: сущность и логическая структура. Приведите пример. 2. Классифицируйте простые суждения по количеству и качеству. Дайте объединенную классификацию. Приведите примеры. 3. Дайте определения атрибутивным суждениям, суждениям с отношениями, суждениям существования. Приведите примеры. Раскройте их логическую структуру. Запишите их схемы. 4. Дайте определения распределенности (нераспределенности) терминов в простых суждениях. Приведите примеры суждений «А», «Е», «I», «О». Отношения между терминами изобразите в кругах Эйлера. 5. Назовите виды отношений между суждениями, условия истинности (ложности) суждений по логическому квадрату.
III. Дидактический тренинг. (Решение задач и упражнений). Образцы решения типовых задач и упражнений. Задача: В данных атрибутивных суждениях найдите субъект, предикат и связку. Определите количество и качество суждений. Укажите кванторное слово (если оно явно не выражено). Дайте объединенную классификацию суждений. Приведите схемы суждений. Пример: а ) Отдельные нарушения уставных правил несения караульной службы ( S) влекут за собой уголовную ответственность (Р).
1. Субъект (S) – «нарушения уставных правил несения караульной службы»; - предикат (Р) – «влекут за собой уголовную ответственность»; - квантор – «отдельные» (в смысле «некоторые»); - связка - утвердительная. 2. Суждение частное по количеству и утвердительное по качеству связки - частноутвердительное (I) 3. Схема: Некоторые S есть (Р). Пример: б) Никакая поддержка террористических банд (S) не может быть оправдана (Р). Решение: 1. Субъект (S) – «поддержка террористических банд»; 2. Предикат (Р) – «быть оправдана»; 3. Квантор – «никакая»; 4. Связка – отрицательная. 5. Суждение общее по количеству и отрицательное по качеству связки – общеотрицательное (Е). 5. Схема: Ни одно S не есть Р.
Задача: Дайте объединенную классификацию суждений, изобразите отношения между терминами с помощью кругов Эйлера, установите распределенность субъекта и предиката. Пример: а) Изучающие логику (S)+ повышают культуру мышления (Р)-. Решение: 1. Данное суждение является общеутвердительным (А). 2. Субъект суждения – «изучающие логику» (S+) распределен, т.к. его объем полностью включен в объем предиката.
3.Предикат суждения – «повышают культуру мышления» (Р-) – не распределен, т.к. его объем лишь частично включен в объем субъекта. 4. Круговая схема:
б) Ни одна женщина ( S+) не может не любить ( P+) Решение: 1. Данное суждение является общеотрицательным (E) 2. Субъект суждения – «женщина» (S+) – распределён; так как взят в полном объёме (квантор «ни одна», т.е. «все). 3. Предикат суждения – «может не любить» P+ - распределён; так как взят в полном объёме. 4. Круговая схема:
Пример: в) Некоторые граждане РФ не являются годными к военной службе по состоянию здоровья. Решение: 1. Данное суждение является частноотрицательным (О). 2. Субъект суждения – «граждане РФ» (S-) – не распределён, т. к. речь идёт только о части объёма всех граждан РФ (квантор «некоторые»); 3. Предикат суждения – «годные к военной службе по состоянию здоровья» (P+) - распределён. Данный признак никак не относится к той части граждан РФ, о которых идёт речь в субъекте, следовательно, он взят в полном объёме. 4. Круговая схема: г) Некоторые студенты ( S-) – отличники ( P-). Решение: 1. Данное суждение является частноутвердительным (I). 2. Субъект суждения – «студенты» (S-) – не распределён, он взят лишь в части объёма (по квантору); 3.Предикат суждения – «отличники» (P-) также не распределён. 4. Круговая схема:
Задача: Определите количественно – качественную характеристику данного суждения. По логическому квадрату выведите из него все другие возможные. Установите их истинность (ложность). Примеры: а) Вся инженерная техника находится в исправном состоянии (И). Решение: 1. Данное суждение является общеутвердительным (A). 2. Выведем из него все другие возможные по логическому квадрату.
Противоположность (контрарность)
(субконтрарность)
3. Установим истинность (ложность) выведенных суждений: Контрарность: А(и) Е(л) Подчинение: А(и) I(и) Противоречие А(и) О(л) б) Некоторые преподаватели имеют учёную степень (И). Решение: 1. Данное суждение является частноутвердительным (I). 2. Выведем из него все другие возможные по логическому квадрату:
если если противоположность
3. Установим истинность (ложность) выведенных суждений: - из истинности суждения «I» с необходимостью заявляем о ложности суждения «E» (противоречие); - о суждениях «A» и «O» ничего определённого сказать не можем: они могут быть как истинными, так и ложными (правила подчиненности и субконтрарности); - из ложности «Е» следует неопределенность «А», т.е. суждение «А» может быть как истинным, так и ложным; - допустим, что суждение «A» является истинным, тогда суждение «O» необходимым образом ложное; если же допустить, что и суждение «A» ложь, то суждение «O» – истина. Задания для подготовки к практическому занятию: 1. Изучить рекомендованную литературу. 2. Доработать конспект лекций. 3. В тетрадях отразить письменную подготовку к занятию. 4. Выполнить задания, рекомендованные преподавателями.
Литература: 1. См. литературу, указанную к занятию 3/1. 2. Кириллов В.И. (под ред.) Упражнения по логике. М.: МЦУПЛ, 1999. ТЕМА №3. СУЖДЕНИЕ КАК ФОРМА МЫШЛЕНИЯ
ЗАНЯТИЕ 3/3. Лекция. «Сложные суждения» Время – 2 часа Цели занятия: 1. Уяснить сущность сложного суждения и его структуру. 2. Знать формы выражения сложных суждений в русском языке. 3. Изучить виды сложных суждений и их особенности. 4. Получить представления об условиях истинности сложных суждений.
Примерные вопросы лекции: 1. Общая характеристика и виды сложных суждений.
Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 2237; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |