Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 2. Распределенность терминов в простых суждениях




- правила распределенности терминов;

- распределенность терминов в суждениях А, Е, I,О;

- круговые схемы распределенности терминов.

Вопрос 3. Отношения между простыми суждениями. Определение истинности суждений по логическому квадрату:

- виды логических отношений между простыми суждениями;

- понятие о логическом квадрате;

- выведение суждений по логическому квадрату;

- установление истинности (ложности) суждений по логическому
квадрату.

 

II. Контрольный опрос. (Проверка теоретических знаний. Может проводиться как в устной, так и в письменной форме).

1. Простое суждение: сущность и логическая структура. Приведите пример.

2. Классифицируйте простые суждения по количеству и качеству. Дайте объединенную классификацию. Приведите примеры.

3. Дайте определения атрибутивным суждениям, суждениям с отношениями, суждениям существования. Приведите примеры. Раскройте их логическую структуру. Запишите их схемы.

4. Дайте определения распределенности (нераспределенности) терминов в простых суждениях. Приведите примеры суждений «А», «Е», «I», «О». Отношения между терминами изобразите в кругах Эйлера.

5. Назовите виды отношений между суждениями, условия истинности (ложности) суждений по логическому квадрату.

 

III. Дидактический тренинг. (Решение задач и упражнений).

Образцы решения типовых задач и упражнений.

Задача: В данных атрибутивных суждениях найдите субъект, предикат и связку. Определите количество и качество суждений. Укажите кванторное слово (если оно явно не выражено). Дайте объединенную классификацию суждений. Приведите схемы суждений.

Пример: а ) Отдельные нарушения уставных правил несения караульной службы ( S) влекут за собой уголовную ответственность (Р).


Решение:

1. Субъект (S)«нарушения уставных правил несения караульной службы»;

- предикат (Р)«влекут за собой уголовную ответственность»;

- квантор – «отдельные» (в смысле «некоторые»);

- связка - утвердительная.

2. Суждение частное по количеству и утвердительное по качеству связки - частноутвердительное (I)

3. Схема: Некоторые S есть (Р).

Пример:

б) Никакая поддержка террористических банд (S) не может быть оправдана (Р).

Решение:

1. Субъект (S)«поддержка террористических банд»;

2. Предикат (Р)«быть оправдана»;

3. Квантор – «никакая»;

4. Связка – отрицательная.

5. Суждение общее по количеству и отрицательное по качеству связки – общеотрицательное (Е).

5. Схема: Ни одно S не есть Р.

 

Задача: Дайте объединенную классификацию суждений, изобразите отношения между терминами с помощью кругов Эйлера, установите распределенность субъекта и предиката.

Пример:

а) Изучающие логику (S)+ повышают культуру мышления (Р)-.

Решение:

1. Данное суждение является общеутвердительным (А).

2. Субъект суждения – «изучающие логику» (S+) распределен, т.к. его объем полностью включен в объем предиката.

 

3.Предикат суждения – «повышают культуру мышления» (Р-) – не распределен, т.к. его объем лишь частично включен в объем субъекта.

4. Круговая схема:

 


б) Ни одна женщина ( S+) не может не любить ( P+)

Решение:

1. Данное суждение является общеотрицательным (E)

2. Субъект суждения – «женщина» (S+) – распределён; так как взят в полном объёме (квантор «ни одна», т.е. «все).

3. Предикат суждения – «может не любить» P+ - распределён; так как взят в полном объёме.

4. Круговая схема:

 

Пример:

в) Некоторые граждане РФ не являются годными к военной службе по состоянию здоровья.

Решение:

1. Данное суждение является частноотрицательным (О).

2. Субъект суждения – «граждане РФ» (S-) – не распределён, т. к. речь идёт только о части объёма всех граждан РФ (квантор «некоторые»);

3. Предикат суждения – «годные к военной службе по состоянию здоровья» (P+) - распределён. Данный признак никак не относится к той части граждан РФ, о которых идёт речь в субъекте, следовательно, он взят в полном объёме.

4. Круговая схема:

г) Некоторые студенты ( S-) – отличники ( P-).

Решение:

1. Данное суждение является частноутвердительным (I).

2. Субъект суждения – «студенты» (S-) – не распределён, он взят лишь в части объёма (по квантору);

3.Предикат суждения – «отличники» (P-) также не распределён.

4. Круговая схема:

 

Задача: Определите количественно – качественную характеристику данного суждения. По логическому квадрату выведите из него все другие возможные. Установите их истинность (ложность).

Примеры:

а) Вся инженерная техника находится в исправном состоянии (И).

Решение:

1. Данное суждение является общеутвердительным (A).

2. Выведем из него все другие возможные по логическому квадрату.

           
   
 
Вся инженерная техника находится в исправном состоянии
   
Ни одна единица инженерной техники не находится в исправном состоянии
 


Противоположность

(контрарность)

       
   

 


 

               
   
     
     
 
 

 


Некоторая часть инженерной техники находится в исправном состоянии
Некоторая часть инженерной техники не находится в исправном состоянии
Частичная совместимость

(субконтрарность)

 

3. Установим истинность (ложность) выведенных суждений:

Контрарность: А(и) Е(л)

Подчинение: А(и) I(и)

Противоречие А(и) О(л)

б) Некоторые преподаватели имеют учёную степень (И).

Решение:

1. Данное суждение является частноутвердительным (I).

2. Выведем из него все другие возможные по логическому квадрату:

 

если

если

противоположность

Ни один преподаватель не имеет учёную степень
Все преподаватели имеют учёную степень
(контрарность)

       
 
   
 

 

 


           
 
Некоторые преподаватели имеют учёную степень
 
Частичная совместимость (субконтрарность)
 
Некоторые преподаватели не имеют учёной степени

 


3. Установим истинность (ложность) выведенных суждений:

- из истинности суждения «I» с необходимостью заявляем о ложности суждения «E» (противоречие);

- о суждениях «A» и «O» ничего определённого сказать не можем: они могут быть как истинными, так и ложными (правила подчиненности и субконтрарности);

- из ложности «Е» следует неопределенность «А», т.е. суждение «А» может быть как истинным, так и ложным;

- допустим, что суждение «A» является истинным, тогда суждение «O» необходимым образом ложное; если же допустить, что и суждение «A» ложь, то суждение «O» – истина.

Задания для подготовки к практическому занятию:

1. Изучить рекомендованную литературу.

2. Доработать конспект лекций.

3. В тетрадях отразить письменную подготовку к занятию.

4. Выполнить задания, рекомендованные преподавателями.

 

Литература:

1. См. литературу, указанную к занятию 3/1.

2. Кириллов В.И. (под ред.) Упражнения по логике. М.: МЦУПЛ, 1999.
С. 22 – 30.


ТЕМА №3. СУЖДЕНИЕ КАК ФОРМА МЫШЛЕНИЯ

 

ЗАНЯТИЕ 3/3. Лекция. «Сложные суждения»

Время – 2 часа

Цели занятия:

1. Уяснить сущность сложного суждения и его структуру.

2. Знать формы выражения сложных суждений в русском языке.

3. Изучить виды сложных суждений и их особенности.

4. Получить представления об условиях истинности сложных суждений.

 

Примерные вопросы лекции:

1. Общая характеристика и виды сложных суждений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 2183; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.