Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема № 1. Предмет и функции формальной логики




ЗАНЯТИЕ 1/1. Лекция: «Предмет и функции формальной логики»

 

Время-2 часа

Цели занятия:

1. Сформировать представления о предмете и предназначении формальной логики.

2. Дать знания об истории возникновения и развития логики.

 

Примерные вопросы лекции:

1. Предмет формальной логики.

2. Социальное назначение и функции логики.

 

Методические рекомендации по изучению материала:

 

При изучении содержания первого вопроса лекции особое внимание обратить на:

- уяснение различий между объектом и предметом любой науки, в т. ч. логики;

- многозначность термина «логика»;

- сущность познания и единство в нем эмпирического и рационального уровней;

- роль и особенности абстрактного мышления в познании;

- формы чувственного и рационального познания и их диалектическое взаимодействие;

- понятие логической формы и логического закона;

- формы, в которых протекает мыслительный процесс: понятие, суждение, умозаключение;

- соотношение между формальной правильностью рассуждений и истинностью мысли (ее формой и содержанием);

- приемы познавательной деятельности и их сущность: сравнение, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование;

- основные этапы развития логики, роль Аристотеля в становлении формальной логики, её развитие в трудах Ф. Бэкона, Р. Декарта, Г. Лейбница и других.

- различие между логикой формальной и диалектической.

При изучении содержания второго вопроса лекции уяснить:

- характеристики правильного мышления;

- особенности логики;

- значение логики в повседневной, научной (учебной) и профессиональной деятельности;

- функции логики;

- роль логики в деятельности специалиста МЧС.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что составляет предмет формальной логики?

2. Что представляет собой чувственное познание, в каких формах оно протекает?

3. В чем отличие истинности мысли от логической правильности рассуждений?

4. Что такое форма мышления и закон мышления?

5. В чем отличие формальной логики от логики диалектической?

6. Каковы основные формы абстрактного мышления?

7. Назовите и охарактеризуйте основные этапы развития логики.

8. В чем состоит значение логики для научного познания, профессио-нальной деятельности специалиста МЧС?

 

Литература:

1. Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика: Учебник для вузов. М.: ВЛАДОС, 1998. Гл. I. С. 8-41.

2. Иванов Е.А. Логика. Учебник. М.: Изд-во БЕК, 1996. Гл. I-III. С. 1-43.

3. Ксенофонтов В.Н. Логика. Учебное пособие. Новогорск: АГЗ, 1998. Гл. I. С. 1-18.

4. Остроухов О.В. Логические формы и законы мышления. Учебное пособие. Новогорск: АГЗ, 1998. С. 5-16.

5. Бузук Г.Л. Логика: Полезные советы, методические рекомендации и дидактические тренинги. Учебное пособие. М., 1994. С. 6-9.

6. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. Учебник для юридических вузов. М.: «Юрист», 1998.. Гл. I. С. 5-29.


 

Содержание лекции 1/1 в схемах

 

 



Схема 1. Чувственное и рациональное познание.
Особенности абстрактного мышления.

 


Ощущение Восприятие Представление Понятие Суждение Умозаключение
Отражение отдельных свойств предметов и явлений внешнего мира, непосредственно воздействующих на органы чувств Целостное отражение предметов внешнего мира, непосредственно воздействующих на органы чувств (сумма ощущений) Сохранившийся в сознании чувственный образ предмета, который воспринимался ранее Форма мышления, в которой отражаются существенные признаки предмета (класса предметов) Форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах, их признаках и отношениях Форма мышления, посредством который из одного или нескольких суждений, называемых посылками, по определенным правилам выводится заключение, содержащее новое знание

 

 


Схема 2. Предмет формальной логики.

 

       
 
   
 

 

 


Схема 3. Единство логической формы
и содержания абстрактного мышления

       
 
   


                       
 
   
       
     
           
 
 
 
 


                           
   
         
 
   
 
 
   

 


Схема 4. Логическая форма. Логический закон.
Некоторые символы формальной логики.

 

 

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 1670; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.