КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Моделирование. Создание проблемной ситуации
Создание проблемной ситуации Особенности работы на этапах ознакомления с ВП и его первичного закрепления
На этапе ознакомления с ВП ставится цель: «открыть» новый ВП и осознать его сущность, т.е. установить какие операции и в какой последовательности необходимо выполнить, чтобы найти результат, и почему.
Целесообразно использовать следующие приёмы и методы обучения: НАПРИМЕР: 48:2 и 48:3; ٱ-3 и ٱ-4. Выбор моделей и средств наглядности зависит от уровня подготовки детей и самого ВП: - предметные множества для ٱ+3; - наборное полотно 2×10 для 9+3; - полоски-десятки, абак, пучки, счёты для 23+30; - развёрнутая запись для 96:3, 237·4. 3) сравнение нового ВП с ранее известными: НАПРИМЕР: 36-2 и 30-2. 4) организация поисковой деятельности (полностью самостоятельная или же управляемая). НАПРИМЕР: в учебниках Аргинской И.И., Александровой Э.И. 5) организация репродуктивной деятельности по образцу, заданному учителем или же «открытому» некоторыми из учащихся. Сочетание названных методов и приёмов обеспечивает дифференциацию обучения, а значит доступность на этапе ознакомления. Т.о., дифференциация на этом этапе осуществляется по методам, приёмам, средствам обучения. Рекомендуется «Взгляд назад»: Какой пример решали? Как? Почему?
Особое значение на этапе ознакомления придаётся процессу громкоречевого отражения последовательности действий. РУКА ---- ЯЗЫК ---- ГОЛОВА
Поэтому необходимо: 1. Дать образец рассуждения. Он должен быть точным, лаконичным, интонационно окрашенным. 2. Обеспечить наглядную ориентировочную основу формируемого умственного действия: опорные слова, опорные схемы, развёрнутые записи на доске. 3. Требовать от учащихся рассуждений вслух (хором, жужжанием, в парах).
Первичное закрепление нового ВП проводиться на том же уроке. На этом этапе урока ставиться цель: усвоение последовательности операций, входящих в ВП.
Для ее достижения организуется:
1.Коллективное проговаривание вслух последовательности операций с опорой на ориентировочную основу.
2. Работа у доски. Даётся образец рассуждения и записи (обязательно параллельно и то и др.).
3. Комментированное «с места» решение (наиболее подготовленные учащиеся).
4. Кратковременная самостоятельная работа с учащимися с целью контроля, как идёт усвоение.
При её проверке требовать объяснения способа вычисления, а не только результат.
5. Отработка некоторых новых операций, не требующих вычислений. НАПРИМЕР: а) Проверь, правильно ли записаны числа в столбик: +25 +25 -837 88 21 б) Покажи стрелочками, какие разряды будут переполняться: +7854 -375 ×375 1952832 в) Определи, сколько цифр будет в результате. г) Сделай заготовку: +xxx *xxx xxx: хх хх хх 4. Технология формирования ВУ и ВН (методы, приёмы, формы, средства) Формирование ВУ и ВП происходит распределенно во времени.
Поэтому необходимо:
1. Выполнение достаточного для каждого ученика количества однотипных упражнений. Дифференциация по объёму и по средствам обучения: памятки-инструкции, памятки с алгоритмическими предписаниями, с образцами выполнения, карточки консультации; опорные схемы (для свободного выбора использовать предложенную подсказку или нет).
2. Своевременное сворачивание рассуждения, чтобы не тормозить развитие автоматизма.
и вспомогат., только основные все операции пе-конечный резуль- и основные реходят во внутр. тат план, называют только промежу- точн. результаты
НАПРИМЕР: 36: 2= (20+ 16):2=20:2+16:2= 10 + 8 = 18
Поскольку сворачивание происходит неодновременно у всех учащихся, необходимо время от времени снова возвращаться назад. Это обеспечивает полное осмысление ВП.
3. Постепенное усложнение заданий и повышение удельного веса самостоятельных работ.
4. Применение полученных знаний в относительно новых условиях при выполнение самых разнообразных упражнений (решение задач, уравнений и т.д.).
Дифференциация по содержанию и объему заданий.
5. Включение новых знаний в систему многообразных ВП. Рассредоточенно! Сравнение с другими ВП. Сравнение в чем то сходных ВП «ускоряет и облегчает наше здоровое мышление» (И.П. Павлов).
6. Планомерное и систематическое повторение.
7. Системотический контроль и учет уровня овладения ВП и ВУ классом в целом и каждым учеником в отдельности. Дифференциация заданий. Формы контроля: (поурочный, тематический, итоговый) - устный опрос; - кратковременная самостоятельная работа с целью выявления наиболее трудных для усвоения способов действий, случаев применения ВП, пробелов в знаниях учащихся; - поурочный балл (средства обратной связи); - математический диктант (на этапе формирования автоматизированного навыка); - обучающая, тренировочная самостоятельная работа (закрепление, расширение и углубление знаний, умений; повторение и подготовка к новой теме); - самостоятельная работа на ограниченное время; - проверочная самостоятельная работа ( уточнение, учёт уровня знаний); - итоговая контрольная работа; - проверка тетрадей. Средства обратной связи: - сигнальный блокнот; - сигнальные карточки с цифрами; - двухцветная карточка (красный – согласен, зеленый – не согласен). 8. Ознакомление учащихся с приёмами и способами самоконтроля и овладение соответствующими навыками. Приёмы самоконтроля: 1. Проверка по готовому ответу. 2. Круговые примеры. 3. Ответ задан косвенно: сумма ответов, шифровка (кодировка) ответов, занимательные сигналы (свет на табло электрифицированых пособий, арифметическое лото, тематические рисунки).
Способы самоконтроля (арифметической проверки): 1. Повторное вычисление тем же, а лучше другим способом (используя разные ВП). 2. Прикидка ответа. 3. По правилам проверки, использование взаимосвязи арифметических действий. +
НАПРИМЕР 47 -19=28
9. Систематическое включение в структуру урока этапа «Устный счет» (математическая разминка).
Особенности этого этапа урока: - проводится с разными целями – подготовка; закрепление; формирование ВН; развитие мышления; воспитание интереса к изучению математики и др.; - цель определяет место в структуре урока; - содержание соответствует целям урока, но включает самые разнообразные задания для устных вычислений или логических действий, в том числе занимательный и познавательный материал; - организуется в различных формах: математический диктант; фронтальный опрос с использованием средств обратной связи; дидактическая игра.
Организация работы по составлению и заучиванию таблиц
1. Виды таблиц и возможные пути предъявления их учащимся. 2. Анализ приёмов нахождения табличных результатов. 3. Содержание подготовительной работы к составлению таблиц. 4. Особенности уроков по составлению таблиц. 5. Система работы по закреплению знания таблиц и формированию навыка воспроизведения по памяти табличных результатов.
1. Виды таблиц и возможные пути предъявления их учащимся
Мы будем говорить одновременно как о таблицах сложения, так и о таблицах умножения, потому что в организации работы с ними нет существенных различий.
Составляются сначала таблицы для каждого частного случая, а затем сводные таблицы.
Например: умножение числа 3,сложение с переходом через 10 и др.
Сводные таблицы могут иметь две формы:
1) по столбцам, 2) прямоугольная таблица Пифагора.
ТАБЛИЦЫ
основные производные сложения и умножения вычитания и деления
Теоретические основы: смысл Вычитание и деление: смысл операции сложения, определение операций, взаимосвязь умножения с прямыми операциями
Сколько таблиц должны запомнить учащиеся? (7 таблиц: 3 основные и 4 производные) Например: Пути предъявления таблиц: I путь. Даются в готовом виде. От учащихся требуется их механическое запоминание.
II путь. Составляются вместе с учащимися. Предполагается деятельностный подход и осознанное запоминание.
III путь. Частично вместе с учащимися, частично самостоятельно.
Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 612; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |