Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Моделирование. Создание проблемной ситуации




Создание проблемной ситуации

Особенности работы на этапах ознакомления с ВП и его первичного закрепления

 

На этапе ознакомления с ВП ставится цель: «открыть» новый ВП и осознать его сущность, т.е. установить какие операции и в какой последовательности необходимо выполнить, чтобы найти результат, и почему.

 

Целесообразно использовать следующие приёмы и методы обучения:

НАПРИМЕР: 48:2 и 48:3; ٱ-3 и ٱ-4.

Выбор моделей и средств наглядности зависит от уровня подготовки детей и самого ВП:

- предметные множества для ٱ+3;

- наборное полотно 2×10 для 9+3;

- полоски-десятки, абак, пучки, счёты для 23+30;

- развёрнутая запись для 96:3, 237·4.

3) сравнение нового ВП с ранее известными:

НАПРИМЕР: 36-2 и 30-2.

4) организация поисковой деятельности (полностью самостоятельная или же управляемая).

НАПРИМЕР: в учебниках Аргинской И.И., Александровой Э.И.

5) организация репродуктивной деятельности по образцу, заданному учителем или же «открытому» некоторыми из учащихся.

Сочетание названных методов и приёмов обеспечивает дифференциацию обучения, а значит доступность на этапе ознакомления. Т.о., дифференциация на этом этапе осуществляется по методам, приёмам, средствам обучения. Рекомендуется «Взгляд назад»: Какой пример решали? Как? Почему?

 

Особое значение на этапе ознакомления придаётся процессу громкоречевого отражения последовательности действий.

РУКА ---- ЯЗЫК ---- ГОЛОВА

 

Поэтому необходимо:

1. Дать образец рассуждения. Он должен быть точным, лаконичным, интонационно окрашенным.

2. Обеспечить наглядную ориентировочную основу формируемого умственного действия: опорные слова, опорные схемы, развёрнутые записи на доске.

3. Требовать от учащихся рассуждений вслух (хором, жужжанием, в парах).

 

Первичное закрепление нового ВП проводиться на том же уроке. На этом этапе урока ставиться цель: усвоение последовательности операций, входящих в ВП.

 

Для ее достижения организуется:

 

1.Коллективное проговаривание вслух последовательности операций с опорой на ориентировочную основу.

 

2. Работа у доски. Даётся образец рассуждения и записи (обязательно параллельно и то и др.).

 

3. Комментированное «с места» решение (наиболее подготовленные учащиеся).

 

4. Кратковременная самостоятельная работа с учащимися с целью контроля, как идёт усвоение.

 

 

При её проверке требовать объяснения способа вычисления, а не только результат.

 

5. Отработка некоторых новых операций, не требующих вычислений.

НАПРИМЕР:

а) Проверь, правильно ли записаны числа в столбик:

+25 +25 -837

88 21

б) Покажи стрелочками, какие разряды будут переполняться:

+7854 -375 ×375

1952832

в) Определи, сколько цифр будет в результате.

г) Сделай заготовку:

+xxx *xxx xxx: хх

хх хх

4. Технология формирования ВУ и ВН (методы, приёмы, формы, средства)

Формирование ВУ и ВП происходит распределенно во времени.

 

Поэтому необходимо:

 

1. Выполнение достаточного для каждого ученика количества однотипных упражнений.

Дифференциация по объёму и по средствам обучения: памятки-инструкции, памятки с алгоритмическими предписаниями, с образцами выполнения, карточки консультации; опорные схемы (для свободного выбора использовать предложенную подсказку или нет).

 

2. Своевременное сворачивание рассуждения, чтобы не тормозить развитие автоматизма.

Полное объяснение   Частичное сворачивание   Полное сворачивание   Предельное сворачивание

и вспомогат., только основные все операции пе-конечный резуль-

и основные реходят во внутр. тат

план, называют

только промежу-

точн. результаты

 

НАПРИМЕР: 36: 2= (20+ 16):2=20:2+16:2= 10 + 8 = 18

 

 

Поскольку сворачивание происходит неодновременно у всех учащихся, необходимо время от времени снова возвращаться назад. Это обеспечивает полное осмысление ВП.

 

3. Постепенное усложнение заданий и повышение удельного веса самостоятельных работ.

 

4. Применение полученных знаний в относительно новых условиях при выполнение самых разнообразных упражнений (решение задач, уравнений и т.д.).

 

Дифференциация по содержанию и объему заданий.

 

5. Включение новых знаний в систему многообразных ВП. Рассредоточенно! Сравнение с другими ВП. Сравнение в чем то сходных ВП «ускоряет и облегчает наше здоровое мышление» (И.П. Павлов).

 

6. Планомерное и систематическое повторение.

 

7. Системотический контроль и учет уровня овладения ВП и ВУ классом в целом и каждым учеником в отдельности. Дифференциация заданий.

Формы контроля:

(поурочный, тематический, итоговый)

- устный опрос;

- кратковременная самостоятельная работа с целью выявления наиболее трудных для усвоения способов действий, случаев применения ВП, пробелов в знаниях учащихся;

- поурочный балл (средства обратной связи);

- математический диктант (на этапе формирования автоматизированного навыка);

- обучающая, тренировочная самостоятельная работа (закрепление, расширение и углубление знаний, умений; повторение и подготовка к новой теме);

- самостоятельная работа на ограниченное время;

- проверочная самостоятельная работа ( уточнение, учёт уровня знаний);

- итоговая контрольная работа;

- проверка тетрадей.

Средства обратной связи:

- сигнальный блокнот;

- сигнальные карточки с цифрами;

- двухцветная карточка (красный – согласен, зеленый – не согласен).

8. Ознакомление учащихся с приёмами и способами самоконтроля и овладение соответствующими навыками.

Приёмы самоконтроля:

1. Проверка по готовому ответу.

2. Круговые примеры.

3. Ответ задан косвенно: сумма ответов, шифровка (кодировка) ответов, занимательные сигналы (свет на табло электрифицированых пособий, арифметическое лото, тематические рисунки).

 

Способы самоконтроля (арифметической проверки):

1. Повторное вычисление тем же, а лучше другим способом (используя разные ВП).

2. Прикидка ответа.

3. По правилам проверки, использование взаимосвязи арифметических действий.

+

НАПРИМЕР 47 -19=28

 

9. Систематическое включение в структуру урока этапа «Устный счет» (математическая разминка).

 

Особенности этого этапа урока:

- проводится с разными целями – подготовка; закрепление; формирование ВН; развитие мышления; воспитание интереса к изучению математики и др.;

- цель определяет место в структуре урока;

- содержание соответствует целям урока, но включает самые разнообразные задания для устных вычислений или логических действий, в том числе занимательный и познавательный материал;

- организуется в различных формах: математический диктант; фронтальный опрос с использованием средств обратной связи; дидактическая игра.

 

Организация работы по составлению и заучиванию таблиц

 

1. Виды таблиц и возможные пути предъявления их учащимся.

2. Анализ приёмов нахождения табличных результатов.

3. Содержание подготовительной работы к составлению таблиц.

4. Особенности уроков по составлению таблиц.

5. Система работы по закреплению знания таблиц и формированию навыка воспроизведения по памяти табличных результатов.

 

 

1. Виды таблиц и возможные пути предъявления их учащимся

 

Мы будем говорить одновременно как о таблицах сложения, так и о таблицах умножения, потому что в организации работы с ними нет существенных различий.

 

Составляются сначала таблицы для каждого частного случая, а затем сводные таблицы.

 

Например: умножение числа 3,сложение с переходом через 10 и др.

 

Сводные таблицы могут иметь две формы:

 

1) по столбцам,

2) прямоугольная таблица Пифагора.

 

ТАБЛИЦЫ

       
   
 

 


основные производные

сложения и умножения вычитания и деления

 

Теоретические основы: смысл Вычитание и деление: смысл

операции сложения, определение операций, взаимосвязь

умножения с прямыми операциями

 

 

Сколько таблиц должны запомнить учащиеся?

(7 таблиц: 3 основные и 4 производные)

Например:

Пути предъявления таблиц:

I путь. Даются в готовом виде.

От учащихся требуется их механическое запоминание.

 

II путь. Составляются вместе с учащимися.

Предполагается деятельностный подход и осознанное запоминание.

 

III путь. Частично вместе с учащимися, частично самостоятельно.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 612; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.