Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Непосредственные умозаключения




Сущность, структура и виды умозаключений.

ТЕМА № 4. ДЕДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ

ЗАНЯТИЕ 4/1. Лекция. «Умозаключение как форма мышления.
Непосредственные умозаключения»

 

Время – 2 часа

Цели занятия:

1. Уяснить сущность умозаключения и его виды.

2. Уяснить логическую структуру умозаключения.

3. Познать сущность всех видов непосредственных умозаключений.

Примерные вопросы лекции:

 

Методические рекомендации по изучению материала:

 

По первому вопросу лекции:

- уяснить определение умозаключения как формы мышления;

- выявить роль и значение умозаключений в познавательной
деятельности;

- выявить и изучить логическую структуру умозаключения: посылки, заключение, вывод (логический переход от посылок к заключению);

- научиться классифицировать умозаключения по следующим
основаниям:

а) по количеству посылок (непосредственные и опосредственные);

б) по характеру логического вывода (дедуктивные – рассуждения строятся от более общего случая в посылках к менее общему в заключении; индуктивные – от единичных или частных случаев в посылках к общему в заключении; традуктивные – заключение о наличии у предмета определённого признака делается на основании сходства этого предмета с другим в ряде известных признаков);

в) по степени вероятности вывода (необходимые и вероятностные).

- уяснить условия, соблюдение которых обеспечивает истинность заключения:

а) посылки должны быть истинными

б) в умозаключении должны быть соблюдены правила логики.

По второму вопросу лекции законспектировать и изучить:

- сущность непосредственных умозаключений;

- виды умозаключений из одной посылки;

- логическую операцию превращения;

- логическую операцию обращения (чистое обращение и обращение с ограничением количества суждения);

- логическую операцию противопоставления предикату;

- способ проверки правильности вывода в операции противопоставления предикату;

- выводы из простых сравнимых суждений по логическому квадрату;

- следование истинности (ложности) одного суждения из истинности (ложности) другого суждения в зависимости от свойств отношений – противоположности, противоречия, частичной совместимости, подчинения.*

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте определение умозаключению.

2. Раскройте логическую структуру умозаключения.

3. Какие виды умозаключений вы знаете?

4. Что лежит в основе различения дедуктивных, индуктивных и традуктивных умозаключений?

5. В чём заключается сущность непосредственных умозаключений?

6. Какие виды непосредственных умозаключений вы знаете?

7. Охарактеризуйте логическую операцию превращения.

8. В чём заключается логическая операция обращения? Какие виды обращений вы знаете?

9. Дайте определение операции противопоставления предикату.

10.Можно ли проверить правильность вывода в операции противопоставления предикату? Если да, то каким образом?

11. Каково познавательное и практическое значение непосредственных умозаключений?

Литература:

1. Войшвилло Е.К., Дегтярёв М.Г. Логика: Учебник для вузов. М: ВЛАДОС, 1998. С. 349 – 362.

2. Иванов Е.А. Логика. Учебник. М: Изд-во БЕК, 1996. С.173 – 187.

3. Ксенофонтов В.Н. Логика: Учебное пособие. Новогорск: АГЗ, 1998. С. 50 – 56.

4. Бузук Г. Л. Логика. Полезные советы… Уч. пособие. М., 1994. 98 с.

3. Кириллов В.И. (под ред.) Упражнения по логике. М., МЦПЛ, 1999. С. 41 – 60.


Содержание лекции 4/1 в схемах

 

 


Схема 28. Умозаключение. Виды умозаключений

 

 


Схема 29. Непосредственные умозаключения

       
 
   
 

 

 

 


Схема 30. Непосредственные умозаключения

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 467; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.