Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Суставные рецепторы




Сухожильные органы.

Мышечные веретена.

Расположены параллельно мышечным волокнам. Каждое веретено покрыто соединительнотканной капсулой, которая образована несколькими слоями клеток. В центральной части капсула расширяется и образует ядерную сумку. Внутри веретена содержится несколько тонких, внутриверетенных или интрафузальных мышечных волокон, на которые намотаны афферентные волокна. При деформации растяжением возникает возбуждение. Сигналы, идущие от рецепторов мышечных волокон, сухожильных органов, суставных сумок и тактильных рецепторов кожи, называют кинестетическими, т.е. информирующими о движении тела. При сокращении мышцы возбуждения не возникает. Частота проприоцептивной импульсации возрастает с увеличением растяжения мышцы, а также при увеличении скорости растяжения, следовательно, мышечные веретена информируют нервные центры о длине мышцы и скорости ее изменения. Мышечные веретена обладают малой адаптацией, поэтому в течение всего периода растянутого состояния идет интенсивная импульсация в нервные центры, что обеспечивает осведомленность этих центров о состоянии мышцы. В зависимости от выполняемых движений и операций колеблется количество мышечных веретен в мышцах. Разряды гамма-мотонейронов вызывают сокращение интрафузальных мышечных волокон по обе стороны от ядерной сумки веретена, в результате чего несократимая центральная часть веретена растягивается и деформация отходящего отсюда нервного волокна вызывает повышение его возбудимости. Повышение чувствительности веретен необходимо:

1.Позволяет выделять проприоцептивную импульсацию на фоне другой афферентной импульсации.

2.Увеличивает точность анализа состояния мышц.

Гамма-регуляция – это основной способ чувствительности мышечных веретен.

Расположены в месте перехода мышечных волокон в сухожилия. Рецепторы размещаются на тонких сухожильных волокнах, окруженные капсулой, и оплетены окончаниями афферентного нерва. Лежат последовательно к мышечным волокнам, поэтому возбуждение в них возникает при напряжении мышцы. Сухожильные органы информируют нервные центры о степени напряжения мышцы и о скорости нарастания напряжения.

Это свободные нервные окончания, иногда заключенные в специальную капсулу. Их растяжение вызывает импульсацию в афферентных волокнах (информация об изменениях суставного угла, о движениях в суставе, о скорости изменения суставного угла).

Согласно теории функциональных систем (П.К.Анохина), схема формирования и управления двигательными навыками (целостным поведением) включает следующие компоненты:

1. Пусковое раздражение – первопричина действия (мотивировка, раздражение рецепторов из внешней и внутренней среды).

2. Программа двигательных действий вырабатывается в ЦНС для решения поставленных задач, определяет набор и последовательность включения двигательных актов.

3. Полезный результат – решающий фактор поведения, и для достижения этого результата в ЦНС формируется группа взаимодействующих вегетативных и моторных центров – функциональная система.

Афферентный синтез – взаимодействие различных афферентных сигналов (создает условия для формирования цели и программы поведения еще до начала выполнения действия).

Результат действия – возникает при реализации программы, отражается в виде афферентной импульсации, направленной обратно к импульсации, сформировавшей действие (обратная афферентация).

Акцептор действия (осуществляет оценку эффективности действия, аппарат сравнения и коррекции) – специальный механизм, воспринимающий сигналы обратной афферентации, и сопоставляющий их с реализуемой программой действия, определяет степень ее достаточности или недостаточности. При необходимости осуществляет коррекции.

Эмоции (чувства) – реакции организма на действие вне­шних или внутренних раздражителей, сопровождаемые ярко выраженными переживаниями.

Состояние организма во время эмоций обычно сопровожда­ется значительными изменениями функций внутренних органов и систем организма, могут возникать двигательные реакции. Эмоции вовлекают в усиленную деятельность лишь те системы организма, которые обеспечивают лучшее взаимодействие его с окружающей средой.

Основными структурами, ответственными за проявления эмоциональных реакций, являются элементы лимбической систе­мы, лобные и височные доли коры большого мозга. Поражение лобных долей сопровождается эмоциональной тупостью и растормаживанием биологических реакций. Удаление височных долей вызывает устранение страха и агрессии.

Значение эмоций.

1. Мобилизация физических и интеллектуальных ресурсов. Эмоция способствует сосредоточению внимания, обостряет мыс­лительную деятельность и чувствительность анализаторов, облег­чает запоминание большего объема информации и на более длитель­ный срок, повышает спортивные достижения и т. п.

2. Коммуникативная роль эмоции реализуется с помощью ми­мических и пантомимических движений, позволяющих человеку передавать свои переживания другим людям, сообщать им о своем отношении к объектам, явлениям.

3. Положительные эмоции оказывают благотворное влияние на состояние здоровья человека. Н.И.Пирогов заметил, что солдаты побеждающей армии выздоравливают быстрее. И.П.Павлов отме­чал, что положительная эмоция делает человека здоровым, отри­цательная разрушает организм. «Прибытие в город паяца для здо­ровья жителей важнее, чем 10 мулов, нагруженных лекарствами» (Т. Сиденгейм, английский врач, XVII в).

Выделяют и ряд других функций эмоций, например, оценочную (отражательную) функцию, однако это не обосновано. В частности, это относится и к так называемой оценочной роли эмоций. Оцени­вает свое состояние сам организм (ощущение голода, жажды, боли, радость при достижении цели и т. д.), а не эмоция. Поэтому есте­ственно, что при описании этой «функции» эмоций приводятся при­меры, иллюстрирующие мобилизующую роль эмоций. Называют также подкрепляющую функцию эмоций, однако при­меры приводятся тоже о мобилизующей роли эмоций. Так, у сытой кошки невозможно выработать пищевой условный рефлекс, а у го­лодной он вырабатывается легко. Совершенно очевидно, что и в этом случае подкрепление (пища как награда) мобилизует организм, т. е. это самая настоящая мобилизующая роль эмоций.

По мнению ряда авторов, имеется и переключательная функ­ция эмоций, когда человек должен выбирать из нескольких возмож­ных одно действие, например, приготовить пищу и удовлетворить пищевую потребность или пойти в театр. В подобных ситуациях побеждают (мобилизуют организм) более сильная мотивация и эмо­ция. Таким образом, и так называемая переключательная роль эмо­ций является мобилизующей, которую мы уже проанализировали.

 

3.5. Физиологические принципы обучения спортивной технике

Процесс становления спортивной техники строится на физиоло­гических предпосылках формирования двигательных навыков. Эти предпосылки сформированы в своеобразные принципы обучения, каждому из которых дается физиологическое обоснование:

1. Принцип постепенного усложнения техники движения: двигательные навыки формируются на базе простых, ранее выработанных двигательных актов. В этом – большая роль подготовительных упражнений. Целостное упражнение разбивается на элементы – от более простых к более сложным – таков процесс формирования навыка (к примеру, опорный прыжок в спортивной гимнастике). Решение этой сложной задачи возможно при сохранении структурной и биомеханической целостности упражнения.

2. Обязательна систематичность в выполнении изучаемых движений, так как необходимо выработать прочные временные связи.

3. Разносторонность в обучении спортивной технике предусматривает возможность экстраполировать двигательные навыки при наличии сбивающих факторов.

4. Принцип индивидуализации в обучении предусматри­вает не слепое копирование техники, а индивидуальный под­ход к ее формированию на основании генетических факторов.

При обучении спортивным движениям необходимо учитывать эффективность спортивной техники. Нерациональ­ная техника движений вовлекает в работу много групп мышц, которые требуют дополнительного расхода энергии.

 

Контрольные вопросы

1. Условия формирования двигательного навыка, как условного рефлекса. Стадии формирования двигательного навыка.

2. Возрастные особенности формирования двигательного навыка.

3. Общие принципы организации движений (теории Н.А. Бернштейна и П.К. Анохина)

4. Фазы формирования двигательного навыка.

5. Роль афферентного синтеза в формировании двигательного навыка.

6. Роль обратных связей в формировании двигательного навыка.

7. Динамический стереотип и экстраполяция двигательного навыка.

8. Понятие об акцепторе действия.

9. Принципы обучения спортивной технике.

 

 

Тестовое задание к теме ІІІ. ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ – ОСНОВА СПОРТИВНОЙ ТЕХНИКИ. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ И ОБУЧЕНИЯ СПОРТИВНОЙ ТЕХНИКЕ.

1. Двигательная и вегетативная компоненты двигательного навыка формируются

а) одновременно

б) в разное время.

2. Как вы считаете в таких видах спорта как акробатика, гимнастика, спортивные игры

а) первой формируется вегетативная компонента, второй – двигательная

б) первой формируется двигательная компонента, второй – вегетативная

в) обе формируются почти одновременно.

3. Расставьте фазы формирования двигательного навыка по времени их возникновения

А) Концентрация возбуждения, улучшение координации и совершенствование внешней формы движения.

Б) иррадиация нервных процессов с генерализованным внешним ответом. При этом начинается формирование целостного движения. Из-за процессов иррадиации в работу включается ненужная группа мышц.

В) наблюдается стабилизация и автоматизация движений.

4. Согласно теории функциональных систем П.К. Анохина, афферентный синтез включает 4 фактора: мотивацию, обстановочную информацию, память, пусковую информацию.

А) нет

Б) да

5. Направление и качество реакции обеспечивают:

А) мотивацию,

Б) обстановочную информацию,

В) память,

Г) пусковую информацию.

6. Акцептор действия – это комплекс, включающий:

А) сигналы обратной связи

Б) эфферентный синтез

В) афферентный синтез

Г) сигналы от сенсорных систем, вызванные внешним раздражителем

7. Периферические факторы, определяющие силу мышц – это

А) механические условия действия мышечной тяги

Б) внутримышечная координация

В) исходная длина мышцы

Г) физиологический поперечник

Д) межмышечная координация

Е) соотношение быстрых и медленных волокон.

8. Дать определение афферентного синтеза:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Теорию функциональных систем предложил:

А) И.П.Павлов;

Б) А.Г.Рыбковский;

В) П.К.Анохин;

Г) Н.А.Бернштейн;

Д) К.В.Судаков.

10. Принцип индивидуализации в обучении предусматри­вает возможность экстраполировать двигательные навыки при наличии сбивающих факторов.

а) да; б) нет.

 

ІV.ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЙ ОРГАНИЗМА СПОРТСМЕНА ПРИ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ УТОМЛЕНИЯ. УТОМЛЕНИЕ И РАБОТОСПОСОБНОСТЬ.

4.1. Дорабочее состояние.

Дорабочее состояние – это состояние, когда спортсмен не выполняет никаких двигательных действий, но в организме уже наблюдаются изменения в деятельности физиологических систем и вызываются эти изменения психологическими факторами (мысленное представление о соревнованиях, условия соревнования, уровень соперников и т.д.). Изменения физиологических функций под влиянием этих факторов в физиологии определены, как предстартовые состояния.

Предстартовое состояние (ПС) – это комплекс изменений физиологических и психологических функций, возникающий вследствие представления о предстоящих соревнованиях.

ПС рассматривают, как биологическую приспособительную реакцию организма (происходит мобилизация двигательных и вегетативных функций для предстоящей работы); автоматическая регуляция физиологических функций осуществляется по механизму условных рефлексов.

Величина физиологических сдвигов определяется неспецифическими (тип ВНД) и специфическими (объем физической нагрузки, ранг соревнований, наличие сильных спортсмена) влияниями окружающей среды; важную роль играют и психологические факторы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 789; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.