КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
НЛП: Современные психотехнологии 2 страница
Модель жизненной стратегии Четвертый способ подхода к проблемам постановки целен и планирования касается того, как мы думаем о них. У каждого из нас своя особенная структура мышления, разные жизненные ориентиры и ценности. Мы предпочитаем разные формы поведения. На языке НЛП это называется «перцептивными картами». Для одного человека главное в жизни — получить как гможно больше знаний, для другого — сделать что–то собственными руками, а третий печется о неких материальных признаках своего успеха. Так называемая модель жизненной стратегии, о которой пойдет речь, научит вас разбираться в подобных личных предпочтениях и ориентациях. Вы также поймете, как они влияют на процесс постановки и достижения целей. Все цели, как правило, можно разделить на пять основных категорий: • иметь; • действовать; • знать; • относиться; • быть. Например, вы можете стремиться получить новую работу или приобрести дачу, узнать нечто новое, завоевать уважение других людей или вызвать у них восхищение, ощутить себя в безопасности, почувствовать удовлетворение самим собой. Распределение целей по степени важности часто выражается в формулировках. Узнать, что такое программирование, получить квалификацию, присоединиться к группе, быть счастливым — все эти цели могут быть связаны между собой. Но то, как вы размышляете о них и выражаете их, показывает, какие из этих целей наиболее важны для вас, как именно вы намерены добиваться достижения своих долговременных целей. Стратегии реализации целей Вы должны уметь классифицировать свои цели по степени их важности, разбираться в собственной жизненной стратегии. Желание «наладить отношения со своим начальником» относится к категории целей отношения. Цели «подготовиться к экзамену по социологии» или «больше времени проводить со своими детьми» прежде всего относятся к области действия. Цели «получить диплом социолога», «иметь свое собственное дело» говорят о вашем стремлении обладать чем–либо. В качестве примера цели быть кем–либо можно привести желание «быть директором» или «стать хорошим отцом». Все это примеры разных жизненных стратегий, о которых мы еще будем подробно говорить дальше. Пока же отметим, что модель жизненной стратегии позволит вам рассмотреть собственные цели с разных позиций и точек зрения. Вполне возможно, что вам захочется что–то в них подправить, например усилить в какой–либо цели составляющую «знать» в противовес тенденции «иметь» или «быть» — в противовес «делать»; при этом ваши цели станут более четкими, а поэтому и повысятся ваши шансы на успех. Например, если бы вы хотели написать книгу, то какая мысль была бы для вас самой важной: «Я хотел бы написать нужную людям книгу», «Я хотел бы увидеть свою книгу напечатанной» или же: «Я хотел бы стать писателем»? Все ли перечисленные цели были бы для вас значимы, и если да, то в какой степени была бы важна каждая из них? Выбор за вами. Ясное осознание собственных целей необычайно важно для их достижения. А модель жизненной стратегии дает вам необходимый для этого инструмент. Глава 4 ПРАВИЛЬНО ЛИ ПОСТАВЛЕНА ВАША ЦЕЛЬ? Существует несколько довольно простых тестов, которые вам помогут существенно повысить шанс достичь поставленных целей. Критерий правильности поставленной цели хорошо зарекомендовал себя на самых разных организационных уровнях, но наиболее эффективен в работе над собой. Попробуйте применить этот тест ко всем своим личным целям (и если он окажется эффективным, распространите его на все ваши деловые планы и стратегии достижения успеха). Конкретна ли ваша цель? Некоторые цели больше похожи на мечты. Ваша цель высшего уровня должна быть подкреплена и уточнена в целях нижележащих уровней, это очень важно для успеха дела. Задайте себе вопрос: что именно мне нужно? Тест на конкретность цели можно применять в самых различных ситуациях. Например, вы можете поставить перед собой цель выучить испанский язык. Но такая общая цель не пройдет тест на конкретность, поскольку существует множество уровней владения языком. Хотите ли вы научиться всего лишь кое–как объясняться на улице и в магазинах во время поездки за границу в ближайший отпуск или же вы ставите перед собой некие более далеко идущие цели? Может быть, вы хотите изучить испанский язык настолько хорошо, чтобы можно было жить и работать в какой–нибудь испано-язычной стране, свободно вести на этом языке деловые переговоры? Выбор за вами, но если вы не сформулируете свою цель достаточно конкретно, у вас не будет шанса достичь ее. • Определите сроки для достижения своей цели Конкретно сформулированная цель предполагает и сроки ее достижения. Например, твердое намерение подготовить необходимые материалы к пятнице, к пяти часам, гораздо лучше позволяет сконцентрироваться на выполняемой работе. С позиций рассмотренной нами ранее четырехзвенной модели успешной деятельности, чем более конкретна ваша цель, тем легче вам будет определить, как далеко вы уклонились от правильного курса, и тем яснее будет, что необходимо сделать для исправления ситуации. Человек, как кибернетическая система, действуя по большей части на бессознательном уровне, лучше всего работает с четко сформулированными, конкретными целями. Как судить о результате? Чем более конкретно сформулирована цель, тем больше вероятность, что вы сможете увидеть, услышать или как–либо иначе почувствовать, что добились желаемого результата. Иметь подобное чувственно фиксируемое свидетельство успеха очень важно (особенно на уровне достижения индивидуальных целей). • Чувственная достоверность В большинстве случаев убедиться в том, что вы достигли поставленной цели, нетрудно. Если вы решили изучить испанский язык и сдать квалификационные экзамены, то подтверждением выполнения этой задачи будет (зримое и осязаемое) свидетельство о сдаче экзамена. Во многих других сферах деятельности также существуют свои стандартные формы подобных подтверждений, например выписка из банковского счета или отчет об уровне продаж за прошедший месяц. Но в некоторых случаях вам придется специально изобретать подобного рода показатель чувственной достоверности, для того чтобы придать результату большую наглядность и осязаемость, а для этого потребуется некоторая творческая жилка. Скажем, если вы решили похудеть килограммов этак до семидесяти, можно использовать при этом какой–либо образ, связанный с обычными домашними весами. • Внешние критерии На уровне целей, поставленных в области личной жизни (например, касающихся здоровья, семейных отношений), вам, возможно, придется придумать какие–то свои методы измерения степени вашего успеха. Цель «стать хорошим отцом» потребует от вас не только проводить больше времени со своими детьми, но и научиться чувствовать, насколько хорошо идет процесс их воспитания. Финансовые успехи обычно соотносятся с банковскими чеками, спортивные победы выражаются в количестве призов, очках или же в сведениях, приведенных в турнирной таблице в вашем клубе. Ваше увлечение может обрести дополнительную жизнеспособность и притягательность, если вы поставите перед собой цель увидеть что–то из написанного в печати — пусть даже в местной прессе. Если вы художник, вам, возможно, следует постараться организовать собственную выставку или же продать некоторые свои работы. Это стало бы для вашей работы дополнительным чувственным стимулом, а в дальнейшем — свидетельством ее успеха. Правильно ли вы оцениваете сложность задачи? Правильная оценка сложности достижения цели также необычайно важна. Если вы недооцените сложность какой–либо задачи, она вряд ли подвигнет вас на то, чтобы оставить ради нее другие менее важные дела. Если же вы, наоборот, существенно переоцените сложность задачи, она может оттолкнуть, испугать вас, и тогда вы не сможете добиться желаемого результата в полной мере, хотя, возможно, что–то и удастся сделать. Правда, здесь существуют значительные индивидуальные различия, и один с радостью возьмется за такую работу, которая напрочь отпугнет другого. • Оптимальный уровень эффективности У каждого из нас свой оптимальный уровень успешности. Например, многим необходимо периодически оказываться в ситуациях, связанных с определенной долей риска, для того чтобы работать с наибольшей отдачей. В подобных случаях мы ощущаем прилив энергии, продуктивность нашей деятельности резко увеличивается и кажется, что абсолютно все нам по плечу. Именно в таком состоянии мы попадаем в зону мастерства, где все дается необычайно легко, без усилий. Как правило, тот или иной проект или задание можно разбить на несколько подзадач. Время, отведенное на выполнение долгосрочного проекта, можно разделить на несколько временных интервалов так, чтобы задачи, находящиеся в каждом из этих интервалов, были реально выполнимыми. В то же время — требовали напряжения всех сил и использования всех способностей. • Сроки В качестве одного из параметров при задании оптимальной сложности какой–либо задачи выступает фактор времени. Правда, его необходимо соответствующим образом конкретизировать. Так, например, если вы начали заниматься изучением испанского языка, наметьте себе определенную дату сдачи экзамена. Нужно, чтобы задача была для вас реально выполнимой и в то же время требовала достаточного напряжения сил. Тогда ваша мотивация будет довольно высокой. Конечно, результаты будут также зависеть и от других ваших занятий в этот же период. Даже сравнительно несложная задача может вызвать стресс, если на нее накладываются другие заботы и обязанности. Поэтому примите также во внимание фактор иерархического расположения целей. • «Подбросить в огонь дров» или «спустить пар» Пересмотрите еще раз свои ближайшие цели. Постепенно вы сможете ставить перед собой все более значимые и сложные цели, которые будут требовать от вас все большего напряжения сил. Именно это и называется в НЛП «подбросить дров в огонь». Вы можете создать себе дополнительный стимул, взявшись за наиболее трудную задачу или поставив себя в более жесткие временные рамки. С другой стороны, вы можете немного испустить пар» Несколько сократите задание или уменьшите его сложность или дайте себе больше времени на его выполнение. Сложность задачи (трудность выполнения, оценка собственных возможностей) должна быть выбрана так, чтобы обеспечить наивысшую отдачу и в то же время наиболее сильную личную мотивацию. Помните, не стоит поддаваться панике. Но если мы разобьем задачу на отдельные этапы или же просто посмотрим на нее с другой точки зрения, оценка ее сложности может существенно измениться. Насколько позитивна ваша цель? Как вы, наверное, уже убедились, гораздо лучше выражать свои цели позитивным, нежели негативным образом. Почему бы не описать намерение «сбросить три–четыре килограмма» несколько иначе — «достичь определенного веса к определенному времени»? Тогда вашему мозгу не придется тратить дополнительные усилия на сопротивление негативным целям («сбросить»). Старайтесь поступать так с того самого момента, когда мысль впервые пришла вам в голову. Известно, что человеческий мозг значительно лучше справляется с позитивно выраженными целями. Каждый родитель, которому доводилось предостерегать или увещевать своего ребенка: «Смотри, только не упади, не пролей, не пропусти, не забудь...», должен знать, что запоминается–то как раз противоположное («забудь», «пропусти», «упади», «пролей»), и результат — соответствующий. Поэтому сами решайте, чего именно вы хотите: попасть в цель или промахнуться. Допустим, вы хотите избежать разорения, поражения или падения нравов. Но каково положительное содержание всех этих желаний? Какова цель, в которую вы намереваетесь попасть? Обманите свой мозг. Попробуйте не думать о кончике своего носа. Но для того чтобы не думать о чем–то, надо прежде об этом подумать. Практически, наш мозг может оперировать лишь позитивными идеями. Оказывается, совершенно невозможно удержать воображение мысленным приказом «не представлять начальника в ярко–желтом джемпере, который ему к тому же мал» без того, чтобы этот образ не возник перед вами во всей красе. И чем больше вы будете стараться не думать об этом, тем более глубоко запечатлеется у вас этот образ. Поэтому «не допустить продажи машины» — неподходящая формулировка, выразите свою цель позитивно: найти дополнительную работу (подработку), отдать долги или сделать какой–либо другой, более скромный шаг в нужном направлении. Обманите свой мозг, настройтесь позитивно, используйте воодушевляющие ассоциации. Что можно сделать для достижения цели? Правильно поставленная цель предполагает, что вы прилагаете значительные усилия для ее реального достижения, а не только мечтаете и любуетесь воображаемыми картинками. Вам нечем будет похвастать, если у вас не будет реальных рычагов воздействия на ситуацию. Вы можете желать своему ребенку всего самого лучшего: окончить школу, колледж, сделать хорошую карьеру, но даже самая благородная из всех существующих целей не сможет реализоваться сама собой. Ее реализация зависит от чьих–либо усилий. Однако вы можете поставить свою цель таким образом, чтобы именно вы могли оказать наиболее сильное воздействие на ситуацию. Вы можете оказать своему ребенку посильную помощь, например дать ему хорошее образование, морально и материально поддержать его в начале карьеры. Цель должна соотноситься с вашими возможностями, именно это является одним из основных условий успешной деятельности. Обладаете ли вы необходимыми ресурсами? Предположим, что все — в ваших руках. Но обладаете ли вы всеми необходимыми для успешной деятельности ресурсами? Если вам для выполнения задуманного требуется 1500 долларов, сначала поставьте перед собой задачу раздобыть или накопить необходимую сумму. Если на сегодняшний день вы не располагаете необходимым для этого временем, отложите решение задачи на некоторый срок. Причем все ваши действия должны соотноситься с иерархией целей — мелкие цели должны работать на крупномасштабные; краткосрочные — на долговременные; а все вместе они должны способствовать достижению главной цели вашей деятельности. Нечто подобное происходит и в быту. У вас может не оказаться необходимых навыков для реализации какой–либо важной для вас цели, но вы вполне можете их приобрести. Тест, позволяющий определить, обладаете ли вы необходимыми для достижения своей цели ресурсами, скорее подразумевает наличие у вас неких внутренних ресурсов, чем внешних. Какая–либо цель, которую вы ставите перед собой лет в пятьдесят, может оказаться, увы, совершенно нереальной, сколько бы денег вы ни накопили к этому времени и какие бы навыки ни приобрели. Молодой же человек сможет без особых усилий справиться с этой задачей. Так же существуют цели, которых легко может достичь человек ростом под два метра, подростку же ростом всего метр пятьдесят нечего даже мечтать об этом. К счастью, в жизни не так много вещей, которые находятся полностью вне пределов вашей досягаемости исключительно из–за недостатка у вас тех или иных внутренних ресурсов. Используйте рассмотренный нами тест. При необходимости — обратитесь к какому–либо человеку, мнению которого вы доверяете, чтобы он помог вам решить, обладаете ли вы всеми необходимыми качествами для решения стоящей перед вами задачи. Экология: кто или что еще может повлиять на дело? В НЛП экология — та среда, в которой и происходят все перемены в модели изменения состояния. Лишь немногие цели не подвластны влиянию среды. Одна цель служит предпосылкой и необходимым условием для другой или же сама испытывает влияние со стороны. Успех осуществления любого организационного плана зависит от того, насколько удачно он разделен на части и хорошо ли согласуются эти части между собой. В случае недостаточной координации разные части плана, как лебедь, рак и щука, будут тянуть нас каждая в своем направлении, и все наши силы будут потрачены впустую. Что делать? Все, о чем шла речь прежде, должно быть выражено в действии. Начните с того, что запишите на листе бумаги все, что вы хотите получить, сделать, узнать или кем хотите стать, используя при этом модель жизненной стратегии и применяя те тесты, о которых шла речь выше. На начальной стадии надо включить в этот список все ваши цели и желания. Намечая долговременные цели, которые должны занять высший уровень в вашей иерархии, не забудьте о целях самореализации и личностного развития. Попробуйте построить иерархическую структуру так, чтобы цели каждого нижележащего уровня поддерживали цели вышележащего уровня. Достижение целей второго ряда, например обретение финансовой независимости, также будет обеспечиваться достижением ряда подчиненных целей, таких как повышение уровня квалификации, назначение на должность заместителя начальника или ежемесячное откладывание определенной суммы. Каждая из этих задач, в свою очередь, имеет под собой ряд других конкретных задач — отослать необходимые бумаги, сдать отчет ко вторнику, согласовать с секретарем начальника время доклада и т. п. При этом ежедневные и еженедельные планы должны быть составлены так, чтобы цели сиюминутные поддерживали долговременные. Если же это не удается, спросите себя, на что именно вы согласны тратить время и силы в первую очередь. Если сиюминутные цели не определены вами в форме, допускающей их немедленное выполнение, вернитесь к началу и проделайте все тесты еще раз. Обратите на этот раз особое внимание на конкретность своих намерений и на имеющиеся у вас возможности для их осуществления. • Применение критерия «правильно поставленной цели» После того как вы выстроили иерархию целей, следует применить к каждой из них все те тесты, о которых шла речь выше. Тщетные желания и необоснованные надежды отсеются сами собой, поскольку они недостаточно конкретны. Правильно поставленные цели имеют удивительную способность сбываться как бы сами собой. Но если вы боитесь лишний раз потерпеть неудачу или принять на себя дополнительную ответственность, удача вряд ли улыбнется вам. Хорошенько запомните это и почаще говорите сами себе: «Если кто–то смог, то и я смогу». Глава 5 ТВОРЧЕСКАЯ ВИЗУАЛИЗАЦИЯ Возвратимся к нашему разговору о конкретности постановки цели: для того чтобы создать у себя ясную картину того, что именно вы собираетесь делать или чего хотите добиться, представьте себе, на что это будет похоже. Самоисполняющиеся образы Добейтесь появления у вас ясного образа, представьте вашу цель во всей полноте чувственных ощущений — со зрительными образами, звуками, запахами, вкусом и тактильными ощущениями. Преуспевающие люди обычно в совершенстве владеют этой техникой внутренней визуализации, они способны «вживе» представить себе самые невероятные сценарии, формируя таким образом свое собственное будущее. Автоматическим ответом на такого рода внутреннюю образность будут само–осуществляющиеся мысли и намерения. При этом позитивно настроенный человек порождает позитивные действия, а негативно настроенный — негативные. Отличительной чертой прирожденных лидеров и успешных спортсменов является то, что они могут «вживе» представить в голове события еще задолго до того, как те воплотятся в реальность. Это своего рода программа действий. Такая способность относится к числу врожденных. Тем не менее ее можно у себя развить. Этим в значительной мере и занимается НЛП. «Не могу себе представить этого» — свидетельство того, что внутренняя цель не сформирована, отсутствует. Правополушарная образность и процесс реализации целей Следующие положения особенно важны для процесса достижения целей в самых разнообразных сферах деятельности. • Постановка целей — не просто полезное занятие, а совершенно необходимый момент любой деятельности. Без цели человеческая кибернетическая система не может работать. • Существуют значительно более мощные способы фиксировать для себя цели, чем просто записывать их на бумаге. • Желаемый результат может быть создан сначала у нас в мозгу со всей подробностью до мельчайших деталей. Вы можете ощутить и пережить его еще задолго до того, как он возникнет в действительности. Такого рода навыки получили название проигрывания сценариев. Вы можете «примерить» на себя тот или иной результат, не подвергая себя реальному риску и не затрачивая при этом никаких ресурсов. • Мы можем приобретать некий внутренний опыт пребывания в различных состояниях, так же как обладаем опытом знакомства с людьми, вещами, городами и странами. Поэтому есть глубокий смысл в использовании модели «изменения состояний». • Техника визуализации применяется для того, чтобы сделать цель более привлекательной, подвигающей к действию. Для этого требуется некоторым образом «настроить» различные субмодальности, то есть характеристики нашего образа цели, такие как яркость или резкость картинки, громкость звуков (см. рис. 3). Таким образом мы в буквальном смысле слова можем сами себя подтолкнуть к действиям. • Интернализация (создание внутреннего образа) цели позволяет подключиться к работе нашему подсознанию, она как бы включает систему автопилота. • Все это хорошо согласуется с широко известными представлениями о роли бессознательного в процессе целеполагания, когда мозг работает сам по себе, безо всяких сознательных усилий с вашей стороны, но тем не менее в соответствии с некоторым внутренним образом желаемого результата (интернализированной цели). • Эти образы могут иметь различную степень отчетливости. Если цель в достаточной мере притягательна, побуждает к действию, то она обычно бывает представлена в виде яркого и реалистичного образа. Если же она менее привлекательна, — образ размыт. Этим процессом, который в обычной ситуации носит довольно случайный характер, можно научиться управлять. Здесь вами правят не привычки (многие из которых сами являются проявлением неких бессознательных намерений), а вы сами сознательно контролируете этот процесс. • Нет необходимости визуализировать то, как именно вы будете осуществлять свою цель. На деле это лишь ограничит вашу гибкость, подвижность и способность следовать интуиции и подсознательным ассоциациям. • Четко визуализированную цель куда проще описать другим людям. Внутреннее повторение Цели могут быть подвергнуты логическому испытанию на основе критериев, описанных ранее. Но им можно придать дополнительные силы при помощи внутреннего представления (расцвеченного всеми пятью чувствами). Этот процесс чувственного представления будущего получил в НЛП название «шага в будущее». Но более широко он известен под названием «внутреннего повторения». В качестве одной из техник НЛП он применяется не только при постановке целей, но и в других ситуациях, об этом еще пойдет речь.
Практика внутреннего повторения существовала и до НЛП, так, например, известно, что тем спортсменам, которые использовали внутреннее образное представление при подготовке к выступлению, удавалось достичь выдающихся результатов. Иногда эту технику называют также внутренней ролевой игрой. Уникальность техники внутреннего повторения состоит в том, что необходимо полностью забыть обо всех своих промахах и неудачах. Только в этом случае наш мозг сможет себе реально представить «образ успеха» (что особенно важно для людей, не слишком в себе уверенных). Образность правого полушария уравновешивает аналитическое левое полушарие, и все это вместе способствует лучшей работе мозга. Этот феномен совместной согласованной работы левого/правого полушария необычайно важен для успешной работы во всех сферах человеческой деятельности. • Стратегии достижения целей Для успешного достижения целей важно также и то, как проходит процесс их визуализации. Часто именно здесь проходит граница между теми целями, которые останутся всего лишь фантазиям», и теми, которые осуществятся на деле. Успешные модели (или схемы) деятельности могут повторяться. Так, например, вы вполне сможете перенести те стратегии поведения, которые оказались успешными в сфере хобби или в спортивных занятиях, на работу, и наоборот. Даже если до сих пор вам что–то удавалось всего лишь в какой–то одной сфере, это уже немало. Этот опыт можно использовать в качестве основы для распространения успеха на те сферы, где до сих пор ваши результаты и самооценка были невысоки. Потом вы уже сможете моделировать успешные стратегии деятельности других людей. Дальше об этом пойдет речь подробнее. А теперь настал момент потренировать ваши навыки визуализации, для того чтобы придать дополнительные силы и жизненность вашим целям и намерениям.
Упражнение Воплотим мечту в жизнь Выберите одну или две цели из вашего приоритетного листа и попробуйте представить себе их как уже свершившийся результат. Предыдущие тесты послужили к этому заданию хорошей подготовкой, потому что если намерению недостает конкретности, вам ни за что не удастся представить себе его со всей чувственной достоверностью и отчетливостью. Полезно попытаться проработать каждую модальность отдельно, сначала поработайте с картинкой, потом добавьте к ней звук, а потом поэкспериментируйте с осязанием. А затем попытайтесь объединить все это в одном реалистичном образе, который придаст процессу достижения цели необходимый импульс и силу. Возможно, что некоторые цели вам будет гораздо проще представить себе, чем другие. Их образы будут ясными и четкими, изображение всегда в фокусе, тогда как с другими будут возникать серьезные затруднения. Используйте характеристики образа цели (действительно вас привлекающей, в которой вы совершенно уверены) в качестве модели для всех других образов, которые пока еще находятся на уровне мечты или фантазии. Попробуйте просто перенести субмодальности — то есть детальные характеристики зрительных образов, звуков и эмоций — с хорошо поставленных целей на те, которые еще не удается сделать достаточно ясными и четкими. Используйте рис. 3 в качестве под сказки. Потренируйтесь в определении и изменении этих характеристик — это придаст вам дополнительные силы при попытках взять под контроль собственное состояние и процесс достижения поставленных целей. Часть третья В ЧЕМ СУТЬ ПРОЦЕССА ОБЩЕНИЯ? Глава 6 ЭФФЕКТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ И МАГИЯ КОНТАКТА «Смысл общения — в его результате», это общеизвестно. Как и любая другая сфера человеческой деятельности, общение имеет свои задачи: информировать, склонить, отговорить, предупредить, напугать и т. п. Поэтому все, что мы знаем теперь о целях — как сделать их более четкими, осязаемыми, — относится также и к общению. Одним из основных условий любого общения, независимо от его конкретных целей и содержания, является психологический контакт. НЛП как раз и занимается тем, что разрабатывает способы установления и поддержания полноценного контакта между людьми. В этой главе мы остановимся на некоторых конкретных приемах и техниках, освоение которых поможет вам научиться устанавливать контакт с людьми, что является залогом эффективного общения. Приобретение этого навыка будет способствовать развитию у вас чувства общности с людьми и достижению ваших целей. Каждый акт общения имеет определенный результат, который зависит от людей, с которыми вы общаетесь, и от обстоятельств общения. Здесь применимы общие принципы достижения цели (см. главу 3) и тесты, определяющие правильность поставленной цели (см. главу 4). Но, вне зависимости от обстоятельств общения и его целей, вам всегда пригодится умение устанавливать и поддерживать близкий контакт с собеседником. Сосредоточьтесь на том, чего вы хотите Разработайте одну или несколько стандартных процедур оценки целей общения. Задайте себе следующие вопросы: • Чего именно я хочу добиться? • Существуют ли какие–то цели, противоречащие данной? • Как лучше всего организовать общение? • Каким образом я могу установить и поддерживать контакт с партнером? • Действительно ли мне удобнее, чем другим, говорить об этом? • Как воспримут это сообщение мои собеседники? Эту стандартную процедуру можно применять во время практически всех ваших рядовых встреч и разговоров. Планировать в подобных случаях означает набросать для себя два–три основных пункта перед началом телефонного разговора, по дороге в кабинет шефа мысленно повторить про себя, что именно вы хотите от него услышать, а может быть, и прокорпеть все выходные над наброском речи, от которой зависит вся ваша последующая карьера. Усилия не будут потрачены зря, это — своего рода инвестиции в будущее. Итак, определите, какой именно результат вас устроит, но при этом тщательно обдумайте форму и содержание вашего сообщения, чтобы оно было наиболее подходящим именно для этого собеседника. Принцип уподобления Один из самых важных принципов установления контакта с собеседником — это быть таким, как он. Точнее говоря, думайте, как он, и, используя наши прежние аналогии, приобщитесь к его «карте реальности». Подобный подход в значительной мере способствует повышению эффективности общения. Если вы и ваш собеседник принадлежите к одному кругу, воспитывались и получали образование в сходных условиях и поэтому имеете общие интересы (в области спорта, политики или религии), это поможет вам легко установить контакт. И наоборот, если у вас и у вашего собеседника совершенно разные «карты реальности» (вы принадлежите к разным культурам, воспитывались и получали образование в отличных друг от друга условиях), установить контакт будет значительно сложнее. Но принцип уподобления все же полезно применять в самых разнообразных ситуациях:
Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 246; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |