Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

НЛП: Современные психотехнологии 3 страница




• оптимисту значительно легче найти общий язык с дру­гим оптимистом, нежели с пессимистом;

• пунктуальному и скрупулезному человеку, привыкшему разбираться во всем до мельчайших подробностей, бу­дет трудно наладить общение с человеком широкой натуры, который привык не обращать внимание на дета­ли;

• профессионалы обычно быстрее находят общий язык друг с другом;

• человек с сильно развитой способностью к визуализа­ции может испытывать затруднения в общении с чело­веком, эмоционально пассивным;

• люди, говорящие быстро (или, наоборот, медленно), обычно легче общаются с теми, у кого такой же темп речи;

• деятельным людям, как правило, трудно найти общий язык с мечтателями.

Пусть это и менее очевидно, но способствовать установле­нию контакта может также некоторое физиологическое сход­ство между вами и вашим собеседником. В самом деле, нам обычно нравятся люди, которые чем–то напоминают нас самих по своей внешности, манере поведения, отношению к жизни, по своим убеждениям и темпераменту. Подобные причины сим­патии могут и не осознаваться, но они тем не менее имеют большое значение в процессе установления контакта. Многим навыкам общения можно научиться, чтобы затем использовать их в своих интересах. Успешное общение так же укладывается в модель успешной деятельности, рассмотренную нами в главе 2, как и любые другие сферы приложения сил.

Подстройка

Наглядный признак хорошего контакта между собеседни­ками — это сходство их манер общения и принимаемых ими поз. Силуэты собеседников отражают друг друга, разговари­вают ли они на уличном перекрестке, или же склоняются вме­сте над письменным столом. Такое сходство принимаемых поз часто называют зеркальным отражением. Хотя в повсе­дневном общении мы на это редко обращаем внимание, фено­мен зеркального отражения собеседников уже довольно хо­рошо изучен и запечатлен на видеопленке.

Взаимная подстройка собеседников включает в себя соот­ветствие скорости, громкости и тона их речи. Общение же с человеком, чей «язык тела» существенно отличается от вашего (например, он сидит, скрестив ноги и руки, в то время как ваша поза полностью открыта), может оказаться неожиданно трудным. Или представьте себе разговор между человеком, произносящим слова скороговоркой и несколько отрешен­ным медлительным любителем тщательно обдумывать каж­дое слово. Без сомнения, таким людям будет сложно найти общий язык. Взаимная подстройка собеседников включает в себя также взаимное (вольное или невольное) копирование всех нюансов мимики друг друга. Лицо каждого из собесед­ников — открытая книга, что и дает ему возможность коррек­тировать свое поведение в процессе общения (на основе все той же обратной связи). Использование техники мимическо­го подстраивания (удивленное поднятие бровей, улыбка и множество других повседневно используемых мимических движений) поможет вам наладить контакт с собеседником. Когда такой контакт будет установлен, все необходимые ми­мические движения станут совершаться сами собой, абсолют­но естественно.

Все это высокоэффективные техники совершенствования процесса общения. Но ими необходимо овладеть настолько хорошо, чтобы они действовали сами собой, на бессознатель­ном уровне

• «Калибровка» контакта

В процессе общения можно сознательно и активно повто­рять телодвижения и позы вашего собеседника с целью улуч­шения вашего контакта. При этом вы можете понаблюдать за своим собеседником, чтобы определить, реагирует ли он на ваши действия и отражаются ли они на эффективности ваше­го общения. В НЛП этот прием называется «калибровкой» контакта. Для его использования на практике необходимо об­ладать чуткостью восприятия, о которой мы уже говорили в предшествующих разделах. В лучшем случае мы можем по одной улыбке собеседника определить его настроение. Но существует также бесчисленное множество не столь очевид­ных невербальных проявлений настроения и образа мыслей человека, с которым вы общаетесь. Степень «зеркального от­ражения» может служить критерием успешности установ­ленного контакта и эффективности общения в целом. «Зер­кальное отражение» — не только признак тесного контакта, но и средство для улучшения общения

• Подстройка в группе

Подстройку можно с успехом использовать и при группо­вом общении. Достаточно одному члену какой–либо группы скрестить ноги, как через несколько минут все остальные сде­лают то же самое. Если кто–то наклонится вперед и обопрет­ся на руки, вскоре и другие сделают то же самое. Чаще всего именно начальник или кто–то из людей, имеющих авторитет в группе, делает какое–либо движение первым. Так можно выя­вить лидера. Также хорошо видно, какие из членов группы находятся в тесном контакте друг с другом, какие занимают контрпозицию по отношению к коллективу, а какие — слиш­ком погружены в свои мысли, а потому и ведут себя совер­шенно особым образом.

• Частичная подстройка

Идея, о которой пойдет речь, столь проста, что многие мо­гут недооценить ее значение. Для того чтобы почувствовать эффективность описанного ниже приема, понаблюдайте снача­ла за другими людьми, а потом попробуйте проделать то же самое. Если прямое сознательное подражание почему–либо смущает вас, используйте его несколько смягченную версию, известную под названием частичного подстраивания или час­тичного отражения.

Если ваш собеседник опирается подбородком на руки, кос­нитесь своего лица одной рукой. Если он крутит в руках ручку, сделайте и вы то же самое, но несколько иначе. Если же ваш собеседник наклонился вперед, примите и вы такую же позу, но только несколько более открытую и нейтральную. Примеров здесь можно привести множество. Удобнее ис­пользовать частичную подстройку. Ваш собеседник вряд ли поймет, что происходит (как это могло бы случиться в случае прямого подражания). Поэтому пусть вас не беспокоит, что другие могут что–то заметить, это происходит крайне редко.

Наоборот, сразу же бросается в глаза и вызывает у нас неудовольствие, если чье–то поведение отличается от нашего. На визуальном уровне это означает, что контакт утерян, а про­цесс общения идет вхолостую.

Подстройка при помощи голоса и речи

Не стоит сводить подстройку к собеседнику только к под­ражанию его мимике и позам. Не менее важно сходство ма­неры общения, включающей в себя темп речи, высоту тона и тембр голоса. Так же важно сходство словоупотребления. Некоторые люди часто употребляют и особо подчеркивают определенные слова и выражения. Это отчасти характеризу­ет свойственное им представление о мире. Поэтому при уста­новлении контакта с этими людьми можно добиться порази­тельных результатов, если использовать их любимые слова и выражения.

Подстройка к речевым особенностям собеседника чрезвы­чайно важна при разговоре по телефону, когда нет других спо­собов наладить контакт. В этом случае невозможно исполь­зовать язык тела, но аналогичных результатов можно добить­ся при помощи голоса. Людям, речь которых звучит по теле­фону совершенно естественно, обычно хорошо удается веде­ние различного рода телепередач, так как они обладают бес­сознательными навыками общения.

Подстройка и ведение за собой

У людей наблюдается тенденция непроизвольно подражать всем изменениям позы и общего состояния собеседника. Если в процессе разговора один из собеседников скрещивает ноги, скорее всего, и другой вскоре сделает то же самое. Если кто–то откидывается назад, сцепив пальцы на затылке, интересно понаблюдать, как через некоторое время окружающие совер­шенно бессознательно принимают ту же позу. Это говорит о том, что между людьми установился тесный контакт и процесс общения идет успешно.

Техника подстраивания к собеседнику может применяться еще более широко. До сих пор вы только подражали какому–либо человеку, теперь же попробуйте сами потихоньку повес­ти его за собой при помощи вашего голоса, мимики и жестов так, чтобы, непрерывно поддерживая с ним тесный контакт, изменить его состояние в целом. Очень часто поза со скре­щенными ногами и руками отражает общий негативный на­строй человека, хотя иногда эта поза может быть просто удоб­ной. Подводя такого человека к более открытой позе, вы тем самым способствуете возникновению у него более позитив­ного восприятия.

• Как незаметно влиять на собеседника

Изменения, касающиеся физической стороны общения, должны быть постепенными и ни в коем случае не явными. Прежде всего надо самому расцепить руки, а затем, когда собе­седник уже последовал вашему примеру, заставить его изме­нить положение ног.

То же самое относится к изменениям темпа речи и тембра голоса, а также любой другой характеристики процесса обще­ния, в том числе и вашей позы. Например, если перед вами разгневанный человек, который говорит быстро и на повышен­ных тонах, то прежде всего вам необходимо подстроиться к нему, по крайней мере, до некоторой степени. Если в такой ситуации вы начнете говорить медленно, обдумывая каждое слово, это явно не будет гармонировать с настроением вашего собеседника и, скорее всего, вызовет у него антипатию к вам. Поэтому вам следует начать с подстраивания.

Добившись необходимого контакта путем умелого под­страивания к вашему собеседнику (как с помощью слов, так и с помощью зеркального отражения его мимики, жестов, позы), вы можете постепенно начинать приводить его в нужное вам состояние. Вам следует постепенно замедлять темп речи и смягчать жестикуляцию до тех пор, пока ваш собеседник не начнет делать то же самое. И вскоре он успокоится. Причина этого заключается в том, что наше сознание и наше поведение тесно взаимосвязаны: (Трудно сказать: вам хорошо, потому что вы насвистываете, или же вы насвистываете, потому что вам хорошо.)

Вы оцените пользу от применения данной техники, только опробовав се на практике. Возможно, поначалу техника «под­ражания и ведения» покажется вам несколько искусственной и будет вас стеснять, но со временем вы станете использовать ее автоматически, причем эффективность ее от этого не уменьшится.

• Полезные советы

Рассмотренные в этой главе техники могут быть приме­нимы в самых разнообразных ситуациях. Вот несколько при­меров:

• Как утихомирить разгневанного начальника или коллегу. Разные люди выражают свой гнев по–разному, и поэтому при общении приходится применять различ­ные варианты техники «подражания и ведения». Напри­мер, если человек, находясь в состоянии горя или гнева, начинает говорить медленно, тихим голосом, значит, вам придется начинать с подражания именно этой его мане­ры. Вы должны установить контакт, следуя за собесед­ником, и вы же должны решить, когда и как повести его за собой, используя при этом в качестве сигналов для него изменения любых характеристик процесса обще­ния. Именно вы должны контролировать весь ход об­щения в целом и его конкретные цели.

• Как использовать юмор в процессе общения. Если разговор получается слишком официальным или натя­нутым, примените технику «подстройки и ведения», для того чтобы создать более непринужденную обстанов­ку. В этой ситуации поможет внесение в беседу оттен­ка легкого юмора в сочетании с использованием соот­ветствующего «языка» тела.

• Как изменить чье–либо настроение. Достаточно вскользь сделанного неожиданного замечания, для того чтобы «сбить» настроение собеседника, не нарушая при этом контакта с ним. Практически любой неожидан­ный жест может привлечь внимание собеседника и вер­нуть его к разговору. Именно в этот момент уместнее всего будет сказать человеку то важное, что вы хотели ему сообщить. Достаточно на несколько секунд пре­рвать ровное течение беседы или немного поменять интонации голоса, и вы измените состояние вашего со­беседника

• Как завершить беседу. Неожиданное действие с ва­шей стороны способно полностью нарушить контакт. Например, вы можете встать, отвернуться от собеседни­ка или хлопнуть ладонями по крышке стола. Если вы добиваетесь прекращения контакта с кем–либо, то дей­ствуйте подобным образом. Можно просто смотреть в сторону. Это производит примерно тот же эффект, только более мягкий, и занимает несколько больше времени.

Конгруэнтность

Вряд ли вы сможете передать свой энтузиазм другим людям, если сами находитесь в скверном настроении. Сформули­руем важнейшее правило: при любом общении необходимо соответствие между произносимыми словами и другими составляющими коммуникационного процесса, такими как мими­ка, поза или интонация голоса.

Иногда люди, совершенно не отдавая себе в этом отчета, говорят нечто утвердительное и в то же время качают голо­вой, что расценивается окружающими как отрицание. Анало­гично, закрытая поза тела (нога на ногу, скрещенные на груди руки) или отведенный в сторону взгляд (прерванный контакт глаз) часто говорят о несоответствии между словами и дей­ствительным мнением человека, с которым вы разговаривае­те. Конгруэнтность, или согласованность различных сторон поведения каждого собеседника, имеет такое же значение для успешного общения, как и конгруэнтность между собеседни­ками. А оно достигается в процессе подстраивания собесед­ников друг к другу. Трудно полностью контролировать по­добную согласованность у других. Даже имея в виду все те бессознательные мотивы, которые оказывают влияние на их поведение. Но вполне можно взять на себя ответственность за свой вклад в общение, например за установку и поддержи­вание на протяжении всей беседы тесного контакта. И впол­не возможно добиться согласованности всех составляющих вашего поведения. От этого зависит успешность вашего об­щения с кем–либо.

• Неконгруэнтность в действии

При рассмотрении конкретных примеров легко убедиться, как велика может быть роль несогласованности компонентов общения. Помните, что бы вы ни говорили и ни демонстриро­вали своим поведением на сознательном уровне, существует множество разного рода иных сигналов, подаваемых голосом, глазами и телом, которые все равно выдадут правду. Если эти сигналы не будут соответствовать содержанию слов, то обще­ние не будет успешным.

Вернемся к примеру, касающемуся общения с разгневан­ным коллегой. На самом деле у вас может и не быть особого желания его успокаивать. Поэтому, даже если вы тщательно продумаете все свои утешительные слова и жесты, все равно в душе вам захочется «поставить его на место» (имея в виду собственную точку зрения). Таким образом, вы потерпите неудачу с точки зрения достижения непосредственных целей в вашей сфере деятельности. И у вас возникнут проблемы, касающиеся долговременных отношений с коллегами.

Мы уже обсуждали ранее принцип уподобления. Как пра­вило, нам нравятся люди, чем–то похожие на нас, и общение с ними дается нам легче. «Она — человек моего плана» или «Мы с ним настроены на одну волну» — такого рода утверж­дения гарантируют высокую эффективность общения. До сих пор мы говорили о поведенческих аспектах процесса общения, в заключительных же главах этой части книги я остановлюсь на некоторых «нейро» аспектах НЛП, также влияющих на эф­фективность процесса общения.

Глава 7

СПОСОБЫ ВОСПРИЯТИЯ МИРА И ОБЩЕНИЕ

Вы можете быть похожими на других людей как по образу мышления, так и по внешнему облику и по поведению. Напри­мер, некоторые люди — оптимисты, а другие — пессимисты. У одних «с мозгами все в порядке», а у других, похоже, такой же беспорядок внутри, как и снаружи. Один человек предпочита­ет мыслить образами, другой постоянно ведет с собой внут­ренний диалог, третий же должен все сам «пощупать». В этой главе речь пойдет о разных способах мышления и представле­ния мира (в виде зрительных, звуковых, осязательных образов или через внутренний диалог).

Это и есть начала общения, те основополагающие особен­ности, благодаря которым одни люди похожи, а другие корен­ным образом отличаются друг от друга. Это очень важно для установления и поддержания контакта между людьми.

Согласно НЛП, сознание можно рассматривать как внут­реннее представление нашего опыта в виде звуковых, осяза­тельных, вкусовых и обонятельных образов. Так, например, мы можем думать о неком событии, имевшем место в прошлом, воспроизводя в памяти зрительные образы, звуки и прочие связанные с ним ощущения. Точно так же этот механизм можно использовать для того, чтобы представить себе буду­щее. Существуют пять сенсорных каналов, по которым к нам поступает информация извне: зрительный, слуховой, кинесте­тический, вкусовой и обонятельный. Каждый из этих каналов называется модальностью, а их более детальные характерис­тики или качества — субмодальностями. Примерами визу­альных (зрительных) субмодальностей могут быть яркость и четкость воображаемой картинки. Звуковые субмодальности включают в себя громкость и высоту тона (как при настройке телевизора). В дальнейшем мы встретимся и с другими суб­модальностями, что еще раз продемонстрирует, насколько бо­гат и уникален образный мир каждого из нас и насколько многообразны те способы, при помощи которых мы представ­ляем себе реальность. Загляните на стр. 34, рис. 3, там пред­ставлен список субмодальностей.

Роль субмодальностей в процессе общения заключается в том, что именно они участвуют в создании тех карт реально­сти, которыми мы пользуемся. Поэтому, разговаривая с кем–либо, мы можем добиться взаимопонимания с собеседником только в том случае, если задумаемся над тем, как другой человек представляет себе мир, как он мыслит и чувствует, и в том числе каковы субмодальности его чувств. Что этот человек видит, слышит и ощущает внутри себя?

Каждый из нас по–своему воспринимает окружающее. На­пример, один мыслит в зрительных образах, а другой — в звуковых. Это предпочтение может быть очень слабо выра­женным — мы немногим лучше умеем представлять себе осязательные образы, чем звуковые. Или же это может быть значительная степень доминирования, и в этом случае нам трудно понять, как кто–то другой может думать иначе. Так сложилось, что все мы в большей степени пользуемся зритель­ными образами. Затем идут звуковые образы, а после них — кинестетические. Обонятельные и вкусовые образы, хотя они и могут играть существенную роль в тех или иных конкрет­ных воспоминаниях, все же не так часто используются в по­вседневности, а поэтому и не столь значимы в процессе об­щения. Вспомнив принцип уподобления, предположим, что сходные сенсорные предпочтения также могут способствовать усилению контакта между людьми.

Сенсорные предпочтения

В процессе общения вы можете значительно увеличить степень контакта со своим собеседником, если поймете, каким именно образом он создает свою карту реальности, и если сможете подстроиться под него. Это на удивление несложно сделать. Например, подсказку можно найти уже в тех словах, которыми изъясняется этот человек. «Визуальный» человек (то есть человек, предпочитающий при контакте с окружаю­щим миром полагаться в основном на зрительные образы) будет говорить о том, насколько «четко он видит», или бросит реплику: «Теперь я вижу, что вы имеете в виду».

«Аудиальный» же человек скажет, что «был рад вас слы­шать» или что «это неплохо звучит». Как только вы научи­тесь осознавать, каким именно сенсорным каналам отдает предпочтение ваш собеседник, вы станете определять это со­вершенно автоматически при любом разговоре, при чтении газеты, отчета или письма. Вот примеры наиболее типичных фраз и оборотов, которые называются предикаты.

• Визуальный тип. «Вижу, что вы имеете в виду», «тем­ное место», «это выглядит...», «давайте еще раз взглянем на это», «отрадно видеть», «при ближайшем рассмотре­нии», «туманное представление», «пролить некоторый свет».

 


• Аудиальный тип. «По правде говоря», «пропускать мимо ушей», «растрезвонить», «слово за слово», «скажите мне», «неслыханный».

• Кинестетический тип. «Погодите секунду», «холод­ный человек», «сердечный человек», «толстокожий чело­век», «уловил идею», «убийственный аргумент», «ловко сделано», «и пальцем не пошевелю ради этого», «это меня задевает», «я это печенкой чувствую», «я свяжусь с вами».

• Обонятельный и вкусовой типы. «Это дурно пах­нет», «горькая пилюля», «свежий как роза», «ядовитое замечание», «это надо хорошо переварить», «проглоти это», «дело вкуса», «о вкусах не спорят».

• Невербальные сенсорные ключи

Так же как и слова, язык тела и особенности речи также отражают наши сенсорные предпочтения или способ мышле­ния. Человек с ярко выраженным визуальным типом пред­ставления обычно говорит быстро, высоким голосом и часто дышит.

Человек аудиального типа, скорее всего, будет говорить значительно медленнее, бархатистым голосом с заметным грудным резонансом, а также, возможно, станет сопровождать свою речь ритмичными движениями рук (например, будет по­стукивать ручкой о стол или качать ногой). Может быть, он примет при этом естественную и удобную позу, немного на­клонив голову.

Человек кинестетического типа, вероятно, будет говорить медленно и несколько монотонно, дышать в замедленном темпе, смотреть в землю — прежде чем ответить, скорее как бы осязая нечто, нежели представляя себе это зрительно или прислушиваясь к тому, что происходит внутри него.

Если вы сможете понять, каковы сенсорные предпочтения ваших коллег или каких–либо других людей, это даст вам яв­ные преимущества при общении с ними. Вы гораздо быстрее и легче сможете подстроиться к своему собеседнику, что по­зволит повысить степень контакта

• Как понять собеседника по движению глаз

Существует еще один способ определения сенсорных предпочтений собеседника — по движениям его глаз. Глаз­ные яблоки движутся в соответствии с тем, какой сенсорный процесс в данный момент протекает в сознании. В большин­стве случаев это движение служит достаточно надежным индикатором того, как именно работает сознание конкретного человека.

Движение глазных яблок вверх происходит при преобла­дании визуальных процессов, а в сторону — при преоблада­нии аудиальных. Взгляд, направленный вниз, обычно связан с кинестетическими ощущениями или с внутренним диалогом.

Характер движений глаз также зависит от того, происхо­дит ли процесс припоминания, или же звуковые или зрительные образы создаются вновь, как, например, при прокручива­нии возможных сценариев, касающихся чего–то такого, чего прежде с вами никогда не случалось. Вы можете прямо сейчас попробовать применить на прак­тике описанные выше приемы, что, несомненно, обогатит ваш опыт общения. Правда, это потребует от вас некоторой сноров­ки. Вы должны будете отмечать наиболее часто повторяющи­еся у вашего собеседника словосочетания и наиболее характерные для него жесты, движения глаз и т. п. Кроме того, вам надо будет на ходу разбираться в значении отмеченных осо­бенностей речи и поведения собеседника. Движения глаз мо­гут быть слишком быстрыми, иногда трудно бывает решить, ка­кие из этих движений доминируют. Удобнее выполнять раз­ные упражнения по очереди: например, в один день следя только за движениями глаз собеседника, а на другой день — прислушиваясь к характерным для его речи словосочетаниям. Когда вы в достаточной мере освоите эти приемы и смо­жете без особого труда определять, к какому сенсорному типу относятся ваши ежедневные собеседники, то их привычная манера речи станет для вас гораздо более информативной. Сделанное вашим собеседником замечание «теперь я вижу, что вы имели в виду» может не иметь для вас особого смыс­ла. Но — только пока вы не поймете, что человек, с которым вы разговариваете, представляет себе мир преимущественно в виде визуальных образов. Или вам может быть не очень понятно, почему же проект нового завода для вашего собесед­ника «звучит классно» или как он мог его «по–настоящему ощутить», до тех пор, пока вы не осознаете все своеобразие восприятия этим человеком окружающего мира и уникаль­ность его сенсорной карты реальности.

• Несколько полезных советов

Вот несколько рекомендаций, которые помогут вам опре­делить характер сенсорных предпочтений тех людей, с кото­рыми вам часто приходится общаться.

• Прислушайтесь, какими именно предикатами пользу­ются эти люди в своей повседневной речи. Эти предика­ты могут относиться к трем основным модальностям — зрению, слуху или осязанию. Обратите внимание, не до­минирует ли среди этих модальностей какая–то одна (или две). Соответственно отметьте, предикатами какого типа ваши собеседники предпочитают не пользоваться.

• Внимательно изучите отчет или какое–либо письмо, на­писанное интересующим вас человеком. Проанализи­руйте этот документ на предмет характерных предика­тов. В письменной речи, как и в устной, мы склонны употреблять некие характерные обороты, отражающие способ нашего контакта с реальностью.

• Начните сами использовать в разговоре некоторые ха­рактерные для ваших собеседников словосочетания, подстраиваясь под тех людей, сенсорные предпочтения которых вам уже известны, и понаблюдайте за эффек­том своих действий. Вероятно, в самом скором време­ни вы поймете, почему в разговоре с человеком, обла­дающим кинестетическим типом восприятия, следует произносить фразы типа «я ухватил вашу идею» или «мне немного не по себе от этого». Вы сами увидите, насколько повысится уровень вашего контакта с подоб­ным собеседником, даже если раньше вам казалось, что с этим человеком невозможно общаться.

• Оцените значение невербальных характеристик поведе­ния (в том числе движений глаз) вашего собеседника.

• Помните о характере сенсорных предпочтений ваших коллег, начальников или клиентов, общаясь с ними, го­товя для них отчеты или служебные записки. Исполь­зуйте соответствующие сенсорные предикаты.

Инициатива движения навстречу собеседнику должна при­надлежать инициатору общения. Можно попробовать скло­нить собеседника в сторону какой–либо другой, не свойствен­ной ему модальности, так, что он увидит (или услышит, или почувствует) все по–иному.

Довольно часто использование этого приема помогает в налаживании общения, разряжает ситуацию. Употребление человеком кинестетического типа таких фраз, как «что вам видится в данном случае?» или «что вы по этому поводу скажете?», хотя они интуитивно и кажутся ему «неправильны­ми», все же допустимо для него в рамках техники частичной «подстройки и ведения».

В действительности мы используем наши чувства в пол­ном объеме — дело лишь в некоторых предпочтениях.

• Каковы ваши собственные сенсорные предпочтения?

Давайте разберемся с вашими собственными сенсорными предпочтениями. Возможно, вы склонны к зрительному восприятию реальности и вам легко удается визуализировать сценарии воображаемых будущих событии. А может быть, вы предпочитаете вести внутренний диалог и прислушиваетесь к своему внутреннему голосу, его советам и возражениям?

Однако мы далеко не всегда воспринимаем реальность до конца осознанно, подобно тому, как мы практически не задумы­ваемся, проговаривая таблицу умножения. Как правило, мы не отдаем себе отчета в том, какие именно выражения мы чаще всего используем в своей повседневной речи (хоть это и за­метно окружающим), и уж подавно не осознаем, как те или иные позы и движения отражают наше внутреннее состояние.

Попробуйте выяснить свои сенсорные предпочтения пря­мо сейчас при помощи приведенного ниже несложного теста.

Это простое упражнение взято из моей же книги «НЛП: новое искусство и наука о том, как добиваться того, чего вы хотите». Все, что от вас потребуется, это определить, насколь­ко легко вы можете представить себе ситуацию того или иного рода. Например, если образ какого–либо предмета в ва­шем воображении ясный и хорошо сфокусированный, почти столь же реальный, как сама реальность, вы должны поста­вить себе наибольшее количество баллов. Здесь используется девятибалльная шкала, так что в данном случае вам следует поставить себе 9 баллов. Если же вы испытываете какие–либо затруднения с получением четкого образа или его не удается зафиксировать, поставьте себе 1 или 2 балла. То же самое относится к представлению звуковых и осязательных ощущений. Если вы будете искренни и последовательны, то в итоге вам удастся выявить характер своих сенсорных пред­почтений.

Визуальные представления

1. У кого из ваших друзей или родственников самые длинные волосы?

2. Вспомните лицо своего школьного учителя.

3. Представьте себе полоски на шкуре тигра.

4. Вспомните цвет входной двери в том доме, где вы жи­вете или работаете.

5. Представьте себе своего любимого телевизионного ве­дущего в какой–нибудь высокой шляпе.

6. Представьте себе самую большую книгу из своей домашней библиотеки.

Аудиальные представления

1. Вспомните свою любимую мелодию.

2. Попробуйте услышать в своем воображении отдаленный звон церковных колоколов.

3. У кого из ваших друзей самый тихий голос?

4. Вспомните голос своего детского друга.

5. Представьте себе, как звучал бы ваш голос под водой.

6. Постарайтесь в воображении услышать шум морского прибоя.

Кинестетические представления

1. Попробуйте представить, что вы окунаете левую ногу в холодную воду.

2. Представьте себе, что вы держите в руках гладкий бу­мажный стаканчик.

3. Представьте себе, что вы пихаете ногой кошку или собаку.

4. Представьте себе, что вы надели на ноги мокрые носки.

5. Представьте себе, что вы прыгаете с высокой стены.

6. Представьте себе, что вы катите по дороге колесо от машины.

Визуальные представления  
1.                  
2.                  
3.                  
4.                  
5.                  
6.                  
Аудиальные представления  
1.                  
2.                  
3.                  
4.                  
5.                  
6.                  
Кинестетические представления
1.                  
2.                  
3.                  
4.                  
5.                  
6.                  
                         

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 343; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.061 сек.