Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

НЛП: Современные психотехнологии 8 страница




• Как можно больше практикуйтесь (так же, как и при освоении любой другой техники) и будьте гибкими. Мо­дель стратегии Диснея можно применять в самых различ­ных случаях — и по отношению к людям, и по отноше­нию к процессам, медленным или быстропротекающим.

Все это не более чем модели и приемы, на практике же вы вольны думать так, как считаете нужным, и менять точку зре­ния по своему усмотрению. Цель проведенного выше упраж­нения — помочь вам научиться в случае необходимости мгновенно переходить из одного состояния в другое (напри­мер, в случае внезапной опасности). Если вы сумеете пред­ставить себя входящим в какую–то определенную комнату или сидящим в каком–то определенном кресле, эти представ­ления смогут вызвать у вас такие же ассоциации, как и реаль­ные физические действия. Умение создавать для себя подоб­ные подкрепляющие «якоря» является необходимым услови­ем процесса обучения.

Моделируем себя самого

Ранее мы рассматривали моделирование как выявление стратегий деятельности людей, достигших совершенства в какой–либо области, и воспроизведение этих стратегии в своей деятельности. Модель стратегии Диснея, однако, наглядно по­казывает, что мы можем основываться и на собственных вос­поминаниях. Внутри любого из нас находятся мечтатель, реа­лист и критик, которые при определенных условиях могут действовать нам во благо. Таким образом, каждый из нас рас­полагает внутренними ресурсами, необходимыми для повыше­ния эффективности своей деятельности. Если вы когда–ни­будь имели сильную побудительную мотивацию, были увере­ны в себе, если вам казалось, что все зависит только от вас, если вы были изобретательными, настойчивыми и готовыми к осмысленному риску, тогда вам не нужно искать пример для подражания Просто перенесите одну из своих эффективных стратегий в новую сферу деятельности. Например, из облас­ти спорта — в профессиональную сферу. Успешность в ра­боте перенесите домой, из частной жизни — в общественную, и наоборот. Научитесь оценивать достоинства эффективных стратегий вне зависимости от тех или иных конкретных об­стоятельств.

Подобно рецепту миндального пирожного или правилам пе­рехода через улицу, стратегии могут быть использованы всеми. Необходимым условием личной успешности является умение находить в наибольшей степени подходящие вам стратегии в своем личном опыте или в опыте других людей. И отбрасы­вать те стратегии, которые недостаточно эффективны для до­стижения стоящих перед вами в данный момент целей

В умении использовать модели для изменения стратегий заключается суть так называемого ускоренного обучения. Мы можем существенно ускорить обычно довольно вялоте­кущий процесс обучения, применив собственные эффектив­ные стратегии. Так же мы можем использовать опыт других. Хотя, конечно, при этом не приходится рассчитывать на то, чтобы сразу же достичь их уровня. Каждый из нас способен научиться пользоваться обеими половинами своего мозга, бо­лее эффективно использовать внутренние ресурсы и таким образом добиваться исключительных успехов.


Часть пятая

ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ

Глава 13

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЛЯ МЫШЛЕНИЯ ОБОИХ ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА

Стадии процесса мышления

Рассмотрение стадий мышления может оказаться весьма полезным. Эти стадии не обязательно должны быть строго последовательными, но нам важно знать, каким образом дей­ствуют различные «операционные» системы головного мозга и каким образом индивидуальный процесс мышления соотно­сится с универсальными мыслительными стратегиями.

• Подготовка

Стадия подготовки соответствует этапу планирования ка­кого–либо проекта и включает в себя определение проблемы, сбор данных и принятие основных допущений. Эта стратегия во многом сходна с первой стадией четырехзвенной цикличес­кой модели успеха, рассмотренной нами в части первой, на которой вы решаете, что, собственно, вам нужно и какова ваша цель. На этом этапе следует сформулировать вашу цель в письменном виде, а затем использовать технику визуализации для того, чтобы как можно более полно ощутить желаемый результат и отразить его в формулировке цели.

Мы уже говорили о том, насколько важно иметь четкое представление о желаемом результате в процессе общения. То же самое справедливо и в отношении процесса решения проблем. Задайте сами себе вопрос: «Чего именно я хотел бы добиться?» Суть «проблемы» общения, так же как и любой дру­гой, заключается в преодолении разрыва между вашим ны­нешним и желаемым состоянием (при помощи обмена инфор­мацией, убеждения, получения ответов на вопросы и т.п.)

• Анализ

На этой стадии следует заглянуть в глубь проблемы, учесть все плюсы, взвесить все «за» и «против» К сожалению, довольно часто решение проблемы сводят к анализу ее час­тей и работе над ними. Анализ определенных сторон вопроса в ущерб целостному представлению связан с деятельностью левого полушария головного мозга. Этот процесс носит ли­нейный характер, логическая схема выглядит примерно следу­ющим образом «Если А, то Б».

К несчастью, чем дальше вы продвигаетесь по этому пути, тем труднее вам становится признать правомочность какого–либо иного, не линейного типа мышления. Преимущество ли­нейного типа мышления состоит в том, что на его основе мож­но создавать алгоритмы, используемые при разработке разного рода методов и систем. Недостаток же этого типа мышления состоит в том, что с его помощью невозможно решить такие проблемы, перед которыми бессильны различные логически выстроенные «системы» и компьютерные программы. Такие проблемы слишком сложны и во многом зависят от «челове­ческого» фактора.

Аналитическое и творческое мышление

Очень важно уметь улавливать моменты, когда аналитичес­кого мышления становится уже недостаточно и возникает не­обходимость подключать творческое мышление. Внимательно рассмотрите рис. 5. Задача состоит в том, чтобы сложить какую–либо стандартную геометрическую фигуру из различ­ного вида четырехугольников, каждый раз добавляя по одно­му. К сожалению, как вы видите, последний оставшийся четы­рехугольник никак не удается приспособить.

Рис. 6 (см. с 122) иллюстрирует альтернативное нестан­дартное решение. Вместо привычного прямоугольника выби­рается параллелограмм, благодаря чему выполнение задачи оказывается возможным.

 


 

Если мыслить творчески, на каждой стадии проблемы мож­но найти множество разнообразных решении. Главное — все­гда быть готовым к использованию новых возможностей. Это становится особенно важным в условиях современного биз­неса, когда каждый день приходится сталкиваться с новыми условиями и с изменившимися обстоятельствами, когда легко теряются привычные ориентиры, а прежние убеждения вдруг меняются на противоположные. В идеале мы всегда должны быть готовы вновь вернуться к «прямоугольнику» при измене­нии обстоятельств или при получении новой информации. При использовании аналитического, последовательного мыш­ления — стандартной позиции — подобный возврат практи­чески невозможен Обычно мы не задумываемся о возможно­сти возвращения на предыдущие стадии до тех пор, пока окон­чательно не упремся в стену, потратив при этом немало сил, а возможно, и потеряв свое лицо.

 


Каждый год психологи разрабатывают все новые и новые аналитические модели. Но здесь существует опасность воз­никновения обратного эффекта (с каждым разом вы будете получать все меньшую отдачу от своих усилий). Так можно забыть и о своей первоначальной задаче. Иногда, когда вы испытываете неудовлетворенность, необходимо сделать не­большой перерыв, а затем по–новому взглянуть на проблему

Об этом и пойдет речь при рассмотрении следующей ста­дии мыслительного процесса.

• Фрустрация

Многие психологи не придают большого значения фруст­рации, хотя большинству людей она хорошо знакома. Навер­няка вам иногда казалось, что вы зашли в тупик, или ходите по замкнутому кругу, или же что вы готовы все бросить. Это ощущение может появиться, как только вы столкнетесь с про­блемой или уже в процессе ее решения, но результат при этом будет один и тот же. У вас появится желание сойти с дистанции, махнуть на все рукой и заняться чем–то более ос­мысленным.

Парадоксально, но фрустрация является важной составной частью процесса мышления. Многие выдающиеся мыслители признавались, что в их жизни были периоды фрустрации, со­мнении, депрессии, когда они готовы были опустить руки и сдаться. Но при этом эти люди отмечали, что именно в такие моменты они чаще всего испытывали озарения и даже делали выдающиеся открытия.

Наши тело и ум порой как бы подают нам знаки, говоря­щие о том, что надо предоставить процесс самому себе, дать ему возможность свободно протекать на подсознательном уровне. Если вы ощутите подобные знаки, на какое–то время отложите свою проблему. В противном случае ваша деятель­ность будет непродуктивной, и вас охватит еще большая фру­страция. Просто займитесь каким–нибудь другим делом или подумайте о том, что не имеет непосредственного отношения к вашей проблеме. Приступите к выполнению нового задания, наведите порядок на своем рабочем месте, навестите коллегу, прогуляйтесь по парку — короче говоря, делайте все возмож­ное, чтобы на время забыть о своей проблеме. Оставьте ее в покое.

• Стадия инкубации

На этой стадии не следует сознательно контролировать события. Отдохните от своей проблемы. Термин «инкубация» происходит от латинского слова, означающего «лежащий под, сложенный». И это идеальная аналогия — вы прекратили попытки, успокоились, выбросили проблему из головы. В отли­чие от стадии анализа, которая может быть включена в ваш распорядок дня, стадия инкубации не поддается временному контролю. Здесь действуют свои правила, и нам не следует в них вмешиваться. Вы не можете потребовать от своего со­знания, чтобы к пяти часам вечера оно послало вам озаре­ние. Аналогичным образом вы не можете закричать «эври­ка!» до тех пор, пока полностью не выполните задание. Инку­бационный период может длиться от нескольких секунд до десятков лет. Если, например, у вас вылетело из головы чье–то имя, то, скорее всего, подумав о чем–нибудь другом, вы че­рез минуту–другую его вспомните. Вы можете несколько не­дель думать о какой–то сложной проблеме, а решение вдруг придет к вам посреди ночи или в какой–нибудь другой мо­мент, когда вы меньше всего этого ожидаете. Известны случаи, когда люди внезапно находили решение проблем, мучивших их многие годы. Все это происходит потому, что инкубационный процесс протекает на подсознательном уровне. Инкубацион­ный процесс не прерывается даже во время сна. Часто по утрам проблемы кажутся нам менее серьезными. Они вооб­ще могут исчезнуть при свете нового дня.

Активным, энергичным людям бывает нелегко признать необходимость стадии инкубации, так как она, на их взгляд, противоречит их стремлению действовать. Таким людям ка­жется, что они утрачивают контроль над ситуацией, если не делают ничего конкретного. Тем не менее стадия инкубации необходима, если вы хотите достичь цели и решить свои про­блемы. Некоторая временная пассивность пойдет вам только на пользу.

• Озарение

Это, пожалуй, самая приятная стадия процесса решения про­блем. В состоянии задумчивости и отрешенности у вас могут возникнуть почти гениальные идеи, благодаря которым вы сделаете мощный рывок вперед. Решение как будто поднесут вам на блюдечке. Такие озарения возможны благодаря дея­тельности правого полушария головного мозга и связанной с ней интуиции. Они сыграли большую роль в истории науки. Обычно озарение приходит тогда, когда сознание занято каки­ми–нибудь отвлеченными размышлениями, и поэтому пришед­шее в голову решение расценивается как полная неожидан­ность и даже может вызвать шок. Сложная ситуация скорее прояснится в тот момент, когда человек отдыхает (например, во время прогулки, где–нибудь вдали от работы). И вряд ли решение появится, если он изнуряет себя безуспешными по­пытками справиться с трудной задачей.

Мне известен случай, когда один человек проснулся посре­ди ночи и, схватив листок бумаги, принялся набрасывать тези­сы доклада, который не давал ему покоя вот уже несколько недель. Другому человеку удалось разрешить сложную про­блему, когда он подстригал в воскресенье лужайку перед домом. Вы должны научиться извлекать максимальную пользу из любой ситуации, независимо от того, на какой стадии вы находитесь. Как я уже отмечал ранее, в главе 12, рассматривая модель стратегии Диснея, вы можете творчески подойти к решению любой проблемы. Сделайте это осознанно, тем са­мым существенно повысив успешность своей деятельности.

• Реализация

В конечном итоге наши идеи должны реализоваться, а ре­шения — воплотиться в жизнь, что и происходит на стадии реализации. Это наиболее прагматичная стадия. Субъектив­ные мысли трансформируются в объективную реальность, мечты и фантазии становятся фактами. Идеи немногого сто­ят, если не оказывают должного влияния на результаты дея­тельности. Все модели, системы и теории должны пройти испытание на практическую пригодность.

Все эти стадии решения проблемы не имеют четких гра­ниц и плавно переходят одна в другую. Они отражают работу мышления, в том числе и бессознательную, при решении про­блем любой степени сложности.

Выберите какую–то конкретную достаточно сложную про­блему и попробуйте решить ее, используя описанную выше модель. Примените на практике все приобретенные вами зна­ния, которые могут пригодиться в данном случае, а также те аналитические техники, которые сочтете нужным использо­вать. Но при этом не пропустите момент, когда нужно остано­виться. Научиться творчески подходить к любой проблеме вам поможет знакомство с материалом, изложенным в остав­шейся части этой главы.

Творческое и логическое мышление

Очень важно понять разницу между творческим и логи­ческим мышлением. Творческое решение проблем подразуме­вает отказ от привычного, логического, подхода и готовность использовать иные возможные подходы.

Творческому мышлению следует уделить особое внимание. Мозг представляет собой своеобразную систему обработки информации, напоминающую компьютер. Однако процесс об­работки информации компьютером носит активный характер, в то время как этот же процесс в нашем мозгу протекает пассивно, автоматически. Мозг сам создает такие условия, в которых информация обрабатывается без участия нашего со­знания.

• Изменение ландшафта сознания

Наши перцептивные карты представляют собой результат всего нашего предшествующего опыта. Аналогия с ландшаф­том кажется мне здесь весьма удачной, потому что природный ландшафт является результатом воздействия дождей, бурь, эрозии и других природных явлений. Они помогли сформиро­вать существующий в настоящее время рельеф местности. Так же как естественный ландшафт меняется под воздействи­ем стихий, человеческий мозг чутко реагирует на поступаю­щие в него через органы чувств сигналы Подобно тому, как дождь оказывает влияние на ландшафт, рельеф местности в свою очередь влияет на формирование дождевых потоков. Таким образом, влияние взаимно. То же можно сказать и о мышлении Раз уж у каждого из нас сформировалась устойчи­вая модель сознания, все последующие сенсорные воздействия непременно испытают на себе влияние прошлого опыта — на­ших принципов, представлений и убеждений. И чем устойчи­вее наша модель сознания, чем глубже ущелья, тем больше их будут углублять последующие сенсорные воздействия.

Понимание этой особенности сознания способствует адап­тации к изменившимся условиям и выживанию в них. Оно позволяет классифицировать сенсорные стимулы на бессоз­нательном уровне, дает возможность мгновенно реагировать на поступающие извне сигналы, говорящие о реальной или потен­циальной опасности. Но на более высоких уровнях мышления становятся очевидными некоторые недостатки проведенной нами аналогии. Со временем мы пересматриваем некоторые свои представления и установки. Мир меняется, и точно так же меняются наши цели. Убеждения, однако, обычно остаются неизменными еще довольно долго после того, как их время прошло. Поэтому убеждения оказывают сильное воздействие на восприятие сенсорных сигналов (так, протекающая в уще­лье река поглощает падающие дождевые капли). Отсюда стано­вится понятной удивительная стойкость разного рода привы­чек, верований, представлений о жизненных ценностях, пред­рассудков, которые явно не соответствуют нашим нынешним интересам.

• Как избавиться от предрассудков

Наши перцептивные карты являются не просто отражени­ем чувственного опыта, так же как и естественный ландшафт является не только результатом действия дождей, солнца и ветра. В значительной мере и ментальные карты, и природный ландшафт «создают себя сами». Память, как сказал Эдвард де Боно, это сохранение «всего, что случилось, и всего, что не могло не случиться», сохранение наших следов. Миллиарды подобных следов и формируют наши уникальные перцептив­ные карты мира, уникальные модели восприятия, в «правиль­ности» и «очевидности» которых мы твердо убеждены. Твор­ческое мышление заставляет нас усомниться в верности на­ших привычных представлений, позволяет наметить иные пути развития, увидеть хорошо знакомые явления в новом свете, дает нам возможность выбора новых стратегий мышле­ния и поведения. Именно такой тип мышления нужен в наше время, когда все вокруг меняется, когда решения, принятые вчера, сегодня уже могут оказаться негодными.

• Сравнение творческого и логического мышления

1. Логическое (вертикальное) мышление избирательно; творческое (горизонтальное) мышление — имеет бо­лее общий характер Вертикальное мышление допуска­ет существование только одного пути и отрицает все остальные направления Горизонтальное мышление рас­сматривает и сравнивает все возможные пути, обращает особое внимание на новые направления и всегда остав­ляет возможность для нового выбора. Помните, лучше большой выбор, чем никакого.

2. Вертикальное мышление признает только отдельные последовательные шаги, горизонтальное — допускает логические прыжки (логика при этом может быть от­теснена на задний план).

3. При вертикальном мышлении каждый шаг должен быть правильным, при горизонтальном — важен лишь итого­вый результат. Точно так же при сооружении моста его части не должны поддерживать друг друга до момента окончания строительства Большинство принципов и техник НЛП ориентированы именно на результат дея­тельности.

4. Вертикальное мышление «отрабатывает» те направле­ния, которые не гарантируют быстрого успеха, в гори­зонтальном мышлении не отбрасывается ничего. Каж­дый путь потенциально ведет к успеху, даже если его «плюсы» остаются в тени до настоящего момента. Здесь уместно вспомнить о необходимости позитивной фор­мулировки цели, а также еще раз привести следующее, характерное для НЛП утверждение «Не существует неудач, есть только обратная связь».

5. Вертикальное мышление склонно слишком быстро на­клеивать ярлыки и давать категоричные оценки, гори­зонтальное мышление стремится избегать шаблонов и жестких схем Номинализации, с которыми мы встреча­лись при рассмотрении мета–модели, — это проявления тенденции к чрезмерной генерализации и концептуали­зации как в языке, так и в мышлении.

6. Вертикальное мышление придерживается давно проло­женного, наиболее легкого пути, горизонтальное — пути, который на первый взгляд кажется наименее обе­щающим. Некоторые из специальных техник рефрейминга специально предназначены для того, чтобы пере­ворачивать вещи на 180° (и получать при этом прекрас­ный результат).

Практически неограниченные возможности нашего мышле­ния основываются на особого рода сотрудничестве правого и левого полушарий головного мозга, имеющих различные сфе­ры деятельности. Разнообразие подходов и точек зрения от­крывает новые возможности для выбора.

Глава 14

РЕФРЕЙМИНГ

Суть рефрейминга заключается в том, чтобы увидеть вещи в разных перспективах или в разном контексте. Рефрейминг является неотъемлемой частью творческого мышления. Он перекликается с разработанными ранее концепциями НЛП, например с концепцией горизонтального мышления, и вполне согласуется с основными принципами НЛП, о которых шла речь в самом начале книги. Для того чтобы понять кар­ты реальности других людей, надо научиться смотреть на мир их глазами, — без этого невозможно эффективное общение. Умение понимать людей открывает перед нами новые воз­можности, а, как мы уже убедились, большой выбор лучше, чем никакого. Открытый подход к собеседнику в сочетании с оп­ределенной сенсорной чуткостью позволяет выявить пред­ставления, которые лежат в основе его поведения и которые совсем не обязательно должны совпадать с нашими соб­ственными представлениям о том, что правильно, а что непра­вильно. Такой подход способствует установлению взаимопо­нимания, повышению эффективности общения и, в конечном итоге, достижению поставленных целей.

Контекстуальный и содержательный рефрейминг

Любое поведение, ситуация или событие могут быть под­вергнуты рефреймингу. Изменив контекст события, можно придать ему новый смысл. Наглядным примером является следующий крайний случай. Если уважаемый всеми политик вдруг встанет на четвереньки и залает по–собачьи, это может стать концом его карьеры.

Но такое поведение вполне приемлемо и даже похвально на отдыхе, во время игр с детьми. Оно также будет уместно в пятницу вечером на репетиции любительского спектакля. Но­сить джинсы с дырами на коленях в наше время можно во многих ситуациях, но на собеседовании при приеме на работу или на заседании совета директоров такая одежда вряд ли будет к месту. Это и есть контекстуальный рефрейминг.

Интерпретация событий зависит от того, на каком именно моменте ситуации вы концентрируете свое внимание. А если посмотреть иначе: кто пришел на прием к директору в джин­сах? Сантехник, художник или начальник отдела? Содержание ситуации меняет ее смысл. Вся реклама основана на содержа­тельном рефрейминге. Измените угол зрения, сфокусируйте внимание на иных аспектах — и вы измените смысл ситуа­ции. Измените смысл ситуации — и вы измените связанные с ней ощущения. Следовательно, изменится и поведение; у вас появится выбор.

Прежде чем приступить к подробному рассмотрению тех­ники рефрейминга, я хотел бы предложить еще один термин. Рамка — это тот контекст, в который мы помещаем события и который придает им определенное значение. Рамка придает поступку или ситуации значимость и уникальный характер. Существуют различные способы заключения событий в рам­ки. Чтобы получить как можно более полное представление об этих способах, рассмотрим следующие примеры.

• Рамка цели

Этой рамкой мы пользуемся, когда хотим подчеркнуть важ­ность стоящих перед нами целей и удостовериться при помо­щи ряда критериев, что эти цели правильно сформулированы. Но это лишь один из способов рассмотрения ситуации. Обра­тите внимание на приложенные усилия (рамка усилий) или на сам процесс, независимо от его результата (рамка процесса).

Используя рамку цели, например, на собрании или во время деловых переговоров, мы концентрируем свое внимание на желаемом результате и соответственно строим свое поведе­ние. Использование этой рамки позволяет нам не только бо­лее эффективно и целенаправленно действовать для достиже­ния цели, но и лучше понять различия между нашими целями и целями других людей. Такой навык очень важен для того, например, чтобы достичь соглашения с партнерами. При ис­пользовании рамки цели суть проблемы становится более яс­ной, повышается и вероятность найти решение данной проблемы. Эта рамка имеет отношение к кибернетической модели достижения цели. Согласно ей, мы мыслим и действуем, исхо­дя из представлений о желаемых результатах наших усилий (а не из входных условий и изначально имеющейся информа­ции). Подобный способ мышления позволяет нам осознать, как далеки мы от поставленной цели, и — соответственно корректировать свое поведение.

Целеустремленные люди добиваются больших успехов именно потому, что используют в своей деятельности рамки целей.

• Рамка экологии

С этой рамкой мы уже встречались при рассмотрении модели перехода из нынешнего состояния в желаемое. Выс­траивание своего рода моста, соединяющего эти состояния, всегда осуществляется в пределах рамок прочих наших це­лей или намерений. Любое изменение обстоятельств неиз­бежно влияет на нашу цель. Мы должны очень сильно хо­теть выстроить этот мост. И мы должны быть уверены, что наша цель достижима. Человек, зациклившийся на чем–то одном, не замечающий вокруг ничего, кроме одной своей главной цели, с точки зрения НЛП просто не в состоянии заключить свое поведение в рамку экологии. Экологии це­лей всегда следует уделять должное внимание. Помните, оце­нивая правильность постановки какой–либо своей цели, мы спрашивали себя: «Насколько мое поведение соответствует интересам моей семьи, фирмы, моих друзей? Насколько хоро­шо данная цель согласуется с другими моими целями?» Ины­ми словами, наши цели всегда находятся в тех или иных экологических рамках.

• Рамка очевидности

С этой рамкой мы тоже уже встречались, когда проверяли правильность постановки цели. Здесь следует проверить чет­кость и очевидность цели, ясность и детальность представле­ния желаемого результата ваших усилий. Эта рамка является составной частью рамки цели и отражает то, что мы видим, слышим и чувствуем в процессе достижения этой цели. Сен­сорная очевидность сама по себе не гарантирует нам достиже­ния цели, но в значительной степени способствует этому.

• Рамка «как будто»

Использование этой рамки может оказать существенную помощь при решении самых разных проблем. Этот прием является составной частью ряда других стандартных техник. Вы действуете так, «как будто» все необходимые условия уже выполнены и все необходимые события уже произошли. Это очень похоже на проигрывание воображаемых сценариев. «Что будет, если это случится?» или «Предположим, что это произойдет». Возможно, у вас пока нет достаточных финансо­вых средств для выполнения какой–либо задачи, но что, если бы они уже имелись в наличии? Подумайте, «что бы про­изошло», если бы вы уже достигли цели, а затем вернитесь назад и попробуйте представить себе, как бы вам этого уда­лось добиться. Подобный подход часто используется при вы­работке позитивно направленного мышления. Сначала пред­ставьте себе самое худшее, что только может быть, примите это и смиритесь. А затем подумайте, что можно сделать, что­бы не допустить этого. При финансовом планировании обыч­но учитывают возможность трех вариантов развития собы­тий — наилучшего, наихудшего и наиболее вероятного.

• Рамка отказа от собственной интерпритации

В этом случае вы рассматриваете информацию, полученную от вашего собеседника, как средство достижения согласия и вза­имопонимания по поводу происшедшего. Вместо того чтобы излагать суть разговора с позиции всеведущего судьи, лучше попытаться поточнее воспроизвести в памяти весь ход беседы. Этот прием может быть с успехом использован при ведении любых переговоров, так как он способствует достиже­нию взаимного согласия сторон. Кроме того, использование этой рамки помогает поддерживать тесный контакт с собесед­ником, поскольку дает ему понять, что вы внимательно слуша­ете и правильно понимаете сказанное им. Следует периодичес­ки употреблять в разговоре следующие фразы: «Правильно ли я понял, что...», «Это именно то, что нам надо...» или «Поправьте меня, если я не прав, но...». В некоторых случаях бывает не­обходимо отказаться от собственной интерпретации ситуации в более жесткой и официальной форме.

Надеюсь, теперь вы имеете некоторое представление о сути рефрейминга. Используя те или иные рамки, мы можем взгля­нуть на событие с разных точек зрения и таким образом достичь более глубокого понимания. Можно сказать иначе до тех пор, пока мы не заключим какую–либо ситуацию в ту или иную рамку, она будет мало что значить для нас Мы придаем событиям определенное значение в соответствии со своими индивидуальными перцептивными фильтрами, зави­сящими от нашего воспитания, образования, опыта семейной жизни и от многих других факторов. Но, для того чтобы спра­виться с принципиально новой ситуацией, нам необходимо сломать сложившиеся стереотипы, вырваться из замкнутого круга привычных мнений и убеждений. То есть заключить наш опыт в новые рамки и, в соответствии с ними, взглянуть на ситуацию с другой точки зрения. Именно это и называется творческим мышлением. Подобный подход к решению про­блем любой сложности даст вам неоспоримое преимущество перед узкомыслящими, консервативно настроенными людьми, способными рассматривать вещи только под строго опреде­ленным углом зрения.

Анекдот, шутка, удачная метафора, неожиданный поворот в беседе, сдвиг значений — все это широко и успешно применя­емые приемы рефрейминга. Кроме того, существуют приемы поистине гениального использования данного метода. Я имею в виду теорию относительности Эйнштейна, к созданию которой привело заключение важнейших математических и фи­зических понятий в принципиально новые рамки

Ловкость речи

Существуют различные техники использования рефрей­минга. Одна из них может быть названа техникой Ловкости речи (по аналогии с известным выражением о ловкости рук). Эта техника может быть с успехом применена и на индивиду­альном уровне, и на уровне группы. Она позволяет рассмот­реть то или иное заявление с различных точек зрения. Хотя существует множество привычных, стандартных подходов, тем не менее всегда можно подойти к проблеме как–то по–новому. И тем самым приблизиться к ее решению. Подобные подходы и точки зрения могут носить как позитивный, так и негатив­ный характер, могут быть обобщающими или, наоборот, конк­ретизирующими.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 312; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.