Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

НЛП: Современные психотехнологии 6 страница




• Как достичь бессознательной компетентности

Способность действовать на «автопилоте» составляет одну из основ личного совершенства. В НЛП применяется термин бессознательная компетентность для обозначения этой важной составной части весьма полезной модели обучения успешности ваших начинаний.

Путем сознательного усилия мы можем удержать в голо­ве только несколько мыслей или проблем одновременно. Все это особенно очевидно тогда, когда мы еще только учимся играть на пианино, водить машину или работать на компьюте­ре. Компетентность приходит только вместе с практикой, только тогда набор действий преобразуется в некий единый, не требующий отдельного размышления комплекс. Совершен­ство выглядит естественно — как ваша мать, которой всегда удавалось одновременно справляться со всем этим множе­ством дел на кухне. Именно так все и должно быть, когда мы достигаем стадии бессознательной компетентности.

• Совершение нескольких действий одновременно

Если основная ваша деятельность в данное время не требу­ет полного и безраздельного внимания, сознательных усилии, вы можете в это время заниматься также чем–то другим. Это неоценимо важное обстоятельство. Когда вы играете в теннис, то, вместо того чтобы размышлять о технике совершения уда­ра, вы можете думать о тактических приемах или своей стра­тегии в этом матче, а это даст вам серьезное преимущество. Если вы будете в состоянии легко и свободно выступать пе­ред аудиторией на конференциях, то сможете больше внима­ния уделить чему–то иному, каким–то особым аспектам выс­тупления, контакту с аудиторией, тому, что говорили другие ораторы и так далее. Именно эта способность концентриро­ваться на том, что особенно важно в данный момент, а не на механизмах поведения, и позволяет компетентности дорасти до уровня подлинного совершенства, мастерства.

Высвобожденные таким образом силы пойдут на разви­тие интуиции и творческого воображения, сообщая вашему мышлению дополнительную глубину и оригинальность. Это также отличительная черта людей, умеющих хорошо и про­дуктивно общаться. О таких людях говорят: «Она легко ладит со всеми» или: «С ним так легко!» Это и есть общение на уровне бессознательной компетентности.

Генератор нового поведения

НЛП может разными способами изменять наше поведение. Одной из таких техник является весьма популярный способ под названием «Генератор нового поведения», с помощью ко­торого вы можете подвергнуть преобразованию любой не удовлетворяющий вас компонент поведения или вообще со­здать себе новый стиль. Этот способ основан на уже хорошо знакомых вам трех основных системах сенсорного восприя­тия: зрении, слухе и осязании. Для подсознания не существует особой разницы между реальным поведением и тем, которое было всего лишь достаточно ярко и живо представлено в воображении. Так, например, если ваши мысли во время какой–нибудь скучной лекции унеслись куда–то далеко, это значит, что в тот момент для вас реальностью была не лекция, а ваши фантазии и созданные вами образы. То же самое можно ска­зать и о поездке в машине, когда вы совершенно не задумыва­етесь ни о дорожных знаках, ни о местности, по которой едете, но тем не менее прекрасно помните, о чем думали в тот момент.

Значение данного принципа трудно переоценить. Именно на его основе строятся различные техники визуализации, с помощью которых мы можем оперировать с воображаемым будущим как с реальностью. Этим мы обязаны деятельности правого полушария мозга. С помощью этого «генератора но­вого поведения» вы сможете обрести уверенность в себе, которая особенно необходима во время выступления на пуб­лике или собеседования при приеме на работу. Технику «Ге­нератор нового поведения» вы также можете применить в случае необходимости создания мотивации для совершения какого–нибудь действия, скажем, для того чтобы навести, нако­нец, порядок на письменном столе или заняться работой, кото­рая прежде вас не слишком воодушевляла. Помимо професси­ональной деятельности, данный метод может использоваться по отношению к любому привычному типу поведения, кото­рый вам очень хотелось бы как–то изменить, или для создания некоего нового стиля поведения в спорте, развлечениях или в любой иной сфере, в которой вы несколько неуверенно себя чувствуете.

1. Прежде всего определите, что именно в своем поведе­нии вы хотели бы изменить или какой новый стиль поведения хотели бы приобрести.

2. Опишите его для себя, представьте себе, как вы должны при этом выглядеть, что можете услышать или ощутить.

3. А теперь вообразите себя самого, осуществляющего этот новый стиль поведения в некоторых конкретных ситуа­циях. Постарайтесь отмечать все, что вы должны при этом увидеть, услышать или почувствовать, а также по­мните об ответной реакции людей, включенных в ваше «кино». Если вам не удастся представить себя в таких ситуациях, постарайтесь вообразить кого–то из зна­комых.

4. Если при этом что–то не будет вас удовлетворять в полученном образе, вернитесь к этим моментам еще раз и постарайтесь исправить их в своем сознании. Добейтесь такого состояния, которое бы полностью вас удовлетворяло.

5. Когда получившаяся «картинка» полностью вам понра­вится, «войдите» в нее, представьте самого себя, поступа­ющего именно таким образом. И вновь отмечайте все, что вы можете в этой ситуации увидеть, услышать или почувствовать, а также ответные реакции включенных в «картинку» людей.

6. Вы вновь можете что–то изменить в ситуации, вернув­шись на стадию 3. Отмечайте при этом любые измене­ния в своем состоянии, соответствующие изменениям в «картинке».

7. Когда вы будете полностью удовлетворены сконструи­рованным вами представлением, подумайте о том, что могло бы быть сигналом — внешним или внутренним, зрительным, слуховым или осязательным, — который подсказал бы вам, что пора этот новый тип поведения опробовать на практике. Таким сигналом, например, мог­ла бы быть встреча с кем–нибудь, пребывание в опреде­ленном месте, ваш выход на сцену при публичном выс­туплении, внезапная слабость в желудке и т. п.

8. А теперь проделайте все это на самом деле. Представь­те себе, что условный сигнал получен, время перемен наступило. Обратите внимание на то чувство удовлетво­рения, которое вас при этом посетит.

Оказывается, многие из людей, добившихся в жизни значи­тельных успехов, использовали нечто подобное этой схеме, причем она была одним из ключевых моментов их личност­ного совершенства.

• Приобретаем опыт

Теперь нужно выбрать подходящий момент, для того чтобы опробовать новый тип поведения. Эту модель можно приме­нять в самых различных ситуациях, и чем чаще вы ею пользуетесь, тем лучше она работает. Всякий раз, когда перед вами будет возникать необходимость изменения собственного поведения, вы сможете обращаться к модели Генератора ново­го поведения, и она неизменно будет сообщать вам чувство большей уверенности в себе. Причем эта уверенность будет основываться на реальном опыте, поскольку в этом процессе принимало участие ваше сознание. Чем больше будет у вас подобной «мысленной» практики, тем более уверенно вы в итоге будете себя чувствовать и тем большим опытом пребы­вания в такого рода ситуациях вы будете обладать. Обретен­ное таким образом чувство уверенности, в свою очередь, не может не оказать благотворного влияния тогда, когда вы нач­нете осуществлять действительные перемены в своем поведе­нии. Старайтесь придерживаться в своей деятельности основ­ных правил, которые говорят о необходимости придать вашим представлениям ясность и живость, и постоянно совершен­ствуйте приобретенные вами навыки.

• Как поддерживать себя в форме

Если у вас возникли трудности с выполнением этого зада­ния, то, возможно, вам следует поупражняться в создании до­статочно ярких и реалистичных внутренних образов и пред­ставлений. Нужны постоянные тренировки для поддержания в форме мыслительных процессов. Другой возможной причи­ной неудач с предыдущим заданием может быть неправиль­ная постановка цели с позиций критерия «хорошо поставлен­ной цели», а также экологического теста НЛП. Поэтому еще раз обратитесь к соответствующим главам второй части на­шей книги. Если при этом выявятся иные внутренние силы, вызывающие нежелательный для вас результат, то следует еще раз пересмотреть свои жизненные приоритеты, а также их взаимоотношение с интересами и целями окружающих людей. Часто все проясняется на стадии «шага в будущее», когда вы мысленно представляете себе свое будущее поведе­ние и отмечаете свои по этому поводу ощущения. Все подсоз­нательные намерения обычно проявляются уже на этой ста­дии, по крайне мере, в виде некоего дискомфорта при пред­ставлении определенной ситуации.

Эффективность действий зависит также от того, что вы при этом чувствуете, от ваших убеждений и установок.

Глава 11

ОБУЗДАНИЕ ЧУВСТВ И ИЗМЕНЕНИЕ УСТАНОВОК

Обуздание чувств

Итак, чувства влияют на поведение, причем как позитивно, так и негативно. Если вы чувствуете, что вам почему–либо не по себе или что ваше побуждение к действию недостаточно сильно, это непременно отразится на вашем поведении — в течение нескольких часов, возможно, у вас не будет получать­ся ничего путного. И наоборот, если вы находитесь в хоро­шей форме и настроены на рабочий лад, то сможете такого натворить... Естественно, ваши действия при этом будут го­раздо более эффективными, чем в любое другое время. В обычной ситуации мы можем контролировать наши чувства в такой же незначительной степени, как и свои привычки. Если бы мы могли всегда рационально подходить к своим эмоциям и по своей воле «включать» стимулирующие чув­ства и настроения, наша жизнь переменилась бы самым ради­кальным образом.

• Эмоциональные переключатели

Прежде всего давайте выясним, насколько подвижны и тонки ваши чувства.

Известно, что, казалось бы, безобидное слово, жест, выраже­ние лица, звук телефонного звонка, запах, ассоциирующийся с определенными воспоминаниями прошлого, даже тот или иной цвет могут легко испортить настроение. Существенную роль (положительную или отрицательную) — могут сыграть разного рода «эмоциональные переключатели». Например, при общении те чувства, которые вызывает у собеседников предмет обсуждения, или чувства, которые они вызывают друг у друга, значат куда больше, чем суть беседы. Поэтому огром­ное значение имеет умение управлять своими чувствами и чувствами собеседника в процессе общения, особенно в не­которых критических ситуациях.

Упражнение

Как поднять свое настроение за одну минуту

Чем увереннее вы будете чувствовать себя при использовании своего субъективного опыта, своих внутренних представлении, тем лучше вы сумеете управлять своими чувствами и поведени­ем. Попробуйте проделать следующее упражнение.

1. Оцените свое нынешнее состояние (самочувствие и настрое­ние) по десятибалльной шкале. Наивысшая оценка — десять — означает, что вам никогда еще не было так хорошо, а самая низ­кая оценка, наоборот, говорит о том, что вам никогда еще не было так плохо.

2. Восстановите в памяти какой–нибудь из наиболее приятных моментов в своей жизни, например, когда вам удалось сделать что–то действительно стоящее. Или когда вы получили особое признание своих заслуг (или когда вы по какой–либо иной при­чине чувствовали себя на седьмом небе от счастья). Постарай­тесь восстановить свои переживания как можно более полно. Начните со зрительных образов, затем вспомните звуки и все другие ощущения, связанные с этим приятным событием в ва­шей памяти. Соберите все свои впечатления вместе и наслади­тесь ими в полной мере, как будто вы вновь оказались в уже прошедшем времени.

3. Осторожно перенеситесь в настоящее время и вновь оцените свое состояние.

Весьма вероятно, что после выполнения этого упражнения ваше самочувствие заметно улучшится. Таким образом, вы убедитесь, что можете сознательно влиять на свое эмоциональное состоя­ние. Если у вас все же остались некоторые сомнения (например, если изначально вы и так находились в состоянии эйфории), повторите это упражнение, но на этот раз вспомните что–нибудь исключительно неприятное и понаблюдайте за своим состояни­ем. Вывод крайне прост: вы вполне можете контролировать соб­ственные эмоции, если считаете это нужным и знаете, как это сделать.

• Чувства и физиология

Чувства имеют еще одну важную особенность, которая дает возможность их контролировать: они довольно тесно связаны с нашим телом. Когда вы заняты какими–то подсчетами или логическими умозаключениями (то есть когда работает в ос­новном левое полушарие головного мозга), ваше лицо неминуемо принимает непроницаемое выражение, как у игрока в по­кер. Переживаемые вами чувства отражаются на многих физи­ологических характеристиках: частоте пульса и дыхания, вы­соте и тембре голоса, нюансах языка тела и т. д. Итак, даже на базовом уровне существует тесная связь между чувствами и физиологией, причем эта связь носит взаимный характер. Ваши чувства влияют на тело, и, наоборот, состояние тела вли­яет на то, как вы себя чувствуете. Попробуйте, например, вос­произвести поведение и физиологические характеристики че­ловека, который чувствует себя несчастным, включая его позу и выражение лица. Через некоторое время вы и сами почув­ствуете себя несчастным. Или же, наоборот, попробуйте сде­лать так, чтобы почувствовать себя счастливым человеком. Итак, настроение можно изменить, направив мысли в другое русло (это в вашей власти), или изменив поведение (это так­же в вашей власти), или же — используя оба способа. Теперь вы сможете подкреплять свои действия, направленные на дос­тижение определенной цели, позитивными, побуждающими дви­гаться дальше чувствами. А они, в свою очередь, будут зави­сеть от того, что и как вы делаете.

Изменение установок и убеждений

Наши привычные чувства могут легко трансформироваться в некие глубоко укоренившиеся взгляды на различные сторо­ны жизни, которые практически постоянно оказывают влия­ние на различные аспекты нашего поведения. Поэтому изме­нение стратегии мышления (скажем, если вы станете более оптимистично, позитивно относиться к жизни) может самым радикальным образом повлиять на всю вашу деятельность. Отношение к миру, как и эмоции, зависит от нашей интерпре­тации ситуации. Даже появление еле заметного облачка где–то на горизонте можно истолковать совершенно по–разному, в зависимости от того, оптимист вы или пессимист. НЛП расце­нивает все наши интерпретации собственного поведения как «оправдания». Каждый наш поступок имеет под собой некое оправдание. Что бы мы ни делали, мы нуждаемся в каком–то объяснении или обосновании своих действий, нравятся нам эти действия или нет. Точно так же существуют свои оправда­ния наших настроений, убеждений, подходов или самооценки. Если вы пролили кофе на скатерть, это можно объяснить тем, что вы переработали и устали, что–то отвлекло ваше внимание, что вы вообще неуклюжий или же просто совершенно несе­рьезный человек.

А можно подумать, что вы, возможно, были слишком скон­центрированы на важных мыслях о своей работе или увлече­ны какой–то своей фантазией. Все имеет свое истолкование или оправдание, характер которого определяется (сознательно или бессознательно) всем комплексом наших убеждений, представлений о жизненных ценностях и о самом себе. Итак, большая часть наших действий носит привычный характер, как правило, они не требуют никаких сознательных усилий, поскольку такой же характер имеют наши убеждения и пред­ставления. В итоге получается, что привычные мысли и дей­ствия взаимно определяют и питают друг друга. Мы всегда будем склонны поступать в соответствии со своими убежде­ниями, и, наоборот, наши убеждения отражают характерные черты нашего поведения.

• Оправдания

Интерпретации, или оправдания, по существу, определяют собой качество нашей жизни. В самом деле, нас постоянно как бы направляет некий внутренний интерпретатор. Но, прежде чем говорить о способах изменения этого внутреннего интерпретатора, затронем некоторые, имеющие к нему отно­шение, важные принципы. Каждое оправдание имеет три сле­дующие основные характеристики: степень постоянства, сте­пень конкретности и величину доли личностного компонен­та. Эта простая модель была впервые описана в фундамен­тальных работах Мартина Селигмана, посвященных изучению влияния оправданий на поведение человека. Прежде всего, обратите внимание на различия между этими характеристика­ми, а затем, когда будете выполнять упражнение, выберите то оправдание, которое в наибольшей степени подходит для ва­шего случая.

Степень постоянства

Оправдание может носить временный или постоянный ха­рактер. Такие заявления, как «Все кончено» или «Ты никогда это не доделаешь», являются типичными примерами интер­претаций, имеющих окончательный характер. Напротив, такие выражения, как «Получилось не так, как мы ожидали» или «Случай упущен», носят в большей степени временный ха­рактер. Имеется в виду, что здесь остаются какие–то возмож­ности для изменения в будущем и не все еще потеряно.

Степень конкретности

Оправдания могут носить общий или конкретный харак­тер. Можно привести следующие примеры оправданий обще­го характера: «Я ничего не могу продать», «Учителя все такие высокомерные», «Я — законченный неудачник». Помните, при анализе мета–модели в главе 9 мы говорили о роли обобщаю­щих выражений? Примером конкретных оправданий могут быть следующие выражения: «Мне не удалось в этом случае продать то–то и то–то» или: «На этот раз я потерпел неудачу». С позицией «На этот раз я потерпел неудачу» наш мозг впол­не может справиться, а вот позиция «Я — законченный не­удачник» не оставляет никакой надежды. Помимо всего, пос­леднее высказывание является ярким примером «самоиспол­няющегося» утверждения.

Величина роли личностного компонента

Оправдания могут носить личный или безличный харак­тер. «Я — ужасный неряха», «Я — безответственный чело­век», «Это я во всем виноват» — все это примеры интерпре­таций личного характера. Их безличными эквивалентами могли бы быть следующие выражения: «То, что я делал, полу­чилось неаккуратно», «Мои действия в данном случае были безответственными», «Моя вина состоит в том–то и том–то». Во втором случае вы занимаете более объективную и конк­ретную позицию по отношению к своему поведению. Теперь вы можете подумать, как следует изменить свое поведение в будущем и стоит ли вообще это делать.

Оправдания временного, конкретного и безличного харак­тера оказывают на наше поведение гораздо меньшее влияние.

чем оправдания постоянного, общего и личного характера. Как вы уже имели случай убедиться на примере мета–модели, поверхностная структура языка довольно часто бывает ирра­циональной и неточной, поэтому без особого труда можно придать оправданиям как можно менее постоянный, менее общий и менее личный характер. В этом случае вы не только почувствуете себя лучше и не только более объективно отне­сетесь к своему поведению, которое вам не совсем нравится, но и сможете разрушить (изменив характер оправданий) по­рочную связь между «самоисполняющимися» утверждения­ми и оправданиями, которые в значительной мере способ­ствуют возникновению мрачных прогнозов относительно са­мих себя.

Упражнение

Ваш «внутренний интерпретатор»

НЛП предлагает вам эффективный способ изменения своего по­ведения.

Вы сможете заставить вашего внутреннего интерпретатора ра­ботать на вас. При выполнении этого упражнения постарайтесь использовать свое воображение так, как это делает ребенок. По­мните, что вы имеете дело с собственным подсознанием, а поэто­му обращение к логическому, рациональному (пусть даже и с самой безобидной критикой), скорее всего, не даст никакого эф­фекта. Вам придется соприкоснуться с такими сторонами своей личности, которые обычно остаются в тени и поэтому с трудом поддаются изучению.

1. Вспомните то время, когда у вас что–то получалось не так, как было задумано.

2. Спросите сами себя, чем это можно объяснить. Внимательно прислушайтесь к своему «внутреннему интерпретатору» и запи­шите все, что услышите. При этом постарайтесь определить, от­куда: извне или изнутри идет этот «голос».

3. Повторите первые два шага на примере двух других эмоцио­нально значимых для вас событий.

4. Теперь посмотрите свои записи и дайте характеристики трем описанным вами интерпретациям. В чем их сходство, а в чем различие?

5. Трансформируйте эти оправдания таким образом, чтобы они стали более оптимистичными. Придайте им временный, конкретный, безличный характер и тем самым отделите себя от соб­ственного поведения.

6. Постарайтесь определить пространственное расположение ва­шего внутреннего интерпретатора. Возможно, для этого вам при­дется проделать это упражнение еще раз. Располагается ли ис­точник ваших оправданий каждый раз в одном и том же месте?

7. Поймите, что ваш внутренний интерпретатор — неотъемлемая часть вас самих. Он помогает вам понимать мир. Оцените его заботу. Вы должны быть благодарны ему за то, что находитесь именно там, где вы есть.

8. А теперь используйте свои внутренний интерпретатор для того, чтобы придать еще более позитивный характер оправдани­ям трех описанных вами ситуаций. Возможно, вам придут на ум какие–то новые варианты интерпретаций.

9. Представьте себе, что голос исходит из вашего локтя и стано­вится таким же, как у известного телеведущего! А теперь попро­буйте мысленно передвинуть источник звука к своему мизинцу. Пусть на этот раз голос будет более дружественным — напри­мер, как у хорошо знакомого вам десятилетнего ребенка или ва­шего любимого персонажа из старого мультфильма. Прислушай­тесь к тому, как этот голос произносит новые оптимистические оправдания. Постарайтесь определить, что вы чувствуете в от­ношении каждого из трех описанных ранее эмоционально значи­мых для вас эпизодов с учетом их новых истолкований. Насла­дитесь своими ощущениями.

10. Позвольте вашему внутреннему интерпретатору вернуться на то место, где он находился вначале, или туда, где он лучше всего себя почувствовал, но пусть теперь у него будет тот голос, который показался вам наиболее убедительным и приятным. Предоставьте вашему внутреннему интерпретатору полную сво­боду, пусть он действует инстинктивно, без всякого насилия с вашей стороны. Какая–то важная мысль может появиться в про­цессе сознательного анализа ситуации или просто из соображе­ний здравого смысла. Что–то другое может прийти на ум как будто само собой. Если же у вас что–то не получается и вы застряли на какой–то одной интерпретации, почему бы вам не представить себе, что ситуация на самом деле была именно такой, какой вы себе ее представляете? Ведь подсознание иногда са­мым неожиданным образом реагирует на неординарные, неизби­тые приемы.

Давайте рассмотрим конкретный пример. Вот несколько вариан­тов интерпретаций ситуации, когда крупная сделка сорвалась в последний момент:

— Мы всегда проигрываем из–за цены.

— Это моя самая большая неудача.

— А на что еще можно было надеяться при подобных обстоя­тельствах?

— Я погиб.

— Больше такая выгодная сделка не подвернется.

— Что ж, где–то найдешь, а где–то потеряешь.

— Я так и знал, что этот контракт от нас ускользнет.

— Это — происки завистников.

— А наше предложение все равно было самое лучшее!

— Не вижу никакого смысла в этих официальных торгах.

— Нам следовало бы приложить больше усилий, чтобы не упу­стить этот шанс.

— Это так похоже на меня: сдаться после такой упорной борьбы! Данные интерпретации отражают разные возможные сценарии. В реальной жизни даже одно–единственное событие может по­рождать массу различных оправданий. Возможно, вам захочется попробовать как–то изменить свои интерпретации с помощью описанной выше техники. При этом вы прежде всего должны стараться изменить свой подход к ситуации, что в свою очередь вызовет изменения в вашем поведении. Таким образом, ваши шансы на успех значительно увеличатся. «Это моя самая большая неудача» — такая интерпретация может привести вас в совершенно безнадежное состояние, что может явиться причиной еще больших ошибок и неудач в будущем. Интерпретация «Нам следовало бы приложить больше усилий, чтобы не упустить этот шанс» может, напротив, побудить вас к более активным действиям в следующий раз. У вас есть полная свобода интерпретировать то, что вы делаете, или то, что происходит вокруг, каким угодно образом. И лишь немногие из таких интерпретаций (как те примеры, которые мы привели выше) действительно основываются на фактах — ос­тальные же более похожи на суждения, настроения или убежде­ния. Все они в одинаковой мере субъективны и потому подда­ются изменению — и к тому же с явной для вас пользой. Пусть ваш внутренний голос будет на вашей стороне. Это еще одна техника для изменения поведения путем переме­ны вашего настроения. Особенно она эффективна по отноше­нию к привычному поведению, которое, как вы знаете, не позво­ляет вам добиться желаемых результатов («И для чего я все это делаю?») и которое, какие бы вы сознательные усилия не предпринимали, вам не удается изменить. Вы словно заперты в нем. Возможно, что новая интерпретация поможет вам выйти из этого затруднения. В итоге вам не придется отказываться от привычного стиля поведения, точнее, вы достигаете своей цели, но куда более приятным образом. Задавая более позитивную и оптимистичную интерпретацию всему, что делаете, вы сможете стать и более целеустремленным человеком.

Стимулирующие и расслабляющие убеждения

Позитивный подход, как мы уже видели, может дать порази­тельные результаты, в то время как пессимистические убеж­дения — просто фантастика! — осуществляются как бы сами собой. Наши убеждения функционируют таким же образом, как и безусловные команды для автоматов. Они определяют собой каждое действие и настроение, от них зависит, в конеч­ном счете, попадем ли мы в цель или промахнемся. Все дело в том, как вы воспринимаете происходящее. И только от вас зави­сит, какую перспективу выбрать. Убеждение и ценности — это даже более устойчивые компоненты сознания, чем подходы и настроения, которые могут постоянно меняться. Если вы в чем–то убеждены, то и поступаете так, как если бы это было самой подлинной правдой. А потому, если вы будете убеждены в том, что сможете это сделать, что поставленная цель вам по плечу, что вы заслужили ее, — это, в свою очередь, послужит гарантией реальности ее достижения.

• Неверное истолкование опыта

Наши убеждения зарождаются в детстве и могут быть ре­зультатом влияния авторитетов, повторяющихся ситуаций или же — довольно часто — различных травм. Обычно они представляют собой некоторые генерализации (обобщения) произошедшего в нашем прошлом и основаны на интерпре­тации приятных или болезненных воспоминаний. В убежде­ниях воплощаются наши представления о наилучшей страте­гии выживания и достижения поставленных целей. Так уж получается, что мы не можем сознательным образом контро­лировать то, во что верим, каковы бы ни были причины и следствия наших убеждений. Мы забываем о том, что убеждения — не более чем наше восприятие событий, к тому же с ограниченным сроком годности. Но ведем себя так, будто это и есть самая подлинная реальность.

Убеждения придают смысл и значение всем нашим делам и поступкам. Поэтому никакие действительные перемены в поведении не могут не затронуть и его основания — убеж­дений.

Современные психологические исследования людей, страда­ющих расстройством множественного раздвоения личности, показали, что при перемещении их сознания от одной личнос­ти к другой существенно меняются даже физиологические па­раметры — вплоть до появления или исчезновения симпто­мов диабета и гипертонии. Потому, каковы бы ни были при­чины и истоки наших верований и убеждений, даже если они действуют на уровне подсознания, убеждения есть нечто весь­ма реальное.

• Поверьте в свою цель

Но прежде чем довериться даже самой великой в мире стратегии, вам необходимо поверить, что вам это по плечу. Вера в собственные силы и способность реализовать постав­ленную цель значат для конечного успеха деятельности го­раздо больше, чем все психологические техники и благопри­ятные внешние обстоятельства вместе взятые. Убеждение в том, что решение проблемы все–таки существует, служит мощнейшей движущей силой и помогает включить столь не­обходимые подсознательные ассоциации.

Каждому воздается по вере его.

• Поверьте в себя

Вера в себя и собственные силы особенно важна, когда речь заходит о личной успешности. Ваше представление о самом себе, самооценка, имеет непосредственное и определя­ющее влияние на все компоненты поведения. Одна–един­ственная мысль (например: «Я — хороший организатор» или «Я не умею концентрироваться») способна оказать суще­ственное воздействие на всю вашу деятельность в целом и на ее результаты. В отличие от настроений, которые легко могут меняться на протяжении дня (например, под влиянием встречи с кем–либо), убеждения носят гораздо более устойчи­вый характер. Убеждения универсального характера, такие как «Жизнь — это...», «Люди таковы, что...», «Я такой, что...», могут оказать самое существенное влияние на наше поведе­ние. Используя привычную аналогию с айсбергом, можно ска­зать, что поведение — это видимая, надводная часть айсберга, настроения и установки находятся несколько ниже уровня поверхности воды, а ценности и убеждения лежат глубоко под водой. Чем глубже то или иное убеждение, чем в большей степени оно относится к сфере подсознания, тем большее воз­действие оказывает это убеждение на наше поведение.

Те, кто игнорирует «подводные» части айсберга, совершают ошибку. Если вы твердо убеждены, что какая–либо чрезвычайно сложная проблема все же имеет решение, это дает вам шанс на то, что решение все–таки будет найдено. Кроме того, следует по­мнить, что такие утверждения, как, например, «Мне не удаются выступления перед большой аудиторией», как правило, реали­зуются как бы сами собой. Убеждения оказывают чрезвычай­но сильное воздействие на наше поведение, от них зависит ус­пех всех наших начинаний. К счастью, мы можем изменить свои убеждения таким образом, чтобы они в большей степени соответствовали нашим сознательным намерениям.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 257; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.