КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ремонт металлических деталей полимерными материалами 3 страница
При превышении некоторой пороговой концентрации ультрадисперсного наполнителя в системе наблюдается снижение свойств, что характеризуется совместным протеканием двух процессов: - увеличение активных центров кристаллизации, а значит и скорости процесса кристаллизации – положительная сторона; - увеличение вязкости расплава, ухудшение условий упаковки частиц в граничном слое и торможение процессов кристаллизации – отрицательная сторона. Высокодисперсный наполнитель перемещается в расплаве полимера по механизму градиентной конвекции и может становится либо центром сферолита либо вытесняется в межсферолитные области. Но эффект усиления физико-механических свойств возможен лишь в случае влияния наполнителя в межструктурном пространстве на упорядоченность проходных цепей, а также концов молекул и прочих неоднородностей, составляющих аморфные участки. Неизбежным следствием этого, с одной стороны, является упорядочения аморфных областей, с другой – результатом активного действия поверхности наполнителя является уменьшение подвижности молекулярных цепей и обще снижение ряда свойств исходного полимера. Однако это в значительной мере компенсируется радикальным улучшением специфических свойств, таких как износостойкость и коэффициент трения. Основной выявленный положительный эффект от межструктурного заполнения – стабилизирующий, т.е. стабильность структуры во времени при различных воздействиях, связанная с термодинамическими и кинематическими (в основном) факторами.
10.2. Очистка и подготовка поверхности для нанесения полимерного покрытия Важными этапами процесса нанесения полимерного материала являются очистка и подготовка ремонтируемой поверхности, что оказывает определяющее влияние на качество полимерного покрытия и на стабильность его прочностных показателей. Производительная и качественная очистка труднодоступных участков автомобиля предусматривает комплексное механическое, химическое и физико-химическое воздействия на удаляемое загрязнение с применением высокоэффективных синтетических моющих средств, которые широко используются на специализированных ремонтных предприятиях. Характеристики синтетических моющих средств представлены в табл. 10.18.
Таблица 10.18. Характеристики синтетических моющих средств
Синтетические моющие средства представляют собой многокомпонентные композиции, состоящие из поверхностно-активных веществ (ПАВ) и ряда щелочных солей. Синтетические моющие средства выпускаются промышленностью в виде сыпучего порошка. Они хорошо растворяются в воде, нетоксичны, не вызывают ожогов кожи. Синтетические моющие средства одинаково пригодны для очистки узлов и деталей, выполненных как из черных, так и цветных металлов и сплавов. После мойки детали не корродируют и не требуют ополаскивания. При затруднении в приобретении вышеуказанных моющих средств их можно заменить любым стиральным порошком. Основным условием очистки поверхности (разрушения и удаления загрязнений) является превышение динамического давления над прочностными и адгезионными свойствами загрязнений. Механическое воздействие очищающей среды на загрязненную поверхность является основным в процессе струйной очистки. Определяющим параметром механического воздействия является давление струи моющей жидкости. Гидродинамические струи разделяют на струи низкого (до 1 МПа), среднего (1-5 МПа) и высокого (5-60 МПа) давления. Автолюбители без особого труда и с минимальными затратами денежных средств могут изготовить струйную моечную установку не только низкого но и среднего давления. Основой такой моечной установки может служить типовой садовый опрыскиватель (рис.10.1). Учитывая, что у многих автолюбителей в гаражах есть стационарные или автомобильные переносные компрессоры, работающие от аккумуляторов, для более производительной очистки можно дополнительно вмонтировать в резервуар штуцер для подачи давления от компрессора.
При самостоятельном изготовлении указанного приспособления необходимо знать, что в вашем распоряжении имеется сосуд, работающий под давлением, к которому предъявляются определенные требования. Роль сосуда могут выполнять ресиверы пневмосистемы грузовых автомобилей, которые рассчитаны на работу при давлении до 1 МПа. Механическое воздействие струи моющего раствора можно увеличить за счет насадка, параметры которого влияют на скорость струи, плотность жидкости и площадь сечения струи. По величине гидравлического сопротивления насадки подразделяют на цилиндрические, конические, коническо-цилиндрические и коноидальные (рис. 10.2). Максимальную кинетическую энергию имеет струя жидкости, вытекающая из коноидапьного насадка.
Рис. 10.2. Виды насадков
Все синтетические моющие растворы значительно повышают свою моющую способность при температуре выше 70°С, поэтому желательно перед использованием моющий раствор нагреть до температуры, указанной в табл. 10.18. На повышение эффективности очистки двигателя положительное влияние оказывает прогрев двигателя. При очистке двигателя необходимо защитить от попадания моющего раствора свечи, генератор, стартер, распределитель зажигания - это можно сделать полиэтиленовой пленкой. С остальных поверхностей на прогретом двигателе вода быстро испаряется. Подготовка поверхности для нанесения полимерного покрытия. После очистки поверхности от загрязнений, перед нанесением полимерного покрытия необходима специальная подготовка поверхности. Качеством проведения этой операции во многом определяется долговечность и стабильность прочностных показателей полимерного материала. При эксплуатации автомобиля происходит интенсивный процесс коррозии металлических поверхностей, в результате которого на поверхности возникают углубления со следами коррозии. При ремонте автомобиля, как правило, приходится работать именно с такими поверхностями. Механический способ подготовки поверхности предусматривает очистку поверхности до металлического блеска. Удаление ржавчины механическим методом - тяжелый и трудоемкий процесс. Для этого применяются металлические щетки, наждачная бумага либо другой абразивный инструмент. Механический способ не позволяет удалить следы коррозии из углублений, металлические щетки и наждачная бумага оказывают воздействие только на верхний слой ржавчины. Нанесение на такую поверхность полимера приводит к быстрому образованию вокруг остатков коррозии дополнительных рыхлых продуктов коррозии, объем которых быстро увеличивается, что ведет к быстрому разрушению полимерного покрытия. Из механических способов подготовки поверхности хорошие результаты дает только пескоструйная очистка, которая требует специального оборудования, значительных энергетических, трудовых затрат и может быть использована только при специализированном ремонте. Химические способы подготовки поверхности предусматривают химическое воздействие на поверхность металла различными химикатами, что снижает трудоемкость работ. Однако необходимо знать, что при обработке химикатами, содержащими кислоту, их остатки должны быть удалены с поверхности металла, иначе они сами способствуют коррозии металла. Химические составы могут по-разному воздействовать на поверхность металлов. В зависимости от механизма взаимодействия химического состава с поверхностью металлов различают следующие химические способы подготовки поверхности: травление; фосфатирование; нейтрализация ржавчины. Производительность удаления ржавчины повышается при сочетании механического и химического способов. Сначала с поверхности механическим путем удаляют рыхлый поверхностный слой ржавчины, а на остатки ржавчины в порах и углублениях воздействуют химическим способом. Травление - это процесс удаления оксидов и гидратов оксидов металлов с поверхности химическими методами. Для этого используют растворы кислот или кислых солей. При воздействии на поверхность металла кислотами металлическая поверхность становится шероховатой, очищенной от различных загрязнений. Перед травлением поверхность необходимо обезжирить. Остатки смазки и жиров ухудшают смачиваемость поверхности, и травление протекает неравномерно. Процесс травления состоит из операций обезжиривания, обработки кислотосодержащим составом, промывки водой, промывки нейтрализующим составом, повторной промывки водой и сушки. Для удаления ржавчины в торговлю поступают готовые к употреблению составы. Наиболее распространен "Автоочиститель ржавчины Омега-1". Состав представляет собой смесь ортофосфорной кислоты, карбоксиметилцеллюлозы, аэросила и ингибитора коррозии. Перед употреблением очиститель необходимо хорошо перемешать, а затем нанести шпателем или кистью слоем 1-3 мм на ржавую поверхность и выдержать на ней 5-30 мин. (в зависимости от толщины слоя ржавчины). Опыт использования очистителя показывает, что он действительно способен полностью удалить ржавчину, в том числе и из углублений. Но для этого вышеуказанную операцию приходится повторять многократно (для интенсификации процесса очиститель можно дополнительно втирать железной щеткой). После полного удаления ржавчины очиститель удаляют сухой тканью или щеткой и протирают поверхность насухо. Аналогичными свойствами обладает паста "Морж". На растворы для травления существует ГОСТ, согласно которому в машиностроении и при специализированном ремонте автомобилей производят обработку поверхностей металлов. Составы и технология применения некоторых из них приведены в табл. 10.19. Для одновременного обезжиривания и травления используются составы, приведенные в табл. 10.20.
Таблица 10.19. Составы травильных растворов и технология применения
Таблица 10.20. Составы и технология применения для одновременного обезжиривания и травления поверхностей металлов
Фосфатированием называется процесс химической обработки стальных изделий с целью получения на их поверхности слоя нерастворимых в воде фосфорнокислых соединений. Фосфатирование проводится на предварительно очищенной поверхности металла растворами солей фосфатов различных металлов Так, соли ортофосфорной кислоты, оседая на поверхности металла, образуют нерастворимую в воде мелкокристаллическую пленку фосфата железа с сильно раз- витой поверхностью и высокой адгезией к металлу. Полимер, нанесенный на фосфатный слой, обладает адгезией к такому металлу в 2,0-2,5 раза большей, чем к металлу, подготовленному механическим способом. Кроме того, фосфатный слой пассивирует поверхность металла, предохраняя ее от проникновения агрессивных сред под полимерное покрытие. Это способствует увеличению срока службы полимерного покрытия. В машиностроении и на автозаводах фосфатирование производят готовыми к применению растворами КФ-1, КФ-12 при температуре 45-50°С. Раствор КФ-1 имеет следующий состав (% по массе): окись цинка - 13,7; орто- фосфорная кислота (87%-я) - 31,9; азотная кислота (57%-я) -14,3; вода - 40,1. Для фосфатирования используются составы, приведенные в табл. 10.21. Ввод ингибиторов коррозии обеспечивает защиту металла от коррозии. Состав из серной кислоты и поверхностно-активного вещества синтанол ДС-10 используется для одновременного обезжиривания и травления подготавливаемой поверхности. Значительно облегчить процесс подготовки поверхности для нанесения полимерного покрытия можно, используя преобразователи или нейтрализаторы ржавчины, которые преобразуют продукты коррозии в более стабильные соединения. Нейтрализаторы ржавчины обычно состоят из водно-спиртовых или водно-ацетоновых растворов фосфорной кислоты с добавлением танина, гидрохинона, различных ингибиторов коррозии.
Таблица 10.21. Составы фосфатирующих растворов
В продажу поступают "Автопреобразователь-1 ржавчины", 'Автопреобразователь ржавчины лигнинный", "Нейтрализатор ржавчины ВСН-1" и "Буванол". Необходимо отметить, что преобразователи ржавчины не взаимодействуют со слоями ржавчины толщиной более 100 мкм, которые необходимо удалять меха ническим путем. Наиболее удобен при использовании "Нейтрализатор ржавчины ВСН-1". Перед его нанесением поверхность металла необходимо очистить железной щеткой, чем достигается удаление рыхлой ржавчины Затем следует обезжирить поверхностъ уайт-спиритом, высушить и через 20-30 мин. жесткой кистью или тампоном нанести нейтрализатор ржавчины, который для лучшего проникновения в ржа вый слой можно втирать железной щеткой. Примерно через 30 мин. поверхность приобретает беловато-серый цвет, после чего ее промывают водой, высушивают и наносят полимер. Процесс преобразования ржавчины более интенсивно происходит при температуре выше 15°С. Состав сохраняет свои свойства после размораживания. Многообразие полимерных материалов, предлагаемых для ремонта автомобилей (эпоксидные, полиэфирные, анаэробные, акриловые и т.д.), исключает единые технологические рекомендации подготовки поверхности для нанесения полимерных покрытий. Так, обезжиривание синтетическими моющими растворами благоприятно действует при нанесении полимерных покрытий на основе эпоксидных смол. Но анаэробные полимерные материалы на поверхностях, обезжиренных синтетическими моющими растворами, не полимеризуются.
10.3. Нанесение полимерных материалов Полимерные материалы при ремонте машин применяются для следующих целей: восстановления размеров изношенных деталей, заделки трещин и пробоин, упрочнения резьбовых соединений и неподвижных посадок, антикоррозионной защиты, склеивания деталей и материалов, герметизации сварных, заклепочных и резьбовых соединений, а также для изготовления деталей. Полимерные материалы применяют как в чистом виде (полиэтилен, полистирол, капрон, полипропилен), так и в виде пластмасс. Для образования пластмасс к полимерному материалу добавляют ряд компонентов: наполнители (стеклянное волокно, асбест, цемент, металлические порошки), улучшающие физико-механические свойства пластмасс; пластификаторы (дибутилфталат, диоктилфталат, жидкий тиокол и другие), улучшающие пластичность и эластичность пластмасс; отвердители (полиэтиленполиамин и др.). Способы нанесения полимеров (пластмасс) на поверхности деталей следующие: напыление (вихревое, газопламенное, центробежное, струйное); опрессовка деталей полимерами; литье под давлением; холодное литье; нанесение паст, компаундов и т.д. [44, 45]. Для прочного сцепления наносимого слоя полимера с деталью поверхность должна быть слегка шероховатой, зачищенной до металлического блеска, обезжиренной ацетоном или другими органическими растворителями. При нанесении покрытий напылением частицы полимера должны иметь размер не более 0,25 мм. Порошок получают механическим путем, используя дробилки ОП-2107, ИПР-150М, или химическим. Вихревое напыление (напыление в кипящем слое, напыление в псевдоожиженном слое) проводится на установке типа А-67М (рис. 10.3).
Установка состоит из камеры 5 с пористой перегородкой 2, для изготовления которой используют стеклоткань, керамику, войлок. Сверху перегородка закрывается стальной пластиной 3 с множеством отверстий диаметром 0,8—2,0 мм. Для того, чтобы отверстия не забивались порошком полимера, на стальной лист сверху кладется слой ткани 4. Деталь подготавливают, зачищают, обезжиривают, места, не подлежащие покрытию, защищают жидким стеклом, фольгой, листовым асбестом. Подготовленные детали нагревают в печи либо газовой горелкой до температуры 280—300 °С и помещают в камеру 5 установки. На пористую перегородку 2 насыпают порошкообразный слой капрона толщиной не менее 100 мм. Через перегородку по трубопроводу 1 в камеру подается сжатый воздух или инертный газ (азот или углекислый газ) под давлением 0,1—0,2 МПа. Газ, проходя через перегородку, разделяется на множество мельчайших струй и приводит порошок во взвихренное состояние, обладающее свойствами жидкости. Частицы порошка плавятся и равномерно покрывают деталь. Во время напыления детали сообщается возвратно-поступательное движение. Толщина напыленного слоя может быть до 1,5 мм. Вибрационный способ напыления в псевдоожиженном слое основан на свойстве сыпучих материалов течь под воздействием колебаний. В вибрационной установке якорь в днище вибрирует с частотой 50 Гц. При этом происходит разрыхление и переход порошка полимера в псевдоожиженное состояние. Газопламенное напыление пластмасс проводится на установках УПН‑4Л, УПН-6-63 и др. (рис. 10.4). После нанесения покрытия требуемой толщины подачу порошка прекращают и дополнительно прогревают деталь для того, чтобы сделать слой более равным и плотным. Можно прикатать наплавленный слой стальным роликом.
Рис. 10.4. Схема установки газопламенного напыления полимеров: 1 - полимер, 2-сопло, 3-колпак, 4-резиновая трубка, 5-фильтр, 6-трубка для подачи порошково-воздушной смеси, 7-воздушный вентиль, 8- воздушный вентиль горелки, 9-порошковый инжектор, 10-порошковое сопло, 11-кольцевое сопло газовой горелки, 12-смесительная камера, 13-вентиль горючего газа
Расстояние от горелки до поверхности детали устанавливают 70—150 мм, а скорость перемещения горелки 1,5—2,0 м/мин. Ширина покрываемой за один проход поверхности составляет 25—40 мм. Давление ацетилена, подаваемого для питания горелки, должно быть не ниже 0,5 кПа при расходе газа 300 л/ч, а давление сжатого воздуха — не ниже 0,3 МПа при его расходе 10—15 м3/ч. Газопламенное напыление удобно для покрытия крупных деталей (толщина покрытия практически не ограничена). Газопламенное напыление применяется для заделки вмятин на облицовке кабин и оперений машин (используют порошки ПФН-12, ТПФ-37 и другие), для восстановления изношенных деталей (порошок капрона марки А), для антикоррозийной защиты (порошки полипропилена, полиэтилена НД и другие), для нанесения антифрикционных покрытий. Струйный беспламенный метод напыления пластмасс заключается в том, что распыление порошка производится пистолетом-распылителем на предварительно подготовленную и нагретую поверхность детали (рис. 10.5). Подлежащую восстановлению деталь 3 после подготовки поверхности укладывают в алюминиевую оправку 2. На электропечи 1 оправка вместе с деталью нагревается до температуры 240 °С, после чего на поверхность детали распылителем 5 с помощью сжатого воздуха наносится порошок полимера. Частицы порошка расплавляются и образуют сплошное покрытие. В качестве пистолета–распылителя используют распылители, применяемые для окрасочных работ.
Рис. 10.5. Установка для беспламенного напыления пластмасс: 1-электропечь, 2-оправка с терморегулятором, 3-деталь, 4теплоизоляция, 5-распылитель полимера, 6-воздухопроводы, 7-рессивер, 8-компрессор, 9-фильтр
Недостатками этого способа являются значительная потеря порошковых материалов при напылении и загрязнение воздуха. Восстановление и изготовление деталей методом литья под давлением термопластических материалов основано на выдавливании разогретой пластмассы из обогревательного цилиндра литьевой машины в гнездо сомкнутой пресс-формы. Изношенную поверхность детали предварительно протачивают, чтобы толщина слоя пластмассы (полимера) была не менее 0,5 мм. Если возможно, на детали протачивают канавки, делают сверления. Подготовленную деталь устанавливают в разогретую пресс-форму, имеющую номинальные размеры восстанавливаемой детали и нагнетают в нее разогретую пластмассу под давлением 15—125 МПа. Деталь должна быть нагрета до температуры 230—290 °С. Наиболее распространенные в ремонтном производстве термопластичные материалы, применяемые для восстановления деталей всеми способами напыления и литьем под давлением, капрон (поликпролактан), полиамид 68, полиамид ПП-610, полиэтилен ВД, фенилон С-2. Для изготовлениядеталей литьем под давлением применяют также полистирол, полиформальдегид. Для улучшения качества полимерного покрытия рекомендуется последующая термическая обработка, например, выдержка в течение 2 ч масле при температуре 100—120 °С с дальнейшим охлаждением вместе с маслом.
Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 1903; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |