Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Как понять ребенка 7 страница




- Эта фигура похожа на паровоз и вагончики?

- А почему вагончики больше паровоза?

- Потому что паровоз далеко, а вагончики ближе.

- Паровоз уводит состав в даль?

- А кто ведет состав?

- Машинист.

- А в какую сторону идет мой состав?

-Направо.

- А у тебя?

- А у меня тоже направо.

- Разве? Проверь себя.

Вот Вам еще одно наблюдение: неумение ориентироваться в пространстве, неразличение левого и правого. Видимо, «лесенку» этот ребенок случайно выстроил в нужную сторону, а мы думали, что он все видит.

Еще одно интересное наблюдение можно было сделать, глада на работу ребенка с этой фигурой.

Фигуру с паровозиком он увидел сразу же после того, как Вы признали правильно сложенной «лесенку».

Что делают после этого некоторые дети?

Они перемешивают все квадраты на столе, ломают свою лесенку, стирая тем самым ее образ в оперативной памяти, освобождая место для записи новой информации. А некоторые дети поступают очень разумно и экономно: сначала посмотрят на паровоз с вагончиками, а потом ха свою лесенку, определят различие в одной последней фишке, и, не ломав лесенки, переместят эту единственную фишку в нужное место, превратив лесенку в паровозик за минимальное число действий.

Вот Вам еще одна игровая модель жизненной ситуации один сумеет воспользоваться результатом своего предыдущего труда, а другой начинает созидание с разрушения.

Для одного ребенка моментом окончания работы является представление ее взрослому, а для другого новый этап не начнется, пока результаты предыдущего перед глазами и в памяти.

- Теперь сложи, пожалуйста, «башню».

Эту фигуру ребята иногда называют «пирамидой». - Похоже.

Эта фигура, как правило, у большинства получается. Но и с ее помощью можно кое-что распознать. Посмотрите внимательно на тех ребят, которым трудно удержать в памяти образ пирамиды целиком и приходите а решать эту задачу по частям. Только некоторым достаточно посмотреть на изображение фигуры один раз, чтобы по памяти найти очередную нужную фишку. А другие вынуждены поступать иначе: смотрят на изображение фигуры, не поворачиваясь к столу, а сами в это время руками перебирают фишки и на ощупь находят нужную. Вот Вами еще одно психологическое наблюдение: такой ребенок как бы «думает» руками, и при обучении его в дальнейшем избежать некоторых трудностей удастся, только подключая тактильные ощущения, опредмечивая непонятные задачи.

Следующая фигура - «матрешки».

На этой фигуре большинство спотыкается. И дело не в том, что ребенок не сможет ее сложить, и не в том, что нужная матрешка не слева, а справа. Это бывает, но реже. Чаще всего матрешки будут сложены верно, но из других квадратов. Как правило, это свидетельствует об отсутствии или недостаточно развитой операции масштабирования, а следовательно, о неумении соотносить фишки по размеру.

- Я сложил, давайте следующую фигуру.

- А ты проверил?

- Да, проверил: у меня все так.

- А по-моему, не так. Есть ошибка.

- В этой игре не разрешается подсказывать: ты до всего можешь додуматься сами сам найдешь свою ошибку.

- Не найду.

- Может быть, с первого раза не найдешь, а во второй раз, когда мы будет.! играть, догадаешься. Бене очень хочется тебе подсказать, ко тогда ты не научишься сам находить свои ошибки. Ищи сам.

- Не вижу.

- Хорошо, давай отложим эту фигуру до следующего раза. Только ты запомни: ты ее в первый раз сложил неверно.

И Вы откладываете изображение этой фигуры в отдельную стопку. Может быть, в конце игры, когда будут пройдены все фигуры и у ребенка останутся еще силы, гож его желании можно будет предоставить ему вторую попытку.

Бывает, что уже со второго раза ему самому удается исправить часть ошибок. Если ошибки повторяются, то «ошибочные» фигуры опять откладываются отдельной стопкой, а ребенку говорят: «До следующего раза». Тем самым Вы будете способствовать формированию навыка доводить работу до конца, не забывать про ошибки, не заниматься самообманом: «Я все могу, просто дядя Андрюша очень быстро показывал фигуры».

Следующая фигура - «собака».

Эта фигура чаще получается, чем не получается, хотя она может смотреть и не в ту сторону, и не теми квадратиками будет сложена, ко на собаку, по мнению большинства детей, похожа. На что дети реже обращают внимание?

На то, что 4 квадрата сходятся в одной точке фигуры. Иногда даже можно заметить, как они пытаются свести в одну точку 4 таких разнородных элемента, а рука не справляется с этой задачей с пергой попытки, и нужный квадрат опять проскакивает мимо общей точки: вверх-вниз, вверх-вниз, вверх-вниз... При крупном шаге поиска терпение быстро кончается, специалист тогда скажет: «Недостаточно развито тонкое движение рук». Родителям это можно не объяснять, так как диагноз их не интересует. Их интересует конкретность, которую в данном случае не надо доказывать:квадраты не сведены в одну точку. В этом случае подсказывать запрещено, но можно и нужно давать оценку: верно или нет, но только после того, как ребенок сам себя проверил. Наша пренепременнейшая задача - научить его заканчивать работу самопроверкой с последующей сдачей.

- Я все сделал.

- А ты проверил?

- Посмотри внимательно еще раз на изображение фигуры и постарайся запомнить получше. После этого повернись к столу и по памяти проверь себя, сравни то, что запомнилось, с тем, что сложено. Только после этого говори: «Я все сделал, примите, пожалуйста, мою фигуру».

Ваша задача дать правильную оценку труда, сравнивая ученика не с другими учениками, а с ним самим. Кроме того, предпочтительнее сравнивать результаты труда, а не учеников.

- Ты эту фигуру в прошлый раз сложил лучше. И проверял тщательнее. Следующая фигура - «девочка в платочке».

Те дети, которым «матрешки» оказались не под силу, как правило, и эту фигуру складывают не из тех квадратов.

Так же не подсказывая ребенку. Вы и на этой фигуре отрабатываете некую обобщенную структуру поэтапных действий:

- выполнение;

- проверка;

- исправление

- повторная проверка;

- предъявление.

Умение пользоваться таким внутренним планом действии необходимо ребенку не только при освоении учебной деятельности в школе, ко и во время трудового обучения со следующим отличием: после повторной самопроверки (все ли ты сделал, что надо?) идет обязательный этап уборки рабочего места, а только потом предъявление. Тем самым формируется понимание истинного выполнения, включающего в себя ликвидацию последствий, что является законом не только трудового становления, но и предтечей экологического сознания. С этой же целью каждая игра тоже должка заканчиваться уборкой рабочего места: в данном случае складыванием фишек в коробку и уборкой коробки со стола на место.

Здесь уместно отметить, что игру «Золотое сечение» мы относим к тем, в которые ребенок играет только со взрослыми. Эта игра никогда не должна неуважительно валяться. Ее место либо на полке, либо на столе во время общения с родителями.

Вы заметили асимметричность фигуры «девочка в платочке»? А дети ни разу не удивились этому: ведь в природе все асимметрично, кстати, так же, как и лицо человека, и детские непосредственные рисунки.

Следующая фигура называется «Композиция».

Здесь ребенка подстерегает неожиданность. Посмотрев на изображение и подумав, он может неожиданно заявить: - Не могу.

- Что не можешь?

- Собрать.

- Почему?

- A y мена нет одной фишки. Догадались, какой? Верно - внутренней.

ВOT И еще одно вероятное наблюдение. Оно было бы невозможным в случае использования нами цветного изображения: цвет мог оказаться дополнительной подсказкой.

- Подумай еще раз. Если не догадаешься, то мы отложим эту фигуру до следующего раза.

Ребенок должен научиться спокойно, по-деловому относиться к своим сшибкам и неумениям. Так, чтобы излишнее переживание не делало его неспособным двигаться дальше вместе со всеми. Для детей это еще и повод убедиться в своей излишней самоуверенности: «Я все могу!» А тут оказывается: не все, да и к тому же еще кто-то другой из группы может!

Бывают такие случаи, когда ребенок требует, чтобы вся группа дождалась его.

- Не давайте другим следующую фигуру, пока я эту не соберу!

Возникает ситуация - семеро одного ждут. Ее приходится решать по-разному: когда-то подождать, обращая внимание детей на переживание товарища, на заботу об отстающем, на терпеливость к отставшему, на сдержанность в хвастовстве, а когда-то обратить внимание отставшего на необходимость смиренна своих желаний перед ожиданием всего коллектива.

Мера разумности действий ведущего взрослого корректируется индивидуальным вниманием ассистентов. И дети видят справедливость: про отставшего не забыли взрослые. И родители не могут упрекнуть нас в нетерпеливости.

На этом примере хорошо видны преимущества групповой работы, без которой подготовить ребенка психологически к школьным коллективным методам обучения нам представ лаете а невозможным. Вот Вами еще одно возможное наблюдение: о смирении, о самоуверенности ребенка и о работе в коп-

- Со следующей фигурой ты наверняка справишься: «лапа».

Теперь за работу берутся даже те, кто, отказавшись сложить предыдущую «композицию» (рис. 13), продолжает и в случае следующей фигуры («лапа») утверждать: «У меня не хватает одной фишки», имея в виду в обоих случаях внутреннюю фигуру, образованную сцепленными квадратами.

Что им придает уверенность?

По-видимому, в этом случае название в оперативной памяти ребенка образ лапы и позволяющей опереться на него, как на внутренний план действий. Ребенок теперь знает, к чему надо стремиться, в отличие да предыдущей фигуры с неизвестным названием «композиция». Правда, он не спрашивал: «Что такое композиция?» А ведь эта композиция всего одной фишкой отличается от лапы! Но в первом случае не было внутренних содержательных опор, а во втором случае они есть!

Фигура сложена. Ребенок утверждает, что все проверил и сложил правильно. Вы же видите - ничего подобного. Не буду говорить о том, что за основу был взят большой красный квадрат, а не меньший оранжевый, что лапа не правая, а левая, что пальцев на лапе не пять, а шесть, здесь важно отметить другое: пальцы-квадратики с трудом цепляются друг за друга и никак не хотят в нужном месте соединиться с большим квадратом - не хватает более тонкого внутреннего образа - плана действий, а подчас и просто координированного движения пальцев. При этом нас, взрослых, поражает, как дети выходят из положения. Не найдя внутренней фишки, они могут просто приставить пальцы-квадратики к верхней части большого квадрата и, например, создать над большим квадратом какую-то немыслимую, на наш взгляд, конструкцию из «пальцев». И будут утверждать: «Это и есть лапа!» Здесь встречаются два случая.

Первый: ребенок и сам видит несоответствие своей конструкции изображению, но признается в своем бессилии исправить ошибки.

Второй: то ли не хочет признаться, то ли действительно с таким искажением воспроизводит изображение в своей оперативной памяти.

И в том и в другом случае следствие для нас одно, и оно зримое: эта фигура ему пока не по силам. В конце концов, для родителей и ребенка не важно даже, по какой причине, важно, что сейчас не может, а когда причина исчезнет - сможет. И это мы сможем определить с помощью данной головоломки. Необходимо только, как и раньше, не подсказывать, но обязательно давать свою оценку:

- Эту фигуру ты сложил неправильно. Через некоторое время ты сам научишься определять это. Не отчаивайся, наберись терпения.

Если будете исправлять ошибки ребенка, то потеряете возможность с помощью этой головоломки определять, что ему пока еще не по силам. Опираясь на Ваши подсказки-исправления, он может запомнить необходимые действия, но это не означает, что ребенок сам научился решать эту задачу.

Следующая фигура - «орнамент».

Слово для многих детей незнакомое, но мы им пользуемся и, тем самым, вводим в лексикон ребенка новое понятие, не определяя его, а просто пользуясь им - через употребление. Так же, как слово «композиция».

- Сложил?

- Да.

- Проверил?

- Отлично, теперь буду проверять я...

- А Вы у меня посмотрите!..

- Ау меня Вы еще не смотрели!..

Приходится смотреть у каждого. Иначе у некоторых детей теряется индивидуальный контакт с ведущим. Это нам кажется, что они в коллективе, а они при этом иногда просто присутствуют в нем, но мысленно играют со взрослым.

Находиться в коллективе и одновременно участвовать в коллективной пока еще игре, а не учебе,- этому они тоже учатся незаметно для наших глаз во время таких встреч.

Итак, «орнамент». Какие тонкости можно отметить здесь? Неумение согласовывать корректировать) тонкие движения пальцев: фишки никак не выстраиваются ровно, симметрично относительно невидимой оси. Помните, этот ребенок, собирая «лесенку» и «паровоз с вагончиками»,не смог расположить квадратики в одну прямую линию, все у него получалось зигзагами, где-то чуть выше, где-то чуть ниже. В среднем - ничего. Особенно если речь идет о собственном ребенке. Даже как-то не заметна ровная линия у других детей. Наверное, он торопился, это случайность. Ну, а если это не так? Тогда эта случайная небрежность выплывает н в других фигурах, перерастая в закономерность. В этом случае лучше ошибиться, занизив оценку возможностей своего ребенка, чем недооценить закономерный характер его небрежностей.

Наши юные психологи, как и мы, взрослые, ловко умеют прикрывать свои неудачи нежеланием, делая вид: «Так и задумано!» - или, если это явно не проходит, откровенной шалостью с кривлянием на радость товарищам по группе. Но нам с Вами в этом случае должно быть не до смеха: хорошо скоординированные движения пальцами требуют активизации 60% коры головного мозга. Вот почему наши мудрые бабушки давали нам в виде игры собирать со стола маленькие пуговички в коробку!

Следующую серию фигур (рис. 6, 10, II), знакомящих детей с цветовыми сочетаниями и с ориентировкой фигур в пространстве относительно левой и правой сторон, мы не будем разбирать подробно за очевидностью.

Следующая фигура - «композиция» - завершает серию фигур первого уровня сложности. Она опять требует привлечения отсутствующей внутренней фигуры, как при сборке «лапы». Трудности аналогичного характера.

Следующая фигура - «башня» - относится к серии фигур второго уровня с ложности, когда, в отличие от предыдущих фигур, потребуется использовать наложение фишек. Первую фигуру из этой серии дети часто называют пирамидой. Встречалось и такое: «башня в окне». Поэтому полезно сначала спрашивать детей: «Как ты думаешь, на что это похоже? Как бы ты назвал эту фигуру? Какое имя ты можешь ей дать? Как ее назвать?..» Это тренирует у них выработку обобщенной операции - операции называния, как пишут в игровой литературе, или операции присвоения имени, как бы сказали знатоки алгоритмических языков. Эта обобщенная операция лежит в основе символического способа мышления, без которого не будет и культуры мышления. Очень частая ошибка детей при конструировании этой «башни» - начинают не с того квадрата. При этом также часто «башня» с легкостью выводится детьми за пределы не ходкого большого квадрата, играющего для нас роль «овна».

- Дети, на рисунке 16 изображен орнамент.

- А Вы знаете, Андрей Степанович, эта фигура похожа на башню с бойницами.

- Похожа, спасибо за название.

Фигура на рисунке 17 частенько вызывает ошибки на использование несоответствующих квадратов, на отсутствие нужной соразмерности фишек.

- Теперь сложите, пожалуйста, фигуру на рисунке 17. Как бы ее назвать?

Попутно, как видите, можно использовать порядковую нумерацию, приучая к числам и их виду.

- «Матрешка в матрешке».

- Интересное название.

Фигура на рисунке 17 чаще всего не удается тем детям, которые неверно сложили фигуру на рисунке 7. Там тоже были две «матрешки», только рядом. В ней ребенком были использованы квадраты, несоразмерные с изображением, и здесь эта ошибка повторяется.

Фигура на рисунке 23 оказывается иногда не по силам даже школьникам. Не хочется здесь описывать все типичные ошибки. Главная, и для нас наиболее интересная, связана с ложным представлением об отсутствии среди фишек двух прямоугольников. Решается эта задача для нас, взрослых, просто - тройным наложением. Какие только чудеса не демонстрируют при сборке этой фигуры дети! Изумляются родители, изумляемся мы. Не будем приводить примеры стандартных оригинальных ошибок. Вы с ними встретитесь.

Важно быть начеку, особенно при работе с ребенком в группе. Постарайтесь, по возможности, так посадить детей за отдельные столы, чтобы в первый раз они друг у друга не подсматривали. Конечно, они будут го осматривать. Тут мы должны постараться их убедить в неразумности подсматривания, во вреде для них самих этих действий.

- Ребята, подсматривая. Вы не научитесь решать сами! Лучше честно оставить эту фигуру до следующего раза.

Родителям надо помогать смириться с неумением ребенка и хотя бы частично успокоить: «Как хорошо, что мы с Вами увидели, чего не может Ваш.

Поймите разницу между коллективной и индивидуальной формой обучения. То, что Ваш ребенок сможет решить задачу, сидя дома, вовсе не означает, что он сможет ее решить, сидя в классе, когда число отвлекающих факторов окажется для него слишком большим. И небольшого объема его внимания может просто не хватить, чтобы сосредоточиться на главном. Не фигуру окне сложил, а при наших групповых условиях не решил нужной задачи. Честь и хвала нам с Вами за создание для него таких тренирующих условии!

Некоторые родители в досаде восклицают: «Как ты не понимаешь!» В крайних случаях - сами хватаются за фишки. Так будет и в школе. Вы будете делать за них, а когда же они будут учиться? Вот Вами еще одно наблюдение, моделирующее будущие отношения родителей и учеников.

Фигуры на рисунке 25 и 26 - трудности те же - неправильная ориентировка фигуры на столе, отсутствие должной координации пальцев и так далее.

Фигура на рисунке 29. Называем первоначально ее «орнаментом». А когда дети сложат, они и сами догадаются назвать ее «пирамидой». Эта фигура доставляет какое-то необъяснимое удовольствие детям: они чаще всего ее вспоминают и начинают самостоятельно строить при первом удобном случае. Ошибки здесь наблюдаются также стандартные. Почти все дети, несмотря на пятикратное наложение фишек, догадываются, как строить. Редчайший случай, но встречающийся: пирамида строится перевернутой, начиная с маленького квадрата, располагаемого на поверхности стола, и заканчивая большим квадратом, который в этом случае оказывается самым верхним.

Фигуры на рисунке 30 и 31 также требуют развитой координации пальцев.

Фигура на рисунке 32. Против названия «елочка» дети и взрослые не возражают. Вот только строят ее по-разному. Чаще всего начинают с большого квадрата и постепенно подсовывают под него меньшие квадраты. Иногда пытаются это сделать даже в воздухе с последующим неудающимся укладыванием фигуры на стол. Самые догадливые, помучившись, начинают складывать елочку с маленького квадратика. До этой фигуры, конечно, не все доходят с первого раза. У кого-то силы кончаются значительно раньше. И нам, ведущим, приходится это учитывать как при индивидуальной работе, так и при групповой.

Заметили, что ребенок стал рассеян, утомился от количества фигур, и спрашиваем его: «Устал?»

Как правило, они честно отвечают. Тогда предлагаем сделать над собой усилие и преодолеть хотя бы еще одну фигуру. Как правило, дети идут на это, ну, а мы стараемся дать в конце фигуру попроще для закрепления положительного опыта преодоления себя. Если же у ребенка нет сил для продолжения, то, конечно, никто его за это не ругает, стараясь обнадежить его на будущее.

Родители и педагоги! Будьте терпеливы и снисходительны к дошкольникам. Помните, многие из них устают уже после первых действии и фигур.

Поэтому при первом знакомстве с игрой мы иногда ограничиваемся только несколькими фигурами, как мы это сделали сегодня. Остальные фигуры, используемые на повторных встречах с детьми, мы только покажем Вам (см. приложение 4). Комментарии к ним, мы надеемся. Вы теперь сделаете сами.

Детям, дошедшим до фигуры на рисунке 32, мы предлагаем сложить фигуры, придуманные самими детьми. Здесь и «человечек», и «рожица», и «робот», и «избушка на курьих ножках», и «трамвай с дугой», и «светофор», и «машина»*.

- Дети, попробуйте теперь сами придумать что-нибудь и сложить из этих фишек.

Судя по фигурам, придуманным детьми, головоломка может быть доступна и самым маленьким, и самым старшеньким.

Теперь уже нет необходимости убеждать Вас в многообразии заданий и фигур, возможных при выбранных нами геометрических отношениях фишек.

Какие конкретные, проверенные на практике, размеры квадратов и прямоугольников мы можем предложить? Эти размеры образуют следующий убывающий числовой ряд: 11.09 см; 6.85 см., 4.24 см; 2.618 ем; 1.618 см; 1.0 см; 0.618 см. Цвет фишек, расположенных в порядке убывания их размеров, должен соответствовать расположению цветов в радуге от красного к фиолетовому. Во время наших занятий по психологической подготовке к школе родители, как Вы помните, выступают в роли наблюдателей, фиксирующих у себя в блокноте все особенности работы с ребенком. Наш комментарий к действиям ребенка мы даем родителям сразу же после игры. И все наши теоретические слова в этом случае не звучат для них отвлеченно, ибо тут же по памяти наполняются практически виденным на их ребенке. В этом случае, как Вы понимаете, доказывать ничего не приходится, так как в памяти еще свежи неудачи их ребенка и успехи других детей. После игры родители, как правило, уже не спрашивают: «Готов ли психологически наш ребенок к школе?» Появляется другой, конструктивный, вопрос: «Что нам делать?»

После такого вопроса родители -наши союзники, и наш ответ: «Делайте, как мы - играйте в эту игру, как мы», - для них также полон смысла виденного и записанного в блокноте.

Родители и педагоги, пользуясь данным комментарием. Вы и сами сможете диагностировать уровень сложности заданий, доступный играющему ребенку, и сознательно формулировать новые задания, соответствующие уровню его развития.

Напомним, для получения максимального развивающего эффекта от игры эталонные фигуры предъявляются ребенку для фиксации в памяти и вывешиваются за его спиной. Разрешается оглядываться и сравнивать сложенную фигуру с заданной. При таком способе игры активно развивается логическая операция сравнения, так как сличение осуществляется по памяти. Развивающий эффект может быть усилен последующей зарисовкой и раскраской изображения правильно сложенной фигуры.

В упрощенном варианте игры контурное изображение исходной фигуры располагается рядом со складываемой, либо предлагается накладывать элементы головоломки прямо на контурное изображение фигуры в натуральную величину. Некоторым детям первоначально может оказаться необходимым использование цветных изображении фигур в натуральную величину. Старшим школьникам можно предложить построить другие геометрические фигуры, обладающие золотыми пропорциями, например, треугольник.

Почему же головоломку мы назвали «Золотое сечение»? Почему многие из простейших эталонных фигур имеют аналоги среди природных конструкций и легко, как правило, без возражении и сомнении интерпретируются и детьми, и взрослыми в соответствии с названиями фигур? Например, лесенка, паровоз, пирамида, башня собака, девочка в платочке, лапа, елочка, воротца, «тоннель» и так далее.

Это закономерное следствие следующего факта: в основе соотношении элементов природных конструкции и нашей головоломки лежат одни и те же отношения «золотого сечения». Поэтому таки названа головоломка.

При расположении фишек-квадратов в порядке убывания длин их сторон отношение длины стороны каждого предыдущего квадрата к длине последующего равно отношению золотого сечения - 1.618..., а самый маленький элемент головоломки - прямоугольник с большей стороной, равной стороне наименьшего квадрата, и с меньшей стороной, равной 0.618 стороны наименьшего квадрата. При таких соотношениях исходная эталонная фигура 1 тоже будет прямоугольником золотого сечения.

Игру рекомендуется заканчивать укладкой элементов головоломки в упаковочную коробку, выполненную в виде прямоугольника золотого сечения.

Познавательный эффект головоломки для школьников может быть значительно увеличен разъяснением фундаментальнейшей роли золотого сечения в природе, и, уже как следствие этого, применение этого понятия в математике, физике, эстетике, ботанике, медицине, психологии, технике, архитектуре, астрономии, теории музыкальной гармонии, то есть везде, где природа или человек сталкиваются с гармоническим (оптимальным) объединением элементов в одно целое! В случае кашей головоломки роль элементов играют фишки-квадраты и фишка-прямоугольник, а роль целого - результат их объединения в какую-либо гармоническую эталонную фигуру.

Нацеливая играющего на составление эталонных фигур и поиск новых, мы подводим его к пониманию основ бесконечного разнообразия явлении природы как следствия их гармонической целостности, сущность которой выражается числом Пи = 1.618...

Играя в данную головоломку, ребенок знакомится в ощущениях и привыкает практически к оперированию элементарными гармоническими элементами (фишками), а следовательно, и к конструированию элементарного гармонического целого, представление о котором необходимо для понимания современной базисной картины мира!

О дополнительном психологическом эффекте головоломки «Золотое сечение» и о суммарном дидактическом эффекте можно прочитать г книге «Калейдоскоп игр»* В ней отдельной статьей описана головоломка «Золотое сечение». Там же приводите а набор цветных эталонных фигур, использование которых, конечно, менее эффективно для нашей цели развития, так как упрощает задания, хотя в цветном исполнении они выглядят гораздо привлекательнее.

Желающим углубить представление о «Золотом сечении» в своей картине мира можно также рекомендовать статью в сборнике «Этическая педагогика»*, где автор прослеживает онтологическую связь универсальной пропорции с принципом всеобщей взаимосвязи явлений.

Спасибо за Ваше терпение!

 

ЛЕКЦИЯ 5

 

ЧТО НЕ ПОНИМАЮТ ДЕТИ

 

Семь базисных типов задач для дошкольников и школьников начальных классов

 

5.1. Правила оформления задач

Все задачи по культуре мышления, как в старших, так и младших классах, формулируются одними тем же способом: на языке последовательностей квадратов. Квадраты располагаются на правой половине двойного тетрадного листа В КЛеточку, не более 7-ми квадратов В каждом ряду при стандартный размерах квадрата 4 на 4 клеточки. В первых нескольких: квадратах каждого ряда задается какая-либо содержательная последовательность, а над густыми квадратами ставятся вопросительные знаки, предлагающие учащимся задуматься над отсутствующей информации и восполнить ее, определив закономерность изменения информации по предшествующим заполненным квадратам.

5.2. Первый тип задач. Числовые последовательности

Подхожу к доске и пишу: В первом квадрате - число «1», во втором -«2», в третьем - «3» и так далее.

- Дальше что будет, ребята? Класс хором отвечает: 5, б, 7...

- Верно! Запишем это.

- Ребята, эта последовательность состоит из чисел: 1,3,3,4,3,6,7. Значит это какая последовательность..?

- Числовая.

- Числа возрастают или убывают?

- Возрастают.

- Значит, эта числовая последовательность - какая? Возрастающая или убывающая?

- Возрастающая.

- Прекрасно! Вот это название мы и запишем слева.

Видите, как просто и легко мы ввели новое понятие. Сначала его показали справа, потом его название записали название слева. Сначала дали зрительный образ справа, потом проговорили этот образ словами. Таким образом, через понятный образ, известный им, мы дали привычное представление о том, что им не известно. Мы не стали давать определение понятия «числовая» и «возрастающая последовательность», а ввели это понятие через употребление: «Вот это называется числовой восстающей последовательностью». При этом мы показали на то, что изображено справа, уже не только слова, но и удачного вопроса. При этом они решают сложнейшую классификационную и поисковую задачу, к удивлению, обнаруживая подчас несколько вариантов: потолок, колобок, коробок и так далее. Это первый урок плюрализма: все варианты уважительно записываются на доске. И все правы, каждый по-своему.

Восстановление слова - самый радостный этап. Они буквально сияют от счастья:

- Нашел! Да и не одно!

- А где у вас названия и обобщающие слова? Тут начинаются мучения.

- Да ладно. Я это потом сделаю.

Как Вы думаете: почему «потом»? Ведь только что с радостью искал слово и вдруг - скис.

И вовсе не вдруг. Просто эта задача для него значительно труднее - нужно найти класс понятий, к которому можно отнести, например, самолет.

Спрашиваешь:

- Каким словом можно назвать самолет?

Первый раз этот вопрос ученику кажется несерьезным, но отвечает он очень решительно:

- Самолетом.

- А как же иначе?

-Не знаю.

Выручают товарищи по классу:

- Машина.

- Верно, самолет можно назвать машиной. Это название мы напишем слега. А как еще можно назвать самолет? Найдите другое обобщающее слово.

Теперь уже вопрос понятнее, хотя появилось новое понятие: «обобщающее слово». В дальнейшем достаточно будет сказать: «Назовите...», «Обобщите...», «Присвойте имя...» -и Вас тоже поймут.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 305; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 1.113 сек.