Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Многообразие религий




В мире существует многообразие верований, сект, церков­ных организаций. Это и различные формы политеизма (много­божия), традиции которых идут от первобытных религий (веры в духов, поклонения растениям, животным, душам умерших). С ними соседствуют разные формы монотеизма (единобожия). Здесь и национальные религии — конфуцианство (Китай), иуда­изм (Израиль) и т. д., и мировые религии, сформировавшиеся в эпоху возникновения империй и нашедшие себе привержен­цев среди народов, говорящих на разных языках,— буддизм, христианство, ислам. Именно мировые религии оказывают на­ибольшее влияние на развитие современных цивилизаций.

Вы уже узнали о ряде особенностей каждой из этих рели­гий. Приведем здесь их обобщенные характеристики.

Буддизм — самая ранняя по времени появления мировая религия. Наиболее широкое распространение она получила в Азии. Центральную область буддийского учения составляет нрав­ственность — нормы поведения человека. Через размышление и созерцание человек может достичь истины, найти правильный путь к спасению и, соблюдая заповеди святого учения, прийти к совершенству,

В центре буддизма стоит учение о четырех благородных ис­тинах, суть которого заключается в следующем: причиной всех несчастий и страданий человека являются желания; чтобы пе­рестать страдать, надо перестать желать. В представлениях буд­диста окружающий нас мир иллюзорен и несовершенен, полон горя и зла. Человеку с помощью специальных психофизиче­ских упражнений, самоуглубления и саморегуляции следует уй­ти от этого мира и слиться с космосом. Буддизм считает, что, являясь частью Вселенной, человек обладает всеми возможнос­тями и силами, заключенными в ней, надо только уметь их из­влечь. Состояние полного совершенного покоя и единения с кос­мосом, в которое зовет верующих буддизм, получило название нирвана.

Одна из важнейших заповедей буддизма — любовь и ми­лосердие ко всем живым существам. Причем буддизм предпи­сывает не делать различий между ними и относиться равно бла­гожелательно и сочувственно к добрым и злым, к людям и жи­вотным.

Последователь Будды не должен платить злом за зло, ибо в противном случае не только не уничтожаются, а, наоборот, возрастают вражда и страдание. Нельзя даже защищать других от насилия и наказывать за убийство. Последователь Будды дол­жен спокойно, терпеливо относиться к злу, уклоняясь лишь от участия в нем.

В настоящее время наиболее существенную социально-по­литическую и культурную роль буддизм играет в странах Ин­докитайского полуострова. В Бирме, Камбодже, Таиланде он вы­ступает в качестве государственной религии. В Японии буддизм, разбившись на множество сект, переплетается с национальным синтоизмом[2], образуя так называемые новые религии.

В 1950 г. образовалось «Всемирное братство буддистов», в 1970 г. состоялась Азиатская буддийская конференция за мир. Вопреки основной идее буддийского вероучения эти организа­ции активно участвуют в международной политике, в борьбе за мир. Особенностью современного буддизма является то, что он все больше превращается из религии в некое философское уче­ние, своеобразную систему самопознания и самосовершенство­вания.

Христианство — вторая по времени возникновения миро­вая религия. Ныне это самая распространенная на Земле рели­гия, насчитывающая свыше 1900 млн приверженцев в Европе и Америке, хотя в последнее десятилетие с ним успешно кон­курирует ислам.

Христианство относится к группе библейских религий, под которыми мы понимаем религии ближневосточного происхож­дения, прямо или косвенно восходящие в своем учении к поло­жениям, изложенным в Библии. Это иудаизм, христианство и ислам. Библия — текст Божественного откровения, в котором Бог открывает людям свою сущность и природу, которая не мо­жет быть познана и обнаружена человеческими усилиями.

Бог в христианстве един в трех лицах — Бог Отец, Бог Сын, коим является Иисус Христос, Бог Святой Дух. Это образ Троицы. Центральная идея — идея греховности человека как причины всех его несчастий. Для искупления грехов человече­ских Господь послал на землю сына своего единственного

Иисуса Христа и обрек его на мученическую смерть на кресте. Христос воскрес на третий день, открыв всем верующим воз­можность иной, вечной жизни.

Главный грех в христианстве — грех гордыни. Избавле­ние — молитва и покаяние. Нравственные заповеди, по которым должен жить человек, изложены в Нагорной проповеди и при­зывают к величайшему терпению, милосердию и прощению обид. «Любите врагов ваших,— учит Христос,— благословляйте про­клинающих вас, благотворите ненавидящих вас...», «Не соби­райте себе сокровищ на земле...», «Не судите, да не судимы бу­дете», «Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую...», «И так во всем — как хоти­те, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом Закон и пророки». В этой проповеди любви к ближ­нему и смирения — суть христианского пути самосовершенство­вания и спасения.

Как вы знаете из курса истории, в 1054 г. христианство раскололось на два самостоятельных направления: западное (католическое) и восточное (православное). В современном ми­ре имеются католические церкви, признающие главой папу рим­ского, восседающего в Ватикане, протестантские и 15 самосто­ятельных православных церквей.

Христианство оказалось лучше приспособленным к обще­ственным изменениям, чем другие религии. Христианские бо­гословы научились уживаться с наукой, беря на вооружение от­дельные научные теории. Так, защищая религиозное учение о сотворении мира, они ссылаются на теорию расширяющейся Все­ленной. Церковь активно использует средства массовой инфор­мации для распространения религиозных взглядов.

В 70-х годах в США появилась так называемая граждан­ская религия, соединившая в себе идеи христианства с мыслью о богоизбранности США и предназначенности этой страны к мо­ральному руководству миром.

В начале 80-х годов бывший католический священник X. Мынарек создал новую религию, которую он назвал эко- религией. Главной нравственной ценностью в ней провозглаше­на «солидарность со всеми живущими на Земле». Таких приме­ров можно привести много.

Ислам — самая поздняя по времени возникновения миро­вая религия. На Земле насчитывается около 1200 млн ее при­верженцев. Наибольшее распространение ислам получил в Се­верной Африке, Юго-Западной и Южной Азии.

«Ислам» в переводе на русский язык означает «покор­ность». Человек, по Корану, существо слабое, склонное к гре­ху, он не в состоянии ничего добиться в жизни самостоятель­но. Ему остается уповать на милосердие и помощь Аллаха. Ес­ли человек будет верить в Бога, выполнять предписание мусуль­манской религии, то заслужит вечную жизнь в раю. Требуя от верующих покорности Аллаху, ислам предписывает такую же покорность и земным властям.

Мировоззрение ислама отличается исключительной цельно­стью. Огромная роль Бога во всех делах мира и крайняя рег­ламентация всех сторон жизни мусульманина приводит к тому, что в контексте этой религии максимально преодолевается про­тиворечивость человеческого бытия. Эта черта в XX в. привлек­ла к исламу многих людей, в том числе и интеллектуалов, ус­тавших от парадоксов и «вечных вопросов» цивилизации Запада. Однако платой за обретение такой целостности является не что иное, как свобода (в частности, свобода выбора), поскольку жизнь мусульманина должна быть всецело подчинена предписаниям Корана.

Характерной особенностью мусульманской религии явля­ется то, что она пронизывает все сферы жизни людей. Личная, семейная, общественная жизнь верующих мусульман, полити­ка, правовые отношения, суд — все должно подчиняться рели­гиозным законам. В связи с этим сегодня все чаще говорят о процессах исламизации, под которой подразумевают, во-первых, содержание политических программ, выдвигаемых и осуществ­ляемых в ряде стран мусульманского мира (в Пакистане, Ира­не, Афганистане и др.). Хотя воплощение их может быть раз­ным, тем не менее все они объявляют своей целью построение исламского общества, в котором экономическая, социальная и политическая жизнь будет определяться нормами ислама.

Во-вторых, исламизацией называют продолжающееся рас­пространение этой сравнительно молодой религии в ряде райо­нов Азии, Африки, Индии, Дальнего Востока.

Сейчас этот процесс активно идет и в нашей стране.

Движения под исламскими лозунгами неоднородны, но в них ясно видно стремление превратить исламский мир в веду­щую силу на международной арене. Особенно активно в данном направлении действуют Ливия, Саудовская Аравия, Египет, Ту­нис, Марокко. Например, Ливия и Объединенные Арабские Эми­раты подписали соглашение о выделении 20 млн долларов на содержание исламских культурных центров и проведение там совместных мероприятий по пропаганде мусульманской ре­лигии.

Процесс исламизации очень противоречив. С одной сторо­ны, он отражает рост национального самосознания народов раз­вивающихся стран, с другой — реализация исламских лозунгов руками экстремистов может принести человечеству неисчисли­мые беды. (Приведите примеры.)

Однако нетрудно заметить, что при всех его отличиях от других мировых религий ислам совпадает с ними в части тех заповедей, которые регулируют отношения между людьми и про­поведует те же ценности, которые сейчас принято именовать об­щечеловеческими.

Таким образом, несмотря на различие мировых религий, в проповедуемых ими духовных, нравственных ценностях много общего. Это делает возможным не только диалог культур, но и диалог религий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 3787; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.