КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Телевидение и культура
Когда-то появление газеты вызвало у Гёте серьезное беспокойство за судьбы цивилизации. Ему казалось, что газетный листок не способен стать местом серьезных рассуждений, что он лишь примитивизирует понятия и идеи с целью быть понятным возможно большему количеству людей. С его точки зрения, пресса несла с собой угрозу гибели культуры. Но история опровергла опасения великого поэта. Сегодня без прессы невозможно представить себе не только информацию общества о происходящих событиях, но и прогресс культуры. Многие важные для развития культуры идеи не только популяризируются, но и впервые получают доступ к массам именно со страниц периодических изданий. Но если уж вести речь о лидирующем средстве массовой информации, то вряд ли можно оспорить роль телевидения. Ни одно средство информации, не говоря уже об искусстве, не знало такого стремительного и бурного развития, какое получило телевидение. Телевидение было изобретено как техническое средство, позволяющее видеть на расстоянии, видеть за пределами естественных возможностей человеческого глаза. Способность телекамеры показывать событие в момент его свершения ни для кого не представляет секрета. Более того, именно эти качества телевизионной информации — ее визуальность, достоверность и предельная оперативность — вызвали широкое применение телевидения в промышленности, на транспорте, в военном деле, в освоении космоса. Не меньшее значение имеет телевидение и в развитии культуры. 12 — 13037. Боголюбов. 11 кл. Ряд исследователей предлагают различные подходы к типологии исторически развивающихся систем культуры. В том числе существует типология, основанная на различных средствах общения (устная, письменная, аудиовизуальная). Интересен сделанный ими вывод о том, что на протяжении человеческой истории соотношение органов чувств меняется в пользу слуха и тактильности. И еще одно интересное наблюдение. Оно связано с тем, что под влиянием средств информации меняется сам тип нашего мышления. Пользуясь «электронной информацией», мы вынуждены думать не «линейно-последовательно» (как привыкли при чтении книги), а «мозаично», через интервалы, посредством так называемого резонанса. К сожалению, эта дурная привычка укореняется в нас при чтении не только научных публикаций, но и художественных произведений — книги читаются «по диагонали» с тем, чтобы выловить интересующую информацию. Визуальный характер телевизионного изложения воздействует прежде всего на эмоции человека, а не на его сознание. Экран оперирует чаще всего образами, а не понятиями. А если учесть, что в большинстве случаев телевизионные программы не поднимаются до уровня образного освоения действительности и зритель чаще всего встречается с примитивной визуальной информацией, то опасения исследователей телевидения, связанные с его негативным воздействием, понять нетрудно. С помощью маленького телеэкрана люди получают доступ к таким произведениям культуры, которые удалены от них не только в пространстве, но и во времени. С помощью телекамеры мы попадаем и в музейный зал, и на лекцию видного ученого, и на концерт виртуоза-исполнителя, и в театральный зал, и даже на сцену и за кулисы. Не говоря уже о возможности собственными глазами видеть и любоваться красотами далеких архитектурных сооружений, пейзажами дальних и ближних стран. Можно продолжить длинный и все расширяющийся перечень возможностей знакомства с миром культуры при помощи телевидения. Но было бы несправедливо не видеть существенных изъянов, также связанных с телевизионным освоением культуры. Несколько лет тому назад ректор Бостонского университета в горестном отчаянии заявил: «Если увлечение наших соотечественников телевидением будет продолжаться, то, учитывая идиотский характер программ, можно утверждать, что мы воспитаем поколение слабоумных». Телевидение далеко ушло от своего прототипа — кинофильма и приобрело специфические характеристики: в отличие от фильма телепередачи не имеют целостности и законченности, рассказчик (коммуникатор) легко узнаваем, имеет постоянную аудиторию, которая вместе с тем имеет возможность выбора. Наибольшее различие по ряду признаков отмечается между прессой как каналом письменной коммуникации и радио, а также телевидением как каналами устной коммуникации. В частности, непосредственное представление информации в телепередаче исключает двусмысленность. Динамика передачи информации, эффект соучастия, степень полноты обратной связи также различны. Все больше осваивает современное телевидение такие возможности, как присутствие аудитории в студии, откуда идут передачи, телеинтервью, различные «ток-шоу», в том числе и по вопросам культуры. Трудно спорить с тем, что телевидение — отличное средство популяризации старых искусств, что-то вроде иллюстрированного журнала. Многое говорит в пользу этого мнения, и прежде всего практика современного телевидения. Ведь в его программах мы найдем и театральный спектакль, и кинофильм, и эстрадное представление, и многие другие виды искусства. И подобно тому как журнал или газета от того, что они печатают на своих страницах стихи, рассказы или рисунки, не становятся новым видом литературы или живописи, так и телевидение рядом исследователей рассматривается как новое средство выражения лишь потому, что оно показывает различные произведения искусств. Но есть существенная разница в характере публикации на страницах печати и экранах телевизоров. Печатая, например, роман или статью, типография выполняет чисто техническую функцию. Этого нельзя сказать о студии телевидения, ибо она не только «репродуцирует», но и создает. Телевидение не только публикует спектакли и передачи. Оно и создает их. Тем самым телевидение не только способ доставки программ, но и средство выражения, обладающее собственной спецификой. Рассмотрим эту специфику на некоторых примерах. Как здорово было бы с помощью телекамеры попасть на премьеру «самого-самого» (лучшего, популярного, модного, любимого — продолжите этот перечень сами) театрального коллектива. Но, оказывается, театральный спектакль несет на телеэкране весьма значительные потери. Самое яркое и интересное театральное представление блекнет при передаче по телевидению. Пропадает эмоциональная выразительность, а порой просто исчезает иллюзия жизни, и мы видим перед собой не образы героев, а плохо лицедействующих актеров. Действие, развернутое вдоль рампы в глубину сцены, на экране выглядит плоским. Игра актеров, рассчитанная на зрительный зал, кажется утрированной на крупном плане, когда актер оказывается перед телевизионным зрителем почти рядом. Декорации, соотнесенные с условностью театра, под объективом телекамеры обнаруживают свою бутафорскую фальшь. Наконец, отсутствие достаточного количества света и иная, чем этого требует телекамера, расстановка его в театре просто уродует актеров, создавая впечатление, часто обратное тому, к которому стремился театр. Не лучше обстоит дело с переносом на телеэкран произведений литературы, музыки, живописи. Непосредственный шум настраивающихся инструментов перед симфоническим концертом, собственный темп рассматривания или прочтения художественного произведения — все это невозможно при посредстве телекамеры, не говоря уже о том, что в случае телезнакомства с книгой мы вынуждены принимать тот образ героя, который сложился у режиссера. На телевидении остро встает проблема соответствия между индивидуальностью актера и характером персонажа. В театре, где зритель удален от исполнителя, не столь уж важен возраст исполнительницы партии Татьяны Лариной в опере Чайковского, куда важнее ее вокальные данные. А вот на телеэкране несоответствие между внешностью актрисы и ее персонажа может разрушить образ спектакля. Ближе всего по своей специфике к телевидению кино. Но и с кинофильмом при демонстрации его на телеэкране происходят заметные изменения. Монтаж и композиция кадра, различные способы сочетания музыки и изображения, приемы работы оператора строятся с учетом размеров экрана. Размер экрана — величина, отнюдь не безразличная для кинопроизведения: длина планов, монтажный строй, ритм и темп повествования находятся в прямой зависимости от его величины. Чем меньше экран, тем меньшее количество информации успевает получить зритель в одну и ту же единицу времени. А это значит, что, для того чтобы он понял содержание кадра, проникся его эмоциональным настроением, в каждом случае нужно разное время. Но зритель не просто наблюдатель, он еще и сотворец художественного произведения, и ему недостаточно только понять, что говорит и показывает художник. Ему еще надо время для того, чтобы домыслить эту картину... Звук почти не несет потерь на телеэкране. Поэтому фильмы, в которых слово, диалог занимают решающее место и герои раскрываются не столько в событиях и поступках, сколько в спорах, размышлениях, меньше теряют на телеэкране. Иное дело — фильмы, в которых пластическая сторона имеет решающее значение. Вся тонкая палитра светотени, все нюансы игры освещения, многозначность кадра, объемности предмета, настроения и атмосферы пропадают на маленьком экране. И дело тут не только в размере экрана, но и в так называемой разрешающей способности телевизионной трубки. Известный кинорежиссер Г. Козинцев писал: «Когда на телеэкране показывают мои фильмы, я их не узнаю: то, на что потрачено множество усилий, попросту теряется. Я не говорю уже о широкоэкранном или широкоформатном изображении, ибо телевидение искажает зрительный образ фильма даже в его обычном варианте. Не думаю, что телеэкран мог донести до зрителя, например, поэтическое искусство Довженко или великолепную пластику Эйзенштейна». Итак, приходится согласиться с классиком кинорежиссуры, что телевидение — это не иллюстрированный журнал, в котором качество «картинки» — главное достоинство. Телевидение, как вид СМИ, предназначен только для демонстрации самого телевидения. Если же нужно познакомить зрителя с произведениями другого искусства, то его необходимо предварительно транслировать в телевизионное, придать ему определенную телевизионную форму. Одним из первых, кто признал телевидение не только средством информации, но и самобытным средством выражения, был С. Эйзенштейн, который, говоря о «киномаге телевидения», писал, что он «быстрый, как бросок глаза или вспышка мысли, будет, жонглируя размерами объективов и точками кинокамер, прямо и непосредственно пересылать миллионам слушателей и зрителей свою художественную интерпретацию события в неповторимый момент самого свершения его, в момент первой и бесконечно волнующей встречи с ним». Именно потому, что телевидение сегодня — одно из самых массовых средств информации, его роль трудно переоценить. Нет нужды подробно размышлять над последствиями того, что с телевизионного экрана далеко не всегда приходят лучшие образцы культуры. Именно телевидение тиражирует примеры массовой культуры. Многие исследования телевидения, деятели культуры и социологи указывают на опасность стандартизации личности, которую несет телеэкран, предлагая далеко не лучшие образцы для подражания, делая ставку в первую очередь на «массовое» искусство. Между окном в стене и телеэкраном есть то существенное различие, что окно, даже если оно выходит во двор, манит выйти и принять участие в развернувшихся событиях, а телевизионное окно в мир чаще приковывает к креслу. Нередко можно услышать мнение, что телевидение не столько развивает интерес к культуре, искусству, к жизни вообще, сколько превращает зрителя в пассивное приложение к самому себе, обрекая его на бездеятельность. В самом деле, гораздо легче получить готовую «картинку» с телеэкрана, чем трудиться над чтением, постижением трудных для понимания произведений элитарной культуры. И в то же время зафиксировано, что, например, после демонстрации на телеэкране экранизаций литературного шедевра растет популярность автора, книги расходятся большими тиражами. Как и любое явление культурной жизни, телевидение весьма противоречиво. Оно может стать и мощным средством развития, и не менее мощным средством оболванивания и так называемого «промывания мозгов». Главным источником укоренившейся у зрителя привычки смотреть телепрограммы подряд, к сожалению, является существующий порядок составления программ. Зрителю предлагают конвейер передач, в потоке которых невозможно заранее разобраться и выбрать наиболее интересное. И уж совсем нелепо выглядят те телезрители, для которых телевизор лишь дополнительный источник шума. При этом тот, кто таким образом использует выдающееся достижение современной техники, подобен дикарю, не осознающему богатства возможностей этого небольшого прибора с огромными информационными и изобразительными возможностями. Массовая аудитория телевидения, как и читатели прессы, делится на разные группы. Поэтому, если уж учитывать степень подготовленности зрителя к восприятию искусства, то телепрограммы должны состоять из передач, учитывающих это обстоятельство, а также самые различные вкусы зрителей. В задачу телевидения входит не только удовлетворение культурных запросов, но и их развитие, воспитание у человека потребности в действительно настоящем искусстве.
Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 931; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |