Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Микрокосм человека




Античные философы называли внутренний, духовный мир человека микрокосмом — в отличие от «большого мира» — «кос­моса», который окружает и самого человека, и населенную че­ловечеством область вселенной — Ойкумену. Микрокосм чело­века, с одной стороны, сугубо индивидуален, поскольку каждый человек неповторим в силу уникальности своих личных качеств, способностей, жизненного пути, своего места в обществе. Но, с другой стороны, в духовном мире человека не могут не содер­жаться моменты, объединяющие его с другими людьми, общие иногда для всего человечества, иногда для этнической или воз­растной группы, иногда для социальной группы или коллек­тива.

Что же является наиболее существенным для духовного мира человека? Начнем с духовных потребностей. Это прежде всего потребности в знаниях о мире, о себе, о смысле и назна­чении своей жизни. На удовлетворение этой группы духовных потребностей направлена, по сути, вся познавательная деятель­ность человека. Познание — фундамент духовной жизни лич­ности.

В процессе познания формируется и такое качество внут­реннего мира человека, как интеллект.

Что такое интеллект? Слово это латинского происхожде­ния, означает «познание, понимание, рассудок».

Интеллектуальный потенциал человека связан с той куль­турой, на которой он строит свою деятельность, которой овла­дел и которая проникла в его внутренний мир. Отмечают так­же, что интеллект — это способность человека получить новую информацию на основе той, которая у него имелась на том или ином этапе процесса познания, путем рассуждений, выводов, до­казательств.

В деятельности человека очень важна культура интеллек­туального труда, которая позволяет ему осознать свои собствен­ные познавательные возможности, дает умение получить необ­ходимую информацию, переработать, ею воспользоваться и предвидеть последствия своей деятельности.

Но духовный мир человека не исчерпывается знаниями. Важное место в нем занимают эмоции — субъективные пережи­вания по поводу ситуаций и явлений действительности. Чело­век, получив ту или иную информацию, испытывает эмоцио­нальные чувства горя или радости, любви или ненависти, страха или бесстрашия. Эмоции как бы окрашивают приобретенные знания или информацию в тот или иной «цвет», выражают от­ношение человека к ним. Духовный мир человека не может су­ществовать без эмоций, человек не бесстрастный робот, перера­батывающий информацию, а личность, не только способная обладать спокойными чувствами, но в которой могут бушевать страсти — чувства исключительной силы, стойкости, длитель­ности, выражающиеся в направленности помыслов и сил на реа­лизацию определенной цели. Страсти ведут личность иногда на величайшие подвиги во имя счастья людей, а иногда и на пре­ступления. Человек должен уметь управлять своими чувствами.

В жизни человека особую роль играют ориентиры его дея­тельности, своего рода духовные «маяки». Эти «маяки» не яв­ляются продуктом деятельности лишь того человека, который «носит» их в себе; как правило, они выработаны многовековым опытом человечества и передаются от поколения к поколению, от родителей к детям, от учителей к учащимся. Их совершен­но обоснованно называют ценностями жизни и культуры.

Ценности — это то, что дорого людям, что делает жизнь человека более осмысленной, позволяет разбираться в явлениях окружающего мира, ориентироваться в нем. В самом деле, раз­ве не является для каждого человека ценностью понимание, что такое добро и зло, прекрасное и безобразное, вера и безверие? Разве не является ценностью для каждого человека принадлеж­ность к своему народу, его культуре, любовь к Отечеству и ува­жение к другим народам? Безусловной ценностью для личнос­ти является обладание достижениями общечеловеческого, цивилизационного развития, профессиональными знаниями, поз­воляющими человеку занять свое место в сложившейся систе­ме разделения труда. Поэтому можно согласиться с философа­ми, которые считают, что ценность — это жизненная ориентация, это индивидуальный выбор. Ценность вырастает из идеалов личности.

Совокупность ряда лучших, можно сказать, благородных, личностных качеств индивида характеризуется понятием интел­лигентность (в переводе с лат. — понимающий, мыслящий). К числу признаков интеллигентности можно отнести: следова­ние велениям совести и обостренное чувство социальной спра­ведливости; приобщенность к богатствам мировой и националь­ной культуры и усвоение общечеловеческих ценностей; личную порядочность и тактичность, исключающую проявления нетер­пимости и вражды в национальных взаимоотношениях, грубос­ти в межличностных отношениях; терпимость к инакомыслию, сочетающуюся с умением отстаивать свою точку зрения; способ­ность к состраданию. Вот как характеризовал интеллигентность современный мыслитель А. Лосев: «Подлинная интеллигент­ность всегда есть подвиг, всегда есть готовность забывать на­сущные потребности эгоистического существования; не обяза­тельно бой, но ежеминутная готовность к бою и духовная, творческая вооруженность для него. И нет другого слова, кото­рое могло бы более ярко выразить такую сущность интеллигент­ности, чем слово «подвиг». Интеллигентность — это ежеднев­ное и ежечасное несение подвига, хотя часто только потенци­альное».

Характеристика духовной культуры человека не может быть полной, если в ней не затрагивается его нравственный облик. Хорошо, когда человек стремится к знаниям, повышает уровень развития своего интеллекта. Однако важно знать и то, на что направлены эти знания, в какой мере связаны они с гуманис­тическими целями: одному знания нужны, чтобы создать сред­ство лечения ныне еще неизлечимой болезни, другому — чтобы изобрести хитроумные устройства для ограбления банка.

Мировоззренческая идея ценности рядового человека, его жизни заставляет сегодня в культуре, традиционно понимаемой как совокупность ценностей, выделить ценности нравственные как важнейшие, обусловливающие в современной ситуации са­му возможность его существования на Земле.

(Вспомните, что мы говорили о нравственности в первой части курса, и подумайте: почему в современном обществе роль нравственных ценностей возрастает? Решение нравственных проблем общества считается наиболее актуальным.)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 1416; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.