Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мыслители прошлого о духовном мире человека




Есть ли кормчий у корабля по имени личность? Когда мы становимся инициативными? Почему в обществе так ценятся люди, наделенные чув­ством ответственности? Интеллигент и ин­теллектуал: можно ли поставить знак равен­ства?

Духовный мир человека

ПОЛЕЗНО ПОВТОРИТЬ ВОПРОСЫ:

Деятельность; духовные потребности; становление нравственности в человеке, мировоззрение; убеждения

и вера.

Человек, особенно в годы юности, все чаще задумывается о жизненном пути, стремится относиться к самому себе созна­тельно, саморазвиваться, самовоспитываться. Этот процесс воз­вышения человека один из философов назвал «человеческим самостроительством». Объект (вы уже знаете, что это значит) этого строительства прежде всего духовный мир человека.

Что же такое духовный мир личности? Начнем со слова «мир». Оно многозначно. Здесь речь пойдет об отдельной обла­сти жизни — внутреннем, духовном мире человека.

Для лучшего изучения той или иной проблемы полезен исторический подход. Обратимся к нему.

Человеческое мышление в далеких тысячелетиях до нашей эры развивалось во многом по путям мифологического освоения жизни. Мифы творила сама первобытная жизнь с ее наивной верой в обязательность чуда, мифы впитали в себя познаватель­ный опыт древнего человека.

Мифология была «населена» не только благородными бо­гами и героями. Было и «злое начало»: здесь и чудовища, и Пандора, из-за поступка которой разошлись по миру беды, бо­лезни, страдания. Эта извечная борьба добра и зла также не­отъемлема от духовного мира человека.

Духовный мир мыслители прошлого нередко отождествля­ли с душой. Представление о душе характеризовалось как вера в то, что наши мысли, воля, чувства, сама жизнь обусловлива­ются чем-то отличным от тела, хотя с ним и связанным. Так, Платон сравнивал тело с кораблем, а душу — с кормчим ко­рабля. Такие наглядные образы появлялись и позднее: тело- конь, которым управляет всадник-душа. Материальное и духов­ное, тело и психика трактовались, таким образом, как два самостоятельных начала. Идею о неразделимости тела и души выдвинул Аристотель. Ему же принадлежит мысль о том, что душа человека — первый двигатель тела. Позже французский мыслитель Декарт отмечал: душа связана с телом не как корм­чий с кораблем, а гораздо теснее, составляя с ним как бы од­но целое. Эта же идея высказывалась и в древнеиндийской фи­лософии.

Много позже, в новоевропейской философии, термин «ду­ша» стал употребляться для обозначения внутреннего мира че­ловека, его самосознания.

Сущность духовного мира человека определяли и словом «дух». Английский философ Т. Гоббс указывал: в наиболее общепринятом значении слово «дух» — это человеческое изме­рение, человеческий разум или его склонность. А склонности ума, замечает философ, бывают разные: склонность к нравст­венной нечистоплотности мы называем нечистым духом, склон­ность к злобе — злым духом, склонность к угрюмости — мрач­ным духом; печаль, вызванная мнением о недостатке своих сил, называется упадком духа, а храбрость — это величие духа. Не­мецкий философ XX в. К. Ясперс лаконично характеризовал дух как целостность мышления, деятельности, чувства.

Затем в научный обиход вошло понятие «духовная жизнь людей», которая охватывает богатство человеческих чувств и до­стижений разума, объединяет как усвоение накопленных духов­ных ценностей, так и творческое созидание новых.

Человек, у которого высоко развита духовная жизнь, об­ладает, как правило, важным личностным качеством: он при­обретает духовность как стремление к высоте своих идеалов и помыслов, определяющих направленность всей деятельности. Духовность предполагает следование гуманистическим ценност­ным ориентирам, душевность, дружелюбие в отношениях меж­ду людьми. Некоторые исследователи характеризуют духовность как нравственно сориентированные волю и разум человека. От­мечается, что духовное характеризует и практику, а не только сознание.

И напротив, человек, у которого духовная жизнь малораз­вита, бездуховен.

Основа духовной жизни — сознание.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 786; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.