Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Личность реальная




Что мешает духовному развитию личности? Нужно ли пройти через трудности, чтобы об­рести духовную силу? Что может дать челове­ку чувство свободы и уверенности? Обладаем ли мы социальным мышлением?

Путь к духовной личности

ГОВОРЯТ МУДРЫЕ

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Термины

Основные понятия

Духовный мир. Духовность. Сознание. Инициатива. От­ветственность. Интеллект. Интеллигентность.


Достижения. Удовлетворенность. Притязания. Микрокос­мос.

I Что составляет духовную жизнь человека?

 

Как связаны между собой общечеловеческая, нацио­нальная культуры и духовное богатство личности?

3 Какую роль в жизни человека играет мировоззрение?

 

Какие ценности и почему называются общечеловече­скими?

ЗАДАНИЯ

 

Как вы понимаете положение о том, что духовность — это целостность мышления, деятельности и чувств?

 

Покажите связь мировоззрения с общей культурой лич­ности.

 

Охарактеризуйте влияние духовности и интеллигентно­сти на деятельность человека.

«Высокая душа при малейшем случае стремится к добродетели; душа низкая не иначе как ползком

идет к своему долгу». КОНФУЦИЙ (ок. 551—479 до н. э.), древнекитайский мыслитель.

«Человек должен трудиться, работать в поте ли­ца, кто бы он ни был, и в этом одном заключает­ся смысл и цель его жизни, его счастие, его

восторг».

А. П. ЧЕХОВ (1860—1904), русский писатель.

ПОЛЕЗНО ПОВТОРИТЬ ВОПРОСЫ:

Индивид и индивидуальность, личность, менталитет,

социальное познание.

Обретение личностью духовности связано как с социальны­ми возможностями, так и с собственными усилиями, индивиду­альной жизненной позицией человека. К сожалению, сегодня мы все чаще говорим о бездуховности, агрессивности или, на­против, подавленности, депрессии, при которых личность ока­зывается неспособной к развитию и совершенствованию.

Исследования реальной личности успешно осуществлялись в России в 20-х годах. Изучалась личность ребенка, растущего в определенной семье, имеющей определенный материальный и культурный уровень, характер взаимоотношений, обучающего­ся в определенной школе и т. д. Однако вскоре эти исследова­ния были запрещены, развитие ребенка стало объясняться с по­мощью умозрительных схем или отдельных частных наблюдений. Взрослая личность и сама проблема личности на много лет ис­чезли из поля зрения психологов, а когда вновь появились «на сцене» психологической науки, то предстали в виде идеала со­ветского человека, который может все, а потому все должен.

Современная отечественная психологическая наука в отли­чие от психологии недавней эпохи, когда идеал советского че­ловека выдавался за сущность личности, направлена на иссле­дование реальной личности.

Изучая реальную личность, формирующуюся в ту или иную эпоху в конкретном обществе, психология и теоретически, и практически раскрывает механизмы и способы жизнедеятельно­сти людей, которые в одних случаях оказываются личностно- незрелыми, пассивными, живущими приземленной, обыденной, бездуховной жизнью, а в других — интересными, плодотворно живущими, гуманными. Духовность и культура могут вырасти только на фундаменте личностно-полноценного человека.

К сожалению, следует признать, что многие реалии нашей жизни не способствуют формированию духовной личности. Так, долгое время считалось, что наличие у ребенка матери — залог его полноценного развития. Однако последние исследования по­казали, что работающие, уставшие матери или родители, не при­дающие значения общению с ребенком, окружающие его толь­ко материальными заботами, не могут дать той любви, которая ему необходима. А следствием этого дефицита является агрес­сивность, умственная неполноценность, инфантилизм, а следо­вательно, и бездуховность.

Исчезновение московских дворов, о которых пел Б. Окуд­жава, привело к тому, что из образа жизни подростков этих дворов ушли игры, которые воспитывали самые разнообразные качества личности: инициативу и способность подчиняться дис­циплине (правилам игры), способность действовать сообща (ко­мандой) и т. д. Погружение в виртуальный мир компьютера, как показывают исследования, зачастую тормозит развитие са­мостоятельности, чувства реальности.

Нередки случаи, когда к серьезным нарушениям в разви­тии личности ведут неправильные отношения между учителем и учеником. Особенно часто такая ситуация складывается в млад­ших классах. Представьте себе, в школу приходит наивный, го­товый любить нового взрослого, открытый, доверчивый ребенок и наталкивается на равнодушие взрослого. Ребенок замыкает­ся, между ним и взрослым образуется барьер. Не секрет, что многие школьные характеристики ограничиваются фразами ти­па «Вертится на уроках», «Любит отвечать у доски» и т. д. Ес­ли взрослые видят только поведенческие, педагогически нега­тивные особенности ребенка, то между ними образуется двойная блокада — взрослого раздражает бессилие его педагогики, ребе­нок прибегает к демонстративному, вызывающему поведению.

Ученые доказали, что одного развития интеллекта, ума, на которое сегодня ориентированы подростки, далеко не достаточ­но для формирования нравственно полноценной личности. Ско­рее наоборот, именно глубина нравственного переживания со­действует интеллектуальному прогрессу. Выявлен тип детей, которые, находясь в конфликтной, насыщенной противоречия­ми семье, будучи интеллектуально развиты, холодно и рассу­дочно обсуждали нравственные проблемы, тогда как другой тип, с гораздо менее развитым интеллектом, всей душой, всеми чув­ствами переживая нравственные проблемы, становился зрелым и личностно, и интеллектуально.

Россия Ф. М. Достоевского и JI. Н. Толстого всегда была родиной противоречий и трагедий, поэтому если западный мир шел по пути рационального и рассудочного, то мир отечест­венный — все более по пути проблемного. «Умом Россию не по­нять...» — эти знаменитые строки сегодня, когда нужно сохра­нить человечность в условиях противоречивости и несправедли­вости жизни, получили еще более глубокий смысл.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 896; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.