КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Функции массовой коммуникации
Почему современный человек чаще смотрит телевизор, чем читает книгу? Все ли газеты вредно читать перед обедом? Содействуют или препятствуют прогрессу культуры средства массовой информации? Средства массовой коммуникации и культура ГОВОРЯТ МУДРЫЕ «Если бы Бога не было, его надо было бы выдумать». ВОЛЬТЕР (1694—1778), французский писатель и философ. «Я верую, значит, я существую». Д. ЮМ (1711—1776), английский философ, и историк. «Я долго искал Бога у христиан, но Его не было на кресте. Я побывал в индуистском храме и древнем буддийском монастыре, Но и там не нашел я даже следов Его. Я отправился к Каабе, но Бога не было и там. Тогда я заглянул в свое сердце. И только там узрел Бога, Которого не было больше нигде...» ДЖ. РУМИ (1207—1273), персидский поэт. ПОЛЕЗНО ПОВТОРИТЬ ВОПРОСЫ: Общение, его функции и виды; общение и коммуникация; духовно-практическая и духовно-теоретическая деятельность. Сфера культуры имеет в своем развитии тенденцию к постоянному расширению. Мало того, что к числу традиционных видов и жанров искусства прибавляются новые, но и самые традиционные из них и давно существующие заметно видоизменяются. Не последнюю роль в этом процессе развития играет массовая коммуникация. Коммуникация в этом случае понимается как передача и обмен информацией в обществе с целью воздействия на него. Иногда можно встретить термин «средства массовой информации», используемый как синоним вынесенного в заголовок параграфа. Если представить все многообразие коммуникации в виде пирамиды, то массовая коммуникация является ее вершиной, где перекрещиваются и пересекаются интересы и ожидания всех индивидуумов — членов различных социальных структур. Массовая коммуникация буквально пронизывает все стороны жизни современного общества. Что представляет собой массовая коммуникация? В социологии массовая коммуникация понимается как социально обусловленное явление, основной функцией которого является воздействие на аудиторию через содержание передаваемой информации. Непременным условием осуществления массовой коммуникации является наличие технических средств, обеспечивающих регулярность и тиражированность массовой коммуникации. Среди технических средств, обеспечивающих коммуникацию, принято различать средства массовой информации (СМИ), средства массового воздействия и собственно технические средства. Какая между ними разница? К СМИ относятся периодическая печать (пресса), радио и телевидение. Их история различна по длительности, различаются и их назначение, и каналы воздействия на аудиторию. Так, европейская пресса ведет отсчет времени лишь с XVII в., когда впервые появилась коммерческая газета, а появление массовой газеты в США относится к 1833 г. Радио как средство массовой информации имеет 75-летнюю историю, телевидение — 50-летнюю. При этом именно так называемые «электронные средства массовой информации» приобретают все более важное значение в современном обществе. Но об этом речь пойдет далее. К средствам массового воздействия относятся кино, театр, цирк, все зрелищные представления и художественная литература. Средства массового воздействия не отличаются регулярностью обращения к массовой аудитории. Технические средства коммуникации (телефон, телетайп и т. п.) не имеют массового охвата аудитории, и передаваемая информация может носить сугубо личный характер, не связанный с социально значимыми сторонами жизни. СМИ обеспечивают регулярность и тиражирование информации и благодаря этому являются мощным механизмом воздействия на массовую аудиторию. Любопытно, что в недрах технологического процесса созревает противоположная тенденция, которая направлена на то, чтобы сделать эффективной не столько массовую коммуникацию, сколько межличностную и даже внутриличностную. Телевидение, как и радио, имеет возможность реализовать опосредованную межличностную коммуникацию, включая в программы различного рода популярные интервью и беседы. Для внутриличностной коммуникации предлагаются телетекст и видеотекст. Телетекст дает возможность получить информацию, заложенную в компьютер, и даже осуществить обратную связь с другими получателями информации. Компьютерные видеоигры и программы предназначены для индивидуального пользования, равно как и видеодиски, использующие лазерную технику. Эти нововведения видоизменяют природу СМИ и расширяют их функции в следующих направлениях. Во-первых, это децентрализация, т. е. создание условий, когда выбор программы зависит в большей степени от потребителя; во-вторых, увеличение объема информационных программ (благодаря кабельному и спутниковому телевидению); в-третьих, возможность интерактивности — взаимодействия через обратную связь для обмена информацией. Важным условием функционирования массовой коммуникации является социальная значимость передаваемой информации. Наряду с социальной актуальностью смысловой информации большое значение имеет оценочная информация. Получатель информации вольно или невольно «ожидает» оценочную информацию. Это ожидание объясняется тем, что СМИ, как социальные институты, имеют статус официального источника информации, к которому массовая аудитория имеет доверие. Истинность смысловой информации трудно проверить, может быть, поэтому аудитория столь чутко прислушивается к оценочной информации, которая отражает преобладающие мнения в обществе. Воздействие информации зависит от того, насколько она соответствует социальным запросам аудитории и насколько регулярна. Известно, что информация, которая тиражируется при помощи СМИ, находящихся либо под контролем государства, либо во владении частных хозяев, отражает интересы владельцев и их мировоззрение. Содержание массовой коммуникации оказывает большое влияние на аудиторию в самых разнообразных формах. Это может быть обучение, убеждение, внушение и т. п. У средств массовой информации потребитель также является массовым. Массовая аудитория как компонент массовой коммуникации характеризуется неоднородностью, рассредото- ченностью (по территориальному признаку) и анонимностью. В социологии индивиды, образующие эту аудиторию, рассматриваются как личности, включенные в сеть реальных общественных отношений и связей. Именно при помощи массовой коммуникации эти личности могут установить и поддерживать отношения и связи не только внутри своей социальной группы, но и с более широкой социальной средой. Создатели продукции, предназначенной для массовой аудитории, стремятся учитывать особенности аудитории. Так, Британский институт практиков рекламы разработал классификацию читателей всей периодики в зависимости от их принадлежности к той или иной социальной группе: А, В, С-1, С-2, D, Е: группа А — элита аристократии и бизнеса — «высший средний класс» (т. е. крупная буржуазия и высокооплачиваемая интеллигенция); группа В — «средний класс» (средняя буржуазия, чиновники), высококвалифицированные рабочие; группа С1 — «низший средний класс» (мелкая буржуазия, профессиональная интеллигенция: учителя, служащие и др.); группа С-2 — квалифицированные рабочие. Группа D — малоквалифицированные разнорабочие и другие низкооплачиваемые категории трудящихся; наконец, группа Е — учащиеся, пенсионеры, безработные (т. е. все, кто живет на стипендии или пособия от государства). Эти категории потребителей массовой информации предопределяют четкое разделение труда между периодическими изданиями, призванными в первую очередь информировать и просвещать, и газетами и журналами, предназначение которых состоит главным образом в том, чтобы развлекать. В свете этого Англия по праву считается классической страной разделения прессы на качественную (элитарную) и популярную (массовую). Проще говоря, одни издания — для тех, кто управляет или обслуживает управляющих своими профессиональными способностями, другие — для тех, кем управляют. Изначально этим двум типам прессы суждено было стать противоположными полюсами журналистики. Главное содержание «качественных» газет, ориентированных на своего читателя, — развернутая информация, редакционные статьи на злобу дня, аналитические комментарии и эссе, письма видных деятелей политики, культуры, церкви и т. д. Язык университетский, т. е. понятный людям с образованием. Что же касается популярных изданий, то их хлеб — сенсации со скандальной приправой, частная жизнь знаменитостей, криминальная хроника, секс крупным планом, розыгрыши призов, лотерей, спорт во всех измерениях. «Если собака укусила человека — это не новость. Вот если человек укусил собаку — это новость... Война есть бестселлер... следом за войной идут сексуальный момент и преступления», — поучал своих сотрудников основатель «копеечной» английской прессы лорд Нортклиф. Из всего этого вытекали и различия стиля подачи материала, и верстка, и оформление. Правда, начиная с 90-х годов стирание этих различий идет все более быстрыми темпами. Вероятно, и в российских изданиях нетрудно найти аналоги изданий, возникавших для разных слоев аудитории. Вы и сами можете определить, какого типа изданием является ваша любимая газета или журнал. Массовая коммуникация характеризуется рядом социальных функций. Рассмотрим важнейшие из них. Информационная функция заключается в предоставлении массовому читателю, слушателю и зрителю актуальной информации о самых различных сферах деятельности людей — деловой, научно-технической, политической, юридической, медицинской и т. п. При этом содержание информации во многом определяется запросом аудитории. Получая большой объем информации, люди не только расширяют свои познавательные возможности, но и увеличивают свой творческий потенциал. Знание информации дает возможность прогнозировать свои действия, экономит время. В этом смысле данная функция способствует оптимизации полезной деятельности общества и индивида. Особенно важна эта функция в сфере культуры, где ежедневно создаются новые произведения и появляются новые имена. Регулирующая функция имеет широкий диапазон воздействия на массовую аудиторию, начиная с установления контактов, кончая контролем над обществом. В этой функции массовая коммуникация влияет на формирование общественного сознания группы и личности, на формирование общественного мнения и создание социальных стереотипов. Здесь же кроются возможности манипулировать и управлять общественным сознанием, фактически осуществлять функцию социального контроля. При определенных условиях эта функция служит целям «промывания мозгов». Но и благодаря ей лучшие явления культурной жизни также находят отклик у ценителей вслед за их появлением. Здесь все дело во вкусе и мере творцов и потребителей массовой коммуникации. Получатель информации имеет возможность сравнивать различные социальные ситуации, которые комментируются СМИ либо с положительной, либо с негативной оценкой. Люди, как правило, принимают те социальные нормы поведения, этические требования, эстетические принципы, которые убедительно пропагандируются СМИ как положительный стереотип образа жизни, стиля одежды, формы общения и т. п. Так происходит социализация индивида в соответствии с нормами, желательными для общества в данный исторический период. Культурологическая функция выполняет не только свою основную, познавательную задачу — ознакомление с достижениями культуры и искусства, она способствует осознанию обществом необходимости преемственности культуры, сохранения культурных традиций. При помощи СМИ люди знакомятся С данной функцией связано понятие массовой культуры, отношение к которой в плане ее социальной ценности неоднозначно. С одной стороны, стремление познакомить широкие массы с достижениями мирового искусства, новыми направлениями и тенденциями является несомненной заслугой СМИ. С другой стороны, низкий художественный уровень развлекательных программ, неограниченные возможности их тиражирования порождают дурной вкус у потребителей массовой культуры. Подробнее о сущности и особенностях массовой культуры речь идет в параграфе «Духовная культура».
Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 3320; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |