Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рецензенты. Х. С. Гафаров, доктор философских наук, профессор кафедры философии Белорусского государственного университета культуры и искусств




Разработал

Х. С. Гафаров, доктор философских наук, профессор кафедры философии Белорусского государственного университета культуры и искусств

 

 

Я. С. Яскевич, доктор философских наук, профессор, ди­ректор Института социально-гуманитарного образования Бе­лорусского государственного экономического университета;

В. Р. Языкович, кандидат философских наук, доцент, за­ве­дующий кафедрой педагогики Белорусского государствен­ного аграрного технического университета

 

Рекомендовано к изданию президиумом учебно-методи­че­ского совета Белорусского государственного университета культуры и искусств (протокол № 8 от 08. 05. 2007 г.)


ВСТУПЛЕНИЕ

Цель дисциплины “Эстетика” заключается в том, чтобы раскрыть специфику прекрасного в природе и искусстве и охарактеризовать особенности восприятия прекрасного. В сферу эстетических исследований входит также вопрос объективности критериев восприятия прекрасного. Эстетика исследует условия возникновения искусства, его структурные и формальные признаки, а также его воздействие, восприятие и оформление в эстетических суждениях о ценностях и вкусе со стороны наблюдателя. Она занимается как взаимодействием формы и содержания произведения искусства, так и связью произведения искусства и социально-исторического контекста.

Основная задача преподавания данной дисциплины заключается в том, чтобы сделать феномен искусства доступным для восприятия с помощью точных понятий и адекватных категорий. Поскольку эстетика охватывает сумму всех теорий искусства,она выступает как философская критика искусствоведения, основание для самопонимания художника.

Кроме того, задачей преподавания эстетики является такое преподнесение материала по теории и истории предмета, которое создает максимально благоприятные условия для воспитания студентов, прежде всего, субъектами культуры. Преподавание эстетики в этой аудитории не должно сводиться к трансляции заранее предписанных знаний и продуцированию изначально заданной горизонтали мышления.

Курс “Эстетики”, читаемый для студентов, должен способствовать решению самими студентами вопроса о том, существуют ли объективные критерии восприятия прекрасного, или же они должны быть оформлены только субъективно, исходя из опыта соответствующего созерцающего индивида; призван помочь оформлению студентами собственных эстетических суждений о ценностях и вкусе; может содействовать каждому студенту в формировании оснований для идентификации самого себя как художника.

В результате изучения курса “Эстетика” студент должен знать:

– ключевые концептуальные модели, представленные в истории эстетической мысли;

– основные проблемы и категории эстетической теории;

– ведущих представителей эстетического знания;

– прикладные аспекты эстетического знания.

уметь характеризовать:

– специфические черты эстетического предмета;

– особенности художественного творчества и эстетического восприятия;

– социокультурную обусловленность эстетических принципов.

уметь анализировать:

– современное состояние эстетического знания в Беларуси и за рубежом;

– связь произведения искусства и социально-истори­че­ско­го контекста;

– место и роль эстетических установок в жизни человека;

– собственные эстетические предпочтения.

приобрести навыки и качества:

– понимания и различия эстетических направлений, норм и установок;

– умения воспринимать и осмысливать эстетические нормы иных культур;

– полемики и диалога по поводу эстетических предпочтений и оценок.

В структуре курса лекции выступают в качестве информационно-аналитических, проблемных оснований, создающих возможности свободной интерпретации материала по истории и теории эстетического знания в самостоятельной работе студентов.

Освоение основных стратегий, предлагаемых эстетической мыслью, невозможно без чтения и интерпретации оригиналь­ных текстов. Первым шагом на этом пути является изучение работ наиболее значимых авторов. Именно поэтому семинарские занятия по эстетике организованы в режиме тек­стовых семинаров. Для изучения предлагаются фрагменты наиболее репрезентативных текстов, которые студенты долж­ны проработать в соответствии с поставленными вопросами, в чем им призвана помочь учебная и дополнительная литература, списками которой снабжены все темы.

Перечень дисциплин, необходимых для изучения “Эс­тетики”: “Философия”, “Культурология”, “Религиоведение”, “Социология”.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(для студентов дневной формы обучения)

 

  Названия разделов и тем Количество часов
лекции семинарские занятия самост. работа
Тема 1. Эстетика как философская дисциплина. Предмет эстетики      
Раздел I. История эстетики
Тема 2. Имплицитная эстетика классиче­ского Востока      
Тема 3. Эстетика античности      
Тема 4. Эстетика в средние века      
Тема 5. Эстетика Возрождения      
Тема 6. Эстетика нового времени: эстетические модели классицизма и Просве­щения      
Тема 7. Эстетические идеи немецкого рационализма и классического идеализма. Эстетика романтизма      
Тема 8. Эстетические концепции XIX века      
Тема 9. Эстетика ХХ в.      
Раздел II. Основные проблемы эстетической теории
Тема 10. Структура эстетического акта      
Тема 11. Структура эстетического предмета      
Тема 12. Эстетические категории      
Тема 13. Теория художественного творчества      
Тема 14. Теория художественного произведения      
Тема 15. Художник и общество      
Всего...      

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(для студентов заочной формы обучения)

 

  Названия разделов и тем Количество часов
лекции семинарские занятия
Тема 1. Эстетика как философская дисциплина. Предмет эстетики    
Раздел I. История эстетики    
Тема 2. Имплицитная эстетика классического Востока    
Тема 3. Эстетика античности    
Тема 4. Эстетика в средние века    
Тема 5. Эстетика Возрождения    
Тема 6. Эстетика нового времени: эстетические модели классицизма и Просвещения    
Тема 7. Эстетические идеи немецкого рационализма и классического идеализма. Эстетика романтизма    
Тема 8. Эстетические концепции XIX века    
Тема 9. Эстетика ХХ в.    
Раздел II. Основные проблемы эстетической теории    
Тема 10. Структура эстетического акта    
Тема 11. Структура эстетического предмета    
Тема 12. Эстетические категории    
Тема 13. Теория художественного творчества    
Тема 14. Теория художественного произведения    
Тема 15. Художник и общество    
Всего...    


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 349; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.