Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Алексей Михайлович Грицай. Жизнь и творчество




 

Алексей Михайлович Грицай (1914—1998) — петербуржец (прав­да, к моменту его рождения город назывался уже Петроградом), выпускник Всероссийской акаде­мии художеств, продолжил в пейзажной живописи традиции XIX века. Искусствоведы называют его мастером благородной простоты. Он никогда не стремился достичь в своих картинах нарочитого эффекта, выбирая самые простые, привычные взгляду уголки природы и открывая зрителю их не­броскую красоту. Скромные, простые, по-настоящему весенние " Подснежники " Грицая, при всей их незамысловатости, были новым словом в искусстве тех лет. Если пейзажи Георгия Нисского отражали тогда героику нового, движение, устремленность в будущее, то у Грицая то же обновление выразилось в какой-то новой камерности, задушевности пейзажа, в простоте мотива, во внимании к малой, незаметной части природы - в отказе от больших монументальных композиций, тщательно и торжественно выстроенных. Но именно к таким, пожалуй, работам готовили художника все годы его учения.

 

Он поступил в Академию художеств в 1932 году, получив до того первые наставления у скульптора Р. Баха. Молодой Грицай, не искушенный в художественных тонкостях и не помышлявший ни о каких сложных художественных задачах, на экзамене рисовал старательно и наивно, стремясь как можно вернее передать то, что видит. Он и сам был удивлен, когда его приняли.

 

Грицай учился в Академии у В. Н. Яковлева, который воспитывал своих учеников на копиях со старых мастеров, причем таких, у которых первенствует крепкий академический рисунок. Это дало Грицаю хорошую школу, однако его таланту лирика негде было проявить себя. Возможно, художник тогда еще не понимал, что является его призванием. Он продолжал обучение в мастерской И. И. Бродского, видного советского живописца, также мастера скульптурно объемной формы и торжественно построенных композиций. В качестве дипломной работы была выбрана тема "Вручение Государственного акта на пользование землей". Картина получилась не совсем удачной, не прочувствованной до конца. Правда, Грицай сумел показать себя как пейзажист - пейзажные этюды заслужили более высокую оценку экзаменационной комиссии, чем сама картина.

Впервые картины Грицая стали известны публи­ке всередине сороковых годов. Адо этого была война,которую художник прошел, сражаясь на пе­ редовой. В редкие свободные минуты возвращался к живописи, создавая произведения из военной жизни и — в первую очередь — пейзажи («Послед­ний снег», «Клязьма. Серый день»). В его послево­енной художественной деятельности в полной ме­ре проявилась поэтическая линия в русском пейзажном искусстве. «Над Волгой», «В Жигулях. Бурный день» (обе — 1950), «Ленинград. Летний сад» (1956), «Подснежники. Осинник» (1957), Поздняя осень» (1969), «Первая зелень» (1973), Старые ивы» (1975), «В заросшем парке» (1976), Весенний день на Оке» (1969—1973), «Май. Весен­ нее тепло» (1970-1973), «Весенние сумерки. Ов­раг» (1972-1973), «Майский вечер» (1972-1973), «Весенняя лунная ночь» (1975), «В заросшем пар­ке» (1976) — эти и другие его картины берут вас в плен мгновенно и навсегда. Сочетание простоты и высокого изящества, идущего от петербургской традиции, — вот основное свойство творческой ма­неры художника, оно придает его работам особую, щемящую пленительность, создает настроение, рождает множество глубоких ассоциаций.

Картины «В Жигулях», «Бурный день» и «Над Волгой» сделали Грицая известным мастером пейзажа определенного типа, связанного прежде всего с именами A. П. Васнецова, В. Мешкова. Но вот с 1954 года появляются совсем другие работы. Художник начинает с этюдов в глубине леса, более непосредственных, не столь тщательных. Он пишет природу ради нее самой, ее самые укромные, тихие и будничные уголки. Художник ставит перед собой новую задачу - создавать не торжественные оды, а что-то вроде лирических стихотворений. Таковы знаменитые " Подснежники. Осинник " (1957), получившие бронзовую медаль на Всемирной выставке в Брюсселе (1958). Академическая выучка видна в этой работе и будет всегда свойственна лучшим работам художника.

Обычно то, что было результатом натурной работы, переходило в более картинные, более обобщенные, но по-прежнему камерные образы природы. Такова серия картин " Весна " (1955-1957). Грицай берет, как всегда, простые мотивы - весенние ручейки, зацветающие деревья. Природа у художника внутренне глубоко связана с человеком, поэтому столь естественны в его пейзажах жанровые мотивы (" Вечером ", 1954). Грицай, также любит писать животных (" Первая зелень. Стадо ", 1957; " Туман. Телята ", 1962).

Художника привлекают и зимние, и осенние мотивы, но он во всем предпочитает переходные моменты, также и во времени дня (любимое время - сумерки). Мотивы часто повторяются, складываются в серии картин, повествующих о световоздушной ткани природы в разных условиях.

Грицай большое внимание уделяет колориту картины, который у него всегда гармоничен. Работы его написаны легко и свободно, но за ними стоит, как правило, долгая работа, они даются трудно, порой пишутся годами. Так писалась картина "Пора весны" (1959-1965), ставшая у Грицая одной из лучших. Это не конкретный пейзаж, а обобщенный образ весеннего мира.

Художник на протяжении многих лет остается верен избранным образам и темам. И хотя его живописная манера стала немного иной, все же любимой теме - весне - посвящена и новая картина "Ледоход" (1984-1985). Этот ледоход - отзвук "весен" тридцатилетней давности, певцом которых вошел в нашу живопись Грицай.

 

 

 

Большая вода на Оке

Ледоход

 

 

Подснежники. Осинник Первая зелень. Стадо

 

 

Над Волгой Весна

 

Ива зацвела Летний сад Первые дни мая Пора весны

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 1190; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.