Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Валентин Михайлович Сидоров 1 страница




 

Близок А. М. Грицаю в творчестве его младший современник Валентин Михайлович Сидоров (1928 г. р.). но если первый пейзажист-поэт, то второго можно назвать пейзажистом-философом. Уроженец тверской деревни, уче­ник П.И. Котова и Ф.П. Решетникова, он воплощает в своих солнечных пейзажах («Пора безоблачного неба». 1969; «Сенокосная страда», 1976; «Утро на Подоле». 1977) идею счастливой гармонии человека и природы. Люди на его картинах часто действуют как значимые персонажи, усиливая эту идею и при­внося в пейзаж черты жанровой живописи.

Особое место в творчестве Сидорова занимает картина «Моя школа» (1976). созданная в редком жанре интерьера с натюрмортом. Целую гамму нос­тальгических чувств испытываешь, глядя на этот маленький класс сельской школы с портретом Пуш­кина и синим полотенцем у доски. У каждого из нас осталась за спиной своя школа — шумная городская пли такая же скромная, как символ невозвратного прошлого, навсегда ушедшего детства...

 

Пора безоблачного неба Утро на Подоле

 

 

Моя школа

 

Борис Валентинович Щербаков. Жизнь и творчество

Творчество Бориса Валентиновича Щербакова (1916-1995) является уникальным явлением в русском искусстве ХХ века. Благодаря таланту и высочайшему профессиональному мастерству автора, его трудолюбию и отношению к искусству как к " делу святому, которому нужно посвятить всю жизнь без побуждений корысти и карьеры ", он занимает особое место в отечественной культуре.

Жизненный путь художника совпал с одним из самых трагических периодов российской истории. Он мужественно выдержал все испытания, выпавшие на его долю, оставаясь верным Родине и Искусству.

Мастер получил широкую известность еще при жизни. И в России, и за рубежом поклонниками творчества Бориса Щербакова являются миллионы людей. Его многочисленные выставки всегда привлекали внимание публики и критики. Какой современный художник может похвастаться таким количеством благодарных зрителей? Их Любовь всегда вдохновляла Щербакова, помогала переносить невзгоды, давала стимул творчеству. Эта любовь была взаимной. Люди чувствовали, что мастер работает для них, щедро дарит им свой яркий, светлый, несущий радость и успокоение талант.

Б.В.Щербаков прожил долгую, тяжелую, но счастливую жизнь. Служение искусству составляло смысл его существования. Занятие живописью - тяжелейший труд на протяжении более шести десятилетий - доставляло радость и было так же необходимо, как воздух и свет. В своем деле он достиг вершин мастерства. Его полотна, проникнутые любовью и добротой, неизменно находили отклик в сердцах людей. Их внимание помогло художнику выживать. Его единственной музой была необычайно красивая и преданная женщина, Зоя Анатольевна Щербакова, с которой он прожил 55 лет, влюбившись в нее в ранней юности и пронеся это чувство через всю жизнь.

Любовь и верность - основные черты характера мастера, качества, ведущие его по жизни, принципы, которым он не изменял никогда: ни в работе, ни в своем отношении к Родине, ни в общении с людьми. Незыблемые понятия о чести, благородное, доброе, уважение ко всем людям без исключения делали его как бы гостем из позапрошлого, ХIХ столетия - золотого века русской культуры. Зрители признали его классиком еще при жизни, даже слабые копии его картин тиражируются и охотно покупаются по всей стране. Его картины хранятся в музеях и частных коллекциях по всему миру; его альбомы репродукций берегут, словно драгоценность. Его творчество будет привлекать людей во все времена, независимо от веяний моды, стран и континентов, так как оно несет мощнейший позитивный заряд.

 

* * *

Борис Валентинович Щербаков родился 7 апреля 1916 года, на Благовещение, в Санкт-Петербурге (тогда Петрограде). Семья жила на Васильевском острове, где в ту пору селилась художественная интеллигенция столицы. Неподалеку находилась Императорская Академия художеств, а вокруг нее на многочисленных линиях Васильевского острова располагались мастерские художников, которые одновременно являлись и квартирами.

Отец Бориса Щербакова - Валентин Семенович Щербаков, ученик И.Е.Репина и Ф.А.Рубо, окончивший Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств, к моменту появления на свет сына был уже сложившимся живописцем. Учась в мастерской техники и технологии живописи под руководством профессора Д.И.Киплика, он в совершенстве овладел уже забытой к тому времени техникой фресковой живописи, изучил приемы работы старых мастеров. Основным занятием Валентина Семеновича было исполнение заказов по росписи церквей под руководством архитектора А.В.Щусева. Мать Бориса - Клавдия Прокофьевна после окончания Бестужевских курсов преподавала литературу в гимназии. Семья не бедствовала, но начавшаяся Первая мировая война, а затем Октябрьская революция и Гражданская война полностью перевернули их жизнь. Чтобы не умереть от голода в холодном Петрограде, Валентин Семенович Щербаков переезжает на свою родину, в Казань, где ему предлагают место главного художника в Театре оперы и драмы, а также руководителя мастерской монументальной живописи. Вместе с ним едет Николай Иванович Фешин, его ближайший друг и коллега. Оба они родом из Казани, но в 1923 году Фешин эмигрирует в США и становится одним из известнейших в мире живописцев. За рубежом его работы до сих пор широко известны и высоко ценятся.

Валентин Семенович Щербаков очень много работает в Казанском театре, пишет эскизы декораций и костюмов к спектаклям; небольшая часть из них (около десяти) сохранилась до наших дней. Работы отличаются изяществом и необычайно тонким чувством цвета. Четырехлетний Борис, за неимением игрушек, развлекается в мастерской отца с кистями и красками. Подражая ему, он возит кисточкой по бумаге, создавая красивые цветные картинки. Некоторые из них Валентин Семенович в шутку, не называя возраста автора, отнесет на проходящую тогда выставку футуристов, где они были приняты с восторгом и всерьез и тут же включены в экспозицию. Когда розыгрыш раскрылся, все охотно посмеялись, а устроитель выставки даже подарил ребенку свою работу. Игра мальчика переросла в серьезное увлечение, и живопись стала главным делом его жизни. Однако впереди были еще долгие годы учебы и напряженного труда.

По возвращении в Петроград В.С.Щербаков идет работать на Ломоносовский фарфоровый завод художником, где вместе с С.В.Чехониным расписывает изумительные по красоте сервизы. К сожалению, все это шло на экспорт. В семье сохранилась лишь одна чашка с росписью на тему пушкинской сказки "О мертвой царевне и семи богатырях". Семья Щербаковых общается с художниками, поэтами, музыкантами. Разговоры об искусстве, литературе, музыке, высокие духовные запросы ближайшего окружения формируют с детства мировоззрение юного художника. Поездки летом на этюды с А.А.Рыловым, общение с поэтом Н.А.Клюевым, часто подолгу гостившим у родителей (В.С.Щербаков написал большой портрет Клюева маслом, который сейчас находится в ГТГ), - все это способствовало формированию взглядов не только на роль и предназначение искусства, но и на форму и содержание творчества будущего мастера. Огромную роль сыграли и частые посещения Эрмитажа, где мальчик часами простаивал перед полотнами великих живописцев, внимательно вглядываясь в каждый мазок, изучая колорит и композицию. Большая часть картин Рембрандта, Рубенса и других была вскоре продана, и вновь художник встретился с ними полвека спустя в Вашингтонской национальной галерее.

Будущий художник унаследовал от отца фантастическое трудолюбие. Он практически не выпускает из рук кисть или карандаш, его карманы забиты блокнотами с зарисовками. Жизненный путь определен - он станет живописцем. Он очень любил классическую музыку и русскую литературу. Любимые поэты - А.С.Пушкин (его он смолоду знал наизусть), М.Ю.Лермонтов, писатели - Л.Н.Толстой, П.И.Мельников-Печерский, композиторы - Людвиг ван Бетховен, В.- А.Моцарт, П.И.Чайковский, С.В.Рахманинов. Позднее, работая в мастерской, он часто ставил пластинки Э.Г.Гилельса, исполнявшего его любимую музыку. Художник и пианист были хорошо знакомы, Щербаков даже написал портрет Гилельса - единственный портрет великого музыканта, выполненный маслом (сейчас он хранится в Музее М.И.Глинки). Но вернемся в начало пути.

В 1933 году Борис Щербаков поступает во Всероссийскую Академию художеств в Ленинграде, которую в 1934 году возглавил талантливейший живописец и педагог И.И.Бродский. В академии происходили серьезные реформы, основой которых было воспитание учащихся в духе социалистического реализма с использованием знаний, традиций и опыта мирового реалистического искусства. Преподавателями приглашаются крупные художники-профессионалы. Студенты учатся охотно, после занятий остаются рисовать с натуры дополнительно. Постижение азов ремесла, свободное владение техникой живописи, знание анатомии, законов композиции и перспективы, законов построения формы обязательно для художника независимо от того, какое направление в живописи он предпочтет.

На всю жизнь Борис Валентинович Щербаков сохранил благодарность своим учителям: В.Е.Савинскому, И.И.Бродскому и, особенно, В.Н.Яковлеву - блестящему педагогу и прекрасному художнику, крупнейшему знатоку мировой живописи. Его слова: " Чего бы мы ни достигли, как бы ни продвинулись, всегда следует помнить, что были люди, которые работали лучше нас" - заставляли Бориса Щербакова на протяжении всей жизни стремиться к совершенству и, будучи уже признанным художником, не переставать восхищаться великими мастерами прошлого и учиться у них.

Борис Щербаков заканчивает Академию художеств в 1939 году дипломной работой " Редакция газеты "Правда ", год 17-й", которую отправляют на Всесоюзную выставку в Москву и даже воспроизводят в журнале "Огонек" с положительными отзывами. Начало самостоятельного творческого пути положено. Художник полон грандиозных замыслов. Определилось основное направление творчества: историческая живопись. Его интересуют знаменательные события истории России, столкновения характеров и страстей в решающие моменты. Петр I и Степан Разин - герои будущих картин. Одновременно он работает с отцом над росписями в Киеве, ездит на этюды по Волге и в пушкинские места, пишет натюрморты в духе старых мастеров (" Воспоминание о старых голландцах ", 1938). Щербаков все время работает с натуры, выбирая из семейной утвари необходимые предметы для передачи атмосферы и духа ХVII века.

Это не подражание, а проверка самого себя на зрелость, на уровень достигнутого профессионального мастерства. Всю жизнь мастер строго относился к себе, к своим творческим достижениям, не переставая самосовершенствоваться.

Одно из самых радостных событий в личной жизни художника происходит 9 июля 1940 года - он женится на Зое Анатольевне Сорокиной, своей единственной любви. Они были знакомы семьями, четыре года встречались, ходили в театры, филармонию, музеи, обнаружив общие пристрастия в литературе, музыке, живописи. Он писал ей стихи; он вообще был наделен Богом многими талантами, а ее восхищало его благородство, доброта, возвышенность натуры. Девятнадцатилетняя красавица, не колеблясь, вверила свою судьбу начинающему художнику и до его последнего вздоха ни разу не пожалела об этом. Это был гармоничный союз, навсегда связанный любовью и преданностью. Судьба жены художника нелегка: она заставляет всегда подчинять все помыслы и поступки интересам мужа, иначе союз распадается, но Зоя Анатольевна мужественно шла со своим спутником через все испытания, всегда поддерживая и вдохновляя его. Они прожили вместе ровно 55 лет, и за несколько дней до смерти Борис Валентинович вспоминал их знакомство, девушку, " прекрасную, как греческая богиня ", и благодарил ее за то, что она его не оставила, за то, что посвятила ему свою жизнь. В разное время он написал несколько ее портретов, все они объединены чувством любви, восхищения и нежности. Одним из наиболее выразительных представляется портрет в овале " З.Щербакова. 1950 год ", где в лице прекрасной тридцатилетней женщины, помимо внешнего сходства и утонченного благородства черт, видна и пережитая трагедия: война, вечный страх, что любимый муж не вернется с фронта, блокада, которую она перенесла, - все это выражено в грустном взгляде синих глаз, в повороте головы, в чуть опущенных уголках губ. Пожалуй, в истории русской портретной живописи ХХ века это одно из лучших, наиболее выразительных произведений, как и в творчестве самого Бориса Щербакова. Незадолго до этого им был написан " Автопортрет ", тоже в овале (1948), который явился как бы парным к портрету жены.

 

* * *

Великая Отечественная война круто изменила судьбу Бориса Щербакова, как, впрочем, и всех русских людей. С первых же дней войны он был призван в армию, сначала на краткосрочные офицерские курсы, где изучал военно-инженерное дело и приобрел профессию сапера. Он принимал участие в минировании Москвы перед осенним наступлением немцев в 1941 году, затем в качестве фронтового художника работал на Западном, Прибалтийском и Ленинградском фронтах. Выезжая на места наиболее ожесточенных сражений, он пишет прямо на передовой портреты героев, только что вернувшихся из атаки. Серия этих работ (более восьмидесяти) обладает не только высокой художественной ценностью. Это уникальный исторический документ, так как почти все герои погибли во время войны.

Почти все время блокады Зоя Анатольевна, тогда студентка медицинского института, вместе с матерью, Натальей Евгеньевной, работала в госпиталях. Отца - профессора Политехнического института, одного из крупнейших физиков того времени, еще в 1940 году сослали в Ташкент. В блокаду женщины остались вдвоем. Во время бомбежек Зоя прятала в бомбоубежище большую историческую картину, свернутую в рулон (художник начал ее до войны). Незадолго до окончания ленинградской блокады Борису Валентиновичу удается вывезти жену из Ленинграда в Москву, где они и прожили всю оставшуюся жизнь.

Из армии художник был демобилизован лишь в 1948 году, но три послевоенных года (1945-1948) он активно творчески работает: пишет огромный " Групповой портрет Героев Советского Союза - военнослужащих инженерных войск Советской Армии ", заканчивает большую историческую картину "Петр I принимает европейских послов в кузнице" (начата еще в 1940 году), " Разлив стали на заводе Уралмаш " (1946), "В семье героя". Живут они в маленькой комнатке в коммуналке в Подколокольном переулке, куда, несмотря на тесноту, часто приезжают его институтские друзья. К тому времени из Ленинграда переезжают и самые близкие коллеги и друзья - А.М.Грицай и А.И.Лактионов. В картине "Петр I..." голова царя была написана с Лактионова, и этот этюд сохранился в мастерской художника до сих пор.

В послевоенные годы возобновляется активная творческая работа. Художник пишет не только исторические, но и тематические полотна, натюрморты, портреты, пейзажи; хочет полностью восстановить профессиональные навыки, наверстать упущенное во время войны. В 1948 году у него родилась дочь Галина. За несколько месяцев до ее рождения он везет жену на Урал, где пишет серию прекрасных пейзажей, затем возвращается в Москву, оттуда часто приезжают в любимый Питер. Летом семья чаще всего снимает дачу в подмосковных деревнях, предварительно исследовав окрестности - есть ли там материал для живописца?

В 1951 - 1953 годах он с группой художников пишет картину " Заседание президиума Академии наук СССР ", за которую получает единственную в своей жизни государственную награду - Сталинскую премию. Говорили, что это была последняя премия, подписанная вождем незадолго до смерти. Также художник создает галерею портретов выдающихся советских ученых: А.Е.Арбузова, В.В.Виноградова, Н.С.Державина, С.М.Кржижановского, В.А.Обручева, Д.В.Скобельцына и многих других. В одном из своих интервью художник говорит: " О выдающихся людях мы часто говорим: интересный человек. Хотя это довольно избитое выражение, но оно точно отражает суть дела, потому что многие люди действительно интересны. Если я приступаю к написанию какого-либо портрета, я неоднократно встречаюсь со своими "моделями", часами беседую с ними, иногда о каких-либо мелочах. В ходе этих встреч "тема" моей картины - человек все время раскрывает себя с разных сторон, составляющих, однако, единое целое. Мне как художнику надо схватить эту многоликость в ее единстве". Ему удается создать одухотворенные образы людей необычайно высокого интеллектуального уровня, составляющих цвет нашей науки и культуры. В портрете А.Е.Арбузова перед нами серьезный, внимательный исследователь, - это одна из наиболее удачных работ художника. Портрет академика В.В.Виноградова - крупнейшего ученого-лингвиста, сидящего в своей библиотеке перед раскрытой книгой, создает образ мыслителя, мудрого и слегка ироничного человека, блестящего собеседника. Почти все "модели" становились друзьями семьи Щербаковых. Они общались, ходили друг к другу в гости. Дружба эта продолжалась десятилетиями, давая художнику очень многое для интеллектуального развития, для постоянного духовного роста. Писатели, актеры, музыканты - русская интеллигенция, вобравшая лучшие достижения культуры, сохранившая в тех непростых условиях благородство и доброту, желание помочь и поддержать, - передавали молодым свою мудрость, учили отношению к жизни, к человеку. То, что в Борисе Щербакове было заложено с детства благодаря атмосфере, царившей в доме отца, получило свое закономерное продолжение.

Несколько особняком в портретной галерее стоит картина " Народная артистка СССР Е.Н.Гоголева " (1951). Портрет выполнен в полный рост. Великая актриса, красавица с царственной осанкой как бы отстранена от зрителя, ее взгляд, сосредоточенный и спокойный, устремлен внутрь себя, в особый мир ее героинь. Много друзей у Бориса Валентиновича среди "стариков" МХАТа. Он дружил с А.В.Жильцовым, великолепным артистом, игравший еще со Станиславским, с В.О.Топорковым, Б.А.Смирновым -знаменитым питерским актером. Последние годы после переезда в Москву Смирнов постоянно играл роль Ленина в театре и кино и не мог полностью раскрыть свой драматический талант. Когда-то в Питере, по рассказам З.А.Щербаковой, он блистал в роли Гамлета, был необычайно популярен и любим женщинами.

В портретах Б.В.Щербаков донес до нас целую эпоху - остатки той великой культурной России, силой и духовной мощью которой страна жила в ХХ веке, преодолевая ужасы войны и концлагерей, жестокость режима и тяжесть обыденной жизни. Герои его портретов передали свою мудрость, чистоту помыслов и благородство идей послевоенному поколению. Наиболее талантливые переняли эту эстафету. Так продолжалась связь времен.

Рассказывая о творчестве Бориса Валентиновича Щербакова, необходимо упомянуть и о небольшом, но очень важном для художника отрезке жизни, которому он сам придавал большое значение. В середине 1950-х годов его с группой художников (11 человек) отправляют по заданию правительства в Германию, в Дрезден, делать факсимильные копии с возвращенных шедевров Дрезденской галереи. Сейчас практически не осталось мастеров, способных копировать произведения старого искусства, сохраняя не только внешнее сходство, но и технику и технологию наложения красок. Да и в то время по всей стране набрали всего десяток человек.

Художник впервые едет за границу, в еще не оправившуюся от войны Германию, в одну из лучших галерей мира. Работа по копированию была выполнена безупречно: немецкие эксперты не смогли отличить подлинники от копий. Он "пишет" "Святое семейство со святой Елизаветой и младенцем Иоанном" Андреа Мантеньи и "Вирсавию" Питера Пауля Рубенса. В свободное время - а художник всегда работал быстро и технично - он копирует в подарок жене несколько работ Рембрандта, Халса, Веласкеса (разумеется, в уменьшенных размерах, иначе это называлось бы подделкой) с тем же безупречным мастерством. В Германии Щербаков прожил около полугода. Он много путешествовал с этюдником, писал с натуры дорогие немцам, да и всему миру Веймар - Родину Гете и Шиллера, домик Гете и его интерьеры, Дрезден, крепостные башни Вартбурга, уголки, связанные с историей страны. Собрав вместе все эти работы, он открывает в 1957 году в Дрездене свою первую персональную выставку " Города и люди ГДР ", а через год показывает ее в Москве. А последняя в жизни художника персональная выставка прошла в апреле 1995 года в Московском Кремле. Между этими двумя экспозициями - почти сорок лет напряженного беспрестанного труда, путешествий с этюдником по России и по всему миру, и тысячи работ, десятки персональных выставок от Токио до Нью-Йорка, и неизменно - восхищение и благодарность зрителей, признание таланта и ощущение правильности выбранного пути. Во время поездки по Германии огромное впечатление на художника произвел Бухенвальд - бывший фашистский концлагерь, где были загублены сотни тысяч человеческих жизней. Он делал зарисовки бараков и страшных печей крематория, прочел много литературы по теме. Его, фронтовика, прошедшего войну, эта боль не оставляла никогда.

По возвращении в Россию он задумал и написал на основе полученных впечатлений картину " Пепел Бухенвальда " (1961). По обычаю, раз в год дети и оставшиеся в живых узники собирались у огромной чаши с прахом сожженных, где клялись в вечной памяти погибших. Именно этот момент изображен на картине. Немного позже художник создает еще одно произведение о войне - "Непобедимый рядовой" (1964). Немолодой, усталый солдат возвращается на пепелище родной деревни. Вдали догорают огоньки костра, он сидит, задумавшись о тяжелом пройденном пути, но в глазах, в позе, в жесте рук чувствуется несгибаемая воля к жизни, к возрождению. Это произведение обладает мощной психологической силой; художнику удалось "схватить" и запечатлеть на холсте саму сущность русского человека. Картина писалась долго, около двух лет. Художник много ездил по окрестностям Москвы и Ленинграда, разыскивая подходящий фон - пепелище, долго писал натурщика - героя-солдата, целое лето писал работу, снимая дачу на Никольской горе (тогда там было спокойно и красиво), где этот натурщик тоже жил вместе с семьей художника. Затем Щербаков вдруг взял мастихин, стер уже готовую картину до основания... и переписал все заново.

Это одна из его самых пронзительных картин – «Непобедимый рядовой». О трагедии солдата, который вернулся с войны и вместо родного дома и семьи увидел выжженную землю. Оказывается, победить врага – не самый трудный подвиг. Самое трудное – перенести потерю всего, что было дорого, и, не сломавшись, начать жизнь заново.

 

* * *

1950 - 1970-е годы были очень плодотворными для художника. Помимо работы, он много общался с интереснейшими людьми своего времени. Некоторые позировали для портретов и оставались друзьями на десятилетия, других привлекало творчество мастера, его эрудиция, спокойный, но твердый характер. Часто ранее незнакомые люди звонили художнику и просились в гости посмотреть картины. Семья была хлебосольной, и по вечерам за столом иногда собиралось десять - пятнадцать гостей, круг приглашенных был очень разнообразен, велись интереснейшие беседы, каждый являлся личностью незаурядной, а отношение к художнику было теплым и дружеским. Из питерских друзей бывали скульпторы Н.В.Томский и Л.Е.Кербель, художники А.М.Грицай и А.И.Лактионов, драматург Э.В.Брагинский (любимец всей семьи). Долгие годы дружбы связывали Бориса Щербакова с блестящим человеком, знатоком литературы и искусства И.С.Зильберштейном (в конце жизни он добился основания Музея частных коллекций при Государственном музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, куда подарил уникальное собрание живописи, а также свой пастельный портрет работы Б.В.Щербакова). Писатели Б.А.Лавренев, К.А.Федин, Е.Н.Пермитин, Г.И.Серебрякова, поэты С.С.Смирнов, С.А.Васильев, М.А.Светлов, актеры С.А.Кочарян и Д.Н.Журавлев, замечательный режиссер И.М.Туманов, знаменитые летчики И.Н.Кожедуб и А.И.Покрышкин, выдающиеся врачи А.Н.Бакулев, С.С.Юдин и А.Л.Мясников постоянно бывали в гостях у четы Щербаковых. С большим вниманием и любовью к творчеству художника относился искусствовед А.К.Лебедев, написавший вступительную статью к большому альбому о художнике. Часто бывали "огоньковцы": писатель А.В.Софронов и И.В.Долгополов. Зильберштейн, с которым в течение ряда лет Щербаковы вместе снимали дачу на Николиной горе, познакомила их Л.Ю.Брик. Иногда в гости приходили крупные чиновники и военачальники, держались скромно, приводили с собой жен и детей, чтобы познакомить их с творчеством мастера. Однажды был Евгений Светланов с супругой; художник хотел писать его портрет, но из-за болезни обоих это не состоялось. Семьи Э.Г.Гилельса и Л.Б.Когана также были в числе друзей. В последние годы Борис Валентинович часто общался с кардиологом Е.И.Чазовым, учеником А.Л.Мясникова, и даже дважды писал его портреты, а тот, в свою очередь, выручал стареющего, тяжелобольного художника. Невозможно перечислить всех, с кем судьба сталкивала мастера, почти всех их уже нет с нами, но эти люди составляли гордость России, ее настоящую научную и культурную элиту. Постоянное общение с такими людьми заставляло художника внутренне расти, расширять кругозор, что, несомненно, накладывало отпечаток на все его творчество.

Материальное положение семьи было скромным - не было даже своей дачи, а по стране художник в течение двадцати лет ездил на "победе", купленной на деньги Сталинской премии. Официальных заказов было немного, платили мало. Когда началась торговля русским советским искусством за границей, положение несколько улучшилось, хотя художнику доставалось лишь 10% от того, что он зарабатывал, а фирмы, продававшие его картины, наживали сотни тысяч долларов.

Cам Борис Валентинович был человеком очень скромным, довольствовался малым и никогда не пытался создать вокруг своего имени шумиху. Очень много работал - натюрмортов, пейзажей, даже портретов (И.С.Зильбертштейн, Е.И.Чазов и др.) - он дарил, и делал это с удовольствием. Значительное количество работ - все портреты, кроме членов семьи, картины, пейзажи - находятся в музеях бывшего СССР. Часто картины закупали Министерство иностранных дел для посольств и домов приемов, Управление делами ЦК КПСС - для подарков главам государств и правительственных учреждений. Таким образом, творческое наследие художника оказалось разбросанным по всему миру - от США до Японии. Его работы находятся в престижных частных коллекциях, Белом доме и конгрессе США, в семье британских монархов и даже простых японских рабочих, которые могли себе позволить купить пейзаж тургеневских или толстовских мест. Лучшие работы художник оставлял у себя, надеясь, что когда-нибудь после его смерти найдется место и для небольшого музея его картин, столь любимых в родной России. При жизни о нем писали в журналах и газетах, издавали альбомы произведений, сняли несколько документальных фильмов, где он сам без подготовки наговаривал текст. Одним из лучших был фильм, снятый студией " Леннаучфильм "; сохранившаяся копия бережно хранится в семье художника. Говоря о творчестве, нельзя не отметить то, что стало главным, чему он посвятил более трех десятилетий жизни.

В начале 1950-х у него рождается грандиозный замысел - создать серии пейзажей, связанные с великими русскими писателями: Л.Н.Толстым, И.С.Тургеневым, А.С.Пушкиным, М.Ю.Лермонтовым, А.П.Чеховым, показать места, где жили и трудились эти великие умы, откуда они черпали свое вдохновение. В середине 1970-х годов А.В.Сафронов уговорил художника поехать под Ростов к М.А.Шолохову, и к серии присоединились "шолоховские места" - несомненная творческая удача художника, получившая похвалу от самого Михаила Шолохова, принявшего его и полюбившего его творчество.

Серия "По памятным литературным местам" сделала Щербакова основоположником нового жанра в искусстве - литературного пейзажа. Она включает в себя около четырехсот произведений. Основная задача художника - показать отношение великих русских писателей к Родине, к их родным местам, воспетым в стихах и романах. Мастер стремится не просто написать пейзаж, но передать душевное состояние писателя, его настроение, а порой и судьбу... Первой была выбрана Ясная Поляна, о которой Лев Николаевич Толстой писал: "Без своей Ясной Поляны я трудно могу представить Россию и мое отношение к ней". Художник ездил в имение писателя вместе с семьей более тридцати раз, жил там по нескольку месяцев в самой усадьбе, в небольшой пристройке для дворни. Он много бродил по окрестностям, перечитывал произведения Толстого, дневники его жены, Софьи Андреевны, беседовал с людьми, знавшими самого писателя. В своих картинах он старался связать описание природы в романах с конкретными местами, передать настроение и атмосферу, вдохновившие писателя, наконец, просто запечатлеть дом, где он жил, и небольшой зеленый холмик на краю обрыва, в старом заказе (лесу), где по завещанию похоронен один из крупнейших в мире писателей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 1380; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.