КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Валентин Михайлович Сидоров 2 страница
Тургеневская серия следует за толстовской. Это в основном Спасское-Лутовиново, родовое имение Тургеневых, и его окрестности: Мценск, Орел. Тургенев был соседом Толстого, их поместья разделяют всего сто верст. Они много общались, ездили в гости друг к другу, даже состояли в отдаленном родстве по линии жены Толстого, Софьи Андреевны Берс. Горячие споры о литературе и искусстве порой приводили к ссорам, но мир всегда восстанавливался. Иван Сергеевич Тургенев, проживший почти всю свою жизнь во Франции, пожалуй, наиболее вдохновенно из всех русских писателей писал о русской природе, о ее красоте и поэтичности. Действие большинства его романов происходит в Орловской губернии, неподалеку от Спасского-Лутовинова. В каждой строке рассказов в описании природы чувствуется любовь к родным местам и ностальгия. Под влиянием тургеневских строк пейзажи Щербакова приобретают большую теплоту и лиричность, а некоторые - широкий эпический характер. Это и " Бежин луг ", и " Окрестности Спасского-Лутовинова ", и " Струмиков верх " воспевают скромную красоту природы средней полосы России. Заводь в " Заброшенной мельнице " освещается широким летним солнцем. Дом Тургенева не сохранился. Во время войны в нем был госпиталь. Шли страшные бои на Курско-Орловской дуге, и местные жители говорили, что парк стал могилой советских воинов, погибших от ран. Может быть, поэтому, гуляя вечером по аллеям, испытываешь ощущение тревоги и беспокойства. Небольшой флигель был восстановлен как дом-музей, а у входа сохранилась богадельня - длинное деревянное здание с множеством маленьких комнаток, где поначалу остановился художник с семьей, перебравшись затем в небольшую квартиру в доме, где жили сотрудники музея. Бориса Валентиновича всегда встречали очень приветливо, старались помочь, чем могли (бытовые условия были очень тяжелыми), показать наиболее интересные и красивые места. Он много общался с теми, кого принято называть "простыми людьми", всегда находил с ними общий язык. Люди мгновенно чувствовали его уважение к ним, восхищались его мастерством и трудолюбием, радовались и гордились, приходя на выставку. Где бы он ни был, по окончании серии он всегда устраивал показ своих картин: в Ясной Поляне, в Спасском-Лутовинове, в Орле и Мценске, в Пушкинских горах. Эти люди были его первыми зрителями и судьями, а возможно, и главными. Александр Сергеевич Пушкин - любимый поэт художника. Его стихи он знал смолоду наизусть. Сказки Пушкина ему читала в детстве мать, а он, еще не умея читать, рисовал к ним иллюстрации. Восемнадцатилетним юношей он ездил в Святогорский монастырь поклониться праху великого поэта. Вскоре после войны Щербаков написал большую картину "Пушкин в Петербурге", а в 1964 году отправился надолго в Михайловское. Приезжал несколько лет подряд, в основном летом, иногда задерживался до поздней осени. Как и во всех поездках, его сопровождали жена и дочь. На этот раз жить пришлось в восьмиметровой комнате в деревне Савкино, спали в машине, готовили на печке во дворе, над которой натянули брезент от дождя. Там же вместе с местными жителями 9 июля 1965 года отпраздновали серебряную свадьбу. Иногда в гости приезжали друзья из Москвы, останавливались в гостинице в Пушкинских горах. Тогда там было безлюдно, лишь в день рождения поэта 6 июня директор заповедника С.С.Гейченко, умнейший и талантливейший человек, устраивал праздник. Приезжал туда и великий актер, чтец Д.Н.Журавлев и по вечерам при свечах в Тригорском читал стихи поэта так, что, казалось, душа воспаряет ввысь. Борис Валентинович работал много и вдохновенно, стараясь запечатлеть каждый заповедный уголок: аллею Керн в Михайловском парке, Тригорское, Петровское (имение деда Пушкина, Ганнибала) - границу "владений дедовских", быстрое течение Сороти - каждую пядь земли, по которой ступала нога поэта, каждую березу, ель или дуб, воспетые в стихах. В названиях работ цикла часто звучат пушкинские строки. Из Михайловского художник едет следом за поэтом в Молдавию. Он буквально поражен яркой, необыкновенной красотой молдавской земли, работает по шестнадцать часов в сутки без перерыва. Его тепло встретило тогдашнее руководство Молдавии, предоставило прекрасные условия для работы, и даже машину с шофером, чтобы иметь возможность объездить самые красивые места. Помимо пушкинских мест - домика, где жил поэт, и окрестностей Кишинева, художник восхищается цветущим боярышником на склоне холма, буйством красного цвета в " Красных сумерках ", золотом " Подсолнухов ". Воспевая красоты природы, ему прекрасно удается передать напоенную солнцем и теплом атмосферу, сам воздух, будь то " Осенние тополя " на фоне ярко-голубого южного неба или " Дубки над Днестром ", дающие спасительную тень в палящий зной. Три лета подряд художник проводит в Молдавии, где создает более сотни красочных, радостных пейзажей и натюрмортов. Мастер не жалеет красок для передачи красоты и щедрости молдавской земли, ее тепла. В Кишиневе его знакомят с молдавской Чио-Чио-сан - Марией Биешу. Он с удовольствием пишет ее портрет (по композиции немного напоминающий гоголевский), создавая образ великой актрисы, чей великолепный голос покорил тогда весь мир. Позднее в Москве она бывает на выставках художника, приходит на званые вечера в его дом. * * * Напряженная работа от восхода до заката без выходных и отпусков подорвала здоровье мастера. По возвращении в Москву он заболевает, ложится в больницу, где у него случается первый инфаркт в 55 лет. Его супруга постоянно находится при нем, буквально поселившись в больничной палате, и он постепенно идет на поправку. Болезнь лишь на короткое время ограничивает творческие возможности художника. Получив у врачей разрешение вставать с постели, он просит привезти в больницу этюдник, кисти, холст и, находясь в палате, начинает писать увиденный за окном пейзаж " Апрельское солнце " (1971) - яркий, жизнеутверждающий, наполненный светом мотив. Впоследствии так было всегда: в больницах, санаториях, едва появлялись силы держать кисть или карандаш, он работал, и это давало возможность победить болезнь. Пока его физические возможности ограничены, всю тяжелую амуницию художника - этюдник, зонт, складной стул - носит для него жена. После первой серьезной болезни живописец начинает работать еще интенсивнее, как бы боясь не успеть выполнить все задуманное. Когда не было возможности выезжать на природу, он писал натюрморты, сидя в мастерской, с натуры. "Соавтором" всегда являлась Зоя Анатольевна. Это она приносила букеты цветов - охапки сирени, ветки рябины, незабудки и пионы, нежные полевые колокольчики и гордые розы, прекрасные плоды земли или гигантских раков. Натюрморты всегда удавались художнику. Он умел увидеть особую красоту каждого цветка, каждого листочка, передать яркую красочную вспышку " Подсолнухов " и " Мако в" или изысканность цветочной гаммы в " Жасмине ", " Осеннем букете ", " Смирновских незабудках " и многих других картинах. Именно натюрморты раскрывают нам колористический дар мастера, и именно с них самодеятельные художники делают тысячи и тысячи копий для продажи. Борис Валентинович знал об этом, часто видел на Старом Арбате "свои" натюрморты и пейзажи, пытался как-то ради шутки даже купить один, расспросив "автора", когда и где написана данная работа. Его сразу же узнали и даже предложили подарить картинку, но мастер отказался. Конечно, это бесконечное копирование и подражание ему не нравилось, но он понимал, что у этих людей нет другого способа заработать себе на жизнь, и относился к этому снисходительно, тем более что уровень профессионального мастерства самого художника был уже недостижим, никому не удавалось добиться даже приблизительного сходства. В 1970-1980 годах он по-прежнему работает над серией литературных пейзажей, посвященной творчеству М.Ю.Лермонтова, А.П.Чехова и М.А.Шолохова. Лермонтовский цикл составляет около сорока вещей: это Тарханы, родовое имение Лермонтовых, где он вырос, а позднее был погребен в семейной усыпальнице, и Кавказ, окрестности Пятигорска, где он погиб. Художник очень любил и хорошо знал творчество поэта. Это нашло свое отражение и в пейзажах мастера: в них много лиризма и печали, а кавказские мотивы поражают своей дикой первозданной красотой. В работе "Вихри грозовые" (1976), полной трагизма, словно воплощен момент дуэли, унесшей жизнь великого поэта. Художник и раньше бывал на Кавказе, восхищался своеобразием его природы (" Ущелье Жоэквара (1953), " В горах Кавказа " (1958), любил наблюдать быстрое течение прозрачных горных рек среди громоздящихся гигантских валунов в Домбае, но в данном случае на первый план выходит трагическая судьба поэта, место, где прошли последние дни его жизни. Совершенно иначе звучат пейзажи "шолоховского цикла", написанные с натуры под впечатлением романов " Тихий Дон " и " Поднятая целина ". Бесконечная ширь просторов, спокойное величавое течение Дона, бескрайние панорамы цветущих лугов и полей (" Разнотравье донское ", 1974) поразили воображение живописца, как и красота и свободолюбие живущих здесь людей, чьи характеры не изменились со времени написания романов. " Ерик ", спокойно несущий свои воды среди бескрайних просторов, очень созвучен описаниям природы в романах М.А.Шолохова. Завершил цикл небольшой портрет писателя, выполненный акварелью. Каждая литературная серия заканчивалась портретом. Это и " Л.Н.Толстой в Ясной Поляне ", и портрет И.А.Тургенева " Прощание с Родиной ", и " Над озером. А.С.Пушкин ", и портрет М.Ю.Лермонтова, выполненный пастелью, в котором художник старался передать сосредоточенное раздумье и предчувствие роковой судьбы в больших печальных глазах поэта. " Чеховская " серия включает всего несколько картин, среди которых " Дом Чехова в Таганроге ", место, где родился известнейший во всем мире русский писатель. Художник хотел позднее вернуться и расширить цикл, но состояние здоровья уже не позволяло подолгу работать на знойном воздухе юга России, а затем пришли новые темы. * * *
В середине 1970-х годов художник создает целую серию произведений, связанных с памятниками древнерусской архитектуры - золотого фонда русской культуры. Она отличается особой поэтичностью и умиротворенностью. В Ростове Великом он покорен величием и благородством пропорций белокаменного Кремля, его храмов, архитектурных построек, красотой общего силуэта и удивительной гармонией с окружающей природой. Он проводит там целое лето, живет в палатах, переделанных под гостиницу, питается в трапезной. Кремль расположен на берегу озера Неро, и художник, погрузив на лодку этюдник, отправляется на середину озера, чтобы оттуда писать " Ростов Великий - град светлый " (1975). В чуть подернутой рябью воде отражается голубое летнее небо, высокие облака, силуэт Кремля и многочисленные купола белокаменных церквей монастыря и соборов. Этот же прием - храм на фоне неба, отражающийся в водоеме, - он использует и в других работах: " Зоревые сполохи. Ростов Великий ", " Яковлевский монастырь ". Помимо сложности и четкости построения архитектурных объемов, прекрасно переданных мастером, подчеркивается сама красота архитектуры, создается впечатление возвышенности, парения, храмы как бы устремляются в небо. Чуть позже он достигает того же эффекта в картине " Церковь в селе Уборы " (1982), изображая уникальный по красоте памятник архитектуры ХVII века на берегу Москвы-реки, в бывшем имении графов Шереметевых. Этот шедевр древнерусского зодчества был создан крепостным мастереом Яковом Бухвостовым, учившимся по приказу графа в Италии. Около десятка работ, посвященных древнерусской архитектуре, были написаны во время поездки на теплоходе на российский Север. Необычайная строгость и простота уникальных деревянных церквей в Кижах и Заонежье гармонируют с суровой природой, с колоритом белых ночей. Художник прекрасно передает сам дух русского Севера. Почти все работы были проданы за границу. Рассказывая о творчестве Бориса Валентиновича Щербакова, нельзя не подчеркнуть, что в 1980-1990-е годы он, уже стареющий и тяжело больной человек (сердце работало лишь с помощью кардиостимулятора), не только не прекращает работу, но создает новые циклы произведений и много путешествует. Огромные живописные полотна посвящены великой русской реке Волге: это " Жигули " (1978), " Течет река Волга " (1985), " Жигули. Молодецкий курган " (1978) и многие другие. С натуры он пишет небольшие пейзажи (50х70 см), а вернувшись в Москву, уже в мастерской переносит на холст, иногда что-то добавляя или убирая. Данный цикл можно с полным основанием считать эпическим. В нем воспеты широта и мощь великой русской реки, бескрайние просторы и бесконечное разнообразие русской земли. Огромное количество пейзажей написано художником в Подмосковье. Для него это не просто кусочек родной земли, а большая любовь мастера. Он объездил все наиболее живописные места, снимал по нескольку лет подряд дачи то на Николиной горе, то в Снегирях, отдыхая на берегах реки Десны или в окрестностях Рузы. Впрочем, отдыха как такового никогда не было. Художник не расставался с кистью ни на минуту, стараясь запечатлеть как можно больше, чтобы донести до людей порой привычную и не замечаемую ими красоту родной земли. Поэтическая одухотворенность пейзажей Бориса Валентиновича Щербакова, будь то развернутые панорамные пейзажи-картины или полузаброшенные уголки старых усадеб, величественные просторы волжских берегов или скалистые берега горных рек Кавказа, рождала в людях светлое чувство радости и любви к Родине. Именно за это они так благодарили художника, так восхищались его творчеством. Эта любовь была взаимной, она чувствовалась не только в каждом полотне или рисунке. Выставки, встречи со зрителями, их реакция, "обратная связь" была самым важным для художника. Это могли быть крестьяне в Ясной Поляне или американские миллионеры (братья Хаммеры), премьер-министры и сенаторы, японские домохозяйки и итальянские фабриканты, коллекционеры со всего мира и советские солдаты, послы и крупные чиновники, просто дети и русские люди - мнение каждого из них было одинаково важно для живописца. Свою главную историческую картину " Суд народный ", задуманную еще до войны (с ней, вернее, с эскизом жена спускалась в бомбоубежище в блокадном Ленинграде), он закончил лишь в 1986 году к выставке, посвященной его семидесятилетию, и с трепетом ждал реакции зрителей, будучи уже давно признанным и известным в мире художником. В ней идея народной справедливости воплощена в образе Степана Разина, вершащего суд над боярами. Идея оказалась актуальной во все времена. Картину купило Министерство культуры СССР, как всегда, за гроши. Сначала собирались передать ее Государственному Историческому музею, но он тогда реставрировался, и ее - любимое детище художника - заслали куда-то далеко в небольшой провинциальный город, где она стала главной достопримечательностью. Творчество Щербакова не нравилось некоторым его коллегам и министерским чиновникам, именно поэтому в период советской власти он не получал никаких наград, а расценки на картины были минимальными. Творческая среда не чужда зависти. Тем, кто никогда не имел народной любви, успех Щербакова был неприятен, и они пытались отомстить ему. Звание Народного художника СССР живописцу присвоили лишь в семьдесят лет, но за четверть века до этого публика признала его "народным", и классиком, и уникальным мастером, сохранившим в ХХ веке лучшие традиции русского реалистического искусства. Будучи от природы человеком скромным, спокойным, с прекрасным чувством юмора и огромным добрым сердцем, он никогда и никому не желал зла, радовался успехам коллег. Посещая по возможности почти все проходившие в Москве художественные выставки, старался даже в посредственных работах коллег найти какие-то достоинства, очень внимательно следил за творчеством молодого поколения, мог тратить часы своего драгоценного времени, объясняя становящимся на ноги будущим знаменитостям азы художественной грамоты. Так он был воспитан с детства: отдавать себя людям, работать для них, бескорыстно служить искусству и помогать ближнему, и в этом тоже отличался от многих своих современников. Помимо живописи и графики, он любил литературу, писал прекрасные стихи, вел дневники, в которых отразилась история России ХХ века, увиденная глазами потомственного русского интеллигента. С юности увлекался спортом - великолепно плавал и катался на коньках, умел готовить и украшать стол к приходу гостей. Никогда в жизни не повышал голос на женщину, тем более на жену, но всегда восхищался женской красотой. Возможно поэтому его женские портреты, в основном выполненные пастелью, так возвышенно-поэтичны. К сожалению, их было сделано очень немного, не более десяти, да и то в основном с жены, дочери, матери, любимой тещи - в молодости одной из ослепительных петербургских красавиц. В пейзажах Бориса Щербакова - вся Россия, все, что близко сердцу русского человека. За рубежом, где он тоже работал, - места, дорогие всем, будь то " Дом Данте в Риме " или " Дом Гете в Веймаре ", " Врата храма Восьми ступеней в Киото " или " Рыцарский замок Кумамото " в Японии, цветение сакуры или натюрморт " Битая дичь " по венгерским мотивам. Уважение к людям, к их традициям, к своеобразию их культуры сказывалось в каждом произведении мастера. Они же ценили его высокое мастерство как художника и ту радость, которую щедро дарят его полотна. Всего художником было написано несколько тысяч произведений. Более тысячи из них было выставлено на огромной персональной выставке в Москве в Манеже в 1991 году, где проявился не только масштаб, но и разнообразие его таланта. Огромные эпические картины-пейзажи чередовались с яркими красочными натюрмортами, портреты выдающихся современников - с монументальными или историческими полотнами, рисунки военного времени - с пейзажами Германии, Италии, Чехии, Франции, Японии, Венгрии. Выставка - "отчет перед народом", как называл ее сам Борис Щербаков, - показала, что художник был верен своим принципам, своим идеалам на протяжении всей жизни. Высокая духовность и самоотверженный труд, сочетание профессионального мастерства и нравственной чистоты, выраженные в творчестве мастера, нашли отклик в сердцах людей. Они уходили с выставки с просвещенными лицами, а затем приходили вновь. Искусство художника нельзя было назвать "модным". Его искусство о вечных ценностях: любви, добре, красоте, гармонии человеческого духа, - и поэтому будет дорого людям всегда. Последние четыре года жизни (1991-1995) Борис Валентинович Щербаков много и тяжело болел, отказывало сердце, но не расставался с кистью и продолжал активно работать. Писал в основном в мастерской - большие пейзажи по ранним этюдам, портреты, натюрморты. Мечтал устроить выставку к восьмидесятилетию, но не успел. Более двух месяцев врачи боролись за его жизнь, при нем постоянно находились жена и дочь. Он скончался 24 июля 1995 года у них на руках и был похоронен на Ваганьковском кладбище рядом со своим отцом. После смерти Бориса Валентиновича Щербакова его вдова решила подарить Москве большую часть его лучших произведений. Мемориальный музей-квартира станет местом не только хранения, но и экспозиции произведений художника. Его творческое наследие очень велико, и оно должно принадлежать всем; он прожил жизнь, работая для своей страны и для своего народа. Б.В.Щербаков, говорил: " Я очень люблю пейзаж. Люблю небо, и когда оно высокое, голубое и светлое, и когда оно в короткий зимний день низко висит над головой в мглистом своем уборе. Я люблю его и осенью — хмурое серо-свинцовыми тучами... Я люблю оживление весны и конец лета с запахом меда и яблок, и снежную тихую зиму и туманы... Словом, я люблю свою землю, свою Русь!"
Воспоминание о старых голландцах Автопортрет Зоя Щербакова 1950.
Петр первый принимает послов в кузнице Непобедимый рядовой Красные сумерки Осенний букет Апрельское солнце В горах Кавказа Тихий Дон Разнотравье донское
Над озером. А. С. Пушкин Ерик
Река Снежедь у Бежина Луга Дом, где родился Шолохов
Полдень под Таганрогом 1976 Пруд М.Савиной На Миусском лимане Спасское-Лутовиново
Ростов Великий Дом А.П.Чехова в Таганроге Дом Толстого в Ясной поляне
Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 648; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |