Природа создала человека. Она же создала удивительный его орган — глаз, который передает человеческому мозгу около 90 % всей информации о внешнем мире. Естественно возникает вопрос: закономерность пропорционирования человеческого тела по принципам симметрии и золотого сечения в видимых его частях продолжает ли сохраняться и в невидимых, например, в строении глаза, органа столь важного для художника?
Еще Леонардо да Винчи отмечал, что глаз человека объемлет красоту всего мира, что он направляет и исправляет все искусства человече- ские, он начало математики, он породил архитек- туру, перспективу и живопись.
Обширнейшей областью проявления симметрии и золотого сечения, идущих рука об руку, является архитектура. В строениях античности, готики, ре- нессанса и более позднего времени мы постоянно видим симметрию по вертикали и членения в отно- шениях золотого сечения по горизонталям. И как ни точна архитектура в пропорциях, как ни гео- метричны ее формы, всегда считалось, что окон- чательным судьей цельности, гармоничности и кра-
соты сооружения является глаз человека. Уже мастера древности знали, что в строгий геометри- ческий чертеж, геометрическую точность пропор- ций необходимо внести еле заметные коррективы, требуемые глазом. Эти коррективы наблюдаются в архитектонике колонн, антаблементов, карнизов, ступеней. В эпоху Возрождения также учитыва- лось, с какой точки зрения будет рассматриваться здание или скульптура. Итальянский живописец, архитектор и историк искусства Джорджо Вазари (1511 —1574) во введении к «Жизнеописаниям» говорит, что не следует пользоваться другим луч- шим мерилом, как суждением глаза, ибо если какая-либо вещь будет хорошо размерена, но гла- зу она покажется ошибочной, то не останется ничего, как хулить ее. Глаз должен посредством своего суждения снять или прибавить столько, чтобы придать произведению пропорциональность, изящество и совершенство. Художники Возрожде- ния хорошо понимали, что «...живопись как род изобразительного искусства покоится на законах зрительного восприятия (курсив наш.— Е. К.). Этим объясняется тот совершенно исключительный интерес к глазу, который был так характерен для эпохи Возрождения» 1.
И в последующие столетия высказывалось мно- го догадок о глазе как единственном непогрешимом судье пропорциональности и красоты. Г. Гримм пишет, что Виолле-ле-Дюк категорически отрицал укоренившееся в его время мнение, что пропорции в архитектуре являются исключительно результа- том чутья, интуиции. Он считал, что пропорции в архитектуре основаны на законах и геометриче- ских принципах, согласованных с глазом. Ле Кор- бюзье, разработавший «модулор» и осуществивший при его помощи множество прекрасных построек, не считал его универсальным и непогрешимым средством определения пропорций: иногда ему по- казывали неудачно, плохо скомпонованные проек- ты, оправдываясь тем, что «это сделано с помощью «модулора». «Если «модулор»,— отвечал он,— при- водит вас к этому безобразию, выкиньте его. Вашим единственным судьей должны быть ваши глаза. Оценивайте все собственными глазами»2.
Глаз человека не только приемник световых излучений. Глаз подготавливает информацию моз- гу, упорядочивает ее. Поэтому К. Маркс и назвал
1Котова Е. Глаз и законы красоты//Искусство.—1966.— № 12.—С. 8.
2 Ле Корбюзье. Модулор.—М., 1976.— С. 85.
его производительным органом: «Наказание, кото- рому Родольф подверг Мастака,— то же, которому подверг сам себя Ориген. Родольф оскопляет Мастака, лишает его одного производительного органа — глаза. Глаз — это светоч тела» 3.
К. Маркс отмечал, что человеческий глаз стал глазом, чувствующим красоту формы. Какой фор- мы—природной, созданной природой, или формы, созданной руками человека? Очевидно, что в пер- вую очередь должна идти речь о природных фор- мах, которые радовали глаз человека, а затем и формах предметов, созданных самим человеком. Природа, как мы уже видели, творит формы не случайно, а закономерно. В формах природы про- является симметрия, пропорциональность частей и, как высшее проявление организованности роста,— золотое сечение.
Надо полагать, что глаз человека построен природой также не случайно, а в том же порядке, который свойствен всей творящей материи. И при- способлен он к восприятию того вокруг себя, что создано той же природой и по тем же законам.
Глаз устроен так, что человек может сосредо- точить внимание на чем-то, что особенно заинтере- совало его в этот момент. Интерес может быть продиктован жизненной необходимостью, а может быть вызван и красотой формы.
В центре глазного дна есть небольшое углуб- ление—центральная ямка. Это место наилучшего видения. Главный луч зрения всегда направлен по оси: центральная ямка — центр хрусталика — рас- сматриваемый предмет. Вокруг центральной ямки расположилось желтое пятно. Это место дневного зрения и наилучшего цветового восприятия. Чем дальше от желтого пятна, тем меньше колбочек содержит сетчатка и все больше палочек. Палочки приспособлены для сумеречного зрения и для во- сприятия формы. На некотором расстоянии от желтого пятна находится так называемое слепое пятно. Здесь нет ни колбочек, ни палочек, этим местом глаз не видит. Это сосок зрительного нерва.
Зачем слепое пятно? Разве нельзя было все волокна зрительного нерва, идущие к колбочкам и палочкам, собрать где-то в глубине глаза, а не на поверхности сетчатки? И почему слепое пятно природа разместила именно здесь, а не где-нибудь дальше, ведь места в глазном яблоке еще много?!
3Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство // Маркс К., Энгельс Ф.— Соч.— 2-е изд.—Т. 2-—С. 196,
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление