Работа над эскизом картины — это всегда «езда в незнаемое». Она почти всегда приводит худож- ника к мысли о том, существуют ли какие-то все- общие закономерности композиционного построе- ния и если существуют, то чем они обусловлены. Почему в одном случае картина получилась, а в другом не получилась.
И. Е. Репин, будучи уже знаменитым художни- ком, вспоминал, что в молодости законы компози- ции не давали ему покоя. В Академии художеств учили сочинять барельефы, расставлять фигуры по планам и прочее. И только на Волге, в кустарни- ках на Лысой горе, он впервые уразумел законы композиции: рельеф и перспективу, пространство
первого плана и фон. Натура учила композиции.
И. Н. Крамской знал, что они, «эти проклятые законы», существуют помимо личного вкуса и тем- перамента художника. Нужно их понять и им под- чиняться. Известно его письмо к художнику Ф. А. Васильеву, в котором он указывает на необ- ходимость построения картины в соответствии с законами зрения, потому что нельзя при взгляде вдаль видеть землю под ногами, а при взгляде вниз — небо над головой.
Народный художник СССР Б. В. Иогансон был убежден, что законы композиции имеются, но вскрыть их, найти общие правила чрезвычайно трудно. В 1950 г. в статье «К вопросу о компози- ции» он писал: «Вопрос о композиции является труднейшим, узловым вопросом изобразительного искусства... Можно ли учить композиции, сущест- вуют ли для композиции законы такие же, как и для рисунка?... Я думаю, учить можно. Обязатель- но должны существовать и существуют закономер- ности в композиции....Вопрос о композиции дол- жен быть хорошо теоретически обоснован. Поэто- му, мое мнение,— кафедру композиции в художест- венных институтах организовывать рано... Сейчас пока нужно учить студента композиции на разборе шедевров русского и мирового искусства. Другого выхода, по-моему, нет» '.
В 1980 г. вышла книга Н. Ростовцева «Методи- ка преподавания изобразительного искусства в школе», в которой автор отмечает, что старая Ака- демия художеств «обучала своих воспитанников правилам и законам композиции и сегодня худож- ники-педагоги, уважающие традиции реалистиче- ского искусства, стараются их восстановить»2. Далее Н. Ростовцев приводит интересные данные, которые красноречиво говорят о теоретической пу- танице в вопросах композиции: академик М. Ма- низер указывает десять правил композиции,
A. Лаптев — пять правил, А. Дейнека — девять (седьмое правило — золотое сечение), академик
B. Н. Яковлев — двенадцать общих законов компо- зиции и сорок (!) частных правил композиционно- го решения тематической картины. Сам Н Ростов- цев рассматривает восемь законов, в число которых попадают асимметрия, равновесие, статика, дина- мика и др.
1Иогансон Б. В. За мастерство в живописи.— М., 1952.—
C. 87—89.
2Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразитель- ного искусства в школе.—М., 1980.—С. 172.
Н. Ростовцев не говорит о том, что «старая академия» четко разграничивала понятия сочине- ния картины и ее композицию. Смысловая сторона картины сочинялась и излагалась в программном задании, бралась из мифа или библии, из оте- чественной истории, подсказывалась действитель- ной жизнью, а композиция строилась. Законы по- строения формы картины для данного содержания, легко и свободно воспринимаемой глазом, явля- ются законами композиции.
Издательство «Просвещение» в 1986 г. выпусти- ло очень нужный учебник «Композиция» автора Е. В. Шорохова для студентов художественно-гра- фических факультетов педагогических институтов.
Е. В. Шорохов делит законы композиции на основные (общие, объективные) и частные. К основным отнесены законы: целостности, кон- трастов, новизны, и подчиненности всех средств композиции идейному замыслу. К частным зако- нам отнесены законы жизненности и воздействия «рамы» на композицию изображения на плоскости. Заметим, что в первом издании учебного пособия Е. В. Шорохова «Основы композиции» (М., 1979) в основных законах фигурировал закон типизации (жизненности), но отсутствовал закон новизны. Закон целостности назывался законом цельности, что не одно и то же. Такие законы формообразо- вания, как симметрия и ритм, в первом и втором изданиях отнесены к правилам композиции. Такое перетасовывание законов композиции, как карт в колоде, стало возможным потому, что допускалось смешение понятий «законы искусства», «законы картины» и «законы формы (композиции)». Одно подменялось другим. Свободно толкуется понятие закона и правила.
Найти законы композиции и построить научную теорию можно только тогда, когда законы компо- зиции мы не будем конструировать на основе умозаключений, а будем исходить из реально суще- ствующих объективных законов формообразования в природе и искусстве.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление