Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Объективирование световых впечатлений




Б

Рис. 28.

Геометрическая схема глазного дна (а) в рисунок Мариотта
для нахождения слепого пятна глаза (б)

Но, как известно, природа ничего не делает без
необходимости.

В соответствии со своим строением глаз не
просто передает в мозг световые сигналы, посту-
пившие в него извне, не зеркально отражает все
то, что находится перед ним, а готовит информа-
цию для мозга в определенном порядке и соподчи-
ненности. Центральная ямка и желтое пятно дают
самое четкое изображение и наилучшее цветовос-
приятие. Периферическая часть поля ясного зре-
ния дает менее четкое восприятие и тем самым
обеспечивает главенствующую роль центра. Слепое
пятно не участвует в зрительном восприятии сов-
сем. За слепым пятном идет еще более дальняя
периферия, которая обеспечивает только общее
восприятие, являясь как бы фоном для поля ясного
зрения, но она очень чувствительна к световым
сигналам от движущихся предметов, что биологи-
чески имеет смысл и очень важно в борьбе за
существование (сохранение жизни индивида).

А что же делает самая дальняя периферия
глазного яблока, куда не попадают световые лучи?


Там создается ноль-цвет и служит он базой для
сравнения всех цветовых ощущений, которые дает
сетчатка.

Как видим, глаз устроен разумно. Но самое
интересное и удивительное начнется тогда, когда
мы нарисуем геометрическую схему глазного дна
(рнс. 28, а). Желтое пятно имеет слегка вытянутую
форму по горизонтали и соответствует углам 6°
и 8°. На расстоянии 12° от центральной ямки начи-
нается слепое пятно, которое соответствует углу 6°.
До наружного края слепого пятна от середины
центральной ямки 18°. Если таким радиусом опи-
сать круг, получим основание зрительного конуса,
соответствующее 36°. Это поле ясного зрения.

Безусловно, глазное дно не расчерчено цирку-
лем. Это живая ткань и границы названных эле-
ментов глазного дна размыты, нечетки, но они
есть. Таким образом, можно заключить, что на-
ружная граница слепого пятна является границей
поля ясного зрения. Слепое пятно является как бы
сигналом: здесь вижу плохо, переведи взгляд, хочу
рассмотреть. Слепое пятно глаза открыто фран-
цузским физиком Эдмом Мариоттом в 1668 г. Он
использовал свое открытие для оригинальной за-
бавы придворных короля Людовика XIV. Мариотт
помещал двух зрителей на расстоянии двух метров
друг напротив друга и просил их рассматривать
одним глазом некоторую точку сбоку, тогда каж-
дому казалось, что у его визави нет головы. Голова
попадала в сектор слепого пятна смотрящего глаза.
Известен рисунок Мариотта для нахождения сле-
пого пятна (рис. 28, б). Если смотреть на крестик
правым глазом (левый должен быть закрыт), при-
ближая или отдаляя рисунок от глаза, наступает
момент, когда черный кружок не виден.

Пропорциональные величины в пределах поля
ясного зрения между элементами глазного дна со-
ставляют величины золотого сечения
(рис. 29, а).
Но и поле ясного зрения в общем поле зрения
ABCD занимает не случайное положение. Рис. 29, б
показывает, что и тут все величины соотносятся
как величины золотого сечения. Кроме того, в ве-
личинах и расположении элементов глазного дна
в пределах поля ясного зрения и в пределах обще-
го поля зрения сохраняется содружество симмет-
рии и золотого сечения. Слепое пятно правого гла-
за зеркально отражается в слепом пятне левого
глаза. Природа и здесь осталась верна себе.
Отсюда следует вывод, что глаз готовит мозгу
информацию не только в определенной соподчинен-


 


 



Рис. 29.

Золотые пропорции общего поля зрения (а) и поля ясного

зрения (б):

АBCD — поле зрения; abсd — поле ясного зрения

ности по четкости и ясности восприятия, но и в
пропорциях и ритмах золотого сечения. Именно
такие пропорции и ритмы и нужны мозгу, так как
сам он активно работает именно в ритмах золотого
сечения. Об этом свидетельствуют исследования,
проведенные в лаборатории бионики МЭИ.

Научный руководитель лаборатории проф. Со-
колов А. пишет: «Человек поднялся над животным
миром благодаря осмысленному труду, умственной
работе. При этом состоянии мозга доминирует
бета-волна, которую поэтому нужно считать глав-


ной составной частью единой системы всех элект
рических волн мозга. Средняя геометрическая час
тота для нее составляет 22,13 Гц, а две полось
равны 8,13 Гц и 12,87 Гц. Общий же диапазон
то есть разность крайних частот, составляет 21 Гц

И отношения этих величин друг к другу при
водят нас к удивительному результату — золотом)
сечению...»1. 8, 13, 21—знакомые нам числа ряда
Фибоначчи! И далее: «...Волна бета занимает осо-
бое место в системе волн мозга. Ей соответствует
наиболее «краткий» алгоритм активности. И по-
этому она чаще всего связана с успешной деятель-
ностью, с приятным чувством, даже с радостью
И в этом секрет золотого сечения» 2.

Если мозг в состоянии активности работает на
бета-волне, т. е. в ритме золотого сечения, а глаз
есть часть мозга, вынесенная на периферию, тс
нет ничего удивительного в том, что сетчатка глаза
(глазное дно, его элементы) пронизана пропорция-
ми золотого сечения. Информация о внешнем мире,
идущая в мозг через глаз, как нельзя лучше
подготовлена для него.

Итак, глаз человека — это совершеннейшее
творение природы по принципу золотой пропорции.
В нем записана гармония всего мира. Глаз — мол-
чаливый посредник между материей творящей в
материей мыслящей. Мозг, глаз и сердце объеди-
нены одной общей системной закономерностью —
пропорцией золотого сечения. Синхронная их рабо-
та при восприятии и переживании прекрасного и
дает человеку ощущение гармонии, эстетического
переживания.

Искусствоведение и художественная педагогика
делают большую ошибку, недооценивая роль есте-
ственнонаучных знаний. Сложилось убеждение,
что в учении о работе глаза, зрительном восприя-
тии все хорошо известно, поэтому ни искусствове-
ду, ни художнику-педагогу, здесь делать нечего.
Неудивительно поэтому, что вне поля зрения
художников и искусствоведов осталось разъяснение
И. М. Сеченова об объективировании световых
впечатлений. В «Физиологических очерках» он пи-
сал: «В чувстве боли, голода, жажды, усталости,

1 Соколов А. Тайны золотого сечения//Техника — моло-
дежи— 1978.—№ 5.— С. 41—42.

2 Там же. — С. 42.



Рис. 30.

Объективирование световых впечатлении:

а — рассматривание предмета через лупу; б — совпадение внешнего
предмета и вынесенного образа

в ощущении вкуса, запаха и слуха мы не чувствуем
внешней причины вызвавшей ощущение,— оно
чувствуется нами исключительно, как перемена в
состоянии нашего тела. В осязательных же и зри-
тельных впечатлениях от внешних предметов мы,
наоборот, чувствуем не себя, не перемену в состоя-
I нии нашего тела, а предмет, вызвавший впечатле-
ние. То, что я вижу, стоит вне меня и называется
внешним предметом. А между тем легко убедиться,
что я вижу собственно не внешний предмет, а вы-
несенный наружу
образ его, нарисовавшийся на
сетчатке....В случаях ясного видения предметов
мы видим собственно образ их на сетчатке и выно-
сим их наружу в то самое место, где лежит внеш-


ний предмет. Это и называется объективированием
световых впечатлений» '.

Мы выносим наружу образ предмета, нарисо-
ванного светом на сетчатке. В этом легко убедить-
ся, посмотрев на какой-либо предмет в лупу
(рис. 30, а). Предмет остается на месте. Лупа же
увеличивает угол поступления лучей в глаз, и об-
раз на сетчатке рисуется большим. Затем этот
образ выносится наружу, и мы видим предмет
большим, чем он есть. Если посмотреть в театраль-
ный бинокль, будет то же самое. Если поставить
бинокль перед глазами наоборот, предмет будет
виден меньшим и далеко. Этим приемом пользу-
ются некоторые художники, чтобы смотреть на
картину, если в мастерской нет условий для отхода
на нужное расстояние.

Далее И. М. Сеченов объясняет, что вынесение
наружу образа, нарисовавшегося на сетчатке, про-
исходит по тем самым линиям, по которым строит-
ся изображение предмета в глазу. Вследствие этого
вынесенный образ всегда совпадает с внешним
предметом, так как глаз к нему приспособлен, на
него направлены оси зрения обоих глаз (рис. 30,
б). Все другие предметы, лежащие дальше или
ближе рассматриваемого, правее или левее, ви-
дятся менее четко, потому что их изображения на
сетчатке выносятся каждым глазом в иное место.
И. М. Сеченов приводит для примера рисунок, ко-
торый иллюстрирует это положение. Рассматривая
картинки в стереоскопе, мы не видим сами картин-
ки, а видим их образы, нарисовавшиеся па сетчат-
ках и вынесенные наружу. Мы видим предмет,
изображенный на картинках, впереди себя, перед
стереоскопом. На рис. 31 показано, почему мы ви-
дим ухо нечетко, когда смотрим на нос.

Большинство картин выдающихся художников
построены так, что главный предмет (объект) сдви-
нут с середины холста вправо или влево и нахо-
дится на линии золотого сечения прямоугольника
картины. Такой сдвиг зрительного (смыслового)
центра с геометрической середины холста обуслов-
лен особенностями зрительного восприятия. Эта
особенность, в свою очередь, связана со зритель-
ными путями мозга (рис. 32). Образ предмета, на
который направлен взор в данный момент, рисует-
ся светом на желтом пятне (если предмет неболь-

1 Сеченов И. М. Физиологические очерки.— М.; Петроград,
1923.—Ч. 2.—С. 242—243.





Рис. 31. Четкое и нечеткое видении предметов

шой). Информация о полученном раздражении
передается по зрительным нервам в зрительный
центр мозга и в правое, и в левое полушарие.
Информация с внутренней части сетчатки пра-
вого глаза поступает только в левое полушарие,
а из наружной части сетчатки — только в правое.
Таким же образом идут зрительные пути от левого
глаза. В итоге поле желтого пятна представлено и
в правом, и в левом полушарии. Правая часть поля
зрения представлена только в левом полушарии,
а левая — только в правом. На схеме видно, что
участок слепого пятна, который ие видит правый
глаз, видит левый периферией своего поля ясного
зрения, а участок слепого пятна, который не видит
левый глаз, видит правый периферией своего поля
ясного зрения. В результате этого в повседневной
жизни при смотрении двумя глазами мы не заме-
чаем пустот в поле зрения.

Так как поле слепого пятна представлено толь-
ко в одном полушарии и довольно нечетко — па
периферии поля ясного зрения — оно и является
сигналом для мозга о нечеткости восприятия и о
необходимости перевода взгляда в этот сектор для
получения более полной зрительной информации.
С перемещением главного луча зрения, естествен-
но, переместилась и воображаемая картинная плос-
кость.

Когда мы рассматриваем что-то в натуре, глаз,
фиксируя главное, всегда отдает предпочтение пра-
вой или левой части поля ясного зрения в зависи-
мости от значимости видимого. Если значение ви-
димого в обеих половинах поля ясного зрения оди-
наково, итог выбора зависит от ведущего глаза.
Но когда художник организует изображение на
плоскости холста, ему самому необходимо решить:
какой части поля ясного зрения отдать предпочте-
ние— правой или левой. Чтобы это предпочтение
получилось верным, некоторую часть поля ясного
зрения справа или слева необходимо отсечь. Этой
частью поля является участок слепого пятна, так
как он плохо видим. Достаточно отсечь этот уча-
сток на величину слепого пятна, т. е. на 6°, или,
что то же самое, на 1/6 часть поля ясного зрения,
и тогда глаз легко воспринимает центр и осталь-
ное поле (рис. 33, б). В рисунке «Ваза: два про-
филя» (рис. 33, в) мозг человека выдвигает две
гипотезы: мы видим то вазу, то два профиля.
В рисунке «Корыто» (рис. 33, г) мы видим корыто
то дном вверх, то дном вниз. В рисунке «Елка»
(рис. 33, а) мозг не может решить, какой части


Рис. 32.

Зрительные пути мозга



Рис. 33.

Геометрический центр картины и линия золотого сечения:

а—главный предмет в геометрическом центре картины; б — главный

предмет на лннии золотого сечения; в — рисунок «Ваза: два профиля»;

г — рисунок «Корыто»

поля, левой или правой, отдать предпочтение. От-
сечением поля на 1/6 часть мы помогаем мозгу ре-
шить эту задачу и выводим главный предмет на
линию золотого сечения (рис. 33, б). В результате
такой операции центр поля ясного зрения, где
всегда находится рассматриваемый предмет, ушел
из геометрического центра холста и вышел на зо-
лотое сечение. Поэтому правильнее говорить не о
смещении центра внимания с геометрического цен-
тра картины, а об отсечении 1/6 части воображае-
мой картины.

Далее речь пойдет не об общетеоретических во-
просах сочинения картины, а о том, как художнику
распорядиться поверхностью холста, как организо-
вать изображение для наилучшего восприятия зри-
телем, чтобы картина легко читалась. Другими
словами назовем это практической композицией.
Мы имеем в виду то, о чем говорил еще Гёте, что
необходимо изучить законы, по которым мы видим,
научиться превращать предмет в картину, т. е. пре-
творять видимое в заполнение плоскости в картине.


Выше уже говорилось о том, что художники-мыс-
лители догадывались о существовании законов
композиции, непосредственно вытекающих из зако-
нов зрения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 463; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.