КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные этапы развития ЭТЭко-кая наука - одна из древнейшихи она прошла через ряд этапов. Наиболее ранние упоминания об экономических знаниях мы находим в Библии. Более обширные данные об эко-их знаниях мы находим в археологических и исторических материалах. Так, в законах царя Хаммурапи (XVIH в. до н.э.) определялись: отношения между рабом и рабовладельцем; аренда земли; арендная плата; порядок денежного обращения и оплаты труда. К этому периоду следует отнести и развитие эко-их знаний в Индии и Китае. К примеру, в законах Ману приводятся правила регламентации отношений собственности. Развитие ЭТ в античном мире представлено работами Ксенофонта, Платона, Аристотеля (1V-III вв. до н. э.) и др. Ксенофонт дал старт научной экономике. В его трудах имеется уже отраслевая структура экономики. Он первый обосновал положение о том, что эко-кие знания -это научная дисциплина. Платон главное внимание уделяет труду, его специализации, видам трудовой деятельности. Аристотель - первый в своих работах «Политика» и «Этика» говорит об эко-кой науке вообще, т. е. как о всеобщей ЭТ, выявляет общие закономерности ее развития. Он дает правила организации идеального рабовладельческого хозяйства, отстаивая натуральную его форму, дает рекомендации императору, как вести разумную эко-кую политику. В средние века ЭТ развивалась так же, как гос-нная эко-кая политика. Однако вплоть до XVI-XVII вв. ЭТ развивалась как процесс накопления различных знаний о хозяйстве, торговле, эко-кой политике и т. д. Первое системное изложение ЭТ связано с возникновением школы меркантилизма. Ее представителями явл. Т. Мен, Ж. Кольбер, А. Монкретьен, который в 1615 г. выпустил книгу «Трактат политической экономии», т. е. эко-кая наука получила свое название - «полит. экономия». В России представителями меркантилизма-О. Нащекин, И. Посошков. Это период Великих географических открытий, бурного развития торговли. → Источник богатства - торговля, а материальный его носитель - золото. Различают ранний и поздний меркантилизм. В основе раннего меркантилизма лежит идея денежного баланса, т. е. богатство казны определялось законами, налогами, сборами. Поздний меркантилизм, в основе которого лежит торговый баланс, т. е. богатство казны обусловливалось вывозом товаров, развитием посредничества, ограничением ввоза сырья и предметов роскоши в страну. Меркантилисты разработали идею протекционизма, суть которой сводилась к тому, что необходимы всемирная поддержка своих купцов на внешних рынках и ограничения по отношению к иностранным купцам на внутреннем рынке. В XVIII в. возникла классическая школа физиократов (Ф. Ке-нэ, Тюрго, Мирабо). Их заслуга в том, что они эко-кий анализ перенесли из сферы обмена, торговли в сферу производства. Истинные ценности дает не торговля, а производство. Производство они ограничивали сельским хоз-вом. Яркими представителями классической политэкономии были А. Смит и Д. Рикардо. Они практически разработали саму эко-кую теорию, определив систему категорий, законов, закономерностей. Сам предмет ЭТ они расширили, считая, что нужно изучать как развитие эко-ких отношений, так и производительных сил. Смит и Рикардо выдвинули ряд новых идей и теорий, из которых наиболее значимой явл. проблема мотивов и стимулов хозяйственной дея-ти человека, положение о свободной и конкурентной экономике. Следует отметить, что в XIX в. начала формироваться школа утопического социализма (Оуэн, Фурье, Сен-Симон), а затем и марксистская школа (Маркс, Энгельс, Ленин, Каутский, Плеханов). Первые наивно считали, что путем реформ в тех условиях можно организовать справедливое, процветающее общество. Их учение утопично, потому что: 1) уровень развития производительных сил был недостаточным для создания общества, где всем было бы обеспечено благополучие; 2) не учитывались закономерности развития общества, которое стояло перед чистым капитализмом и законы которого противоречили идее создания такого общества. Идеи марксизма изложены наиболее полно в «Капитале» К. Маркса. Основные выводы по марксистской школе: 1. Несомненная заслуга в развитии ЭТ. 2. Маркс дал глубокий анализ закономерностей развития капитализма, открыл и обосновал целый ряд эко-ких законов. 3. Маркс разработал методологию научного анализа, которую используют и поныне современные экономисты. 4. Разработан ряд положений о социализме и коммунизме. 5. Эко-кий анализ этой школы был заранее идеологизирован, политизирован. Выводы были направлены не в сторону совершенствования механизма хозяйствования, а в сторону политическую - совершение социальной революции и становление диктатуры пролетариата. Позднейшие искажения этих положений привели марксистскую теорию в тупик. К XIX в. относится школа маржинализма. Здесь можно назвать представителей австрийской школы, таких, как К. Менгер, Ф. Визер, Э. Бём-Баверк. Выводы по этой школе: 1. Экономику они представляли как систему хозяйственных субъектов, оценки которых представляют такие категории, как стоимость, цена. 2. Все эко-кие процессы объясняются исходя из предельных показателей: предельные издержки; предельный доход; предельная полезность; предельный продукт. Борьба между классической, марксистской и маржиналистекой школами вызвала целый ряд неразрешимых проблем, что потребовало новой, объединяющей теории. В XIX в. появилась теория неоклассицизма. Основателем ее был А. Маршалл. Он отказался от подхода к эко-им процессам с точки зрения причинно-следственных связей, но разработал функциональный подход, а также положение об эластичности спроса и предложения, исследовал зависимости между спросом, предложением, ценой; установил закон рыночного равновесия (крест Маршалла); считал, что экономика может обойтись без гос-ого вмешательства и может регулироваться самим рыночным механизмом, Всемирный кризис 1929-1933 гг. показал, что рыночный механизм не может решить важнейшие эко-кие проблемы. Поэтому в первой половине XX в. возникло кейнсианство, основоположником которого стал английский экономист Дж.М. Кейнс. Он объяснил причину кризисов как психологический закон недопотребления и инвестиций, обосновал необходимость гос-ого вмешательства в экономику, разработал теорию эффективного спроса, центральное место в которой занимают зависимости между инвестициями, доходами, процентом. Ему принадлежит идея о мультипликаторе. Но кризисы 70-х годов показали, что и эта теория не может оградить экономику от проблем.Возникло неоконсервативное направление в развитии экономической теории. Оно представлено тремя школами: монетаризм (М. Фридмен), теория экономики предложения (А. Лаффер), теория рациональных ожиданий (Д. Мут, Т. Лукас). В современных условиях получила распространение теория институционализма, представителями которой явл.Т. Веблен, Дж. Комонс, У. Митчелл, Дж. Гэлбрейт и др. Ее основные положения: 1. Сегодня на 1 место выходят не производство и обращение, а организация и управление. 2. Лицо экономики определяют социальные институты – гос-во, корпорации, профсоюзы. 3. Определяющая роль в обществе принадлежит технократам, техноструктуре. 4. Гэлбрейт является одним из авторов (Сорокин, Тинберген, Фишер) теории конвергенции, т. е. слияния, сращивания различных экономических систем в процессе развития. Таким образом, ЭТ прошла длительный путь развития.
Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 490; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |