КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методология ЭТ. Метод формальной логики
В развитии методологии эко-ого анализа выделяют условно 3 этапа. На каждом из них преимущественно использовался определенный метод познания со свойственными ему приемами и способами анализа эко-кой действительности. Методология - это наука о методах эко-ого анализа (о системе принципов, приемов и способов изучения эко-кой действительности). На различных этапах развития ЭТ использовались различные методы исследования. 1-ым методом, который использовался в эко-ком познании, был метод формальной логики. Формальная логика - это изучение мысли с т.з. ее структуры и формы. Основными категориями формальной логики являются: а) понятие - это фиксация мысли о предмете; б) суждение - это положение, мысль, в которой что-либо утверждается или отрицается; в) умозаключение - это мышление, посредством которого из некоторых исходных данных выводится конечное знание (положение) Метод формальной логики реализуется через систему определенных приемов познания. 1. Анализ - прием познания, на основе которого целое разлагается на его составные части с целью их анализа. 2. Синтез - соединение изученных частей в целое, чтобы составить о нем общее знание. 3. Индукция - прием познания, который следует от частного к общему, т. е. на основе изучения конкретных условий делается общий вывод о состоянии экономики. 4. Дедукция - прием познания, который следует от общего к частному. 5. Сравнение - прием, при помощи которого определяют сходство или различие каких-либо процессов или явлений. 6. Аналогия - прием познания, при котором свойства, черты и признаки известного явления переносят на неизвестный процесс. 7. Проблема - четко сформулированный вопрос или комплекс вопросов, которые возникли в ходе познания экономической действительности. 8. Гипотеза - выдвижение научного предположения о возможных причинах или связях эко-ких процессов или явлений. 9. Доказательство Основными законами формальной логики являются: - закон тождества; - закон противоречия; - закон исключения третьего (т.е. из двух положений одно истинно, третьего не дано); - закон достаточного основания (т.е. истинная мысль должна обосновываться другими мыслями, истинность которых была доказана ранее). Первые 3 закона были сформулированы Аристотелем, а четвертый - Лейбницем в XVIIв. Формальная логика формирует механизм доказательств процесса познания. Формальная логика более применима к систематизации уже имеющихся знаний, чем к поиску новых. Формальная логика не сразу стала методом эко-ого познания. В древнем и античном мирах использовался метод описания. Рекомендации опирались на основы уже имеющегося примера. Применение метода формальной логики началось в средние века, когда устанавливались положения и формулировались доказательства через законы формальной логики. Однако здесь использовался метод дедукции, т.е. от общего к частному. 5). Метод исторического и диалектического материализма: сущность, структура, содержание. Качественно новый этап в развитии ЭТ наступил с использованием методологических принципов материалистической диалектики. Сущность: - впервые эко-ая дея-ть людей рассматривается как система; - эта система рассматривается через систему категорий, законов, закономерностей; - эко-ая система рассматривается как постоянно развивающаяся, от низших форм к высшим; -в основе развития эко-их систем лежат постоянно возникающие и разрешающиеся противоречия. Ведущий метод в системе материалистической диалектики -метод научной абстракции. Он состоит из двух процессов: 1) восхождение от абстрактного к конкретному; 2) восхождение от конкретного к абстрактному. При этом нет жесткой последовательности. Метод научной абстракции предполагает три ступени анализа: а) прежде всего, выделяются наиболее общие черты, признаки и свойства данного явления и процесса в целом, т.е. сначала формируется общее, абстрактное представление об изучаемом явлении, процессе. б) затем переходим к конкретному, т.е. анализируем это абстрактное уже в реальной конкретной действительности (каковы его черты, признаки, свойства в реальных условиях); изучение конкретных свойств и признаков позволяет нам выяснить суть данного эко-ого процесса; в) мы на основе конкретного изучения возвращаемся к абстрактному, но теперь уже знаем его содержание именно на современном этапе его развития, т.е. это уже не общее, поверхностное, а конкретное, полное знание данного процесса или явления в целом. Теперь мы можем делать выводы о явлении, формулировать концепции и рекомендации. Говоря о методе научной абстракции, необходимо иметь в виду два обстоятельства. 1. Восхождение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному - это непрерывный диалектический процесс, позволяющий и предполагающий выяснение нескольких уровней зрелости абстрактного и конкретного. Причем движение от абстрактного общего к абстрактному зрелому осуществляется через конкретное и наоборот. 2. Метод научной абстракции необходимо использовать полно, т.е. его нельзя раскрывать, ограничиваясь лишь определенным этапом. Следующим методом в системе материалистической диалектики явл. единство количественного и качественного анализа. Суть - переход от одних явлений к другим не происходит вдруг. Этому предшествует исторический процесс количественных изменений в данных производственных отношениях. Анализ этих количественных изменений позволяет судить о закономерностях развития данного способа производства, составить систему признаков, черт и свойств данного способа производства, определить его суть. При изучении количественных изменений широко применяются математические методы: таблицы, графики, диаграммы. На определенной ступени развития количественные изменения приводят к качественным, появляются новые отношения. Изучение этого процесса, т.е. перехода в новое качество и само новое качество, позволяет судить о закономерностях смены одной системы развития другой, о недостатках и противоречиях старой системы и преимуществах новой. Причем надо помнить, что изучение количественных изменений и качественных процессов осуществляется во взаимозависимости, взаимосвязи. Без анализа количественных изменений нельзя понять качественные и наоборот - без знания нового качества нельзя судить и понять количественные изменения, которые будут происходить в этом новом. в системе материалистической диалектики выделяют метод единства логического и исторического. Логический подход означает, что в ходе анализа необходимо выделять не всю массу фактов, событий и процессов, а основные причинно-следственные связи и закономерности, которые вскрывают сущность данных производственных отношений, закономерности их развития. Исторический подход предполагает, что исследуемые закономерности рассматриваются в исторической последовательности, в соответствии с поступательным развитием человеческого общества. На современном этапе ЭТ в связи с развитием НТР, а также системы новых наук, особенно математического цикла, широко используются методы эко-ого моделирования. Эко-кая модель - это формализованное описание эко-ого процесса, структура которого определяется как объективными свойствами, так и субъективным целевым характером исследования. Возникновение моделей связано с потерей или недостатком части информации по данной проблеме. Известные величины, вводимые в модель, называются экзогенными, а величины, которые мы получаем в рамках модели, - эндогенными. С одной стороны, они воспроизводят модель реального мира в определенных условиях, а с другой - служат средством его преобразования в соответствии с ранее поставленными целями. Простейшее моделирование - это моделирование в 2-мерном пространстве — при помощи графиков. Здесь два условия — аргумент (независимая переменная величина, от изменения которой зависит изменение другой величины, которая называется функцией) и функция (зависимая переменная величина, которая изменяется в зависимости от изменения аргумента). Простейшие линейные зависимости между аргументом и функцией можно изобразить графически. 1. Если с увеличением аргумента значение функции растет, то наклон графика называют положительным. 2.Если с изменением аргумента значение функции не меняется, то она имеет нулевой наклон. 3. Если с увеличением аргумента значение функции уменьшается, то наклон графика отрицательный. 4. Если одному и тому же значению аргумента соответствует бесконечное значение функций, то наклон функции равен бесконечности. Это линейные зависимости. Однако в жизни эти зависимости имеют более сложный характер и на графике изображаются кривыми. Для того чтобы определить наклон функции в данной точке, необходимо провести к ней касательную (рис. 7а, б). У
Рис. 7 Далее. Наклон функции может меняться, переходя с положительного в отрицательный и наоборот (рис. 8а, б).
Рис. 8 Таким образом, мир эко-ких моделей многообразен. Наконец, одним из методов эко-ого познания является эко-кий эксперимент - это искусственное воспроизведение эко-ого явления с целью его изучения в реальных условиях и для практического применения. ЭТ только тогда имеет реальную ценность, если она проверена и подтверждена практикой. Эксперименты могут проводиться на микро- и макроуровне. Так, на микроуровне это, например, эксперименты Р. Оуэна, Тейлора, Форда, Мена; на макроуровне - народнохозяйственное планирование в СССР, новый курс Рузвельта, шоковая терапия Бальцеровича и т. д. Таким образом, мы изучили в общем плане динамику развития и использования методов эко-ого познания. В заключение следует сказать, что при использовании любого метода, приема, модели необходимо соблюдать общие принципы исследования. Во-первых, это правило «Прочих равных условий», т. е. на явление воздействуют многие факторы. Для того чтобы определять влияние данного фактора, нужно принять условие, что другие факторы явл.неизменными. Во-вторых, нельзя допускать ошибок типа «вследствие того», т. е. различные факторы, воздействующие на данное явление, могут приводить к одному и тому же результату, но нельзя делать вывод, что этот результат получен вследствие действия одного какого-то фактора, не проверив воздействие остальных. В-третьих, нужно избегать «ошибок композиций вывода», т. е. то, что характерно для части явлений, процесса, автоматически распространять на целое.
Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1099; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |