Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Задачи и функции ЭТ




Категория «цель» - явление общественное. Она представляет собой осознанные потребности общества. Именно осознанные по­требности явл. основой дея-ти людей.

Что касается цели общественного производства, то таковой явл. осознанная потребность производства материальных и ду­ховных благ, необходимых для существования людей.

Данная цель предполагает эко-кую дея-ть.

Выделяют две группы целей:

а) актуальные - это цели, средства реализации которых име­ются в наличии и реализуются на данном этапе развития общественного производства;

б) п отенциальные - это цели, средства реализации которых в настоящее время отсутствуют, но которые вполне определены тенденциями, закономерностью развития производительных сил.

Однако в конкретно-исторических условиях общая цель реа­лизуется через конкретные формы. Сегодня конкретными целями являются:

1. Обеспечение эко-ого роста, т.е. больше и лучше производить различных товаров и услуг, повышать уровень жизни людей.

2. Полная занятость, т е. подходящее по способностям и же­ланию занятие должен иметь каждый.

3. Эко-кая эффективность. Нужно добиваться роста не любой ценой, а при минимуме издержек используемых ограничен­ных ресурсов.

4. Стабильный уровень цен, т.е. нужно избегать значительно­го повышения или снижения цен, т. е. инфляции и дефляции.

5. Эко-кая свобода, т.е. управляющие предприятиями, рабочие, потребители должны обладать свободой в своей экономи­ческой деятельности.

6. Справедливое распределение доходов, т.е. ни одна группа не должна пребывать в нищете, когда другие купаются в роскоши.

7. Эко-кая обеспеченность, т.е. необходимо обеспе­чить нормальное существование хронически больных,, нетрудоспо­собных, недееспособных, престарелых и др. иждивенцев.

8. Торговый баланс, т.е. нужно стремиться к поддержанию разумного баланса международной торговли и финансовых сделок.

9. Нужно сохранить для людей среду обитания.

Осуществление этих целей не так просто. Дело в том, что в ходе их реализации одна вступает в противоречие с другой (напри­мер, эко-кий рост и справедливое распределение доходов). Нужно всегда находить оптимальный вариант.

Средства реализации эко-ких целей общества совер­шенствовались в процессе его развития.

Если на раннем этапе, в период присваивающего хо­зяйства, таким средством выступала сама природа, т. е. продукты природы, окружающие человека, то в период воспроизводящего - уже эко-кая дея-ть людей, заключающаяся в преобразовании природы в соответствии с потребностями людей.

Если в начале эко-кой дея-ти главным средст­вом реализации цели были физические и умственные способности человека, то постепенно решающая роль переносится на средства производства.

В современных условиях это механические и автоматические системы машин, информация, информационные системы.

Таким образом, средства реализации цели общества все более обособляются, овеществляются.

Именно поэтому для него характерны две черты:

а) изнашиваемость (физическая и моральная), в результате че­го средства производства теряют свое качество средства. Возникает понятие «затраты, издержки» общества на реализацию целей;

б) ограниченность средств достижения целей. Именно поэтому общество вынуждено осуществлять выбор целей, ограничивая их определенным уровнем, делить их на актуальные и потенциальные.

Реализуя цели производства, ЭТ выполняет определенные функции в обществе.

Различные авторы выделяют различное количество функций. Можно выделить следующие функции:

1. Научно-познавательная.

Здесь выделяют два аспекта:

а) Анализируя действительность, оперируя фактами, положе­ниями, доказательствами, экономическая теория вырабатывает науч­ные концепции;

б) В положениях, концепциях раскрываются категории, зако­ны, закономерности развития экономики, что позволяет познавать сущность производства, распределения, обмена и потребления.

2. Критическая.

ЭТ всегда в процессе исследования стал­кивается с различными подходами, суждениями, решениями. Поэто­му, формируя ту или иную концепцию, ЭТ долж­на критически подходить к существующим положениям, доказывая им их несостоятельность или общественную ценность.

3. Хозяйственно-практическая (прагматиче­ская).

ЭТ должна давать реальные результаты, стимулируя через свои концепции развитие обществен­ного производства.

ЭТ призвана вооружать методом решения тех или иных экономических проблем.

4. Прогностическая.

Изучая и систематизируя эко-кие процессы, раскрывая эко-кие законы, категории, закономерности, ЭТ позволяет прогнозировать эко-кое развитие, что дает возможность полнее учитывать потребности общества и более ра­ционально использовать ограниченные ресурсы.

5. Методологическая.

ЭТ явл. основой, ко­торая позволяет определить позицию каждого субъекта, направлен­ность общественного развития, в зависимости от которого конкретные проблемы получа­ют определенную оценку, имеют конкретную значимость для людей.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 359; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.