Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Все галлюциногены производят непредсказуемое, но всегда негативное действие. 1 страница




Названия: героин, «пыль», «джонка», «смак», «мексиканская глина», «черный деготь». Тип: полисинтетический, купируюший боль наркотик, опиат.

Формы: белоснежный кристаллический порошок, растворимый в воде и горький на вкус.

Комбинации: с амфетаминами, кокаином, марихуаной под названием «динамит», «атомная бомба» и др.

Способ употребления: введение (водного раствора) внутривенно, внутримышечно, подкожно; вдыхание героиновой пудры, курение, глотание (например, с хлебом).

Легальность: в США — нелегален без каких-либо исключений. В некоторых других странах используется для снятия болей на последних стадиях рака.

Какие вызывает ошушения?

Немедленное мошное оргазмическое состояние, сменяющееся благодушием, эйфо­рией, а затем — сонливостью, пассивностью, утратой способности концентриро­ваться на чем-либо, потерей аппетита, замедлением дыхания, снижением сексуаль­ной активности, усилением мочеотделения, тошнотой и рвотой, понижением темпе­ратуры тела, потливостью.

Как влияет?

На разум: преобразуется в морфин и подавляет LLHC; подавляет болевую чувстви­тельность и провоцирует раздражительность.

На тело: воздействует на гастроинтестинальную и дыхательную системы, вызывая запоры и замедление дыхания.

Последствия для здоровья

Сонливость может прогрессировать вплоть до комы. Нарушение сердечного и дыха­тельного ритма, замедление его, что может привести к кислородному голоданию и поражению мозга. «Шприцевые» инфекции могут привести к закупорке вен, гепати­ту, эндокардиту или СПИДу.

Передозировка или употребление некачественного уличного героина может привес­ти к смерти. Зависимость формируется даже при употреблении малых доз, так как они вызывают привыкание и потребность в увеличении дозы. Воздержание уменьшает привыкание, но лишь на короткое время. Отказ от героина приводит к депрессии, бессоннице, потере аппетита, беспокойству и раздражительному состоянию, страст­ному стремлению к наркотику и укреплению психологической зависимости от него.


Названия: растворители, аэрозоли, нитриты, окись азота (веселяшии газ), трихлорэтан.

Тип: седативные/гипнотические, анестетики.

Формы: гидрокарбонатные растворители (жидкости и газы).

Комбинации: антифризы, газолин, ацетон, моющие и чистящие средства, средства для чистки обуви, обувной клей, дезодоранты и др.

Способы употребления: вдыхание газа или паров из баллонов, бумажного или пласт­массового пакета, вдыхание паров прямо из контейнера, вдыхание разогретых паров, глотание растворов в смеси с алкоголем, инъекции/ впрыскивание аэрозолей в рот.

Легальность: легальны. Какие ошушения вызывают?

Эйфория, легкость, невесомость, исчезновение окружающего мира, чувствитель­ность к свету, мышечная слабость, раздвоение предметов, звон в ушах, нарушение речи, замедление реакций, сонливость, потеря болевой чувствительности, депрес­сия, галлюцинации, бред, потеря способности к ориентации.

Как влияют?

На разум: в большинстве случаев подавляют UHC. Нитриты— стимулируют. На тело: перебои сердечного и дыхательного ритмов.

Последствия для здоровья

Интоксикация. Нарушение поведения. Сильная депрессия, токсические психозы. Боли в груди, мышцах, суставах, похмельное состояние, потеря памяти. Кома, пора­жение головного мозга, паранойя. Поражение печени, дыхательных путей. Пораже­ние костного мозга, нарушение кровообращения, дрожание конечностей, расстрой­ство сна. Истощение, потеря аппетита, спазм бронхов, зуд в носовых ходах и во рту. Носовые кровотечения, диарея, глаукома, поражение кровяных телец. Смерть мо­жет наступить от удушья (в пластиковом пакете), опасного для жизни поведения, вождения автомобиля после вдыхания.

Факт

Даже малые дозы ингалянтов могут привести к смертельному исходу.

Название: кокаин, «К», «кок», «снег», «звездная пыль», «драконова перхоть». Тип: стимулянт UHC.

Формы: лист кустарника кока (ритуальная форма); белый кристаллический порошок (кокаина гидрохлорид); пары свободного кокаина, водный раствор; кокаин в комби­нации с содой или аммиаком— «крэк» или «рок».

Комбинации: с героином, «динамитом», морфином, с напитками (раствор).

Способ употребления: жевание (листьев), курение (паста и «крэк»), вдыхание носом (порошок и пары), втирание в слизистые рта, влагалища, прямой кишки (порошок), инъекции (водный раствор).

Окончание на с. 381


Легальность: нелегален, за исключением лицензированного медицинского исполь­зования для местного обезболивания, используется также в коктейле Бромптона для облегчения страданий в последней стадии рака.

Какие ошушения вызывает?

Оргазмический всплеск, затем — тревога, потеря всякой потребности в пише и сне, болтливость, самоуверенность, ощущение себя несчастным человеком.

Как влияет?

На разум: резкая стимуляция, мошная эйфория.

На тело: замедление, затем учашение сердечного ритма, повышение кровяного давле­ния, учащение дыхания, сухость во рту, расширение зрачков, суетливость в движениях.

Последствия для здоровья

Дрожь, подергивание мыши, апоплексические приступы, тревога, навязчивые повто­рения одних и тех же движений. Паранойя, психоз, нарушение сердечной деятель­ности, тошнота, рвота. Изменение дыхания, повышение температуры тела, холодный пот, драматический настрой мыслей. Галлюцинации, ошушение ползающих по телу насекомых и другие психотические эффекты. Расстройство сна, ослабление сексу­ального влечения, разрушение носовых тканей, «шприиевые» инфекции (эндокардит, гепатит, СПИД).

Смерть от передозировки, комбинации с героином, самоубийства, неадекватного поведения.

Факт

К кокаину привыкают сильнее, чем к любому другому наркотику.

 

Ориентировочные индикаторы употребления наркотиков

Медико-биологические. Медицинские способы узнавания, употребляет ли чело^ век наркотики или нет, связаны с определением их в биологических средах (кро­ви, моче, слюне) лабораторным путем или дома с помощью экспресс-тестов.

Эти тесты называются Quick Stripes, что в переводе с английского означает «быст­рые полоски». Система тестирования представляет собой бумажные полоски, пропи­танные в некоторых местах химическими и белковыми составами. Кончик бумажной полоски опускается, например, в мочу человека; часть полосы, пропитанная опреде­ленным химическим составом, войдет во взаимодействие с наркотическим веще­ством, если оно есть в моче, и бумага окрасится в какой-либо цвет. Последнее и покажет, употреблял человек наркотик или нет. Каждая такая полоска обычно рассчитана на определение только одного типа наркотиков. Сейчас в Санкт-Пе­тербурге появились экспресс-тесты для обнаружения следующих веществ:

♦ опиатных наркотиков (все производные, в том числе морфин, метадон и героин);

♦ кокаина;

♦ «экстази»;

♦ тетрагидрокаинабиола (алколоид конопли) — на упаковке написано ТНС;

♦ амфетамина (фенамин);

♦ барбитуратов.


Есть надежда, что в скором будущем такие экспресс-тесты можно будет при­обретать в аптеках.

Неспецифические признаки употребления наркотиков. Специалисты выде­ляют некоторые признаки, которые могут заметить родители, учителя и соответ­ственно, заподозрить что-то неладное. Трудность заключатся в одном: к чему от­носить эти признаки — к вполне нормальным явлениям для переходного возраста или к употреблению наркотических веществ. Все же взрослые должны насторо­житься, если:

1. Замечается нарастающая скрытность ребенка; он все больше проводит вре­мени на улице, при этом не говорит, куда уходит.

2. Становится все более скрытным, отдаляется от родителей.

3. Позднее стал ложиться спать, а утром залеживается в постели.

4. Падает интерес к учебе, трудно стало даваться то, что раньше легко получа­лось, пропадает интерес к привычным увлечениям.

5. Увеличиваются финансовые запросы, чаще и больше просит у родителей «на карманные расходы».

6. Пропадают деньги из кошельков родителей — это очень тревожный признак.

7. Появляются «новые друзья», или поведение старых приятелей становится подозрительным. Разговоры с ними ведутся шепотом, на непонятном для взрослых жаргонном языке. Интерес к старым друзьям становится все мень­ше и меньше, значимость их падает все больше и больше.

8. Новых «друзей», употребляющих наркотики, можно определить по таким признакам:

 

1) часто носят неряшливую одежду с длинными рукавами, независимо от погоды и обстановки;

2) никогда не приходят, когда родители дома;

3) ребенок скрывает их имена, отмалчивается, отмахивается от вопросов на эту тему;

4) возможно, интуитивно или по ряду признаков вы чувствуете, что эти «друзья» как-то влияют на ребенка, управляют им;

5) после посещения ими вашего дома могут пропадать вещи или деньги.

 

9. Необъяснимые перепады настроения, которое меняется по непонятным причинам; оно неадекватно ситуациям: вялость и добродушие в конфликте и, наоборот, раздражительность в спокойной атмосфере. То бурная весе­лость, то усталость и подавленность.

10. Резко меняется аппетит: то полное отсутствие, то «необузданный», «незае-даемый».

11. Все чаще у ребенка возникают простуды, постоянный насморк.

12. Конечно, самым видимым признаком будут следы инъекций на теле.

13. Можно обнаружить у ребенка неиспользованный табак, какую-либо суше­ную траву, непонятный порошок, разноцветные таблетки с выдавленными на поверхности картинками или буквами.


Специфические маркеры употребления конкретных наркотиков.

Вдыхание ингалянтов. «Распознавателем» увлечения подобного рода на ран­них этапах может быть тюбик клея в кармане, характерный запах, исходящий от подростка, затуманенность во взоре, замедление двигательных реакций и речи. Речь становится маловыразительной, вялой и сбивчивой или слишком быстрой и неадекватно громкой. Ребенка вечно клонит в сон, он теряет интерес к тому, что его живо интересовало. Страдают в первую очередь память, внимание, мышление подростка обедняется, он буквально глупеет на глазах. При этом остается высо­кая самооценка, что ведет к конфликтам с учителями, которые, по его мнению, неверно его оценивают.

Настроение постоянно меняется от возбуждения, даже агрессии, до полной апа­тии, сонливости на депрессивном фоне. Теряется аппетит, нарушается сон, могут быть жалобы на зуд в носовых ходах и во рту. У систематически употребляющих летучие наркотические вещества кожа становится землистого цвета, переносица и веки несколько отечны, волосы сухие и ломкие.

Гашиш и марихуана. Развитие демотивационного синдрома, утрата интересов. Как уже отмечалось, необычная временная «прожорливость». Нарушается внима­ние, подросток становится рассеянным. Скорость реакций замедляется, подрос­ток может стать подозрительным, скрытным. Иногда появляются своеобразные протяжно-гортанные интонации в голосе. В лексиконе появляются новые слова: «план», «травка», «пыхнуть», «тащиться», «встрять» и т. д.

Внешне это может проявляться в покраснении губ и склер глаз, лица, в жало­бах на сухость во рту, учащенное сердцебиение. В этом состоянии подростки под­вижны, динамичны. Решения принимают легко и бездумно.

Если доза большая, лицо может быть бледным, зрачок — узким, губы — сухи­ми. При этом подросток становится вялым, заторможенным, погруженным в себя. Говорит «заплетающимся языком». На вопросы отвечает с задержкой, иногда не­впопад, односложно. От него может исходить отчетливый запах конопли. Очень длительное употребление конопли приводит к изменениям кожи: она становится желтоватой, дряблой, похожей на кожу стариков.

Барбитураты. Тревожный фактор — подозрительный интерес подростка к фар­макологии. После приема таблеток может возникнуть сонливость, сон длится до десяти часов, и подросток просыпается вялым, разбитым. «Похмельное» состояние, которое вызывают большие дозы таблеток, характеризуется тревожностью, де­прессией, раздражительностью, ослаблением памяти и торможением мыслитель­ных процессов, эмоциональными расстройствами. Интоксикация сопровождается снижением остроты восприятия окружающего мира («оглушенный»), преходящим угнетением мыслительных способностей и потерей морально-нравственных ориен­тиров. Проявляется в разнузданном поведении, отсутствии чувства такта и навы­ков вежливости. Голос становится тихим, речь монотонная, маломодулированная, растянутая. Следом возникает хроническая бессонница, импотенция, нарушение менструального цикла. Состояние таблеточного опьянения длится от 2 до 4 часов.

Искусственные наркотики (психостимуляторы). Наиболее заметны наруше­ния сна и снижение аппетита, беспокойство, приступы депрессии, раздражитель­


ности. Поскольку поведение при этом сверхвозбужденное, возникает быстрая ма­ниакальная, захлебывающаяся речь (перебивает сам себя); появляются очевидный блеск в глазах, очень частый пульс, резкость или излишняя плавность движений. Периодически куда-то собираются, но могут так никуда и не уйти. Меняется сек­суальное поведение: довольно робкая в повседневной жизни девушка может стать «расторможенной» и поддаться мощным сексуальным импульсам. В речи можно услышать такие слова, как «мэф», «черная красотка», «будильник», «эфендий», «мулька», «марцефаль». Воздействие от амфетамина напоминает резкий всплеск, подобно электрическому шоку (после инъекции), следом наступает эйфория, воз­буждение, возникает ощущение силы, изменяется половое поведение вплоть до половых извращений.

Следом наступает самая длительная, по сравнению с приемом других нарко­тиков, депрессия — расплата за 15 часов маниакального состояния. Могут возник­нуть ярко выраженные параноидные тенденции с бредом преследования («изме­на», по словам наркоманов).

Опиаты. Если у подростка обнаружен шприц («машина») — это серьезный повод хотя бы осмотреть тело: нет ли следов от уколов. После недавнего приема можно обнаружить суженные зрачки, бледность кожи и сухость слизистой оболоч­ки глаз. Возникает необычная сонливость в самое неподходящее время. В лю­бой позе клюет носом («рубится»). Бывают добродушными, покладистыми, сго­ворчивыми. Появляется рассеянность, задумчивость. Болевая чувствительность снижена, и подросток может обжечься о сигарету или сковороду, не почувство­вав боли. Такое состояние продолжается около 4-5 часов. Привыкание быстрое. Ломка проявляется в том, что подросток мечется, не находит себе места, его труд­но удержать дома. Появляется своеобразное чихание, иногда кровотечение из носа, взор встревоженный, зрачки расширены почти во всю радужку. Иногда возникает слезотечение, тошнота, рвота, дикие боли в суставах. На ранней ста­дии можно отметить нарушение сна, зевоту, озноб, учащение сердечного ритма и повышение кровяного давления, потливость, раздражительность, перепады настроения. В речи можно услышать такие слова, как «терьяк», «опиюха», что относится к различным веществам — опий, морфин, героин. «Ханка», «химанка» -опий-сырец. «Раствор», «ангигидка» — раствор ацетилированного опия. «Кокнар», «сено» — измельченная маковая соломка. Жаргонные слова «морфита», «мария», «марьянка» означают морфин.

Кокаин. По способу употребления кокаин («кока», «марафет», «кокс») вдыха­ют носом (порошок и пары) или курят (паста и крэк). Иногда используют сочета­ния с героином и морфином. Кокаинисты принимают наркотик по три-четыре раза в день. При употреблении подросток испытывает оргазмический всплеск: энерге-тическиий толчок, при котором притупляются болевые ощущения, краски стано­вятся ярче, звуки приглушаются.

Человека, принявшего кокаин, можно определить по шаткой походке, невнят­ной речи, мелкому дрожанию радужки глаз, двигательному беспокойству, нару­шению сна и аппетита. Появляется болтливость, самоуверенность, сексуальная ра-сторможенность.


Отмена наркотика вызывает тремор (дрожание) языка, век, вытянутых рук, тошноту и рвоту, учащенное сердцебиение, высокое давление, головную боль. Могут возникнуть зрительные галлюцинации, идеи преследования.

Псилоцибин и псилоцин. Если ребенок зачастил в лес за грибами и приносит не только белые грибы, но грибы на тоненькой ножке, можно также заподозрить не­ладное. Даже если он просто приходит из леса в возбужденном состоянии, то это тоже может быть настораживающим показателем. К другим проявлениям отно­сятся: снижение памяти, внимания, изменение сердечного ритма, периодически возникающие депрессивные состояния, иногда — жалобы на боли в животе.

Галлюциногены. При использовании галлюциногенов подростки начинают чу­дить, бредят, совершают нелепые поступки, прислушиваются к несуществующим голосам или в течение длительного времени разглядывают рисунки на обоях. Ро­дителям трудно увидеть их в таком состоянии, поскольку они делают это обяза­тельно без свидетелей. Диагностика употребления галлюциногенов очень слож­на, так включает много признаков переходного периода: замкнутость, избегание веселых компаний сверстников, робость в отношении противоположного пола, увлеченность общими вопросами философии, религии и мироздания.


Глава 16

ПСИХИЧЕСКАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ И ЗДОРОВЬЕ

 

 

Концепции психической саморегуляции

Психологический стресс, обусловленный бытовыми проблемами, межличностны­ми отношениями, содержанием профессиональной деятельности, информационны­ми перегрузками, — пожалуй, одна из весьма неприятных сторон образа жизни со­временного человека. Довольно часто ему приходится пребывать в состоянии эмо­ционального напряжения, переживать чувство повышенной тревоги, беспокойства, неуверенности в себе. Состояние стресса сопровождается не только нарушением психического равновесия, но и целым рядом негативных изменений в функцио­нировании физиологических механизмов (мышечные спазмы, повышение артери­ального давления, ухудшение циркуляции крови, учащенное дыхание и др.).

Стрессоустойчивость, защита своего физического и психического здоровья от влияния факторов стресса во многом зависит от самого человека, его желания и уме­ния пользоваться теми или иными приемами психической саморегуляции (ПСР). Предпочтение какого-либо из них должно соответствовать не только вкусам, но и определенным индивидуально-психологическим особенностям личности. Здесь име­ется в виду тот же принцип индивидуального подхода, как и в случае формулирова­ния рекомендаций по здоровому образу жизни, которые не должны носить обобщен­ный характер, поскольку они не могут быть одинаковыми для всех. Важно, выбрав для себя приемлемый вид ПСР, придерживаться в дальнейшем одного непременно­го условия — постоянности и регулярности в овладении ее приемами.

Не только научный, но и практический интерес представляет исследование вопроса о том, почему люди обращаются к занятиям ПСР, какие ими движут при этом мотивы. В. И. Тимофеевым, сотрудником кафедры психологического обес­печения профессиональной деятельности СПбГУ, показано (на группе из 216 че­ловек: 160 женщин и 56 мужчин в возрасте от 27 до 70 лет), что главная причина их прихода на занятия ПСР заключается в неудовлетворенности своим негатив­ным состоянием (ее указали 46% обследуемых). Это выражалось:

♦ в частой раздражительности;

♦ неуравновешенности;

♦ чувстве внутреннего напряжения, плохого настроения;

♦ депрессии, отсутствии радости жизни;


♦ частых переживаниях беспокойства, тревоги, страха; усталости, вялости;

♦ низкой работоспособности, плохой выносливости.

На второе место (25%) вышли проблемы отношений и самооценки:

♦ отсутствие уверенности в себе и завтрашнем дне;

♦ отсутствие внутренней свободы и способности влиять на жизненную ситу­ацию;

♦ нехватка «силы духа»;

♦ неудовлетворенность межличностными отношениями;

♦ неадекватная самооценка (либо заниженная, либо завышенная оценка сво­ей активности, силы своего «Я»).

На третьем месте (22%) оказались болезненные симптомы: плохое самочув­ствие, частые боли, нарушение сна, проблемы с излишним весом. 7% объяснили свой приход на занятия потребностью в самореализации, стремлением познать и расширить свои возможности. Этот результат особенно примечателен. Он го­ворит о том, что идея самосовершенствования пока меньше всего занимает умы людей.

Есть легенда о том, что человеку, упавшему в пропасть и молившему о помо­щи, Бог ответил: «Да, человек, я дал тебе мало сил, чтобы ты выбрался из этой пропасти, но я дал их достаточно, чтобы ты не попадал туда». Вывод предельно простой: не ждать, пока ситуация застигнет врасплох и только после этого думать, как ей противодействовать, а стремиться предвидеть развитие событий и предпри­нимать превентивные, профилактические шаги.

Принято считать, что человек способен влиять на самого себя, используя три пути, которые в той или иной степени используются в ПСР: изменение тонуса скелетных мышц и дыхания; активное включение представлений и чувственных образов; использование программирующей и регулирующей роли слова.

Существует несколько концепций ПСР. А. С. Ромен определяет ПСР как ре­гуляцию различных процессов и действий организма, осуществляемую им самим с помощью своей психической активности (самовоздействия). При этом за осно­ву ПСР принимается самовнушение как сложный волевой процесс, обеспечива­ющий целевое формирование готовности организма к определенному действию и при необходимости — его реализацию (Психическая саморегуляция. Вып. 2. / Под ред. А. С. Ромена. — Алма-Ата, 1974. — С. 7.).

Вопросы управления по праву занимают в системной теории центральное ме­сто. Если структура любой системы, образно говоря, представляет ее каркас, спо­соб устройства, то через процесс управления она проявляет присущие ей функ­ции, реализует свое предназначение. Всякий процесс управления предполагает наличие объекта управления и управляющей системы, а их совокупность образу­ет в целом систему управления.

В обшем случае под управлением принято понимать осуществление воздействий, выбранных из множества возможных на основании определенной информации и направленных на поддержание или улучшение функционирования управляемого объекта в соответствии с имеющейся целью управления.


Функционирование сложных динамических систем обеспечивается не только с помощью процессов управления, но и регулирования. Под регулированием по­нимается приведение чего-либо в соответствие с установленными нормами, пра­вилами. Процесс регулирования раскрывается как сравнение регулируемой вели­чины с заданным значением, и в случае отклонения (рассогласования) ее от задан­ного значения в объект регулирования поступает воздействие, восстанавливающее регулируемую величину. Управление и регулирование находятся в определенном соотношении между собой. Управление является более широким понятием по сравнению с регулированием. Иными словами, регулирование рассматривается как частный случай управления. О «прямом регулировании» следует говорить тогда, когда норма или заданное значение — величина постоянная. В этом случае процесс выравнивания отклонений состояния выхода системы от заданного его значения называют стабилизацией. Если же норма — величина переменная, то мы имеем дело с регулированием, совмещенным с управлением. В этом случае про­цесс регулирования заключается в выравнивании отклонений от нормы, каждое значение которой определяется управлением. Таким образом, с помощью процес­сов управления и регулирования обеспечивается динамическое управление си­стемы, реализуются необходимые программы, достигаются стоящие перед систе­мой цели.

Все системы, которым присущи процессы управления, есть в то же время си­стемы самоуправляемые, саморегулирующиеся. Главный отличительный признак самоуправляемых систем, поясняет Б. С. Украинцев, заключается в том, что они прежде всего выступают как системы функциональные (Самоуправляемые систе­мы и причинность. — М, 1972). Процесс самоуправления в них направлен на сохра­нение собственной целостности и качественной определенности, самообеспечение системой внутренних и — в известной степени — внешних условий ее сохране­ния и развития.

В современной психологии еще не сложилось удовлетворительного толкова­ния понятий самоуправления и саморегулирования. Нередко они используются как синонимы. Вопрос об их специфике затушевывается в рамках все расширяю­щихся исследований, объединяемых под названием «проблемы психической са­морегуляции». Хотя понятно, что если придерживаться единых принципов, сло­жившихся в теории управления, в понимании содержания и соотношения процес­сов управления и регулирования в применении к системам различной природы и уровня сложности, то процессы психического самоуправления у человека следу­ет рассматривать шире, чем процессы саморегуляции, как чаще принято говорить в психологической литературе последнего времени. Другое дело, что обоснован­ное непротиворечивое раскрытие общих и специфических сторон процессов пси­хического самоуправления и саморегулирования — и по сей день открытый воп­рос и в немалой степени по причине того, что пока еще не найдено общепринято­го решения в специальной литературе по философии, общей теории систем. Как нередко случалось в истории науки, понадобится время, чтобы преодолеть оши­бочные взгляды и прийти в конечном счете к ясному, доказательному изложению искомого ответа на поставленный вопрос. Выскажем собственные соображения по данной теме.


В самом обшем случае будем понимать под психическим самоуправлением

(саморегулированием) сознательные воздействия человека на присущие ему психические явления (процессы, состояния, свойства), выполняемую им деятельность, собственное поведение с иелью поддержания (сохранения) или изменения характера их протекания (функционирования).

Мы не можем удовлетвориться теми известными в литературе определения­ми, в которых делается упор только на какой-то один из возможных объектов са­моуправления (саморегулирования), причем в качестве такого объекта чаще все­го упоминается психическое состояние или конкретный психический процесс. Такой подход оправдан в контексте конкретных исследований и обусловлен ав­торским интересами, но в силу своей ограниченности он не может быть принят за основу при формулировке общего определения. Итак, субъектом самоуправления (саморегулирования) является сам человек, а в качестве объекта могут выступать присущие ему психические явления, выполняемая деятельность или собственное поведение.

Процессы психического самоуправления (саморегулирования) носят обяза­тельно сознательный (но не всегда во всех фазах осознанный) и целенаправлен­ный (следовательно, активный) характер. Конечно, психическое обеспечение де­ятельности и поведения нельзя представить иначе, как через актуализацию тра­диционно выделяемых психических явлений. Но из этого всего вовсе не следует, что каждое из них не может стать само по себе объектом специального регулятив­ного воздействия вне контекста какого-то определенного вида деятельности или какой-то линии поведения. Например, занимаясь психической тренировкой (раз­витием) памяти, внимания, быстроты реагирования и других процессов или ов­ладевая навыками психической регуляции собственного состояния (с помощью аутогенной тренировки, например), человек может руководствоваться при этом целями общего характера, т. е, самосовершенствования, укрепления своего психи­ческого здоровья, безотносительно к тому, в каких именно видах деятельности или поведенческих актах он воспользуется потом своими достижениями.

Овладение методикой ПСР позволяет развить повышенную восприимчивость к самообращениям, самопобуждению, самоприказу и т. д. А. Франс говорил: «Нет магии сильнее, чем магия слова!», а И. П. Павлов утверждал, что слово — это са­мый острый скальпель, к которому нужно относиться так же «стерильно», как и к хирургическому инструменту.

Установлено, что систематическое применение различных модификаций ме­тодик ПСР позволяет нормализовать эмоционально-энергетические характерис­тики психики, в частности закрепить преимущественно позитивные психические состояния. Обнаружено влияние ПСР на жестко связанные с темпераментом лич­ностные особенности, в том числе на такие показатели, как экстраверсия и нейро-тизм (отмечается тенденция к снижению интровертированности, повышается по­требность в социальных контактах), снижаются показатели личностной и ситуа­тивной тревожности, улучшается контроль за проявлением чувств, усиливаются выдержка, целеустремленность. У прошедших обучение ПСР снижается склон­ность к переживанию состояний неуверенности в себе, замешательства и расте­рянности, непродуктивной напряженности. Все это в совокупности повышает


эффективность профессиональной деятельности, способствует укреплению пси­хического здоровья.

В настоящее время существует значительное количество методических разно­видностей ПСР, которые успешно применяются на практике. Наиболее известны из них аутогенная тренировка (AT), биологическая обратная связь (БОС), меди­тация, психомышечная, идеомоторная и визуомоторная тренировки. Необходи­мые сведения об особенностях их практического использования даются в книгах, перечисленных в списке литературы в конце главы.

 

Вилы психической саморегуляции

Аутогенная тренировка (AT). Это один из широко известных и практикуемых методов ПСР, разработанный И. Г. Шультцем в 1932 г. В основе его лежит при­менение специальных формул самовнушения, которые позволяют оказывать воз­действие на процессы, происходящие в организме, в том числе не подающиеся в обычных условиях контролю сознания. Название «аутогенная тренировка» про­исходит от греческих слов autos — сам wgenos — род, т. е. «самопорождающая тре­нировка».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 516; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.062 сек.