КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Все галлюциногены производят непредсказуемое, но всегда негативное действие. 1 страница
Названия: героин, «пыль», «джонка», «смак», «мексиканская глина», «черный деготь». Тип: полисинтетический, купируюший боль наркотик, опиат. Формы: белоснежный кристаллический порошок, растворимый в воде и горький на вкус. Комбинации: с амфетаминами, кокаином, марихуаной под названием «динамит», «атомная бомба» и др. Способ употребления: введение (водного раствора) внутривенно, внутримышечно, подкожно; вдыхание героиновой пудры, курение, глотание (например, с хлебом). Легальность: в США — нелегален без каких-либо исключений. В некоторых других странах используется для снятия болей на последних стадиях рака. Какие вызывает ошушения? Немедленное мошное оргазмическое состояние, сменяющееся благодушием, эйфорией, а затем — сонливостью, пассивностью, утратой способности концентрироваться на чем-либо, потерей аппетита, замедлением дыхания, снижением сексуальной активности, усилением мочеотделения, тошнотой и рвотой, понижением температуры тела, потливостью. Как влияет? На разум: преобразуется в морфин и подавляет LLHC; подавляет болевую чувствительность и провоцирует раздражительность. На тело: воздействует на гастроинтестинальную и дыхательную системы, вызывая запоры и замедление дыхания. Последствия для здоровья Сонливость может прогрессировать вплоть до комы. Нарушение сердечного и дыхательного ритма, замедление его, что может привести к кислородному голоданию и поражению мозга. «Шприцевые» инфекции могут привести к закупорке вен, гепатиту, эндокардиту или СПИДу. Передозировка или употребление некачественного уличного героина может привести к смерти. Зависимость формируется даже при употреблении малых доз, так как они вызывают привыкание и потребность в увеличении дозы. Воздержание уменьшает привыкание, но лишь на короткое время. Отказ от героина приводит к депрессии, бессоннице, потере аппетита, беспокойству и раздражительному состоянию, страстному стремлению к наркотику и укреплению психологической зависимости от него. Названия: растворители, аэрозоли, нитриты, окись азота (веселяшии газ), трихлорэтан. Тип: седативные/гипнотические, анестетики. Формы: гидрокарбонатные растворители (жидкости и газы). Комбинации: антифризы, газолин, ацетон, моющие и чистящие средства, средства для чистки обуви, обувной клей, дезодоранты и др. Способы употребления: вдыхание газа или паров из баллонов, бумажного или пластмассового пакета, вдыхание паров прямо из контейнера, вдыхание разогретых паров, глотание растворов в смеси с алкоголем, инъекции/ впрыскивание аэрозолей в рот. Легальность: легальны. Какие ошушения вызывают? Эйфория, легкость, невесомость, исчезновение окружающего мира, чувствительность к свету, мышечная слабость, раздвоение предметов, звон в ушах, нарушение речи, замедление реакций, сонливость, потеря болевой чувствительности, депрессия, галлюцинации, бред, потеря способности к ориентации. Как влияют? На разум: в большинстве случаев подавляют UHC. Нитриты— стимулируют. На тело: перебои сердечного и дыхательного ритмов. Последствия для здоровья Интоксикация. Нарушение поведения. Сильная депрессия, токсические психозы. Боли в груди, мышцах, суставах, похмельное состояние, потеря памяти. Кома, поражение головного мозга, паранойя. Поражение печени, дыхательных путей. Поражение костного мозга, нарушение кровообращения, дрожание конечностей, расстройство сна. Истощение, потеря аппетита, спазм бронхов, зуд в носовых ходах и во рту. Носовые кровотечения, диарея, глаукома, поражение кровяных телец. Смерть может наступить от удушья (в пластиковом пакете), опасного для жизни поведения, вождения автомобиля после вдыхания. Факт Даже малые дозы ингалянтов могут привести к смертельному исходу. Название: кокаин, «К», «кок», «снег», «звездная пыль», «драконова перхоть». Тип: стимулянт UHC. Формы: лист кустарника кока (ритуальная форма); белый кристаллический порошок (кокаина гидрохлорид); пары свободного кокаина, водный раствор; кокаин в комбинации с содой или аммиаком— «крэк» или «рок». Комбинации: с героином, «динамитом», морфином, с напитками (раствор). Способ употребления: жевание (листьев), курение (паста и «крэк»), вдыхание носом (порошок и пары), втирание в слизистые рта, влагалища, прямой кишки (порошок), инъекции (водный раствор). Окончание на с. 381 Легальность: нелегален, за исключением лицензированного медицинского использования для местного обезболивания, используется также в коктейле Бромптона для облегчения страданий в последней стадии рака. Какие ошушения вызывает? Оргазмический всплеск, затем — тревога, потеря всякой потребности в пише и сне, болтливость, самоуверенность, ощущение себя несчастным человеком. Как влияет? На разум: резкая стимуляция, мошная эйфория. На тело: замедление, затем учашение сердечного ритма, повышение кровяного давления, учащение дыхания, сухость во рту, расширение зрачков, суетливость в движениях. Последствия для здоровья Дрожь, подергивание мыши, апоплексические приступы, тревога, навязчивые повторения одних и тех же движений. Паранойя, психоз, нарушение сердечной деятельности, тошнота, рвота. Изменение дыхания, повышение температуры тела, холодный пот, драматический настрой мыслей. Галлюцинации, ошушение ползающих по телу насекомых и другие психотические эффекты. Расстройство сна, ослабление сексуального влечения, разрушение носовых тканей, «шприиевые» инфекции (эндокардит, гепатит, СПИД). Смерть от передозировки, комбинации с героином, самоубийства, неадекватного поведения. Факт К кокаину привыкают сильнее, чем к любому другому наркотику.
Ориентировочные индикаторы употребления наркотиков Медико-биологические. Медицинские способы узнавания, употребляет ли чело^ век наркотики или нет, связаны с определением их в биологических средах (крови, моче, слюне) лабораторным путем или дома с помощью экспресс-тестов. Эти тесты называются Quick Stripes, что в переводе с английского означает «быстрые полоски». Система тестирования представляет собой бумажные полоски, пропитанные в некоторых местах химическими и белковыми составами. Кончик бумажной полоски опускается, например, в мочу человека; часть полосы, пропитанная определенным химическим составом, войдет во взаимодействие с наркотическим веществом, если оно есть в моче, и бумага окрасится в какой-либо цвет. Последнее и покажет, употреблял человек наркотик или нет. Каждая такая полоска обычно рассчитана на определение только одного типа наркотиков. Сейчас в Санкт-Петербурге появились экспресс-тесты для обнаружения следующих веществ: ♦ опиатных наркотиков (все производные, в том числе морфин, метадон и героин); ♦ кокаина; ♦ «экстази»; ♦ тетрагидрокаинабиола (алколоид конопли) — на упаковке написано ТНС; ♦ амфетамина (фенамин); ♦ барбитуратов. Есть надежда, что в скором будущем такие экспресс-тесты можно будет приобретать в аптеках. Неспецифические признаки употребления наркотиков. Специалисты выделяют некоторые признаки, которые могут заметить родители, учителя и соответственно, заподозрить что-то неладное. Трудность заключатся в одном: к чему относить эти признаки — к вполне нормальным явлениям для переходного возраста или к употреблению наркотических веществ. Все же взрослые должны насторожиться, если: 1. Замечается нарастающая скрытность ребенка; он все больше проводит времени на улице, при этом не говорит, куда уходит. 2. Становится все более скрытным, отдаляется от родителей. 3. Позднее стал ложиться спать, а утром залеживается в постели. 4. Падает интерес к учебе, трудно стало даваться то, что раньше легко получалось, пропадает интерес к привычным увлечениям. 5. Увеличиваются финансовые запросы, чаще и больше просит у родителей «на карманные расходы». 6. Пропадают деньги из кошельков родителей — это очень тревожный признак. 7. Появляются «новые друзья», или поведение старых приятелей становится подозрительным. Разговоры с ними ведутся шепотом, на непонятном для взрослых жаргонном языке. Интерес к старым друзьям становится все меньше и меньше, значимость их падает все больше и больше. 8. Новых «друзей», употребляющих наркотики, можно определить по таким признакам:
1) часто носят неряшливую одежду с длинными рукавами, независимо от погоды и обстановки; 2) никогда не приходят, когда родители дома; 3) ребенок скрывает их имена, отмалчивается, отмахивается от вопросов на эту тему; 4) возможно, интуитивно или по ряду признаков вы чувствуете, что эти «друзья» как-то влияют на ребенка, управляют им; 5) после посещения ими вашего дома могут пропадать вещи или деньги.
9. Необъяснимые перепады настроения, которое меняется по непонятным причинам; оно неадекватно ситуациям: вялость и добродушие в конфликте и, наоборот, раздражительность в спокойной атмосфере. То бурная веселость, то усталость и подавленность. 10. Резко меняется аппетит: то полное отсутствие, то «необузданный», «незае-даемый». 11. Все чаще у ребенка возникают простуды, постоянный насморк. 12. Конечно, самым видимым признаком будут следы инъекций на теле. 13. Можно обнаружить у ребенка неиспользованный табак, какую-либо сушеную траву, непонятный порошок, разноцветные таблетки с выдавленными на поверхности картинками или буквами. Специфические маркеры употребления конкретных наркотиков. Вдыхание ингалянтов. «Распознавателем» увлечения подобного рода на ранних этапах может быть тюбик клея в кармане, характерный запах, исходящий от подростка, затуманенность во взоре, замедление двигательных реакций и речи. Речь становится маловыразительной, вялой и сбивчивой или слишком быстрой и неадекватно громкой. Ребенка вечно клонит в сон, он теряет интерес к тому, что его живо интересовало. Страдают в первую очередь память, внимание, мышление подростка обедняется, он буквально глупеет на глазах. При этом остается высокая самооценка, что ведет к конфликтам с учителями, которые, по его мнению, неверно его оценивают. Настроение постоянно меняется от возбуждения, даже агрессии, до полной апатии, сонливости на депрессивном фоне. Теряется аппетит, нарушается сон, могут быть жалобы на зуд в носовых ходах и во рту. У систематически употребляющих летучие наркотические вещества кожа становится землистого цвета, переносица и веки несколько отечны, волосы сухие и ломкие. Гашиш и марихуана. Развитие демотивационного синдрома, утрата интересов. Как уже отмечалось, необычная временная «прожорливость». Нарушается внимание, подросток становится рассеянным. Скорость реакций замедляется, подросток может стать подозрительным, скрытным. Иногда появляются своеобразные протяжно-гортанные интонации в голосе. В лексиконе появляются новые слова: «план», «травка», «пыхнуть», «тащиться», «встрять» и т. д. Внешне это может проявляться в покраснении губ и склер глаз, лица, в жалобах на сухость во рту, учащенное сердцебиение. В этом состоянии подростки подвижны, динамичны. Решения принимают легко и бездумно. Если доза большая, лицо может быть бледным, зрачок — узким, губы — сухими. При этом подросток становится вялым, заторможенным, погруженным в себя. Говорит «заплетающимся языком». На вопросы отвечает с задержкой, иногда невпопад, односложно. От него может исходить отчетливый запах конопли. Очень длительное употребление конопли приводит к изменениям кожи: она становится желтоватой, дряблой, похожей на кожу стариков. Барбитураты. Тревожный фактор — подозрительный интерес подростка к фармакологии. После приема таблеток может возникнуть сонливость, сон длится до десяти часов, и подросток просыпается вялым, разбитым. «Похмельное» состояние, которое вызывают большие дозы таблеток, характеризуется тревожностью, депрессией, раздражительностью, ослаблением памяти и торможением мыслительных процессов, эмоциональными расстройствами. Интоксикация сопровождается снижением остроты восприятия окружающего мира («оглушенный»), преходящим угнетением мыслительных способностей и потерей морально-нравственных ориентиров. Проявляется в разнузданном поведении, отсутствии чувства такта и навыков вежливости. Голос становится тихим, речь монотонная, маломодулированная, растянутая. Следом возникает хроническая бессонница, импотенция, нарушение менструального цикла. Состояние таблеточного опьянения длится от 2 до 4 часов. Искусственные наркотики (психостимуляторы). Наиболее заметны нарушения сна и снижение аппетита, беспокойство, приступы депрессии, раздражитель ности. Поскольку поведение при этом сверхвозбужденное, возникает быстрая маниакальная, захлебывающаяся речь (перебивает сам себя); появляются очевидный блеск в глазах, очень частый пульс, резкость или излишняя плавность движений. Периодически куда-то собираются, но могут так никуда и не уйти. Меняется сексуальное поведение: довольно робкая в повседневной жизни девушка может стать «расторможенной» и поддаться мощным сексуальным импульсам. В речи можно услышать такие слова, как «мэф», «черная красотка», «будильник», «эфендий», «мулька», «марцефаль». Воздействие от амфетамина напоминает резкий всплеск, подобно электрическому шоку (после инъекции), следом наступает эйфория, возбуждение, возникает ощущение силы, изменяется половое поведение вплоть до половых извращений. Следом наступает самая длительная, по сравнению с приемом других наркотиков, депрессия — расплата за 15 часов маниакального состояния. Могут возникнуть ярко выраженные параноидные тенденции с бредом преследования («измена», по словам наркоманов). Опиаты. Если у подростка обнаружен шприц («машина») — это серьезный повод хотя бы осмотреть тело: нет ли следов от уколов. После недавнего приема можно обнаружить суженные зрачки, бледность кожи и сухость слизистой оболочки глаз. Возникает необычная сонливость в самое неподходящее время. В любой позе клюет носом («рубится»). Бывают добродушными, покладистыми, сговорчивыми. Появляется рассеянность, задумчивость. Болевая чувствительность снижена, и подросток может обжечься о сигарету или сковороду, не почувствовав боли. Такое состояние продолжается около 4-5 часов. Привыкание быстрое. Ломка проявляется в том, что подросток мечется, не находит себе места, его трудно удержать дома. Появляется своеобразное чихание, иногда кровотечение из носа, взор встревоженный, зрачки расширены почти во всю радужку. Иногда возникает слезотечение, тошнота, рвота, дикие боли в суставах. На ранней стадии можно отметить нарушение сна, зевоту, озноб, учащение сердечного ритма и повышение кровяного давления, потливость, раздражительность, перепады настроения. В речи можно услышать такие слова, как «терьяк», «опиюха», что относится к различным веществам — опий, морфин, героин. «Ханка», «химанка» -опий-сырец. «Раствор», «ангигидка» — раствор ацетилированного опия. «Кокнар», «сено» — измельченная маковая соломка. Жаргонные слова «морфита», «мария», «марьянка» означают морфин. Кокаин. По способу употребления кокаин («кока», «марафет», «кокс») вдыхают носом (порошок и пары) или курят (паста и крэк). Иногда используют сочетания с героином и морфином. Кокаинисты принимают наркотик по три-четыре раза в день. При употреблении подросток испытывает оргазмический всплеск: энерге-тическиий толчок, при котором притупляются болевые ощущения, краски становятся ярче, звуки приглушаются. Человека, принявшего кокаин, можно определить по шаткой походке, невнятной речи, мелкому дрожанию радужки глаз, двигательному беспокойству, нарушению сна и аппетита. Появляется болтливость, самоуверенность, сексуальная ра-сторможенность. Отмена наркотика вызывает тремор (дрожание) языка, век, вытянутых рук, тошноту и рвоту, учащенное сердцебиение, высокое давление, головную боль. Могут возникнуть зрительные галлюцинации, идеи преследования. Псилоцибин и псилоцин. Если ребенок зачастил в лес за грибами и приносит не только белые грибы, но грибы на тоненькой ножке, можно также заподозрить неладное. Даже если он просто приходит из леса в возбужденном состоянии, то это тоже может быть настораживающим показателем. К другим проявлениям относятся: снижение памяти, внимания, изменение сердечного ритма, периодически возникающие депрессивные состояния, иногда — жалобы на боли в животе. Галлюциногены. При использовании галлюциногенов подростки начинают чудить, бредят, совершают нелепые поступки, прислушиваются к несуществующим голосам или в течение длительного времени разглядывают рисунки на обоях. Родителям трудно увидеть их в таком состоянии, поскольку они делают это обязательно без свидетелей. Диагностика употребления галлюциногенов очень сложна, так включает много признаков переходного периода: замкнутость, избегание веселых компаний сверстников, робость в отношении противоположного пола, увлеченность общими вопросами философии, религии и мироздания. Глава 16 ПСИХИЧЕСКАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ И ЗДОРОВЬЕ
Концепции психической саморегуляции Психологический стресс, обусловленный бытовыми проблемами, межличностными отношениями, содержанием профессиональной деятельности, информационными перегрузками, — пожалуй, одна из весьма неприятных сторон образа жизни современного человека. Довольно часто ему приходится пребывать в состоянии эмоционального напряжения, переживать чувство повышенной тревоги, беспокойства, неуверенности в себе. Состояние стресса сопровождается не только нарушением психического равновесия, но и целым рядом негативных изменений в функционировании физиологических механизмов (мышечные спазмы, повышение артериального давления, ухудшение циркуляции крови, учащенное дыхание и др.). Стрессоустойчивость, защита своего физического и психического здоровья от влияния факторов стресса во многом зависит от самого человека, его желания и умения пользоваться теми или иными приемами психической саморегуляции (ПСР). Предпочтение какого-либо из них должно соответствовать не только вкусам, но и определенным индивидуально-психологическим особенностям личности. Здесь имеется в виду тот же принцип индивидуального подхода, как и в случае формулирования рекомендаций по здоровому образу жизни, которые не должны носить обобщенный характер, поскольку они не могут быть одинаковыми для всех. Важно, выбрав для себя приемлемый вид ПСР, придерживаться в дальнейшем одного непременного условия — постоянности и регулярности в овладении ее приемами. Не только научный, но и практический интерес представляет исследование вопроса о том, почему люди обращаются к занятиям ПСР, какие ими движут при этом мотивы. В. И. Тимофеевым, сотрудником кафедры психологического обеспечения профессиональной деятельности СПбГУ, показано (на группе из 216 человек: 160 женщин и 56 мужчин в возрасте от 27 до 70 лет), что главная причина их прихода на занятия ПСР заключается в неудовлетворенности своим негативным состоянием (ее указали 46% обследуемых). Это выражалось: ♦ в частой раздражительности; ♦ неуравновешенности; ♦ чувстве внутреннего напряжения, плохого настроения; ♦ депрессии, отсутствии радости жизни; ♦ частых переживаниях беспокойства, тревоги, страха; усталости, вялости; ♦ низкой работоспособности, плохой выносливости. На второе место (25%) вышли проблемы отношений и самооценки: ♦ отсутствие уверенности в себе и завтрашнем дне; ♦ отсутствие внутренней свободы и способности влиять на жизненную ситуацию; ♦ нехватка «силы духа»; ♦ неудовлетворенность межличностными отношениями; ♦ неадекватная самооценка (либо заниженная, либо завышенная оценка своей активности, силы своего «Я»). На третьем месте (22%) оказались болезненные симптомы: плохое самочувствие, частые боли, нарушение сна, проблемы с излишним весом. 7% объяснили свой приход на занятия потребностью в самореализации, стремлением познать и расширить свои возможности. Этот результат особенно примечателен. Он говорит о том, что идея самосовершенствования пока меньше всего занимает умы людей. Есть легенда о том, что человеку, упавшему в пропасть и молившему о помощи, Бог ответил: «Да, человек, я дал тебе мало сил, чтобы ты выбрался из этой пропасти, но я дал их достаточно, чтобы ты не попадал туда». Вывод предельно простой: не ждать, пока ситуация застигнет врасплох и только после этого думать, как ей противодействовать, а стремиться предвидеть развитие событий и предпринимать превентивные, профилактические шаги. Принято считать, что человек способен влиять на самого себя, используя три пути, которые в той или иной степени используются в ПСР: изменение тонуса скелетных мышц и дыхания; активное включение представлений и чувственных образов; использование программирующей и регулирующей роли слова. Существует несколько концепций ПСР. А. С. Ромен определяет ПСР как регуляцию различных процессов и действий организма, осуществляемую им самим с помощью своей психической активности (самовоздействия). При этом за основу ПСР принимается самовнушение как сложный волевой процесс, обеспечивающий целевое формирование готовности организма к определенному действию и при необходимости — его реализацию (Психическая саморегуляция. Вып. 2. / Под ред. А. С. Ромена. — Алма-Ата, 1974. — С. 7.). Вопросы управления по праву занимают в системной теории центральное место. Если структура любой системы, образно говоря, представляет ее каркас, способ устройства, то через процесс управления она проявляет присущие ей функции, реализует свое предназначение. Всякий процесс управления предполагает наличие объекта управления и управляющей системы, а их совокупность образует в целом систему управления. В обшем случае под управлением принято понимать осуществление воздействий, выбранных из множества возможных на основании определенной информации и направленных на поддержание или улучшение функционирования управляемого объекта в соответствии с имеющейся целью управления. Функционирование сложных динамических систем обеспечивается не только с помощью процессов управления, но и регулирования. Под регулированием понимается приведение чего-либо в соответствие с установленными нормами, правилами. Процесс регулирования раскрывается как сравнение регулируемой величины с заданным значением, и в случае отклонения (рассогласования) ее от заданного значения в объект регулирования поступает воздействие, восстанавливающее регулируемую величину. Управление и регулирование находятся в определенном соотношении между собой. Управление является более широким понятием по сравнению с регулированием. Иными словами, регулирование рассматривается как частный случай управления. О «прямом регулировании» следует говорить тогда, когда норма или заданное значение — величина постоянная. В этом случае процесс выравнивания отклонений состояния выхода системы от заданного его значения называют стабилизацией. Если же норма — величина переменная, то мы имеем дело с регулированием, совмещенным с управлением. В этом случае процесс регулирования заключается в выравнивании отклонений от нормы, каждое значение которой определяется управлением. Таким образом, с помощью процессов управления и регулирования обеспечивается динамическое управление системы, реализуются необходимые программы, достигаются стоящие перед системой цели. Все системы, которым присущи процессы управления, есть в то же время системы самоуправляемые, саморегулирующиеся. Главный отличительный признак самоуправляемых систем, поясняет Б. С. Украинцев, заключается в том, что они прежде всего выступают как системы функциональные (Самоуправляемые системы и причинность. — М, 1972). Процесс самоуправления в них направлен на сохранение собственной целостности и качественной определенности, самообеспечение системой внутренних и — в известной степени — внешних условий ее сохранения и развития. В современной психологии еще не сложилось удовлетворительного толкования понятий самоуправления и саморегулирования. Нередко они используются как синонимы. Вопрос об их специфике затушевывается в рамках все расширяющихся исследований, объединяемых под названием «проблемы психической саморегуляции». Хотя понятно, что если придерживаться единых принципов, сложившихся в теории управления, в понимании содержания и соотношения процессов управления и регулирования в применении к системам различной природы и уровня сложности, то процессы психического самоуправления у человека следует рассматривать шире, чем процессы саморегуляции, как чаще принято говорить в психологической литературе последнего времени. Другое дело, что обоснованное непротиворечивое раскрытие общих и специфических сторон процессов психического самоуправления и саморегулирования — и по сей день открытый вопрос и в немалой степени по причине того, что пока еще не найдено общепринятого решения в специальной литературе по философии, общей теории систем. Как нередко случалось в истории науки, понадобится время, чтобы преодолеть ошибочные взгляды и прийти в конечном счете к ясному, доказательному изложению искомого ответа на поставленный вопрос. Выскажем собственные соображения по данной теме. В самом обшем случае будем понимать под психическим самоуправлением (саморегулированием) сознательные воздействия человека на присущие ему психические явления (процессы, состояния, свойства), выполняемую им деятельность, собственное поведение с иелью поддержания (сохранения) или изменения характера их протекания (функционирования). Мы не можем удовлетвориться теми известными в литературе определениями, в которых делается упор только на какой-то один из возможных объектов самоуправления (саморегулирования), причем в качестве такого объекта чаще всего упоминается психическое состояние или конкретный психический процесс. Такой подход оправдан в контексте конкретных исследований и обусловлен авторским интересами, но в силу своей ограниченности он не может быть принят за основу при формулировке общего определения. Итак, субъектом самоуправления (саморегулирования) является сам человек, а в качестве объекта могут выступать присущие ему психические явления, выполняемая деятельность или собственное поведение. Процессы психического самоуправления (саморегулирования) носят обязательно сознательный (но не всегда во всех фазах осознанный) и целенаправленный (следовательно, активный) характер. Конечно, психическое обеспечение деятельности и поведения нельзя представить иначе, как через актуализацию традиционно выделяемых психических явлений. Но из этого всего вовсе не следует, что каждое из них не может стать само по себе объектом специального регулятивного воздействия вне контекста какого-то определенного вида деятельности или какой-то линии поведения. Например, занимаясь психической тренировкой (развитием) памяти, внимания, быстроты реагирования и других процессов или овладевая навыками психической регуляции собственного состояния (с помощью аутогенной тренировки, например), человек может руководствоваться при этом целями общего характера, т. е, самосовершенствования, укрепления своего психического здоровья, безотносительно к тому, в каких именно видах деятельности или поведенческих актах он воспользуется потом своими достижениями. Овладение методикой ПСР позволяет развить повышенную восприимчивость к самообращениям, самопобуждению, самоприказу и т. д. А. Франс говорил: «Нет магии сильнее, чем магия слова!», а И. П. Павлов утверждал, что слово — это самый острый скальпель, к которому нужно относиться так же «стерильно», как и к хирургическому инструменту. Установлено, что систематическое применение различных модификаций методик ПСР позволяет нормализовать эмоционально-энергетические характеристики психики, в частности закрепить преимущественно позитивные психические состояния. Обнаружено влияние ПСР на жестко связанные с темпераментом личностные особенности, в том числе на такие показатели, как экстраверсия и нейро-тизм (отмечается тенденция к снижению интровертированности, повышается потребность в социальных контактах), снижаются показатели личностной и ситуативной тревожности, улучшается контроль за проявлением чувств, усиливаются выдержка, целеустремленность. У прошедших обучение ПСР снижается склонность к переживанию состояний неуверенности в себе, замешательства и растерянности, непродуктивной напряженности. Все это в совокупности повышает эффективность профессиональной деятельности, способствует укреплению психического здоровья. В настоящее время существует значительное количество методических разновидностей ПСР, которые успешно применяются на практике. Наиболее известны из них аутогенная тренировка (AT), биологическая обратная связь (БОС), медитация, психомышечная, идеомоторная и визуомоторная тренировки. Необходимые сведения об особенностях их практического использования даются в книгах, перечисленных в списке литературы в конце главы.
Вилы психической саморегуляции Аутогенная тренировка (AT). Это один из широко известных и практикуемых методов ПСР, разработанный И. Г. Шультцем в 1932 г. В основе его лежит применение специальных формул самовнушения, которые позволяют оказывать воздействие на процессы, происходящие в организме, в том числе не подающиеся в обычных условиях контролю сознания. Название «аутогенная тренировка» происходит от греческих слов autos — сам wgenos — род, т. е. «самопорождающая тренировка».
Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 539; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |