КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Все галлюциногены производят непредсказуемое, но всегда негативное действие. 6 страница
1. Модель терапевтического раннего вмешательства «Тренировка взаимодействия» (Interaction coaching) предложена Т. Филд и направлена на изменение поведения взрослого за счет сосредоточения внимания на таких сильных сторонах его поведения, которые ведут к более качественному взаимодействию с младенцем, и еще большего их усиления. В основе подхода лежат данные психологии развития, согласно которым в процессе качественного взаимодействия мать подстраивает свое поведение под поведение младенца и тем самым обеспечивает и поддерживает адекватный индивидуальным особенностям ребенка уровень его стимуляции и возбуждения. 2. Терапевтический подход, названный «Руководство взаимодействием» (Interaction guidance), был разработан С. Мак-Доноуг как модель кратковременной семейно-центрированной психотерапии, направленной на позитивное изменение отношений родителей и ребенка. Модель была создана для детей младенческого и раннего возраста из группы риска нарушения психического здоровья, связанного с плохими условиями жизни, низким уровнем образования родителей, отсутствием или недостатком социальной поддержки семьи, нарушением психического здоровья членов семьи. В рамках этой модели терапевтическое влияние фокусируется с помощью видеотехники не столько отдельно на ребенке или родителе, сколько на взаимодействии между ними, направлено на повышение вероятности понимания членами семьи поведения ребенка и получения удовольствия от общения с ним, осознание родителями своей роли, усиление позитивных сторон семьи и внутрисемейных отношений. 3. На развитие психодинамической психотерапии для детей раннего возраста и их родителей в значительной степени повлияли сделанные С. Фрайберг описания влияния неосознаваемых родительских фантазий, связанных с прошлым опытом, на психическую жизнь и здоровье ребенка и развитие защитных механизмов у младенцев в ситуации депривации или опасности. Согласно основному теоретическому положению этого направления, психические репрезентации родителя — центральная причина нарушения отношений между родителем и младенцем, и значимые терапевтические изменения не могут наблюдаться до тех пор, пока эти репрезентации не изменятся. Основные симптомы изменения поведения и психического здоровья ребенка рассматриваются как реакции на вторжение со стороны матери. Ранняя помощь направлена на прояснение ядра конфликтных отношений между матерью и ребенком, на ограничение отрицательных влияний патологических проекций матери на ребенка. 4. Оценивание поведения младенца впервые было использовано и выделено в виде направления ранней помощи в клинической работе одного из ведущих исследователей развития младенцев педиатра Т. Б. Бразелтона. Оценка поведения новорожденных по предлагаемому им методу проводится в присутствии родителей и помогает им-понять способности, темперамент и индивидуальные особенности ребенка. С точки зрения автора, если поведение ребенка используется для привлечения внимания родителей к ребенку, их активного участия в процессе оценивания либо разделения своих беспокойств с клиницистом, то это будет иметь положительное влияние на взаимодействие родителей с ребенком. 5. Оценивание характеристик взаимодействия родителя и младенца также может рассматриваться как психотерапевтическое раннее вмешательство. Данное направление интегрировано в наиболее распространенные и требующие специаль ного обучения методы оценки взаимодействия. По мере прохождения всех этапов оценки родителям помогают быть более чувствительными к проявлениям младенца, структурировать и организовывать его поведение. 6. В системном подходе, разработанном Д. Штерном и Н. Штерн-Брусчвейлер, отношения в системе «мать—младенец» и направления терапевтического влияния рассматриваются с точки зрения динамического взаимодействия четырех основных компонентов: 1. наблюдаемое поведение взаимодействия младенца; 2. наблюдаемое поведение взаимодействия матери; 3. репрезентация взаимодействия со стороны матери; 4. репрезентации взаимодействия со стороны младенца. В процессе терапевтического взаимодействия к этим четырем элементам модели отношений матери и младенца добавляются еще два: 5. поведение взаимодействия с матерью и ребенком со стороны терапевта; 6. система репрезентаций терапевта, от которой зависит смысл и форма проведения терапевтического вмешательства. В качестве «центрального пациента» психотерапии рассматривается диада «мать—младенец» или триада «мать—отец—младенец». Предлагаемая системная модель включает в себя базовые элементы как бихевиористского подхода, так и психоаналитического подхода. Успешное терапевтическое воздействие, которое направлено на изменение любого из этих элементов, в конечном итоге приведет к изменению каждого элемента системы. Авторы считают, что различные терапевтические подходы отличаются друг от друга: ♦ источником получения клинической информации; ♦ локусом терапевтического воздействия на систему; ♦ выбором способа терапевтического воздействия из набора, включающего интерпретацию, прояснение, моделирование, подкрепление, обучение, поддержку, совет, перенос.
Социально-педагогическая ранняя помошь Данное направление ранней помощи ориентировано на удовлетворение образовательных, социальных, психологических потребностей детей от рождения до трех лет и членов их семей. Предполагается, что организация социально-педагогических программ уменьшит вероятность отставания в развитии младенцев и детей раннего возраста из групп риска, повысит способность семей удовлетворять их особые потребности, уменьшит вероятность сегрегации детей и их помещения в специальные институты, увеличит возможность их адаптации и последующей самостоятельной жизни в обществе. Считается, что развитие таких программ уменьшит затраты общества на специальное образование детей с особыми потребностями по достижении ими дошкольного и школьного возраста. Среди наиболее распространенных можно выделить программы, осуществляемые в библиотеках игрушек (лекотеках), и программы раннего вмешательства США. Они и рассматриваются ниже. За последние 25 лет в мире наблюдается быстрое распространение библиотек игрушек, среди которых выделяют четыре основных типа: а) общинные (community-oriented) библиотеки игрушек; б) лекотеки для детей с особыми потребностями и их семей (шведское слово lekotek от leko — игрушка); в) библиотеки игрушек как культурные, социальные центры и центры отдыха; г) библиотеки игрушек напрокат. Библиотека игрушек — служба, обеспечивающая своих потребителей возможностью совместной игры и проката игрушек, предлагающая информацию, поддержку и руководство. Библиотеки игрушек могут различаться по: ♦ возрасту и уровню развития основной группы обслуживаемых детей; ♦ индивидуальному или групповому виду обслуживания; ♦ вовлеченности родителей; ♦ роли игрушек; ♦ квалификации библиотекаря и другого персонала; ♦ источникам фондов; ♦ основным целям работы. Общее в работе всех библиотек игрушек то, что подчеркивается роль игры в развитии ребенка, игры и игрушки используются для приобретения ребенком опыта совместного переживания и общения, вступления в социальные отношения. У лекотеки — особая, отличающая ее от других видов библиотек игрушек, роль. Она предоставляет детям с особыми потребностями и их семьям место для встречи с профессионалами, возможность сотрудничества, разработки программ развития. В задачи лекотеки входят удовлетворение образовательных потребностей и психологическая поддержка ребенка и семьи. Окружающая обстановка, акцент на роли игры и игрушек способствуют установлению отношений между родителями и профессионалами, которые проводят оценку уровня развития ребенка, создают и реализуют вместе с родителями программу ранней помощи. В 1986 г. на основании результатов значительного числа исследований в различных областях развития детей конгресс США пришел к заключению: чтобы уменьшить вероятность отставания в развитии ребенка и повысить способность семей удовлетворять особые потребности детей от рождения до трех лет из групп медицинского, генетического и социального риска, необходимо развивать всестороннюю, скоординированную, многодисциплинарную, межведомственную программу раннего вмешательства. Раннее вмешательство (early intervention) включает: ♦ всестороннюю систему обнаружения младенца с отставанием или риском отставания в развитии, предполагающую раннюю идентификацию, скрининг и направление в места обслуживания; ♦ определение уровня развития младенца; ♦ тренинг и консультации семьи, визиты домой; ♦ специальное образование; ♦ терапию нарушений речи и аудиологию; ♦ адаптацию младенца к окружающей среде и организацию адекватной его потребностям окружающей среды (occupational therapy); ♦ развитие движения (physical therapy); ♦ психологическую службу; ♦ социальную работу; ♦ координацию работы служб, связанных с ребенком и семьей; ♦ медицинское обслуживание, которое входит в программы раннего вмешательства только в целях диагностики и оценки младенца; ♦ вспомогательный уход за здоровьем ребенка. Одними из наиболее важных черт программ раннего вмешательства являются семейно-центрированность и групповой, командный принцип работы ее сотрудников.
Программа ранней помоши в дошкольном учреждении системы образования В системе образования Санкт-Петербурга психолого-педагогическая и социальная работа с младенцами и детьми раннего возраста с отставанием или риском отставания в развитии и членами их семей началась в 1992 г. с открытия первой в России русско-шведской лекотеки. Со временем программа работы лекотеки развилась в междисциплинарную семейно-центрированную программу ранней помощи (раннего вмешательства). При создании программы мы исходили из понимания необходимости объединения психотерапевтического и социально-педагогического направлений ранней помощи. С нашей точки зрения, использование теоретических положений и богатого опыта психотерапевтической работы с детьми раннего возраста с социально-эмоциональным риском может быть плодотворным для раннего вмешательства, направленного на младенцев с медицинским и биологическим риском отставания в развитии и их родителей. Это становится особенно очевидным, если учитывать данные о нарушении взаимодействия матерей и недоношенных младенцев, матерей и младенцев с медицинскими и генетическими факторами риска. В этих случаях ранняя помощь может быть ориентирована на работу одновременно с матерью и младенцем, на организацию их социального взаимодействия. Иными словами, при создании программы ранней помощи мы исходили из приоритетов психического здоровья младенцев и детей раннего возраста из групп не только социального, но и медицинского и генетического риска отставания в развитии. Этапы обслуживания ребенка и семьи. Созданная в Санкт-Петербурге междисциплинарная, семейно-центрированная программа ранней помощи в дошкольном учреждении системы образования направлена на содействие развитию детей от рождения до трех лет: а) у которых обнаружено критическое отставание в раз витии в одной из следующих областей: познавательное развитие, развитие движения, языка и речи, самообслуживания, социальное и эмоциональное развитие; б) которые живут в физических или психических условиях высокой вероятности задержки в развитии. В результате проводимой в течение нескольких лет экспериментальной работы по созданию программы междисциплинарная команда сотрудников рекомендует следующие этапы обслуживания ребенка и семьи: 1. Направление. 2. Прием ребенка и семьи службой. 3. Первая встреча с родителями: интервью, заполнение индивидуальной карты регистрации ребенка и семьи. 4. Определение потребностей ребенка и семьи. 5. Междисциплинарное определение сильных и слабых сторон ребенка и семьи. 6. Междисциплинарное обсуждение направления и длительности ранней помощи. 7. Реализация программы ранней помощи: индивидуальное и/или групповое терапевтическое обслуживание ребенка и семьи. 8. Окончание программы ранней помощи, перевод ребенка и семьи в другие программы. Направления дальнейшего развития программы. К настоящему времени командой сотрудников дошкольного образовательного учреждения создана возможность перевода и включения детей, в течение нескольких лет посещавших службу ранней помощи и нуждающихся в продолжении обслуживания после достижения 3-4-летнего возраста, в группы того же детского сада. Организованы группы совместного пребывания здоровых детей и детей из групп риска отставания в развитии. Предлагается модель дошкольного образовательного учреждения, осуществляющего поэтапное и преемственное междисциплинарное се-мейно-центрированное обслуживание детей младенческого, раннего и дошкольного возраста и состоящего из двух подразделений: 1) службы ранней помощи для младенцев и детей раннего возраста с особыми потребностями; 2) подразделения включения детей, прошедших раннее вмешательство, в группы сверстников дошкольного возраста.
Контрольные вопросы 1. Перечислите основные виды ранней психотерапевтической помощи, опишите специфику ее теоретических основ и способов реализации. 2. Перечислите основные виды организации социально-педагогической программы ранней помощи, опишите их основные характеристики. 3. В чем состоит отличительная особенность программы ранней помощи в дошкольном образовательном учреждении Санкт-Петербурга, каковы организованные в ней этапы обслуживания ребенка и семьи? Литература 1. Лебович С. Взаимоотношения «родители—дети» как объект терапии // Мать, дитя, клиницист: новое в психоаналитической терапии. — М., 1994. С. 66-77. 2. Штерн Д. Фундаментальные аспекты лечения родителей и детей: общность разных подходов // Мать дитя, клиницист: новое в психоаналитической терапии. - М., 1994. - С. 13-23. 3. Мухамедрахимов Р. Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999. 4. Мухамедрахимов Р. Ж. Психология раннего вмешательства: Методические указания к спецкурсу. — СПб., 1998. Глава 19 ВНУТРЕННЯЯ КАРТИНА ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Теоретико-методологические подходы к исследованию внутренней картины здоровья Важное место в общей проблематике психологии здоровья занимает исследование внутренней картины здоровья (ВКЗ), которая является своеобразным эталоном здоровья, имеющим сложную структуру [13]. Внутренняя картина здоровья (ВКЗ) — это особое отношение личности к своему здоровью, которое выражается в осознании его ценности и активно-позитивном стремлении к его совершенствованию. В. А. Ананьев рассматривает ВКЗ как самоосознание и самопознание человеком себя в условиях здоровья [3]. Исследование внутренней картины здоровья имеет большое практическое значение. Как справедливо подчеркивал В. Е. Каган, без понимания внутренней картины здоровья невозможно понять внутреннюю картину болезни [6]. Особый интерес представляет изучение внутренней картины здоровья ребенка. Исследований в этом направлении крайне мало, за исключением фрагментарных исследований зарубежных и отечественных авторов. Сложная структура внутренней картины здоровья ребенка требует тщательного теоретико-методологического подхода к ее изучению. При исследовании внутренней картины здоровья необходим системный подход, предполагающий изучение ВКЗ как сложной системы, звенья которой тесно взаимосвязаны и взаимозависимы друг от друга. Принцип системного подхода к ВКЗ позволяет выделить не только ее различные уровни и подсистемы, но и основные системообразующие факторы, лежащие в основе формирования ВКЗ у ребенка. Еще один не менее важный принцип исследования ВКЗ — личностный подход. В качестве концептуального оформления структуры ВКЗ целесообразно использовать представление о личности как о системе отношений, формирующихся в онтогенезе в определенных социально-исторических, экономических и бытовых условиях [11]. Отношения представляют собой сознательную, основанную на опыте избирательную психологическую связь человека с различными сторонами жизни; эта связь проявляется в его действиях, реакциях, переживаниях. Отношения, характеризуют степень интереса, силу эмоций, желания, потребности и выс тупают в качестве движущей силы развития личности. Наиболее важным в структуре отношений является отношение человека к себе, которое проявляется в самопознании, эмоционально-ценностном отношении к себе. Б. Г. Ананьев рассматривал отношение к себе как наиболее позднее образование, завершающее становление системы отношений личности и обеспечивающее ее целостность [1]. Кроме системы отношений, особое значение при исследовании ВКЗ ребенка имеет исследование личности с позиций теории деятельности и социальной ситуации развития, представленных в работах отечественных психологов. (Выготский Л. С; Эльконин Б. Д.; Божович Л. И. и др.) Л. С. Выготский впервые ввел понятие «социальная ситуация развития», которую он рассматривал как особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, как источник формирования личностных свойств и качеств. Социальная ситуация развития — важнейшая характеристика возраста, оказывающая существенное влияние на формирование жизненных ценностей, в том числе и здоровья. Принципом изучения ВКЗ является и возрастной подход. Внешние и внутренние условия развития определяют особенности возраста ребенка как временной характеристики индивидуального развития. Качественное своеобразие каждого возрастного периода определяется на основе социальной ситуации развития ребенка и ведущего вида деятельности. Переход от одной ведущей деятельности к другой определяет смену возрастного периода. Представленные методологические подходы к ВКЗ имеют несомненное значение при психологическом анализе внутренней картины здоровья ребенка. ВКЗ — составная часть самосознания личности. Осознанное отношение человека к своим потребностям, способностям, влечениям, мотивам поведения, переживаниям и мыслям невозможно без пристального внимания к своему здоровью. Представления человека о своем психофизическом состоянии с определенными переживаниями отражается в различных формах его отношения к своему здоровью. В одних случаях это может быть адекватное отношение, в других — пренебрежение, в третьих — повышенное внимание [7]. Особый интерес представляет возрастной анализ внутренней картины здоровья, что имеет важное значение не только в профилактике заболевания, но и в формировании гармоничной личности. Основной компонент ВКЗ как у взрослых, так и у детей — отношение к здоровью, включающее три уровня отражения здоровья: когнитивный, эмоциональный и поведенческий. Когнитивный уровень предполагает представления ребенка о состоянии здоровья, что в значительной степени зависит от его возраста и уровня развития интеллекта. Эмоциональный уровень связан с различными видами эмоционального реагирования на здоровье, что определяется индивидуально-типологическими и индивидуально-психологическими характеристиками ребенка, а также особенностями его эмоционального реагирования на различные жизненные ситуации. Поведенческий уровень связан с актуализацией деятельности ребенка по сохранению здоровья. Это более высокий уровень отношения к здоровью и требует активной деятельности субъекта, направленной на сохранение и поддержание своего здоровья. Отношение ребенка к своему здоровью — это часть его Я-концепции. В современной психологии Я-концепция рассматривается как многоуровневая система, состоящая из трех основных блоков: ♦ описательный (образ «Я»); ♦ «отношенческий» (отношение к себе или к отдельным своим качествам); ♦ самооценочный (принятие себя). Я-концепция как интегрированное понятие включает не только представление индивида о себе в настоящем, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свою деятельность и возможность развития в будущем [4]. Как отмечает Берне, выделение описательной и оценочной составляющих позволяет рассматривать Я-кон-цепцию как совокупность установок, направленных на самого себя. Применительно к Я-концепции выделяются три главных элемента установки: 1. Когнитивная составляющая установки (образ «Я»), включающая представление индивида о самом себе. 2. Эмоционально-оценочная составляющая — это самооценка. Аффективная оценка образа «Я» может различаться по интенсивности как у ребенка, так и у взрослого. Так, конкретные черты образа «Я» могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением. 3. Потенциальная поведенческая реакция, т. е. те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом «Я» и самооценкой [4]. Я-концепция личности — важный регулятор поведения в соответствующих условиях. Она включает в себя две большие подсистемы: личностную и социальную идентичность. Личностная идентичность относится к самоопределению в терминах физических, интеллектуальных и нравственных личностных черт. Социальная идентичность определяется принадлежностью человека к различным социальным категориям: расе, национальности, классу, полу и т. д. Наряду с личностной идентичностью социальная идентичность оказывается важным регулятором самосознания и социального поведения. Адекватно осознанное и последовательное эмоционально-ценностное отношение личности к себе является центральным звеном ее внутреннего психического мира, создающим его единство и целостность. Эмоционально-ценностное отношение личности к себе возникает на основе переживаний, включенных в рациональные моменты самосознания. Разнообразные чувства, эмоциональные состояния, пережитые человеком в разное время, в разных жизненных обстоятельствах в связи с размышлением о себе, понимание самого себя и т. д. составляют тот эмоциональный «фонд» личности, который в дальнейшем оказывает существенное влияние на гармонизацию личности, на особенности ее поведения. В психологии традиционно различаются два вида образа «Я»: Я-реальное и Я-идеальное. Рассматривая структуру Я-концепции, Р. Берне замечает, что образ «Я» и самооценка поддаются лишь условному концептуальному различению, посколь ку в психологическом плане они неразрывно взаимосвязаны. Образ и оценка своего Я предрасполагают индивида к определенному поведению; поэтому глобальную Я-концепцию можно рассматривать как совокупность установок индивида, направленных на самого себя. Автор выделяет следующие основные составляющие Я-концепции: 1. Реальное «Я» — установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, т. е. с его представлениями о том, каков он на самом деле. 2. Зеркальное (социальное) «Я» — установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие. 3. Идеальное «Я» — установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать. Идеальное «Я», в отличие от реального, складывается из целого ряда представлений, отражающих сокровенные чаяния и устремления индивида. Эти представления бывают оторваны от реальности. Как отмечает Хорни, большое расхождение между реальным и идеальным «Я» нередко ведет к депрессии. Идеальное «Я» связано с усвоением культурных идеалов, представлений и норм поведения, которые становятся личными идеалами благодаря механизмам социального подкрепления. Реальное «Я» позволяет принимать решения и брать на себя ответственность за них. Оно ведет к подлинной интеграции и здоровому чувству целостности, тождества (Хорни К., 1998). Итак, ориентируясь на концепцию Бернса, рассмотрим когнитивные, эмоционально-оценочные и поведенческие составляющие образа «Я» у ребенка. Когнитивный компонент включает в себя знания ребенка о своих возможностях, в том числе и физических. Это и восприятие ребенка своего внешнего облика, своего тела, своих физических качеств (сила, выносливость, ловкость и пр.) Когнитивный компонент не только формирует представление ребенка о самом себе, но и включает отношение ребенка к себе, отражает его уровень самоуважения. Развитие этого компонента образа «Я» в значительной степени зависит от социального окружения ребенка, особенностей его воспитания и жизненного опыта. Эмоционально-оценочный компонент (самооценка) отражает результаты сравнения знаний ребенка о себе с другими детьми. Онтогенез оценочных образов «Я» связан с формированием у ребенка дифференцированных обобщенных знаний о себе в процессе деятельности и общения с окружающими. Аффективная оценка представлений ребенка о своих возможностях может обладать различной интенсивностью. Конкретные негативные или позитивные характеристики образа «Я» могут вызывать у него более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением. Поведенческий компонент образа «Я» включает в себя конкретные действия, которые могу быть вызваны образом «Я» и самооценкой. Это очень важный компонент в адаптации ребенка к окружающей действительности. Образ «Я» и отношение ребенка к здоровью различны на разных возрастных этапах. Возрастные особенности внутренней картины здоровья ребенка В психологии принято выделять 6 основных периодов психического развития в онтогенезе: ♦ младенческий (до 1 года); ♦ раннее детство (2-3) года; ♦ дошкольный (4-5 лет); ♦ младший школьный (6-10 лет); ♦ подростковый (11-14 лет); ♦ старший школьный или ранний юношеский возраст (15-17 лет). В младенческий период физическое неблагополучие ребенка проявляется в его многочисленных аффективных реакциях: крики, двигательное беспокойство и пр. Показатель здоровья ребенка — общий положительный фон его настроения. Это заметно не только по отсутствию беспокойства, плача, но проявляется ив поисковой активности младенца. Многообразные предметно-практические манипуляции, коммуникативная активность — все это не только показатели психического развития ребенка, но и его здоровья. В исследованиях зарубежных и отечественных психологов подчеркивается важная роль ранних эмоциональных контактов в развитии личности ребенка. Известный английский психолог Джон Боулби, наблюдая младенцев, воспитывающихся в сиротских домах, обратил внимание на то, что в более старшем возрасте у них наблюдались различные эмоциональные проблемы, деструктивное поведение, неадекватная самооценка. Эти особенности автор связывал с отсутствием у них ранних эмоциональных контактов с матерью. Уже сразу после рождения младенцы сосредоточиваются на человеческом голосе и лице, причем многочисленные эксперименты показали, что человеческое лицо они предпочитают другим визуальным стимулам. Примерно в трехнедельном возрасте малыши начинают улыбаться при звуке человеческого голоса, а уже в трехмесячном возрасте улыбаются любому лицу, даже его картонной модели. Именно улыбка младенца способствует взаимному проявлению любви и заботы между ребенком и родителем и формированию эмоционального здоровья. Плач, лепет, хватания, а также поисковые и сосательные рефлексы Младенца — тоже социальные реакции. Начиная с трехмесячного возраста социальные реакции младенца становятся более избирательными. Именно в этот период у малыша формируется наиболее сильная привязанность к матери, которая с наибольшей готовностью отвечает на его сигналы. Дальнейшие исследования показали, что степень привязанности годовалых малышей к матерям зависела также от особенностей их реагирования на сигналы о потребностях младенцев. По степени привязанности к матери были выделены три группы младенцев: надежно привязанные, избегающие и амбивалентные младенцы. Наблюдения за младенцами в течение 15 лет убедительно доказали, что наиболее адаптированными оказались дети первой группы (надежно привязанные). В социальной обстановке (в школе, в летних лагерях) они получали более высокие баллы по таким качествам, как отзывчивость и лидерство, т. е. демонстрировали здоровый паттерн развития. В период раннего детства, особенно на втором году жизни, интенсивно развиваются психомоторные функции ребенка. Ребенок проявляет поисковую активность, наблюдается избирательное отношение к окружающим, основным средством общения становится речь, вытесняющая жесты и лепет. Ребенок по-разному проявляет свои эмоции в присутствии посторонних и матери. Разлука с матерью, перемена места жительства, аффективная неустойчивость взрослых может негативно отразиться на состоянии здоровья малыша. Особое значение для здоровья ребенка в этот возрастной период имеют особенности отношений матери к нему. Американский психолог С. Броди выделил 4 типа материнского отношения. Матери первого типа легко и органично приспосабливались к потребностям младенца. Для них было характерно поддерживающее разрешающее поведение. Они не навязывали малышу свои требования и терпеливо относились к его особенностям и потребностям. Например, они не пытались рано приучить ребенка к туалету, а терпеливо ждали, когда он сам «дозреет». Матери второго типа сознательно старались приспособиться к потребностям ребенка, они были склонны к доминированию, что нередко вносило напряженность в процесс общения с ребенком. Матери третьего типа не проявляли большого интереса к ребенку. Основу их материнства составляло чувство долга. В отношениях с ребенком у них не было естественности, теплоты. Наблюдался жесткий контроль за поведением малыша, матери часто делали им замечания.
Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 555; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |