Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Все галлюциногены производят непредсказуемое, но всегда негативное действие. 8 страница





идут в туалетную комнату, где вызывают рвотный рефлекс. Это, с одной стороны, освобождает подростка от пищи, грозящей пополнением, с другой — приносит пси­хологическое облегчение. Со временем наступает момент, когда рвотный рефлекс уже автоматически срабатывает на прием пищи и в результате формируется забо­левание. Первоначальная причина болезни успешно вытеснена, а остались ее по­следствия.

Компенсация наиболее часто встречается в подростковом возрасте. Она про­является в прикрытии собственной неполноценности через подчеркивание жела­емых черт или в преодолении неуспехов в одной сфере деятельности сверхудов­летворением в других сферах. Например, болезненный, робкий, физически сла­бый подросток при выборе видов спорта отдает предпочтение боксу или самбо. Испытывая сверхкомпенсаторное желание доказать всем свою значимость в оп­ределенном виде деятельности, такие подростки часто делают это'в ущерб своему здоровью, подчеркнуто пренебрежительно относясь к нему.

Идентификация — это бессознательный перенос на себя чувств и качеств, при­сущих другому человеку, позволяющий подростку преодолеть собственную сла­бость и чувство неполноценности. Этот защитный механизм формируется с дет­ства, он важен для усвоения ребенком норм социального поведения. В подростко­вом возрасте идентификация как защитный механизм нередко проявляется в таких стойких поведенческих реакциях, как подражание. Это может быть подра­жание знакомым, любимым артистам и даже асоциальным личностям (вор в за­коне, наркоман, крутой бизнесмен и пр.). Идентификация как защитный механизм часто наблюдается у инфантильных подростков с неустойчивой самооценкой. У таких подростков часто наблюдается неадекватное отношение к своему здоро­вью. Например, четырнадцатилетний подросток впервые попробовал наркотики, после того как узнал из телевизионной передачи, что его кумир, рок-музыкант «ба­луется наркотиками».

Рационализация — это попытка личности доказать с целью самоутверждения, что поведение рационально и оправданно и потому социальноодобряемо. Рацио­нальное объяснение как защитный механизм направлено не на разрешение про­тиворечия, лежащего в основе конфликта, а на снятие напряжения с помощью исевдологических объяснений при переживании дискомфорта. Эти «оправдатель­ные» объяснения мыслей и поступков более этичны и благородны, нежели истин­ные мотивы человека, т. е. рационализация направлена на сокрытие личностью истинной мотивации своего поведения. Например, подросток оправдывается, что много курит, и объясняет: курят все, курили великие люди. Ему обидно признать­ся, что курение превратилось у него во вредную привычку, что после употребле­ния сигарет болит голова и тошнит. Рационализируя, он находит оправдательные мотивы своего поведения. Причем он может так красиво убеждать и объяснять, что сам начинает верить во все это. Нередко подростки, пользующиеся рациональ­ной защитой, стараются построить свою концепцию как панацею от беспокойства и тревоги. Они заранее обдумывают все варианты своего поведения и их послед­ствия. Эмоциональные переживания у них часто маскируются усиленными по­пытками рационального истолкования событий.

Проекция — защитный механизм, при котором человек приписывает другим людям свои собственные, неприемлемые для сознания инстинкты и желания. Как


защитный механизм проекция проявляется в переносе личностью собственных (чаще негативных) характеристик на других людей. Например, подросток нетер­пим к самоуверенным, самовлюбленным людям, поскольку сам не чужд этих ка­честв. Или убежден в чужой непорядочности, а сам втайне склонен к ней. Для та­ких подростков характерно скрытое желание иметь противников для самоутвер­ждения. Они конфликтны, могут быть агрессивны, склонны к зависти, поиску негативных причин успеха у окружающих. У них наблюдается неадекватно завы­шенная самооценка или заниженная самооценка здоровья.

Регрессия как защитный механизм проявляется в возвращении ребенка или подростка к более примитивным способам реагирования на стрессовую ситуа­цию. Такт у ребенка это плаксивость, капризность, раздражительность, беспри­чинное упрямство, перепады настроения. У одних детей наблюдается энурез (не­держание мочи), обкусывание ногтей, сосание пальцев. Другие дети и подростки получают успокоение от обильной еды, питья, курения. Преобладание регрессии как защитного механизма часто наблюдается у инфантильных подростков, а так­же у детей и подростков с задержкой психического развития. Несамостоятель­ность, инактивность, эмоциональная неустойчивость могут способствовать фор­мированию у них аддиктивного поведения. Для них характерна неадекватная самооценка здоровья, слабая рефлексия, ситуативное поведение. Например, у четырнадцатилетнего подростка сформировалась компьютерная зависимость. Вместо школы он посещал компьютерные салоны, постоянно играл в компью­терные игры. У него появились головные боли, неустойчивый сон, ночной эну­рез, резко снизилось зрение. Он стал раздражительным, капризным. Но свое здо­ровье он оценивал как хорошее, отказывался от посещения врачей и убегал в компьютерные салоны.

Итак, защитные механизмы по-разному отражаются на внутренней картине здоровья ребенка. В одном случае ребенок или подросток подавляет в себе мысли о здоровье, отрицая свои внутренние проблемы, связанные со здоровьем (отрица­ние). В другом — «забывает» о травмирующем событии, связанном с неблагопо­лучным здоровьем (вытеснение). В третьем — ищет выход в самооправдании и снисхождении к своим проблемам, связанным со здоровьем (рационализация). В четвертом — старается исказить существующую реальность и занимается само­обманом (проекция, фантазирование, регрессия).

 

Роль семьи в формировании внутренней картины здоровья

Как уже подчеркивалось выше, важную роль в формировании внутренней карти­ны здоровья играет близкое микросоциальное окружение ребенка, т. е. его семья.

Систему отношений родителей к здоровью ребенка целесообразно рассматри­вать по следующим направлениям:

♦ удовлетворение потребностей ребенка;

♦ способы удовлетворения потребностей;

♦ стили семейного воспитания.


Удовлетворение потребностей ребенка в семьях проявляется по-разному. Это может быть постоянное потворствование ребенку, когда родители стремятся к максимальному и некритическому удовлетворению любых его потребностей. Не­редко встречается игнорирование потребностей ребенка, особенно духовных, по­требностей в эмоциональных контактах, в общении с родителями. Удовлетворе­ние потребностей зависит от материального благополучия семьи, от понимания родителями насущных потребностей ребенка, от личностных особенностей самих родителей и их личностных установок и стереотипов.

Все здравомыслящие родители понимают, что их здоровье и здоровье ребен­ка — важная жизненная ценность. Однако отношение родителей к здоровью ре­бенка нередко носит формальный Характер. На вопрос «Что нужно ребенку, что­бы он был здоров?» большинство родителей утверждают: «Хорошее питание», «Свежий воздух», «Хорошее медицинское обслуживание» и т. д. Почти никто из них не обратил внимание на го, что для здоровья ребенка важно и полноценное общение с ним, эмоциональные контакты, особенно в раннем возрасте, а также по­нимание родителями истинных потребностей ребенка.

Крайне негативное влияние на развитие внутренней картины здоровья оказы­вают ранние психические депривации ребенка. У ребенка, брошенного матерью в раннем возрасте, формируется недоверие к окружающему его миру. В дальнейшем это может проявиться в искаженной самооценке, многочисленных страхах, конф­ликтном поведении, настороженном отношении к окружающим.

Ранняя психическая депривация может наблюдаться не только у детей, бро­шенных родителями. Если в материнском отношении к ребенку преобладают от­вержение, игнорирование его потребностей из-за погруженности в собственные дела и переживания, то у ребенка возникает чувство опасности, что впоследствии может привести к апатии, депрессии, а также к недостатку инициативы и любоз­нательности, к искажению самооценки.

Искаженная самооценка негативно влияет на оценку здоровья, особенно в подростковом возрасте. В наших исследованиях было выявлено, что в отличие от подростков, воспитанных в семьях, подростки, воспитанные вне семьи, в сво­их самооценках здоровья ориентируются на оценки окружающих (педагогов, од­ноклассников), а не на собственные оценки. В их поведении часто наблюдались саморазрушительные реакции, примитивные способы психологической защиты, такие как проекция и регрессия,структура их личности отличалась выраженной дисгармонией.

Способы удовлетворения потребностей ребенка, особенно в ранний возраст­ной период, оказывают существенное влияние на формирование его ВКЗ.

Ребенок очень рано сталкивается с тем, что не все его желания могут быть удов­летворены, а значит, он должен принять ограничения, запреты. В результате воз- -никает конфликт между «хочу» и «нельзя». Например, полуторагодовалый ребе­нок тянется к новому блестящему утюгу, проявляя познавательную активность. Мать делает ему замечание, останавливает его и тем самым подавляет его иници­ативу. Обиженный ребенок отходит от утюга, его инициатива погашена. У неко­торых детей возникает чувство вины, которое в дальнейшем может исказить его самооценку. Такому ребенку будет трудно научиться доверять себе и адекватно оценивать свои возможности при решении различных жизненных проблем.


Важным в развитии ВКЗ является правильное формирование потребности у ребенка в соблюдении элементарных гигиенических норм и правил. Приучение ребенка к туалету формирует у малыша контроль над своим организмом, поведе­нием и чувствами, т. е. способствует развитию произвольного поведения. Неко­торые родители начинают приучать ребенка к туалету уже в первые полгода его жизни. В исследованиях психологов убедительно доказано, что такие неразумные требования — своеобразная психическая травма для ребенка. Впоследствии у ре­бенка может развиться конфликт типа «не хочу, но надо». У детей с такой формой внутриличностного конфликта в более старшем возрасте наблюдается искажение внутренней картины здоровья в сторону повышенной фиксации на проблемах здоровья, в тревожно-мнительном отношении к нему.

Не менее важно в формировании внутренней картины здоровья ребенка отно­шение родителей к активности и деятельности ребенка. Если родители постоян­но обесценивают деятельность ребенка («Ты мог бы лучше»), то у ребенка фор­мируется страх неудачи («Не буду даже пробовать, все равно не получится»), и на этом фоне — личностная зависимость от родителей. Это проявляется в неадек­ватно низкой самооценке ребенка, в подражательном поведении, в несамостоя­тельности. Ребенок таких родителей часто ощущает себя нездоровым, слабым, неудачником. В подростковом возрасте могут проявляться такие негативные по­веденческие реакции, как отказ, протест, оппозиция. Подросток активно протес­тует против повышенных требований к нему. Протест может проявляться и в форме ранней алкоголизации, токсикомании, наркомании, причем у таких подро­стков часто формируется групповая психическая зависимость от алкоголя, нар­котиков, компьютеров и пр.

Стили семейного воспитания играют далеко не последнюю роль в формиро­вании ВКЗ ребенка. В отечественной и зарубежной литературе достаточно под­робно описаны стили семейного воспитания, негативно влияющие на формиро­вание личности ребенка. Так, В. И. Гарбузов с соавторами выделил три типа не­правильного воспитания, практикуемых родителями детей, больных неврозами:

♦ воспитание по типу А (неприятие, эмоциональное отвержение);

♦ воспитание по типу Б (гиперсоциализирующее), что проявляется в тревож­но-мнительной концентрации родителей на состоянии здоровья ребенка, его социальном статусе;

♦ воспитание по типу В (эгоцентрическое), когда ребенок — «кумир семьи» и внимание всех членов семьи сосредоточено на нем.

Описанные выше стили воспитания оказывают патогенное влияние на отно­шение ребенка к своему здоровью.

Крайне негативное влияние на ВКЗ оказывает воспитание по типу А. В прак­тике различаются два вида этого типа воспитания: скрытое и открытое эмоцио­нальное отвержение. При скрытом эмоциональном отвержении родители фор­мально удовлетворяют все потребности ребенка, обеспечивают его материально, заботятся о его здоровье, обучении. Однако между родителями и ребенком от­сутствуют эмоционально-доверительные контакты. У таких детей часто наблю­даются неадекватные аффективные реакции, которые выражаются в конфликтах


с окружающими. У некоторых детей наблюдается высокая эмоциональная зави­симость от других взрослых. Неудовлетворенная потребность в эмоциональных контактах компенсируется также неразборчивым общениемв подростковых ком­паниях, ранней сексуальностью и пр. Эмоциональное отвержение ребенка может проявляться как в жестком контроле за ним, так и в полном равнодушии родите­лей к распорядку жизни ребенка. Противоречивость структуры личности таких детей отражается в их неустойчивых самооценках и самооценках своего здоровья. Их искаженный образ «Я» искажает и эмоциональное отношение к своему здоро­вью. Многие подростки, переоценивая свои возможности, начинают употреблять токсические вещества, наркотики, алкоголь. При эмоциональном отвержении у некоторых детей младшего школьного возраста отмечается неадекватно занижен­ная самооценка здоровья, и они, чтобы обратить внимание родителей, симулиру­ют болезнь, придумывая те или иные недуги.

Тип воспитания Б, проявляющийся в тревожно-мнительной концентрации родителей на состоянии здоровья ребенка, формирует у него ипохондрию, неса­мостоятельность, комплекс неполноценности. Обостренное внимание и забота о ребенке при таком стиле сочетается с мелочным контролем, обилием ограничений и запретов. В подростковом возрасте этот стиль воспитания формирует нереши­тельность, неумение постоять за себя, повышенную тревожность за свое здоровье. У некоторых подростков наблюдается своеобразный уход в болезнь, которой не существует. Однако в отдельных случаях при таком стиле семейного воспитания в подростковом возрасте наблюдаются реакции протеста. Подросток, как бы на­зло родителям, начинает экспериментировать над собой: голодает, не ест белковую пищу, отказывается надевать теплую одежду в холодное время и пр. Неадекватно заниженная самооценка здоровья, наблюдаемая у детей в младшем школьном воз­расте, в подростковом возрасте сменяется неадекватно завышенной самооценкой своих возможностей, что может способствовать формированию деструктивного или аддиктивного поведения.

Тип воспитания В способствует формированию у ребенка эгоцентризма, аф­фективной.неустойчивости, что крайне негативно отражается на ВКЗ. С одной стороны, у ребенка формируется повышенная фиксация на проблемах своего здо­ровья, с другой — когда надо принять необходимые меры по поддержанию и со­хранению здоровья, такой ребенок испытывает существенные трудности: отказы­вается от посещения врача, склонен преувеличивать свою болезнь, не соблюдает профилактические мероприятия (занятия спортом, профилактические обследо­вания, соблюдение режима и т. п.).

В процессе психологического анализа влияния особенностей воспитания на внутреннюю картину здоровья следует выделять следующие параметры родитель­ского поведения:

1. Степень родительского контроля. Интенсивность контролирующих дей­ствий родителей оказывает двоякое влияние на отношение ребенка к свое­му здоровью. Умеренный родительский контроль способствует развитию у него элементарных гигиенических навыков и адекватного отношения к свое­му здоровью. Постоянный контроль может сформировать у него склонность к зависимому, подражательному поведению, негативизм при требованиях


к выполнению элементарных норм и правил ухода за своим телом. При не­разумном контроле у ребенка может возникнуть эмоциональный диском­форт, что является благоприятным фоном для развития искаженной само­оценки здоровья.

2. Неадекватность требований родителей по отношению к ребенку, которая может быть обусловлена двумя факторами: непониманием родителями по­требностей ребенка или проекцией на ребенка своих нереализованных пла­нов. Например, мать, не достигшая успехов в спорте, требует от соматиче­ски ослабленного ребенка систематических занятий спортом, мотивируя тем, что это полезно для здоровья. Неразумные требования родителей к ре­бенку искажают его самооценку, способствуют формированию комплекса неполноценности, чувства вины или, наоборот, вызывают у ребенка откры­тый или скрытый протест. Разумные требования в значительной степени определяются знанием физических и психических возможностей ребенка.

3. Способы общения родителей с детьми. В практике можно выделить два стиля общения с ребенком: авторитарный и демократический: Родители с авторитарным стилем общения не склонны четко и однозначно выражать свои требования к ребенку, они раздражаются, прибегают к косвенным ме­тодам в форме крика, ругани, жесткого наказания. Например, такие родители, внушая ребенку необходимость соблюдения элементарных гигиенических норм и правил, часто вызывают у ребенка негативную реакцию. Родители с демократическим стилем общения стремятся использовать разнообразные вос­питательные методы, чтобы добиться от ребенка послушания, обосновыва­ют свою точку зрения, готовы обсуждать с ребенком проблемы здоровья, выслушивать их аргументацию.

4. Степень эмоциональных контактов. Этот параметр проявляется в эмоцио­нальной поддержке ребенка, в способности родителей выражать сочувствие, любовь и теплое отношение к ребенку. Степень эмоциональных контактов зависит от эмоциональной зрелости самих родителей. Отсутствие или сла­бое проявление эмоциональных контактов искажает Я-концепцию ребенка и негативно отражается на его отношении к своему здоровью.

Итак, внутренняя картина здоровья ребенка в значительной степени опреде­ляется особенностями его семейного воспитания. Адекватный контроль, разумные требования к ребенку в сочетании с эмоциональным принятием его и демократи­ческим стилем общения с ним способствует адекватному отношению ребенка к своему здоровью.

 

Психологическая помошь детям и подросткам с искаженной внутренней картиной здоровья

Внутреннюю картину здоровья ребенка мы рассматриваем как динамическую систему, включающую в себя систему представлений ребенка о своем здоровье, осознание им своих физических и психических возможностей, самооценку здоро­вья, а также субъективное восприятие и оценку влияющих на здоровье факторов.


Внутренняя картина здоровья формируется у ребенка в процессе социализа­ции, воспитания, но имеет и определенные соматические и индивидуально-при­родные детерминанты.

Развитие ВКЗ ребенка осуществляется поэтапно и по мере его взросления перемещается внутрь личности, проявляясь в его поведении.

Содержательно-структурные характеристики внутренней картины здоровья определяются особенностями психологической защиты личности ребенка.

В связи с вышеизложенным рассмотрим основные направления психологиче­ской помощи ребенку с искаженной внутренней картины здоровья.

Психологическую помощь детям с искаженной внутренней картиной здоровья мы рассматриваем как сложную систему психолого-педагогических воздействий, направленных:

♦ на укрепление социальной позиции личности ребенка в семье и в коллек­тиве сверстников;

♦ на формирование системы ценностных установок и ориентации;

♦ на развитие Я-концепции (самосознание, самооценки, самоотношение);

♦ на смягчение эмоционального,дискомфорта и устранение вторичных лич­ностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями в связи с искажением Я-концепции;

♦ на формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции.

Сложность и своеобразие ВКЗ у ребенка и подростка требует соблюдения ос­новных принципов психологической помощи. Это принцип индивидуального под­хода к ВКЗ ребенка с учетом всех факторов ее формирования: биологического, индивидуально-типологического, психологического, социально-психологическо­го и принцип комплексного подхода с привлечением к психологической помощи педагогов, родителей, социальных и медицинских работников.

Психологическая помощь включает в себя три основных уровня организации: общий, частный и специальный.

1. Общий уровень психологической помощи включает:

-Ф организацию жизнедеятельности ребенка в школе и в семье с учетом его психофизических особенностей;

•Ф- регуляцию психофизических и эмоциональных нагрузок ребенка в со­ответствии с его возрастом и индивидуальными особенностями;

■Ф- просветительную работу, направленную на знакомство ребёнка и подро­стка с проблемами физического и психического здоровья.

2. Частный уровень психологической помощи представляет собой систему
психологических воздействий, направленных на формирование адекватно-
го отношения ребенка к себе и своему здоровью. Сюда входят:

-Ф- формирование адекватного самовосприятия;

-Ф- развитие самооценочного компонента личности ребенка или подростка; -Ф развитие самоуважения и адекватных способов межличностного взаимо­действия.


3. Специальный уровень психологической помощи направлен на коррекцию искаженной внутренней картины здоровья и включает следующие задачи:

изменение родительских установок и позиций по отношению к здоровью ребенка;

4> устранение вторичных личностных реакций, связанных с искаженным

представлением ребенка о своем здоровье; •Ф- формирование адекватных способов эмоционального реагирования на

особенности здоровья и развитие продуктивных защитных механизмов.

Все уровни психологической помощи взаимосвязаны и взаимозависимы друг от друга.

Формы организации психологической помощи зависят от поставленных перед психологом задач. Это может быть психологическое консультирование, коррек­ция, а в более сложных случаях — систематическая психологическая поддержка или психологическое сопровождение.

В процессе психологического консультирования детей с искаженным отношени­ем к своему здоровью необходимо учитывать сложную структуру особенностей развития Я-концепции ребенка, характер сочетания в его внутренней картине здо­ровья таких факторов, как социальная ситуация развития, индивидуально-психо­логические характеристики, особенности межличностного общения в семье и в социуме. Психологическое консультирование мы рассматриваем как один из спо­собов психологического воздействия, направленный на гармонизацию личност­ной структуры детей, снижение эмоционального дискомфорта и нормализацию межличностных отношений.

Психологическое консультирование представляет собой системную модель, состоящую из следующих основных блоков:

♦ гностического;

♦ конструктивного;

♦ организационного;

♦ коммуникативного;

♦ оценочного.

Выделенные нами блоки тесно связаны между собой и отражают динамику консультативного процесса.

Основной задачей гностического блока консультирования является анализ специфики внутреннего и межличностного конфликта детей, определение роли различных факторов в их возникновении.

Важное значение на данном этапе консультирования имеет установление кон­сультативного контакта. От этого зависит организация и функционирование те­рапевтической системы «семья—ребенок—психолог». Формирование такого кон­такта начинается с первой встречи психолога с ребенком и его родителями. Ребе­нок, если позволяет его возраст, и родители должны почувствовать, что они выслушаны и поняты. Нередко родители обращаются к психологу с готовой мо­делью желаемого результата консультирования и настаивают на ее осуществле­нии. Например, мать обращается к психологу с жалобой на то, что сын много вре­


мени проводит за компьютером и это вредит его здоровью. Она ставит перед пси­хологом конкретную задачу: внушить сыну, что проводить много времени за ком­пьютером вредно. Перед психологом стоит задача точно и адекватно оценить ис­тинное содержание и значение жалоб родителей. Каждый из таких случаев тре­бует кропотливого анализа, позволяющего понять неосознаваемые родителями мотивы обращения к психологу. В данном случае у матери и сына наблюдались выраженные межличностные конфликты, а увлечение сына компьютером было своеобразной защитной реакцией на сложившуюся конфликтную ситуацию. На первых этапах консультирования психолог может столкнуться со скрытым содер­жанием жалоб. Это нередко обусловлено неподготовленностью родителей к кон­сультации. Психологу очень важно правильно поставить вопрос, чтобы перевес­ти скрытое содержание родительских жалоб в явные.

Искажение ВКЗ у ребенка и подростка нередко обусловлено тревожностью. Интенсивность тревожности зависит не только от ситуации, но и от личностных факторов ребенка, причем личностные факторы могут иметь более существенное значение, чем ситуационные. Преобладание личностных факторов указывает на личностную тревожность как личностную черту ребенка, обусловливающую го­товность его к тревожным реакциям. В старшем возрасте тревожность проявля­ется как беспокойство, душевный дискомфорт, а в более младшем — в нарушени­ях поведения: суетливости, неусидчивости, двигательном беспокойстве. Кроме тревожности следует выделить такое личностное качество, присущее детям до­школьного и младшего школьного возраста, как эмоциональность. Она проявляет­ся в том, что ребенок живо откликается на негативные и положительные измене­ния в его окружении. Эти переживания в большинстве случаев носят позитивный характер и имеют важное приспособительное значение. Однако при определенных условиях эмоциональность может играть отрицательную роль, способствовать формированию эмоционального напряжения, что нередко приводит ребенка к невротическим или соматическим расстройствам. Традиционно выделяются три типа проявлений, связанных с эмоциональным напряжением в детском возрасте: 1) преневротические, 2) вегетодистонические и 3) соматические.

К преневротическим проявлениям относятся нарушения сна (трудности засы­пания, разговоры во сне, кошмарные сновидения), тики, патологические привыч­ки, навязчивости, беспричинный плач. К вегетодистоническим — головокруже­ния, головные боли, сердцебиения, одышка, обмороки и пр. Соматические про­явления включают повышенную жажду, булимию, рвоту после еды, ожирение, непереносимость отдельных видов пищи, субфебрилитет неясного происхожде­ния, эпизодический кожный зуд, неоднократно появляющиеся кожные высыпа­ния и др.

Искажение ВКЗ может быть обусловлено стрессовыми ситуациями. Степень воздействия стрессовой ситуации на ребенка определяется такими факторами:

♦ особенности индивидуального опыта ребенка;

♦ его адаптационные возможности, включающие не только психофизиологи­ческий потенциал, но и индивидуальные личностные реакции;

♦ характер и специфика психологической защиты.


В немногочисленных исследованиях зарубежных и отечественных психологов подчеркивается детерминирующая роль некоторых пролонгированных стрессо­вых факторов, оказывающих негативное влияние па ВКЗ ребенка [5, 10, 12 и др.]. Это неадекватные методы воспитания ребенка, развод родителей, дисгармонич­ная семья, трудные условия обучения ребенка, неприятие коллективом сверстни­ков и др.

Как упоминалось выше, на формирование ВКЗ у ребенка большое влияние оказывает отношение родителей к их здоровью. Если родители предъявляют к нему адекватные требования, то у ребенка формируется положительный образ «Я». Если родители не уверены в состоянии здоровья ребенка, постоянно опасаются возникновения заболеваний, то это приводит к аналогичной позиции самого ре­бенка. У него формируется ущербный образ собственного «Я» и соответствующее отношение к своему здоровью. Неблагоприятный психологический климат в се­мье и неадекватные стили семейного воспитания способствуют формированию у ребенка состояния беспомощности, эмоционального дискомфорта.

Основная задача конструктивного блока психологического консультирования детей с искажением ВКЗ — проектирование консультативного процесса, отбор средств и методов.

В зависимости от результатов первичной диагностики в процессе консульти­рования может быть поставлен вопрос о специальной диагностике, если некото­рые проблемы остались неразрешенными. Следует подчеркнуть нецелесообраз­ность применения единых стандартных тестов, особенно на начальных этапах консультирования. Это может привести психолога к избытку информации, ко­торая затрудняет консультативный процесс. Учитывая, что системообразующим фактором ВКЗ является Я-концепция ребенка, необходимо использовать мето­ды, направленные на ее уровневый и структурный анализ. С этой целью можно использовать прожективные методы: Дембо — Рубинштейна, метод незакончен­ных предложений, рисуночные методы, методики КАТ иТАТ, метод Розенцвей-га, Рене — Жиля и др.

Главная задача организационного блока — обучить участников консульти­рования (дети-родители) объективизировать психотравмирующие ситуации и причины эмоционального дискомфорта, а также активизировать роль каждого участника консультирования.

Особую сложность представляет консультирование детей и подростков, при­чина искажения ВКЗ которых кроется в фобиях (страхах), в основе их — глубоко скрытая тревожность. Сущность механизма формирования фобий заключается в смещении тревожности от первичной ситуации или объекта, вызвавших беспо­койство, на другую ситуацию или объект. Например, на глазах ребенка умер де­душка. У ребенка наблюдается страх смерти, он постоянно об этом думает, прояв­ляет тревожную мнительность о своем здоровье. Такое смещение происходит у ребенка вследствие неразрешенных внутренних конфликтов. Психолог не должен поспешно интерпретировать внутренние конфликты ребенка только на основании его конкретной фобии. За одной и той же фобией у разных детей и их родителей могут скрываться разные конфликты. В основе поведения ребенка с преоблада­нием фобий лежит усиленное стремление избежать тревоги, неосознанное жела­




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 485; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.