Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Все галлюциногены производят непредсказуемое, но всегда негативное действие. 4 страница




В настоящее время в перинатальной психологии широкое распространение получил диадический подход (Rotter J. В., 1966; Mahler М. S., 1975; Stern D. N., 1977; Lebovici S., 1983; Winnicott D. W., 1988; Field Т. M., 1990; Батуев A. C, 1997; Мухамедрахимов P. Ж., 1999; Филиппова Г. Г. 1999 и др.). Согласно этому подхо­ду, мать и младенец рассматриваются как составляющие одной системы. Именно в рамках этой системы ее элементы взаимно развиваются и приобретают статус матери или ребенка. Благоприятное развитие этой системы — залог здоровья и ребенка, и его матери. Психическое развитие ребенка, формирование его личнос­ти во многом связаны с успешностью развития раннего диалога между младенцем и матерью (Emde R. N., 1989; Sroufe L. А., 1989). В процессе диалога, осуществ­ляемого посредством невербального общения и при помощи так называемого проторазговора, устанавливаются экспрессивно-эмоциональные коммуникации, идет становление типа семейного воспитания. При этом состояние здоровья ма­тери и состояние здоровья ребенка взаимозависимы. В связи с этим здоровье бе­ременной женщины, роженицы, кормящей матери также должно быть предметом внимания перинатальной психологии.

Возникающие в результате зачатия диады «беременная—плод», а затем «мать-дитя» являются подсистемами семьи; при этом и семья, и подсистемы взаимно влияют друг на друга.

 

Влияние особенностей зачатия

на развитие человека и его здоровье

Во многом проблемы здоровья ребенка, его развития связаны с ситуацией и со­стоянием родителей в момент зачатия. С биологической точки зрения на разви­тие плода и ребенка, на состояние его здоровья, безусловно, влияют возраст роди­


телей (особенно матери), наличие или отсутствие у них болезней, наследственный фактор, материальное благосостояние семьи, социально-бытовые условия и т. п.

О связи становления психических функций, развития личности будущего ребен­ка с психосоциальными факторами, определяющими особенности зачатия, пи­сал основатель теории транзакционного анализа Э. Берн (Е. Bern, 1972). Он счи­тал, что «ситуация зачатия человека может сильно влиять на его судьбу». Непос­редственную ситуацию зачатия он предлагал называть «зачаточной установкой». Независимо от того, была ли ситуация результатом случайности, страсти;, любви, насилия, обмана, хитрости или равнодушия, Э. Берн предлагает анализировать любой из этих вариантов. Необходимо выяснить, каковы были обстоятельства, как подготавливалось это событие, планировалось ли оно, а если планировалось, то как: хладнокровно и педантично, темпераментно, с разговорами и обсуждениями или при молчаливом страстном согласии. В жизненном сценарии будущего ребен­ка, утверждает Э. Берн, могут отразиться все эти качества, так как отношение ро­дителей к интимной жизни отражается на их отношении к ребенку.

На основании своих исследований Э. Берн выделял «родовые сценарии». Наи­более часто, считал он, встречаются сценарии «происхождение» и «искалеченная мать». В основе первого лежат сомнения ребенка в том, что его родители настоя­щие, в основе второго — знание ребенка о том, как тяжелы были роды для матери.

К сожалению, в настоящее время зачатие в большинстве случаев бывает не за­планированным, а случайным. Если в результате этого женщина все же вынаши­вает нежеланного ребенка, то у нее во время беременности часто отмечаются ве­гетативные нарушения, обострения психосоматических и хронических физических заболеваний, токсикозы, различные невротические реакции, стертые депрессивные состояния. Все это приводит к искажениям антенатального взаимодействия в си­стеме «беременная—плод». При этом беременные женщины оказываются не го­товыми к родам, а ребенок уже в утробе лишается базового доверия к матери и окружающему миру, что впоследствии приводит к повышенной тревожности, сни­жению чувства собственного достоинства.

Нежеланных детей рожают преждевременно примерно в 8 раз чаще, чем же­ланных. Но даже у доношенных нежеланных детей в 45% случаев отмечаются признаки морфофункциональной незрелости. Из числа нежеланных младенцев 46,9% нуждаются в интенсивной терапии в связи с возникшими сразу же после родов соматическими и неврологическими осложнениями, среди желанных детей таких лишь 14,8% (Брутман В. И., Северный А. А., 2001).

Выделены следующие факторы риска психической патологии у нежеланных детей:

1. Наследственно-конституциональный (наличие у родителей психических заболеваний и личностных девиаций).

2. Психологическая неготовность женщины к материнству (враждебность к плоду и связанные с ней нарушения сенсорного и гуморального взаимодей­ствия в антенатальном периоде).

3. Психические, поведенческие, соматические нарушения у будущей матери во время беременности.

4. Задержки созревания плода и недонашиваемость.


При выявлении этих факторов желательна консультация у психолога или пси­хотерапевта.

Отвержение еще не родившегося ребенка влияет на его социальную адаптацию в дальнейшей жизни. Многие из таких детей имеют заниженную самооценку, ис­пытывают большие трудности в установлении межличностных отношений. Позднее им трудно выбрать профессию, создать семью. К своим собственным детям они нередко холодны.

Э. Берн придавал большое значение очередности рождения. Наши клиниче­ские наблюдения также подтверждают, что особенности развития и состояние здо­ровья младенца во многом зависят от того, во время какой стадии жизнедеятель­ности семьи он родился. Супружеские отношения (холон), семья, как и человек, рождается, развивается, болеет; может выздороветь или преждевременно умереть. Иногда «заболевания» семьи приобретают хроническое течение. Рождение ребен­ка в здоровой семье благоприятно, в больной — чревато нарушениями его разви­тия и здоровья. Иногда супруги или один из них видят в зачатии и рождении ре­бенка способ выхода семьи из критической ситуации, ее выздоровления. По нашим наблюдениям, рождение ребенка в критической ситуации, а зачастую — попытка разрешить ее с помощью беременности и родов, как правило, неуспешна. Ребенок при этом не оправдывает надежд, связанных с благотворным влиянием его появ­ления на отношения супругов, установление раннего диалога в системе «мать — дитя» затруднено. Все это отрицательно сказывается на здоровье малыша, препят­ствует его нормальному развитию.

Существует много вариантов деления жизненного цикла семьи на стадии, эта­пы, периоды. Часто в качестве основных признаков для определения стадии ис­пользуют наличие или отсутствие в семье детей, а также их возраст (Duvall Е. 1957, Васильева Э. К., 1975). Однако мы считаем, что не рождение ребенка опре­деляет переход семьи на следующую стадию развития, а решение супругов задать ребенка (или оставить незапланированную, случайную беременность) зависит от стадии формирования супружеских отношений (холона).

Для изучения вопроса о влиянии стадии развития супружеского холона на появление мотивации к зачатию целесообразно выделять стадии развития семьи на основе анализа динамики отношений супругов. Были выделены:

1. стадия добрачных отношений;

2. стадия конфронтации;

3. стадия компромиссов;

4. стадия зрелого супружеского холона;

5. стадия экспериментирования с независимостью;

6. стадия «ренессанса» супружеских отношений.

Закономерность чередования стадий прослеживается в подавляющем боль­шинстве семей, однако сроки смены одной стадии другой весьма вариабельны. Это связано как с личностными особенностями членов семьи, так и с влиянием фак­торов внешней среды.

1-я стадия продолжается в среднем около 9-12 месяцев. Она характеризуется состоянием эйфории, доминирующими, а иногда и сверхценными идеями любов­


ного содержания, усилением полового влечения. Все представляется влюблен­ным в розовом свете, недостатки партнера игнорируются. К концу этой стадии отношение друг к другу становится более критичным, замечаются недостатки, на которые ранее не обращали внимания. При этом нередко отношения преры­ваются. Однако если за это время люди стали по-настоящему близки и дороги друг другу, принимается решение вступить в брак, цель которого — укрепление отношений.

Незапланированная, случайная беременность может служить своеобразным катализатором развития отношений. Довольно часто заключение брака и образо­вание новой семьи напрямую связано с беременностью и ожиданием родов. Сам по себе ребенок при этом нередко не представляет для молодой женщины особой ценности, а лишь является средством решения личных проблем. В этом случае наблюдаются трудности формирования раннего диалога матери и младенца. Они значительно усугубляются, если ребенок не оправдывает возложенных на него надежд. Воспитание такого младенца, как правило, осуществляется по типу ги-попротекции, характеризуется бессознательным или осознаваемым неприняти­ем малыша матерью, что сказывается на его развитии и состоянии здоровья.

2-я стадия: молодожены начинают жить вместе. Каждый из них имеет опреде­ленные привычки, взгляды на обязанности и стереотипы взаимоотношений мужа и жены. Строя семью, каждый опирается на свой опыт, полученный в семьях ро­дителей. Зачастую эти представления противоречивы, что приводит к конфлик­там. Только начав совместную жизнь, молодожены с удивлением отмечают, что избранник (избранница) сильно отличается от того образа, который они себе со­здали. То, в какой степени отличаются ожидания от реальности, определяет уро­вень конфликтности отношений. Родители молодоженов с обеих сторон нередко нарушают границы незрелого супружеского холона, прямо или косвенно убеждая своих детей в том, что только их семьи достойны подражания. В результате про­тивостояние супругов нарастает. Беременность и рождение ребенка в этой ситуа­ции, как правило, не укрепляют, а расшатывают семью. К. Витакер (С. Whitaker, 1989) описывает это следующим образом:

При беременности мать ослабляет связь с отцом и все больше и больше занимается значимым другим, растущим в ее утробе. А «непривязанный» отец находит себе иную привязанность — деньги, секретаршу, новую машину или собственную мать. Когда ре­бенок рождается, мать привязывается к нему еще сильнее. Отец в еще большей степе­ни вынужден прилепиться к чему-то на стороне, пока ребенку не исполнится года пол­тора. И тогда мать поворачивается к отцу, а его нет рядом. У нее развивается чувство одиночества.

В подобной ситуации ранний диалог матери с младенцем характеризуется до­статочной глубиной и взаимопониманием, но неразрешенные конфликты с му­жем, его компенсаторное поведение делают женщину тревожной, эмоционально неустойчивой, что сказывается и на отношениях в диаде «мать — младенец». Час­то это выражается в необоснованных по своей сути невротических опасениях за состояние здоровья ребенка, может появиться фобия утраты. Обстановка, в кото­рой при этом развивается ребенок, крайне неблагоприятно сказывается на его здо­ровье, он начинает часто болеть, что, в свою очередь, еще больше тревожит мать.


3-я стадия знаменуется окончанием противостояния. Иногда это происходит постепенно, иногда — стремительно. Во втором случае после очередного серьез­ного конфликта, приведшего обоих супругов к пропасти окончательного разры­ва, они внезапно осознают невозможность существования друг без друга. Страх потерять супруга заставляет идти на уступки, принимать его таким, какой он есть на самом деле со всеми недостатками и достоинствами. Чтобы улучшить отноше­ния, партнеры уже не столько пытаются изменить другогог, сколько меняют себя. Совместными усилиями определяются и принимаются семейные роли, права, обязанности каждого из супругов, В этот период Они начинают больше понимать, уважать друг друга. Отношения постепенно становятся все более и более конст­руктивными. Вызывающие столько трений сознательные или неосознанные бе­зуспешные попытки создать копию родительской семьи наконец-то оставлены. Начинается строительство по-настоящему новой семьи, имеющей свои вкусы, ритуалы, обычаи, традиции. Начинается взросление семьи, укрепление ее внеш­них границ от внешних посягательств. Совместное творчество увлекает, спла­чивает еще больше. И вершиной этого творчества может стать совместное жела­ние иметь ребенка, а также деятельность, направленная на достижение этой цели. Новорожденный в такой семье желанен, любим. Для родителей он представляет самостоятельную ценность, а не средство манипуляции, позволяющее решать ка­кие-то личные проблемы. Стабильность отношений родителей, пронизанных вза­имопониманием, любовью и благодарностью друг к другу, — главный гарант здо­ровья и безопасности младенца. В этой стадии условия формирования раннего диалога младенца и матери наиболее благоприятны. Именно при рождении ребен­ка на этой стадии правомерно говорить скорее не о диаде, а о триаде «мать—мла­денец—отец». Это связано с тем, что в данном случае отец не чувствует себя лиш­ним и обычно так же, как и мать, устанавливает ранний диалог с ребенком.

4-я стадия характеризуется стабильностью и всеми особенностями, характер­ными для заключительного этапа предыдущей стадии. Неудивительно, что через некоторое время после рождения в предыдущем периоде малыша, приносящего столько радости, у супругов возникает желание иметь еще одного ребенка. В пе­риоде зрелой семьи рождение детей происходит в благоприятной ситуации для формирования раннего диалога младенца с родителями, развития здорового ре­бенка.

5-я стадия часто совпадает с периодом личностного кризиса середины жизни одного или обоих супругов. К этому времени дети подросли, отношения между супругами стали привычными, рутинными, потеряли остроту. Бессознательный страх, что оставшаяся половина жизни будет сплошь состоять из выполнения се­мейных и служебных обязанностей, которые порядком надоели, заставляет пред­принимать попытки каких-то изменений. Человек нередко пытается выйти за рам­ки своего жизненного сценария, поменяв работу, семью, место и даже страну про­живания.

Если до этого семейная жизнь протекала гладко, а супруг был достаточно вни­мателен к своей «половине», то он своевременно понимает, что с любимым про­исходит неладное, помогает ему справиться с кризисом. В противном случае воз­никает реальная угроза разрыва. Попытка предотвратить его с помощью беремен­


ности и родов, которые иногда предпринимаются одним из супругов (чаще жен­щиной) или с обоюдного согласия (реже), к успеху почти никогда не приводят. Ранний диалог с родившимися в результате детьми имеет недостатки, во многом напоминающие отмеченные у рожденных в стадии добрачных отношений, что неблагоприятно для развития и здоровья ребенка.

6-я стадия — заключительная стадия развития семейных отношений, на кото­рой может родиться ребенок. Если семья сумела пережить кризис, то нередко от­ношения между супругами становятся еще более близкими и доверительными, чем до него. Именно в этой ситуации может возникнуть желание родить еще од­ного ребенка. Так появляются на свет дети, имеющие сибсов, которые старше их на 5-10 лет. Новорожденные любимы, их появление на свет радует всех, включая сестер и братьев. Семейная ситуация благоприятствует формированию раннего диалога. Однако воспитывают этого последнего ребенка, появившегося на свет вследствие примирения папы и мамы, часто по типу потворствующей гиперопе­ки. В результате ребенок нередко растет эгоистичным, изнеженным, несамостоя­тельным, у него могут развиваться невротические реакции.

Итак, практика показывает, что в процессе становления раннего диалога роди­телей с ребенком в успешности его развития значительную роль играет стадия развития семейных отношений, во время которой произошло зачатие, протекала беременность, произошло родоразрешение. Если беременность наступила во вре­мя 1-й, 2-й, 5-й стадий жизнедеятельности семьи, супругам целесообразно обра­титься к психологу, а в сложных случаях — к семейному психотерапевту.

Оптимальными условиями зачатия, вынашивания, рождения и вскармливания здорового ребенка становятся гармоничные отношения его родителей: супруги любят друг друга, их семейная жизнь устоялась, серьезные противоречия разре­шены, желание иметь ребенка обоюдно, они перестают предохраняться от бере­менности, их интимные отношения становятся целенаправленными, осмысленны­ми и приобретают еще большее очарование, доставляют еще большее наслаждение. Совместные хлопоты, решение проблем, которые предшествуют началу воплоще­ния в жизнь мечты иметь ребенка, заставляют супругов быть более ответственны­ми, укрепляют отношения.

Желательно, чтобы в этот период будущие родители как можно больше време­ни проводили вдвоем и им никто не мешал. Хорошо, если мужчина и женщина могут связать зачатие своего ребенка с определенной обстановкой, местом, ситу­ацией, могут в дальнейшем в течение многих лет возвращаться туда в воспомина­ниях и наяву. Еще древние считали, что наслаждение прекрасной природой, про­изведениями искусства способствует зачатию и благоприятно влияет на течение беременности.

В этот период важно вести здоровый образ жизни, рационально питаться. Очень полезно длительное пребывание на свежем воздухе, физические нагрузки. Дока­зано, что прием поливитаминов супругами в течение 2 недель до зачатия и 2 не­дель после него предупреждает многие осложнения беременности. Срок 2 недели выбран не просто так. Ведь именно в течение 2 недель созревают мужские поло­вые клетки — сперматозоиды. Учитывая, что они жизнеспособны в течение пример­но 3 дней, легко вычислить, что при активной половой жизни здоровых супругов


в течение менструального периода есть всего 4-5 дней до и после овуляции, во вре­мя которых возможно зачатие.

Когда желание иметь ребенка осмысленно, можно попытаться сделать так, что­бы зачатие произошло в определенный промежуток времени. Зная, что беремен­ность продолжается примерно 40 недель, легко запланировать срок предстоящих родов. Взяв исходной точкой первый день предполагаемой, но не состоявшейся менструации, нехитрые расчеты можно провести следующим образом. От этой даты необходимо отступить 2 недели. Именно в это время ориентировочно про­изошло зачатие. Затем от полученной даты нужно отсчитать 280 суток, необходи­мых для вынашивания ребенка.

Таким образом, можно приурочить роды ко времени, свободному от хлопот и переживаний, которые нужно предвидеть (например сессии, защиты дипломов, командировки, ремонт, смена жилья и т. п.).

Некоторые врачи рекомендуют супругам планировать зачатие на август-сен­тябрь, а роды соответственно на апрель-май. В качестве обоснования этого при­водятся следующие доводы: осенние месяцы более благоприятны для зачатия, так как супруги при этом получают много витаминов со свежими овощами и фрукта­ми; при рождении ребенка в весенние месяцы первое полугодие его жизни прихо­дится на весенне-летний период, благоприятный для длительного пребывания на свежем воздухе в легкой одежде.

Рекомендации эти весьма относительны... С нашей точки зрения, совсем непло­хо, если роды произойдут, например, в августе и новорожденный будет получать мамино молоко, богатое минеральными солями и витаминизированное плодами природы. Разные сроки зачатия имеют свои недостатки и преимущества, супруги должны выбрать их сами, учитывая реалии их жизни.

Запланированное зачатие, возникающее на фоне гармоничных отношений суп­ругов, создает фундамент для развития здорового ребенка.

 

Влияние особенностей течения беременности на развитие человека и его здоровье

В настоящее время традиционные представления о течении беременности и раз­витии плода, о взаимоотношениях в системе «беременная — плод» пересматрива­ются с учетом имеющихся в мировой науке наработок. Подобное освещение про­блемы может иметь большое практическое значение, так как открываются новые возможности воздействия на развитие плода, течения беременности и родов, про­филактики нервно-психических нарушений у новорожденных и матерей.

В процессе развития можно выделить периоды, в которые отмечается особо интенсивное становление и развитие определенных органов и систем. В эти пери­оды именно они характеризуются повышенной уязвимостью к повреждающим воздействиям. Были установлены следующие критические периоды онтогене­за (Анохин П. К., 1966; Светлов П. Г., 1966; Бодяжина В. И., 1967):

♦ 5-6-й день после зачатия (период имплантации);

♦ 4-6-я неделя беременности (период развития плаценты);


♦ 20-24-я неделя беременности (бурное становление многих систем организ­ма, приобретающих к концу этого периода особенности, свойственные но­ворожденным).

Развитие различных структур головного мозга, идущее в строго детерминиро­ванной генетической последовательности, также имеет критические периоды по­вышенной уязвимости. Они характеризуются высоким темпом размножения кле­ток головного мозга. В англоязычной литературе подобные периоды получили название spurt. Выявление характера «спуртов» в различные сроки беременнос­ти уточняет содержание критических периодов внутриутробного развития (Гар-машова Н. Л., Константинова Н. Н., 1985). О. А. Соколовой было установлено, что на формирование эмоциональной сферы ребенка наибольшее влияние оказыва­ют факторы, воздействующие на него в течение 4-го, 5-го и 6-го месяцев внутри­утробного развития (2001).

Матка, в которой развивается плод, является для него первичной экологиче­ской нишей (Schindler Н., 1985). Во время пренатального периода развития

...ребенок живет практически одной жизнью с матерью. Поэтому сильные нарушения в протекании физиологических и нервно-психических процессов у будущей матери мо­гут оказать влияние, подчас необратимое, на реализацию генетического потенциала ребенка и затруднить его последующее взаимодействие с окружающей средой1.

Испытываемые матерью эмоции испытывает и плод, так как плацентарный ба­рьер пропускает выделяемые при этом эндорфины и катехоламины. Эмоции, пре­валирующие во время беременности (особенно такие, как страх, агрессия), отмеча­лись после рождения и у ребенка.

Таким образом, состояние беременной женщины, особенно в критические пе­риоды развития органов и систем плода, может существенно влиять на его разви­тие в целом, на особенности формирующихся психических функций будущего ребенка, а значит, и определять во многом его постнатальное развитие и здоровье.

В процессе изучения особенностей протекания физиологических и нервно-психических процессов в организме беременной женщины И. А. Аршавский, ос­новываясь на учении А. А. Ухтомского о доминанте, предложил понятие гестаци-очной доминанты (лат. gestatio — беременность, dominans — господствующий) (1967). Гестационная доминанта обеспечивает направленность всех реакций орга­низма беременной женщины на создание оптимальных условий для развития эм­бриона, а затем плода. Это происходит путем формирования под влиянием фак­торов внешней и внутренней среды стойкого очага возбуждения в центральной нервной системе, обладающего повышенной чувствительностью к раздражителям, имеющим отношение к беременности и способным оказывать тормозящее влия­ние на другие нервные центры.

1 Батуев А. С, Соколова Л. В. Учение о доминанте как теоретическая основа формирования системы «мать-дитя» // Вестник СПбГУ. - 1994. - Сер. 3, вып. 2. - С. 85-102.

Различают физиологический и психологический компоненты гестационной доминанты. Они соответственно определяются биологическими или психически­ми изменениями, происходящими в организме женщины, направленными на вы­


нашивание и рождение ребенка. Психологический компонент гестационной доми­нанты представляет особый интерес для психологов, однако в настоящее время исследован он значительно хуже физиологического.

Психологический компонент гестаиионной доминанты (ПКГД) представляет собой совокупность механизмов психической саморегуляиии, включающихся при возникновении беременности и формирующих у беременной женщины поведенческие стереотипы, направленные на сохранение гестаиии и на создание условий для развития будущего ребенка. Особенности ПКГД проявляются в отношениях женщины к своей беременности, к ее будущему ребенку.

В результате изучения анамнестических сведений, клинико-психологических наблюдений за беременными женщинами и бесед с ними было выделено 5 типов ПКГД: оптимальный, гипогестогнозический, эйфорический, тревожный и депрес­сивный (Добряков И. В., 1996).

Оптимальный тип ПКГД отмечается у женщин, ответственно, но без излишней тревоги относящихся к своей беременности. В этих случаях, как правило, супруже­ский холон зрелый, отношения в семье гармоничны, беременность желанна обоими супругами. Женщина, удостоверившись, что беременна, продолжает вести активный образ жизни, но своевременно встает на учет в женскую консультацию, выполняет рекомендации врачей, следит за своим здоровьем, с удовольствием и успешно зани­мается на курсах дородовой подготовки. Оптимальный тип способствует формиро­ванию гармонического типа семейного воспитания здорового ребенка.

Гипогестогнозический (греч. hypo — приставка, означающая слабую выражен­ность: лат. gestatio — беременность; греч. gnosis — знание) тип ПКГД встречается у женщин двух возрастных групп: младшей и старшей. Представительницы этих двух групп весьма отличаются друг от друга.

Женщины младшей возрастной группы характеризуются некоторой инфан­тильностью. Беременность у большинства из них незапланированная. Многие из них учатся в институте и не желают брать академический отпуск («чтобы не от­стать от группы»), продолжают заниматься с прежней интенсивностью, сдавать экзамены. Они, как и до беременности, посещают дискотеки, занимаются спортом, ходят в походы, как правило, не ограничивают себя в употреблении сигарет и спиртного. Таким образом, беременность они воспринимают как досадую помеху, которую стараются не замечать, чтобы не нарушать свои жизненные планы. Эти женщины стараются как можно дольше «не замечать» беременность, не задумы­ваются о предстоящих родах, материнских обязанностях. В женскую консульта­цию они обращаются на 4-5-м месяце беременности, посещают ее нерегулярно, игнорируют рекомендации врачей.

Старшая возрастная группа включает зрелых женщин, также не желающих менять свой жизненный стереотип. Большинство из них имеют высшее образова­ние. Они планировали беременность, так как справедливо опасались, что с возра­стом риск возникновения осложнений течения беременности и родов повышает­ся. Однако эти женщины, как и представительницы первой группы, не склонны менять жизненный стереотип. Многие из них имеют хорошую профессию, увле­чены работой, некоторые занимают руководящие посты. У них не хватает време­ни, да и желания встать на учет, посещать врачей, выполнять их назначения.


К посещению курсов дородовой подготовки большинство женщин этой груп­пы относятся скептически, что сказывается на течении беременности и родов. У многих после выписки отмечается повышенный уровень тревожности, гипога-лактия. Обязанности по уходу за малышом тяготят, женщины стараются перело­жить их на кого-нибудь из родственников (мужа, мать), как можно быстрее вер­нуться к прежнему образу жизни. Воспитание детей осуществляется ими по типу гипопротекции, что приводит к появлению у детей невротических реакций.

Выявление гипогестогнозического варианта ПКГД является показанием к психотерапии беременной женщины. Психотерапевтические задачи при этом могут быть разные: улучшение супружеских отношений, коррекция иерархии ценностей, снижение уровня тревожности, повышение эмпатии и ответственно­сти и т. д.

Практика показывает, что своевременное выявление и коррекция гипогес­тогнозического варианта ПКГД положительно влияет на течение беременности и родов, способствует формированию материнских функций и «надежного» типа привязанности ребенка к матери, что способствует нормальному развитию и хо­рошему состоянию здоровья ребенка.

Эйфорический (греч. ей — хорошо; phero — переносить) тип ПКГД часто от­мечается у женщин с истерическими чертами личности, а также у длительно ле­чившихся от бесплодия. Нередко беременность становится средством манипули­рования, способом изменения отношений с мужем, достижения меркантильных целей. При этом декларируется чрезмерная любовь к будущему ребенку, возни­кающие недомогания агравируются, трудности преувеличиваются. Женщины пре­тенциозны, требуют от окружающих повышенного внимания, выполнения любых прихотей. Врачи, курсы дородовой подготовки ими посещаются, но далеко не ко всем советам пациентки прислушиваются, не все рекомендации выполняют или делают это формально. Эйфорическому типу ПКГД соответствует расширение сферы родительских чувств к ребенку, потворствующая гиперпротекция, пред­почтение детских качеств. Нередко отмечается вынесение конфликта между суп­ругами в сферу воспитания.

Тревожный тип ПКГД характеризуется высоким уровнем тревоги у беремен­ной, что влияет на ее соматическое состояние. Тревога может быть вполне оправ­данной и понятной (наличие острых или хронических заболеваний, дисгармонич­ные отношения в семье, неудовлетворительные материально-бытовые условия и т. п.). В других случаях беременная женщина либо переоценивает имеющиеся проблемы, либо не может объяснить, с чем связана тревога, которую она постоян­но испытывает. Нередко тревога сопровождается ипохондричностью. Повышен­ную тревожность нетрудно выявить как врачу женской консультации, так и веду­щим курсы дородовой подготовки, но, к сожалению, беременные женщины с этим типом ПКГД далеко не всегда получают адекватную оценку и помощь. Нередко именно неправильные действия медицинских работников способствуют повыше­нию тревоги у женщин, что приводит к ятрогениям. Большинство из них нужда­ются в помощи психотерапевта. При этом типе ПКГД чаще всего в семейном вос­питании формируется доминирующая гиперпротекция, нередко отмечается по­вышенная моральная ответственность. Выражена воспитательная неуверенность




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 386; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.