КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Все галлюциногены производят непредсказуемое, но всегда негативное действие. 4 страница
В настоящее время в перинатальной психологии широкое распространение получил диадический подход (Rotter J. В., 1966; Mahler М. S., 1975; Stern D. N., 1977; Lebovici S., 1983; Winnicott D. W., 1988; Field Т. M., 1990; Батуев A. C, 1997; Мухамедрахимов P. Ж., 1999; Филиппова Г. Г. 1999 и др.). Согласно этому подходу, мать и младенец рассматриваются как составляющие одной системы. Именно в рамках этой системы ее элементы взаимно развиваются и приобретают статус матери или ребенка. Благоприятное развитие этой системы — залог здоровья и ребенка, и его матери. Психическое развитие ребенка, формирование его личности во многом связаны с успешностью развития раннего диалога между младенцем и матерью (Emde R. N., 1989; Sroufe L. А., 1989). В процессе диалога, осуществляемого посредством невербального общения и при помощи так называемого проторазговора, устанавливаются экспрессивно-эмоциональные коммуникации, идет становление типа семейного воспитания. При этом состояние здоровья матери и состояние здоровья ребенка взаимозависимы. В связи с этим здоровье беременной женщины, роженицы, кормящей матери также должно быть предметом внимания перинатальной психологии. Возникающие в результате зачатия диады «беременная—плод», а затем «мать-дитя» являются подсистемами семьи; при этом и семья, и подсистемы взаимно влияют друг на друга.
Влияние особенностей зачатия на развитие человека и его здоровье Во многом проблемы здоровья ребенка, его развития связаны с ситуацией и состоянием родителей в момент зачатия. С биологической точки зрения на развитие плода и ребенка, на состояние его здоровья, безусловно, влияют возраст роди телей (особенно матери), наличие или отсутствие у них болезней, наследственный фактор, материальное благосостояние семьи, социально-бытовые условия и т. п. О связи становления психических функций, развития личности будущего ребенка с психосоциальными факторами, определяющими особенности зачатия, писал основатель теории транзакционного анализа Э. Берн (Е. Bern, 1972). Он считал, что «ситуация зачатия человека может сильно влиять на его судьбу». Непосредственную ситуацию зачатия он предлагал называть «зачаточной установкой». Независимо от того, была ли ситуация результатом случайности, страсти;, любви, насилия, обмана, хитрости или равнодушия, Э. Берн предлагает анализировать любой из этих вариантов. Необходимо выяснить, каковы были обстоятельства, как подготавливалось это событие, планировалось ли оно, а если планировалось, то как: хладнокровно и педантично, темпераментно, с разговорами и обсуждениями или при молчаливом страстном согласии. В жизненном сценарии будущего ребенка, утверждает Э. Берн, могут отразиться все эти качества, так как отношение родителей к интимной жизни отражается на их отношении к ребенку. На основании своих исследований Э. Берн выделял «родовые сценарии». Наиболее часто, считал он, встречаются сценарии «происхождение» и «искалеченная мать». В основе первого лежат сомнения ребенка в том, что его родители настоящие, в основе второго — знание ребенка о том, как тяжелы были роды для матери. К сожалению, в настоящее время зачатие в большинстве случаев бывает не запланированным, а случайным. Если в результате этого женщина все же вынашивает нежеланного ребенка, то у нее во время беременности часто отмечаются вегетативные нарушения, обострения психосоматических и хронических физических заболеваний, токсикозы, различные невротические реакции, стертые депрессивные состояния. Все это приводит к искажениям антенатального взаимодействия в системе «беременная—плод». При этом беременные женщины оказываются не готовыми к родам, а ребенок уже в утробе лишается базового доверия к матери и окружающему миру, что впоследствии приводит к повышенной тревожности, снижению чувства собственного достоинства. Нежеланных детей рожают преждевременно примерно в 8 раз чаще, чем желанных. Но даже у доношенных нежеланных детей в 45% случаев отмечаются признаки морфофункциональной незрелости. Из числа нежеланных младенцев 46,9% нуждаются в интенсивной терапии в связи с возникшими сразу же после родов соматическими и неврологическими осложнениями, среди желанных детей таких лишь 14,8% (Брутман В. И., Северный А. А., 2001). Выделены следующие факторы риска психической патологии у нежеланных детей: 1. Наследственно-конституциональный (наличие у родителей психических заболеваний и личностных девиаций). 2. Психологическая неготовность женщины к материнству (враждебность к плоду и связанные с ней нарушения сенсорного и гуморального взаимодействия в антенатальном периоде). 3. Психические, поведенческие, соматические нарушения у будущей матери во время беременности. 4. Задержки созревания плода и недонашиваемость. При выявлении этих факторов желательна консультация у психолога или психотерапевта. Отвержение еще не родившегося ребенка влияет на его социальную адаптацию в дальнейшей жизни. Многие из таких детей имеют заниженную самооценку, испытывают большие трудности в установлении межличностных отношений. Позднее им трудно выбрать профессию, создать семью. К своим собственным детям они нередко холодны. Э. Берн придавал большое значение очередности рождения. Наши клинические наблюдения также подтверждают, что особенности развития и состояние здоровья младенца во многом зависят от того, во время какой стадии жизнедеятельности семьи он родился. Супружеские отношения (холон), семья, как и человек, рождается, развивается, болеет; может выздороветь или преждевременно умереть. Иногда «заболевания» семьи приобретают хроническое течение. Рождение ребенка в здоровой семье благоприятно, в больной — чревато нарушениями его развития и здоровья. Иногда супруги или один из них видят в зачатии и рождении ребенка способ выхода семьи из критической ситуации, ее выздоровления. По нашим наблюдениям, рождение ребенка в критической ситуации, а зачастую — попытка разрешить ее с помощью беременности и родов, как правило, неуспешна. Ребенок при этом не оправдывает надежд, связанных с благотворным влиянием его появления на отношения супругов, установление раннего диалога в системе «мать — дитя» затруднено. Все это отрицательно сказывается на здоровье малыша, препятствует его нормальному развитию. Существует много вариантов деления жизненного цикла семьи на стадии, этапы, периоды. Часто в качестве основных признаков для определения стадии используют наличие или отсутствие в семье детей, а также их возраст (Duvall Е. 1957, Васильева Э. К., 1975). Однако мы считаем, что не рождение ребенка определяет переход семьи на следующую стадию развития, а решение супругов задать ребенка (или оставить незапланированную, случайную беременность) зависит от стадии формирования супружеских отношений (холона). Для изучения вопроса о влиянии стадии развития супружеского холона на появление мотивации к зачатию целесообразно выделять стадии развития семьи на основе анализа динамики отношений супругов. Были выделены: 1. стадия добрачных отношений; 2. стадия конфронтации; 3. стадия компромиссов; 4. стадия зрелого супружеского холона; 5. стадия экспериментирования с независимостью; 6. стадия «ренессанса» супружеских отношений. Закономерность чередования стадий прослеживается в подавляющем большинстве семей, однако сроки смены одной стадии другой весьма вариабельны. Это связано как с личностными особенностями членов семьи, так и с влиянием факторов внешней среды. 1-я стадия продолжается в среднем около 9-12 месяцев. Она характеризуется состоянием эйфории, доминирующими, а иногда и сверхценными идеями любов ного содержания, усилением полового влечения. Все представляется влюбленным в розовом свете, недостатки партнера игнорируются. К концу этой стадии отношение друг к другу становится более критичным, замечаются недостатки, на которые ранее не обращали внимания. При этом нередко отношения прерываются. Однако если за это время люди стали по-настоящему близки и дороги друг другу, принимается решение вступить в брак, цель которого — укрепление отношений. Незапланированная, случайная беременность может служить своеобразным катализатором развития отношений. Довольно часто заключение брака и образование новой семьи напрямую связано с беременностью и ожиданием родов. Сам по себе ребенок при этом нередко не представляет для молодой женщины особой ценности, а лишь является средством решения личных проблем. В этом случае наблюдаются трудности формирования раннего диалога матери и младенца. Они значительно усугубляются, если ребенок не оправдывает возложенных на него надежд. Воспитание такого младенца, как правило, осуществляется по типу ги-попротекции, характеризуется бессознательным или осознаваемым непринятием малыша матерью, что сказывается на его развитии и состоянии здоровья. 2-я стадия: молодожены начинают жить вместе. Каждый из них имеет определенные привычки, взгляды на обязанности и стереотипы взаимоотношений мужа и жены. Строя семью, каждый опирается на свой опыт, полученный в семьях родителей. Зачастую эти представления противоречивы, что приводит к конфликтам. Только начав совместную жизнь, молодожены с удивлением отмечают, что избранник (избранница) сильно отличается от того образа, который они себе создали. То, в какой степени отличаются ожидания от реальности, определяет уровень конфликтности отношений. Родители молодоженов с обеих сторон нередко нарушают границы незрелого супружеского холона, прямо или косвенно убеждая своих детей в том, что только их семьи достойны подражания. В результате противостояние супругов нарастает. Беременность и рождение ребенка в этой ситуации, как правило, не укрепляют, а расшатывают семью. К. Витакер (С. Whitaker, 1989) описывает это следующим образом: При беременности мать ослабляет связь с отцом и все больше и больше занимается значимым другим, растущим в ее утробе. А «непривязанный» отец находит себе иную привязанность — деньги, секретаршу, новую машину или собственную мать. Когда ребенок рождается, мать привязывается к нему еще сильнее. Отец в еще большей степени вынужден прилепиться к чему-то на стороне, пока ребенку не исполнится года полтора. И тогда мать поворачивается к отцу, а его нет рядом. У нее развивается чувство одиночества. В подобной ситуации ранний диалог матери с младенцем характеризуется достаточной глубиной и взаимопониманием, но неразрешенные конфликты с мужем, его компенсаторное поведение делают женщину тревожной, эмоционально неустойчивой, что сказывается и на отношениях в диаде «мать — младенец». Часто это выражается в необоснованных по своей сути невротических опасениях за состояние здоровья ребенка, может появиться фобия утраты. Обстановка, в которой при этом развивается ребенок, крайне неблагоприятно сказывается на его здоровье, он начинает часто болеть, что, в свою очередь, еще больше тревожит мать. 3-я стадия знаменуется окончанием противостояния. Иногда это происходит постепенно, иногда — стремительно. Во втором случае после очередного серьезного конфликта, приведшего обоих супругов к пропасти окончательного разрыва, они внезапно осознают невозможность существования друг без друга. Страх потерять супруга заставляет идти на уступки, принимать его таким, какой он есть на самом деле со всеми недостатками и достоинствами. Чтобы улучшить отношения, партнеры уже не столько пытаются изменить другогог, сколько меняют себя. Совместными усилиями определяются и принимаются семейные роли, права, обязанности каждого из супругов, В этот период Они начинают больше понимать, уважать друг друга. Отношения постепенно становятся все более и более конструктивными. Вызывающие столько трений сознательные или неосознанные безуспешные попытки создать копию родительской семьи наконец-то оставлены. Начинается строительство по-настоящему новой семьи, имеющей свои вкусы, ритуалы, обычаи, традиции. Начинается взросление семьи, укрепление ее внешних границ от внешних посягательств. Совместное творчество увлекает, сплачивает еще больше. И вершиной этого творчества может стать совместное желание иметь ребенка, а также деятельность, направленная на достижение этой цели. Новорожденный в такой семье желанен, любим. Для родителей он представляет самостоятельную ценность, а не средство манипуляции, позволяющее решать какие-то личные проблемы. Стабильность отношений родителей, пронизанных взаимопониманием, любовью и благодарностью друг к другу, — главный гарант здоровья и безопасности младенца. В этой стадии условия формирования раннего диалога младенца и матери наиболее благоприятны. Именно при рождении ребенка на этой стадии правомерно говорить скорее не о диаде, а о триаде «мать—младенец—отец». Это связано с тем, что в данном случае отец не чувствует себя лишним и обычно так же, как и мать, устанавливает ранний диалог с ребенком. 4-я стадия характеризуется стабильностью и всеми особенностями, характерными для заключительного этапа предыдущей стадии. Неудивительно, что через некоторое время после рождения в предыдущем периоде малыша, приносящего столько радости, у супругов возникает желание иметь еще одного ребенка. В периоде зрелой семьи рождение детей происходит в благоприятной ситуации для формирования раннего диалога младенца с родителями, развития здорового ребенка. 5-я стадия часто совпадает с периодом личностного кризиса середины жизни одного или обоих супругов. К этому времени дети подросли, отношения между супругами стали привычными, рутинными, потеряли остроту. Бессознательный страх, что оставшаяся половина жизни будет сплошь состоять из выполнения семейных и служебных обязанностей, которые порядком надоели, заставляет предпринимать попытки каких-то изменений. Человек нередко пытается выйти за рамки своего жизненного сценария, поменяв работу, семью, место и даже страну проживания. Если до этого семейная жизнь протекала гладко, а супруг был достаточно внимателен к своей «половине», то он своевременно понимает, что с любимым происходит неладное, помогает ему справиться с кризисом. В противном случае возникает реальная угроза разрыва. Попытка предотвратить его с помощью беремен ности и родов, которые иногда предпринимаются одним из супругов (чаще женщиной) или с обоюдного согласия (реже), к успеху почти никогда не приводят. Ранний диалог с родившимися в результате детьми имеет недостатки, во многом напоминающие отмеченные у рожденных в стадии добрачных отношений, что неблагоприятно для развития и здоровья ребенка. 6-я стадия — заключительная стадия развития семейных отношений, на которой может родиться ребенок. Если семья сумела пережить кризис, то нередко отношения между супругами становятся еще более близкими и доверительными, чем до него. Именно в этой ситуации может возникнуть желание родить еще одного ребенка. Так появляются на свет дети, имеющие сибсов, которые старше их на 5-10 лет. Новорожденные любимы, их появление на свет радует всех, включая сестер и братьев. Семейная ситуация благоприятствует формированию раннего диалога. Однако воспитывают этого последнего ребенка, появившегося на свет вследствие примирения папы и мамы, часто по типу потворствующей гиперопеки. В результате ребенок нередко растет эгоистичным, изнеженным, несамостоятельным, у него могут развиваться невротические реакции. Итак, практика показывает, что в процессе становления раннего диалога родителей с ребенком в успешности его развития значительную роль играет стадия развития семейных отношений, во время которой произошло зачатие, протекала беременность, произошло родоразрешение. Если беременность наступила во время 1-й, 2-й, 5-й стадий жизнедеятельности семьи, супругам целесообразно обратиться к психологу, а в сложных случаях — к семейному психотерапевту. Оптимальными условиями зачатия, вынашивания, рождения и вскармливания здорового ребенка становятся гармоничные отношения его родителей: супруги любят друг друга, их семейная жизнь устоялась, серьезные противоречия разрешены, желание иметь ребенка обоюдно, они перестают предохраняться от беременности, их интимные отношения становятся целенаправленными, осмысленными и приобретают еще большее очарование, доставляют еще большее наслаждение. Совместные хлопоты, решение проблем, которые предшествуют началу воплощения в жизнь мечты иметь ребенка, заставляют супругов быть более ответственными, укрепляют отношения. Желательно, чтобы в этот период будущие родители как можно больше времени проводили вдвоем и им никто не мешал. Хорошо, если мужчина и женщина могут связать зачатие своего ребенка с определенной обстановкой, местом, ситуацией, могут в дальнейшем в течение многих лет возвращаться туда в воспоминаниях и наяву. Еще древние считали, что наслаждение прекрасной природой, произведениями искусства способствует зачатию и благоприятно влияет на течение беременности. В этот период важно вести здоровый образ жизни, рационально питаться. Очень полезно длительное пребывание на свежем воздухе, физические нагрузки. Доказано, что прием поливитаминов супругами в течение 2 недель до зачатия и 2 недель после него предупреждает многие осложнения беременности. Срок 2 недели выбран не просто так. Ведь именно в течение 2 недель созревают мужские половые клетки — сперматозоиды. Учитывая, что они жизнеспособны в течение примерно 3 дней, легко вычислить, что при активной половой жизни здоровых супругов в течение менструального периода есть всего 4-5 дней до и после овуляции, во время которых возможно зачатие. Когда желание иметь ребенка осмысленно, можно попытаться сделать так, чтобы зачатие произошло в определенный промежуток времени. Зная, что беременность продолжается примерно 40 недель, легко запланировать срок предстоящих родов. Взяв исходной точкой первый день предполагаемой, но не состоявшейся менструации, нехитрые расчеты можно провести следующим образом. От этой даты необходимо отступить 2 недели. Именно в это время ориентировочно произошло зачатие. Затем от полученной даты нужно отсчитать 280 суток, необходимых для вынашивания ребенка. Таким образом, можно приурочить роды ко времени, свободному от хлопот и переживаний, которые нужно предвидеть (например сессии, защиты дипломов, командировки, ремонт, смена жилья и т. п.). Некоторые врачи рекомендуют супругам планировать зачатие на август-сентябрь, а роды соответственно на апрель-май. В качестве обоснования этого приводятся следующие доводы: осенние месяцы более благоприятны для зачатия, так как супруги при этом получают много витаминов со свежими овощами и фруктами; при рождении ребенка в весенние месяцы первое полугодие его жизни приходится на весенне-летний период, благоприятный для длительного пребывания на свежем воздухе в легкой одежде. Рекомендации эти весьма относительны... С нашей точки зрения, совсем неплохо, если роды произойдут, например, в августе и новорожденный будет получать мамино молоко, богатое минеральными солями и витаминизированное плодами природы. Разные сроки зачатия имеют свои недостатки и преимущества, супруги должны выбрать их сами, учитывая реалии их жизни. Запланированное зачатие, возникающее на фоне гармоничных отношений супругов, создает фундамент для развития здорового ребенка.
Влияние особенностей течения беременности на развитие человека и его здоровье В настоящее время традиционные представления о течении беременности и развитии плода, о взаимоотношениях в системе «беременная — плод» пересматриваются с учетом имеющихся в мировой науке наработок. Подобное освещение проблемы может иметь большое практическое значение, так как открываются новые возможности воздействия на развитие плода, течения беременности и родов, профилактики нервно-психических нарушений у новорожденных и матерей. В процессе развития можно выделить периоды, в которые отмечается особо интенсивное становление и развитие определенных органов и систем. В эти периоды именно они характеризуются повышенной уязвимостью к повреждающим воздействиям. Были установлены следующие критические периоды онтогенеза (Анохин П. К., 1966; Светлов П. Г., 1966; Бодяжина В. И., 1967): ♦ 5-6-й день после зачатия (период имплантации); ♦ 4-6-я неделя беременности (период развития плаценты); ♦ 20-24-я неделя беременности (бурное становление многих систем организма, приобретающих к концу этого периода особенности, свойственные новорожденным). Развитие различных структур головного мозга, идущее в строго детерминированной генетической последовательности, также имеет критические периоды повышенной уязвимости. Они характеризуются высоким темпом размножения клеток головного мозга. В англоязычной литературе подобные периоды получили название spurt. Выявление характера «спуртов» в различные сроки беременности уточняет содержание критических периодов внутриутробного развития (Гар-машова Н. Л., Константинова Н. Н., 1985). О. А. Соколовой было установлено, что на формирование эмоциональной сферы ребенка наибольшее влияние оказывают факторы, воздействующие на него в течение 4-го, 5-го и 6-го месяцев внутриутробного развития (2001). Матка, в которой развивается плод, является для него первичной экологической нишей (Schindler Н., 1985). Во время пренатального периода развития ...ребенок живет практически одной жизнью с матерью. Поэтому сильные нарушения в протекании физиологических и нервно-психических процессов у будущей матери могут оказать влияние, подчас необратимое, на реализацию генетического потенциала ребенка и затруднить его последующее взаимодействие с окружающей средой1. Испытываемые матерью эмоции испытывает и плод, так как плацентарный барьер пропускает выделяемые при этом эндорфины и катехоламины. Эмоции, превалирующие во время беременности (особенно такие, как страх, агрессия), отмечались после рождения и у ребенка. Таким образом, состояние беременной женщины, особенно в критические периоды развития органов и систем плода, может существенно влиять на его развитие в целом, на особенности формирующихся психических функций будущего ребенка, а значит, и определять во многом его постнатальное развитие и здоровье. В процессе изучения особенностей протекания физиологических и нервно-психических процессов в организме беременной женщины И. А. Аршавский, основываясь на учении А. А. Ухтомского о доминанте, предложил понятие гестаци-очной доминанты (лат. gestatio — беременность, dominans — господствующий) (1967). Гестационная доминанта обеспечивает направленность всех реакций организма беременной женщины на создание оптимальных условий для развития эмбриона, а затем плода. Это происходит путем формирования под влиянием факторов внешней и внутренней среды стойкого очага возбуждения в центральной нервной системе, обладающего повышенной чувствительностью к раздражителям, имеющим отношение к беременности и способным оказывать тормозящее влияние на другие нервные центры.
Различают физиологический и психологический компоненты гестационной доминанты. Они соответственно определяются биологическими или психическими изменениями, происходящими в организме женщины, направленными на вы нашивание и рождение ребенка. Психологический компонент гестационной доминанты представляет особый интерес для психологов, однако в настоящее время исследован он значительно хуже физиологического. Психологический компонент гестаиионной доминанты (ПКГД) представляет собой совокупность механизмов психической саморегуляиии, включающихся при возникновении беременности и формирующих у беременной женщины поведенческие стереотипы, направленные на сохранение гестаиии и на создание условий для развития будущего ребенка. Особенности ПКГД проявляются в отношениях женщины к своей беременности, к ее будущему ребенку. В результате изучения анамнестических сведений, клинико-психологических наблюдений за беременными женщинами и бесед с ними было выделено 5 типов ПКГД: оптимальный, гипогестогнозический, эйфорический, тревожный и депрессивный (Добряков И. В., 1996). Оптимальный тип ПКГД отмечается у женщин, ответственно, но без излишней тревоги относящихся к своей беременности. В этих случаях, как правило, супружеский холон зрелый, отношения в семье гармоничны, беременность желанна обоими супругами. Женщина, удостоверившись, что беременна, продолжает вести активный образ жизни, но своевременно встает на учет в женскую консультацию, выполняет рекомендации врачей, следит за своим здоровьем, с удовольствием и успешно занимается на курсах дородовой подготовки. Оптимальный тип способствует формированию гармонического типа семейного воспитания здорового ребенка. Гипогестогнозический (греч. hypo — приставка, означающая слабую выраженность: лат. gestatio — беременность; греч. gnosis — знание) тип ПКГД встречается у женщин двух возрастных групп: младшей и старшей. Представительницы этих двух групп весьма отличаются друг от друга. Женщины младшей возрастной группы характеризуются некоторой инфантильностью. Беременность у большинства из них незапланированная. Многие из них учатся в институте и не желают брать академический отпуск («чтобы не отстать от группы»), продолжают заниматься с прежней интенсивностью, сдавать экзамены. Они, как и до беременности, посещают дискотеки, занимаются спортом, ходят в походы, как правило, не ограничивают себя в употреблении сигарет и спиртного. Таким образом, беременность они воспринимают как досадую помеху, которую стараются не замечать, чтобы не нарушать свои жизненные планы. Эти женщины стараются как можно дольше «не замечать» беременность, не задумываются о предстоящих родах, материнских обязанностях. В женскую консультацию они обращаются на 4-5-м месяце беременности, посещают ее нерегулярно, игнорируют рекомендации врачей. Старшая возрастная группа включает зрелых женщин, также не желающих менять свой жизненный стереотип. Большинство из них имеют высшее образование. Они планировали беременность, так как справедливо опасались, что с возрастом риск возникновения осложнений течения беременности и родов повышается. Однако эти женщины, как и представительницы первой группы, не склонны менять жизненный стереотип. Многие из них имеют хорошую профессию, увлечены работой, некоторые занимают руководящие посты. У них не хватает времени, да и желания встать на учет, посещать врачей, выполнять их назначения. К посещению курсов дородовой подготовки большинство женщин этой группы относятся скептически, что сказывается на течении беременности и родов. У многих после выписки отмечается повышенный уровень тревожности, гипога-лактия. Обязанности по уходу за малышом тяготят, женщины стараются переложить их на кого-нибудь из родственников (мужа, мать), как можно быстрее вернуться к прежнему образу жизни. Воспитание детей осуществляется ими по типу гипопротекции, что приводит к появлению у детей невротических реакций. Выявление гипогестогнозического варианта ПКГД является показанием к психотерапии беременной женщины. Психотерапевтические задачи при этом могут быть разные: улучшение супружеских отношений, коррекция иерархии ценностей, снижение уровня тревожности, повышение эмпатии и ответственности и т. д. Практика показывает, что своевременное выявление и коррекция гипогестогнозического варианта ПКГД положительно влияет на течение беременности и родов, способствует формированию материнских функций и «надежного» типа привязанности ребенка к матери, что способствует нормальному развитию и хорошему состоянию здоровья ребенка. Эйфорический (греч. ей — хорошо; phero — переносить) тип ПКГД часто отмечается у женщин с истерическими чертами личности, а также у длительно лечившихся от бесплодия. Нередко беременность становится средством манипулирования, способом изменения отношений с мужем, достижения меркантильных целей. При этом декларируется чрезмерная любовь к будущему ребенку, возникающие недомогания агравируются, трудности преувеличиваются. Женщины претенциозны, требуют от окружающих повышенного внимания, выполнения любых прихотей. Врачи, курсы дородовой подготовки ими посещаются, но далеко не ко всем советам пациентки прислушиваются, не все рекомендации выполняют или делают это формально. Эйфорическому типу ПКГД соответствует расширение сферы родительских чувств к ребенку, потворствующая гиперпротекция, предпочтение детских качеств. Нередко отмечается вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания. Тревожный тип ПКГД характеризуется высоким уровнем тревоги у беременной, что влияет на ее соматическое состояние. Тревога может быть вполне оправданной и понятной (наличие острых или хронических заболеваний, дисгармоничные отношения в семье, неудовлетворительные материально-бытовые условия и т. п.). В других случаях беременная женщина либо переоценивает имеющиеся проблемы, либо не может объяснить, с чем связана тревога, которую она постоянно испытывает. Нередко тревога сопровождается ипохондричностью. Повышенную тревожность нетрудно выявить как врачу женской консультации, так и ведущим курсы дородовой подготовки, но, к сожалению, беременные женщины с этим типом ПКГД далеко не всегда получают адекватную оценку и помощь. Нередко именно неправильные действия медицинских работников способствуют повышению тревоги у женщин, что приводит к ятрогениям. Большинство из них нуждаются в помощи психотерапевта. При этом типе ПКГД чаще всего в семейном воспитании формируется доминирующая гиперпротекция, нередко отмечается повышенная моральная ответственность. Выражена воспитательная неуверенность
Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 423; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |