Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Все галлюциногены производят непредсказуемое, но всегда негативное действие. 2 страница




Как любой научный метод, аутотренинг возник не на пустом месте. Принято выделять следующие источники AT:

1. практика использования самовнушения так называемой малой нансийской школой (Ch. Baudouin, Е. Coue);

2. эмпирические находки древнеиндийской системы йогов;

3. исследования ощущений людей при гипнотическом внушении (I. Schultz);

4. психофизиологические исследования нервно-мышечного компонента эмо­ций (Е. Jacobson);

5. разъясняющая (рациональная) психотерапия (Дюбуа, В. М. Бехтерев, С. И. Консторум)1.

Основные принципы методики аутогенной тренировки изложены И. Г. Шульт­цем в монографии «Аутогенная тренировка» (1932) и в совместном с В. Люте шеститомнике «Руководство по АТ» (1969-1973), где авторы указывают на огром­ные возможности AT как средства самовоспитания и активизации резервных воз­можностей человека. И. Г. Шультц определял AT как самовоспитание с помощью специальных упражнений и считал ееодним из методов психотерапии [20, с. 9]. К психофизиологическим механизмам аутогенной тренировки относятся: трени­ровка в переключении и сосредоточении внимания; механизм освобождения от «мышечных зажимов»; снижение уровня бодрствования.

1 Лобзин В. С, Решетников М. М. Аутогенная тренировка. — Л., 1986. — С. 15.

В настоящее время в отечественной психологии под AT понимается система приемов психического самовоздействия, обучающая управлению некоторыми ве­гетативными функциями и психическими процессами. Центральное звено AT -развитие навыка расслабления мышц (релаксация). Владение искусством расслаб­


ления необходимо для поддержания здоровья и динамического равновесия в орга­низме, снятия симптомов стрессорного воздействия, для обеспечения полноцен­ного отдыха тела и ума от физических и психических нагрузок. Вместе с тем AT таит в себе возможности совершенствования личности, развития, усиления пси­хических процессов (например, мышления, воли, внимания и др.), формирования навыков самообладания, стрессоустойчивости. Ключевая роль в успешном овла­дении методом AT принадлежит самоконтролю, который сопровождает процесс развития релаксационного состояния.

Метод прогрессирующей релаксации (от лат. relaxatio — уменьшение напряже­ния, ослабление) для снятия нервно-психического напряжения был предложен в 1922 г. Д. Джейкобсоном. Занимаясь методами объективной регистрации эмоци­ональных состояний и мышечного напряжения, он обнаружил, что каждому оп­ределенному типу эмоционального возбуждения соответствует и напряжение определенной мышечной группы. Например, депрессивные состояния закономер­но сопровождаются напряжением дыхательной мускулатуры; при возникновении эмоции страха напрягаются мышцы артикуляции и фонации1, а также затылоч­ные мышцы. Релаксация может быть как непроизвольной (например, расслаблен­ность при отходе ко сну), так и произвольной, вызываемой путем принятия спо­койной позы, представления состояний, обычно соответствующих покою, рас­слабления мышц, вовлеченных в различные виды активности.

Согласно основному принципу упражнений, в AT вырабатывается концентри­рованное расслабление в шести сферах: мускулатуре, кровеносных сосудах, сердце, органах дыхания, органах брюшной полости, голове. Релаксация вызывается на фоне установки на покой и отдых посредством трех действий: проговаривание оп­ределенных словесных формул; управление вниманием; образные представления.

Поскольку цель релаксационного состояния — восстановление сил, то макси­мальное, чего мы можем добиться, — это хорошее самочувствие и уравновешен­ность2.

Особое место, по нашему мнению, в понимании закономерностей процессов ПСР должно быть отведено изучению индивидуальных особенностей человека. В принципе, этот вопрос может быть рассмотрен в двух аспектах:

1. Какие индивидуально-психологические особенности оказывают влияние на успешность овладения приемами психической саморегуляции состоя­ния, а какие, напротив, затрудняют этот процесс?

2. Как сами индивидуально-психологические особенности изменяются в ре­зультате использования приемов саморегуляции?

1 Артикуляция — ясность и чистота произношения, фонация — высота и сила звучания (цит. по: Вансов-скаяЛ. И. Руководство по технике речи: методические указания. — СПб.: Иэд-во СПбГУ, 1993. — С. 20). 2 Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А. А. Крылова. — Л.: Из-во ЛГУ, 1990. - С. 253.

X. Линдеман, один из признанных авторитетов по AT, отмечает, что более ус­пешно овладевают ПСР люди «мягкие», с богатой эмоциональной жизнью, тер­пеливые, уравновешенные, умеющие хорошо идентифицировать себя с создавае­


мым образом [14]. Соответственно доминирование таких черт, как повышенная активность, нервность, агрессивность, эгоцентричность, затрудняет выработку на­выков саморегуляции психических состояний по методу AT. Так называемые «силь­ные личности» тоже, по мнению Линдемана, не могут рассчитывать на значитель­ные результаты в этом деле. Люди со слуховой или моторно-слуховой конституци­ей дольше усваивают этот метод, чем люди со зрительным типом восприятия.

Одна из первых попыток изучения психологических аспектов длительного (на протяжении восьми месяцев) применения AT в условиях производства показала, что регулярность посещения занятий зависит от индивидуально-типологических и личностных особенностей обучающихся1. У лиц, систематически посещавших занятия, оказались выраженными такие качества, как низкая подвижность тормо­жения, интроверсия, нейротизм, личностная тревожность (диапазон оценок от 51 до 60 баллов по методике Ч. Спилбергера), дисциплинированность. Соответствен­но лицам, нерегулярно посещавшим занятия или отказавшимся от них, были при­сущи высокая подвижность торможения, экстраверсия, личностная тревожность (диапазон оценок ниже 50 баллов или выше 61 балла), экспрессивность поведения, недисциплинированность. Было отмечено также, что в ходе длительных занятий AT произошло изменение некоторых устойчивых личностных особенностей, направ­ленность которых свидетельствует о преимущественном сдвиге (улучшение) харак­теристик эмоционально-волевой сферы, оказывающих благоприятное влияние на трудовую деятельность. У лиц, систематически посещающих занятия, наметилась тенденция к снижению интровертированности, более отчетливо проявилось умень­шение эмоциональной лабильности, отмечено статистически достоверное снижение показателя нейротизма и оценок личностной тревожности. Лица, полностью про­шедшие длительный курс AT, стали более выдержанными, спокойными, лучше кон­тролировали свои чувства и поступки. Они в меньшей степени склонны к пережи­ванию неуверенности в себе и фрустрированности.

Существует три классических положения для аутогенной тренировки: лежа на спине; сидя; сидя в позе «кучера». Это устоявшиеся позы, но в зависимости от обстановки можно импровизировать. Главное — простота, естественность и устой­чивость.

AT состоит из двух ступеней — низшей и высшей. Низшая ступень предназна­чена главным образом для снятия нервного напряжения, успокоения, обучения навыкам расслабления и управления своим телом. Эта ступень включает упраж­нения, направленные на вызывание тяжести (мышечное расслабление), ощуще­ния тепла (расширение сосудов), прохлады в области лба; регуляцию деятельно­сти сердца, органов брюшной полости и дыхания.

К основным классическим формулам самовнушения низшей ступени ATотносят­ся следующие:

1 Нестеров В. М. Психологические аспекты применения аутогенной тренировки в условиях производ­ства: Автореф. дис.... канд. психол. наук. — Л., 1986.

♦ Я совершенно спокоен.

♦ Правая (левая) рука очень тяжелая.


♦ Правая (левая) рука очень теплая.

♦ Сердце бьется спокойно и сильно.

♦ Дыхание совершенно спокойное, мне дышится легко.

♦ Солнечное сплетение излучает тепло.

♦ Лоб приятно прохладен.

К высшей ступени аутогенной тренировки (АТ-2) Шультц относил упражне­ния, цель которых заключается в тренировке процессов воображения (со способ­ностью к визуализации представлений) и нейтрализации аффективных пережи­ваний1. Эта ступень включает медитацию на цвете, образе, образе определенного цвета, абстрактной идее, эмоциональном состоянии, человеке.

Тренировку высших психических функций обычно представляют в виде пяти блоков2:

♦ Аутогенное погружение.

♦ Стандартные упражнения AT-1.

♦ Упражнение, способствующее концентрации внимания.

♦ Упражнения по регуляции мышечного тонуса (по Д. Джейкобсону) для развития способности нейтрализовать внешние проявления отрицательных эмоций.

♦ Упражнения по моделированию эмоций применительно к конкретной жизнен­ной ситуации (активизирующие, мобилизующие, успокаивающие, «сюжетное воображение», идеомоторные представления, «репетиции успеха» и т. п.).

Если для овладения первой ступенью требуется в среднем 3 месяца занятий по 10-30 минут ежедневно, то на овладение второй ступенью AT уходит около 8 меся­цев. Неслучайно низшая ступень AT получила широкое распространение почти во всем мире, но высшей ступенью занимаются лишь очень немногие специалисты.

К наиболее распространенным модификациям Л Г относятся:

1 Кондратенко В. Т., Донской Д. И. Общая психотерапия. — Минск, 1993. — С. 182-184. 2 Беляев Г. С, Лобзин В. С, Копылова И. А. Психогигиеническая саморегуляция. — Л., 1977. — С 150.

1. AT первой ступени (А Г-?): «активное самовнушение» (А. С. Ромен, 1971); пси­хогигиеническая саморегуляция, или репродуктивная тренировка (Г. С. Беля­ев, В. С. Лобзин, И. А. Копылова, А. Г. Попов, 1978,1980); психорегулирую-щая (психомышечная) тренировка (А. В. Алексеев, 1966, Л. Д. Гиссен, Фрес-тер, Френер, 1977); эмоционально-волевая тренировка (А. Г. Филатов, 1979); систематическая десенсибилизация (Ю. Л. Ханин); биологическая обратная связь (К. И. Мировский, W Luthe); «направленная тренировка органов» (Н. Kleinsorge, G. Klumbies, 1965); модификация D. Muller-Hegemann (1957); регуляция мышечного тонуса (В. Stokvis); ступенчатый активный гипноз (Е. Kretschmer); психотоническая тренировка (К. И. Мировский, А. Н. Шо-гам, Э. де Винтер, 1959); коллективно-индивидуальный метод (Г. С. Беляев); активизирующая терапия (К. Келер, Р. Фрестер, 1968, 1972); метод регуля­ции эмоциональных состояний (В. Л. Марищук).


2. AT высших ступеней (АТ-2): аутогенная медитация (I. Schultz); аутогенная терапия (W Luthe); аутогенное отреагирование (W. Luthe); аутогенная вер­бализация (W Luthe).

X. Линдеман, написавший книгу «Аутогенная тренировка. Путь к восстанов­лению здоровья и работоспособности», осуществил смелый эксперимент, чтобы доказать возможности этого метода оздоровления. Овладев AT, он в одиночку переплыл Атлантический океан в надувной резиновой лодке. Главными гаранти­ями своего успеха он считал убедительную мотивацию, уверенность в своих си­лах и конечном успехе. Все это позволило преодолеть сомнения и колебания, сопутствующие необычному путешествию. Вспомним в этой связи слова Ле Бона в «Психологии масс»: «Поверить — значит удесятерить свои силы».

Главный постулат AT состоит в том, что мысленно воображаемые образы вы­зывают физические реакции организма, реализующие эти образы. Любопытной в этом плане выглядит история, описанная венгерским писателем И. Рат-Веггом в книге «Пестрые рассказы». Придворный шут по имени Гонелла заслужил неми­лость своего князя и был приговорен к смертной казни. С завязанными глазами шута привели на эшафот и положили его голову на плаху. Приговоренный был убежден в неотвратимости казни. Князь же, сменив гнев на милость, решил сыг­рать шутку. По его знаку палач должен был всего лишь вылить на шею провинив­шегося кувшин холодной воды. Шутка кончилась трагически: Гонелла умер, едва почувствовал холодное прикосновение.

Следует отметить, что проблемой регулирования различных функций челове­ческого организма с помощью принципа самовнушения одними из первых начали заниматься йоги. Система йогов появилась задолго до нашей эры и имела своей целью попытку сделать человека совершенным, добиться высшего счастья — об­щения, «слияния» с богами. Это блаженное состояние, характеризующееся отре­шением от мирской обыденности и «растворением» в божественном начале, йоги назвали «самадхи» (нирвана).

В конце прошлого и в начале нашего столетия проблемой самовнушения зани­мались: Э. Куэ во Франции, Э. Кречмер в Германии, В. М. Бехтерев в России и другие ученых в разных странах. Все они пришли к выводу, что в основе методов самовнушения лежат два главных механизма: дремотное состояние и сосредото­ченное ненапряженное внимание.

О силе самовнушения свидетельствуют и известные факты из жизни класси­ков мировой литературы. Гюстав Флобер, описывая эпизод отравления и смерти Эммы в романе «Госпожа Бовари», ощущал во рту вкус мышьяка, более того, наблю­дались явные симптомы отравления. В воспоминаниях жены Горького М Ф. Андре­евой описан такой случай. Работая над повестью «Городок Окуров», где по сюже­ту муж в припадке ревности убивает жену, писатель потерял сознание. Когда Ан­дреева, пытаясь привести его в чувство, расстегнула рубашку, то увидела на правой стороне груди красную полоску, которая становилась все ярче. Он прошептал: «Ты понимаешь, как это больно, когда хлебным ножом в печень!» Конечно, подобные случаи необычны и свойственны выдающимся творцам, но самовнушение играет немалую роль не только в их жизни. По данным медицинской статистики, зару­бежные клиники на 20-25% заполнены так называемыми больными, заболевание которых возникло под влиянием самовнушения.


Хорошо зарекомендовала себя на практике методика СКР (самоконтроль-само­регуляция), созданная В. Л. Марищуком и предназначенная для развития навыков саморегуляции эмоциональных состояний. Сущность методики заключается в фор­мировании у обучающихся навыков и умений управления своим эмоциональным состоянием по внешним проявлениям эмоций. Навык контролировать свое эмоци­ональное состояние формируется по отношению к трем признакам: сокращению мышц лица, конечностей и учащенному дыханию с сокращенной фазой выдоха. Управление состоянием осуществляется по результатам самооценки мимических проявлений, скованности, статичности позы, мышечного напряжения, частоты ды­хания. При эмоциональном напряжении, волнении, нарастающем раздражении воз­действие оказывают посредством произвольного расслабления лицевых мышечных групп, принятия комфортного положения тела, ритмического дыхания с удлинен­ной фазой выдоха. Умению эффективно осуществлять самоконтроль и необходи­мое воздействие в ответ на ту или иную форму проявления эмоциональной напря­женности человек обучается в ходе специальных тренировок.

Эффективной методикой, позволяющей повысить надежность профессиональ­ной деятельности специалистов, является применение систематической десенси­билизации в сочетании с AT.

Слово «десенсибилизация» происходит от лат. de — уменьшение, отрицание и sensibilis — чувственно воспринимаемый. Под психической десенсибилизацией понимается процесс уменьшения или ликвидации неприятных чувств, тех или иных отрицательных эмоций, например боли, страха, голода, жажды [1, с. 96]. Суть методики систематической десенсибилизации, разработанной Дж. Уулпом, заключается в вербальном предъявлении проранжированных психотравмирую-щих ситуаций человеку со сниженным статусом коры. В психологическом пла­не невротическая реакция рассматривается при этом как результат приобрете­ния неблагоприятной привычки к тревоге, дезадаптации в конкретной ситуации взаимодействия.

Методика систематической десенсибилизации предусматривает ряд последо­вательных шагов, включающих составление объективного, без оценок и метафор, описания стрессогенной ситуации, адекватного поведения в ней и многократное воздействие подготовленного текста в состоянии релаксации. Текст, предназна­ченный для систематической десенсибилизации, должен быть кратким, точно описывающим признаки стрессогенной ситуации. При этом избегается использо­вание частицы «не». Наиболее эффективно 3-5-кратное применение системати­ческой десенсибилизации за 1-2 дня до включения в стрессогенную ситуацию. Мысленные образы, возникающие в связи с формулами психической десенсиби­лизации, порождают сначала безразличное, а затем и отрицательное отношение к тому или иному раздражителю, явлению, предмету. Вслед за этим исчезает стрем­ление к удовлетворению ненужных, мешающих и вредных желаний.

Биологическая обратная связь (БОС). Метод БОС, в основу которого поло­жены различные инструментальные приемы реализации обратной связи, позво­ляет обучиться сознательному контролю и произвольному воздействию на ряд исходно неощущаемых и несознаваемых процессов (функций) в организме (био­электрическая активность мозга, сердечный ритм, показатели температуры тела,


давление крови, мышечная релаксация и др.). БОС обеспечивается с помощью электрофизиологической аппаратуры, которая измеряет и представляет (в зритель­ном или слуховом варианте) текущие результаты воздействия на протекание тоГо или иного непроизвольного физиологического процесса, тем самым давая постоян­ную возможность субъекту саморегуляции контролировать характер его развития.

В рамках бихевиоральной медицины, которая начала оформляться в начале 70-х гг. XX в., этот метод зарекомендовал себя как эффективная терапевтическая техника. Он применяется при лечении повышенного кровяного давления, сердеч­но-сосудистых заболеваний, головных болей, общей и ситуативной тревожнос­ти, фобий и ряда психосоматических заболеваний.

Методику БОС впервые описала Б. Браун, выпустившая в 1977 г. книгу «Стресс и искусство биологической обратной связи», в которой рассматривались эффек­ты комбинированного использования AT и современных инструментальных тех­ник, позволяющих получать с помощью обратной связи немедленную информа­цию о физиологических изменениях. Пользуясь возможностью, предоставляемой БОС, человек вырабатывает своеобразный условный рефлекс, научается хорошо владеть той функцией, которая раньше не поддавалась произвольной регуляции1. Так, для осуществления осознанного самоконтроля за кровяным давлением мож­но использовать звучание тона, высота которого будет изменяться в зависимости от уровня давления, а для самоконтроля за частотой сердечных сокращений мож­но использовать измеритель пульса со световой и звуковой индикацией частоты пульса. В опытах И. С. Бреслава человек научился произвольно поддерживать заданный ему постоянный уровень легочной вентиляции, контролируя себя по показаниям измерительного прибора; используя для самоконтроля звук, тональ­ность которого изменялась в зависимости от уровня кровяного давления, часто­ты сердцебиения, он обучался поддерживать эти показатели в заданных границах.

Необходимо признать, что в отечественной науке психологические вопросы саморегуляции состояния по методу БОС изучены пока недостаточно. Одним из первых шагов в этом направлении стала работа, выполненная А. К. Польшиным2. В ней предпринята попытка выявить закономерности процесса формирования произвольной саморегуляции с помощью данного метода. Как показывают иссле­дования, на эффективность упражнений по методу БОС влияют следующие ин­дивидуально-психологические особенности:

♦ эмоциональная устойчивость;

♦ уравновешенность внутреннего мира;

♦ уровень психической активности и интенсивность эмоциональных реакций;

♦ преимущественная опора человека на первосигнальные или второсигналь-ные регулирующие образы.

1 Бресте И. С. Произвольное управление дыханием у человека. — Л., 1975. 2 Полыиин В. К. Психологические факторы произвольной саморегуляции состояния: Автореф. дис.... канд. психол. наук. — Л., 1983.

По данным А. М. Свядоща, после 1,5-2-месячного курса интенсивной AT в сочетании с БОС у операторов на 49% повышается производительность труда при выполнении заданий, требующих высокой устойчивости внимания; на 21% улуч­


шается решение задач, связанных с оперированием наглядно-образными пред­ставлениями; на 22% увеличивается точность оценки временных показателей.

Для повышения функционального уровня у здоровых людей применяются различные виды БОС. Наиболее распространены из них следующие:

♦ электромиографическая (ЭМГ) ОС (используется для расслабления лобной мышцы);

♦ электроэнцефалографическая (ЭЭГ) ОС (служит для контроля конкретно­го психического состояния);

♦ электрокожная ОС (используется при релаксации в стрессовых состояни­ях, для измерения уровня возбуждения, а также как вспомогательное сред­ство, например при десенсибилизации);

♦ кожнотемпературная ОС (используется при обучении релаксации);

♦ кардиоритмическая ОС (для произвольного изменения ЧСС).

Метод БОС имеет некоторые особенности практического применения по срав­нению с AT. Одна из них касается способа организации обратной связи: он дает возможность организовать постоянное получение информации о достигнутых результатах обучения и их точной количественной оценке. Другая особенность заключается в самом характере произвольных воздействий, с помощью которых субъект пытается влиять на характер изменения той или иной функции. Если в методе AT в их основу положены словесные формулы самовнушения, то метод БОС требует от субъекта саморегуляции выработки специальных приемов само­воздействия. Исследования в области инженерной психологии позволяют уверен­но говорить о возможности применения БОС в целях контроля текущего функ­ционального состояния человека-оператора, а также для решения вопросов профес­сиональной ориентации и отбора, повышения качества операторской деятельности в эмоционально осложненных условиях. На основе БОС человека-оператора мож­но обучить, например, произвольно контролировать и регулировать частоту сокра­щений сердца, дыхание, кровяное давление, мышечное напряжение, электриче­скую активность мозга. На наш взгляд, из всех ныне известных способов саморе­гуляции стресса БОС представляется наиболее перспективным, особенно если он используется в сочетании с идеомоторной тренировкой или десенсибилизацией. В целом можно сказать, что обучение субъекта профессиональной деятельности умению произвольно осуществлять регуляцию своих психических состояний от­крывает серьезные перспективы для борьбы с последствиями воздействия различ­ных стрессоров, для интенсификации периодов отдыха.

Медитация. В последнее время за рубежом, прежде всего в западных странах, все большее распространение в формировании стрессоустойчивости находит ме­тод медитации. Слово «медитация» происходит от латинского meditatio — «сосре­доточенность» и используется для перевода на европейские языки санскритско­го термина «дхьана», означающего «размышление, углубление».

Под медитацией принято понимать серию мыслительных действий, цель которых — достичь особого состояния организма человека, характеризующегося погруженностью в глубокое физическое и психическое успокоение, отрешенностью от внешнего мира, во время которого сохраняется способность к размышлениям — оперированию образами на заранее намеченную тему.


Достигается медитация путем концентрации внутренне направленного внима­ния, возможно большего мышечного расслабления (релаксации) и эмоциональ­ного покоя. Одно из существенных преимуществ медитации по сравнению с дру­гими методами ПСР заключается в ее сравнительной простоте. Она позволяет снять эмоциональное напряжение, привести психическое состояние к равнове­сию. Медитация хорошо зарекомендовала себя как эффективная защита организ­ма от разрушительного влияния стресса. Она способствует снижению мышечно­го напряжения, регуляции дыхания, нормализации пульса, снятию остроты чув­ства тревоги и страха.

Экспериментально установлено, что человек в состоянии медитации способен увеличивать на продолжительное время частоту пульса до 300 ударов в минуту или же замедлять его до полной остановки, а также контролировать понижение и повышение температуры тела, причем в разных его частях. Доказано, что медита­ция как система психотехнических приемов, предназначенных для вхождения в определенные состояния сознания и пребывания в них во время выполнения ка­кой-либо деятельности, предполагает достижение следующих эффектов:

♦ нормализации нервных процессов;

♦ повышения жизненного тонуса;

♦ формирования воли;

♦ развития интеллектуальных способностей;

♦ улучшения памяти и внимания;

♦ изменения отдельных черт темперамента и характера;

♦ улучшения работоспособности;

♦ снижения конфликтности при взаимодействии с другими людьми;

♦ предотвращения и преодоления различных заболеваний.

Техники медитирования многообразны. Каждый человек может, в конечном счете, остановиться на том варианте упражнения, который субъективно будет наи­более приемлемым. Однако далеко не все люди останавливают свой выбор на дан­ном методе ПСР. При этом они руководствуются разными соображениями. Одни, например, не решаются даже на время оградить себя от внешних воздействий, освободиться от потока мыслей. Другие считают медитацию частью каких-то ре­лигиозных конфессий, с которыми они не хотят иметь ничего общего..

Йога. Большинство известных сегодня видов ПСР, используемых в них мето­дических приемов и процедур, так или иначе, прямо или косвенно, но уходят свои­ми корнями в древнеиндийскую систему йогов, созданную усилиями многих поко­лений людей. Создатель AT немецкий психотерапевт И. Шультц, прежде чем из­ложить свою концепцию, посетил Индию и основательно изучил опыт местных йогов. Метод БОС, позволяющий человеку научиться произвольно управлять обычно неосознаваемыми процессами, протекающими в организме, стал приме­няться в западных странах Только во второй половине XX в. Йоги умели в совер­шенстве овладевать подобными приемами самовоздействия с давних времен и без помощи какой-либо специальной аппаратуры. Ограничимся этими примерами, хотя, в принципе, их можно было бы приводить и дальше.


Йога — это детально разработанная система всестороннего физического и психического развития человека, укрепления и сохранения здоровья. Она рассматривает человека как единое целое, дает исчерпывающие рекомендации по здоровому образу жизни. Одной из основных ее целей является гармонизация физического, психического и духовного начал в человеке.

Стабильность личности, ее стрессоустойчивость, психическое равновесие она трактует как важнейшие условия здоровой жизни. Наряду с таким подходом су­ществует и мнение о том, что йогу следует рассматривать как религиозно-фило­софское учение. Однако оно встречает категорическое возражение прежде всего со стороны признанных авторитетов в этой области. Один из них, Дхирендра Брахмачари, дает развернутое суждение о сущности йоги. По его мнению,

йога означает дисциплину ума и тела. Ома не предназначена для какого-то замкнутого круга. Практические занятия йогой не означают, что человек должен стать отшельником и жить в уединении в горах. Это самый обыкновенный человек, живущий нормальной жизнью. Для занятия йогой не имеет значения ни профессия, ни классовая принадлеж­ность, ни религия, ни национальность, ни возраст. В йоге нет ничего мистического, она не является религиозным верованием или обрядом. Цель ее — последовательно развить такие качества организма, которые позволяют понять действительность и утвердить са­мосознание, поддерживая здоровое функционирование мозга и психики. Этого можно достичь, последовательно проходя по различным ступеням йоги... [цит. по: 8, с. 22].

Большинство авторов, насколько позволяют судить специальные публикации по этому направлению, склонны видеть в йоге прежде всего науку. Так, Шри Сва-ми Рама (1995), йог высочайшей квалификации, ученый и философ, определяет йогу как универсальную науку для самосовершенствования и рассеивания неве­жества. Все методы саморазвития, считает он, какие только можно найти в различ­ных религиях, уже были описаны в литературе по йоге. Сегодня йога — предмет научных исследований в целом ряде специальных институтов и отдельных лабора­торий в самой Индии, а также в США и во многих европейских странах. Их резуль­таты регулярно публикуются в журналах по данной проблематике, монографиях, популярной литературе. Полученные с опорой на современные достижения в об­ласти естественных наук и организации эксперимента, они лишь подтверждают в главном те огромные возможности йоги по физическому и психическому совер­шенствованию человека, укреплению его здоровья, о которых уже хорошо знали те, кто еще с древних времен стояли у ее истоков.

1 Чаттерджи С. Сокровенная религиозная философия Индии. — Киев, 1906.

Психологический фактор играет в йоге решающее значение. Его роль настоль­ко высока, что это само по себе позволило говорить о ней как о психологической науке. Именно так, как древнеиндусскую психологическую науку, и квалифици­рует йогу известный индийский философ Чаттерджи1. А. Д. Неру, один из попу­лярнейших руководителей Индии в недавнем прошлом, полагал, что йога основа­на на психологической теории и поэтому должна быть в поле внимания современ­ной психологии. В изданиях самого последнего времени тоже проводится мысль о том, что йога проявляет себя прежде всего как строжайшая наука, овладевшая всей глубиной психологии человека/Тщательное изучение практического опыта




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 384; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.