Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Все галлюциногены производят непредсказуемое, но всегда негативное действие. 11 страница




 

Психологическое обеспечение профессионального здоровья

Профессиональное самоопределение

Выбор будущей профессии, определение своего места в жизни — одно из самых главных решений, которое приходится принимать человеку. Выбор профессии в наше время рассматривается как основа жизненного самоутверждения человека в обществе. В лице человека, не занятого своим делом, не нашедшего себя в труде, общество несет невосполнимые духовные и материальные потери. При этом ог­ромный ущерб терпит и сама личность вследствие неудовлетворенности, созна­ния неспособности внести в работу элемент творчества. Гармоничное развитие личности обязательно предполагает правильное профессиональное самоопреде­ление.

Еще И. И. Мечников заметил в свое время, что профессия влияет на продол­жительность жизни. Можно сказать, что она оказывает и несомненное влияние на состояние физического и психического здоровья субъекта профессиональной дея­тельности. Если выбор профессии оказался неудачным, то последствия этого проявятся в характерных негативных признаках: у человека пропадает удовлет­воренность от выполняемой работы, желание совершенствоваться в ней, снижа­ется производительность его труда. По данным зарубежных исследований, низкая удовлетворенность трудом и низкий социальный статус — самые значимые фак­торы смертности от сердечно-сосудистых заболеваний. Неудачный выбор профес­сии влечет за собой возрастание несчастных случаев и профессиональных заболе­


ваний. Весьма вероятны и деформации в психическом самочувствии человека. Пра­вильная и своевременная профессиональная ориентация, замечает Ю. А. Андреев, имеет самое прямое отношение к обеспечению крепкого здоровья (Три кита здо­ровья. — СПб., 1996). Если человек окажется неудачником по этой причине, то перспективы его жизненных успехов и бодрого настроения сомнительны, но зато весьма вероятно, что жить он будет «вяло», у него нередко будет пониженный тонус, он будет срывать негативное самочувствие, свое недовольство на семье и окружающих его людях.

В начале XX в. директор Центрального института педологии профессор Н. А. Рыб­ников высказал немало ценных мыслей и наблюдений, которые нашли отражение в современной теории и практике профессионального самоопределения (Психо­логия и выбор профессии //На распутье / Под ред. М. А. и Н. А. Рыбниковых. — М., 1917). Автор делает акцент на «самознании» как определяющем условии адек­ватного выбора профессии. Человек должен уметь выявить свои преобладающие стремления, способности, психологические черты. Школа и семья, как отмечает Рыбников, практически не помогают молодому человеку в развитии этой самопо­знающей способности (самоанализа). Он обращает внимание на то, что в непра­вильном выборе профессии нередко повинны члены семьи, которые ориентируют­ся не на подлинные способности и призвание молодого человека, а на преходящие факторы (заработок, преемственность профессий в семье, доступность получения профессии и т. д.). Влияние членов семьи в этом вопросе зачастую носит форму не совета, а категорического требования. Автор указывает и на большую долю слу­чайного выбора профессии: по совету товарищей, знакомых, по причине поверх­ностной привлекательности профессии и т. д. В настоящее время считается, что на процесс профессионального самоопределения наиболее сильное влияние ока­зывают несколько факторов.

♦ Интересы, на формирование которых, в свою очередь, влияют способнос­ти, прошлый опыт, представление о будущей профессии. Статистический анализ показывает, что менее 40% выпускников при выборе профессии руководствуются специально полученной информацией о профессии, в ко­торой не только раскрываются привлекательные стороны, но и приводятся сведения о ее содержании, в том числе касающиеся и негативных аспектов.

♦ Индивидуальные особенности, а именно: черты характера, темперамент и свойства нервной системы.

♦ Уровень подготовки, который включает в себя культурный кругозор, миро­воззрение, школьную успеваемость.

♦ Состояние здоровья.

♦ Ряд социальных факторов: место жительства, профессия и советы родите­лей, рекомендации учителей, товарищей, средств массовой информации.

Профессиональная подготовка

За выбором профессии, естественно, следует этап профессиональной подготовки, в процессе которой субъект, потенциально пригодный к тому или иному виду профессиональной деятельности, должен овладеть необходимой совокупностью


профессиональных знаний, умений и навыков. Организация профессиональной подготовки обусловливается характером самой деятельности и основывается на анализе ее психологического содержания. Профессиональная подготовка проте­кает тем успешнее, чем более всесторонне и глубоко реализуются общие психоло­го-педагогические принципы:

♦ обеспечение единства обучения и воспитания;

♦ построение учебного процесса на основе сознательного и активного участия обучаемых;

♦ наглядность и доступность изложения учебного материала;

♦ систематичность, последовательность построения процесса подготовки;

♦ учет индивидуальных особенностей обучаемых;

♦ обеспечение контроля за прочностью усвоения и характером протекания профессиональной подготовки.

Профессиональная подготовка обязательно включает теоретическое обучение, основная цель которого — формирование у обучаемого правильного понимания сущности предстоящей деятельности и усвоение им необходимых знаний. Теоре­тическое обучение сочетается или сменяется практической подготовкой, т. е. соб­ственно процессом тренировки, нацеленным на формирование у обучаемого не­обходимой системы профессиональных умений и навыков.

Несовершенство профессиональной подготовки, просчеты, допущенные на этом этапе, могут повлечь за собой серьезные последствия для здоровья. Человек, поставленный перед фактом своей профессиональной неполноценности, ущерб­ности, тяжело переживает такое положение. Если эта ситуация окажется трудно­поправимой и достаточно устойчивой во времени, то ее разрушительное влияние обязательно скажется в той или иной форме на соматическом и психическом здо­ровье работника.

Как уже говорилось выше, в ряду приоритетных ценностей человека здоровью отводится первостепенное значение. Работа, доводящая до потери здоровья и уко­рачивающая жизнь, по мнению Г. Спенсера, достойна не похвалы, а порицания. Это суждение авторитетного философа в полной мере сохраняет свою справедли­вость, когда мы говорим о профессиональном пути человека, в том числе и о пе­риоде его профессиональной подготовки. Цели любой образовательной системы ни в коей мере не могут быть признаны оправданными, если их реализация будет противоречить обеспечению здоровья обучаемых. Благо нам принесет только та­кое образование, подчеркивал X. Гуфеланд (1996), которое предоставит возмож­ность человеку наиболее полно совершенствоваться в физическом и нравствен­ном отношении. Эта мысль находит продолжение в тех задачах, которые ставятся сегодня перед валеологическим сопровождением образовательного процесса. Его основная ориентация подчинена всемерному содействию всем субъектам обуче­ния в формировании их здоровья. Жизнь и здоровье — главные ценности, а само образование должно быть подчинено обогащению этих ценностей [2].

Профессиональное долголетие будущего специалиста должно закладываться уже на этапе профессиональной подготовки. Решение этой задачи в значительной степени находится в руках самого субъекта обучения. Для этого он должен соот­


ветствующим образом научиться организовывать свое поведение, уделив в нем особое место программе профессионального самосохранения [6]. Эта программа предусматривает целый комплекс мер, которые человек должен осуществлять по отношению к себе, опираясь на необходимые знания и умения. Сохранение цело­стности личности, ее здоровья — главный результат успешной реализации такой программы. Наполнение конкретным содержанием программы профессионально­го самосохранения есть процесс достаточно индивидуальный, ибо в этом деле не может быть каких-то раз и навсегда заданных стандартных решений. Вместе с тем можно было бы отметить ряд пунктов такой программы, которые ориентированы на поддержание физического и психического здоровья человека, включенного в профессиональную деятельность. К ним относятся следующие:

♦ готовность к постоянному самоизменению;

♦ внутренняя личностная ответственность за собственное здоровье;

♦ способность жить в согласии с самим собой, внутренняя сбалансированность;

♦ овладение приемами самовосстановления после перегрузок;

♦ выработка адекватных средств преодоления нежелательных состояний;

♦ овладение приемами психической саморегуляции и нормализации уровня работоспособности, устранения последствий профессионального утомления;

♦ предупреждение возможных личностных деформаций в своей профессии;

♦ противодействие профессиональному старению и поддержание своего ин­теллектуального, творческого потенциала;

♦ исключение из своей жизни саморазрушающих стратегий поведения;

♦ развитие навыков самоконтроля за течением мыслительного процесса, уме­ния в нужное время осуществлять умственную релаксацию (достигать «ти­шины» ума, умственного покоя).

Профессиональная адаптация

Профессиональная адаптация есть проиесс становления (восстановления) и поддержания динамического равновесия в системе «субъект труда — профессиональная среда». После завершения образования каждому субъекту профессиональной деятельности предстоит пройти этап первичной адаптации, под которым понимается первоначальное (после специальной подготовки) вхождение в профессиональную деятельность1.

Адаптация осуществляется по нескольким направлениям, к которым относятся:

1 Соответственно различают и вторичную адаптацию, которая имеет место при радикальном измене­нии профессиональных задач и социального окружения (смена профессии, смена места работы).

♦ условия деятельности (рабочее место, физическая среда);

♦ профессиональные задачи;

♦ руководство;

♦ социальные факторы профессиональной среды (формирование отношения к организации, коллективу; установление межличностного контакта в ра­бочей группе и др.).


Судить об успешности прохождения первичной профессиональной адаптации можно с помощью следующих критериев:

1. Удовлетворенность выполняемой работой.

2. Установление деловых отношений с руководством.

3. Социально-психологическая совместимость (вхождение в коллектив; при­нятие целей и внутреннего распорядка организации).

4. Успешность выполняемой деятельности:

^ своевременность и безошибочность профессиональных действий;

<> умение не создавать предпосылки себе и другим для травм и аварий; осуществление деятельности без угрозы для здоровья (цена психофизио­логических затрат должна быть адекватна выполняемой деятельности).

В специальных исследованиях выявлены основные недостатки в организации и условиях труда, которые негативно влияют на его эффективность, процесс про­фессиональной адаптации и состояние здоровья работников. В их число входят:

♦ неудобное рабочее место;

♦ недостаточная обеспеченность необходимыми материалами;

♦ неясность в определении должностных обязанностей;

♦ неритмичная работа («штурмовщина»);

♦ неудобный режим работы (начало и окончание рабочего дня, степень сво­боды и др.);

♦ удаленность работы от места жительства;

♦ невысокая заработная плата;

♦ отсутствие возможности повышения квалификации;

♦ неясные перспективы продвижения по службе (карьеры);

♦ недостаточная квалификация руководства;

♦ негативные особенности социальной среды (неудовлетворительный соци­ально-психологический климат в коллективе; ограниченные возможности социального обеспечения работников и др.).

Среди объективных факторов, влияющих на особенности прохождения адап­тационного процесса, можно отметить следующие.

Возраст. Молодые люди лучше адаптируются к условиям деятельности, про­фессиональным задачам; с возрастом накапливается опыт социальной адаптации, что находит выражение в поведении работников, в их способности проявлять гиб­кость, идти на компромисс, избегать категоричных суждений.

Пол. У женщин преобладает ориентация на социальную адаптацию, у муж­чин — на адаптацию к содержанию профессиональной деятельности.

Индивидуальные особенности:

♦ тип нервной системы (особенно по характеристике подвижности — инерт­ности);

♦ мотивация;


♦ самостоятельность;

♦ склонность к сотрудничеству;

♦ адекватная самооценка (своих личностных качеств и профессиональных возможностей);

♦ самоконтроль;

♦ эмоциональная устойчивость;

♦ степень тревожности.

Исследования, проведенные в последнее десятилетие [4], позволили выявить личностный профиль, который присущ лицам, заболевшим в ходе первичной адаптации к условиям военной службы. Эти люди обладали:

♦ пониженной нервно-психической устойчивостью;

♦ повышенным нейротизмом;

♦ повышенной тревожностью;

♦ заниженной самооценкой;

♦ отсутствием конкретной установки на предстоящую деятельность (ни по­ложительной, ни отрицательной);

♦ конфликтностью;

♦ моральной неготовностью к выполнению предъявляемых им требований.

Напротив, хорошие адаптивные возможности к воздействию факторов реаль­ной угрозы жизни и сохранности профессионального здоровья продемонстриро­вали те, кому были свойственны такие характеристики:

♦ высокий уровень функционирования механизмов психической саморегуля­ции (вследствие высокой эмоциональной устойчивости, низкой тревожно­сти и невысокого психического напряжения);

♦ высокие коммуникативные способности;

♦ сохранение ориентации на соблюдение моральных норм поведения, несмот­ря на значительные перенесенные психоэмоциональные нагрузки.

Завершив обучение и пройдя первичную профессиональную адаптацию, чело­век выходит на самый длительный в его профессиональной биографии этап, ис­числяемый в общем случае не одним десятком лет и связанный с регулярным ис­полнением служебных обязанностей. Проблема обеспечения его профессиональ­ного здоровья на этом временном интервале рассматривается в соответствующем ракурсе.

 

Надежность профессиональной деятельности

По данным отечественных и зарубежных социологических опросов, среди всех сфер жизнедеятельности трудовая оказывает самое сильное влияние на здоровье, главным образом ухудшая его. Из всех факторов образа жизни, отрицательно вли­яющих на здоровье, трудовую деятельность респонденты называют чаще всего. Причем постоянное нервное напряжение, утомление отмечаются в качестве само­


го отрицательного фактора профессиональной деятельности с точки зрения его влияния на здоровье. Вместе с тем к субъекту профессиональной деятельности предъявляются определенные требования по надежности ее исполнения. В прин­ципе, истоки психической ненадежности могут быть связаны с ошибками в про­текании тех или иных психических процессов, с нарушениями в саморегуляции психических состояний, с недостаточной выраженностью определенных черт лич­ности. Надежность профессиональной деятельности предполагает безошибочное выполнение человеком возложенных на него профессиональных обязанностей (функций) в течение требуемого времени и при заданных условиях деятельнос­ти. Достижение безошибочного и своевременного выполнения действий и дея­тельности в целом является результатом нормального, здорового функциониро­вания различных подсистем организма и психики человека. Специалист, обладающий необходимыми профессионально важными качествами и требуемой квалификаци­ей, все равно останется потенциально опасным в смысле профессиональной на­дежности, если с его физическим или психическим здоровьем не все благополуч­но. Так, например, исследования В. А. Пономаренко [8] показали, что у военных летчиков, имеющих какие-либо проблемы со здоровьем, регистрируется больше предпосылок к летным происшествиям, больше ошибочных действий при пере­учивании и освоении новой техники, чаще встречаются затруднения в професси­ональной деятельности.

На надежность работы человека, приступившего к регулярной профессиональ­ной деятельности после необходимой подготовки и первичной адаптации, будут оказывать влияние различные факторы. К числу наиболее значимых среди них можно отнести поддержание мотивации к выполняемой деятельности, пережива­емые в процессе труда функциональные состояния (утомление, монотония, пси­хический стресс), психологический климат в трудовом коллективе и др. Очень многое зависит и от того, насколько полно и правильно учтены психогигиениче­ские факторы. Прежде всего, это установление режима труда и отдыха, организа­ция рабочего места, обеспечение эстетических условий труда, учет факторов физи­ческой среды и др. Основу надежности личности, включенной в профессиональную деятельность, составляют определенные черты характера и уровень ее нравствен­ности. Причем ряд из них выступает в таком качестве едва ли не в любом виде про­фессиональной деятельности [7]. В их число входят самоконтроль, ответствен­ность, чувство долга, дисциплинированность, самооценка, воля и самообладание. Напомним, что эти свойства личности уже назывались нами выше, когда речь шла о классификации критериев психического здоровья.

Не только профессиональное мастерство, но и нравственные качества работ­ников влияют на их профессиональное долголетие, надежность и безопасность их труда. Гордость за качественно выполненную работу, профессиональная честность, осознание не только юридической, но и моральной ответственности перед людь­ми, благополучие, а нередко и жизнь которых вверены ему по долгу службы, — все это обязательные слагаемые моральной надежности специалиста. Особое место среди них принадлежит совести или, иначе говоря, нравственному самоконтролю личности (вспомним, что и эти черты нравственной сферы человека тоже были названы нами при обсуждении состава критериев психического здоровья).


Оправданный поиск возможных причин ненадежных действий субъекта тру­да осуществляется в соответствии с раскрытием динамики работоспособности, характеристикой ее основных фаз (врабатываемости, устойчивой работоспособ­ности и ее падения), выявлением тех факторов, от которых зависит их продолжи­тельность.

Для фазы врабатываемости характерно постепенное нарастание работоспо­собности. Эта фаза сопровождается процессом адаптации человека к новым тре­бованиям. Соответственно она предполагает определенные затраты времени при­ближения работающего человека к зоне требуемых значений по безошибочности, точности и быстроте выполняемых действий, т. е. переход его в фагзу устойчивой работоспособности.

Наступление третьей фазы сопровождается падением работоспособности, обусловленным развитием утомления. Это психическое состояние — одно из са­мых распространенных в практике профессиональной деятельности. Устойчивое пребывание в нем представляет серьезную угрозу соматическому и психическо­му здоровью работника. Его характерные признаки проявления заключаются в следующем.

Общее снижение работоспособности осознается человеком как невозможность продолжать свою деятельность должным образом. Внимание — один из психиче­ских процессов, на который утомление оказывает наиболее сильное воздействие. Расстройство внимания выражается в сужении его объема, ухудшении переклю­чения и распределения. Затруднения в сенсорной области сводятся к увеличению абсолютных и дифференциальных порогов чувствительности. В моторной сфере утомление вызывает нарушение ритма, точности и координации движений. Уве­личивается время простой сенсомоторной реакции и реакции выбора. Снижают­ся показатели кратковременной памяти, темп мышления, точность и скорость образования логических взаимосвязей. В целом отмечается ухудшение качества умственной работы, Снижается эффективность самоконтроля и соответственно возрастает число ошибочных действий. В состоянии утомления ослабляются важ­ные характеристики воли: решительность, настойчивость, выдержка. Развивает­ся сонливость, влияющая на безопасность деятельности.

Понятно, что измерение утомления представляет собой задачу исключитель­ной практической важности. Приоритет в ее решении принадлежит русскому пси­хиатру И. Сикорскому, который в 1879 г. впервые попытался измерить утомление. Для этой цели он предлагал ученикам утром, а затем после окончания занятий писать диктант, длившийся 15 минут. Оказалось, что после завершения учебного дня число ошибок возрастало на 33 %. Интересные мысли по обсуждаемому воп­росу были высказаны немецким педагогом М. Оффнером (Умственное утомле­ние. — СПб., 1911). Он предложил различать субъективный и объективный мето­ды в измерении утомления. В основу первого могут быть положены переживания субъективных симптомов утомления, доступные только самому утомленному лицу. Однако, поясняет Оффнер, субъективные симптомы нельзя признать абсо­лютно надежными, а для измерения утомления они явно недостаточны. Настрое­ние сильно влияет на переживание чувства усталости. Например, когда мы весе­


лы, то не чувствуем утомления. Напротив, если грустим, находимся в подавлен­ном состоянии, то работа может вызвать в нас чувство усталости. В состоянии испуга или страха мы нередко забываем об утомлении, как бы оно ни было сильно выражено. Глоток вина, чашка крепкого чая или кофе на некоторое время снима­ют усталость, придавая нам обманчивое чувство свежести и полной работоспособ­ности. Объективный же метод, предложенный Оффнером, предполагает физио­логические и психологические измерения утомления, осуществляемые другими лицами. В их основе лежат подлинные изменения физиологических функций, а также характер физических и психических действий субъекта утомления. Офф-нер особо подчеркивает, что соответствие между субъективными симптомами и реальным психофизиологическим состоянием довольно шатко, поэтому создает­ся определенный простор для рискованных заключений относительно степени вы­раженности чувства усталости.

Эта тема получила дальнейшее развитие в 1960-1970-е гг. в отечественной инженерной психологии в связи с разработкой концепции объективного контро­ля за состоянием человека-оператора, управляющего сложными техническими системами. Для такого контроля было предложено использовать методы автома­тического распознавания образов и объективные критерии, с помощью которых в процессе работы можно регистрировать качественные характеристики состояния оператора: напряженность, усталость, степень концентрации внимания, готовность к выполнению действия и др. Введение объективного контроля за психофизиоло­гическим состоянием оператора было прежде всего направлено на предотвраще­ние временно-устойчивых отказов в его работе (например, из-за чрезмерного пере­утомления) и исключение возможных аварийных последствий. Такое своевременное «схватывание» начала развития угрожающего состояния у оператора давало возможность передать его функции оператору-дублеру или перевести систему на режим автоматического управления. Чтобы выполнять свое предназначение, контроль за состоянием оператора должен отвечать определенным требованиям:

♦ отличаться высоким быстродействием;

♦ осуществляться непрерывно;

♦ обеспечивать простоту регистрации психофизиологических характеристик;

♦ его аппаратурные средства не должны стеснять действия оператора.

Обычно в качестве источников информации о состоянии оператора использу­ются биоэлектрические процессы (электроэнцефалограмма, кожно-гальваниче-ская реакция), неэлектрические характеристики дыхания, давления крови, тем­пературы тела, речи. Сравнительно недавно показана возможность использования для этих целей биоэлектрических характеристик биологически активных точек.

Сегодня проблема объективного контроля психофизиологического состояния ставится шире, т. е. не только применительно к профессиям операторского про­филя. Речь идет о необходимости соответствующих мероприятий, направленных на постоянный контроль за состоянием здоровья человека, включенного в реаль­ный производственный процесс [10]. Для этого предлагается вводить мониторинг физиологических функций человека, на основании которого можно было бы осу­


ществлять экспресс-диагностику состояния и выявлять лиц, работающих с высоким уровнем психоэмоционального напряжения («группа риска»). По мере оптимизации режимов труда и отдыха, совершенствования системы профессионального подбо­ра персонала необходимость в непрерывном контроле состояния работников уже не будет столь выраженной и можно будет переходить к контролю, носящему эпи­зодический характер.

Еще одно современное направление по обеспечению надежности профессио­нальной деятельности связано с разработкой оздоровительных программ для пер­сонала. Конкретный опыт их применения уже накоплен в целом ряде зарубежных организаций. В основу таких программ положены следующие предпосылки:

1. Образ жизни оказывает важное влияние на здоровье человека.

2. Люди могут изменить свои привычки, если им оказать соответствующую помощь.

3. Рабочее место наиболее эффективно для помощи такого рода, так как люди проводят на рабочем месте много времени.

Руководство организаций должно быть заинтересовано в реализации программ поддержки здоровья, так как они позволяют повысить надежность и производи­тельность труда, сократив количество больничных листов, снизить затраты на оплату страховки, улучшить психологический климат в коллективе.

Обычно реализация программ «за хорошее здоровье» разворачивается во вре­мени в следующей последовательности.

1. Работников знакомят с основными факторами риска для здоровья. Это, прежде всего, неправильное питание; недостаток физической активности; курение; употребление алкоголя, наркотиков; излишний вес.

2. Работники получают информацию относительно их собственных факторов риска. Этому предшествует медицинское обследование и заполнение опрос­ника о стиле жизни.

3. Чтобы снизить влияние фактора или факторов риска, разрабатывается ин­дивидуальный план здорового образа (стиля) жизни. Он включает инфор­мацию о принципах здорового образа жизни, обучение техникам самоуправ­ления стрессом, обучение навыкам измерения кровяного давления, реко­мендации по изменению образа жизни с целью улучшения и поддержания здоровья и др.

4. Организация оказывает поддержку своим работникам в изменении их образа жизни. Все исследования проводятся в рабочее время, на добро­вольной основе; оплачивается медицинская страховка.

Безусловно, принимая во внимание современные особенности жизнедеятель­ности человека, в том числе и его трудовой деятельности, надо признать, что од­ним из наиболее опасных факторов, представляющих большую угрозу состоянию здоровья и в целом профессиональному долголетию, является психологический стресс. Остановимся на этом вопросе специально.


Стресс в профессиональной деятельности

Сначала сделаем некоторые предварительные замечания.

Термин «стресс» (давление, напряжение) английского происхождения. В XIV в. в Англии в литературных источниках появляются различные трактовки этого понятия. Однако научный подход к пониманию стресса начал складываться тольг ко в XIX в. Этому способствовало изучение вопросов о защитных силах организма, о его способности противодействовать разрушающим воздействиям извне. Счита­ется, что у истоков исследования проблемы стресса стоял знаменитый француз­ский физиолог клод Бернар. Во второй половине XIX в. он высказал и обосновал идею о внутренней среде организма, о ее постоянстве как необходимом условии жизни. Основная мысль Бернара заключалась в том, что благодаря постоянству внутренней среды (вода, температура, воздух, давление, химический состав и др.) организм обретает определенную независимость от воздействия внешних факто­ров. Бернар считал, что на сохранение внутренней среды, ее биологических кон­стант (кислород, сахар, соли и т. д.) направлена деятельность определенных ви­тальных механизмов, но он не раскрыл содержание этих механизмов.

Ответ на этот вопрос дал американский физиолог Уолтер Кэннон. Он вошел в историю науки как автор учения о гомеостазе. Под гомеостазом понимается со­стояние поддержания относительного динамического постоянства (равновесия) внутренней среды организма в физиологически допустимых пределах (обеспече­ние постоянства температуры тела, кровяного давления, концентрации сахара в крови и т. д.). Механизм гомеостаза действует на уровне целостного организма, отдельного органа, клеточном и молекулярном уровнях.

Кэннон подходил к трактовке гомеостаза с дарвиновских позиций, рассматри­вая его как продукт естественного отбора. Он подчеркивал, что механизмы гоме­остаза не даны изначально, они сформированы в процессе развития живого и име­ют фило- и онтогенетический аспекты рассмотрения.

В общем механизме гомеостаза Кэннон различал два основных компонента:

1. Сигнальные устройства (периферические сенсорные окончания), чувстви­тельные к изменениям, ставящим под угрозу стабильность организма. Ина­че говоря, это контрольные по своей сущности элементы, вырабатывающие сигнал рассогласования между тем, что должно быть, и тем, что есть в дей­ствительности.

2. Устройства коррекции, действие которых направлено на восстановление нарушенного равновесия и нейтрализацию угрозы. Такое понимание гоме­остаза можно рассматривать как формулировку общего принципа саморе­гуляции, содержащего в себе идею обратной связи. Кэннон рассматривал гомеостаз как один из защитных механизмов организма.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 459; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.