КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Все галлюциногены производят непредсказуемое, но всегда негативное действие. 15 страница
Тем не менее, несмотря на то что проблема поведения человека в экстремальных ситуациях изучается весьма интенсивно, следует отметить: единого мнения о доминантах поведения в экстремальных условиях пока не существует. Расходятся мнения и по вопросу о характере и тяжести психических и соматических расстройств, наступивших вследствие острой и хронической психотравматизации, в зависимости от личностных особенностей пострадавших и объективных характеристик психотравмирующей ситуации. В настоящее время проведено значительное количество исследований, которые свидетельствуют о безусловной взаимосвязи между стихийными бедствиями и их воздействием на здоровье людей. Так, Г. Глесер (G. Gleser) с коллегами, обследовав людей, пострадавших от наводнения, обнаружили через несколько месяцев после стихийного бедствия легкие психические расстройства у 12% детей и 20% взрослых. Через 2 года после наводнения у этой же группы пострадавших были выявлены симптомы тревоги, депрессии, напряженности, повышенной возбудимости, различные соматические расстройства, признаки социальной изоляции и изменения в моральном поведении. Через 4-5 лет эти нарушения отмечались у 30% обследованных. При этом было установлено, что 30% лиц, перенесших катастрофу, стали больше употреблять алкоголя, курить (на 44%), а потребление медикаментов среди них увеличилось на 52%, что свидетельствует о значительном росте у пострадавших проблем медицинского плана. При этом наиболее выраженные изменения отмечались у людей, отличающихся низкой толерантностью к стрессу. Г. Беннет (G. Bennet, 1986) через год после наводнения выявил симптомы соматических и психических нарушений у 32% лиц, чьи дома и имущество были затоплены, и у 19%, чьи дома были вне зоны затопления. М. Мелик (М. Melick, 1978), проводя через 3 года после наводнения обследования пострадавших, обнаружил симптомы психосоматических нарушений у 41,9% лиц, чьи дома были затоплены. В то же время среди пострадавших из незатопленной зоны психосоматические расстройства были выявлены лишь у 6,1%. Таким образом, из приведенных примеров следует, что психотравмирующие обстоятельства экстремальных ситуаций не проходят бесследно для пострадавших. В среднем у 30-35 % таких людей отмечаются признаки разнообразных соматических и психических расстройств, а примерно у 40-44% — признаки социальной дезадаптации, выражающиеся в изменении моральных ценностей и норм, социальной изоляции и др. Причем характер и интенсивность психогенных расстройств зависит от степени выраженности реальной витальной угрозы в экстремальной ситуации. Так, В. Менингер (W. Meninger) в 1952 г. предложил принцип, согласно которому можно судить об уровне стресса при наводнении: он разделил людей на тех, чья собственность страдала, и тех, которым наводнение непосредственно не угрожало. Реакции каждой из групп в значительной степени отличались друг от друга. Для тех, кто оказался на периферии наводнения, характерно было развитие напряжения, при котором возникало желание что-либо делать, и удовлетворение этого желания (предоставление работы) вызывало облегчение. В другой группе предвосхищение угрозы вызывало не только тревогу, но и неверие в то, что с ними может что-либо случиться, а когда угроза становилась очевидной, развивалось состояние растерянности, подавленности. Утрата собственности усиливала негативное воздействие и соответственно депрессивные расстройства. По мнению американских врачей-психиатров, для дифференцированной диагностической установки при идентификации расстройств в динамике целесообразно выделять три фазы: ♦ предвоздействия (preimpact phase), включающего ощущения беспокойства и угрозы; ♦ воздействия (impact phase), длящегося от начала стихийного бедствия до момента эвакуации пострадавших из района бедствий; она характеризуется доминированием среди эмоций страха; ♦ послевоздействия (postimpact phase), начинающегося через несколько дней после стихийного бедствия или катастрофы. Последняя фаза наиболее сложна и значительна. Это связано с возникновением перед пострадавшими все новых и новых проблем, социальной дезорганизацией, эвакуацией, разделением семей и т. п., что многими исследователями расценивается как «второе стихийное» бедствие. Именно с этой фазой многие авторы связывают формирование механизмов психогенных нарушений, которые проявляются через значительное время после катастрофы (например, PTSD-синдром). В настоящее время фаза послевоздействия изучена наиболее полно. Так, исследователи Национального института психического здоровья (США) выделяют в этой фазе четыре субфазы, которые проходят психические реакции при катастрофах. Первая — «героическая фаза» — непосредственно связана с моментом катастрофы и длится несколько часов. Для нее характерны альтруизм, демонстративное героическое поведение, желание помочь людям, а также формирование ложных представлений о возможности преодолеть случившееся. Затем наступает фаза «медового месяца», которая длится от недели до 3-6 месяцев. Выжившие испытывают чувство гордости за то, что преодолели все опасности и остались в живых, надеются и верят, что все проблемы и трудности вскоре будут разрешены. Но потом наступает третья фаза — «фазаразочарования», которая длится от 1 года до 2 лет. Чувства разочарования, гнева, негодования возникают вследствие крушения различных надежд. И только тогда, когда выжившие осознают, что им самим необходимо решать свои проблемы и налаживать свой быт, наступает четвертая фаза — «фаза восстановления». Фаза воздействия, включающая в себя момент катастрофы и сравнительно небольшой период времени после нее, исследована в меньшей степени. Это связано с определенными сложностями в организации проведения исследований. Например, известно очень мало фактов, когда психологи или психиатры оказывались очевидцами или участниками внезапно возникшей экстремальной ситуации. Вместе с тем опыт ликвидации землетрясения в Армении (1988 г.) и катастрофы в Уфе (1989 г.) позволил сотрудникам Военно-медицинской академии М. М. Решетникову и С. В. Чермянину выделить отдельные стадии периода воздействия и первых этапов послевоздействия, который был назван ими «периодом острых эмоциональных реакций». Критерием выделения данных фаз для авторов послужила динамика психофизиологического состояния пострадавших. Опираясь на выявленную динамику, они выделяют следующие стадии. 1. Стадия витальных реакций — длится около 15 минут. Начинается с первых мгновений возникновения реальной витальной угрозы. Поведенческие реакции полностью подчинены императиву сохранения собственной жизни и могут сопровождаться кратковременным оцепенением или выраженным двигательным возбуждением. 2. Стадия острого психоэмоционального шока с явлениями сверхмобилизации. Эта стадия продолжается около 3-5 часов и характеризуется общим психическим напряжением, предельной мобилизацией психофизиологических резервов, обострением восприятия и увеличением скорости мыслительных процессов, проявлением безрассудной смелости, особенно при спасении близких. Около 30% пострадавших отмечали, что в этот период они испытали подъем работоспособности и увеличение физических сил в 1,5-2 раза. Так, например, один из пострадавших во время землетрясения в Армении, обнаружив свою жену и дочь на крыше девятиэтажного дома, у которого лестничные пролеты нижних этажей были разрушены, с помощью веревки и металлической ограды для клумбы менее чем за час смог забраться на крышу и спасти семью. Вместе с тем в этот период у подавляющего большинства возможны панические реакции и нарушение адекватности поведения. 3. Стадия психологической демобилизации. Наступает через 6-12 часов после катастрофы и длится до 3 суток. Характеризуется существенным ухудшением самочувствия и психоэмоционального состояния с преобладанием чувства растерянности, отчаяния, депрессии и др. В этот период по-прежнему высока вероятность развития панических реакций. Большинство пострадавших отмечают возникновение этой стадии при первых контактах с получившими травмы, при первых увиденных телах погибших, когда к ним приходит осознание масштаба трагедии, что в целом сопровождается повышением уровня стресса. 4. Стадия разрешения. Наблюдается на 3-12-е сутки после стихийного бедствия (катастрофы). Происходит постепенная стабилизация настроения и самочувствия, но сохраняется пониженный эмоциональный фон, ограничены контакты с окружающими, отмечается гипомимия (маскообразность лица), замедленность движений. 5. Стадия первичного восстановления начинается через 10-12 дней после землетрясения. Наиболее отчетливо проявляется в поведенческих реакциях: активизируется межличностное общение, нормализуется эмоциональная окраска речи, восстанавливаются сновидения. 6. Стадия отставленных реакций. Характеризуется проявлением некоторых психопатологических синдромов и психосоматических нарушений через 30-40 дней после стихийного бедствия. Имеющиеся в настоящее время данные позволяют говорить о том, что рассмотренные шесть стадий периода воздействия действительно могут быть приняты в качестве классификации психофизиологических состояний. Об этом косвенно свидетельствуют результаты других исследователей. Так, югославские ученые Д. Петрович и М. Попович, изучавшие последствия землетрясения в Скопле в 1963 г., также выделили несколько стадий. Они отмечают, что первоначальная реакция носила характер паники. Были случаи, когда обезумевшие родители выбрасывали детей из окон многоэтажных зданий, выпрыгивали вслед за ними и разбивались. Затем югославские исследователи выделяют три фазы, характеризующие психическое состояние населения города после землетрясения. Первая, которая длится 2-3 дня, характеризуется выраженным состоянием тяжелой психической депрессии, угнетения, ступора. Люди совершенно не реагируют на окружающее, с ними трудно вступить в контакт. Они бродят по развалинам, как будто разыскивая что-то, или сидят неподвижно у своих разрушенных жилищ. Вторая стадия наступает на 4-5-й день и может длиться 5-6 дней. Она характеризуется продолжением менее выраженной психической депрессии у одних, проявлением общего возбуждения, беспокойства, расторможенности у других. Югославские исследо ватели отмечают, что у детей, оказавшихся в этой экстремальной ситуации, нередки случаи полного недержания мочи, у беременных женщин — спонтанные аборты и преждевременные роды. Третья стадия начинается на 10-12-й день и может длиться до 2-3 месяцев. Основная характеристика данной стадии — постепенное сглаживание нервно-психических нарушений, появление интереса к окружающему миру, беспокойство за будущее, стремление приспособиться к жизни в новых условиях. Ташкентское землетрясение в 1966 г. было слабее, чем в Скопле, не вызвало таких тотальных разрушений и не сопровождалось значительными жертвами. Тем не менее исследователи, изучавшие последствия этого землетрясения для населения Ташкента непосредственно на месте (спустя день после первого толчка), отмечают: в момент землетрясения и сразу же после него 36,7% пострадавших жителей либо бездействовали, либо молились, а затем прибегали к защитным мерам, 42,5% укрывались в безопасном месте, 16,8% выбегали на открытое пространство. Таким образом, во всех приведенных примерах отчетливо просматриваются одни и те же тенденции. Следует отметить, что помимо психогенных нарушений, диагностируемых сразу после момента катастрофы или стихийного бедствия, существует целый ряд расстройств, которые проявляются в виде разнообразных психических и психосоматических нарушений спустя длительное время после психотравмирующих обстоятельств. При этом их проявление носит в основном внезапный характер на фоне общего благополучия. Эти явления объединены в синдром посттравматических стрессовых нарушений. Данная группа психогенных расстройств представляет собой самостоятельный класс психических нарушений, они будут рассмотрены ниже. Таким образом, психологу, работающему с лицами, перенесшими воздействие различных экстремальных факторов чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий или технологических катастроф, надо помнить, что многие соматические нарушения имеют психогенную природу. Именно поэтому пострадавшим для оказания помощи необходим не только врач, но и психолог. Цели его работы в таких ситуациях: ♦ психологическая диагностика состояний пострадавших и прогнозирование последствий перенесенных психотравмирующих обстоятельств; ♦ проведение психологической коррекции; ♦ разработка мероприятий по социально-психологической реабилитации пострадавших; ♦ оказание социально-психологической помощи родным и близким пострадавших и погибших.
Обшая характеристика психогенных расстройств, возникающих при экстремальных ситуациях Многие психические состояния, наблюдаемые при возникновении экстремальных ситуаций, могут быть отнесены к группе так называемых психогенных расстройств. Чаще всего к ним относят разнообразные невротические и патохарактерологиче ские реакции, неврозы и реактивные психозы. Общая особенность всех этих расстройств заключается в том, что они имеют ситуативно-обусловленный характер. Их интенсивность зависит от характера патогенных обстоятельств, к которым относятся: специфика факторов обстановки, острота и сила их воздействия, а также смысловое содержание психотравмы. Следует отметить, что лечение психогенных или других психических расстройств не является задачей психолога. Лечение — это прерогатива врача-специалиста, в данном случае психиатра или психотерапевта. Однако психолог обязан иметь четкое представление о симптомах психических расстройств и уметь дифференцированно диагностировать состояния нормы и патологии. Умение психолога соотносить наблюдаемое состояние с нормой или патологией особенно актуально при возникновении экстремальных ситуаций, когда своевременное оказание психологической или первой доврачебной помощи позволяет в ряде случаев избежать более тяжелых последствий. С этой точки зрения представляется целесообразным более подробно рассмотреть особенности психогенных нарушений при возникновении экстремальных ситуаций. Согласно мнению, сложившемуся в современной медицине, психогенные расстройства могут быть разделены на две группы: с непсихотической симптоматикой (психогенные реакции и состояния) и с психотической симптоматикой (реактивные психозы). Основой разграничения служит наличие у больных второй группы выраженных нарушений психики, так называемых психотических форм патологии: грубые нарушения сознания, галлюцинации и бред, выраженные эмоциональные расстройства, психомоторные нарушения и т. п. К первой группе психогенных расстройств относятся разнообразные расстройства невротического типа. Среди них: невроз тревоги (страха), истерический невроз, невротические фобии, невроз навязчивости, депрессивный невроз, неврастении и др. В эту же категорию входят и так называемые острые реакции на стресс. Характеризуя психогенные расстройства, наблюдаемые при жизнеопасных ситуациях во время и после стихийных бедствий и катастроф, Ю. А. Александровский и его коллеги считают целесообразным выделение трех диагностических групп: 1) непатологические (физиологические) невротические реакции (реакции на стресс, адаптационные реакции); 2) невротические реакции и состояния; 3) реактивные психозы. Каждая из этих трех групп имеет свои особенности и характеристики. Так, непатологические невротические реакции характеризуются преобладанием эмоциональной напряженности, психомоторных, психовегетативных, гипотимичес-ких проявлений, сохранением адекватной самооценки и способности к целенаправленной деятельности. Психогенным патологическим реакциям свойственны: невротический уровень расстройств, астенический, депрессивный, истероидный и другие синдромы, снижение адекватности оценки происходящего и своих действий. Стабилизация невротических нарушений свидетельствует о развитии невротических состояний — неврастенический и другие неврозы, при этом отмечается значительное снижение адекватности оценки происходящего и самооценки личности. Данные группы нарушений и расстройств могут иметь характер динамического развития, постепенно сменять друг друга, переходя от непатологических форм к патологическим. Следует отметить, что разные этапы развития психогенных психических расстройств характеризуются различными клиническими проявлениями. Например, для непатологических невротических проявлений характерны астенические нарушения, тревожная напряженность, вегетативные дисфункции, расстройства ночного сна, возникновение и декомпенсация психосоматических расстройств, снижение порога переносимости вредностей (причем указанные симптомы не объединяются в синдромы, поэтому существует возможность их полной самокоррекции). При невротических реакциях отмечается контролируемое чувство тревоги и страха, разнообразные невротические расстройства. Кроме этого, возможна определенная декомпенсация личностно-типологических особенностей. На следующем по степени тяжести психического состояния этапе — этапе неврозов — диагностируются стабилизированные и клинически оформившиеся невротические состояния, в том числе отчетливо выраженные депрессивные или астено-депрессивные, неврастенические, ипохондрические расстройства. При реактивных психозах и аффективно-шоковых реакциях у лиц, попавших в экстремальную ситуацию, отмечается чувство страха, достигающее ощущения сиюминутной гибели, дезорганизация поведения (например, беспорядочное метание, паническое бегство или оцепенение, ступор), нарушение осознания окружающего, восприятия и осмысления, некритическое отношение к своему состоянию. Несмотря на имеющиеся существенные особенности и различия, психические расстройства, возникающие вследствие воздействия экстремальных факторов среды обитания, вероятно, следует рассматривать как частные случаи психоген-но спровоцированной психической дезадаптации. Именно к такому выводу приходят многие исследователи, занимающиеся проблемой адаптации и дезадаптации человека. Проблема адаптации — одна из центральных проблем исследования человека и его организма. Благодаря такому феномену, как адаптация, все живые организмы получают возможность приспосабливаться к постоянным изменениям внешней среды и тем самым выживать. Человек как биологический объект также обладает способностью приспосабливаться к изменениям внешней среды. Эта способность человека постоянно совершенствовалась. Однако по мере развития человеческого общества значение биологически адаптивных механизмов постепенно снижалось, а роль механизмов социальной адаптации возрастала. Несмотря на то что человек — биосоциальное существо, его социальная сущность в процессе филогенеза приобретала все более и более доминирующее значение. В результате социальная адаптация стала механизмом, обеспечивающим современному человеку безопасность в целом (в том числе безопасность от многих природных катаклизмов и других жизнеопасных воздействий) за счет соответствующего построения взаимоотношений между людьми. Вместе с тем врачи-психиатры констатируют, что из года в год увеличивается значение социальных факторов в происхождении многих болезненных расстройств человека, и в первую очередь так называемых психогенных факторов. Психогении как бы заменяют физиогении в происхождении болезненных расстройств вообще и состояний психической дезадаптации в экстремальных условиях в частности. Как и почему происходит возникновение психогенных расстройств? Существует несколько концепций, пытающихся ответить на этот вопрос. Одна из них — концепция об индивидуальном барьере психической адаптации — принадлежит Ю. А. Александровскому [2]. По его мнению, при любом психотравмирующем воздействии, которое обусловливает возникновение нервно-психических расстройств, происходит нарушение наиболее сложных форм социально-детерминированного, адаптированного и относительно стабильного стереотипа реагирования человека на окружающее. В этом случае должны включаться определенные механизмы формирования нового стереотипа реагирования. Однако изменение поведенческого стереотипа происходит не у всех, поскольку у некоторых в психо-травмирующей ситуации обнаруживается нехватка «степеней свободы» адекват ного и целенаправленного реагирования, т. е. человек не может преодолеть границы привычного для себя способа реагирования. Другими словами, человеку в экстремальной ситуации может оказаться недостаточно имеющихся у него социальных и биологических возможностей для переработки информации, скорости ее поступления и количества. В результате создаются предпосылки для возникновения психогенных нарушений. Таким образом, согласно данной концепции, у каждого человека существует некий барьер психической адаптации. Этот барьер как бы вбирает в себя все особенности психического склада и возможности реагирования человека. Он базируется на двух основах — биологической и социальной и по существу является их единым интегрированным функционально-динамическим выражением. Следовательно, пока поведенческие реакции человека находятся в допустимых пределах и не выходят за пределы барьера психической адаптации, человек успешно адаптируется, но в случае «прорыва» или «разрушения» этого барьера происходит психический срыв, который может привести к развитию болезни. Вероятно, данная концепция — одна из наиболее удачных концепций возникновения психогенных расстройств при экстремальных ситуациях. Вместе с тем следует отметить: хотя она и объясняет принципы возникновения психогенных расстройств (это очень существенно для медицины), но по ряду причин недостаточна для психолога. Так, несмотря на то что Ю. А. Александровский признает значимость социальной составляющей человека для успешной его адаптации, он не рассматривает личностные особенности, влияющие на успешность адаптации и определяющие вероятность возникновения психогенных расстройств в экстремальных ситуациях. Подобная позиция автора концепции, возможно, обусловлена тем, что для него как врача важнее факт психогенного расстройства и понимание общих механизмов его возникновения, поскольку объект его деятельности — как правило, больной человек. Объект деятельности психолога — обычный, здоровый человек, поэтому ему важнее знать личностные особенности человека, обусловливающие возможность успешной адаптации в самых разнообразных условиях. Знание этих особенностей позволяет психологу прогнозировать успешность деятельности и вероятные последствия для здоровья при внезапно возникших экстремальных ситуациях. Кроме этого, говоря о реакциях человека в экстремальных условиях, следует иметь в виду, что поведение человека — это не просто ответная реакция на внешнее воздействие. С точки зрения отечественной психологии поведение — это акт сознания, обусловленный, с одной стороны, воздействием факторов внешней среды обитания, а с другой — особенностями морально-нравственной сферы, актуальными мотивами, совокупностью компонентов Я-концепции и др. Следовательно, поведение человека чаще всего является активным, а не реактивным. Поэтому вести разговор о поведенческих реакциях вне рассмотрения личностных особенностях не совсем уместно. Это еще раз подчеркивает необходимость изучения тех личностных особенностей, которые определяют поведение человека в экстремальных условиях. Но, рассматривая психогенные расстройства при возникновении экстремальных условий, следует подчеркнуть: помимо расстройств психиатрического плана существует целый класс нарушений, которые не могут рассматриваться как психические расстройства. Чаще всего их называют психологическими нарушениями, или реакциями на острый эмоциональный стресс. Большинство подобных реакций характерно для случаев, связанных с выполнением определенной профессиональной деятельности.
Обшее представление о деятельности в особых и экстремальных условиях Выше были рассмотрены психологические проблемы, с которыми сталкиваются современные психологи при возникновении экстремальных ситуаций. Наиболее существенные характеристики подобных ситуаций — внезапность их возникновения и бесконтрольность протекания со стороны человека. Именно эти особенности предопределяют необходимость рассматривать экстремальные ситуации лишь в качестве измененных условий жизни человека, но ни в коей мере не дают основания для их отождествления с деятельностью. Экстремальные ситуации и деятельность в экстремальных условиях — это не одно и то же. Вместе с тем необходимо отдавать себе отчет в том, что эти же экстремальные ситуации, которые для большинства людей являются именно крайне неблагоприятными ситуациями, для определенной группы людей действительно могут рассматриваться как условия профессиональной деятельности. Те физические, химические, психосоциальные и другие факторы среды обитания, которые для большинства составляют фон экстремальной ситуации, для другой группы могут составлять особенности их профессиональной деятельности. Кого следует отнести к этой группе людей? К данной группе, прежде всего, следует относить тех, чья профессиональная деятельность протекает в условиях, связанных с риском для жизни. В число таких профессиональных деятельностей входят труд пожарного, спасателей, военнослужащих и др. Специфика подобного вида деятельности заключается в том, что она осуществляется или может осуществляться в условиях реальной витальной угрозы. При этом, несмотря на негативное воздействие разнообразных факторов среды, люди выполняют свои профессиональные обязанности весьма успешно. Невольно возникает вопрос: «Почему большинство лиц, оказавшихся в экстремальной ситуации, частично теряют контроль над своим поведением, а профессионалы в этих условиях действуют успешно?». Причин, обусловливающих возможность успешной деятельности в экстремальных условиях, так же много, как и факторов, мешающих ее осуществлению. К причинам, обусловливающим возможность успешной деятельности человека в экстремальных условиях, прежде всего следует отнести особенности его личности. Можно было бы предположить, что бесстрашие, храбрость — те личностные особенности, которые отличают человека, успешно выполняющего свои обязанности в условиях реальной витальной угрозы, от того, кто подавлен и ошеломлен. Однако такая точка зрения верна лишь отчасти. Как пишет Ю. А. Александровский и др., «бесстрашных» психически нормальных людей в общепринятом понимании этого состояния не бывает. При возникновении любой осознаваемой чело веком экстремальной ситуации, содержащей угрозу для его жизни, у него возникает тревожное состояние и страх. Иначе, вероятно, быть не может, поскольку тревога — это один из механизмов, позволяющих человеку чувствовать опасность и своевременно на нее реагировать, приводя в действие системы экстренной мобилизации энергетических ресурсов организма. Различие в поведении людей, выполняющих профессиональные обязанности в экстремальных условиях деятельности, в большей степени обусловлены их способностью контролировать свое состояние, адекватно оценивать возникшую ситуацию и своевременно принимать решения. В свою очередь, уровень развития данных способностей во многом определяется уровнем нервно-психической устойчивости и психологической готовности к действию в экстремальных условиях. Следует отметить, что в научной литературе уже достаточно давно встречается термин «нервно-психическая неустойчивость». Данное понятие не имеет единого общепринятого толкования. Оно объединяет в себе целый класс нервно-психических явлений и нервно-психических нарушений, не имеющих четко выраженной симптоматики. Люди с признаками нервно-психической неустойчивости отличаются выраженной эмоционально-волевой лабильностью, что проявляется в эмоциональной неуравновешенности и неадекватном поведении. Кроме этого, для них характерна повышенная утомляемость, в том числе при умственной деятельности и общении с людьми. Нервно-психическая неустойчивость предполагает и различные вегетативные проявления, такие как тремор, покраснение или, наоборот, бледность кожных покровов, повышенную потливость и др. С точки зрения психофизиологии, объединяет все эти явления в один класс неустойчивость в протекании нервных и психических процессов. Противоположным по смыслу понятию «нервно-психическая неустойчивость» является «нервно-психическая устойчивость». Уровень нервно-психической устойчивости характеризует степень устойчивости протекания психофизиологических и психических процессов, а следовательно, характеризует степень выраженности у человека признаков нервно-психической неустойчивости. Как правило, диагностика нервно-психической неустойчивости и нервно-психической устойчивости может осуществляться по одним и тем же тестам. Чем выше уровень нервно-психической устойчивости, тем выше устойчивость протекания психических процессов, тем выше вероятность сохранения адекватности поведения в экстремальных условиях деятельности. По мнению многих исследователей, такое явление, как нервно-психическая неустойчивость, имеет двойственную природу. С одной стороны, оно обусловлено генетически, а с другой — особенностями воспитания и развития человека. Подобное положение дел позволяет ставить вопрос о возможности отбора людей для деятельности в особых и экстремальных условиях. Но для того чтобы осуществить профессиональный отбор, необходимо знать, развитие каких психофизиологических и личностных качеств следует обязательно оценивать. Нервно-психическая устойчивость — не единственная характеристика, определяющая успешность деятельности человека в сложных условиях. Поэтому исследования, посвященные выявлению данных индивидуально-психологических и личностных характеристик, в течение длительного времени оставались (и остаются) актуальными.
Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 2004; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |