КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Все галлюциногены производят непредсказуемое, но всегда негативное действие. 17 страница
В сравнительном исследовании преподавателей, которые отождествляли себя либо с «профессионально выгоревшими», либо с «профессионально обновленными», Метц (Metz,1979) обнаружил, что большинство мужчин в возрасте 30-49 лет считали себя «выгоревшими», а большинство женщин того же возраста — «профессионально обновленными». «Профессионально обновленные» преподаватели воспринимали административную поддержку и взаимоотношения с сослуживцами как значимый источник «обновления» по сравнению с группой считавших себя «выгоревшими». В результате нашего исследования торгового персонала (80 продавцов, средний возраст 38 лет) были обнаружены значимые корреляции между уровнем организационного стресса по шкале Мак-Лина1 (1983), эмоциональным истощением, деперсонализацией и редукцией личных достижений. Это подтверждает мнение зарубежных исследователей о том, что организационная среда может выступать в качестве первостепенного фактора риска в развитии синдрома выгорания. В случае высокого организационного стресса рабочая атмосфера становится фрустрирую-щим фактором для работников, что приводит к переживаниям ими психологического дискомфорта и негативизма по отношению к тем, кого они обслуживают (клиенты, покупатели и др.). В той же группе продавцов нами были обнаружены корреляции эмоционального истощения и деперсонализации с неудовлетворенностью поведением покупателей, а также связь эмоционального истощения с фрустрацией продавцов на рабочем месте [5]. Неудовлетворенность психологической атмосферой и выгорание. В результате исследования брокеров и аналитиков инвестиционной компании (общее количество 50 человек, средний возраст 37 лет) обнаружилась положительная связь между уровнем выгорания и неудовлетворенностью психологической атмосферой в организации2. Удовлетворенность психологической атмосферой оценивалась с помощью методики А. Ф. Фидлера. Исследование показало, что чем больше «деперсонализация», тем больше неудовлетворенность психологической атмосферой и меньше оптимизм (по шкале «бодрость — оптимизм», Водопьянова Н. Е., 2001). Аналогичные связи между показателями выгорания, оптимизмом и удовлетворенностью атмосферой в коллективе были обнаружены в исследовании 150 работников сферы обслуживания: администраторов, косметологов, инструкторов фитнесс-центров3. Очевидно, пессимизм как негативное мироощущение (жизненный настрой) опосредует неудовлетворенность в сфере взаимоотношений с коллегами и деформацию отношений с клиентами, что проявляется в показателях выгорания по фактору деперсонализация. К потенциальным факторам риска выгорания относится также уровень фрустрации работников сферы обслуживания. Результаты корреляционного анализа показали, что чем больше переживание фрустрации в процессе трудового дня, тем выше эмоциональное истощение, деперсонализация (негативизм и отстраненность от клиентов) и больше редукция личных достижений (деформация отношений к самоэффективности). На основе обобщения имеющихся в литературе данных перечень корпоративных факторов риска выгорания, кроме вышеназванных, может быть дополнен следующими характеристиками организационной среды:
♦ несправедливость и неравенство взаимоотношений в организации; ♦ негативные или «холодные» отношения с коллегами, отсутствие корпоративной сплоченности, слабая организационная культура; ♦ внутрифирменные конфликты; ♦ дефицит административной, социальной и профессиональной поддержки; ♦ отсутствие свободы планирования; ♦ жесткий контроль, мешающий инициативности и творчеству; ♦ отстраненность от принятия решений, отсутствие необходимой обратной связи от руководства или других подразделений организации. Перлман и Хартман1 предложили модель, которая определяет личностные и организационные переменные, связанные с выгоранием. Согласно их модели, три измерения выгорания отражают три основных класса реакций на стресс (симптоматические составляющие стресса): ♦ физиологические реакции, проявляющиеся в физических симптомах (физическое истощение); ♦ аффективно-когнитивные реакции, сфокусированные на установках и чувствах (эмоциональное истощение, деперсонализация); ♦ поведенческие реакции, выражающиеся в симптоматических типах поведения (дезадаптация, сниженная рабочая продуктивность). Данная модель рассматривает выгорание как следствие взаимодействия когнитивно-перцептивной интерпретации рабочего и социального окружения (среды) работником, его индивидуальных характеристик и типов преодолевающего поведения. В модели рассматриваются четыре стадии стресса. Первая стадия — напряженность, определяется степенью дополнительных усилий для адаптации, которых ситуация требует от субъекта. Существуют два наиболее вероятных типа ситуаций, при которых возникает стресс. Первый тип: навыки и умения субъекта недостаточны, чтобы соответствовать воспринимаемым или реальным организационным, статусно-ролевым или профессиональным требованиям. Второй тип: работа может не соответствовать ожиданиям, потребностям или ценностям субъекта труда. Говоря другими словами, стресс вероятен, когда существует противоречие между субъектом и рабочим окружением. Вторая стадия сопровождается сильными ощущениями и переживаниями стресса. Многие стрессогенные ситуации могут не вызывать стресс-переживаний вследствие конструктивного когнитивного оценивания своих возможностей и осознаваемых требований рабочей ситуации. Движение от первой стадии ко второй зависит от ресурсов личности так же, как от ролевых и организационных переменных. Третья стадия описывает три основных класса реакций на стресс.
Четвертая стадия представляет собой негативные последствия психологического стресса (как физиологические, так и психологические), в том числе и переживание субъективного неблагополучия как определенного физического или психологического дискомфорта. Выгорание представляет собой многогранное переживание хронического эмоционального стресса и находится в четвертой стадии. Переменные, значимо связанные с выгоранием, распределены в модели следующим образом: организационные и индивидуальные характеристики воздействуют на восприятие субъектом труда роли и привлекательность организации, опосредуя ответные реакции работника. В ответ на это «организация» реагирует на симптомы, появляющиеся у работника (на третьей стадии), которые затем могут привести к последствиям выгорания (они возникают на четвертой стадии). Именно с этой точки зрения должна пониматься многомерная природа выгорания. Поскольку организационная среда запускает процесс «горения», то позже сама организация может стать жертвой «сгоревших» работников, снижения их продуктивности и негативных реакций на организацию. Понимание этого стимулирует руководителей развитых зарубежных компаний искать и применять различные виды профилактики выгорания. Недавнее исследование 500 компаний, попавших в список журнала Fortune, показало, что в 70% из них применяют те или иные виды профилактики выгорания. Профессиональные факторы риска выгорания. Сравнительный анализ выгорания в различных профессиях (по результатам зарубежных исследований) затруднен тем, что авторы используют различный инструментарий для оценки психического выгорания. К тому же сопоставление данных зарубежных авторов осложняется различиями в социокультурных (ментальных) особенностях респондентов. С целью получения сопоставимых данных, позволяющих сравнивать профессиональные группы российских специалистов, нами было проведено исследование выгорания с помощью единого инструментария — опросника ПВ (Водопьянова, 2001). Исследование (общая выборка 506 человек) позволило установить, что практически во всех группах специалистов «коммуникативных» профессий имеются достаточно большое количество лиц с высоким и средним уровнем выгорания. Все обследованные нами — представители «коммуникативных» профессий (по признаку преобладания в трудовой деятельности ситуаций напряженного делового общения). Содержание труда всех обследованных нами профессиональных групп системы «человек—человек» отличает: ♦ высокая насыщенность рабочего дня общением; ♦ большое количество разных по содержанию и эмоциональной напряженности контактов; ♦ высокая ответственность за результат общения; ♦ определенная зависимость от партнеров общения: необходимость понимания их индивидуальных особенностей, притязаний и экспектации, частые притязания на неформальные отношения при решении их проблем; ♦ конфликтные или напряженные ситуации общения, обусловленные недоверием, несогласием и проявляющиеся в различных формах отказа от дальнейшего взаимодействия (общения). В результате сравнительного анализа специалистов различных профессиональных групп нами были обнаружены определенные отличия между ними как по типу выгорания, так и по количеству «выгоревших на работе». Наибольшее количество «выгоревших» наблюдается среди учителей средних школ: 71% учителей (из 54 человек) имеют высокое эмоциональное истощение и 64% — мотиваци-онно-установочное «выгорание» (редукцию личных достижений). Врачи-терапевты и медсестры хирургических отделений наиболее часто характеризуются эмоциональным истощением и деперсонализацией, а медсестры реанимационных отделений чаще подвержены редукции личных достижений и самоэффективности. Большое количество лиц с высоким и средним уровнем «выгорания» обнаружено нами среди социальных работников (табл. 24.1). В сфере коммерческой деятельности количество менеджеров с высоким уровнем эмоционального истощения составляет 29% у мужчин и 47% у женщин. При этом «выгорание» у менеджеров-мужчин чаще, чем у женщин, развивается по типу «деперсонализация» (интерперсональная отстраненность, жесткость и холодность межличностных отношений). Среди женщин-менеджеров эмоциональное истощение встречается чаще, чем у менеджеров-мужчин. Однако менеджеры коммерческих организаций выгорают реже, чем служащие административно-государственных структур. Очевидно, психологическая и социально-экономическая специфика предпринимательской деятельности как более творческая и динамичная (мобильная) играет не последнюю роль в противостоянии профессиональному выгоранию менеджеров по сравнению с более авторитарно-бюрократическими профессионально-ролевыми требованиями в административно-государственных организациях. Нами обнаружено, что выгорание у чиновников государственных (административных) структур характеризуется более широким спектром стресс-симптомов по сравнению с менеджерами коммерческих организаций и часто проявляется одновременно в аффективной (эмоциональной) и в мотивационно-установочной сферах. В группах продавцов торговых центров количество лиц с высоким эмоциональным выгоранием составляет 38%. Высокий процент эмоционально «выгоревших» наблюдается у агентов по продаже недвижимости (риэлтеров): 30% у лиц со стажем 1-2 года и 46% у лиц с опытом работы 3-5 лет. Наименьшее количество «выгоревших» обнаружено у служащих коммерческих банков с небольшим стажем работы. По сравнению с ними у служащих, работающих с клиентами более 6 лет, высокий уровень выгорания встречается в среднем в 2 раза чаще, эмоциональное истощение — в 60%, деперсонализация — в 40%, а мотивационно-установочное редуцирование — в 60% случаев. Служащие с небольшим стажем в возрасте 21-25 лет имеют меньшую склонность к выгоранию, чем служащие старше 35 лет с большим стажем. Полученные данные не позволяют пока определить, что в большей мере оказывает влияние на выгорание — возраст или стаж. Тем не менее есть основания полагать, что стаж работы банковских служащих — более 6 лет в системе «компьютер—клиент» — способствует развитию синдрома «выгорания». Данное предположение основывается на результатах корреляционного анализа. Значимая связь обнаружена между стажем и мотивацион-но-установочным редуцированием. Возраст не имеет значимых корреляций ни с одним из показателей выгорания. Работники бюджетной сферы в большей мере подвержены эмоциональному истощению и мотивационно-установочному выгоранию по сравнению с персона соким уровнем выгорания, обнаруженный нами в обследованных группах, что свидетельствует о наличии у данной категории работников «коммуникативных» профессий высокого риска снижения качества здоровья и субъективного благополучия, опосредованного профессиональными стрессами в ситуациях служебного общения. Таким образом, к профессиональным факторам риска выгорания относятся: ♦ когнитивно-сложные коммуникации; ♦ эмоционально-насыщенное деловое общение; ♦ высокие требования к постоянному саморазвитию и повышению профессиональной компетентности; ♦ высокая ответственность за дело и за других людей; ♦ высокая динамичность и большое количество служебных контактов; ♦ необходимость быстрой адаптации к новым людям и быстро меняющимся профессиональным ситуациям; ♦ высокие требования к самоконтролю и интерперсональной чувствительности. Наряду с этим потенциальными факторами риска выгорания могут быть экзистенциальные факторы: ♦ нереализованные жизненные и профессиональные ожидания; ♦ неудовлетворенность самоактуализацией; ♦ неудовлетворенность достигнутыми результатами; ♦ разочарование в других людях или в избранном деле; ♦ обесценивание и потеря смысла своих усилий; ♦ переживание одиночества; ♦ ощущение бессмысленности активной деятельности и жизни и др. Несмотря на достаточно большое количество исследований по проблеме выгорания, остается значительный круг неразрешенных вопросов, возникающих в связи с данным феноменом. Что в большей степени опосредует процесс «горения»? Личностные характеристики, профессия, организационная среда или ролевые позиции? Как и насколько препятствует выгорание профессиональному, духовному и личностному росту (самореализации)? Является ли выгорание следствием только эмоционально- и информационно-напряженных коммуникаций или же оно в большей мере — следствие экзистенциональной неудовлетворенности и переживания субъективного неблагополучия? Может ли выгорание быть следствием деструктивного семейного общения? Является ли выгорание кратковременной и обратимой психологической деформацией? Возможно ли восстановление психологической комфортности и реабилитация работников, страдающих от выгорания? Какие трудности испытывают те люди, которые взаимодействуют (работают, учатся, консультируются или лечатся) с «выгоревшими» специалистами? Какая помощь, когда и как может быть оказана «жертвам» выгорания и тем, кто общается с ними? Эти и другие вопросы возникают при контакте с лицами, демонстрирующими высокую степень выгорания. Выгорание, «душевные потери» и здоровье личности Для интегральной (системной) оценки здоровья личности психосоматическая медицина и психология оперируют таким понятием, как душевное благополучие. При этом для его определения часто используются взаимозаменяющие понятия: «психическое», «субъективное», «душевное» благополучие. По определению экспертов Всемирной организации здравоохранения, здоровье — это отсутствие психических или физических дефектов, а также сохранение полного физического, душевного и социального благополучия. Психическое здоровье определяется как состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных проявлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию проведения, деятельности [3]. Несмотря на то что переживание субъективного (душевного) благополучия — неотъемлемая часть понятия психосоциального здоровья личности, сам феномен благополучия представлен в психологии недостаточно. Частично это связано с определенной неконкретностью самого понятия «благополучие», а также с неосязаемостью его объективных индикаторов. Для обозначения душевного, или субъективного, благополучия в психологии часто используют понятия «удовлетворенность», «комфортность», «адаптированность» и др. Разделение души и тела, признание их определенной автономности еще во времена античной философии привело к выделению двух составляющих: физическое и душевное благополучие. Прослеживается тесная взаимосвязь и взаимовлияние физического и душевного благополучия на здоровье человека. Потеря душевного благополучия на продолжительное время (без его восстановления) ведет к нарушению физического или психического здоровья и переживаниям физического неблагополучия и наоборот. Переживание потери душевного равновесия (или психологической устойчивости — научный синоним) — тонкий индикатор состояния дистресса и дезадаптации организма в текущей стрессогенной ситуации жизнедеятельности. Чувство субъективного благополучия—неблагополучия весьма значимо для здоровья и всего внутреннего (субъективного) мира личности. Оно интегрирует в себе целый ряд ощущений и переживаний, связанных с различными сторонами бытия человека. Л. В. Куликов, рассматривая субъективное благополучие как сложное интегрированное переживание, выделяет в нем пять компонентов. 1. Социальное благополучие связано с удовлетворенностью своим социальным статусом и межличностными отношениями в микросоциальном окружении. Социальное благополучие человека основывается на таких параметрах социальных отношений, как социальная интеграция, возможность подтверждения своей социальной значимости, чувства социального признания, надежности партнеров по общению, возможности получения социальной поддержки [2]. 2. Духовное благополучие — осознание и конструктивное переживание смысла своей жизни, вера в благосклонность судьбы или высших сил в реализации личностных потенциалов на жизненном пути. 3. Физическое благополучие — ощущение физического здоровья и телесного комфорта. 4. Материальное благополучие — удовлетворенность материальной стороной своей жизни, материальной обеспеченностью, надежностью финансового состояния. 5. Психологический (душевный) комфорт — переживание гармонии чувств и желаний, ощущение внутреннего равновесия [8]. Наиболее часто понятие здоровья содержит или подразумевает противопоставление двух качественно различных состояний: нормального функционирования различных систем организма (синонимы: соматическое здоровье, физическое здоровье, психосоматическое здоровье, психическое здоровье) и патологического функционирования (синонимы: болезнь, плохое здоровье). В действительности между болезнью и здоровьем имеется множество переходных состояний — либо промежуточных, либо состояний предболезни. Различение данных состояний представляется весьма важным для определения градаций (меры) здоровья при разработке профилактических, коррекционных или реабилитационных технологий. Переживание субъективного благополучия, психологического комфорта — тончайший индикатор переходных состояний от здоровья к болезни, поэтому оно становится важным показателем динамики состояния здоровья. Н. М. Амосов (1987) для оценки здоровья с учетом психологического благополучия предложил понятие «уровень душевного комфорта» (УДК), который складывается из приятных и неприятных компонентов всех чувств, как биологических, так и социальных1. В зарубежной психологии для определения психического («душевного») благополучия широко используется понятие «качество жизни» (КЖ) как субъективная составляющая удовлетворенности персональной жизнью. Качество жизни соотносится с удовлетворенностью самореализацией личности и ее психологическим здоровьем.
В нашем исследовании менеджеров среднего и высшего звена (50 человек, средний возраст 45 лет) была обнаружена связь между неудовлетворенностью качеством жизни и выгоранием. Для оценки качества жизни нами использовалась методика Элиота (Элиот Р С, 1996), позволяющая получить интегральный индекс «качества жизни», определяемый по сумме показателей удовлетворенности в различных сферах жизни: работа, персональные (жизненные) успехи, состояние здоровья, отношения с близкими, настроение и оптимизм, самоконтроль, социальная поддержка, общение в профессиональной сфере. Удовлетворенность каждой сферо^ жизни оценивалась по 10-балльным биполярным шкалам. Нами установлено, что у менеджеров-мужчин суммарный показатель неудовлетворен ности качеством жизни связан с редукцией личных обязанностей и достижений, а у женщин — с эмоциональным истощением, т. е. чем выше истощение (у женщин) и редукция самоэффективности (у мужчин), тем меньше субъективное благополучие. В другом нашем исследовании работников сферы обслуживания (150 женщин, средний возраст 32 года) были обнаружены корреляционные связи между выгоранием и следующими показателями качества жизни: ♦ фрустрацией; ♦ душевным дискомфортом; ♦ неудовлетворенностью работой и личными успехами; ♦ неудовлетворенностью состоянием здоровья; ♦ неблагополучием отношений с близкими; ♦ неудовлетворенностью настроением и самоконтролем; ♦ индексом «приобретения ресурсов» как неудовлетворенностью персональными приобретениями жизненно важных ресурсов; ♦ индексом «потери ресурсов» как переживанием неблагополучия относительно потерь жизненно важных ресурсов [5].
В исследовании медицинских сестер реанимационных отделений и учителей средней школы (57 человек) было обнаружено, что психическое выгорание отрицательно сказывается на удовлетворенности осознания смысла жизни (духовной удовлетворенности). Были выявлены достоверные различия в субъективном переживании счастья, веры в собственные силы и потенциальные возможности между лицами с высоким и низким уровнем выгорания. Переживающие выгорание медсестры ощущают себя менее счастливыми, более неуверенными и неспособными к конкретному планированию будущего, чем медсестры с отсутствием синдрома выгорания. У переживающих выгорание ярко выражено непринятие настоящего, опасения относительно будущего и нежелание планировать его («размывание времени»)1. Таким образом, наше исследование показало, что индивидуальные последствия профессионального выгорания медсестер и учителей сказываются на субъективном благополучии как важнейшем потенциале их психосоциального здоровья. В зарубежной литературе к индивидуальным последствиям выгорания относят следующие переживания субъективного неблагополучия личности: снижение качества личной или семейной жизни; социальную и профессиональную дезадаптацию; переживания, связанные со здоровьем2. Е. Махер (1983) считает, что в список наиболее характерных переживаний неблагополучия в связи с выгоранием входят:
Данные из дипломной работы Любовской Э. И. «Выгорание и экзистенциальные последствия», выполненной на факультете психологии под руководством доц. Н. Е. Водопьяновой (СПб., 1999). Maslach С. Burnout: a Social Psychological Analisis //The Burnout Syndrome: Current Rearch, Theory, ♦ бессонница; ♦ эмоциональная усталость; ♦ негативное отношение к работе или к общению с другими лицами, определяемое ролевым (или должностным) статусом; ♦ психосоматические недомогания; ♦ нарушение аппетита; ♦ злоупотребление химическими агентами (лекарственные препараты, табак, кофе, наркотики, алкоголь); ♦ агрессивные и упаднические чувства; ♦ негативная Я-концепция; ♦ переживание чувства вины и др. Итак, в процессе «сгорания» человек теряет психическую энергию, у него развивается психосоматическая усталость (изнурение), эмоциональное истощение («исчерпание ресурсов»), появляется немотивированное беспокойство и психический дискомфорт, усиливаются тревожность, раздражительность, вегетативные расстройства, деформируется Я-концепция и самоотношение к «Я», утрачивается удовлетворенность и смысл профессиональной деятельности, а иногда и собственной (персональной) жизни. Таким образом, феномен «выгорания» представляет собой сложную, многоуровневую симптоматику «душевных потерь» вследствие продолжительного рабочего напряжения в ситуациях делового общения с другими людьми. Последствия данных потерь — психическое (субъективное), а в некоторых случаях и физическое неблагополучие, снижение или утрата трудовой активности и работоспособности, уменьшение персонального и социально-психологического пространства. Есть теоретические и эмпирические основания предполагать, что профилактика и преодоление выгорания имеют прямое отношение к сохранению психической устойчивости и здоровья работников, способствующих профессиональному долголетию, субъективному благополучию и удовлетворенности жизнью в целом.
Ресурсы стрессоустойчивости и преодоления выгорания Личностные и социальные ресурсы преодоления выгорания
Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 474; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |