Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Все галлюциногены производят непредсказуемое, но всегда негативное действие. 18 страница




Изучение психосоциальных ресурсов играет большую роль для осмысления того, как стресс влияет на людей. Исследователи все более и более интересуются тем, как человеческие силы и адаптивные возможности (физические и психосоциаль­ные ресурсы) способствуют ограничению негативных последствий стресса. Ресур­сы преодоления выгорания как стресс-синдрома могут быть рассмотрены в аспек­те такой базовой характеристики личности, как стрессоустойчивость. Под стрес-соустойчивостью личности на социально-психологическом уровне понимается:

♦ сохранение способности к социальной адаптации;

♦ сохранение значимых межличностных связей;

♦ обеспечение успешной самореализации, достижения жизненных целей;

♦ сохранение трудоспособности;

♦ сохранение здоровья.

Сохранение или повышение стрессоустойчивости личности связано с поиском ресурсов, помогающих ей в преодолении негативных последствий стрессовых ситуаций. Под ресурсами понимаются внутренние и внешние переменные, способ­ствующие психологической устойчивости в стрессогенных ситуациях.

Г. Селье предложил различать два вида адаптационных ресурсов человеческо­го организма при стрессе: поверхностная адаптационная энергия и глубокая адап­тационная энергия. Поверхностные ресурсы организма активизируются в стрес­совой ситуации «по первому требованию», они достаточно легко восстанавлива­


ются, например после отдыха, полноценного сна и питания, психофизической релаксации и др. Если происходит восстановление психоэнергетических (адап­тационных) ресурсов, то организм не переходит в состояние предболезни. Соглас­но гипотезе Г. Селье, поверхностная адаптационная энергия восполняется за счет глубокой адаптационной энергии, которая мобилизуется путем адаптационной перестройки гомеостатических механизмов организма. Активизация глубокой адаптационной энергии начинается тогда, когда человек долго находится в стрес­согенной ситуации и израсходованы «поверхностные энергетические ресурсы». Истощение «глубоких» ресурсов необратимо и ведет к старению и гибели орга­низма [9].

Э. Фромм выделил три психологических ресурса, помогающих человеку в пре­одолении трудных жизненных ситуаций.

1. Надежда — психологическая категория, способствующая жизни и росту. Это активное ожидание и готовность встретиться с тем, что может появиться на свет. «Надеяться — значит в каждый момент времени быть готовым к тому, что еще не появилось на свет, и несмотря ни на что, не отчаиваться, если на том или ином участке жизненного пути это рождение не произошло»1.

2. Рациональная вера — убежденность в том, что существует огромное число реальных возможностей и нужно вовремя обнаружить эти возможности. Вера — рациональная интерпретация настоящего.

3. Душевная сила — мужество. Душевная сила — способность сопротивляться попыткам подвергнуть опасности надежду и веру и разрушить их, превра­щая в «голый» оптимизм или в иррациональную веру. Спиноза под душев­ной силой понимал способность сказать «НЕТ» тогда, когда весь мир хочет услышать «ДА»2.

1 Фромм Э. Революция надежды. — СПб., 1999. — С. 21. 2 Там же. С. 29

Ананьев Б. Г. отмечал, что стресс-толерантность личности и выносливость по отношению к фрустраторам зависит от поддержки, моральной помощи, соучастия, сочувствия других людей, солидарности группы. Распад социальных связей вле­чет за собой ломку интраиндивидуальной структуры личности, возникновение острых внутренних кризисов, дезорганизующих поведение. Социальная поддерж­ка в группе, работающей в условиях стресса, не снижая уровня напряженности (стресса), может способствовать «переводу» его неблагоприятных проявлений в благоприятные, т. е. «переводу» дистресса в эвстресс Социальная поддержка может быть институционной, исходящей от государственных структур; корпоративной, связанной с профессионально-трудовой структурой (административная, профсоюз­ная поддержка), к межличностной, исходящей от отдельных людей (семьи, друзей, знакомых). Разновидностью социальной поддержки является социально-психо­логическая поддержка: эмоциональная, информационная, инструментальная или функциональная. Социальная и социально-психологическая поддержка выступа­ет в качестве некоторого буфера между стрессом и его негативными последствия­


ми, смягчает патогенное действие стресса, оказывающего влияние на здоровье. Социальная поддержка — это внешний ресурс, она представляет собой весьма спе­цифическую переменную, зависящую от готовности личности обратиться за по­мощью. Способность обратиться за внешней поддержкой и принять ее — это внут­ренний ресурс личности, который во многом зависит от социально-психологичес­кой активности, направленной на формирование вокруг себя персональной «сети поддержки», и готовности обратиться к ней в трудные периоды жизни. Итак, со­циальная поддержка — важный ресурс сохранения психологической устойчиво­сти личности в стрессовых ситуациях. Многие авторы отмечают, что положитель­ное социальное окружение (семья, друзья, коллеги) также может быть одним из важнейших факторов сохранения стрессоустойчивости личности. В связи с этим социальное окружение может рассматриваться как социально-психологический ресурс преодоления стресса.

Следующий ресурс стрессоустойчивости — психологическая компетентность индивида, уровень его психологической грамотности и культуры. Вместе с соци­альным опытом она определяет конкретные формы адаптивных процессов в стрес­совых ситуациях.

К наиболее изученным в настоящее время личностным ресурсам преодоле­ния стресса относятся следующие:

♦ Активная мотивация преодоления, отношение к стрессам как возможности приобретения личного опыта и возможности личностного роста.

♦ Сила Я-концепции, самоуважение, самооценка, собственная значимость, «самодостаточность».

♦ Активная жизненная установка: чем активнее отношение к жизни, тем боль­ше психологическая устойчивость в стрессовых ситуациях.

♦ Позитивность и рациональность мышления.

♦ Эмоционально-волевые качества.

♦ Физические ресурсы (состояние здоровья и отношение к нему как к ценности). К информационным и инструментальным ресурсам относятся:

♦ Способность контролировать ситуации (степень ее воздействия на челове­ка оценивается адекватно).

♦ Использование методов или способов достижения желаемых целей (мас­терство, способность, успешность).

♦ Способность к адаптации, интерактивные техники изменения себя и окру­жающей ситуации, информационная и деятельностная активность по пре­образованию ситуации взаимодействия личности и стресс-ситуации.

♦ Способность к когнитивной структуризации и осмыслению ситуации.

♦ Материальные ресурсы: высокий уровень материального дохода и матери­альных условий (позволяющие восстанавливать первичные физиологиче­ские потребности), безопасность жизни, стабильность оплаты труда, хоро­шие «гигиенические» факторы труда и жизнедеятельности. [8].


Модели преодолевающего поведения как ресурс стрессоустойчивости

Особую категорию ресурсов стрессоустойчивости представляют характер и спо­собы преодоления стресс-ситуаций — стратегии и модели преодолевающего поведе­ния. Характер преодолевающего поведения зависит от жизненной позиции, актив­ности личности, от потребностей в самореализации своих потенциалов и способно­стей. Понятия копинга, преодолевающего поведения, используются для описания характерных способов поведения человека в различных стрессогенных ситуациях. (Данный термин происходит от английского соре — преодолевать, справляться).

С позиций когнитивно-поведенческого подхода преодоление {coping) рассмат­ривается как совокупность когнитивных и поведенческих усилий, затрачиваемых индивидом для ослабления стресса, или как стабилизирующий фактор, который помогает людям поддерживать психосоциальную адаптацию в течение периодов стресса. (Lazarus, Folkman, 1984). Концептуализация процессов преодоления за­нимает центральное место в современных теориях психологического стресса. Одна­ко в настоящее время нет однозначного понимания многих механизмов преодоления. Например, необходимо более полное понимание того, как преодоление соотносится с факторами стрессоустойчивости, а также того, как ситуационные (средовые) фак­торы могут опосредовать преодоление в процессе стресса.

Психологическое предназначение преодоления состоит в том, чтобы как мож­но лучше адаптировать человека к требованиям ситуации путем овладения, ослаб­ления или смягчения этих требований, тем самым купируя стрессовое воздействие ситуации.

Как указывает в своей работе Нартова-Бочавер С. К. (Нартова-Бочавер, 1997), понятие преодоления охватывает широкий спектр человеческой активности, включая в общем виде все виды взаимодействия субъекта с внутренними и внешними задача­ми, при этом большое значение имеют дополнительные (характеризующие задачу и психологические особенности субъекта) условия. В настоящее время выделяются три подхода к проблеме преодоления. Первый рассматривает преодоление с точки зре­ния динамики эго — как один из способов психологической защиты, ослабляющий напряжение (N. Наап). Второй подход рассматривает преодоление, исходя из теории черт личности, — как относительно постоянную предрасположенность отвечать на стрессовые события определенным образом (R. Н. Moos). В третьем, наиболее распро­страненном, подходе преодоление понимается как динамический процесс, специфи­ка которого определяется не только ситуацией, но и степенью столкновения субъек­та с внешним миром, стрессовым событием.

Классификации типов ресурсов преодоления

Большинство классификаций копинг-ресурсов построено на основе предложен­ных Р. С. Лазарусом и С. Фолкманом (Lazarus, Folkman, 1984) модусов психоло­гического преодоления: проблемно-ориентированного (усилия направляются на решение возникшей проблемы) и эмоционально-ориентированного (изменение собственных установок в отношении ситуации).

Обе стратегии представляют собой попытки справиться с требованиями про­блемы или ситуации: в первом случае мобилизуются ресурсы поведения; они


направлены на изменение проблемы, вызвавшей дистресс. Во втором случае мо­билизуются ресурсы для регулирования переживаний стресса (Lazarus, Folkman, 1984). Усилия, направленные на регулирование эмоционального отклика (реак­ции) на ситуацию стресса, могут иметь много форм. Как предложили Р. С. Ла-зарус и С. Фолкман, они могут включать: усилия, направленные на уменьшение эмоционального дистресса (например, дистанцирование), когнитивное измене­ние события (ориентация на его положительные аспекты), намеренное усиление дистресса, чтобы мобилизоваться для действия, и другие стратегии. П. Виталиано (P. Vitaliano) выделяет проблемно-ориентированное преодоление и эмоционально-ориентированное преодоление (самообвинение, избегание, предпочитаемое ис­толкование).

Другие исследователи (Medvedova,1997) подчеркивают, что, несмотря на тер­минологические различия, можно говорить о двух основных моделях мобилиза­ции копинг-усилий: усилия, сфокусированные на цели, и усилия, направленные на процесс. Модели, ориентированные на цель, представляют усилия по изме­нению или «пересиливанию» тех факторов среды, которые воспринимаются как стрессовые, или усилия по преодолению или регулированию собственных непри­ятных эмоций, возникающих в связи со стрессовым эпизодом. Примером могут служить когнитивно-оценочная модель Лазаруса и Фолкмана, сфокусированная на проблемно-эмоциональных аспектах, и модель преодоления Зейтлина, ориен­тированная на себя или на среду. Модели, ориентированные на процесс, представ­ляют собой стремление к поиску стрессора или избеганию его.

По степени овладения ситуацией выделяются активные и пассивные страте­гии преодоления. К активным стратегиям относятся: активно-когнитивный ко­пинг (оценка ситуации), активно-поведенческий копинг (вмешательство в ситу­ацию, избегание) (A. Billings, R. Н. Moos).

В результате факторного анализа П. Торнтон были выделены 8 подвидов по­ведения преодоления (Форманюк, 1994).

Активные стратегии:

1. Проблемно-сфокусированные стратегии:
4> планомерное решение проблемы;

путь конфронтации.

2. Эмоционально-сфокусированные стратегии:

дистанцирование масштаба проблемной ситуации; <► принятие ответственности на себя; <► отыскание положительного в происходящем.

Пассивная стратегия: эскапизм, избегание.

Л. И. Анцыферова (Анцыферова, 1994) выделяет в качестве стратегий совладания с жизненными трудностями преобразующие стратегии и стратегии приспособления (изменения собственных характеристик и отношений к ситуации). К вспомогатель­ным приемам самосохранения в ситуациях трудностей и несчастий относятся «тех­ники» борьбы с эмоциональными нарушениями, вызванными неустранимыми, с точ­ки зрения субъекта, негативными событиями. Например, уход и бегство из трудной


ситуации, которые могут осуществляться не только в практической деятельности, но и чисто в психологической форме — путем внутреннего отчуждения или подав­ления мыслей о ней. Эти приемы неконструктивны в том смысле, что не устраняют трудную проблему, но все же они адаптивны, поскольку облегчают психическое состояние.

Одной из важных проблем исследования преодоления является изучение по­следствий различных стратегий преодоления для уровня саморегуляции челове­ка, а также их эффективности. Считается, что проблемно-ориентированные стра­тегии эффективны и имеют положительные взаимосвязи с измерениями психоло­гического здоровья. Опора на эмоционально-ориентированные стратегии, с другой стороны, связывается с плохим психическим здоровьем. В настоящее время подвер­гается сомнению предположение о том, что использование проблемно-ориентиро­ванного преодоления всегда будет более адаптивным, чем эмоционально-ориен­тированное преодоление. Современные исследования свидетельствуют о том, что эффективные усилия по преодолению должны быть конгруэнтны способности человека контролировать ситуацию. То есть проблемно-ориентированные страте­гии преодоления будут более эффективными, если событие потенциально можно взять под контроль, в то время как эмоционально-ориентированный копинг бу­дет более адаптивным в случае низкого контроля над ситуацией (Нартова-Боча­вер, 1997; Hobfoll et al.,1994; terry, 1994).

Согласно информационной модели стрессоустойчивости, к ресурсам преодо­ления стресса относятся:

♦ Когнитивное преодоление — понимание причин стресса, осмысление ситу­ации и включение ее образа в целостное представление субъекта о себе, ок­ружении и взаимосвязях с ним. Поиск и оценка возможных средств, кото­рые могут быть мобилизованы для преодоления стресса, поиск конструк­тивных стратегий преодоления, самооценка, поиск самоподкрепления и поддержки.

♦ Эмоциональное преодоление — осознание и принятие своих чувств и эмо­ций, потребностей и желаний, овладение социально приемлемыми форма­ми проявления чувств, контроль динамики переживания, устранение за­стреваний, неполного отреагирования и др.

♦ Поведенческое (деятелъностное) преодоление — перестройка поведения, коррекция стратегий и планов, задач и режимов деятельности, активиза­ция или дезактивация поведения или деятельности.

♦ Социально-психологическое преодоление — изменение направленности лич­ности, коррекция жизненных ценностей или их приоритетов, расширение пространства социальных ролей, позиций и межличностных отношений [7].

Выгорание и теория «консервации ресурсов»

1 Hobfoll St. Е. Stress, culture, and community. — N.Y. and London, 1998.

Для понимания копинг-ресурсов выгорания представляет интерес концепция психологического стресса и «консервации ресурсов» (CCXR-теория) С. Хобфолла1. Согласно данной концепции, стресс возникает:


1. В ситуациях, представляющих угрозу потери ресурсов.

2. В ситуациях фактической потери ресурсов.

3. В ситуациях отсутствия адекватного возмещения истраченных ресурсов, когда вложение личных ресурсов для достижения желаемого значительно превышает получаемый результат. Например, временные затраты или фи­зические усилия для достижения какой-нибудь значимой цели значитель­но больше, чем приобретение, к примеру, материального достатка, статуса или уважения.

В аспекте ресурсной концепции личностные, поведенческие и социальные пе­ременные, отрицательно связанные с показателями выгорания, обозначаются как ресурсы, которые при определенных условиях обусловливают стойкость к разви­тию синдрома «выгорания».

Для повышения стрессоустойчивости важным оказывается накопление («кон­сервация») ресурсов даже тогда, когда нет действующего стресса. Стратегия на­копления ресурсов представляет собой некоторый антиципаторный копинг. Во многих случаях он становится ключом для понимания ответных стресс-реакций и стратегий преодолевающего поведения. К сожалению, данный копинг мало опи­сан в специальной психологической литературе.

Хобфолл называет ресурсами то, что ценно для человека и помогает ему сохра­нять психологическую устойчивость в стрессогенных ситуациях. Ресурсы вклю­чают в себя объекты (цели), состояния, личные и энергетические характеристи­ки, которые либо сами по себе необходимы для выживания (прямо или косвен­но), либо служат средствами достижения лично значимых целей.

Центральный принцип теории «консервации» ресурсов (COR-теория) заклю­чается в том, что люди стремятся получить, сохранить и защитить то, что ценно для них, и стараются использовать свои ресурсы наилучшим способом. Второй принцип теории «консервации» ресурсов: люди должны инвестировать (вклады­вать) ресурсы для защиты от их потери, люди стремятся восстановить (вернуть) потерянные и приобрести новые ресурсы.

Теория сохранения ресурсов (СОД-теория) и выгорание. В моделях разви­тия выгорания Широм (Shirom, 1989) и Эзрахи (Ezrahi, 1985) предполагается, что на ранних его стадиях люди пытаются сражаться с непрерывными (продолжаю­щимися) рабочими стрессорами путем высокого уровня вложения личных ресур­сов, направленного на преодоление. На этой стадии люди перевозбуждены, тре­вожны и фрустрированы, если у них недостаточно ресурсов, чтобы можно было решить проблему. Эзрахи отметил, что на этой стадии люди пытаются применить проблемно-сфокусированные стратегии поведения (вложение дополнительного времени, личной энергии, поиск дополнительной информации и других ресурсов, обращенных на поиск решений проблемы). Если этих ресурсов недостаточно, люди переключаются на защитное поведение для сохранения или восполнения своих ре­сурсов. Проводя защитную политику, они запасают ресурсы, какие могут, умень­шают косвенные потери ресурсов, которые идут от постоянного вложения в невоз-награждаемые решения, и ограничивают потерю личных ресурсов. Потеря ресур­сов в значительной мере связана с длительной экспозицией негативной обратной


связи, которую люди получают на своем рабочем месте. Психическое выгорание — растянутый во времени стресс, в процессе которого человек растрачивает свои ресурсы, не получая взамен практически ничего (достойной зарплаты, благодар­ности от реципиентов и т. п.). Цена этого — эмоциональное истощение, чувство деперсонализации, неудачи и сопутствующие негативные эмоции и переживания, потеря душевного благополучия.

Личностные, поведенческие и социальные ресурсы и их взаимодействие с выгоранием

Как показывают зарубежные исследования, социальная поддержка и стремление полагаться на нее — важнейший ресурс устойчивости от выгорания. Социальные ресурсы связаны с устойчивостью к выгоранию, поскольку тем, кто обладает боль­шей социальной поддержкой, помогает как осознание того, что они не окажутся одни в трудную минуту, так и фактическая инструментальная помощь, к которой они могут обратиться в стрессовой ситуации (Sarason, Sarason, и Shearin, 1986; Vaux, 1988). В этом случае сама по себе вера в то, что всегда можно положиться на социальную поддержку, помогает конструктивно перерабатывать жизненные и рабочие стрессы (Sarason at al, 1986).

Среди личностных ресурсов таким фактором является интернальный локус контроля (Pearlin и Schooler, 1978) и связанные с ним конструкты типа «уверен­ность в себе» и «самоэффективность» (Bandura, 1997). Считается, что интерналь­ный локус контроля связан со стрессоустойчивостью, поскольку люди с более высоким его уровнем настойчивее в достижении своих целей, что способствует успеху. К ресурсам преодоления профессионального стресса и выгорания Ганн (Gann, 1979) относит высокие показатели «силы Я». Автор обнаружил, что работ­ники социальной службы с сильной Я-концепцией более позитивно ориентирова­ны по отношению к клиентам и в меньшей степени подвержены выгоранию. По данным Старченковой Е. С.1, к личностным ресурсам преодоления выгорания от­носятся: социальная смелость, ответственность, настойчивость, высокая норма­тивность поведения, радикализм, высокая мотивация достижения. Поведенчески­ми ресурсами преодоления выгорания являются: активные и просоциальные модели поведения (смелость и широта вступления в социальный контакт, поиск социальной поддержки и готовность к ее принятию, ассертивное поведение).

1 Данные из дипломной работы Старченковой Е. С. «Динамическое взаимодействие синдрома "вы­горания" стратегий преодоления и профессиональной эффективности», выполненной под руковод­ством доц. Водопьяновой Н. Е., 1998.

Хотя проведено уже много исследований, связывающих личностные и соци­альные ресурсы со стрессоустойчивостью, С. Хобфолл1 отмечает, что для изуче­ния данного вопроса необходимо использовать динамические модели их взаимо­действия, а не статические, так как в статических моделях не учитывается, что ресурсы сами по себе изменяются под воздействием стрессовых обстоятельств. Другие исследователи эмпирическим путем показали, что социальные ресурсы часто уменьшаются, когда люди подвергаются воздействию стресса (Kaniasty и Norris, 1993). Еще одна группа ученых получила аналогичные данные о том, что


даже личностные, когнитивные ресурсы могут уменьшаться под воздействием стресса, поскольку стрессовая ситуация подрывает веру в собственные силы, на­пример веру в собственную компетентность (Baumeister, Bratslavsky, Muraven, and Tice, 1998). В контексте стрессоустойчивости «вера» рассматривается как важней­ший поддерживающий и «динамизирующий» личностный ресурс. Возможно, стрессовая ситуация бросает вызов энергии и мотиву, необходимым для того, что­бы применить этот ресурс.

В теории сохранения ресурсов Хобфолла (1989,1998) потеря ресурсов рассмат­ривается как первичный механизм, ведущий к стрессовым реакциям. В то же самое время, когда имеет место потеря ресурса, другие ресурсы призваны ограничить ин­струментальное, психологическое и социальное воздействие разворачивающихся событий. Потеря «душевных» и социальных ресурсов, потеря субъективного бла­гополучия — это путь к выгоранию и потере здоровья личности.

 

Контрольные вопросы

1. Назовите личностные, статусно-ролевые, корпоративные и профессиональ­ные факторы риска выгорания.

2. Дайте определение «выгорания» и его негативных последствий для психо­социального здоровья личности.

3. Назовите индивидуальные последствия выгорания.

4. Определите основные симптомы выгорания.

5. Перечислите основные причины выгорания специалистов, ориентирован­ных на работу с людьми.

6. Определите основное содержание модели Перлмана и Хартмана о взаимо­действии организационных и личностных факторов риска выгорания.

7. Назовите личностные и поведенческие ресурсы преодоления выгорания.

8. Определите основные положения теории сохранения ресурсов Хобфолла.

9. Раскройте понятие социальной поддержки как ресурса стрессоустойчивости.

 

Литература

1. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2 т. Т. 1. — М., 1980.

2. Ананьев В. А. Психология здоровья: пути становления новой отрасли чело-векознания // Под ред. Г. С. Никифорова. — СПб., 2000.

3. Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысли­вание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологи­ческий журнал. — 1994. — № 1.

1 Hobfoll S. Е. Stress, culture, and community. The psychology and philosophy of stress. — New York: Ple­num, 1998; Hobfoll S. E. & Lilly R. 5. Resource conservation as a strategy for community psychology // Journal of Community Psychology. - 1993. - V. 21. - P. 128-148.

4. БурлачукЛ.Ф., Коржова Е. Ю. Психология жизненных ситуаций. — М., 1998.


5. Водопьянова Я Старченкова Е. С Психическое «выгорание» у менедже­ров и его преодоление. Психология менеджмента / Под ред. Г. С. Никифо­рова. - СПб., 2002.

6. Водопьянова Я. Старченкова Е. С. Психическое «выгорание» и качество жизни // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. Л. А. Коростылевой. - Вып. 6. - СПб.: СПбГУ, 2002.

7. Гришина Я. В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенци­альные проблемы // Психологические проблемы самореализации лично­сти. - СПб.: СПбГУ, 1991.

8. Куликов Л. В. Личностный фактор в преодолении стресса // Актуальные проблемы психологической теории и практики. Экспериментальная и при­кладная психология. — СПб., 1995. — № 14.

9. Куликов Л. В. Здоровье и субъективное благополучие // Психология здоро­вья / Под ред. Г. С. Никифорова. — СПб., 2000.

 

10. Нартова-Бочавер С. К. Coping behavior в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. — 1997. — Т. 18, № 5.

11. Селье Г. Стресс без дистресса. — М., 1979.


Глава 25

ПСИХОЛОГИЯ СТАРЕНИЯ И ДОЛГОЛЕТИЯ

 

 

Основные понятия геронтологии

Изучение вопросов, связанных с заключительным этапом жизнедеятельности че­ловека, всегда было и остается актуальной задачей любого общества. Это связано с решением целого комплекса социально-экономических, медико-биологических и психологических проблем, возникающих в процессе старения. Эти проблемы в той или иной мере рассматриваются в рамках одной научной дисциплины, кото­рая называется геронтологией.

Итак, геронтология — это наука о старении, старости и долголетии человека. Характерная для развития любой науки дифференциация знаний привела к выде­лению внутри геронтологии ряда самостоятельных дисциплин. Так, среди аспектов геронтологии определились общебиологический, медицинский (гериатрический), социальный, гигиенический и психологический. В свою очередь, возникновение пси­хогеронтологии, как отмечает М. Д. Александрова, стало результатом развития са­мой психологии, в частности возрастной и дифференциальной, и объединения их с психофизиологией и психологией труда. Структура психогеронтологии в целом соответствует структуре общей психологии, т. е. в ней также выделяются познава­тельные процессы, действия, состояния, психологические свойства личности.

Остановимся вкратце на основных понятиях геронтологии: рассмотрим, что представляет собой процесс старения, что такое старость, в чем заключается фе­номен долголетия.

Старение. Предметом геронтологических исследований, по мнению М. Д. Грме-ка, следует считать: во-первых, старение организма, т. е. изменение с возрастом живых систем; во-вторых, возраст организма, являющийся неизбежным следстви­ем процессов старения. В. В. Фролькис приводит следующие наиболее типичные определения старения:

♦ старение — неизбежно и закономерно нарастающий во времени, развиваю­щийся задолго до старости многозвеньевой биологический процесс, неиз­бежно ведущий к сокращению приспособительных возможностей организ­ма, увеличению вероятности смерти;

♦ старение — результат ограничения механизмов саморегуляции, снижения их потенциальных возможностей при первичных изменениях в регулиро­вании генетического аппарата;


♦ старение — внутренне противоречивый процесс, в ходе которого возника­ют не только нарушения обмена и функции, но и мобилизуются важные приспособительные механизмы;

♦ старение — это результат не только угасания, подавления жизненных процес­сов, но и включение определенных активных механизмов, ведущих к нару­шению жизнедеятельности организма.

Итак, обобщая характеристики старения, можно сделать вывод, что оно пред­ставляет собой период индивидуального развития. Его течение определяется эво­люционными механизмами, но связано как с угасанием, так и с включением ак­тивных механизмов дестабилизации жизнедеятельности. В процессе старения на основе сдвигов саморегуляции развивается не только деградация, но и важные приспособительные механизмы. Таким образом, в ходе эволюции наряду со ста­рением развивался процесс витаукта (от лат. vita — жизнь, auctum — увеличивать), стабилизирующий жизнедеятельность организма, повышающий его адаптацион­ные возможности.

С общебиологических позиций развитие старения характеризуется четырьмя закономерностями, а именно:

♦ гетерохронностью — различием по времени наступления старения отдель­ных тканей, органов, систем;

♦ гетеротопностью — неодинаковой выраженностью процесса старения в различных органах, в разных структурах одного и того же органа. Подобные изменения можно наблюдать в центральной нервной системе. Так, нейро­ны в одних извилинах головного мозга изменяются более существенно, чем в других;

♦ гетерокинетичностью — развитием возрастных изменений с различной скоростью. Например, в костно-суставной системе отдельные признаки ста­рения возникают довольно рано. Затем, медленно прогрессируя, они в кон­це концов приводят к деструкции кости;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 588; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.