Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Все галлюциногены производят непредсказуемое, но всегда негативное действие. 19 страница




♦ гетерокатефтенностъю — разнонаправленностью возрастных изменений, связанных с подавлением одних и активизацией других жизненных процессов.

В психологической литературе обращается внимание на три основных закона геронтогенеза.

Во-первых, закон гетерохронности — разновременности, закон, универсаль­ный для всех возрастных периодов онтогенеза человека во множестве проявлений его становления и развития.

Во-вторых, закон специфичности, проявляющийся в том, какое направление принимают кривые возрастных изменений, какой они приобретают вид.

В-третьих, закон разнообразия, который может быть рассмотрен как частное проявление закона специфичности. Он заключается в том, что показатели состо­яния тех или иных процессов, функций, свойств имеют больший разброс в груп­пах пожилых и старых людей по сравнению с контингентом более молодых или зрелых личностей. Этот закон может рассматриваться как выражение все большей индивидуализации людей в период старения. Иными словами, индивидуальные


различия перекрывают половые и возрастные. Общее правило гласит, что процесс старения достаточно индивидуален, каждый стареет по-своему. У одних призна­ки старения наступают сравнительно быстро, у других они могут не наблюдаться на протяжении долгих лет. Нет и жесткой последовательности в появлении самих признаков старения: у одних это начинается с изменений в психомоторике, у дру­гих — с ухудшения памяти или зрения и т. д. Таким образом, представленные за­коны геронтогенеза в известном смысле — частное отражение общебиологических закономерностей процесса старения.

Рассматривая сам термин «геронтогенез», М. Д. Александрова объясняет необ­ходимость его использования тем, что такие понятия, как «обратное развитие», «инволюция», не соответствуют самой природе процесса старения, в том числе и психического. Геронтогенез — это понятие, которое достаточно адекватно обозна­чает сложный, противоречивый, нелинейный и фазный процесс, каким на самом деле и является старение. Таким образом, геронтогенез — это, в сущности, станов­ление старости, т. е. тот запрограммированный естественным отбором период он­тогенеза, за которым следует смерть.

Старение представляет собой сложный, противоречивый биологический проиесс, неизбежно наступающий и генетически обусловленный. Однако характер возрастных изменений, динамика и скорость их нарастания во многом определяются сугубо психологическими причинами.

Приведем классификацию возрастных границ в период старения. Согласно Международной классификации, выделены три градации периода геронтогенеза:

♦ пожилой возраст:

60-74 года (для мужчин); 4* 55-74 года (для женщин);

♦ старческий возраст: 75-90 лет;

♦ долгожители: 90 лет и старше.

Старость. Старение и старость представляют собой разные понятия. Можно сказать, что старость — это результат, следствие процесса старения. Старость — закономерно и неизбежно наступающий период возрастного развития, заключи­тельный период онтогенеза. Старость, как отмечал И. И. Мечников, — явление, которое может быть изучено методами точной науки, а последние со временем установят правила для сохранения здоровья и силы в том возрасте, когда часто приходится прибегать к общественной благотворительности.

Известный геронтолог И. В. Давыдовский указывал, что старость имеет бесчис­ленное количество индивидуальных преломлений, подчеркивающих одну частную закономерность: чем выше стоит организм, тем больше различий между людьми, физическими и функциональными симптомами старости, временем их проявления.

В заключение кратко остановимся на причинах старости и старения. Почему средняя продолжительность жизни человека составляет около 70 лет (в разные годы и в разных странах это число колеблется в определенных пределах), т. е. боль­шинство людей даже не приближаются к видовому пределу человеческой жизни, который, по мнению ряда ученых, лежит в границах 113-120 лет?


Как утверждает В. В. Фролькис, существует около трехсот гипотез старения, каждая из которых отражает ту или иную сторону сложнейшего биологического процесса. Однако большинство существующих теорий утратило свое значение и в настоящее время речь может идти лишь о нескольких принципиальных подхо­дах к проблеме старения, и в частности о вероятностном и детерминированном подходах. По мнению Е. С. Авербуха, наиболее распространена теория изнашива­ния. Близкими к ней представляются теории, которые рассматривают жизнь и старение как растрату энергии, полученную человеком по наследству при рожде­нии. Существуют химические теории старения. Как считает М. Д. Грмек, мнение древних ученых и врачей о причинах старения можно разделить на две группы:

♦ причина старения заключается в постепенной потере чего-либо, что необ­ходимо для поддержания жизни;

♦ причина старения состоит в накоплении в избытке чего-либо, что вредно для организма (например, интоксикация организма извне или изнутри).

С исторической точки зрения наибольшее значение имеет гипотеза, согласно которой в результате старения происходит постепенная потеря специфической жизненной энергии. Таким образом, даже из столь краткого описания различных мнений становится очевидным, что теории старения разнообразны и что единого понимания данного вопроса не существует.

Долголетие. Продолжительность жизни и долголетие определяются совокуп­ностью факторов, начиная от сугубо биологических и заканчивая социально-эко­номическими.

Так, Б. Г. Ананьев, отмечая, что наследственность — один из факторов долго­летия, вместе с тем подчеркивал, что это не единственный фактор и что его дей­ствие опосредуется условиями существования организма, характером воспитания и деятельности. Наибольшей индивидуальной изменчивостью обладают функции коры головного мозга человека. Среди этих функций самые вариабельные — вер­бальные функции больших полушарий головного мозга, нарушение которых от­носится к числу наиболее поздних.

Французский демограф А. Сови приводит интересные сведения относительно влияния профессии на продолжительность жизни на основании проведенного им в 1955 г. исследования. Наиболее короткая продолжительность жизни зарегистри­рована у разнорабочих низкой квалификации — 53 года, у рабочих — 61-63 года, у конторских служащих — 67-68 лет, у преподавателей учебных заведений — 73 года.

Долгожители представляют уникальный интерес для науки, демонстрируя удивительный пример высоких биологических, а часто и интеллектуальных воз­можностей человека. Большинство исследователей сходятся на том, что высокий уровень ряда показателей физического и психического состояния долгожителей обусловлен не активизацией жизненных процессов, а является скорее результа­том иного типа их изменения в течение всех возрастных периодов. В. В. Фроль­кис считает, что принципиальная основа долголетия — адаптационно-регулятор-ные механизмы, а именно механизмы приспособления, мобилизуемые на основе сдвигов саморегуляции. Долгожители живут долго не только потому, что у них медленнее протекают процессы обмена веществ и угасают функции, но и потому,


что мобилизуются механизмы, направленные на поддержание надежности орга­низма.

Более подробно вопросы, связанные с психическим старением и его профилак­тикой, будут рассмотрены в следующих параграфах главы. Однако в самом общем виде можно сказать, что феномен долголетия заключается в высокой активности, пронизывающей все сферы жизнедеятельности человека в течение всей его жиз­ни. Речь идет об активности, реализующейся и проявляющейся во всем, в том числе в широте интересов и увлечений, творчестве, сфере межличностных отно­шений.

 

Признаки психического старения

Психическое старение. По мнению Н. Ф. Шахматова, психическое старение есть процесс возрастного изменения высших психических функций, характеризующий заключительный период человеческой жизни. Процесс старения сопровождается нарастанием психических нарушений. Его можно прогнозировать лишь в общих и основных направлениях, но он абсолютно непрогнозируем в частностях. Не поддаются точному прогнозу такие показатели, как будущая форма старения, воз­можная скорость или темп развития возрастных изменений, время завершения жизни. Умеренное и равномерное угасание всех функционирующих систем орга­низма соответствует скорее идеальному представлению о старении, чем действи­тельному. Обычно процесс старения оказывается неравномерным для различных органов и систем. Основной и фундаментальной тенденцией, отражающей суть инволюционного процесса, является факт постепенного необратимого движения в сторону снижения большинства жизненных функций. Возрастные изменения характеризуются снижением уровня функциональной активности, которое усу­губляется по мере старения.

Изменения, происходящие в процессе старения, необходимо рассматривать на всех уровнях функционирования человека как живой биологической системы, включая, таким образом, биологический, психологический и социальный уровни. На биологическом изменения затрагивают все структуры и функции организма, пронизывая все уровни его организации, начиная с молекулярного и заканчивая жизнедеятельностью всего организма в целом. На психологическом сдвиги отме­чаются как на уровне психических процессов, так и в изменении психических со­стояний и свойств личности. Социальный уровень отражает нарушения, проис­ходящие в системе межличностных взаимоотношений, нарастающую изоляцию, обусловленную, в частности, прекращением активной профессиональной деятель­ности.

Далее представим взятые из разных литературных источников сведения, рас­крывающие характерные особенности психического старения.

Психические процессы. Возрастные изменения, происходящие на уровне пси­хических процессов, можно рассмотреть относительно:

♦ восприятия*

♦ мышления;


♦ памяти;

♦ внимания;

♦ воображения;

♦ психомоторики.

Восприятие. С возрастом информация, поступающая от органов чувств, стано­вится менее четкой. Имеет место искаженное, слабое и неадекватное восприятие внешних раздражителей. Соответственно возрастает и ошибочность восприятия. Это может выражаться, например, в том, что человек не узнает знакомых; надева­ет чужие плащи и шляпы (перепутывает); принимает птиц за листья растений; прочитывает в заголовках статей слова, которых там нет, и т. п. Такой человек может слышать одно, хотя на самом деле говорилось совсем иное. По мере привы­кания к неверному восприятию раздражителей искаженная картина перестает удив­лять. Нередко пожилые люди стараются скрывать дефекты органов чувств, свя­занные, например, с нарушениями зрительных или слуховых восприятий. Однако эти дефекты становятся явными, когда такой человек не узнает на улице хоро­шо знакомых ему людей, не слышит и не отвечает на их приветствия, говорит не­впопад. Такие нарушения в сенсорно-перцептивной сфере совсем не обязательно свидетельствуют о признаках старческого слабоумия, В целом старым людям при­суще замедление восприятия, сужение его объема.

Мышление. Старение влияет на содержание и качество мыслительных процес­сов. С возрастом ослабляется критичность мышления: оно становится все менее объективным и неоправданно категоричным. Глубокие старики утрачивают спо­собность контролировать и само содержание своих мыслей, у них теряется ясность суждения, они нередко говорят бессмыслицу, полагая при этом, что ведут содер­жательную беседу. Угасание интеллектуальной функции в своей крайней форме проявляется в виде старческого слабоумия. Такое глубокое психическое расстрой­ство может развиться на фоне относительного физического здоровья и длиться от 2 до 10 лет до летального исхода. Оно сопровождается нарушением осмысленно­сти и планомерности, ориентации во времени и пространстве, суетливости и бес­толковости поступков, нередко неразрешимостью самых простых ситуаций.

Однако немало людей сохраняет силу ума, несмотря на свой старческий воз­раст. Умственная деятельность помогает им сделать старость не просто сносной, но и приятной. Систематическая умственная деятельность в молодости помогает обеспечить интеллектуальную сохранность мозга, его работоспособность до само­го преклонного возраста. Особенно благоприятно в этом смысле сказывается при­надлежность человека к профессиям творческого характера (ученые, писатели, преподаватели, артисты, художники и др.). Такие люди могут сохранить ясность ума до глубокой старости.

Интеллект пожилых людей имеет свои отличительные особенности по сравне­нию с молодыми. Его характерными чертами становится определенная мудрость, базирующаяся на накопленном жизненном опыте, рассудочность, критичность, осторожность и более спокойный взгляд на те или иные события и проблемы. Благодаря таким свойствам их ума пожилые люди в большей степени уберегают себя по сравнению с молодыми от поспешных, рискованных, необдуманных дей­


ствий и поступков. Вместе с тем в позднем возрасте появляются трудности в при­обретении новых знаний, приспособлении к непредвиденным обстоятельствам, замедляется темп мышления.

Американскими психологами было проведено лонгитюдное исследование ин­теллектуальной деятельности людей умственного труда. Исследование проводи­лось с участием лиц в возрасте 20-30 лет, а затем — повторное исследование в тон же группе, но уже через 35-40 лет. Ученые пришли к заключению, что значитель­ное снижение интеллектуальной деятельности, наблюдаемое среди людей пожи­лого и старческого возраста, в большинстве случаев определяется не процессом старения, асоциально-экономическими, психологическими факторами и послед­ствиями различных заболеваний.

Память. Снижение памяти — один из первых и самых характерных признаков возрастных изменений. По мнению Е. С. Авербуха, известное ухудшение памяти наблюдается практически у всех людей в старости. В целом процессы запомина­ния, удержания и воспроизведения, т. е. основные характеристики памяти, сни­жены в позднем возрасте. Исследования показывают, что в старости страдает ком­понент механического запоминания, а логически-смысловой не только сохраня­ется, но и приобретает особое значение. Старые люди сохраняют способность к системной памяти, позволяющей им воспроизводить события.

В старости происходит снижение памяти на текущие события при ее достаточ­но хорошей сохранности на события далекого прошлого.

Старец живет главным образом одними только воспоминаниями, он мало восприни­мает из того, что вокруг него происходит: новейшие факты, новейшие открытия при­нимаются им с недоверием; он с трудом понимает и редко помнит происшествия, сви­детелем которых ему приходится быть. Наоборот, сведения, воспринятые когда-то и которыми он владеет со времени своей юности, это он сохраняет гораздо дольше и не­которым образом сосредоточивается на них1.

Такова одна из главных особенностей памяти старого человека — установка на прошлое. Однако утвердившееся представление о преимущественном нарушении памяти на недавние события встречает все больше возражений среди современ­ных исследователей.

В ряде зарубежных работ было показано, что чем старше возраст, тем хуже ока­зываются среднегрупповые объективные показатели функционирования памяти. Со временем страдает не только объем памяти, но и безошибочность воспроизве­дения запомненного. Память заметно дезорганизуется и все чаще начинает функ­ционировать по ассоциативному принципу. Ошибки памяти могут закрепляться, и с каждым повторным обращением к ложным воспоминаниям возрастает уверен­ность в их истинности.

1 Анд ре Г. Гигиена старческого возраста. — СПб., 1891.

Снижение памяти в процессе старения зависит от ее исходного состояния в молодом возрасте и от тренировки в течение жизни. Так, у людей, профессиональ­ная деятельность которых была связана с умственным трудом, снижение насту­пает медленнее и менее выражено.


В исследовании особенностей памяти у лиц интеллектуального труда в пожи­лом возрасте были получены данные, свидетельствующие о том, что запоминание осуществляется в процессе активной мыслительной деятельности, а характерис­тики памяти носят резко выраженную профессиональную направленность и обус­ловленную этим избирательность.

Наиболее тяжелые формы утраты памяти сопутствуют развитию слабоумия. Такие старики утрачивают воспоминания о самом элементарном: они не могут ответить на вопросы о том, сколько у них детей, как их зовут, не могут назвать свой возраст, фамилию.

Внимание. В процессе старения поле внимания, по выражению Э. Смита, «за­туманивается», т. е. оно сокращается, утрачивает свои возможности на периферии и все больше стягивается к центру. Все, что попадает в центр этого поля, все мень­ше и меньше связывается с другими ощущениями, восприятиями и мыслями. В сущности, речь идет о снижении выраженности основных свойств внимания, и прежде всего его распределения и концентрации. Последствия этого явления на бытовом уровне Э. Смит иллюстрирует рядом примеров. Пожилой человек может направиться к буфету за ложкой, но, увидев там помимо прочего и вилку, вернуть­ся к столу с ней, а не с ложкой. Похожее происходит и в разговоре, когда вместо одного имени или названия места говорится другое, причем в полной увереннос­ти, что сказано именно то, что нужно. Выступая перед аудиторией, пожилой чело­век нередко теряет ход мысли и может перескакивать по ходу изложения с одного на другое, нарушая тем самым последовательность изложения. Очевидные при­знаки неряшливости в одежде, легко замечаемые в былые годы, особенно в дни молодости, теперь остаются без внимания.

Воображение. С возрастом информация, поступающая от органов чувств, стано­вится все менее четкой, и стареющий человек все больше и больше вынужден обра­щаться к воображению, чтобы расшифровать искаженные, по сути дела, образы дей­ствительности. Тем самым на основе неадекватного восприятия создаются пред­посылки ошибочных умозаключений и поступков. Велика вероятность того, что воображение в старости, утратившее подконтрольность, может само по себе обре­сти негативный оттенок. Немецкий врач X. Гуфеланд говорил об этом как о болез­ни воображения, связанного с повышенной мнительностью вообще и мнимыми болезнями в частности. Воображения такого содержания особенно пагубны для старого человека, поскольку изнуряют его ум неоправданными беспокойствами и опасениями, заставляя без нужды принимать разные лекарства, подвергая излиш­ним и небезопасным испытаниям и без того ослабленные тело и психику.

Психомоторика. Наступление старости прежде всего сказывается на самых сложных формах деятельности. В психомоторике это общее положение находит подтверждение в том, что в первую очередь ослабевают процессы саморегуляции наиболее утонченных движений: старики становятся неспособными эффективно контролировать и соответственно точно управлять движениями пальцев (отсюда и появление неразборчивости в их письме), а затем и речь их становится все ме­нее внятной.

Старение нервной системы объясняет присущую пожилым людям большую медлительность в их действиях по сравнению с молодыми. Их походка изменяет­


ся, реакции становятся более замедленными, они утрачивают былую ловкость и до­пускают все больше ошибок в своем двигательном поведении. Снижение работоспо­собности центральной системы вынуждает пожилых людей все больше времени тра­тить на подготовку, организацию и управление собственными действиями.

Снижение физических возможностей, замедление всех видов двигательной активности начинает проявляться обычно к началу четвертого десятка и затем последовательно прогрессируют на протяжении оставшейся жизни.

Ослабление силы мимической мускулатуры предопределяет грубость и ску­дость мимических движений, характерное в этом случае выражение лица — опу­щенные углы рта, крупные лицевые складки.

Психические состояния. Как и в более молодом возрасте, особенности пове­дения человека на склоне лет в существенной мере определяются его текущим психическим состоянием, наполняющим его содержанием.

Эмоции. В качестве существенных факторов, влияющих на состояние эмоцио­нальной сферы людей преклонного возраста, можно выделить:

♦ утрату близких друзей и родственников;

♦ неудовлетворительное материальное положение;

♦ уход из семьи детей или плохие отношения с ними;

♦ страх перед заболеванием и немощью;

♦ чувства одиночества, невостребованности, отчужденности от внешнего мира.

В эмоциональном поведении пожилого человека нередко присутствуют некон­тролируемые аффективные реакции, сильное нервное возбуждение. Однако ин­тенсивные переживания в таком возрасте, утрата контроля за их развитием уже далеко небезопасны по своим последствиям для общего состояния здоровья. И. И. Мечников обратил внимание на то, что состояние сильного гнева может повлечь за собой разрыв кровеносных сосудов, сахарную болезнь, а в некоторых случаях даже развитие катаракты. Современные данные зарубежных исследова­ниях говорят о том, что люди, склонные легко впадать в состояние сильного гне­ва, в 3 раза чаще становятся жертвами сердечных приступов и инфарктов.

Специальные исследования показывают, что в процессе нормального физио­логического старения существенно изменяется эмоциональная сфера человека, а именно: либо появляются ранее не свойственные ему состояния грусти, подав­ленности, мрачные мысли, либо отмечается более яркая выраженность эмоцио­нальных черт, свойственных человеку раньше (тревожность, раздражительность, гневливость).

Психический упадок. По мнению Ю. Ф. Шахматова, состояния психического упадка — одна из форм естественного, безболезненного старения. Время их появ­ления, формы и тяжесть протекания носят достаточно выраженный индивидуаль­ный характер. При этом переживание психического упадка совсем не предпола­гает каких-то устойчивых деформаций личности, изменения характерологических черт, нарушения адекватности восприятия и социальной адаптации. Отличитель­ные признаки этого состояния — снижение психической энергетики, ослабление психического и жизненного тонуса.


В состоянии сильного утомления пожилой человек становится особенно раз­дражительным и обидчивым, ухудшаются его восприимчивость, ясность мышле­ния, контроль за своими действиями.

Депрессия. Это аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменением мотивационной сферы, когнитивных пред­ставлений и общей пассивностью поведения. Субъективно человек испытывает тяжелые, мучительные эмоции и переживания: подавленность, тоску, отчаяние. Характерно чувство вины за события прошлого, личная ответственность за тяже­лые последствия, происшедшие в жизни человека, чувство бесперспективности. Снижена самооценка, изменено восприятие времени; для поведения в целом ха­рактерны замедленность, безынициативность, быстрая утомляемость и, как след­ствие, резкое падение продуктивности деятельности. В тяжелых, длительных со­стояниях возможны суицидные попытки.

Депрессия ускоряет развитие процессов старения. Она проявляет себя как со­стояние почти полного внутреннего застоя, нередко связанное с хроническими болезнями, преждевременным старением и ранней смертью.

Разные причины могут привести человека к переживанию этого состояния. В позднем возрасте к их числу можно отнести ухудшение физического самочув­ствия, в том числе нарушения слуха и зрения, ослабление познавательной актив­ности, возможные конфликтные ситуации в семье, утрату прежних позиций в об­ществе, смерть близких людей и др.

По мнению психиатров и медицинских психологов, человек в период старения чаще всего реагирует на ситуационные стрессовые воздействия депрессией. Об этом говорят и данные, полученные в специальных исследованиях.

Психогенная депрессия чаще всего развивается на фоне заболеваний, свойствен­ных людям пожилого и старческого возраста. Ей сопутствуют гипертонические кризы, обмороки, головокружения, приступы стенокардии, но эти соматические нарушения в основном носят преходящий характер.

Чем старше человек, тем в большей степени становятся элементарными и од­нообразными проявления психогенной депрессии, приобретающие сходство с различными состояниями, обусловленными сосудистой патологией. Пережива­ния, связанные с утратой родных и близких, протекают менее остро и более инерт­но. Иногда депрессии сопутствуют недоверчивость, ворчливость, скепсис, оппо­зиционное отношение к окружающей действительности.

Ипохондрия. Под ипохондрией принято понимать состояние чрезмерного внимания к своему здоровью, страх перед неизлечимыми болезнями. Человек переоценивает тяжесть своего заболевания или убежден в том, что страдает тяже­лым недугом. Степень выраженности таких переживаний может быть разной — от мнительности до бредовой убежденности.

В позднем возрасте повышается интерес к своему телу, к различным неприят­ным телесным ощущениям, что само по себе достаточно часто наблюдается в ста­рости. При этом ипохондрические проявления у людей пожилого и старческого возраста выражаются либо в соответствующих идеях, либо в устойчивой фикса­ции на своем соматическом состоянии. На взаимосвязь между ипохондрически­ми симптомами и соматическим состоянием обращают внимание многие авторы.


Скука. Раскрывая феномен скуки, Тардье говорит о разнообразии содержания и форм его проявления, называя наиболее типичные причины, приводящие к пе­реживанию этого чувства. К ним он относит:

♦ недостаток в разнообразии жизни;

♦ ограниченные способности;

♦ умственное и физическое истощение как следствие прожитых лет;

♦ сомнение в полезности своего дела;

♦ утрату смысла жизни;

♦ проблемы со здоровьем1.

Само понимание неизбежности смерти также может стать причиной скуки. Особенно она овладевает теми, кто сосредоточивается на сожалении о прошед­ших годах.

Страх. Каждый человек в определенный период жизни, как считает американ­ский физиотерапевт П. Брэгг, становится жертвой одного (или сразу нескольких) из шести основных видов страха: бедности, болезни, старости, потери любви, люд­ского суда и смерти. Для пожилого и старческого возраста большинство из назван­ных страхов могут быть весьма актуальными. Страх захватывает материальную и духовную стороны жизни. Он уничтожает инициативу, энтузиазм; подрывает уве­ренность в себе, своих силах; порождает жадность, подлость, злобу, бесчестность. Упомянутые выше виды страха Брэгг комментирует следующим образом.

1 Тардье. Скука. - СПб., 1907.

♦ Страх бедности. Если человек хочет стать богатым, он должен отбросить все, что ведет к бедности. При этом само слово «богатый» трактуется в са­мом широком смысле: это не только финансовое положение, но и здоровье, энергия, долгая и полноценная жизнь. Из них здоровье — самое большое богатство.

♦ Страх болезни. Человек создает болезни своими вредными привычками: не­правильным питанием и недостатком физической активности; курением и злоупотреблением алкоголем; эмоциональными и физическими стрессами.

♦ Страх старости. Человек слишком часто представляет себя старым и хи­лым; слепым и глухим; дрожащим, безобразным. Существует мнение: нич­то так быстро не старит человека, как постоянно сверлящая мысль о старе­нии.

♦ Страх перед людским судом. Человеку кажется, что все его осуждают и по­стоянно говорят о нем; он становится очень чувствительным. Однако ясно: если завидуют, значит, человек может сделать и делает нечто такое, чего другие не могут. Пожалуй, следует беспокоиться, когда о человеке никогда и ничего не говорят.

♦ Страх потерять любовь. По разным причинам возникает комплекс непол­ноценности, теряется уверенность в себе; человек начинает бояться, что кто-нибудь отнимет у него близкого и дорогого человека.


♦ Страх смерти. Страх смерти рассматривается как врожденное чувство, присущее многим живым существам. Большинство людей испытывают на себе тягостное переживание этого чувства. Мысли о неизлечимых болезнях и смерти преследуют человека постоянно, подчас заменяя собой все осталь­ное. По мнению И. И. Мечникова, люди не хотят умирать, поскольку старе­ют и умирают преждевременно, не дожив до естественного конца. Ученый полагал: когда наука дойдет до того, что люди смогут рационально прожи­вать полный цикл, то инстинктивный страх смерти уступит место инстинк­тивной потребности небытия.

Психические свойства

Характер. Это интегральная характеристика выраженности психических свойств личности. Многие исследователи последнего времени сходятся на том, что особенно­сти старения в значительной степени предопределяются самим человеком, его харак­терологическим статусом, направленностью его личности. Психологическая капиту­ляция перед надвигающейся старостью только ускоряет ее наступление, провоциру­ет общий упадок сил. Народная мудрость гласит: «Каждый настолько стар, насколько сам себя таковым считает». Многое в старении человека определяется безнадежнос­тью, утратой того, ради чего стоит жить.

Предшествующий старости жизненный путь человека, несомненно, будет ока­зывать влияние на содержание, которым он наполнит свою жизнь в поздние годы. Дефицит самостоятельности и инициативы в прежнее время будет затруднять процесс адаптации в старости, усиливая зависимость от поддержки, внимания и опеки окружающих людей. Те, кто часто преступал нормы нравственности в бы­лые годы, обычно становятся в старости агрессивными, замкнутыми, испытыва­ют особую потребность в психологической защите.

Говоря о генезе личности человека, X. Инженьерос выделяет периоды ее фор­мирования, совершенствования и регрессивного развития1. В общем случае регресс личности по мере старения протекает характерным образом. Он идет тем же пу­тем, что и процесс прогрессивного развития организма, но в обратном направле­нии. Личность дезорганизуется по мере утраты приобретенного опыта. Сначала утрачиваются индивидуальные духовные свойства и черты. Затем следует потеря социальных черт, общих для всей группы, к которой принадлежит личность, а уже к самому концу исчезают и особенности вида.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 447; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.