КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Все галлюциногены производят непредсказуемое, но всегда негативное действие. 19 страница
♦ гетерокатефтенностъю — разнонаправленностью возрастных изменений, связанных с подавлением одних и активизацией других жизненных процессов. В психологической литературе обращается внимание на три основных закона геронтогенеза. Во-первых, закон гетерохронности — разновременности, закон, универсальный для всех возрастных периодов онтогенеза человека во множестве проявлений его становления и развития. Во-вторых, закон специфичности, проявляющийся в том, какое направление принимают кривые возрастных изменений, какой они приобретают вид. В-третьих, закон разнообразия, который может быть рассмотрен как частное проявление закона специфичности. Он заключается в том, что показатели состояния тех или иных процессов, функций, свойств имеют больший разброс в группах пожилых и старых людей по сравнению с контингентом более молодых или зрелых личностей. Этот закон может рассматриваться как выражение все большей индивидуализации людей в период старения. Иными словами, индивидуальные различия перекрывают половые и возрастные. Общее правило гласит, что процесс старения достаточно индивидуален, каждый стареет по-своему. У одних признаки старения наступают сравнительно быстро, у других они могут не наблюдаться на протяжении долгих лет. Нет и жесткой последовательности в появлении самих признаков старения: у одних это начинается с изменений в психомоторике, у других — с ухудшения памяти или зрения и т. д. Таким образом, представленные законы геронтогенеза в известном смысле — частное отражение общебиологических закономерностей процесса старения. Рассматривая сам термин «геронтогенез», М. Д. Александрова объясняет необходимость его использования тем, что такие понятия, как «обратное развитие», «инволюция», не соответствуют самой природе процесса старения, в том числе и психического. Геронтогенез — это понятие, которое достаточно адекватно обозначает сложный, противоречивый, нелинейный и фазный процесс, каким на самом деле и является старение. Таким образом, геронтогенез — это, в сущности, становление старости, т. е. тот запрограммированный естественным отбором период онтогенеза, за которым следует смерть. Старение представляет собой сложный, противоречивый биологический проиесс, неизбежно наступающий и генетически обусловленный. Однако характер возрастных изменений, динамика и скорость их нарастания во многом определяются сугубо психологическими причинами. Приведем классификацию возрастных границ в период старения. Согласно Международной классификации, выделены три градации периода геронтогенеза: ♦ пожилой возраст: 60-74 года (для мужчин); 4* 55-74 года (для женщин); ♦ старческий возраст: 75-90 лет; ♦ долгожители: 90 лет и старше. Старость. Старение и старость представляют собой разные понятия. Можно сказать, что старость — это результат, следствие процесса старения. Старость — закономерно и неизбежно наступающий период возрастного развития, заключительный период онтогенеза. Старость, как отмечал И. И. Мечников, — явление, которое может быть изучено методами точной науки, а последние со временем установят правила для сохранения здоровья и силы в том возрасте, когда часто приходится прибегать к общественной благотворительности. Известный геронтолог И. В. Давыдовский указывал, что старость имеет бесчисленное количество индивидуальных преломлений, подчеркивающих одну частную закономерность: чем выше стоит организм, тем больше различий между людьми, физическими и функциональными симптомами старости, временем их проявления. В заключение кратко остановимся на причинах старости и старения. Почему средняя продолжительность жизни человека составляет около 70 лет (в разные годы и в разных странах это число колеблется в определенных пределах), т. е. большинство людей даже не приближаются к видовому пределу человеческой жизни, который, по мнению ряда ученых, лежит в границах 113-120 лет? Как утверждает В. В. Фролькис, существует около трехсот гипотез старения, каждая из которых отражает ту или иную сторону сложнейшего биологического процесса. Однако большинство существующих теорий утратило свое значение и в настоящее время речь может идти лишь о нескольких принципиальных подходах к проблеме старения, и в частности о вероятностном и детерминированном подходах. По мнению Е. С. Авербуха, наиболее распространена теория изнашивания. Близкими к ней представляются теории, которые рассматривают жизнь и старение как растрату энергии, полученную человеком по наследству при рождении. Существуют химические теории старения. Как считает М. Д. Грмек, мнение древних ученых и врачей о причинах старения можно разделить на две группы: ♦ причина старения заключается в постепенной потере чего-либо, что необходимо для поддержания жизни; ♦ причина старения состоит в накоплении в избытке чего-либо, что вредно для организма (например, интоксикация организма извне или изнутри). С исторической точки зрения наибольшее значение имеет гипотеза, согласно которой в результате старения происходит постепенная потеря специфической жизненной энергии. Таким образом, даже из столь краткого описания различных мнений становится очевидным, что теории старения разнообразны и что единого понимания данного вопроса не существует. Долголетие. Продолжительность жизни и долголетие определяются совокупностью факторов, начиная от сугубо биологических и заканчивая социально-экономическими. Так, Б. Г. Ананьев, отмечая, что наследственность — один из факторов долголетия, вместе с тем подчеркивал, что это не единственный фактор и что его действие опосредуется условиями существования организма, характером воспитания и деятельности. Наибольшей индивидуальной изменчивостью обладают функции коры головного мозга человека. Среди этих функций самые вариабельные — вербальные функции больших полушарий головного мозга, нарушение которых относится к числу наиболее поздних. Французский демограф А. Сови приводит интересные сведения относительно влияния профессии на продолжительность жизни на основании проведенного им в 1955 г. исследования. Наиболее короткая продолжительность жизни зарегистрирована у разнорабочих низкой квалификации — 53 года, у рабочих — 61-63 года, у конторских служащих — 67-68 лет, у преподавателей учебных заведений — 73 года. Долгожители представляют уникальный интерес для науки, демонстрируя удивительный пример высоких биологических, а часто и интеллектуальных возможностей человека. Большинство исследователей сходятся на том, что высокий уровень ряда показателей физического и психического состояния долгожителей обусловлен не активизацией жизненных процессов, а является скорее результатом иного типа их изменения в течение всех возрастных периодов. В. В. Фролькис считает, что принципиальная основа долголетия — адаптационно-регулятор-ные механизмы, а именно механизмы приспособления, мобилизуемые на основе сдвигов саморегуляции. Долгожители живут долго не только потому, что у них медленнее протекают процессы обмена веществ и угасают функции, но и потому, что мобилизуются механизмы, направленные на поддержание надежности организма. Более подробно вопросы, связанные с психическим старением и его профилактикой, будут рассмотрены в следующих параграфах главы. Однако в самом общем виде можно сказать, что феномен долголетия заключается в высокой активности, пронизывающей все сферы жизнедеятельности человека в течение всей его жизни. Речь идет об активности, реализующейся и проявляющейся во всем, в том числе в широте интересов и увлечений, творчестве, сфере межличностных отношений.
Признаки психического старения Психическое старение. По мнению Н. Ф. Шахматова, психическое старение есть процесс возрастного изменения высших психических функций, характеризующий заключительный период человеческой жизни. Процесс старения сопровождается нарастанием психических нарушений. Его можно прогнозировать лишь в общих и основных направлениях, но он абсолютно непрогнозируем в частностях. Не поддаются точному прогнозу такие показатели, как будущая форма старения, возможная скорость или темп развития возрастных изменений, время завершения жизни. Умеренное и равномерное угасание всех функционирующих систем организма соответствует скорее идеальному представлению о старении, чем действительному. Обычно процесс старения оказывается неравномерным для различных органов и систем. Основной и фундаментальной тенденцией, отражающей суть инволюционного процесса, является факт постепенного необратимого движения в сторону снижения большинства жизненных функций. Возрастные изменения характеризуются снижением уровня функциональной активности, которое усугубляется по мере старения. Изменения, происходящие в процессе старения, необходимо рассматривать на всех уровнях функционирования человека как живой биологической системы, включая, таким образом, биологический, психологический и социальный уровни. На биологическом изменения затрагивают все структуры и функции организма, пронизывая все уровни его организации, начиная с молекулярного и заканчивая жизнедеятельностью всего организма в целом. На психологическом сдвиги отмечаются как на уровне психических процессов, так и в изменении психических состояний и свойств личности. Социальный уровень отражает нарушения, происходящие в системе межличностных взаимоотношений, нарастающую изоляцию, обусловленную, в частности, прекращением активной профессиональной деятельности. Далее представим взятые из разных литературных источников сведения, раскрывающие характерные особенности психического старения. Психические процессы. Возрастные изменения, происходящие на уровне психических процессов, можно рассмотреть относительно: ♦ восприятия* ♦ мышления; ♦ памяти; ♦ внимания; ♦ воображения; ♦ психомоторики. Восприятие. С возрастом информация, поступающая от органов чувств, становится менее четкой. Имеет место искаженное, слабое и неадекватное восприятие внешних раздражителей. Соответственно возрастает и ошибочность восприятия. Это может выражаться, например, в том, что человек не узнает знакомых; надевает чужие плащи и шляпы (перепутывает); принимает птиц за листья растений; прочитывает в заголовках статей слова, которых там нет, и т. п. Такой человек может слышать одно, хотя на самом деле говорилось совсем иное. По мере привыкания к неверному восприятию раздражителей искаженная картина перестает удивлять. Нередко пожилые люди стараются скрывать дефекты органов чувств, связанные, например, с нарушениями зрительных или слуховых восприятий. Однако эти дефекты становятся явными, когда такой человек не узнает на улице хорошо знакомых ему людей, не слышит и не отвечает на их приветствия, говорит невпопад. Такие нарушения в сенсорно-перцептивной сфере совсем не обязательно свидетельствуют о признаках старческого слабоумия, В целом старым людям присуще замедление восприятия, сужение его объема. Мышление. Старение влияет на содержание и качество мыслительных процессов. С возрастом ослабляется критичность мышления: оно становится все менее объективным и неоправданно категоричным. Глубокие старики утрачивают способность контролировать и само содержание своих мыслей, у них теряется ясность суждения, они нередко говорят бессмыслицу, полагая при этом, что ведут содержательную беседу. Угасание интеллектуальной функции в своей крайней форме проявляется в виде старческого слабоумия. Такое глубокое психическое расстройство может развиться на фоне относительного физического здоровья и длиться от 2 до 10 лет до летального исхода. Оно сопровождается нарушением осмысленности и планомерности, ориентации во времени и пространстве, суетливости и бестолковости поступков, нередко неразрешимостью самых простых ситуаций. Однако немало людей сохраняет силу ума, несмотря на свой старческий возраст. Умственная деятельность помогает им сделать старость не просто сносной, но и приятной. Систематическая умственная деятельность в молодости помогает обеспечить интеллектуальную сохранность мозга, его работоспособность до самого преклонного возраста. Особенно благоприятно в этом смысле сказывается принадлежность человека к профессиям творческого характера (ученые, писатели, преподаватели, артисты, художники и др.). Такие люди могут сохранить ясность ума до глубокой старости. Интеллект пожилых людей имеет свои отличительные особенности по сравнению с молодыми. Его характерными чертами становится определенная мудрость, базирующаяся на накопленном жизненном опыте, рассудочность, критичность, осторожность и более спокойный взгляд на те или иные события и проблемы. Благодаря таким свойствам их ума пожилые люди в большей степени уберегают себя по сравнению с молодыми от поспешных, рискованных, необдуманных дей ствий и поступков. Вместе с тем в позднем возрасте появляются трудности в приобретении новых знаний, приспособлении к непредвиденным обстоятельствам, замедляется темп мышления. Американскими психологами было проведено лонгитюдное исследование интеллектуальной деятельности людей умственного труда. Исследование проводилось с участием лиц в возрасте 20-30 лет, а затем — повторное исследование в тон же группе, но уже через 35-40 лет. Ученые пришли к заключению, что значительное снижение интеллектуальной деятельности, наблюдаемое среди людей пожилого и старческого возраста, в большинстве случаев определяется не процессом старения, асоциально-экономическими, психологическими факторами и последствиями различных заболеваний. Память. Снижение памяти — один из первых и самых характерных признаков возрастных изменений. По мнению Е. С. Авербуха, известное ухудшение памяти наблюдается практически у всех людей в старости. В целом процессы запоминания, удержания и воспроизведения, т. е. основные характеристики памяти, снижены в позднем возрасте. Исследования показывают, что в старости страдает компонент механического запоминания, а логически-смысловой не только сохраняется, но и приобретает особое значение. Старые люди сохраняют способность к системной памяти, позволяющей им воспроизводить события. В старости происходит снижение памяти на текущие события при ее достаточно хорошей сохранности на события далекого прошлого. Старец живет главным образом одними только воспоминаниями, он мало воспринимает из того, что вокруг него происходит: новейшие факты, новейшие открытия принимаются им с недоверием; он с трудом понимает и редко помнит происшествия, свидетелем которых ему приходится быть. Наоборот, сведения, воспринятые когда-то и которыми он владеет со времени своей юности, это он сохраняет гораздо дольше и некоторым образом сосредоточивается на них1. Такова одна из главных особенностей памяти старого человека — установка на прошлое. Однако утвердившееся представление о преимущественном нарушении памяти на недавние события встречает все больше возражений среди современных исследователей. В ряде зарубежных работ было показано, что чем старше возраст, тем хуже оказываются среднегрупповые объективные показатели функционирования памяти. Со временем страдает не только объем памяти, но и безошибочность воспроизведения запомненного. Память заметно дезорганизуется и все чаще начинает функционировать по ассоциативному принципу. Ошибки памяти могут закрепляться, и с каждым повторным обращением к ложным воспоминаниям возрастает уверенность в их истинности.
Снижение памяти в процессе старения зависит от ее исходного состояния в молодом возрасте и от тренировки в течение жизни. Так, у людей, профессиональная деятельность которых была связана с умственным трудом, снижение наступает медленнее и менее выражено. В исследовании особенностей памяти у лиц интеллектуального труда в пожилом возрасте были получены данные, свидетельствующие о том, что запоминание осуществляется в процессе активной мыслительной деятельности, а характеристики памяти носят резко выраженную профессиональную направленность и обусловленную этим избирательность. Наиболее тяжелые формы утраты памяти сопутствуют развитию слабоумия. Такие старики утрачивают воспоминания о самом элементарном: они не могут ответить на вопросы о том, сколько у них детей, как их зовут, не могут назвать свой возраст, фамилию. Внимание. В процессе старения поле внимания, по выражению Э. Смита, «затуманивается», т. е. оно сокращается, утрачивает свои возможности на периферии и все больше стягивается к центру. Все, что попадает в центр этого поля, все меньше и меньше связывается с другими ощущениями, восприятиями и мыслями. В сущности, речь идет о снижении выраженности основных свойств внимания, и прежде всего его распределения и концентрации. Последствия этого явления на бытовом уровне Э. Смит иллюстрирует рядом примеров. Пожилой человек может направиться к буфету за ложкой, но, увидев там помимо прочего и вилку, вернуться к столу с ней, а не с ложкой. Похожее происходит и в разговоре, когда вместо одного имени или названия места говорится другое, причем в полной уверенности, что сказано именно то, что нужно. Выступая перед аудиторией, пожилой человек нередко теряет ход мысли и может перескакивать по ходу изложения с одного на другое, нарушая тем самым последовательность изложения. Очевидные признаки неряшливости в одежде, легко замечаемые в былые годы, особенно в дни молодости, теперь остаются без внимания. Воображение. С возрастом информация, поступающая от органов чувств, становится все менее четкой, и стареющий человек все больше и больше вынужден обращаться к воображению, чтобы расшифровать искаженные, по сути дела, образы действительности. Тем самым на основе неадекватного восприятия создаются предпосылки ошибочных умозаключений и поступков. Велика вероятность того, что воображение в старости, утратившее подконтрольность, может само по себе обрести негативный оттенок. Немецкий врач X. Гуфеланд говорил об этом как о болезни воображения, связанного с повышенной мнительностью вообще и мнимыми болезнями в частности. Воображения такого содержания особенно пагубны для старого человека, поскольку изнуряют его ум неоправданными беспокойствами и опасениями, заставляя без нужды принимать разные лекарства, подвергая излишним и небезопасным испытаниям и без того ослабленные тело и психику. Психомоторика. Наступление старости прежде всего сказывается на самых сложных формах деятельности. В психомоторике это общее положение находит подтверждение в том, что в первую очередь ослабевают процессы саморегуляции наиболее утонченных движений: старики становятся неспособными эффективно контролировать и соответственно точно управлять движениями пальцев (отсюда и появление неразборчивости в их письме), а затем и речь их становится все менее внятной. Старение нервной системы объясняет присущую пожилым людям большую медлительность в их действиях по сравнению с молодыми. Их походка изменяет ся, реакции становятся более замедленными, они утрачивают былую ловкость и допускают все больше ошибок в своем двигательном поведении. Снижение работоспособности центральной системы вынуждает пожилых людей все больше времени тратить на подготовку, организацию и управление собственными действиями. Снижение физических возможностей, замедление всех видов двигательной активности начинает проявляться обычно к началу четвертого десятка и затем последовательно прогрессируют на протяжении оставшейся жизни. Ослабление силы мимической мускулатуры предопределяет грубость и скудость мимических движений, характерное в этом случае выражение лица — опущенные углы рта, крупные лицевые складки. Психические состояния. Как и в более молодом возрасте, особенности поведения человека на склоне лет в существенной мере определяются его текущим психическим состоянием, наполняющим его содержанием. Эмоции. В качестве существенных факторов, влияющих на состояние эмоциональной сферы людей преклонного возраста, можно выделить: ♦ утрату близких друзей и родственников; ♦ неудовлетворительное материальное положение; ♦ уход из семьи детей или плохие отношения с ними; ♦ страх перед заболеванием и немощью; ♦ чувства одиночества, невостребованности, отчужденности от внешнего мира. В эмоциональном поведении пожилого человека нередко присутствуют неконтролируемые аффективные реакции, сильное нервное возбуждение. Однако интенсивные переживания в таком возрасте, утрата контроля за их развитием уже далеко небезопасны по своим последствиям для общего состояния здоровья. И. И. Мечников обратил внимание на то, что состояние сильного гнева может повлечь за собой разрыв кровеносных сосудов, сахарную болезнь, а в некоторых случаях даже развитие катаракты. Современные данные зарубежных исследованиях говорят о том, что люди, склонные легко впадать в состояние сильного гнева, в 3 раза чаще становятся жертвами сердечных приступов и инфарктов. Специальные исследования показывают, что в процессе нормального физиологического старения существенно изменяется эмоциональная сфера человека, а именно: либо появляются ранее не свойственные ему состояния грусти, подавленности, мрачные мысли, либо отмечается более яркая выраженность эмоциональных черт, свойственных человеку раньше (тревожность, раздражительность, гневливость). Психический упадок. По мнению Ю. Ф. Шахматова, состояния психического упадка — одна из форм естественного, безболезненного старения. Время их появления, формы и тяжесть протекания носят достаточно выраженный индивидуальный характер. При этом переживание психического упадка совсем не предполагает каких-то устойчивых деформаций личности, изменения характерологических черт, нарушения адекватности восприятия и социальной адаптации. Отличительные признаки этого состояния — снижение психической энергетики, ослабление психического и жизненного тонуса. В состоянии сильного утомления пожилой человек становится особенно раздражительным и обидчивым, ухудшаются его восприимчивость, ясность мышления, контроль за своими действиями. Депрессия. Это аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменением мотивационной сферы, когнитивных представлений и общей пассивностью поведения. Субъективно человек испытывает тяжелые, мучительные эмоции и переживания: подавленность, тоску, отчаяние. Характерно чувство вины за события прошлого, личная ответственность за тяжелые последствия, происшедшие в жизни человека, чувство бесперспективности. Снижена самооценка, изменено восприятие времени; для поведения в целом характерны замедленность, безынициативность, быстрая утомляемость и, как следствие, резкое падение продуктивности деятельности. В тяжелых, длительных состояниях возможны суицидные попытки. Депрессия ускоряет развитие процессов старения. Она проявляет себя как состояние почти полного внутреннего застоя, нередко связанное с хроническими болезнями, преждевременным старением и ранней смертью. Разные причины могут привести человека к переживанию этого состояния. В позднем возрасте к их числу можно отнести ухудшение физического самочувствия, в том числе нарушения слуха и зрения, ослабление познавательной активности, возможные конфликтные ситуации в семье, утрату прежних позиций в обществе, смерть близких людей и др. По мнению психиатров и медицинских психологов, человек в период старения чаще всего реагирует на ситуационные стрессовые воздействия депрессией. Об этом говорят и данные, полученные в специальных исследованиях. Психогенная депрессия чаще всего развивается на фоне заболеваний, свойственных людям пожилого и старческого возраста. Ей сопутствуют гипертонические кризы, обмороки, головокружения, приступы стенокардии, но эти соматические нарушения в основном носят преходящий характер. Чем старше человек, тем в большей степени становятся элементарными и однообразными проявления психогенной депрессии, приобретающие сходство с различными состояниями, обусловленными сосудистой патологией. Переживания, связанные с утратой родных и близких, протекают менее остро и более инертно. Иногда депрессии сопутствуют недоверчивость, ворчливость, скепсис, оппозиционное отношение к окружающей действительности. Ипохондрия. Под ипохондрией принято понимать состояние чрезмерного внимания к своему здоровью, страх перед неизлечимыми болезнями. Человек переоценивает тяжесть своего заболевания или убежден в том, что страдает тяжелым недугом. Степень выраженности таких переживаний может быть разной — от мнительности до бредовой убежденности. В позднем возрасте повышается интерес к своему телу, к различным неприятным телесным ощущениям, что само по себе достаточно часто наблюдается в старости. При этом ипохондрические проявления у людей пожилого и старческого возраста выражаются либо в соответствующих идеях, либо в устойчивой фиксации на своем соматическом состоянии. На взаимосвязь между ипохондрическими симптомами и соматическим состоянием обращают внимание многие авторы. Скука. Раскрывая феномен скуки, Тардье говорит о разнообразии содержания и форм его проявления, называя наиболее типичные причины, приводящие к переживанию этого чувства. К ним он относит: ♦ недостаток в разнообразии жизни; ♦ ограниченные способности; ♦ умственное и физическое истощение как следствие прожитых лет; ♦ сомнение в полезности своего дела; ♦ утрату смысла жизни; ♦ проблемы со здоровьем1. Само понимание неизбежности смерти также может стать причиной скуки. Особенно она овладевает теми, кто сосредоточивается на сожалении о прошедших годах. Страх. Каждый человек в определенный период жизни, как считает американский физиотерапевт П. Брэгг, становится жертвой одного (или сразу нескольких) из шести основных видов страха: бедности, болезни, старости, потери любви, людского суда и смерти. Для пожилого и старческого возраста большинство из названных страхов могут быть весьма актуальными. Страх захватывает материальную и духовную стороны жизни. Он уничтожает инициативу, энтузиазм; подрывает уверенность в себе, своих силах; порождает жадность, подлость, злобу, бесчестность. Упомянутые выше виды страха Брэгг комментирует следующим образом.
♦ Страх бедности. Если человек хочет стать богатым, он должен отбросить все, что ведет к бедности. При этом само слово «богатый» трактуется в самом широком смысле: это не только финансовое положение, но и здоровье, энергия, долгая и полноценная жизнь. Из них здоровье — самое большое богатство. ♦ Страх болезни. Человек создает болезни своими вредными привычками: неправильным питанием и недостатком физической активности; курением и злоупотреблением алкоголем; эмоциональными и физическими стрессами. ♦ Страх старости. Человек слишком часто представляет себя старым и хилым; слепым и глухим; дрожащим, безобразным. Существует мнение: ничто так быстро не старит человека, как постоянно сверлящая мысль о старении. ♦ Страх перед людским судом. Человеку кажется, что все его осуждают и постоянно говорят о нем; он становится очень чувствительным. Однако ясно: если завидуют, значит, человек может сделать и делает нечто такое, чего другие не могут. Пожалуй, следует беспокоиться, когда о человеке никогда и ничего не говорят. ♦ Страх потерять любовь. По разным причинам возникает комплекс неполноценности, теряется уверенность в себе; человек начинает бояться, что кто-нибудь отнимет у него близкого и дорогого человека. ♦ Страх смерти. Страх смерти рассматривается как врожденное чувство, присущее многим живым существам. Большинство людей испытывают на себе тягостное переживание этого чувства. Мысли о неизлечимых болезнях и смерти преследуют человека постоянно, подчас заменяя собой все остальное. По мнению И. И. Мечникова, люди не хотят умирать, поскольку стареют и умирают преждевременно, не дожив до естественного конца. Ученый полагал: когда наука дойдет до того, что люди смогут рационально проживать полный цикл, то инстинктивный страх смерти уступит место инстинктивной потребности небытия. Психические свойства Характер. Это интегральная характеристика выраженности психических свойств личности. Многие исследователи последнего времени сходятся на том, что особенности старения в значительной степени предопределяются самим человеком, его характерологическим статусом, направленностью его личности. Психологическая капитуляция перед надвигающейся старостью только ускоряет ее наступление, провоцирует общий упадок сил. Народная мудрость гласит: «Каждый настолько стар, насколько сам себя таковым считает». Многое в старении человека определяется безнадежностью, утратой того, ради чего стоит жить. Предшествующий старости жизненный путь человека, несомненно, будет оказывать влияние на содержание, которым он наполнит свою жизнь в поздние годы. Дефицит самостоятельности и инициативы в прежнее время будет затруднять процесс адаптации в старости, усиливая зависимость от поддержки, внимания и опеки окружающих людей. Те, кто часто преступал нормы нравственности в былые годы, обычно становятся в старости агрессивными, замкнутыми, испытывают особую потребность в психологической защите. Говоря о генезе личности человека, X. Инженьерос выделяет периоды ее формирования, совершенствования и регрессивного развития1. В общем случае регресс личности по мере старения протекает характерным образом. Он идет тем же путем, что и процесс прогрессивного развития организма, но в обратном направлении. Личность дезорганизуется по мере утраты приобретенного опыта. Сначала утрачиваются индивидуальные духовные свойства и черты. Затем следует потеря социальных черт, общих для всей группы, к которой принадлежит личность, а уже к самому концу исчезают и особенности вида.
Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 485; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |