КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Все галлюциногены производят непредсказуемое, но всегда негативное действие. 13 страница
Глава 22 РАБОТОСПОСОБНОСТЬ КАК КРИТЕРИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ
Понятие профессионального здоровья Абсолютных критериев здоровья и болезни нет, стало быть, нет и четкой однозначной границы между этими двумя состояниями. Однако практика вполне обоснованно требует проводить эту границу условно, руководствуясь главным образом социальными обстоятельствами. Практика медицинского освидетельствования при отборе для определенных видов профессиональной деятельности свидетельствует, что окончательный вывод в этой ситуации звучит так: «По состоянию здоровья — годен (не годен)». Общеизвестно, что требования, которые определяют такой вывод, могут различаться в степени весьма значительной как качественно, так и количественно. Вот поэтому два человека после посещения обычной районной поликлиники могут быть оценены как практически здоровые люди, однако после прохождения, например, врачебно-летной комиссии один из них может быть признан годным, а второй не годным по состоянию здоровья к летной деятельности. В повседневной жизни такие обстоятельства встречаются достаточно часто, что и обусловило появление такого понятия, как профессиональное здоровье. Под профессиональным здоровьем принято понимать интегральную характеристику функционального состояния организма человека по физическим и психическим показателям с иелью оиенки его способности к определенной профессиональной деятельности с заданными эффективностью и продолжительностью на протяжении заданного периода жизни, а также устойчивость к неблагоприятным факторам, сопровождающим эту деятельность. Отсюда следует, что главным показателем профессионального здоровья является работоспособность, отражающая указанные возможности человека. Вместе с тем, несмотря на широкое распространение и употребление этого термина, необходимой однозначности в его понимании нет. Прежде всего следует обратить внимание на принципиальное семантическое отличие от таких понятий, как трудоспособность, используемое во врачебно-трудовой экспертизе и отражающее способность к труду (без четкой его конкретизации), зависящую от состояния здоровья работника, а также дееспособность как юридически правовое понятие. Используется как нормативный термин работоспособность человека-оператора — свойство,-определяемое состоянием физиологических и психических функций, характеризующее его способность выполнять определенную работу с требу емым качеством в течение заданного интервала времени (ГОСТ 26387-84). В этом определении обращает на себя внимание некоторое противоречие между способностью и заданными параметрами деятельности. Достаточно очевидно, что они могут оказаться ниже уровня способности человека, а потому не отражают потенциальные возможности человека. Более последовательным и логичным представляется подход немецкого физиолога труда Г. Лемана; Работоспособность представляет собой тот максимум работы, который в состоянии выполнить человек [2]. Это определение может быть развернуто до более конкретного понятия — профессиональная работоспособность. Профессиональная работоспособность— максимально возможная эффективность деятельности специалиста (т. е. максимально возможная производительность), обусловленная функциональным состоянием его организма с учетом ее физиологической стоимости. При этом под физиологической стоимостью работы (ФСР) принято понимать величину затраченных физических и психических резервов организма в процессе деятельности. Для характеристики ФСР обычно используют два обобщенных показателя: уровень энерготрат за период работы и выраженность утомления к концу деятельности. Таким образом, понятие «профессиональная работоспособность» связывает в естественный комплекс функциональное состояние организма, его изменения при том или ином виде деятельности, физиологическую и психологическую цену этой деятельности, эффективность профессиональной деятельности и, следовательно, психическое, физическое и социальное благополучие. Отсюда следует, что ведущим критерием, показателем профессионального здоровья может быть только профессиональная работоспособность.
Факторы профессиональной работоспособности Представляется весьма актуальным конкретизировать факторы профессиональной работоспособности. Накопленный опыт психофизиологического обеспечения различных видов профессиональной деятельности в обычных и экстремальных условиях свидетельствует о целесообразности выделения трех групп факторов. Во-первых, это физический статус, нередко обозначаемый как физическая работоспособность. Ведущими здесь являются следующие показатели: 1. Физическое развитие, т. е. антропометрические данные — рост, масса, объем грудной клетки, живота, жизненная емкость легких и ряд других. 2. Физическая подготовленность — сила (в ее различных разновидностях), быстрота (ранее обозначаемая как скорость), выносливость, координиро-ванность. 3. Показатели вегетативного обеспечения физической деятельности. Наиболее распространенные, имеющие международные стандарты, — это аэробная производительность, оцениваемая по максимальному поглощению кислорода (МПК), анаэробная производительность, определяемая по максимальному кислородному долгу (МКД), и тест PWC170 (аббревиатура от английского Physical Working Capacity — физическая работоспособность). Во-вторых, это показатели психического статуса (нередко обозначаемого как умственная работоспособность). К ним в первую очередь относят: 1. Степень адекватности состояния психической активности (континуум от состояния функционального покоя до психоэмоционального стресса) применительно к определенным конкретным условиям. 2. Характеристики внимания: активность, направленность, широта, переклю-чаемость, концентрация, устойчивость. 3. Восприятие как совокупность процессов, в результате которых формируется субъективная (идеальная) модель объективно существующей реальной действительности и которые заканчиваются опознанием (распознанием) этого образа. Критериями опознания образа принято считатьего вербализацию или адекватное реагирование на него. 4. Научение, проявляющееся в личностных особенностях к обучаемости и по виду информации или навыков, и по скорости, и по способу и т. д. 5. Память (имеются в виду ее различные виды, скорость консолидации, длительность, сохранение способности к воспроизведению и другие характеристики). 6. Мышление — «психическая деятельность, направленная на обобщенное и опосредованное познание объективной действительности путем раскрытия связей и отношений, существующих между познаваемыми предметами и явлениями» (К К Платонов. Вопросы психологии труда. — М: Медицина, 1970) в его различных формах: наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое с учетом скорости, креативности и других характеристик. 7. Свойства личности, что в современной психологии и психофизиологии имеет наиболее неоднозначную трактовку. Однако, как показал опыт психологического и физиологического обеспечения трудовой деятельности, чаще других оказываются достаточно существенными, т. е. влияющими на поведение человека и эффективность деятельности, нервно-психическая неустойчивость, личностная и реактивная тревожность, конформность, способность к психологической защите, а также специальные способности. И в-третьих, несомненную значимость имеют социальные и социально-психологические факторы. Из их числа наиболее важны следующие: ♦ полная или достаточная укомплектованность коллектива; ♦ профессиональная подготовленность специалистов; ♦ материально-техническая обеспеченность; ♦ налаженное эффективное управление; ♦ надежная связь (передача информации); ♦ межличностные отношения, благоприятный психологический климат в коллективе; ♦ сработанность коллектива; ♦ мотивация к деятельности. Таким образом, количество факторов, влияющих в большей или мены пени на профессиональную работоспособность, оказывается достаточно И для решения практических задач нет необходимости учитывать их все. ством профессиографического исследования устанавливаются професси значимые качества (ПЗК), т. е, такие показатели функционального сое которые количественно и качественно наиболее существенны для эффек ти деятельности на заданном уровне. Как правило, даже при использован торного анализа оказывается, что и для очень сложных видов деятельност ПЗК насчитывается от 5 до 7-10, хотя по сложившимся традициям (а в ленной степени из-за юридической перестраховки) порой используете* тельно большее количество показателей. Вместе с тем в реальной жизни i ются летчики с полноценным зрением только на один глаз, водители авто] ного транспорта с аномалиями цветового зрения и т. п. Организм человека обладает огромной способностью к викариированик vicarius — заменяющий, замещающий) — способности компенсировать у ные или ослабленные функции за счет других. Это обстоятельство дела* мягкими требования к показателям функционального состояния органи оценки профессионального здоровья, т. е. пригодности к тому или ино; профессиональной деятельности. Нередко для вынесения окончательного суждения используются испьп специальных тренажерах, на которых, по сути, исследуются прямые пои работоспособности. В целях поддержания профессионального здоровья, по существу, про нального долголетия, разработан комплекс мероприятий по сохранению i тяжении рабочей смены), восстановлению (за период отдыха) и повышен оказывается необходимым в экстремальных условиях) работоспособное мероприятия базируются на двух основных принципах: 1. предотвращение или устранение неблагоприятных сдвигов в орг развивающихся в процессе трудовой деятельности; 2. расширение функциональных резервов организма или повышение i ности их мобилизации. Естественно, что в такой комплекс входят мероприятия, проведение i реально в тех или иных конкретных условиях. В общем виде они включа ♦ режим труда и отдыха; ♦ оздоровительную и укрепляющую физическую культуру; ♦ рациональное питание; ♦ исключение или, по крайней мере, сведение до минимума вредных чек (никотин, алкоголь, психоактивные вещества); ♦ закаливание; ♦ ультрафиолетовое облучение; ♦ дополнительную витаминизацию; ♦ использование адаптогенов. К мероприятиям, применяемым в экстремальных условиях, относятся: ♦ дыхание кислородом при нормальном давлении; ♦ дыхание кислородом при повышенном давлении; ♦ воздействие импульсным электрическим током; ♦ применение электросна; ♦ использование фармакологических препаратов исключительно по назначению врача-физиолога (психофизиолога) и под его контролем. Понятие о профессиональном здоровье, как было отмечено выше, предполагает и устойчивость, резистентность организма специалиста к воздействию факторов и условий, связанных с конкретной профессиональной деятельностью. Вместе с тем трудно представить стопроцентную надежность такой устойчивости. Вот поэтому параллельно с проблемой профессионального здоровья всегда рассматривается и проблема профессионального нездоровья, или профессиональной патологии. Профессиональная патология — отрасль медицинской науки, изучающая влияние неблагоприятных условий труда на состояние здоровья человека. Предметом изучения профессиональной патологии является этиопатогенез, клиника, профилактика и терапия различных заболеваний, в развитии которых играют определенную роль профессиональные вредности (Большая медицинская энциклопедия. — 2-е изд. — Т, 26.— С. 1231). В профессиональной патологии выделяют, прежде всего, профессиональные болезни, т. е. заболевания, возникающие исключительно или преимущественно при воздействии на организм профессиональных вредностей. Профессиональный характер болезни проявляется в первую очередь в том, что она возникает исключительно при работе с данными вредностями или во много раз чаще, чем в иных условиях. Типичными примерами такой патологии может служить, в частности, кессонная болезнь, возникающая вследствие перепадов барометрического давления, или лучевая болезнь, развивающаяся в результате воздействия на организм человека ионизирующего излучения. Вместе с тем профессиональные вредности могут служить не только определяющим этиологическим фактором — они могут оказывать существенное влияние на возникновение, течение и исход обычных заболеваний. Общепринятой классификации профессиональных болезней не существует, но для практических целей удобна классификация по1 этиологическому принципу, т. е. заболевания, вызванные: ♦ положением тела во время работы и перенапряжением отдельных органов и систем; ♦ действием пыли; ♦ неблагоприятными метеорологическими условиями; ♦ ионизирующими излучениями; ♦ повышенным атмосферным давлением, шумом; ♦ вибрацией; ♦ ультра- и инфразвуком; ♦ токсическими веществами; ♦ инфекционными и паразитарными факторами и др. Постановка диагноза профессионального заболевания — очень сущ обстоятельство для заключения врачебно-трудовой экспертизы.
Профессиональная реабилитация В соответствии с концепцией здравоохранения, принятой в нашей стра лу мероприятий, направленных на сохранение и восстановление здоро) сится и реабилитация. Следует заметить, что этот термин, впервые возникший в юридичес тике (восстановление в правах, от лат. rehabilitatio — восстановление), 31 но расширил свое семантическое поле и применяется в различных облас веческой деятельности, что порождает определенные недоразумения и i четкую смысловую идентичность используемых определений. К настоящему времени накоплено очень много сведений относительна аспектов реабилитации в здравоохранении, хотя ряд принципиальных рассматривается не всегда однозначно. Представляется, что в интересах медицины, связанной с трудовой де^ тью человека, наиболее целесообразен профессиоцентрический подход проблеме, а профессиональную реабилитацию следует рассматривать i лексное понятие, касающееся лиц с утраченной полностью или наруше; тично работоспособностью, применительно к определенной професст альности) вследствие хронического или острого заболевания (професси го или неспецифического), в результате воздействия неблагоприятных > трудовой деятельности, а также истощающих нагрузок. К сожалению, нередко приходится сталкиваться с ситуацией, когда чело писывают» на работу после исчезновения соответствующей специфическо матики, но с далеко не полноценной профессиональной работоспособност Учитывая определения, данные на IX Совещании министров здравоо и социального обеспечения стран Восточной Европы, состоявшемся в Праге, а также во Втором отчете Комитета экспертов ВОЗ в 1969 г., наиб емлемой можно считать следующую формулировку: Профессиональная реабилитация есть система государственных, соииальн экономических, медицинских, профессиональных, педагогических, психол«и других мероприятий, направленных на восстановление или компенсации нарушенных функций организма, профессиональной работоспособности и социального статуса человека. Как известно, целенаправленные реабилитационные мероприятия от] но инвалидов стали проводится в конце Первой мировой войны, когда социальная необходимость трудоустройства большого количества пост] (главным образом в связи с утратой конечностей или зрения). Наиболее распространение эти мероприятия получили в Англии, но имели место и в России, хотя и в ограниченных масштабах. Они принципиально отличались от создания, например, так называемых «домов призрения», которые в различных вариантах известны человечеству очень давно. В медицине термин «реабилитация» впервые был использован применительно к больным туберкулезом, когда в 1946 г. в Вашингтоне состоялся конгресс по этой проблеме. Данное понятие в то время отражало преимущественно медицинские мероприятия, поэтому и возникает термин «медицинская реабилитация». Он получил широкое распространение, вошел во многие официальные документы, хотя против него было немало возражений. Если речь идет о реабилитации в широком, комплексном смысле этого слова, т. е. о профессиональной реабилитации, то, очевидно, по конкретной целевой направленности можно выделить ее следующие составные компоненты: 1. Восстановление физической работоспособности, т. е. функционального состояния всех физиологических систем, обеспечивающих двигательную активность, характерную для повседневных бытовых условий и профессиональной деятельности с полной компенсацией всех возможных сдвигов в состоянии внутренней среды организма. Критерии, по которым можно судить о физической работоспособности и, соответственно этому, об эффективности реабилитационных мероприятий, в настоящее время хорошо апробированы и стандартизированы. О них речь шла выше. 2. Нормализация психического статуса, т. е. состояния функций, составляющих основу психики: восприятия, уровня психической активности, эмоций, внимания, научения, памяти, психосоматических взаимоотношений (психомоторики и психовегетатики), речи, мышления, структуры личности, поведения, сознания и некоторых других. 3. Восстановление способности в повседневных условиях жизнедеятельности выполнять все бытовые акты в необходимом объеме. 4. Восстановление, а при невозможности — создание нового, приемлемого для данного конкретного человека положения в обществе, в семье, в коллективе или в социуме более крупного масштаба. 5. Восстановление всех знаний, навыков и умений, необходимых для осуществления на должном уровне профессиональной деятельности по ранее приобретенной специальности. В том случае, когда это в принципе оказывается невозможным, то параллельно с врачебно-трудовой экспертизой может решаться вопрос о выборе посильной трудовой деятельности. Теоретическую основу профессиональной реабилитации составляет ряд устоявшихся в психологии, физиологии и медицине концепций, к числу наиболее значимых из них относятся следующие: 1. Представления о функциональных резервах, резервных возможностях организма, механизмах их расширения и мобилизации, об их пределах. 2. Концепция функциональной системы, сформулированная академиком П. К. Анохиным; на ее основе профессиональную деятельность следует рас сматривать как системообразующий фактор, для достижения которого организм имеет несколько программ эфферентного возбуждения. 3. Взгляды о комплексном характере адаптации человека, всегда включающей в себя компоненты физиологической, психологической и социальной адаптации и реализуемой посредством как общих, неспецифических, так и сугубо специфических механизмов. Непосредственные причины снижения профессиональной работоспособности (следовательно, и ухудшения профессионального здоровья) весьма разнообразны. Они включают острые и хронические заболевания различного генеза, травмы, ранения, стрессовые ситуации, истощающие нагрузки, неблагоприятные социально-бытовые факторы и др. Таким образом, профессиональная реабилитация охватывает очень широкий спектр состояний человека, конкретная сущность которых требует определенной конкретной программы реабилитации, но практически всегда в большей или меньшей степени включающей комплекс следующих мероприятий: ♦ Медицинские мероприятия, часто обозначаемые как восстановительное лечение, а по существу — лечение всеми приемами и способами, проводимыми в стационарных, санаторных и амбулаторно-поликлинических учреждениях. ♦ Психологические мероприятия, преследующие психологическую подготовку больного (пострадавшего) к предстоящему лечению, а также реадаптацию к социальным, профессиональным и бытовым условиям. ♦ Педагогические мероприятия, или восстановительное обучение, т. е. восстановление утраченных профессиональных навыков путем специального целенаправленного обучения. Как известно, такое обучение оказывается необходимым даже после длительного перерыва в работе, связанного с отпуском. ♦ Технические мероприятия — использование приспособлений различной сложности, основанных на разных технических принципах, для восстановления функциональной полноценности специалиста или улучшения эргономических характеристик рабочего места. ♦ Правовые мероприятия, устанавливающие организационные нормы, права, обязанности и ответственность соответствующих должностных лиц, в известной степени — льготы для реабилитируемых и реабилитированных. Очень важным положением, которое порой в решающей степени определяет эффективность реабилитации, является комплексность и преемственность проводимых мероприятий на всех этапах реабилитации. Выделяют такие этапы: 1. Этап специализированного стационара, куда больные и пострадавшие попадают как в плановом порядке, так и в порядке оказания неотложной помощи. Именно здесь вместе с проведением соответствующего лечения должна быть, в принципе, сформирована и зафиксирована программа реабилитации в целом. Следует иметь в виду, что нередко контроль за реализацией этой программы осуществляется самим больным, а потому он должен быть информирован по всем соответствующим вопросам в необходимом объеме. 2. Этап реабшитациопного отделения (учреждения), где в максимальном объеме сконцентрированы средства и способы, применение которых позволит довести пациента до санаторного или амбулаторного этапов. 3. Этап санаторно-курортного учреждения реабилитационной направленности. 4. Амбулаторно-поликлинический этап, который может занимать очень значительный промежуток времени даже после восстановления трудоспособности. Этот этап, помимо непосредственно реабилитационных мероприятий, включает также и необходимые контрольные исследования. Проведение реабилитационные мероприятий при чрезвычайно большом разнообразии их конкретных форм должно соответствовать ряду принципов. Важнейшие из них следующие: ♦ Раннее начало, практически с самого начала лечения, которое должно учитывать конечную цель реабилитации, т. е. с самого начала это должно быть восстановительное лечение, вопреки бытующему мнению, что реабилитация должна начинаться после выздоровления. ♦ Принцип комплексного характера реабилитационных мероприятий с учетом всех поставленных задач. Это достигается за счет участия в данном процессе медицинских работников, психологов, педагогов, социологов, представителей руководства, органов социальной защиты, профсоюза, юристов, членов семьи, трудового коллектива. Деятельность этих специалистов и представителей может быть скоординирована только лечащим врачом. ♦ Принцип индивидуализации системы реабилитационных мероприятий (учитывается пол, возраст, личностные особенности, причины снижения работоспособности, характер профессиональной деятельности). ♦ Принцип осуществления реабилитации в коллективе больных или в своем трудовом коллективе, что морально переносится легче, а по эффективности оказывается выше. ♦ Принцип непрерывного поэтапного проведения всех реабилитационных мероприятий в соответствии с описанными выше этапами в той или иной последовательности в зависимости от характера заболеваний и реальных организационных возможностей. ♦ Возвращение больного (пораженного) к активному социально значимому труду (принцип восстановления профессиональной работоспособности). Конкретные программы реабилитации разрабатываются для решения специальных профессиональных вопросов и проводятся в первую очередь медиками и психологами.
Контрольные вопросы 1. Раскройте понятие «профессиональное здоровье». 2. Какие факторы влияют на профессиональную работоспособность? 3. Дайте определение профессиональной реабилитации, назовите ее принципы, методы, этапы.
Литература 1. Виноградов М. И. Физиология трудовых процессов. — М.: Медицина, 1966. 2. Леман Г. Практическая физиология труда. — М.: Медицина, 1967. 3. Руководство по физиологии труда / Под ред. 3. М. Золиной и Н. Ф. Изме-рова. — М.: Медицина, 1983. 4. Шеррер Ж. Физиология труда (Эргономия) / Под ред. 3. М. Золиной — М.: Медицина, 1973. Глава 23 ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА
Задумывались ли вы о том, насколько хрупка человеческая жизнь? Параметры условий, в которых организм человека может нормально функционировать, весьма ограниченны. Достаточно повысить или понизить температуру тела всего на 1 градус, как человек начинает чувствовать себя некомфортно. Обычно это состояние принято называть болезненным, поскольку в обычных условиях в большинстве случаев подобное явление обусловлено болезнью организма. Однако если изменить температуру тела уже на 5-6 градусов, то могут начаться необратимые процессы, приводящие к гибели человеческого организма. Аналогично температурным режимам другие параметры внешней среды имеют незначительный интервал изменения характеристик, в рамках которых человеческий организм может нормально функционировать. На протяжении всей своей жизни человек постоянно сталкивается с ситуациями, грозящими ему гибелью. Одни обусловлены природными явлениями, другие возникают при неразумной деятельности или поведении самого человека. Тем не менее человек живет, действует и созидает, несмотря на хрупкость своего организма. Что же позволяет ему выжить? Можно говорить о разных факторах, обусловливающих выживание человека как биологического вида, но все они связаны, с одной стороны, со способностью организма регулировать параметры внутренней среды, а с другой — со способностью человека опосредованно отражать объективную действительность. Только хорошо развитая нервная система и такой феномен, как психика, определяют возможность выживания человека в целом как вида. Внешние факторы, несущие в себе угрозу жизни человека, могут быть различного происхождения. Их проявление и сочетание во многом определены условиями, в которых протекает деятельность человека. Рассмотрим более подробно основные факторы, обусловливающие возникновение реальной угрозы для жизни, и особенности некоторых видов деятельности человека, которые предполагают возможность возникновения такой угрозы.
Обшая характеристика и классификация экстремальных условий деятельности Деятельность человека всегда осуществляется в определенных условиях внешней среды. Все условия деятельности, в зависимости от выраженности угрозы для жизни человека, можно разделить на три категории: обычные (или нормальные), особые и экстремальные. Следует отметить, что существует много различных подходов к построению классификаций условий внешней среды и деятельности. Все они относительны и, как правило, построены на каком-то одном или нескольких внешних показателях среды. Приведенная выше классификация также весьма условна, поскольку среда обитания человека чрезвычайно динамична, и даже самые обычные, на первый взгляд, условия деятельности внезапно могут превратиться в экстремальную ситуацию. Тем не менее данная классификация опирается на вполне объективные критерии и потому может считаться наиболее общей классификацией условий деятельности человека. К критериям, которые легли в основу данной классификации, относятся: степень нервно-психического напряжения, сопровождающего выполнение деятельности, или адаптацию к изменившимся условиям деятельности, а также степень выраженности реальной витальной угрозы. Даже самая простая деятельность сопровождается определенным уровнем нервно-психического напряжения. Это обусловлено тем, что на человека всегда воздействует множество раздражителей внешней среды. Данное явление было названо П. К. Анохиным обстановочной афферентацией. Организм учитывает эти раздражители и отвечает на них определенной реакцией, что обеспечивает его сохранность и целостность. На одни внешние воздействия организм отвечает привычной, свойственной ему ответной реакцией. Такие реакции принято называть специфическими. На другие, необычные или непривычные воздействия, организм отвечает неспецифической реакцией, которая, как правило, сопровождается напряжением всех механизмов регуляции и мобилизации энергетических ресурсов. Это происходит потому, что организм не знает, как реагировать на незнакомый раздражитель. Ему необходимо время, чтобы сформировать адекватную реакцию на незнакомое внешнее воздействие. Вполне вероятно, что первые ответы организма будут неправильными, ошибочными. И ему придется неоднократно начинать с начала, пока не будет найдена или сформирована адекватная ответная реакция. Каждая новая попытка будет сопровождаться все более высоким уровнем напряжения регуляторных механизмов и приводить к значительной трате энергии. Поэтому чем более сложны условия деятельности, тем больше незнакомых или неспецифических факторов воздействуют на живой организм и тем выше уровень нервно-психического напряжения. Возвращаясь к вышеприведенной классификации условий деятельности, следует отметить: рассматриваемые в ней условия деятельности действительно различаются по степени нервно-психической напряженности. Наименьший уровень напряженности свойствен обычным условиям деятельности, поскольку они привычны. Наивысший уровень напряжения характерен для экстремальных условий деятельности, так как в этих условиях на человека воздействует целый комплекс необычных для него раздражителей внешней среды.
Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 425; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |