Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Все галлюциногены производят непредсказуемое, но всегда негативное действие. 13 страница





Глава 22

РАБОТОСПОСОБНОСТЬ КАК КРИТЕРИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ

 

 

Понятие профессионального здоровья

Абсолютных критериев здоровья и болезни нет, стало быть, нет и четкой однознач­ной границы между этими двумя состояниями. Однако практика вполне обосно­ванно требует проводить эту границу условно, руководствуясь главным образом социальными обстоятельствами.

Практика медицинского освидетельствования при отборе для определенных видов профессиональной деятельности свидетельствует, что окончательный вы­вод в этой ситуации звучит так: «По состоянию здоровья — годен (не годен)». Общеизвестно, что требования, которые определяют такой вывод, могут разли­чаться в степени весьма значительной как качественно, так и количественно. Вот поэтому два человека после посещения обычной районной поликлиники могут быть оценены как практически здоровые люди, однако после прохождения, напри­мер, врачебно-летной комиссии один из них может быть признан годным, а вто­рой не годным по состоянию здоровья к летной деятельности.

В повседневной жизни такие обстоятельства встречаются достаточно часто, что и обусловило появление такого понятия, как профессиональное здоровье.

Под профессиональным здоровьем принято понимать интегральную характеристику функционального состояния организма человека по физическим и психическим показателям с иелью оиенки его способности к определенной профессиональной деятельности с заданными эффективностью и продолжительностью на протяжении заданного периода жизни, а также устойчивость к неблагоприятным факторам, сопровождающим эту деятельность.

Отсюда следует, что главным показателем профессионального здоровья явля­ется работоспособность, отражающая указанные возможности человека. Вместе с тем, несмотря на широкое распространение и употребление этого термина, не­обходимой однозначности в его понимании нет. Прежде всего следует обратить внимание на принципиальное семантическое отличие от таких понятий, как тру­доспособность, используемое во врачебно-трудовой экспертизе и отражающее спо­собность к труду (без четкой его конкретизации), зависящую от состояния здоро­вья работника, а также дееспособность как юридически правовое понятие.

Используется как нормативный термин работоспособность человека-операто­ра — свойство,-определяемое состоянием физиологических и психических функ­ций, характеризующее его способность выполнять определенную работу с требу­


емым качеством в течение заданного интервала времени (ГОСТ 26387-84). В этом определении обращает на себя внимание некоторое противоречие между способ­ностью и заданными параметрами деятельности. Достаточно очевидно, что они могут оказаться ниже уровня способности человека, а потому не отражают потен­циальные возможности человека.

Более последовательным и логичным представляется подход немецкого физио­лога труда Г. Лемана;

Работоспособность представляет собой тот максимум работы, который в состоянии выполнить человек [2].

Это определение может быть развернуто до более конкретного понятия — про­фессиональная работоспособность.

Профессиональная работоспособность— максимально возможная эффективность деятельности специалиста (т. е. максимально возможная производительность), обусловленная функциональным состоянием его организма с учетом ее физиологической стоимости.

При этом под физиологической стоимостью работы (ФСР) принято понимать величину затраченных физических и психических резервов организма в процессе деятельности. Для характеристики ФСР обычно используют два обобщенных показателя: уровень энерготрат за период работы и выраженность утомления к концу деятельности.

Таким образом, понятие «профессиональная работоспособность» связывает в естественный комплекс функциональное состояние организма, его изменения при том или ином виде деятельности, физиологическую и психологическую цену этой деятельности, эффективность профессиональной деятельности и, следовательно, психическое, физическое и социальное благополучие.

Отсюда следует, что ведущим критерием, показателем профессионального здо­ровья может быть только профессиональная работоспособность.

 

Факторы профессиональной работоспособности

Представляется весьма актуальным конкретизировать факторы профессиональ­ной работоспособности. Накопленный опыт психофизиологического обеспечения различных видов профессиональной деятельности в обычных и экстремальных условиях свидетельствует о целесообразности выделения трех групп факторов.

Во-первых, это физический статус, нередко обозначаемый как физическая работоспособность. Ведущими здесь являются следующие показатели:

1. Физическое развитие, т. е. антропометрические данные — рост, масса, объем грудной клетки, живота, жизненная емкость легких и ряд других.

2. Физическая подготовленность — сила (в ее различных разновидностях), быстрота (ранее обозначаемая как скорость), выносливость, координиро-ванность.

3. Показатели вегетативного обеспечения физической деятельности. Наибо­лее распространенные, имеющие международные стандарты, — это аэроб­ная производительность, оцениваемая по максимальному поглощению


кислорода (МПК), анаэробная производительность, определяемая по мак­симальному кислородному долгу (МКД), и тест PWC170 (аббревиатура от английского Physical Working Capacity — физическая работоспособность).

Во-вторых, это показатели психического статуса (нередко обозначаемого как умственная работоспособность). К ним в первую очередь относят:

1. Степень адекватности состояния психической активности (континуум от состояния функционального покоя до психоэмоционального стресса) при­менительно к определенным конкретным условиям.

2. Характеристики внимания: активность, направленность, широта, переклю-чаемость, концентрация, устойчивость.

3. Восприятие как совокупность процессов, в результате которых формирует­ся субъективная (идеальная) модель объективно существующей реальной действительности и которые заканчиваются опознанием (распознанием) этого образа. Критериями опознания образа принято считатьего вербали­зацию или адекватное реагирование на него.

4. Научение, проявляющееся в личностных особенностях к обучаемости и по виду информации или навыков, и по скорости, и по способу и т. д.

5. Память (имеются в виду ее различные виды, скорость консолидации, дли­тельность, сохранение способности к воспроизведению и другие характери­стики).

6. Мышление — «психическая деятельность, направленная на обобщенное и опосредованное познание объективной действительности путем раскрытия связей и отношений, существующих между познаваемыми предметами и яв­лениями» (К К Платонов. Вопросы психологии труда. — М: Медицина, 1970) в его различных формах: наглядно-действенное, наглядно-образное, абстракт­но-логическое с учетом скорости, креативности и других характеристик.

7. Свойства личности, что в современной психологии и психофизиологии имеет наиболее неоднозначную трактовку. Однако, как показал опыт пси­хологического и физиологического обеспечения трудовой деятельности, чаще других оказываются достаточно существенными, т. е. влияющими на поведение человека и эффективность деятельности, нервно-психическая неустойчивость, личностная и реактивная тревожность, конформность, спо­собность к психологической защите, а также специальные способности.

И в-третьих, несомненную значимость имеют социальные и социально-психо­логические факторы. Из их числа наиболее важны следующие:

♦ полная или достаточная укомплектованность коллектива;

♦ профессиональная подготовленность специалистов;

♦ материально-техническая обеспеченность;

♦ налаженное эффективное управление;

♦ надежная связь (передача информации);

♦ межличностные отношения, благоприятный психологический климат в коллективе;


♦ сработанность коллектива;

♦ мотивация к деятельности.

Таким образом, количество факторов, влияющих в большей или мены пени на профессиональную работоспособность, оказывается достаточно И для решения практических задач нет необходимости учитывать их все. ством профессиографического исследования устанавливаются професси значимые качества (ПЗК), т. е, такие показатели функционального сое которые количественно и качественно наиболее существенны для эффек ти деятельности на заданном уровне. Как правило, даже при использован торного анализа оказывается, что и для очень сложных видов деятельност ПЗК насчитывается от 5 до 7-10, хотя по сложившимся традициям (а в ленной степени из-за юридической перестраховки) порой используете* тельно большее количество показателей. Вместе с тем в реальной жизни i ются летчики с полноценным зрением только на один глаз, водители авто] ного транспорта с аномалиями цветового зрения и т. п.

Организм человека обладает огромной способностью к викариированик vicarius — заменяющий, замещающий) — способности компенсировать у ные или ослабленные функции за счет других. Это обстоятельство дела* мягкими требования к показателям функционального состояния органи оценки профессионального здоровья, т. е. пригодности к тому или ино; профессиональной деятельности.

Нередко для вынесения окончательного суждения используются испьп специальных тренажерах, на которых, по сути, исследуются прямые пои работоспособности.

В целях поддержания профессионального здоровья, по существу, про нального долголетия, разработан комплекс мероприятий по сохранению i тяжении рабочей смены), восстановлению (за период отдыха) и повышен оказывается необходимым в экстремальных условиях) работоспособное мероприятия базируются на двух основных принципах:

1. предотвращение или устранение неблагоприятных сдвигов в орг развивающихся в процессе трудовой деятельности;

2. расширение функциональных резервов организма или повышение i ности их мобилизации.

Естественно, что в такой комплекс входят мероприятия, проведение i реально в тех или иных конкретных условиях. В общем виде они включа

♦ режим труда и отдыха;

♦ оздоровительную и укрепляющую физическую культуру;

♦ рациональное питание;

♦ исключение или, по крайней мере, сведение до минимума вредных чек (никотин, алкоголь, психоактивные вещества);

♦ закаливание;

♦ ультрафиолетовое облучение;


♦ дополнительную витаминизацию;

♦ использование адаптогенов.

К мероприятиям, применяемым в экстремальных условиях, относятся:

♦ дыхание кислородом при нормальном давлении;

♦ дыхание кислородом при повышенном давлении;

♦ воздействие импульсным электрическим током;

♦ применение электросна;

♦ использование фармакологических препаратов исключительно по назначе­нию врача-физиолога (психофизиолога) и под его контролем.

Понятие о профессиональном здоровье, как было отмечено выше, предполага­ет и устойчивость, резистентность организма специалиста к воздействию факто­ров и условий, связанных с конкретной профессиональной деятельностью. Вмес­те с тем трудно представить стопроцентную надежность такой устойчивости. Вот поэтому параллельно с проблемой профессионального здоровья всегда рассмат­ривается и проблема профессионального нездоровья, или профессиональной па­тологии.

Профессиональная патология — отрасль медицинской науки, изучающая влияние неблагоприятных условий труда на состояние здоровья человека. Предметом изучения профессиональной патологии является этиопатогенез, клиника, профилактика и терапия различных заболеваний, в развитии которых играют определенную роль профессиональные вредности (Большая медицинская энциклопедия. — 2-е изд. — Т, 26.— С. 1231).

В профессиональной патологии выделяют, прежде всего, профессиональные болезни, т. е. заболевания, возникающие исключительно или преимущественно при воздействии на организм профессиональных вредностей.

Профессиональный характер болезни проявляется в первую очередь в том, что она возникает исключительно при работе с данными вредностями или во много раз чаще, чем в иных условиях. Типичными примерами такой патологии может служить, в частности, кессонная болезнь, возникающая вследствие перепадов ба­рометрического давления, или лучевая болезнь, развивающаяся в результате воз­действия на организм человека ионизирующего излучения.

Вместе с тем профессиональные вредности могут служить не только опреде­ляющим этиологическим фактором — они могут оказывать существенное влияние на возникновение, течение и исход обычных заболеваний.

Общепринятой классификации профессиональных болезней не существует, но для практических целей удобна классификация по1 этиологическому принципу, т. е. заболевания, вызванные:

♦ положением тела во время работы и перенапряжением отдельных органов и систем;

♦ действием пыли;

♦ неблагоприятными метеорологическими условиями;

♦ ионизирующими излучениями;

♦ повышенным атмосферным давлением, шумом;


♦ вибрацией;

♦ ультра- и инфразвуком;

♦ токсическими веществами;

♦ инфекционными и паразитарными факторами и др.

Постановка диагноза профессионального заболевания — очень сущ обстоятельство для заключения врачебно-трудовой экспертизы.

 

Профессиональная реабилитация

В соответствии с концепцией здравоохранения, принятой в нашей стра лу мероприятий, направленных на сохранение и восстановление здоро) сится и реабилитация.

Следует заметить, что этот термин, впервые возникший в юридичес тике (восстановление в правах, от лат. rehabilitatio — восстановление), 31 но расширил свое семантическое поле и применяется в различных облас веческой деятельности, что порождает определенные недоразумения и i четкую смысловую идентичность используемых определений.

К настоящему времени накоплено очень много сведений относительна аспектов реабилитации в здравоохранении, хотя ряд принципиальных рассматривается не всегда однозначно.

Представляется, что в интересах медицины, связанной с трудовой де^ тью человека, наиболее целесообразен профессиоцентрический подход проблеме, а профессиональную реабилитацию следует рассматривать i лексное понятие, касающееся лиц с утраченной полностью или наруше; тично работоспособностью, применительно к определенной професст альности) вследствие хронического или острого заболевания (професси го или неспецифического), в результате воздействия неблагоприятных > трудовой деятельности, а также истощающих нагрузок.

К сожалению, нередко приходится сталкиваться с ситуацией, когда чело писывают» на работу после исчезновения соответствующей специфическо матики, но с далеко не полноценной профессиональной работоспособност

Учитывая определения, данные на IX Совещании министров здравоо и социального обеспечения стран Восточной Европы, состоявшемся в Праге, а также во Втором отчете Комитета экспертов ВОЗ в 1969 г., наиб емлемой можно считать следующую формулировку:

Профессиональная реабилитация есть система государственных, соииальн экономических, медицинских, профессиональных, педагогических, психол«и других мероприятий, направленных на восстановление или компенсации нарушенных функций организма, профессиональной работоспособности и социального статуса человека.

Как известно, целенаправленные реабилитационные мероприятия от] но инвалидов стали проводится в конце Первой мировой войны, когда социальная необходимость трудоустройства большого количества пост] (главным образом в связи с утратой конечностей или зрения). Наиболее


распространение эти мероприятия получили в Англии, но имели место и в Рос­сии, хотя и в ограниченных масштабах. Они принципиально отличались от созда­ния, например, так называемых «домов призрения», которые в различных вари­антах известны человечеству очень давно.

В медицине термин «реабилитация» впервые был использован применитель­но к больным туберкулезом, когда в 1946 г. в Вашингтоне состоялся конгресс по этой проблеме. Данное понятие в то время отражало преимущественно медицин­ские мероприятия, поэтому и возникает термин «медицинская реабилитация». Он получил широкое распространение, вошел во многие официальные документы, хотя против него было немало возражений.

Если речь идет о реабилитации в широком, комплексном смысле этого слова, т. е. о профессиональной реабилитации, то, очевидно, по конкретной целевой на­правленности можно выделить ее следующие составные компоненты:

1. Восстановление физической работоспособности, т. е. функционального со­стояния всех физиологических систем, обеспечивающих двигательную ак­тивность, характерную для повседневных бытовых условий и профессио­нальной деятельности с полной компенсацией всех возможных сдвигов в состоянии внутренней среды организма. Критерии, по которым можно су­дить о физической работоспособности и, соответственно этому, об эффек­тивности реабилитационных мероприятий, в настоящее время хорошо ап­робированы и стандартизированы. О них речь шла выше.

2. Нормализация психического статуса, т. е. состояния функций, составляю­щих основу психики: восприятия, уровня психической активности, эмоций, внимания, научения, памяти, психосоматических взаимоотношений (пси­хомоторики и психовегетатики), речи, мышления, структуры личности, поведения, сознания и некоторых других.

3. Восстановление способности в повседневных условиях жизнедеятельнос­ти выполнять все бытовые акты в необходимом объеме.

4. Восстановление, а при невозможности — создание нового, приемлемого для данного конкретного человека положения в обществе, в семье, в коллекти­ве или в социуме более крупного масштаба.

5. Восстановление всех знаний, навыков и умений, необходимых для осуще­ствления на должном уровне профессиональной деятельности по ранее при­обретенной специальности. В том случае, когда это в принципе оказывает­ся невозможным, то параллельно с врачебно-трудовой экспертизой может решаться вопрос о выборе посильной трудовой деятельности.

Теоретическую основу профессиональной реабилитации составляет ряд усто­явшихся в психологии, физиологии и медицине концепций, к числу наиболее зна­чимых из них относятся следующие:

1. Представления о функциональных резервах, резервных возможностях орга­низма, механизмах их расширения и мобилизации, об их пределах.

2. Концепция функциональной системы, сформулированная академиком П. К. Анохиным; на ее основе профессиональную деятельность следует рас­


сматривать как системообразующий фактор, для достижения которого орга­низм имеет несколько программ эфферентного возбуждения. 3. Взгляды о комплексном характере адаптации человека, всегда включающей в себя компоненты физиологической, психологической и социальной адап­тации и реализуемой посредством как общих, неспецифических, так и су­губо специфических механизмов.

Непосредственные причины снижения профессиональной работоспособности (следовательно, и ухудшения профессионального здоровья) весьма разнообразны. Они включают острые и хронические заболевания различного генеза, травмы, ранения, стрессовые ситуации, истощающие нагрузки, неблагоприятные социаль­но-бытовые факторы и др.

Таким образом, профессиональная реабилитация охватывает очень широкий спектр состояний человека, конкретная сущность которых требует определенной конкретной программы реабилитации, но практически всегда в большей или мень­шей степени включающей комплекс следующих мероприятий:

♦ Медицинские мероприятия, часто обозначаемые как восстановительное лечение, а по существу — лечение всеми приемами и способами, проводи­мыми в стационарных, санаторных и амбулаторно-поликлинических уч­реждениях.

♦ Психологические мероприятия, преследующие психологическую подготов­ку больного (пострадавшего) к предстоящему лечению, а также реадапта­цию к социальным, профессиональным и бытовым условиям.

♦ Педагогические мероприятия, или восстановительное обучение, т. е. восста­новление утраченных профессиональных навыков путем специального целе­направленного обучения. Как известно, такое обучение оказывается необхо­димым даже после длительного перерыва в работе, связанного с отпуском.

♦ Технические мероприятия — использование приспособлений различной сложности, основанных на разных технических принципах, для восстанов­ления функциональной полноценности специалиста или улучшения эрго­номических характеристик рабочего места.

♦ Правовые мероприятия, устанавливающие организационные нормы, права, обязанности и ответственность соответствующих должностных лиц, в из­вестной степени — льготы для реабилитируемых и реабилитированных.

Очень важным положением, которое порой в решающей степени определяет эффективность реабилитации, является комплексность и преемственность прово­димых мероприятий на всех этапах реабилитации. Выделяют такие этапы:

1. Этап специализированного стационара, куда больные и пострадавшие попа­дают как в плановом порядке, так и в порядке оказания неотложной помо­щи. Именно здесь вместе с проведением соответствующего лечения долж­на быть, в принципе, сформирована и зафиксирована программа реабили­тации в целом. Следует иметь в виду, что нередко контроль за реализацией этой программы осуществляется самим больным, а потому он должен быть информирован по всем соответствующим вопросам в необходимом объеме.


2. Этап реабшитациопного отделения (учреждения), где в максимальном объеме сконцентрированы средства и способы, применение которых позво­лит довести пациента до санаторного или амбулаторного этапов.

3. Этап санаторно-курортного учреждения реабилитационной направленно­сти.

4. Амбулаторно-поликлинический этап, который может занимать очень значи­тельный промежуток времени даже после восстановления трудоспособно­сти. Этот этап, помимо непосредственно реабилитационных мероприятий, включает также и необходимые контрольные исследования.

Проведение реабилитационные мероприятий при чрезвычайно большом раз­нообразии их конкретных форм должно соответствовать ряду принципов. Важней­шие из них следующие:

♦ Раннее начало, практически с самого начала лечения, которое должно учи­тывать конечную цель реабилитации, т. е. с самого начала это должно быть восстановительное лечение, вопреки бытующему мнению, что реабилита­ция должна начинаться после выздоровления.

♦ Принцип комплексного характера реабилитационных мероприятий с учетом всех поставленных задач. Это достигается за счет участия в данном процессе медицинских работников, психологов, педагогов, социологов, представите­лей руководства, органов социальной защиты, профсоюза, юристов, членов семьи, трудового коллектива. Деятельность этих специалистов и представи­телей может быть скоординирована только лечащим врачом.

♦ Принцип индивидуализации системы реабилитационных мероприятий (учи­тывается пол, возраст, личностные особенности, причины снижения рабо­тоспособности, характер профессиональной деятельности).

♦ Принцип осуществления реабилитации в коллективе больных или в своем трудовом коллективе, что морально переносится легче, а по эффективнос­ти оказывается выше.

♦ Принцип непрерывного поэтапного проведения всех реабилитационных мероприятий в соответствии с описанными выше этапами в той или иной последовательности в зависимости от характера заболеваний и реальных организационных возможностей.

♦ Возвращение больного (пораженного) к активному социально значимому труду (принцип восстановления профессиональной работоспособности).

Конкретные программы реабилитации разрабатываются для решения специ­альных профессиональных вопросов и проводятся в первую очередь медиками и психологами.

 

Контрольные вопросы

1. Раскройте понятие «профессиональное здоровье».

2. Какие факторы влияют на профессиональную работоспособность?


3. Дайте определение профессиональной реабилитации, назовите ее принци­пы, методы, этапы.

 

Литература

1. Виноградов М. И. Физиология трудовых процессов. — М.: Медицина, 1966.

2. Леман Г. Практическая физиология труда. — М.: Медицина, 1967.

3. Руководство по физиологии труда / Под ред. 3. М. Золиной и Н. Ф. Изме-рова. — М.: Медицина, 1983.

4. Шеррер Ж. Физиология труда (Эргономия) / Под ред. 3. М. Золиной — М.: Медицина, 1973.


Глава 23

ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА

 

Задумывались ли вы о том, насколько хрупка человеческая жизнь? Параметры условий, в которых организм человека может нормально функционировать, весь­ма ограниченны. Достаточно повысить или понизить температуру тела всего на 1 градус, как человек начинает чувствовать себя некомфортно. Обычно это состо­яние принято называть болезненным, поскольку в обычных условиях в большин­стве случаев подобное явление обусловлено болезнью организма. Однако если изменить температуру тела уже на 5-6 градусов, то могут начаться необратимые процессы, приводящие к гибели человеческого организма.

Аналогично температурным режимам другие параметры внешней среды имеют незначительный интервал изменения характеристик, в рамках которых человече­ский организм может нормально функционировать. На протяжении всей своей жиз­ни человек постоянно сталкивается с ситуациями, грозящими ему гибелью. Одни обусловлены природными явлениями, другие возникают при неразумной деятель­ности или поведении самого человека. Тем не менее человек живет, действует и созидает, несмотря на хрупкость своего организма. Что же позволяет ему выжить?

Можно говорить о разных факторах, обусловливающих выживание человека как биологического вида, но все они связаны, с одной стороны, со способностью организма регулировать параметры внутренней среды, а с другой — со способно­стью человека опосредованно отражать объективную действительность. Только хорошо развитая нервная система и такой феномен, как психика, определяют воз­можность выживания человека в целом как вида.

Внешние факторы, несущие в себе угрозу жизни человека, могут быть различ­ного происхождения. Их проявление и сочетание во многом определены услови­ями, в которых протекает деятельность человека. Рассмотрим более подробно ос­новные факторы, обусловливающие возникновение реальной угрозы для жизни, и особенности некоторых видов деятельности человека, которые предполагают возможность возникновения такой угрозы.

 

Обшая характеристика и классификация экстремальных условий деятельности

Деятельность человека всегда осуществляется в определенных условиях внешней среды. Все условия деятельности, в зависимости от выраженности угрозы для


жизни человека, можно разделить на три категории: обычные (или нормальные), особые и экстремальные.

Следует отметить, что существует много различных подходов к построению классификаций условий внешней среды и деятельности. Все они относительны и, как правило, построены на каком-то одном или нескольких внешних показателях среды. Приведенная выше классификация также весьма условна, поскольку сре­да обитания человека чрезвычайно динамична, и даже самые обычные, на первый взгляд, условия деятельности внезапно могут превратиться в экстремальную си­туацию. Тем не менее данная классификация опирается на вполне объективные критерии и потому может считаться наиболее общей классификацией условий деятельности человека.

К критериям, которые легли в основу данной классификации, относятся: сте­пень нервно-психического напряжения, сопровождающего выполнение деятельно­сти, или адаптацию к изменившимся условиям деятельности, а также степень выраженности реальной витальной угрозы.

Даже самая простая деятельность сопровождается определенным уровнем нервно-психического напряжения. Это обусловлено тем, что на человека всегда воздействует множество раздражителей внешней среды. Данное явление было на­звано П. К. Анохиным обстановочной афферентацией. Организм учитывает эти раздражители и отвечает на них определенной реакцией, что обеспечивает его сохранность и целостность. На одни внешние воздействия организм отвечает при­вычной, свойственной ему ответной реакцией. Такие реакции принято называть специфическими. На другие, необычные или непривычные воздействия, организм отвечает неспецифической реакцией, которая, как правило, сопровождается на­пряжением всех механизмов регуляции и мобилизации энергетических ресур­сов. Это происходит потому, что организм не знает, как реагировать на незнако­мый раздражитель. Ему необходимо время, чтобы сформировать адекватную ре­акцию на незнакомое внешнее воздействие. Вполне вероятно, что первые ответы организма будут неправильными, ошибочными. И ему придется неоднократно начинать с начала, пока не будет найдена или сформирована адекватная ответная реакция. Каждая новая попытка будет сопровождаться все более высоким уров­нем напряжения регуляторных механизмов и приводить к значительной трате энергии. Поэтому чем более сложны условия деятельности, тем больше незнако­мых или неспецифических факторов воздействуют на живой организм и тем выше уровень нервно-психического напряжения.

Возвращаясь к вышеприведенной классификации условий деятельности, сле­дует отметить: рассматриваемые в ней условия деятельности действительно раз­личаются по степени нервно-психической напряженности. Наименьший уровень напряженности свойствен обычным условиям деятельности, поскольку они при­вычны. Наивысший уровень напряжения характерен для экстремальных условий деятельности, так как в этих условиях на человека воздействует целый комплекс необычных для него раздражителей внешней среды.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 394; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.069 сек.