КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Все галлюциногены производят непредсказуемое, но всегда негативное действие. 12 страница
Крупный вклад в изучение проблемы стресса был внесен канадским врачом и биологом Гансом Селье. Он открыл феномен неспецифической реакции организма в ответ на разнообразные специфические повреждающие воздействия. Автор назвал этот феномен общим (генерализованным) адаптационным синдромом, под которым понимал усиление приспосабливаемости организма к изменившимся условиям. Селье считал, что на воздействия разного рода (температурные, инфекционные, механические, потеря крови, усталость и др.) организм отвечает неким общим, однотипным физиологическим процессом вне зависимости от того, какой именно раздражитель действует на него в данный момент. С помощью этого процесса организм мобилизует себя на самозащиту, на адаптацию к новой ситуации. В его основе лежит гормональная реакция: выделение в кровь с определенной закономерностью гормонов гипофиза и коры надпочечников прежде всего. Под воздействием гормонов усиливается иммунитет. Селье не отрицал ведущего значения высших отделов нервной системы при стрессе (психики), однако сам непосредственно не изучал эту проблему. Начало интенсивной разработки проблемы стресса относится ко второй половине XX в. В зависимости от характера внешних воздействий в настоящее время принято различать физиологический и психологический стресс. О физиологическом стрессе можно говорить, когда имеет место негативное воздействие на органы и ткани организма. Характерной особенностью его является боль. Субъективное чувство боли — это основная форма участия центральной нервной системы в этом виде стресса. Физиологический стресс особенно обстоятельно изучается в медицине. Он был и остается основным предметом внимания в научной школе Г. Селье. Психологический (эмоциональный, второсигнальный) стресс — это та разновидность континуума стрессовых состояний, которые в значительной части следует отнести к области отрицательных и положительных чувств и эмоций. Видов и форм проявления психологического стресса бесконечно много, так как они обусловлены личностными качествами человека, его прошлым опытом, особенностями воспитания и образования и т. д. Можно сказать, что это самая обширная и трудная область исследования стрессовых состояний. До настоящего времени нет общепринятого понимания термина «психологический стресс». Обычно его связывают с таким видом психической напряженности, который возникает у человека под влиянием эмоциональных, мотивационных и интеллектуальных стрессоров (причин, приводящих к состоянию стресса); иначе говоря, в условиях деятельности, связанных с большими умственными перегрузками, с необходимостью быстрого отыскания решений, помехами, неудачами, реальной опасностью, повышенной ответственностью за выполняемую работу и т. д. В более общей форме можно сказать, что психологический стресс создается факторами, носящими характер угрозы или помехи. В настоящее время существует немало профессий, для которых стресс если и не хроническое явление, то, во всяком случае, вероятность его возникновения весьма велика. В этом смысле не требуют особого пояснения профессии космонавта, летчика, авиадиспетчера, оператора атомных электростанций и др. Любопытны данные социологических исследований, проведенных во Франции. В этой стране в число наиболее стрессогенных попали профессии авиадиспетчера, машиниста поезда, преподавателя в школе, продавца в супермаркете, официанта. Среди мест службы, наибе;ее опасных для жизни, на первое место вышла финансовая биржа. Оказалось, что инфаркты и инсульты здесь во много раз превышают аналогичные заболевания в других профессиях. А вот по оценкам психологов и социологов США, рейтинг профессий, тесно связанных с ситуациями стресса, выглядит еле дующим образом: президент страны, водитель такси, пожарный, менеджер, автогонщик и т. д. Ученые приходят к выводу, что из всех видов стресса наиболее опжен социальный, вызванный теми или иными жизненными обстоятельствами. Известны попытки выстроить шкалу социальных стрессоров, расположив их в порядке силы воздействия. Между этими шкалами существуют определенные расхождения, но объединяет их то, что на первое место в качестве самого мощного потрясения выходит смерть супруга (воздействие этого стрессора оценивается в 100 баллов). Потеря спутника жизни в 10 раз повышает опасность заболевания раком. Ниже мы приводим с некоторыми сокращениями шкалу стрессоров (авторы — американские исследователи Т. Холмс и Р. Рей1).
Одна из характерных примет настоящего времени — необходимость выполнять профессиональные обязанности в экстремальных условиях, в состоянии повышенной психической напряженности. Некоторым профессиям фактор стресса просто сопутствует, например работе авиадиспетчера, связанной с переживанием психической напряженности в силу высочайшей ответственности за принимаемые решения. Работа в условиях стресса представляет собой серьезное испытание физического и психического здоровья специалиста, критической проверкой степени его профессиональной надежности.
Профессиональная деятельность человека может осложняться воздействием стрессоров разной природы. Опираясь на доступные литературные источники, попробуем классифицировать по разным основаниям наиболее типичные, распространенные в профессиональной деятельности стрессоры. Организация и содержание трудовой деятельности: ♦ условия труда; ♦ чрезмерная перегрузка, напряженная психическая деятельность или явная недогрузка в объеме выполняемой работы; ♦ однообразие выполняемой работы; ♦ изменение продолжительности или условий труда; ♦ неудобные часы работы; ♦ неблагоприятное воздействие факторов физической среды (температура, шум, вибрация, влажность, кислородная недостаточность, голод, жажда, воздействие перегрузок и т. д.); ♦ внезапное или систематическое отвлечение внимания (неожиданный раздражитель или постоянное воздействие помех и, как следствие, развитие преждевременного утомления); ♦ трудность выполняемой деятельности, в том числе дефицит или неполнота информации, дефицит времени, повышенные требования к безошибочности и скорости действий и др.; ♦ сменная работа; ♦ качество оборудования; ♦ опасность для жизни и здоровья, риск; ♦ новизна, реорганизация на работе; ♦ повышенная ответственность; ♦ обеспокоенность последствиями ошибочных действий, страх совершить ошибку; ♦ неблагоприятное функциональное состояние организма в процессе выполнения деятельности; ♦ нарушение биологических ритмов (в том числе нарушение сна); ♦ необходимость принимать слишком много решений;
♦ отсутствие или малое участие в процессе принятия решений. Профессиональная карьера: ♦ проблема статуса; ♦ неудовлетворительные перспективы продвижения по службе; ♦ неясно очерченный круг обязанностей и прав, присущих данной должности; ♦ изменение служебных обязанностей;
♦ перспектива сокращения (увольнения, безработицы) или преждевременного ухода на пенсию; ♦ фрустрация из-за достижения предела своей карьеры; ♦ чувство «заложника» выполняемой работы (профессиональный «капкан»): ничего лучшего не найти; ♦ недостаток необходимых профессиональных знаний и умений; ♦ несбывшиеся надежды; ♦ переход на другую работу. Оплата труда: ♦ отсутствие ясности в оплате труда; ♦ переживание несоответствия между затратами сил на выполняемую работу и ее оплатой; ♦ неравная оплата труда. Взаимоотношения на работе: ♦ конфликт (неприятности) с руководством; ♦ плохое руководство; ♦ взаимоотношения с коллегами по работе; ♦ ограничения свободы поведения; ♦ интриги; ♦ изоляция в рабочей группе. Внеорганизационные источники стресса: ♦ проблемы в семье; ♦ жизненные кризисы; ♦ финансовые проблемы; ♦ конфликты личностных ценностей с ценностями, декларируемыми организацией. Практический опыт профессиональной деятельности убедительно свидетельствует, что самое существенное влияние на характер развития стресса, глубину и последствия его переживания оказывают индивидуальные особенности человека. Некоторые из них, как было установлено, обеспечивают стрессоустойчивость работника, усиливая его возможности в противодействии стрессогенным факторам. Среди главных психологических свойств, способствующих приспособлению к стрессу, его преодолению, можно назвать оптимизм, чувство юмора, волевые качества, доброжелательность, самоуважение. Особо следует отметить самообладание. Это очень важная черта характера, которая помогает человеку управлять самим собой, собственным поведением, сохранять способность к выполнению деятельности в самых неблагоприятных условиях. Человек с развитым самообладанием умеет при любых, даже чрезвычайных обстоятельствах не поддаваться панике, сохранять ясность ума, подчинять свои эмоции голосу рассудка, не позволяя нарушить организованный строй его психической жизни. Для некоторых видов профессиональной деятельности, предполагающих работу специалистов в экстремальных условиях, самообладание становится одним из определяющих условий обеспечения надежности их деятельности. Основное содержание этой черты характера составляет функционирование двух психологических механизмов: самоконтроля и коррекции (воздействия). С помощью самоконтроля субъект следит за своим эмоциональным состоянием, выявляя возможные отклонения (по сравнению с фоновым, обычным состоянием) в характере его протекания. С этой целью он задает себе контрольные вопросы, например: «Не выгляжу ли я сейчас взволнованным?»; «Не слишком ли я жестикулирую?»; «Не говорю ли я излишне тихо (или, наоборот, громко)?» и т. п. Если самоконтроль фиксирует рассогласование, то этот факт служит толчком к запуску механизма коррекции, направленного на подавление, сдерживание эмоционального «взрыва», на возвращение эмоционального реагирования в нормативное русло. Воздействия на собственные эмоции могут носить и упреждающий (в некотором смысле профилактический) характер. Это значит, что еще до появления явных признаков нарушения эмоционального равновесия, но предвидя вполне реальную возможность такого события (ситуация опасности, риска, повышенной ответственности и др.), человек с помощью специальных приемов самовоздействия (самоубеждения, самоприказа и т. д.) стремится предотвратить его наступление. Таким образом, можно заключить, что практическая реализация самообладания как свойства личности осуществляется по гомеостатическому принципу (Никифоров, 1989). Выявление признаков стрессового состояния человека, осуществляющего профессиональную деятельность, и их регистрация представляют задачу особой важности. Отличительная черта состояния стресса — общее возбуждение, которое охватывает различные уровни функционирования организма. На уровне поведенческих реакций состояние стресса может проявиться в виде: ♦ характерных особенностей мимики и пантомимики; ♦ скованности (непроизвольное напряжение мышц, закрепощенность позы, пассивное поведение); ♦ особой подвижности, иногда немотивированной, нехарактерной для изучаемого субъекта; ♦ непроизвольных движений глаз; ♦ изменения цвета кожи лица (покраснение, побледнение); ♦ выраженных изменений в артикуляции, в интонациях голоса; ♦ неадекватных поступков и ответов на вопросы; ♦ нарушения критичности мышления, четкости выражения мыслей; ♦ резкой смены настроения и др. Изменения в сфере познавательных процессов и психомоторике человека в условиях стресса могут быть зафиксированы при измерении целого ряда показателей, к которым относятся, например: ♦ время и ошибки сенсомоторных реакций, в частности реакций на движущийся объект; ♦ острота зрения, абсолютные и дифференциальные пороги световой и цветовой чувствительности; ♦ критическая частота слияния мелькания; ♦ показатели долговременной и кратковременной памяти на звуковые и зрительные стимулы; ♦ точность усилий; ♦ характеристики внимания (устойчивость, концентрация, распределение, переключение и объем); ♦ координация и точность движений; ♦ данные глазомера; ♦ показатели тремометрии и др. Физиологические реакции организма в условиях стресса обычно регистрируются путем измерения следующих показателей: ♦ частота и ритм сердечных сокращений; ♦ величина артериального давления; ♦ показатели дыхания (с оценкой его частоты и соотношений фаз вдоха и выдоха); ♦ показатели температуры тела; ♦ зрачковый рефлекс; ♦ кожно-гальваническая реакция; ♦ величина потоотделения; ♦ показатели электроэнцефалограммы, электроокулограммы, электромио-граммы. Наконец, в качестве биохимических показателей состояния стресса могут использоваться, например, показатели общего анализа крови, выделения гормонов (прежде всего коры надпочечников), содержания сахара в крови и др. В исследовательском и практическом плане вызывает интерес изучение особенностей психологического реагирования субъектов профессиональной деятельности в зависимости от специфики воздействующего на них стрессора. Проиллюстрируем сказанное на примере сенсорной изоляции, которая предполагает нахождение человека (и осуществление им профессиональной деятельности) в социально обедненной среде. В таких условиях работают экспедиции полярников, геологические партии, дальняя авиация, космонавты, участники автономного плавания и др. Под воздействием сенсорной изоляции у человека могут возникнуть необычные психические состояния. Сначала они носят функциональный, обратимый характер, но при значительном увеличении сроков изоляции переходят в патологические и проявляются в виде нервно-психических заболеваний (неврозы, психозы). Нарушения в сфере перцептивных процессов, находящие выражение в виде обманов чувств (иллюзии, галлюцинации), наиболее типичны для сенсорной изоляции. Изменения в эмоциональной сфере могут быть связаны с переживаниями апатии, тоски, тревоги, страха, скуки. Характерные изменения отмечаются в сфере самосознания: они могут выражаться в утрате единства «Я», в чувстве его раздвоения [3]. Этот феномен развивается как результат саморегулирования отношений с самим собой в условиях одиночества, при отсутствии или существенном ограничении межличностного* контакта. Он может проявляться в виде спонтанной речевой активности: моноло гах (деятельность комментируется вслух); диалогах (разговор, спор с самим собой и т. п.); ведении дневников и др. В условиях изоляции привычные для человека формы общения нарушены, и он вынужден приспосабливаться к новым для него условиям существования, обращаясь к новым (нетипичным) механизмам регулирования своего поведения (речь из внутренней становится внешней). Установлен ряд индивидуально-психологических особенностей, которые способствуют снижению адаптационных возможностей человека в условиях сенсорной изоляции. К ним относятся: ♦ преобладание первой сигнальной системы, предполагающей доминирование чувственного отражения (тип «художников» по И. П. Павлову); ♦ эгоцентрическая направленность личности; ♦ склонность к поспешному, недостаточно обоснованному принятию решений; ♦ высокая потребность в обратной связи (в подкреплении своих действий извне); ♦ повышенные тревожность, внушаемость, мнительность, впечатлительность; ♦ недостаточный жизненный опыт приспособления к новым условиям. С другой стороны, выявлены и такие индивидуально-психологические особенности, которые помогают усилить противодействие негативному влиянию данного стрессора. Это: ♦ хорошая координация (баланс) первой и второй сигнальных систем при ведущей роли последней; ♦ исследовательские способности (анализ, синтез при встрече с незнакомыми явлениями); ♦ целенаправленность; ♦ уверенность в своих силах; ♦ умение подавлять неприятные ощущения; ♦ умение занять себя и освоить незнакомую ситуацию; ♦ самоуправление (самоконтроль, самообладание); чувство юмора. Понятно, что наряду с систематизацией возможных видов стрессоров профессиональной деятельности, выявления специфики их воздействия на физическое и психическое здоровье человека предметом особой заботы исследователей и тех, кто наделен функциями управления организациями, должен быть поиск соответствующих решений по обеспечению защищенности работников от появления и негативного влияния экстремальных факторов в их деятельности. В общий комплекс мероприятий по укреплению стрессоустойчивости работников обычно входят вопросы эффективного психологического подбора персонала, его должной профессиональной подготовки, научной организации условий труда и отдыха. Однако все большее признание находит точка зрения, в соответствии с которой борьба со стрессом должна осуществляться не только на групповом, но и на индивидуальном уровне. В связи с этим сравнительно недавно за рубежом стали уделять внимание разработке различных видов программ, семинаров, тренингов по управлению стрессом. Акцент в них делается на формирование у работников со ответствующих умений и навыков самовоздействия с целью предотвращения развития стресса, предупреждения тревожных состояний и психического напряжения. Наряду с программами по повышению степени физической тренированности стрессоустойчивость все чаще развивают с помощью различных методов психической саморегуляции, в том числе аутогенной тренировки, биологической обратной связи, медитации и др.
Безопасность труда Самое непосредственное отношение к проблеме профессионального здоровья и долголетия имеет обеспечение безопасности труда. Согласно данным Международного бюро труда, основная причина смертности среди лиц до 41 года приходится на травматизм и несчастные случаи. Установлено также, что примерно в 80 % несчастных случаев и травм повинен сам человек. Несчастный случай принято понимать как внезапное непреднамеренное повреждение организма человека (препятствующее нормальному осуществлению деятельности), происшедшее в результате воздействия на него опасного производственного фактора или собственного опасного поведения. Изучение психологических причин несчастных случаев, возникающих в процессе труда, и путей использования психологических знаний для повышения безопасности деятельности человека составляет главную задачу психологии безопасности как одного из направлений исследования. Причинами несчастных случаев могут быть как объективные, так и субъективные факторы. В первом случае немалое их число кроется в самой организации деятельности. Это могут быть: ♦ дефекты или неудовлетворительное состояние оборудования; ♦ отсутствие или недостатки средств защиты и безопасности; ♦ плохая организация рабочего места; ♦ неблагоприятное воздействие факторов физической среды (шум, недостаточная освещенность, воздействие токсических веществ и т. д.); ♦ чрезмерная интенсивность или монотонность труда, его тяжесть, дефицит двигательной активности и т. д.; ♦ недостаточная четкость и полнота инструкций по охране труда; ♦ отсутствие климата «безопасности» в коллективе; ♦ плохие производственные отношения (психологический климат) и др. Что же касается причин несчастных случаев по вине самого субъекта профессиональной деятельности, то достаточно условно их можно классифицировать по основным формам проявления психики: процессы, состояния, свойства. Процессы: ♦ недостатки в сфере внимания: концентрация, распределение, переключение; ♦ различные изъяны органов чувств (например, частичная потеря зрения, глухота и др.); ♦ нарушения связи между сенсорными и двигательными центрами высших отделов нервной системы (по мнению большинства специалистов, изучав ших причины несчастных случаев, такие функциональные нарушения играют главную роль в возникновении большинства из них); ♦ дефекты, возникающие в согласованности, координации движений; ♦ недостаточная способность различения слабых сигналов (предвестников опасности); ♦ недостаток наблюдательности (осмотрительности); ♦ слабо выраженная критичность мышления; ♦ недостаточная способность к прогнозированию развития событий; ♦ трудности в оценке ситуации и выборе способов поведения в ней. Состояния: ♦ агрессивность, враждебность; ♦ импульсивность: действия опережают анализ, оценку ситуации; ♦ эмоциональная неуравновешенность; ♦ депрессия; ♦ низкая выносливость; ♦ переутомление; ♦ тревожность (беспокойство, страхи, нарушенное душевное равновесие); ♦ неудовлетворенность повседневной жизнью (не знает чего хочет, не видит путей достижения своих расплывчатых желаний); ♦ состояние стресса; ♦ алкоголизм; ♦ наркомания. Свойства: ♦ эгоцентризм (не склонен считаться с мнением, интересами, настроениями других людей; невнимателен и нечувствителен к заботам и чувствам других; неуважение к окружающим); ♦ склонность к риску (чрезмерно высокая или низкая, неадекватная ситуации); ♦ беспечность, халатность, небрежность; ♦ фатализм; ♦ асоциальные установки; ♦ некомпетентность; ♦ нетерпимость к замечаниям; ♦ неадекватная самооценка; ♦ дефицит самоконтроля; ♦ чрезмерная самоуверенность; ♦ конфликтность; ♦ избегание ответственности; ♦ низкая мотивация к работе (неудовлетворенность работой, отсутствие интереса к ней оказывает сильное отрицательное влияние на удовлетворенность жизнью в целом, физическое и психическое здоровье); ♦ пренебрежение правилами безопасности. На последнем факторе остановимся подробнее в силу его особой важности. В связи с ним уместно вспомнить одно из высказываний Сократа: Я решил, что перестану заниматься изучением неживой природы и постараюсь понять, почему так получается, что человек знает «что хорошо», а делает «что плохо». Что касается безопасности труда, то сегодня специалисты уже имеют определенные ответы на этот вопрос. Во всяком случае, можно говорить о некоторых причинах сознательного нарушения правил безопасной работы [5]. В их число входят: ♦ экономия сил (сохранение энергетических ресурсов); ♦ экономия времени (за счет увеличения темпа работы; сокращения объема или пропуска отдельных операций, необходимых для безопасности); ♦ адаптация к опасности (или недооценка опасности и ее последствий); ♦ самоутверждение в глазах коллег (рискованное поведение, «хождение по лезвию ножа»); ♦ стремление следовать групповым нормам («план любой ценой»); ♦ ориентация на авторитеты (подражание «авторитетным нарушителям»); ♦ самоутверждение в собственных глазах (неуверенность в себе или упреки со стороны); ♦ переоценка собственного опыта; ♦ привычка работать, нарушая правила безопасности; ♦ ситуационный риск (в присутствии зрителей, аудитории, референтных лиц: женщина, приятель и т. д.). Соответственно практический опыт, накопленный в исследованиях проблемы безопасности труда, позволяет нарисовать обобщенный психологический портрет человека, которому не свойственно наносить ущерб собственному здоровью и допускать несчастные случаи в своей профессиональной деятельности. В этом портрете «нетравматика» мы не найдем пессимизма, недоверчивости, тревожности, эгоцентризма, агрессивности, максимализма, экспрессивности. С другой стороны, не составит труда разглядеть в нем такие характерные признаки, как целеустремленность; настойчивость; преобладание волевой сферы над эмоциональной; общительность; интерес к работе; ясное представление о целях и способах их достижения; уважение к правам других и самоуважение; надлежащий самоконтроль; наличие одного или нескольких друзей. К настоящему времени проясняются и некоторые тендерные аспекты безопасности труда. Можно утверждать, что женщины реже создают опасные ситуации и с ними реже происходят несчастные случаи. Правда, эта тенденция справедлива преимущественно для нормальных условий работы. А вот в экстремальных, непредвиденных обстоятельствах, существенном усложнении работы безопасность труда женщин резко снижается по сравнению с мужчинами. В этих условиях женщины совершают и большее число действий, приводящих к травмам, несчастным случаям. В целом на безопасность трудового поведения женщин значительно сильнее влияют социальные конфликты (на работе), семейные неприятности, настроение, тревожность, страх. Забота о безопасности и здоровье работников входит в число первостепенных задач руководства организации. Она требует к себе постоянного внимания. Только при комплексном подходе к влиянию и роли различных факторов можно надеяться на эффективное решение этой задачи. Сегодня психологическое обеспечение безопасности труда предполагает осуществление на практике следующих мер: ♦ профессиональный подбор (отбор) персонала; ♦ выявление лиц (групп) риска; ♦ профессиональное обучение: формирование индивидуального безопасного стиля деятельности, мотивации к безопасной работе; ♦ выявление и устранение неблагоприятных условий труда, в случае необходимости — обеспечение работников соответствующим защитным оборудованием; наглядная агитация за безопасный труд; ♦ оптимальная организация режимов труда и отдыха; ♦ обеспечение должной мотивации труда; ♦ индивидуальная и групповая профилактика безопасного поведения (обучение технике, тренинги безопасности).
Контрольные вопросы 1. Проанализируйте работы зарубежных и отечественных авторов, относящиеся к проблеме профессионального здоровья. 2. Раскройте концепцию психологического обеспечения профессиональной деятельности применительно к вопросу профессионального здоровья. 3. Покажите, в чем заключается обеспечение надежности профессиональной деятельности и его влияние на профессиональное здоровье. 4. Рассмотрите природу возможных стрессоров в профессиональной деятельности и признаки вызываемых ими стрессовых состояний. 5. Проанализируйте объективные и субъективные факторы обеспечения безопасности труда.
Литература 1. Гуфеланд X. Искусство продлевать человеческую жизнь (макробиотика) // Время жить. — СПб., 1996. 2. Колбанов В. В. Валеология. Основные понятия, термины, определения. — СПб., 1998. 3. Котова Л. А. Психологическая адаптация к пенсионному статусу и психическая декомпенсация в позднем возрасте // Лечение и реабилитация психически больных позднего возраста / Под ред. М. М. Колбанова. — Л., 1990. 4. Лебедев В. И. Личность в экстремальных условиях. — М, 1989. 5. Маклаков А. Г. Основы психологического обеспечения профессионального здоровья военнослужащих: Автореф. дис. докт. психол. наук. — СПб., 1996. 6. Мариненко Я. В. Уроки безопасности. — М., 1991. 7. Маркова А. К. Психология профессионализма. — М., 1996. 8. Никифоров Г. С. Самоконтроль человека. — Л., 1989. 9. Никифоров Г. С. Надежность профессиональной деятельности. — СПб., 1996.
10. Пономаренко В. А. Психология жизни и труда летчика. — М., 1992. 11. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Под ред. Г. С. Никифорова. - СПб., 1991. 12. Судаков К. В. Диагноз здоровья. — М., 1993. 13. Якокка Л. Карьера менеджера. — М., 1991.
Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 870; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |