Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Все галлюциногены производят непредсказуемое, но всегда негативное действие. 14 страница




Однако уровень нервно-психического напряжения не может рассматриваться как единственный и независимый критерий, по которому можно разделить все


условия деятельности в соответствии с приведенной выше классификацией. Для подобного утверждения есть по крайней мере два основания.

Во-первых, каждый человек индивидуален. Два человека, находясь в одних и тех же условиях, выполняя одну и ту же деятельность, могут обладать различны­ми функциональными состояниями и, соответственно, будут иметь различный уровень нервно-психического напряжения. Подобное явление обусловлено целым рядом причин: различием в отношении людей ко всему происходящему вокруг них или различием в отношении к выполняемой ими деятельности; различной оценкой значимости результатов выполняемой деятельности; различным уровнем профессиональной подготовки и др. Например, два человека одинаково быстро и качественно выполняют какую-то работу. Однако один из них более опытен и имеет более высокий уровень профессиональной подготовки, а другой — новичок. Соответственно новичок, стараясь достичь такой же производительности, как у более опытного товарища, вероятно, затрачивает значительно больше сил, поэто­му уровень его нервно-психического напряжения будет существенно выше, хотя работают они в одних и тех же условиях. Подобное явление было названо В. И. -Медведевым и А. Б. Леоновой «ценой» деятельности [7]. «Цена» деятельности — это условная плата, которую человек платит для того, чтобы достигнуть опреде­ленного уровня производительности, или надежности деятельности. Чем выше «цена» деятельности, тем быстрее и больше расходуются функциональные резер­вы организма.

Во-вторых, человек как биосоциальная система обладает свойством, присущим всем живым существам, — способностью адаптироваться к изменяющимся усло­виям внешней среды. С течением времени он адаптируется к самым разнообраз­ным условиям деятельности. Поэтому можно столкнуться с таким явлением: два человека, несмотря на то что выполняют какую-то одну деятельность, но в различ­ных по сложности условиях, обладают примерно одинаковым уровнем нервно-психического напряжения. Следовательно, необходим еще хотя бы один крите­рий, который позволял бы более точно дифференцировать условия деятельности в соответствии с вышеприведенной классификацией. Таким критерием служит степень выраженности реальной витальной угрозы.

Бесспорно, чем выше степень выраженности реальной угрозы для жизни че­ловека при выполнении деятельности в определенных условиях, тем выше его уровень нервно-психического напряжения. Бесспорно и то, что к реальной виталь­ной угрозе человек не может адаптироваться. Любому психически здоровому че­ловеку практически невозможно свыкнуться с мыслью о том, что он может погиб­нуть в любую минуту. Если же он привыкает к этой мысли, то, вероятно, правомо­чен вопрос о степени сохранности его личности или психической сферы. Таким образом, степень нервно-психического напряжения и выраженность реальной витальной угрозы, взятые во взаимосвязи друг с другом, становятся тем критери­ем, который позволяет дифференцировать все условия деятельности на обычные, особые и экстремальные.

Рассмотрим данную классификацию более подробно.

Обычные условия. К категории обычных, или нормальных, условий деятель­ности относятся условия, которые обеспечивают нормальное функционирование


всех систем организма человека и не вызывают чрезмерного нервно-пс го напряжения. В свою очередь, нормальное функционирование систе; ма человека означает, что воздействующие на него факторы внешне! несут пагубных воздействий, не причиняют ему вреда, т. е. в этих уело век чувствует себя достаточно комфортно. Причем данное определени ся как к физическим и химическим показателям условий внешней сре, социальным.

В то же время следует отметить, что определить параметры услови среды, которые были бы оптимальными для всех людей, весьма сложи стороны, это обусловлено индивидуальными различиями между людь гой стороны, ухудшение экологии, отмечаемое в последние годы, вноси' рективы в понятие «оптимальные условия среды обитания».

К особым условиям следует отнести условия деятельности, npi могут внезапно возникать ситуации, опасные для жизни субъекта дея или окружающих его людей. Причем факторы, вызывающие возникнов ремальных ситуаций, по своему характеру могут быть как физическш мическими, так и социальными, но главная их особенность в том, что он ся нештатными, или внеплановыми. Например, к особым условиям дея могут быть отнесены особенности профессиональной деятельности моряков, водителей автотранспорта, машинистов поездов и др. Во все дах деятельности существует определенная вероятность внезапного во ния экстремальных ситуаций.

К категории экстремальных условий относятся условия жизни и д(ти, в большей или меньшей степени характеризующиеся наличием рег тальной угрозы, а следовательно, чрезмерно высоким уровнем нервне ской напряженности. В подобных условиях протекает профессионал тельность пожарных, военнослужащих, принимающих участие в веден действий, спасателей и представителей многих других профессий.

Вместе с тем следует отметить, что в условиях экстремальной дея или экстремальной ситуации могут оказаться не только люди определи фессии, но и те, чья жизнь и деятельность обычно протекают совершен] но и никак не связаны ни с какими опасностями. Это происходит в те когда возникают чрезвычайные ситуации. Рассмотрим более подробно ч ные ситуации как подкласс экстремальных условий деятельности.

 

Обшая характеристика чрезвычайных ситуа

Под чрезвычайной ситуацией подразумевается совокупность проявлений дестабилизирующих факторов, нарушающих заданное функиионирование социальной системы.

К дестабилизирующим факторам относятся: природные (стихийные < антропогенные (чрезвычайные ситуации, вызванные деятельностью биологические (эпидемии), экологические (окружающая среда), соцш По темпам распространения все чрезвычайные ситуации могут бьг ными» и «плавными». В категорию «взрывных» входят чрезвычайные


которые возникают внезапно и в очень короткое время охватывают значительные по площади территории, а также подвергают реальной угрозе жизнь большого количества людей. «Плавные» чрезвычайные ситуации характеризуются прогно-зируемостью появления и относительно медленным распространением по погра­ничным с эпицентром чрезвычайной ситуации территориям.

Все чрезвычайные ситуации можно охарактеризовать по крайней мере по двум параметрам: масштабности и причинам происхождения. К основным критериям масштабности относятся: количество пострадавших и площадь территории, на ко­торой возникла чрезвычайная ситуация, размер экономического ущерба. Специа­листы, решающие проблемы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, чаще всего разделяют все чрезвычайные ситуации на шесть категорий по уров­ню масштабности: локальные, местные, территориальные, региональные, феде­ральные, трансграничные.

Локальные чрезвычайные ситуации связаны с реальной витальной угрозой, возникшей в пределах какого-либо объекта (например, автомобильная или желез­нодорожная катастрофа). Местные чрезвычайные ситуации охватывают площадь в пределах небольшого населенного пункта. Территориальные чрезвычайные ситу­ации более масштабны по сравнению с первыми двумя. Они охватывают значи­тельную по площади территорию (например, территорию, равную одному или не­скольким районам, площади крупного города). Чрезвычайные ситуации, охватив­шие целый регион, называются региональными, а чрезвычайные ситуации в пределах одного государства — федеральными. В случае, когда чрезвычайная ситуация охва­тывает территорию двух и более государств, принято говорить о трансграничных чрезвычайных ситуациях.

Следует подчеркнуть, что масштабность чрезвычайной ситуации или катастрофы обусловлена не только территорией охвата. Связь масштабности катастрофы и тер­ритории (что отражено в классификации чрезвычайных ситуаций) обусловлена и тем, что чем больше охват территории, тем большее количество людей подвергается смер­тельному риску, тем более масштабны экономические потери и разрушения.

По причине возникновения чрезвычайные ситуации можно разделить на че­тыре основных типа: стихийные бедствия (геоклиматические или природные), технологические катастрофы (техногенные), экологические и социальные ката­строфы (социогенные). Следует отметить, что эти виды катастроф можно было бы объединить в две группы. Так, техногенные, экологические и социальные ка­тастрофы могут быть объединены в группу антропогенных катастроф, поскольку основная причина их кроется в результатах деятельности самого человека, а вто­рую группу составили бы природные катастрофы. Однако при решении практи­ческих задач и научных исследований чаще всего опираются на четырехвидовую классификацию, поскольку учитываются существенные различия в протекании антропогенных катастроф. Рассмотрим более подробно некоторые характеристи­ки чрезвычайных ситуаций и катастроф.

Всемирная организация здравоохранения определяет стихийные бедствия (ка­тастрофы) как ситуации, характеризующиеся непредусмотренными серьезными и непосредственными угрозами общественному здоровью, возникающие в ре­


зультате явлений и действий сил природы, имеющие чрезвычайный характер и приводящие к нарушению повседневного уклада жизни более или менее значи­тельных групп людей, а также человеческим жертвам. К ним можно отнести: на­воднения, циклоны, ураганы и смерчи, пожары, снежные заносы и лавины, сели, землетрясения и извержения вулканов, оползни, обвалы, цунами, а также засу­хи, эпидемии, эпизоотии и др. По мнению ведущих зарубежных специалистов, в будущем подобные явления будут сопровождаться увеличением числа жертв в де­сятки раз в связи с ростом и концентрацией населения [4].

Каждому стихийному бедствию присущи определенные поражающие факто­ры, воздействующие на здоровье человека. Например, для землетрясения наибо­лее характерный поражающий фактор — разрушение зданий и построек, для на­воднения — утопления, для снежных заносов — снег и низкие температуры и т. д.

Вместе с тем следует отметить, что размер ущерба от различных видов стихий­ных бедствий различен. Наибольший вред приносят людям наводнения (40% от общего урона, причиняемого стихийными бедствиями). На втором месте стоят ураганы (20%), на третьем — землетрясения и засухи (по 15%). На остальные виды стихийных бедствий приходится около 10% общего урона (Booth В., Fitch F., 1979).

Стихийные бедствия сопровождаются значительными человеческими жертва­ми. Так, крупнейшее наводнение в китайской провинции Хэнань в 1887 г. приве­ло к гибели свыше 900 тыс. человек. Более 500 тыс. человек погибло в результате наводнения 12-13 ноября 1970 г. в районе островов и побережья Бенгальского залива. В 1896 г. цунами «Мэдзи-Санридзу» обрушился на побережье Японии: было уничтожено 10 тыс. домов и погибло свыше 27 тыс. человек.

По мнению специалистов геологического управления США, за последнюю тысячу лет от землетрясений и извержений вулканов погибло от 3 до 5 млн чело­век. В сводных данных о крупнейших землетрясениях XX в. приводятся сведения о 340 случаях, унесших свыше 1 млн человеческих жизней. Самые катастрофиче­ские из них: землетрясение на острове Сицилия 28 декабря 1908 г. (разрушен го­род Мессина, погибло более 80 тыс человек); землетрясение в Японии на остро­ве Хонсю 1 сентября 1923 г. (погибло свыше 140 тыс. человек); землетрясение в районе Ашхабада 6 октября 1948 г. (погибло ПО тыс. человек); землетрясение 31 мая 1970 г. в Перу (погибло около 70 тыс. человек). Самое крупное землетрясе­ние произошло 28 июля 1976 г, в Китае: погибло свыше 242 тыс. человек. Среди землетрясений последних лет наиболее значительными были землетрясения в Армении 7 декабря 1988 г. (погибло свыше 30 тыс. человек) и в Иране 21 июня 1990 г. (погибло около 50 тыс. человек) [4].

Однако в последние годы человечество пережило немало крупных, так назы­ваемых технологических, или техногенных, катастроф ставших результатом дея­тельности самого человека (введение новых опасных технологий или преступное некомпетентное отношение к их использованию и др.).

Техногенными катастрофами принято считать внезапный выход из строя машин, механизмов и агрегатов во время их эксплуатации, сопровождающийся серьезными нарушениями производственного проиесса, взрывами, образованиями очагов пожаров, радиоактивным, химическим, биологическим заражением больших территорий, гибелью людей.


Чаще всего к техногенным катастрофам относят аварии на промышленных объектах, строительстве, а также железнодорожном, воздушном, автомобильном, трубопроводном и водном транспорте. Это аварии на химических заводах в Ита­лии, Индии и Германии, на атомных электростанциях в Тримайл Айленд (США) и Чернобыле. Сюда же можно включить и взрыв на Газопроводе в Башкирии, ка­тастрофы в Арзамасе и др.

Но техногенные катастрофы не всегда обусловлены лишь деятельностью само­го человека (нарушение технологии промышленного производства, несоблюдение правил эксплуатации техники и т. п.). Техногенные катастрофы могут быть и следствием воздействия внешних природных факторов, в том числе и стихийных бедствий.

Экологические катастрофы — это особый вид катастроф, вызванных действием антропогенных факторов, которые привели к качественному изменению биосферы, оказывающему вредное воздействие на людей, животных, растительный мир и окружающую среду в целом.

Одна из причин деградации окружающей среды и повышения риска экологи­ческих катастроф — глобальная урбанизация, резкое расширение масштабов хо­зяйственной деятельности. Еще одна причина экологических катастроф — техно­генные чрезвычайные ситуации, которые сопровождались существенными негатив­ными изменениями биосферы. К числу экологических катастроф можно отнести: деградацию почвы и ее загрязнение тяжелыми металлами (кадмий, свинец, ртуть, хром и др.) и другими вредными веществами; загрязнение атмосферы вредными веществами, электромагнитными и ионизирующими излучениями; кислотные дожди; разрушение озонового слоя; смог и т. д.

Говоря о последствиях стихийных бедствий и технологических катастроф для здоровья людей, необходимо иметь в виду не только санитарные потери, вызван­ные поражающими факторами (ударная волна, утопление, пожары и др.), но и воздействие на человека психотравмирующих обстоятельств, приводящих к раз­нообразным психическим и соматическим нарушениям.

Исследователи, изучавшие частоту психических нарушений при землетря­сениях, приходят к выводу, что в момент воздействия острые реактивные пси­хозы возникают у 10-25 % пострадавшего населения, а на последующих эта­пах катастрофы число лиц, у которых выявлены нарушения, достигает 35% и более. Ф. Ахин (F. Ahearn, 1981) установил, что в течение года после землетрясе­ния в Манагуа количество госпитализированных в психиатрическую клинику увеличилось в 2 раза, а невротические и психосоматические нарушения у постра­давших отмечались еще на протяжении нескольких лет. Подобные явления наблю­даются и при других стихийных бедствиях и катастрофах. Так, при взрыве газопро­вода в Башкирии изменения в психической сфере были обнаружены практически у 100% пострадавших. Среди психопатологических синдромов преобладали асте-нодепрессивные состояния (56%), психогенный ступор (23%) и психомоторное возбуждение (11%) [8].

Среди экстремальных ситуаций особое место занимают социальные катаст­рофы.


Социальные катастрофы — как правило, результат общественно-политической деятельности группы лиц (политических деятелей, партий, сообществ и др.) или государственной власти, обусловивших снижение социально-политической стабильности в обществе или экономического благополучия населения, а в крайних случаях приведших к массовой гибели людей. К категории социальные катастроф в первую очередь следует относить войны и военные локальные конфликты, сопровождающиеся ведением активных боевых действий.

Социальные катастрофы наиболее трагичны по своим масштабам и количеству жертв. Так. например, только в годы Великой Отечественной войны погибло око­ло 26 млн граждан России, почти 20 млн немцев, около 3 млн итальянцев. К сожа­лению, на рубеже XX-XXI вв. социальные катастрофы стали обычным явлением, а с их последствиями все чаще и чаще приходится сталкиваться самым различным специалистам: врачам, психологам, педагогам, журналистам.

Отдельная проблема — вопросы определения интенсивности проявления эк­стремальных факторов среды в конкретной ситуации и оценка степени их воздей­ствия на человека, в первую очередь на его психическое состояние. Если в боль­шинстве случаев представляется возможным оценить величину физического про­явления факторов экстремального воздействия (баллы, дозы, температуры и т. д.), то практически невозможно оценить уровень их психоэмоционального воздей­ствия, поскольку восприятие происходящего носит сугубо индивидуальный (субъек­тивный) характер. Субъективность восприятия и оценки происходящего обуслов­лена прежде всего индивидуальными различиями между людьми. Эти различия характерны не только для психофизиологического уровня, но и для личностного. Каждый человек обладает своими определенными жизненными целями, установ­ками, нравственными критериями и т. п.

Однако, по нашему мнению, в интересах исследования характера и интенсивно­сти воздействия экстремальных факторов на психическое состояние людей можно выбрать достаточно объективный критерий. Такой критерий — степень выражен­ности реальной витальной угрозы. Суть данного критерия заключается в том, что возникновение реальной угрозы для жизни всегда сопровождается возрастанием эмоциональной напряженности: чем более выражена угроза для жизни, тем выше эмоциональная напряженность. Объективность данного критерия обусловлена тем, что все люди в подобных ситуациях испытывают значительные психоэмоциональ­ные нагрузки, независимо от индивидуальных различий, которые могут выражать­ся в характере поведенческой реакции на возникновение реальной витальной угро­зы. Следовательно, проранжировав все возможные условия деятельности в зависи­мости от выраженности реальной угрозы для жизни, можно получить достаточно объективное представление об уровне психоэмоциональных нагрузок, которые ис­пытывает человек, находясь в тех или иных условиях.

С этой точки зрения все условия деятельности можно разделить на несколько групп, которые различаются по степени выраженности реальной витальной угро­зы, а следовательно, по степени психоэмоциональных нагрузок. Таким образом, сопоставив уровень психоэмоционального напряжения и выраженности реальной угрозы для жизни, мы снова приходим к предложенной выше классификации ус­ловий деятельности и деления их на группы: обычные, особые и экстремальные.


В свою очередь, все экстремальные ситуации также можно разделить на три подгруппы в зависимости от выраженности реальной витальной угрозы, а следо­вательно, и степени психоэмоционального напряжения. В данном случае основ­ными критериями разделения экстремальных условий на подгруппы будут пери­одичность проявления реальной угрозы для жизни и степень ее осознания. В свя­зи с этими критериями экстремальные ситуации можно охарактеризовать как ситуации, при которых реальная угроза: а) возможна; б) периодически присут­ствует; в) существует постоянно.

Несомненно тб, что в условиях существования постоянной угрозы для жизни интенсивность психоэмоционального воздействия экстремальных факторов наибо­лее выражена, а воздействующие факторы должны рассматриваться как сверхэкст­ремальные. Во втором случае (при периодическом возникновении реальной виталь­ной угрозы) интенсивность психоэмоционального воздействия относительна высо­ка, и воздействующие факторы могут расцениваться как экстремальные. В первом случае, когда вероятность реальной угрозы лишь возможна, интенсивность психо­эмоционального воздействия относительно слабая, но достаточная для того, чтобы начали функционировать физиологические и психические механизмы адаптации, а воздействующие факторы могут рассматриваться как субэкстремальные.

Интенсивность воздействия экстремальных факторов тесно связана с причи­нами их возникновения. При этом факторы с высокой и чрезвычайно высокой интенсивностью воздействия, как правило, встречаются при различных катастро­фах (стихийные бедствия, экологические и технологические катастрофы, социаль­но-политические кризисы и др.), а факторы с меньшей интенсивностью воздей­ствия могут рассматриваться как условия среды обитания и деятельности (кли­матические, экологические, социальные).

К сожалению, в последнее время люди, даже не имеющие отношения к особо опасным видам деятельности, все чаще сталкиваются с воздействием экстремаль­ных факторов. Эти воздействия не проходят для них бесследно. Но если медицин­ская помощь пострадавшим в экстремальных ситуациях оказывается достаточно успешно, то оказание психологической помощи по-прежнему остается проблема­тичным. Несмотря на то что появилось достаточно большое количество реабили­тационных центров для пострадавших в экстремальных ситуациях, восстановле­нию гармонии их души внимания уделяется недостаточно. Одна из причин тако­го положения дел кроется в отсутствии разработанных способов оказания помощи и обоснованных методов прогнозирования последствий воздействия экстремаль­ных факторов природной и социальной среды.

 

Обшая характеристика поведенческих и психических реакций человека в экстремальных ситуациях

Человек в течение своей жизни неоднократно подвергается воздействию психо-травмирующих факторов, опосредованных внезапным возникновением экстре­мальной ситуации. Вместе с тем большинство экстремальных ситуаций, имея


определенные общие черты, не похожи друг на друга и поэтому имеют различ­ные последствия для пострадавших (комбатантов). Характер и интенсивность психических, психосоматических и психопатологических проявлений в пост­стрессовый период зависят от самых разных объективных и субъективных об­стоятельств.

К объективным обстоятельствам относятся в первую очередь такие характери­стики экстремальной обстановки, как острота и сила проявления психотравми-рующих факторов, а также внезапность и длительность их воздействия. Причем большинство исследователей сходятся во мнении, что чем выше интенсивность проявления психотравмирующих факторов экстремальных ситуаций, тем выше вероятность возникновения разнообразных психогенных расстройств непосред­ственно в момент экстремальных ситуаций и в постстрессовый период.

К субъективным обстоятельствам, влияющим на характер поведения челове­ка и обусловливающим вероятность возникновения психогенных расстройств, относятся индивидуально-психологические особенности самого человека и его личности. Однако не все ученые, исследующие проблемы поведения человека в экстремальных ситуациях и возникновения психогенных нарушений, признают зна­чимость индивидуально-психологических характеристик для формирования пове­денческих реакций в подобных условиях. Так, Ю. А. Александровский с соавтора­ми в книге «Психогении в экстремальных условиях» отмечает: по мнению многих зарубежных исследователей, психогенные нарушения, возникшие вследствие травмирующих обстоятельств катастрофы, как правило, не опосредуются особен­ностями преморбида, а связаны с ситуациями испуга, которые затрагивают пре­имущественно эмоциональную сферу и не требуют интрапсихической переработ­ки получаемой информации.

Но такая позиция весьма уязвима для критики. Например, не вызывает сомне­ния, что психотравмирующие факторы экстремальных ситуаций затрагивают пре­имущественно эмоциональную сферу, но в одной и той же ситуации разные люди ведут себя совершенно по-разному. Одни охвачены паникой, мечутся и не пони­мают, что происходит. Другие трезво оценивают сложившуюся обстановку и пред­принимают шаги для спасения окружающих и себя. Чем же объясняются разли­чия в поведении людей, находящихся в одной и той же экстремальной ситуации? Вероятно, различия в поведении обусловлены, прежде всего, личностными и ин­дивидуально-психологическими различиями. Следовательно, характер поведения человека в экстремальной ситуации и вероятность развития психогенных рас­стройств во многом зависят от определенных личностных качеств и индивидуаль­но-психологических характеристик человека.

Как показывают многочисленные исследования, проводимые в рамках изуче­ния самых разнообразных экстремальных ситуаций, стихийных бедствий и тех­нологических катастроф, большинство людей (примерно 70-75 %) при возникно­вении экстремальных ситуаций в первые мгновения оказываются «ошеломленными» и малоактивными, теряют контроль над своими поступками. Например, очевид­цы землетрясения в югославском городе Банялуку так описывают свое поведе­ние и поведение других людей:


Никогда в жизни не чувствовал себя таким беспомощным... Люди окаменели и не дви­гались...Затем люди бежали без цели. Находившиеся в парке бежали в направлении зданий, хотя это было абсолютно нецелесообразно. Они бежали, чтобы спасти свою жизнь, и кричали как сумасшедшие. Те, кто был в домах, бежали в парки. Все были в панике.

В литературе есть яркое описание психического состояния населения, постра­давшего при землетрясении в Ашхабаде. У людей, перенесших тяжелейший мо­ральный удар, возникло состояние своеобразного ступора, выражавшегося в глу­бокой внутренней замкнутости, абсолютном безразличии к окружающему. Люди двигались, как механизмы, не обращая никакого внимания на сигналы автомоби­лей, на крики и стоны раненых, на трупы убитых, лежавших на улицах и во дво­рах. Мощные подземные толчки, повторявшиеся в течение длительного времени после первого землетрясения, поддерживали это психическое состояние, вновь и вновь вызывая у значительной части людей состояние ужаса.

В 1963 г. произошло землетрясение в городе Скопле (Югославия). Эпицентр землетрясения силой в 10 баллов находился под центральной площадью города, который в течение 20 секунд был разрушен на 80%. Вслед за первым толчком по­следовал второй, несколько меньшей силы. Всего было зарегистрировано 86 тол­чков. Первый толчок большинство жителей города расценило как начало ядерной войны. Катастрофический характер землетрясения в Скопле, почти полное раз­рушение города, грохот падающих зданий, тучи густой пыли, пожары, большое число жертв, гибель родных и близких, душераздирающие сцены на улицах — весь этот комплекс сверхсильных психотравмирующих факторов обусловил нервно-психические нарушения у подавляющего большинства населения города. По сви­детельствам очевидцев, острые реактивные состояния преимущественно ступо-розного характера наблюдались в большей или меньшей степени у большинства горожан. Характер и глубина нервно-психических расстройств были неодинако­выми у разных людей и в разные сроки после землетрясения. Первоначальная реакция — паника (первый, самый сильный толчок был в 5.17 утра, когда значи­тельная часть жителей спала).

Изучение последствий землетрясения в Спитаке показало, что в момент ката­строфы у большинства пострадавших поведенческие реакции опосредовались в основном инстинктом самосохранения. Людям были свойственны такие поведен­ческие реакции, которые М. М. Решетников с соавторами назвали «витальными реакциями с явлением сужения сознания» [8]. Вид рушащихся зданий у многих вызывал состояние «двигательного ступора», который длился в течение 15-20 ми­нут. Вследствие перенесенных потрясений у многих пострадавших возникло чув­ство «страха закрытых помещений», длительность которого варьировала от не­скольких часов до 2 недель.

Однако следует отметить, что даже в самых тяжелых экстремальных условиях около 25% людей сохраняют самообладание, правильно оценивают ситуацию, действуют четко и решительно, в соответствии с обстоятельствами (5; Tyhurst J., 1951). Например, поданным Д. Петрович, М. Попович (D. Petrovic, М. Popovic), изучавших последствия сильного землетрясения, острые реактивные состояния наблюдались у всех пострадавших. Но примерно у 20% это состояние быстро про­


шло, у 70% оно продолжалось от нескольких часов до 2-3 суток, а у 10% наблюда­лись даже серьезные психические расстройства, требовавшие специальной меди­цинской помощи и лечения. Чем обусловлено данное явление? Почему есть люди, не поддающиеся общей панике и сохраняющие адекватность психического состо­яния и регуляции поведения? С высокой долей достоверности можно утверждать, что такое поведение в экстремальных ситуациях обусловлено индивидуально-психологическими особенностями и личностными качествами людей. Выявление этих характеристик и качеств — одна из самых актуальных задач психологии дея­тельности в экстремальных условиях.

В настоящее время уже накоплены определенные сведения, позволяющие по­лучить некоторое представление о том, что помогает людям вести себя адекватно в самых сложных условиях. Некоторые авторы полагают, что для сохранения адек­ватности поведения в момент катастрофы немаловажное значение играет стремле­ние помочь людям, ответственность за сохранение жизни окружающих. По мнению Ю. И. Дерюгина, на способность сохранить адекватное поведение в экстремаль­ных условиях влияет также уровень психологической устойчивости, ориентация на соблюдение моральных норм поведения, чувство сострадания, жизненный опыт. Этого же мнения придерживается В. А. Моляко, добавляя к числу наиболее значи­мых факторов, опосредующих адекватность поведения в экстремальных ситуаци­ях, состояние психологической готовности или неготовности. Е. С. Мазур с соавто­рами считает, что немаловажное место в опосредовании поведения играют различ­ные психологические защиты и смысловая саморегуляция. Р. Болин, П. Болтон (R. Bolin, P. Bolton) считают, что на поведение в экстремальной ситуации суще­ственное влияние оказывает принадлежность к определенной культуре, классу и этническому сообществу. По мнению В. Тейлор (V Taylor), поведение в экстре­мальной ситуации организуется из взаимодействия политических, экономических и семейных структур. А. Бартон (A. Barton) считает, что существуют две части социальной системы, влияющей на поведение. Одна из них включает индивиду­альные шаблоны адаптивных и неадаптивных реакций; эти дискретные модели индивидуального поведения вызывают «неформальные» способы коллективного поведения, помогающие выйти из ситуации. Вторая часть — это формальные струк­туры общества, также способствующие выходу людей из экстремальной ситуации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 442; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.