Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Что проверяется




Как распределяются задания

Структура экзаменационной работы по обществознанию

Экзаменационная работа по обществознанию включает 37 заданий и состоит из трёх частей:

– часть 1 содержит 20 заданий (20 первичных баллов) с выбором одного ответа из четырёх возможных (закрытые тесты);

– часть 2 содержат 8 заданий (13 первичных баллов) с кратким ответом (открытые или закрытые тесты);

– часть 3 содержит 9 заданий (27 первичных баллов) с развёрнутым ответом (открытые тесты);

К каждому из заданий 1-й части работы предлагается 4 варианта ответа, лишь один из которых правильный. В заданиях с кратким ответом 2-й части работы ответ даётся записью в виде слова, словосочетания, набора цифр, записанных без пробелов. В заданиях с развёрнутым ответом 3-й части работы ответ формулируется и записывается экзаменуемым самостоятельно. Это задания наиболее высокого уровня сложности.

Результаты выполнения заданий 1 и 2 частей обрабатываются автоматически, ответы на задания 3-й части анализируются и оцениваются опытными экспертами «вручную» на основе специально подготовленных критериев.

Обращаться в апелляционную комиссию можно по вопросам, связанным с любой частью задания.

 

 

В 1 части (А1 – А20) задания собраны в пять тематических модулей: 1) человек и общество; 2) экономика; 3) социальные отношения; 4) политика; 5) право.

 

 

Распределение заданий по содержанию

№№ заданий Тематика
А1 Человек и общество
А2 Познание и духовная жизнь
А3 Человек и общество. Познание и духовная жизнь.
А4 Человек и общество. Познание и духовная жизнь.
А5 – А9 Экономика
А10 – А12 Социальные отношения
А13 – А16 Политология
А17 – А20 Право
В1 – В8 Различное содержание в разных вариантах
С1 – С8 Различное содержание в разных вариантах
С9 Охват всего содержания

 

Во всех вариантах КИМов задания той или иной части, проверяющие элементы содержания одного и того же блока-модуля, находятся под одинаковыми номерами. Задания части А проверяют следующие умения: определять существенные признаки ключевых обществоведческих понятий; оценивать приведённые положения с точки зрения их соответствия современным научным представлениям; характеризовать на основе смоделированных социальных ситуаций социальные объекты; осуществлять поиск социальной информации, представленной в таких знаковых системах, как схемы, диаграммы, таблицы; сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия.

Отбор заданий 2 и 3 частей определяется проверяемыми умениями. Во 2 части на одних и тех же позициях В1 – В8 находятся задания одного уровня сложности, которые направлены на проверку тех же или сходных учебных умений на различных элементах содержания. По содержанию учебного материала задания включают все пять блоков-модулей курса обществознания. Спектр проверяемых умений включает помимо перечисленных выше умения устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками изученных явлений и обществоведческими терминами и понятиями; работать с рядами однородной социальной информации, определяя лишнее звено, выделяя обобщающее понятие.

Задания 3 части С1 – С9 представляют базовые науки, составляющие основу обществоведческого курса основной и средней школы: философия, экономика, социология, политология, социальная психология, правоведение.

Задания С1 – С4 связаны с анализом фрагмента неадаптированного, т.е. не упрощённого в учебных целях текста. Задания С1 и С2 направлены на выявление умения находить, осознанно воспринимать и точно воспроизводить информацию, явно содержащуюся в тексте. Задание С3 нацеливает на характеристику текста или его отдельных положений с опорой на обществоведческие знания. Задание С4 требует формулирования и аргументации оценочных или прогностических суждений, связанных с проблематикой текста.

Задание С5 проверяет умение применять правильно раскрытое в смысловом отношении теоретическое положение в заданном контексте.

Задание С6 требует конкретизации, иллюстрирования теоретических положений, понятий с помощью примеров социальной жизни.

Задание С7 – своего рода задача, требующая анализа информации, представленной в графической или статистической форме, а также формулирования и аргументации самостоятельных оценочных или(и) прогностических суждений, объяснений, выводов. При этом проверяется умение применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

Задание С8 требует составления развёрнутого плана по конкретной теме обществоведческого курса. При этом в каждом варианте КИМа заданиями С1-С8 представлены пять из шести наук, лежащих в основе обществоведческого курса (философия, экономика, социология, политология, социальная психология, правоведение). Работа по обществознанию завершается написанием эссе (С9) по одной из пяти тем, связанных с базовыми науками учебного курса и выраженными в афоризмах известных людей. Это задание нацелено на проверку широкого комплекса умений, в частности умения раскрывать смысл авторского суждения; формулировать собственное отношение к проблеме; выдвигать аргументы разного характера на разных уровнях; рассматривать тему в различных аспектах, с разных позиций, точек зрения; подготавливать творческую работу. При этом следует иметь в виду, что неправильная интерпретация высказывания предполагает отказ проверяющего от дальнейшей проверки данного задания. Поэтому при подготовке к экзамену следует обязательно потренироваться в истолковании высказываний авторов в контексте той или иной науки.

Первая часть включает задания двух уровней сложности: 14 базового уровня и 6 – повышенного уровня. Вторая часть содержит пять заданий базового уровня (В1, В2, В3, В5 и В8) и три задания повышенного уровня сложности (В4, В6, В7). В третьей части содержатся два задания базового уровня (С1 и С2) и семь заданий высокого уровня сложности (С3 – С9).

 

Части работы Количество заданий Максимальный первичный балл Процент максимального Первичного балла за задания данной части от максимального первичного балла за всю работу, равного Тип заданий Оценивание заданий в первичных баллах
Часть 1     33,3% С выбором ответа А1-А20 – 1 балл
Часть 2     21,7% С кратким ответом В1,В2,В8 – 1 балл; В3-В7 – 2 балла
Часть 3     45,0% С развёрнутым ответом С1,С2,С5 – 2 балл; С3-С8 – 3 балла; С9 – 5 баллов
Итого     100%    

 

В 2014 г. требуется проверить знания всего по 37 позициям, в том числе в первой части по 20, во второй по 8, в третьей по 9.

На основе требований к уровню подготовки выпускников Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования разрабатывается перечень требований, проверяемых на ЕГЭ. Выпускник, сдающий экзамен по обществознанию, должен:

1) Знать и понимать:

– биосоциальную сущность человека;

– основные этапы и факторы социализации личности;

– место и роль человека в системе общественных отношений;

– закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;

– тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

– основные социальные институты и процессы;

– необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

– особенности социально-гуманитарного познания.

2) Уметь:

характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы;

анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);

раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам;

подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу;

применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

3) Использовать приобретённые знания и умения для:

– самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации;

– оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации;

– решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности;

– ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

– предвидения возможных последствий определённых социальных действий;

– ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;

– оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 291; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.