Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы и ответы




Понятие. Суждение. Умозаключение

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

В заданиях часто встречаются понятия из раздела формальной логики. Рассмотрим содержание некоторых из них.

 

Понятие – это простейшая форма мысли, мысль о предмете или его признаке. Например, мы говорим «дерево». Но ведь дерева «вообще» не существует. Есть липа, береза и т.д. Но и «липы вообще» тоже не существует, есть конкретные липы. Обобщая важнейшие, существенные признаки однородных предметов, мы формируем понятие для того, чтобы нам было удобно рассуждать и общаться, не вдаваясь в подробности. Признаки понятия – это его черты сходства и различия с другими понятиями. Например, в понятии «демократическое общество» понятие «общество» отражает знание о предмете, а понятие «демократическое» – о признаке этого предмета. Итак, понятие – это мысль об общих существенных признаках предметов, выраженная в слове или словосочетании.

Между понятиями возможны отношения: рядоположенности, когда понятия объединены в жесткую систему (дни недели, месяцы года, суточный круг часов); родовидовые (закон – конституционный закон); функциональные (депутат – законопроект, учитель – ученик); причинно-следственные (каникулы – отсутствие занятий) и др. Простые понятия выражаются в языке словами, сложные – словосочетаниями.

Логические операции с понятиями осуществляются постоянно, и наиболее интенсивно – в учебной деятельности.

1) Абстракция (абстрагирование) – мысленное отвлечение от несущественных признаков, связей, отношений с целью выделения существенных, мысленное выделение одних признаков понятия и отвлечение от других.

2) Анализ и синтез. Анализ – способ мышления, заключающийся в расчленении целого на взаимосвязанные составные части, элементы. Синтез – парный с анализом метод мышления и противоположный ему по движению мысли. Функция синтеза заключается в соединении элементов понятия (его признаков), полученных в результате анализа, в единое целое.

3) Сравнение – логическая операция по установлению признаков сходства или различия между объектами (понятиями).

4) Определение (дефиниция) понятия – логическая операция, направленная на установление существенных признаков понятия, входящих в его содержание.

5) Деление понятия помогает установить его объём, то есть установить количество понятий, входящих в данное, подвергающееся операции деления. Например, государства по форме государственного устройства делятся на унитарные, федерации и конфедерации. «Государство» – делимое понятие; «форма государственного устройства» – признак, на основании которого осуществляется деление или основание деления; «унитарные, федеративные и конфедерации» – результаты (члены) деления. В учебной литературе деление часто называют классификацией. Вообще классификация – это сложное, многоуровневое деление.

6) Обобщение и ограничение (конкретизация) понятий. Обобщение понятий – логическая операция, в ходе которой при сокращении содержания понятия увеличивается его объём (древний русский обычай – русский обычай – обычай). Понятно, что «обычаев» больше, чем «русских обычаев» и т.д. Ограничением (конкретизацией) понятия называется операция, в ходе которой за счет расширения содержания понятия сокращается его объём (норма – норма права – норма обычного права). Чем больше признаков мы называем, тем более узким, конкретным становится понятие, тем меньше предметов под него «подходит».

Суждение (высказывание) – форма мысли, с помощью которой что-либо утверждается или отрицается о предметах действительности и которая является истинной или ложной. Структурными элементами суждения являются понятия. Если в суждении что-либо утверждается (В лесу родилась ёлочка), оно называется утвердительным суждением или утверждением. В отрицательном высказывании (отрицании) что-либо отрицается (В лесу не родилась ёлочка или Не в лесу родилась ёлочка или В лесу родилась не ёлочка). Истинность суждения определяется соответствием его содержания реальной действительности. Описательные суждения описывают объективную действительность, отражают ее факты. В языке описательные суждения выражены повествовательными предложениями. Суждения оценки связаны с высказыванием позиции человека по тому или иному вопросу, выражением его отношения к факту, определением ценности объекта, его оценки и предполагают употребление формул: «хорошо», «плохо», «безразлично», «лучше», «хуже». Оценка может быть позитивной или негативной. Абсолютные оценки выражаются при помощи слов «хорошо», «плохо», «безразлично», «добро», «зло». Кроме прямых оценок к оценочным суждениям относятся стандарты, образцы, правила, нормы, конвенции, советы, пожелания, традиции, предостережения («служит примером», «создает надёжную основу»).

Умозаключение (рассуждение) – форма мысли, при помощи которой из одного или более суждений выводится новое суждение. Структурными составляющими умозаключения (рассуждения) являются посылки (исходные суждения) и заключение (новое суждение). Характер истинности нового знания зависит от истинности исходных суждений. Если исходные суждения истинны, то и новое суждение истинно. По разным основаниям умозаключения делят на различные группы. По степени сложности – на простые и сложные. Простые умозаключения состоят из простых суждений, сложные из сложных. По направленности логического вывода умозаключения делят на дедуктивные, индуктивные и традуктивные. В дедуктивных рассуждениях мысль следует от общего известного к поиску частного неизвестного, например: «Все рыбы умеют плавать. Сазан – рыба. Следовательно, сазан умеет плавать». В индуктивных умозаключениях мысль следует от частного известного к поиску общего неизвестного, например: «В магазине №1 города А. не продаются книги. В магазине №2 города А. книги не продаются. В городе А. два магазина. Следовательно, в городе А. книги не продаются». Традуктивные рассуждения иначе называют рассуждениями по аналогии. Например: «В семье Б. два брата-близнеца. У одного из братьев тонкий музыкальный слух. Наверное, и второй брат обладает таким же». Как видите, традукция не гарантирует истинности вывода.

В достоверных умозаключениях вывод заключения гарантируется, а в вероятностных может быть ложен.

 

 

Вопрос рассматривается как 1) обращение, требующее ответа (лингвистический подход) или 2) запрос об информации (компьютерный подход к вопросу). Как и любая другая форма мысли, вопрос имеет свою структуру. Она складывается из формы вопроса (построение вопроса) и содержания вопроса (его значения). С точки зрения структуры вопрос состоит из двух частей: из частично известного и того, что мы хотим узнать. То, что отчасти известно, составляет предпосылку и содержание вопроса. Эта часть определяет тематику вопроса и ожидаемый результат. Вторая часть содержит запрос или обращение. Эта часть выражается вопросительными словами. Иногда вопросительные слова в вопросительном предложении отсутствуют: «Ты будешь пить чай?». Но логически правильно организованный вопрос может быть неправильным по смыслу: «Почему меньшевикам во главе с Лениным удалось в октябре 1917 г. захватить государственную власть в России?» Если «меньшевиков» заменить «большевиками», вопрос будет правильным не только синтаксически, но и семантически.

Понимание вопроса связано, прежде всего, с лексическим значением вопросительного слова. Разумеется, вопросительное слово «что» не означает, что речь пойдет об одушевлённом предмете. Затем необходимо выяснить значение слов в предложении и понимание того, в каком контексте задаётся вопрос. Часто говорят, что в вопросе содержится часть ответа. Так оно и есть.

Ответ, в отличие от вопроса, является высказыванием и построен, как и все высказывания, из субъекта, предиката и логической связки. Содержательная часть вопроса является субъектом (логическое существительное) ответа. Это то, о чём мы думаем. А вот объектом наших поисков является то, что именно мы думаем о субъекте. Это предикат (логическое сказуемое) ответа. Например, в вопросе «В чём заключается репродуктивная функция семьи?» субъектом будет «репродуктивная функция семьи», связкой «является», а предметом наших поисков – предикатом ответа как суждения – «воспроизводство населения». Поэтому и говорят, что в вопросе содержится часть ответа: «Репродуктивной функцией семьи является …».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 1358; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.