Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рекомендации по изучению отдельных тем дисциплин




Методические рекомендации студентам по конспектированию учебного материала

Рекомендации по использованию материалов УМК и проведению лекционных занятий

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

УМК по дисциплине «Введение в профессию» предназначен для повышения качества подготовки студентов в процессе проведения лекционных, семинарских, практических занятий, а также во время самостоятельной работы.

В учебном процессе наиважнейшее место занимает лекционное занятие.

От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Лекционная работа является одним из методов углубления психологических знаний студента. Она помогает расширить ему свой кругозор и формировать необходимые практические навыки, повышает интерес к выбранной профессии, а также служит для воспитания у студентов таких важных качеств, как умение самостоятельно и быстро принимать решения, быть требовательным к себе.

Лекция требует тщательной подготовки: продумать план последовательности изложения лекционного материала, раскрыть основные теоретические положения, связать их с практикой. При подготовке следует опираться на новейшее достижение науки, важнейшие теоретические обобщения. Вместе с тем лекция должна быть доступна, ее содержание необходимо увязывать с современностью, проиллюстрировать яркими, убедительными примерами, выдвигаемые положения должны быть достаточно доказательны и убедительны. Каждый студент должен разделять ответственность за эффект общения с преподавателями. Лектор отвечает за эффективность своей лекции, а аудитория – за эффективность слушания (во всяком случае, так должно быть).

Чтобы научиться эффективно слушать, нужно приучаться поддерживать непрерывное внимание к лектору. Этот процесс требует значительного умственного напряжения. Только при этом можно хорошо понять, о чем говорит преподаватель, проанализировать и запомнить отдельные предложения предлагаемого материала.

Конспект — универсальная форма записи. Он объединяет все или две любые из этих форм. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной.

Конспекты можно условно подразделить па четыре типа: плановые, текстуальные, свободные и тематические.

Плановый конспект составляется с помощью предварительного плана литературного источника. Каждому вопросу плана в такой записи соответствует определенная часть конспекта. Если какой-то пункт плана не требует дополнений и разъяснений, его не следует сопровождать текстом. Это одна из особенностей короткого плана-конспекта, помогающего лучше усвоить материал уже в процессе его изучения.

Составление такого конспекта приучает последовательно и четко излагать свои мысли, работать над источником, обобщая его содержание в формулировках плана. Краткий, простой, ясный по своей форме план-конспект — незаменимое подспорье при необходимости быстро подготовить доклад, выступление па семинаре, конференции.

Когда конспект создается на основе плана, то надо иметь в виду, что характерную для плана определенную схематичность, неполноту предстоит исправить в новой записи. Именно это — одна из основных задач написания такого конспекта. Здесь есть возможность внести в запись недоступные для плана подробности, обстоятельно раскрыть его пункты.

Самый простой плановый конспект составляется в виде ответов на пункты плана, сформулированные в вопросительной форме. В процессе подготовки, а иногда и при последующей переделке плановый конспект может отразить логическую структуру и взаимосвязь отдельных положений.

Текстуальный конспект составляется в основном из цитат. Они связываются друг с другом логическими переходами. Конспект может быть снабжен планом и включать отдельные тезисы в изложении составителя или автора.

Текстуальный конспект — хороший источник дословных высказываний автора. Он помогает выявить спорные моменты. Особенно целесообразно использовать этот вид конспектирования при изучении материалов для сравнительного анализа положений, высказанных рядом авторов.

Существенный недостаток текстуального конспекта заключается в том, что он мало активизирует внимание и память. Это особенно проявляется в случаях, когда конспект составлен без глубокой проработки материала, без его усвоения. Отсюда — необходимость постоянной работы над этими видами записи.

Текстуальный конспект при последующей его разработке или даже в процессе составления может превратиться в свободный конспект — сочетание цитат, тезисов, собственных суждений составителя. Такой конспект требует умения самостоятельно четко и кратко формулировать основные положения. Для этого необходимо глубокое осмысление материала, большой и активный запас слов. Само составление такого конспекта успешно развивает эти качества. Свободный конспект, по всей видимости, наиболее полноценный, но он довольно трудоемок, требует определенного опыта и эрудиции.

Тематический конспект дает в большей или меньшей мере ответ на поставленный вопрос-тему. Специфика этого типа конспекта заключается в том, что, разрабатывая определенную тему по ряду источников, он не отображает всего содержания используемых произведений.

Составление тематического конспекта помогает всесторонне осмыслить тему, проанализировать различные точки зрения на один и тот же вопрос, мобилизовать свой интеллектуальный “багаж”.

Разновидностью тематического конспекта является обзорный тематический конспект. Это тематический обзор на определенную тему с использованием нескольких источников.

К обзорному тематическому конспекту можно отнести и хронологический конспект. Как видно из названия, основное, чему подчинена запись в данном случае, это хронологическая последовательность событий на фоне отражения самих событий. В отличие от обзорного конспекта на ту же тему хронологический конспект более краткий и конкретный.

Разумеется, чтобы в полной мере освоить работу над конспектами, необходимо достаточно хорошо овладеть другими формами записи (план, тезисы, цитаты и др.). Хотя здесь следует обратить внимание на то, что все это имеет сугубо индивидуальные особенности. Порой, студенты уже на первом курсе неплохо составляют конспекты, успешно выступают на научных конференциях. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.

Реферат (от латинского «referre» - докладывать, сообщать) представляет собой краткую запись идей, содержащихся в одном или нескольких источниках. Зачастую рефераты готовят для того, чтобы воспроизвести эти идеи перед соответствующей аудиторией.

Реферат требует глубокого изучения первоисточников, умения связывать их теоретические положения с современностью, проводить глубокий анализ, делать практические выводы, наконец, учит вести дискуссии. Для этого надо иметь свое собственное твердое мнение на определенную тему, то есть хорошо знать материал.

При подготовке и защите реферата особенно важно определить четкое назначение работы, установить задания самому себе. Излагаемое должно быть полностью осознано составителем. Если еще можно как-то мириться с неясными местами в конспекте, то в реферате это недопустимо. В случае, если неясные места все же остаются, их преднамеренно выносят на обсуждение. Реферат, таким образом, становится плодом коллективного творчества, поскольку его идеи формулируются не только автором, но и аудиторией.

Поэтому полезно, чтобы коллектив слушателей и оппоненты были заранее подготовлены. Иными словами, к обсуждению реферата должны готовиться не только составитель реферата, но и аудитория, и что особенно важно, готовиться в контакте друг с другом. В этом случае очень полезно размножить реферат на той или иной множительной технике (ксерокс, компьютер и проч.) и дать заранее с ним ознакомиться коллегам по студенческой группе.

Подчеркнем, что реферат пишут для себя, чтобы с его помощью осмыслить и передать идеи, мысли, обобщения другим, совместно их обсудить. Реферат может стать вспомогательным материалом для устного выступления с элементами импровизации.

При проведении занятий со студентами необходимо учитывать специфику учебного материала, который изучается в различных темах.

 

Введение. Психология - это наука, которая изучает наиболее общие закономерности нашей душевной жизни. Она показывает, что вся наша психическая деятельность носит отражательный характер, и помогает нам приспособиться к действительности. Зеркало отражает то, что воспринимает: луч восприняло, луч и отразило.

Термин возник в 16 веке и означает собственно учение о душе или науку о душе. В строгом смысле понимается как наука о психике, а психолог - человек, профессионально занимающийся психологией в теоретическом и практическом плане, в том числе для помощи людям в определённых ситуациях.

Отделение психологии от философии произошло во 2-й половине 19 века. Это стало возможным в силу развития объективных экспериментальных методов, пришедших на смену интроспекции, и формирования особого предмета психологии человека, основными признаками коего стали деятельностная активность и присвоение общественно-исторического опыта.

Психология уже накопила много фактов о том, как новое знание о себе делает человека другим, меняет его отношения, цели, состояния и переживания. Можно сказать, что психология- наука, не только познающая, но и конструирующая, созидающая человека.

Психология - живая, становящаяся, развивающаяся область знания и практики. В ней существуют многие подходы, направления, теории, не во всём взаимно согласные, а порой трудно соотносимые: основанные на разных философских системах, с разными понятийными аппаратами, разными объяснительными принципами.

На самом деле психология стоит в ряду естественных наук, и законы, которые она изучает, действуют так же жестоко, как законы природы.

Психология сейчас стала престижной и даже модной профессией. Ею стараются овладеть многие просто потому, что она престижна. Сейчас наблюдается возрастание интереса к психологии. Для подготовки психологов открываются новые факультеты, создаются курсы ускоренной подготовки психологов, входят в моду заочные формы обучения психологов, в психологов переквалифицируются люди, долго работавшие по другой специальности, часто очень далёкой от сферы "человек - человек".

Специалист - профессионал- это человек, достигший высокого уровня исполнения своих обязанностей в главной сфере функционирования того учреждения, в котором он работает. В основу подготовки такого специалиста закладываются знания, умения, навыки в соответствии с профессионализацией его действий. Если иметь в виду подготовку специалиста - психолога, то она идёт через усвоение им дисциплин, заложенных в учебный план и реализуемых в форме лекций, семинарских, лабораторных и практических занятий, разных видов тренинга, курсовых и дипломных работ.

Практический психологоказался востребованным во всех сферах: в образовании, производственном, управленческом (менеджерском) и ином труде, бизнесе, коммерции и во всех измерениях повседневной жизни.

Модель, алгоритм и технология деятельности практического психолога - это те дефиниции его труда, без усвоения которых нет осознанного восхождения к вершинам профессионализма в данной неординарной сфере. Наиболее эффективные средства реализации основных профессиональных функций практического психолога - психодиагностика психологического развития, коррекция, консультирование и др.Всякое неквалифицированное использование инструментария психодиагностики, психокоррекции и др. может нанести непоправимый вред жизни и деятельности конкретного человека или коллектива, дискредитировать саму психологическую службу. В этих целях важно руководствоваться рядом правил, которые выступают социально - правовыми и профессионально - этическими нормами деятельности практических психологов.

Во-первых, вся работа практического психолога должна иметь чёткую целевую ориентацию. Важно хорошо представлять особенности объекта, время и условия работы. Методики, которыми психолог не овладел в достаточной мере, по которым чувствует слабость подготовки, использовать нецелесообразно. Особенно осторожно следует подходить к практическому применению психотерапевтических методов воздействия. Главным правилом работы психолога должен стать принцип " Не навреди!".

Во-вторых, вся исследовательская деятельность практического психолога должна носить прикладной характер и быть органически связанной с процессами жизни и деятельности своего клиента. Здесь следует проявлять в высшей степени корректность. Необходимо добиваться доверительного и доброжелательного взаимоотношения с любым клиентом.

Полученная информация не может быть использована ни в корыстных целях, ни для злоупотребления служебным положением кем бы то ни было, ни в каких - либо иных целях, наносящих вред человеку, коллективу, интересам дела. Следует помнить, что информация, которой владеет психолог, - это оружие особого характера.

В-третьих, охватывать психологическим влиянием весь уклад труда и жизни, добиваться компетентной реализации своих должностных функций. При этом тесно взаимодействовать со всеми административными институтами и общественностью.

Оперативно доводить информацию до тех субъектов, которые способны оказать позитивное влияние на решение проблемы.

Своевременность в работе психолога - важное условие её результативности.

В-четвёртых, постоянно совершенствовать свою профессиональную компетентность, пополнять арсенал средств и методов работы, добиваться овладения современными психотехнологиями.

Профессионализм практического психолога - основа успешности его труда.

Тема1. Достижения и противоречия психологической науки и практики

При изучении каждой отдельной темы необходимо рассмотреть следующие дидактические единицы.

Значение термина «психология». Научное и житейское психологическое знание.

Место психологии в системе естественных и гуманитарных наук. Дать характеристику сферам деятельности психологов-практиков. Раскрыть различные функции профессионалов (психиатров, психологов, психоаналитиков, психотерапевтов) в области психической жизни. Социальный заказ на работу практического психолога. Обратить особое внимание на роль взаимоотношений психолога и клиента в процессе оказания психологической помощи. Общее и различное в понимании предмета психологии основными научными школами.

Литература к теме №1:

Основная:

1. Годфруа Ж. Что такое психология.:В 2-х т.-М.:1992.-Т.1.

2. Гришпун И.Б. Введение в психологию. - М.:Международная педагогическая академия, 1994.\

3. Петровский А.В. Введение в психологию. - М.: Академия, 1995.

4. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии: Хрестоматия с комментариями по курсу "Введение в психологию".-М.: Академия, 1996.

Дополнительная:

1. Розин В.М. Психология: теория и практика: Учебное пособие. -М.: Форум, 1997.

2. Романов И.Ю. Психоанализ: культурная практика и терапевтический смысл. (введение в теорию, практику и историю психоанализа.): Пособие для учителей.-М.: Интерпракс,1994.

3. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени.- М.: Прогресс, Универс,1994.

 

Тема2. Организация профессиональной деятельности психолога

При изучении каждой отдельной темы необходимо рассмотреть следующие дидактические единицы.

Виды деятельности профессионального психолога.При рассмотрении данной темы необходимо подчеркнуть особую роль и функции психолога; права и обязанности практического психолога. Уделить особое внимание характеристике Этического кодекса психолога.

Мотивация выбора профессии психолога. Умение психологически мыслить. Соотношение ожиданий работадателя, клиента, психолога. Раскрыть полную

характеристику Супервизии как основному способу профессиональной

поддержки.

Литература к теме №2:

Основная:

1. Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию.- М:Международная педагогическая академия,1994.

2. Битянова М. Р. Организация психологической ркботы в школе.-М.: Совершенство,1998.

3. Бодалев А.А. Личность и общение. - М.: Международная педагогическая академия, 1995.

4. Климов Е.А. Как выбирать профессию: Кн. для учащихся.-М.,1984.

5. Климов Е.А. Профисиональное самоопредиление.-М.-н/Д., 1996.

6. Мясоед П.А. Теория и практика в работе школьного психолога.// Вопр.психологии.-1993.-№5.

Дополнительная:

1. Овчарова Р.В.Справочная книга школьного психолога.-М.:Просвещение, Учебная литература, 1996.

2. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопредиление.-Москва-Воронеж,1996.

3. Якобс Д., Денис П., Мейер Д. Супервизорство. Техника и методы корректирующего консультирования.-СПБ: Б.С.к., 1997.

4. Этический Кодекс психолога/ Психологическая газета, 1996,№1-11.

 

Тема 3. Личность психолога

При изучении каждой отдельной темы необходимо рассмотреть следующие дидактические единицы.

Личность как «орудие труда» психолога. Профессиональные болезни психологов. Проявление в работе переносных чувств. Собственный опыт самопознания. Более подробно рассмотреть работу с личностными трудностями и конфликтами, организацию собственных психических процессов. Дать характеристику индивидуального стиля деятельности. Собственная терапия -важная часть подготовки к повседневной жизни профессионального психолога.

Литература к теме №3:

Основная:

1. Артемьева Е.Ю., Вяткин Ю.Г. Психосемантические методы описания профессий. - 1986.-№3.

2. Битянова Н. Р. Психология личностного роста.-М.:Международная педагогическая академия,1995.

3. Беркли-Ален М, Забытое искусство слушать.-СПб.: Питер Пресс,1997.

4. Левитин К. Е. Личностью не рождаются. - М.: Наука,1990.

5. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. - М.: Класс,1994.

6. Петровский А. В. Психология о каждом из нас. - М.: изд. Российского открытого университета, 1992.

Дополнительная:

1. Витакер К. Полномочные размышления семейного терапевта. - М.: Класс, 1988.

2. Минделл Э. Психотерапия как духовная практика. - М.: Класс, 1997.

3. Сколько вам лет?(Линия жизни глазами психолога). /Под. ред. А. А. Кроника. - М.: Школа - Пресс, 1993.

Тема 4. Личный арсенал практического психолога

Малая библиотека практического психолога: аннотированный список литературы к курсу «Введение в профессию». Большая библиотека практического психолога. Структура большой библиотеки. Комментированный список-минимум рекомендуемых изданий. Тестотека: функции и структура Лекотека: функции и структура. Видеотека: функции и структура. Справочная информация об основных источниках пополнения тестотеки.

Литература к теме №4:

Основная

1. Грановская Р.М. Элементы практической психологии-3-е изд., с изм. и доп.-СПб,1997.

2. Данилова В. Психотехника индувидуальности: Пособие для самообразования.-Харьков: Оригинал, Рубикон, 1994.

3. Леви В. Л. Искусство быть другим.-Любое изд.

4. Леви В. Л. Искусство быть собой.- Любое изд.

5. Леви В. Л.Цвет судьбы.-Любое изд.

6. Петровская Л. А. Компетентность в общении.- М.: МГУ, 1989.

7. Петровский А.В. Популярные беседы о психологии.-2-е изд., доп. и перераб.-М.,1983.

8. Трунов Д. Г. Профессиональная деформация практического психолога// Психологическая газета, 1998, №1(28).-С.12-13.

Дополнительная

1. Аминов Н. А., Молоканов М. В. Социально-психологические предпосылки специальных способностей школьных психологов.// Вопр. психологии.-1992.-№1-2.

2. Бадмаев Б. Ц. Психология: как её изучать и усвоить: Учёно-метод.пособие для студентов вузов.- М.: Учебная литература, 1997.

3. Джекобс Д., Дэвид П., Мейер Д.-Д. Супервизорство. Техника и методы корректирующих консультаций: Руководство для преподавателей психодинамической психотерапии и психоанализа.-СПб: Б.С.К., 1997.

4. Климов Е.А. Какую психологию и как преподавать будущим педагогам.// Вопр. психололгии.-1998.-№2




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 475; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.