Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие отечественной педагогики




Лекция № 2.

Вопросы самопроверки.

Дать определение понятию педагогика и назвать составляющие её компоненты.

Кого можно по настоящему называть учителем?

Как осуществлялось обучение в доисторический период времени?

Как осуществлялось обучение в странах древнего востока?

Как осуществлялось обучение в древней Греции?

Как осуществлялось обучение в древнем Риме?

Какой принцип изложенный Яном Амосом Коменским лёг в основу законов обучения и воспитания?

Назвать дидактические принципы сформулированные Я.А. Коменским.

Какую цель воспитания ставил Лжон Локк (1632-1704гг в своей педагогической теории?

Какие теоритические идеи воспитания лежали в основе произведения Жан-Жака Руссо «Эмиль»

Какой главный принцип воспитания выдвигал Дистевег ФридрихАдольф Вильгельм.

Использованная литература.

Джуринский А.Н. История педагогики: Уч. пособие для студентов педвузов. М.: ГИЦ "Владос", -1999. История педагогики и образования: от зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. А.И. Пискунова. М., 2001.

Мазалова И.А, Уракова Т.В. История педагогики и образования. Изд-во: Высшее образование. 2006.

Моздалевский Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших и до наших времен: В 2 кн. СПб., 2000.

Коджаспирова Г.М. Педагогика. Издательство. Гардарики. 2004. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. М., 1982.

Корнетов Г.Б. Воспитание в первобытном обществе: возникновение, сущность, эволюция. М., 1993.

Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учеб. пособие. М: Гардарики, 2005.

Локк Д. Сочинения: В 3 т. М., 1988.

Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. М., 1963.

2.1.Развитие педагогической мысли в древней Руси. В Киевской Руси 10 -13 веков идеалы и программа воспитания черпались из «жития святых», поучений и проповедей, жанр и стилистика которых были заимствованы у византийцев. Педагогические идеи Златоуста были развиты Кириллом Туровским (ум.1182). Важные сведения о воспитательных идеалах Киевской Руси содержит «Поучение Владимира Мономаха детям» (1096).

Государственно – экономическое развитие Руси 14 – 16 веков не оказывало существенного влияния на систему образования, не требовало введения государственного школьного обучения. Появились первые печатные учебники – азбуки – «Буквари» с методическими рекомендациями по их использованию. Религиозно – нравственное воспитание и элементарное обучение осуществлялось при приходских храмах.

В 1687 году в Москве по инициативе Симеона Полоцкого (1629 -1680 г.г.) было открыто высшее учебное заведение – Эллино-греческая, впоследствии Славяно – греко-латинская академия. В 17 веке Симеон Полоцкий написал несколько учебных книг, Епифаний Славинецкий (1600 -1675 г.г.) - сочинение педагогической направленности «Гражданство обычаев детских», протопоп Аввакум (1621 – 1682 г.г.) – «Домострой».

2.2.Развитие педагогической мысли в России. На территории нашей страны в XVIII в. высшее образование зарождалось в условиях централизованной государственной власти. Все виды высших учебных заведений содержались на государственные средства, и их имущество принадлежало государству, поэтому они являлись государственными учреждениями.

Отвечая основным целям государства в то время, эти учебные заведения имели цель – усиление военной и экономической мощи России. При Петре I обучение в вузах определялось как государева служба: студент получал определенные денежные средства, а за невыполнение своих учебных обязанностей подвергался взысканиям. В то время творили выдающиеся российские деятели, авторы учебников и педагогических сочинений - Леонтий Филиппович Магницкий (1669 – 1739 г.г.), Василий Никитич Татищев (1686 – 1750 г.г.).

1755 году на основании указа Елизаветы был открыт Московский университет. В основу его программы лёг трехлетний общеобразовательный курс для студентов всех факультетов которую составил М. В. Ломоносов. По окончании такого подготовительного курса существовало еще четырехлетнее обучение по профилирующим дисциплинам на каждом факультете. В российских университетах не только не было богословских факультетов, но и даже не преподавалось богословие, что существенно отличало российское высшее образование от западноевропейских университетов, основателем которых являлась церковь.

В XIX в. университетское образование приобретает социальный статус, как важнейший этап подготовки чиновничества. Тогда был введен государственный экзамен на чин. Мировую славу русской педагогике принёс Константин Дмитриевич Ушинский (1824 – 1871 г.г.). Он совершил переворот в педагогической теории и революцию в педагогической практике. Главное сочинение Ушинского – фундаментальный педагогический труд – «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». В педагогической системе Ушинского ведущее место занимает учение о целях, принципах и сущности воспитания при руководящей роли школьного учителя. Строит концепцию развивающего обучения. Он требует переустройства системы образования в России на основе новейших научных достижений.

Широко известны труды выдающихся русских мыслителей, философов и писателей Александра Николаевича Радищева (1749 – 1802 г.г.), Виссариона Григорьевича Белинского (1811-1848 г.г.), Александра Ивановича Герцена (1812 – 1870 г.г.), Николая Гавриловича Чернышевского (1828 – 1889 г.г.), Николая Александровича Добролюбова (1836 – 1861 г.г.), Дмитрия Ивановича Писарева (1841 – 1868 г.г.) и их педагогические взгляды.

Во всём мире признаны провидческие педагогические идеи Льва Николаевича Толстого (1828 -1910 г.г.), изучаются труды Василия Ивановича Водовозова (1825 – 1886 г.г.), Николая Ивановича Пирогова (1810 – 1881 г.г.). Они выступали с резкой критикой сословной школы и призывами коренного преобразования дела народного воспитания.

На рубеже 19 – 20 веков разработали: основы семейного воспитания Пётр Фёдорович Каптерев (1849 – 1922 г.г.), эволюционную педагогику Василий Порфирьевич Вахтеров (1855-1924 г.г.), теорию физического образования и систему подготовки кадров для её внедрения в жизнь Пётр Францевич Лесгафт (1837 -1909 г.г.). На рубеже веков строили свои педагогические концепции убеждённые сторонники свободного воспитания Константин Николаевич Вентцель (1857 -1947 г.г.) и Станислав Теофилович Шацкий (1878 -1934 г.г.). Они считали, что учебно – воспитательный процесс должен строиться только в соответствии с закономерностями развития ребёнка, в тесной взаимосвязи с окружающей средой.

2.3. Развитие педагогики в Советский период. Октябрьская революция 1917 г. прервала традиционное и эволюционное развитие теоретической и практической педагогики и заложила фундамент советской педагогики. Общее руководство процессом становления новой системы образования в стране осуществлял Владимир Ильич Ленин (1870 – 1924 г.г.), возглавлял Наркомпрос Анатолий Васильевич Луначарский (1875 – 1933 г.г.), главным идеологом Наркомпроса, проводником идей коммунистического воспитания молодёжи являлась Надежда Константиновна Крупская (1869 – 1939 г.г.). Теоретические поиски Крупской концентрировались вокруг проблем формирования новой советской школы, организации внеклассной воспитательной работы, зарождающегося пионерского движения.

Русская педагогика послеоктябрьского периода пошла по пути разработки идей воспитания человека в новом обществе. Активное участие в творческих исканиях новой педагогики принял Станислав Теофилович Шацкий, руководивший Первой опытной станцией по народному образованию Наркомпроса РСФСР. Первыми авторами учебных пособий по педагогике, в которых ставились и решались задачи социалистической школы, были Павел Петрович Блонский (1884 – 1941 г.г.), написавший книги «Педагогика» (1922), «Основы педагогики» (1925), и Альберт Петрович Пинкевич (1884 – 1939), «Педагогика «которого вышла в те же годы.

Известность педагогике довоенного периода принесли работы и педагогическая деятельность Антона Семёновича Макаренко (1888 – 1939 г.г.). Он выдвинул и проверил на практике принципы создания и педагогического руководства детским коллективом, методики трудового воспитания, изучал проблемы формирования сознательной дисциплины и воспитания детей в семье.

Виктор Николаевич Сорока – Росинский (1882 -1960 г.г.) создал оригинальную педагогическую систему для перевоспитания трудных подростков.

После Великой Отечественной войны исследованию моральных проблем воспитания молодёжи посвятил свою педагогическую деятельность Василий Александрович Сухомлинский (1918 – 1970 г.г.). Результатом его педагогического творчества стали книги: «Воспитание коллективизма у учеников», «Воспитание коммунистического отношения к труду», «духовный мир школьника», «Сердце отдаю детям» и многие другие.

В эти годы глубоко исследовались проблемы обучения Леонидом Владимировичем Занковым (1901 – 1977 г.г.), Даниилом Борисовичем Элькониным (1904 – 1984 г.г.), Василием Васильевичем Давыдовым (1930 -1999 г.г.). В.В. Давыдов в результате многолетних экспериментальных исследований выявил условия организации развивающего обучения в процессе усвоения учащимися знаний и умений.

В последние десятилетия 20 века в России выделилась целая плеяда педагогов – новаторов, приверженцев идей педагогики сотрудничества. Основателями этого направления являются Шалва Александрович Амонашвили, Виктор Федорович Шаталов, Софья Николаевна Лысенкова и др. Идейным вдохновителем педагогики сотрудничества являлся Симон Львович Соловейчик (1930 -1996 г.г.)

2.4. Основные направления современной педагогики. Основные тенденции развития систем образования в мире направлены на то, чтобы помочь современным людям успешно ориентироваться в новых социально-экономических жизненных условиях. Поскольку именно средние и высшие учебные заведения должны заниматься этим процессом и готовить молодёжь к активной деятельности в различных сферах жизни общества, все развитые страны мира пришли необходимости реформации своих систем образования в целях реализации культурного развития общества. В связи с этим должен быть организован процесс познания, а не преподавания, как до недавнего времени было принято было в традиционном обучении. Это стало особенно очевидно, когда образование, во многих странах мира приобрело массовый характер обязательного среднего. Это нужно было сделать в связи с тем, чтобы учащиеся стали центральными фигурами учебного процесса, чтобы их познавательная деятельность находилась в центре внимания научно-исследовательской деятельности. Поэтому основные направления современной педагогики направленны на то, что бы подготовить представителей нового поколения общества ориентироваться в современных информационных технологиях и средствах массовых коммуникаций, научить самостоятельно и активно действовать, принимать решения и так же быстро и гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

Вопросы самопроверки.

Охарактеризовать развитие образования на территории древней Руси.

Назвать имена, фамилии и названия произведений деятелей образования средневековой Руси

Охарактеризовать развитие педагогической мысли в России на территории нашей страны в XVIII веке.

Охарактеризовать развитие педагогической мысли в России на территории нашей страны в 19 веке.

Охарактеризовать развитие педагогики в Советский период.

Использованная литература.

Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII вв. / Сост. С.Д. Бабишин, Б.Н. Ми-тюров. М., 1985.

Антология педагогической мысли России в XVIII в. / Сост. А.И. Соловников. М., 1985.

Антология педагогической мысли России второй половины XIX в. / Сост. П.А. Лебедев. М., 1990.

Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. / Сост. П.А. Лебедев. М., 1987.

Белозерцев Е.П. К.Д. Ушинский и русская школа. Беседы о великом педагоге. М., 1994.

Беляев В.И. Педагогика А.С. Макаренко: традиции и новаторство. М., 2000.

Беляев В.И. Становление и развитие инновационной концепции С.Т. Шацкого. М., 1999.

Джуринский А.Н. История педагогики. М., 2000.

Днепров Э.Д. Современная школьная реформа в России. М., 1998.

Егоров С.В. Учебно-методические материалы по истории педагогики. М., 2000.

Жураковский Г.Е. Из истории просвещения в дореволюционной России. М., 1978.

Зеньковский В.В. Педагогика. М., 1996.

Андреева И.Н., Буторина Т.С., Васильева З.И. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. М., 2001.

История педагогики / Под ред. А.И. Пискунова. М., 2001.

Ломоносов М.В. О воспитании и образовании. М., 1991.. Луначарский А.В. О воспитании и образовании. М., 1980.

Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. М., 1978.

Очерки педагогической науки в СССР (1917-1980) / Под ред. Н.П. Кузина, М.Н. Колмаковой. М., 1986.

Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М., 1979.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 4341; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.