Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогическая аксиология




Лекция№ 4.

Вопросы самопроверки.

Охарактеризовать на основе каких наблюдений произошло появление принципа природосообразности.

Назвать название произведения и имя человека возродившего в средние века идеи принцип природосообразности.

Охарактеризовать смысл идей и построение системы воспитания и обучения Я.М. Коменского.

Охарактеризовать смысл идей и построение системы воспитания и обучения Джона Лока, Ж. Ж. Руссо.

Охарактеризовать сновной закон обучения и воспитания выраженный в идеях Песталоцци.

Охарактеризовать принципы обучения и воспитания на основе закона природосообразности выраженный в идеях К.Д. Ушинского и Л.Н. Толстого.

Назвать имя человека выдвинутовшего принцип культуросообразности.

Охарактеризовать идеи принципа культуроообразности выдвинутого немецким педагогом А. Дистервегом.

Использованная литература.

Антология педагогической мысли христианского средневековья: В 2 т. / Авт. - сост. В.Г. Безрогова, О.И. Варьяш. М., 1994. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. М., 1995

Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию М., 1995.

Пряникова В.Г. История образования и педагогической мысли: Учебник-справочник / В.Г. Пряникова, З.И. Равкин. М., 1995.. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. М., 1981.

Степашко Л.А. Философия и история образования. М., 1999.

Френе С. Избранные педагогические сочинения. М., 1990.

Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Под ред. А.И. Пискунова. М., 1981.

4.1.Философское понятие ценностей. Аксиология - это греческое слово, переводимое как – ценность. В социологию, науку понятие ценностей ввел Макс Вебер. Он сделал вывод о том, что действия индивида лишь тогда являются осмысленными, если они соотносятся с ценностями. Понятие ценностей отражает значимый набор тех или иных явлений реальной жизни.

Ценности формируются в процессе человеческой деятельности, где есть три вида производства: людей, вещей и идей. В контексте этого самой первой ценностью является человек. Он самоценен, независимо от его пола и возраста, нации, социального происхождения. И ценность человека не сводится только к его полезности. Ценность человеческой личности в определенном смысле выше всего того, что делает или говорит данный человек.

Материальные ценности - это то, что создано руками человека, то, что является его второй природой. Вещный мир подтверждает факт человеческого существования, создает ощущение личной значимости. Этот окружающий человека мир, который удовлетворяет его потребности и становится мерой цены человека. В определённых слоях обществе сложилось психологическое мнение, что если у кого-то есть то, чего нет у других, то в глазах окружающих он приобретает вес. Хотя вещи сами по себе нейтральны, и только человек придает им ценностный смысл.

От подчинения материальному и деградации человечество спасает, то что в наличии у него есть еще одна категория ценностей – духовная. Это, прежде всего эстетические и моральные ценности. Потеря эстетических ценностей ведет к потере культуры, к потере способности испытывать бескорыстную радость от созерцания красот природы, человека, материальных объектов. В разные века понятие ценностей были разными. От гедонизма (поиск чувственного наслаждения) до аскетизма (отречение от наслаждений и желаний). Российские философы Н.Бердяев, В Соловьев, П Флоренский, С. Булгаков пытались определить сумму ценностей российского народа. И они делали упор на ценность человеческой жизни, т.к. насильственная потеря хотя бы одной человеческой жизни влечет за собой крушение основ всего общества. Оно становится неустойчивым, появляется страх и апатия. Все гуманисты в основу своих учений ставили призыв: «Возлюби ближнего своего!..». Потеря эстетических ценностей ведет к потере культуры, к потере способности испытывать бескорыстную радость от созерцания красот природы, человека, материальных объектов. Ценности в процессе жизненного развития меняют свою иерархию. Это происходит по причине создания человеком того факта, что «не хлебом единым» наполнена наша жизнь. Если в младенчестве пища и уход становятся основой выживания и приобретают жизненную ценность, то в 18 лет они уже становятся на более низкую ступень. А на высшую ступень должна стать направленность личности, краеугольным камнем которой и является система духовных ценностей. Но так не всегда получается. Зачастую воспитатели смотрят на подопечных с высоты своего опыта и жизненных ценностей, в результате разгорается искусственно созданный конфликт поколений. Если идет декларирование духовных ценностей в противовес ценностям подросткового возраста, то ничего, кроме агрессии, они не вызывают, потому что дети видят демонстрацию полного неуважения и непонимания их потребностей. А в этом возрасте ценно следующее: семья, дружба, любовь, интерес к собственной личности, чтобы тебя уважали, замечали и видели то хорошее, чем ты располагаешь. В общем, у подростков есть жажда признания во многих сферах жизни. Эти ценности и приводят их в движение и заставляют совершать поступки. Ценности питают подростков, создают основания для фундамента веры в будущее. Через ценности молодые люди начинают восхождение к собственной Самости, понимать свою человеческую сущность. Они не зря задают вопросы: «Кто я такой? Ради чего я живу?» и не всегда находят ответы. И как часто, когда мы спрашиваем «А ты – какой?», они отвечали «Пусть обо мне другие скажут! Что я о себе буду говорить, я еще не знаю, какой я». Очень важно, чтобы значимые люди: семья, друзья, педагоги – помогали ему в становлении, подчеркивали ценность самого подростка, ведь ценности – это результат чувственного влияния чего-либо или кого-либо на жизнь человека как субъекта отношений.

4.2. Педагогическая аксиология Образование как общечеловеческая ценность, социокультурный феномен и педагогический процесс. Понять и оценить истинную сущность «образования» как сложного многопланового явления можно лишь в единстве и взаимодополнении разноаспектных характеристик при рассмотрении образования как ценности, как системы, как процесса, как результата.

Образование как общечеловеческая ценность определяется для любого общества значимостью её сферы, от уровня развития которой зависит его нравственный, интеллектуальный, экономический и культурный потенциал, что в конечном счёте предопределяет возможность прогрессивного развития этноса, нации, государства. Важной составляющей образования как общечеловеческой ценности является личностно – ориентированные ценности. На них должна быть с ориентирована образовательная деятельность, учитывающая интересы, способности и познавательные запросы личности. Процесс воспитания не может происходить без ориентации личности в мире ценностей. Во все времена система ценностных ориентаций школьников была адекватна системе ценностей общества. Доказано, что вслед за переоценкой ценностей, происходящей в обществе, постоянно, а иногда предвосхищая ее, появляются изменения в ценностных ориентациях детей. Своеобразие социальной ситуации развития современного школьника состоит в поиске ценностных ориентиров в условиях кардинальной переоценки ценностей, в рождении новых приоритетов. В связи с этим особое значение приобретает педагогическая аксиология, ценностные ориентации учителей. Культура личности выступает в этой ситуации особо значимым фактором в ориентации школьников на социально значимые ценности. Изменение педагогической позиции из монологической в диалогическую, определяющее восхождение педагога к потребностям ученика и ценностям детства есть одно из ведущих педагогических условий ориентации школьников на социально значимые ценности. Степень возможности ориентироваться человеку в окружающей действительности, в познании самого себя в будущем не зависит целиком от возраста человека. Наличие ориентации на социально значимые ценности характеризуют личностную зрелость, самостоятельность, которая может не состояться не только в школьные годы, но и позднее. Формирование ценностных ориентаций во многом способствует процессу развития личности в целом. Ведь ценность человека, духовный мир личности определяются степенью сформированности его ценностной ориентации, мерой его причастности к обществу, его истории, настоящему, диапазоном его общественных интересов, богатством и разнообразием связей и взаимоотношений с обществом. Среди факторов, в наибольшей мере влияющих на ценностное освоение окружающей действительности школьниками, ведущим выступает содержание. Содержание ориентации школьников всегда детерминировано социокультурной ситуацией развития общества. Социум – ведущий фактор, определяющий цели и ориентиры. Приоритет общечеловеческих ценностей: ценности, преемственно сохраняемые во всех общественных системах: истина, добро, гуманизм и красота; необходимая, глобально и личностно значимая ценность – жизнь; особо актуальная для нынешнего этапа развития общества – Отечество; приоритетная, обеспечивающая прогресс и процветание общества и личности ценность – труд. Другим фактором, обеспечивающим динамику освоения ориентации, является школа и ее центральное действующее лицо – учитель, организующий ценностное взаимодействие «учитель-ученик». В связи с этим своеобразие взаимосвязи «личность-общество» у школьников (в отличие от взрослых людей) состоит в том, что она является опосредованной взрослыми, целенаправленно стремящимися сформировать ценностное отношение к миру, к другим людям, самому себе, своему прошлому, настоящему и будущему. Формирование цепочки «Ценности окружающей действительности» - «Я сам» - «Мое будущее» строится на фоне многообразных факторов, влияющих на построение жизненных перспектив взрослеющей личности. Выбор цели и перспектив происходит в процессе воспитания. Школа – тот мир, который представляет собой достаточно ограниченную систему, в котором подструктуры взаимосвязи «индивид-среда», «индивид-воспитатель» дополняются целым рядом взаимодействий. Среди этих взаимодействий необходимо подчеркнуть сильно действующий феномен – это коллектив, группа, сфера общения внутри школы. Причем необходимо подчеркнуть, что воспитательная деятельность в этой системе взаимодействий продуктивна лишь тогда, когда она соответствует логике саморазвития субъекта, когда она приводит в действие механизмы развития самой личности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 2876; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.