Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

К теме 4 - Организация педагогического взаимодействия в структуре педагогического процесса




К теме 3 - Формы взаимодействия субъектов в педагогических процессах

При изучении материала воспользуйтесь выводами о том, что сущностной характеристикой педагогического (образовательного) процесса является именно взаимодействие его участников, а не воздействие педагогов на воспитанников. Педагогическое взаимодействие ¾ преднамеренный контакт (разной продолжительности по времени) педагогов и воспитанников, результатом которого являются взаимные изменения в поведении, деятельности и отношениях.

Педагогическое взаимодействие реализуется при условии:

а) целенаправленного педагогического влияния;

б) активного восприятия и усвоения воспитанником разнообразных форм социокультурного опыта.

Активность воспитанника проявляется в непосредственных и опосредованных ответных влияниях на педагога и на самого себя.

На основе данных умазаключений составьте таблицу, отражающую особенности понимание педагогического взаимодействия в гуманистической педагогике.

При анализе источников и подведении итого в по теме составьте таблицу, отражающую сущность и особенности различных типов педагогического взаимодействия:

 

Тип взаимодействия сущность Отношения к интересам друг друга Наличие осознаваемой общей цели Субьектность позиции
сотрудничество        
Диалог        
Опека        
Подавление        
Соглашение        
Конфронтация        
индифферентность (полная или частичная)        

 

 

К теме 5 – «Здоровье сберегающие технологии педагогического процесса»

1. Познакомьтесь с материалами, отражающими содержание стандартов второго поколения для начальной школы (http://edu.resobr.ru/archive/year/articles/1908//) и обсудите их в группа в аспекте темы занятия (см. выдержки):

Методология и методика оценки здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения

Модернизация содержания общего среднего образования сопровождается внедрением различных образовательных программ и технологий воспитания и обучения. К сожалению, в настоящее время не проводится оценка безопасности образовательной среды, в том числе условий, программ, методик и режимов обучения на работоспособность, функциональное состояние организма и состояние здоровья обучающихся. В то же время, Закон РФ «Об образовании» определяет охрану здоровья обучающихся как приоритетное направление деятельности образовательного учреждения, администрация которого должна обеспечивать условия безвредного и безопасного обучения и воспитания, организацию и проведение постоянного мониторинга влияния этих условий на организм воспитанников и учащихся на протяжении всего периода их обучения.

В соответствии с действующим законодательством РФ образовательные учреждения или их учредители должны проводить работы по обоснованию безопасности для детей и подростков новых образовательных программ и технологий. Согласно Закону РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», программы, методики и режимы воспитания и обучения, технические, аудиовизуальные и иные средства обучения и воспитания, учебная мебель, а также учебники и иная издательская продукция допускаются к использованию в образовательной деятельности только при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии их санитарным правилам. Для того чтобы оценить уровень безопасности и безвредности условий обучения, а также образовательных технологий, реализуемых в учреждении, необходимы научно обоснованные методические рекомендации по объективной оценке по влиянию комплекса факторов образовательной среды на изменение функциональных резервов и состояние организма воспитанников и обучающихся в динамике учебного года.

Разработка методики оценки здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения должна строиться на соответствующей методологической основе, основными положениями которой являются:

  • комплексный характер оценки, отражающих влияние условий и факторов учебного процесса на основные физиологические системы организма, обеспечивающие умственную деятельность обучающихся,
  • исследование влияния факторов образовательной среды, в том числе технологий обучения и воспитания, должно проводится при полном соответствии факторов внешней среды существующим гигиеническим требованиям,
  • адекватность методов исследования состоянию оцениваемых физиологических систем растущего организма,
  • унификация методических приемов исследования и оценки полученных результатов с стандартизация протоколов исследования,
  • результативность алгоритмов оценки должно основываться на объективности, информативности и чувствительности методических подходов к исследованию динамики функциональных параметров организма в течение учебного года,
  • динамический характер исследований, поскольку информативность изменений показателей физиологических систем организма детей выявляется только в условиях сравнительного анализа оцениваемых показателей на начальном и конечном этапе наблюдения (в начале и в конце учебного года),
  • сравнение результатов исследований в начале и в конце учебного года должно основываться на статистических методах анализа с учетом количества наблюдаемых детей и направленности изменений показателей их функционального состояния организма и состояния здоровья,
  • влияние образовательной среды на детских организм не может быть признано безопасным, если отмечается статистически достоверное ухудшение хотя бы одного из показателей функционального состояния организма или состояния здоровья.

В основе оценки здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений должны лежать результаты комплексных гигиенических исследований по изучению влияния факторов образовательного среды на работоспособность, функциональное состояние организма и состояние здоровья воспитанников и учащихся.

Алгоритм оценки включает:

а) оценку факторов внешней среды,

б) комплексное исследование функционального состояния организма и состояние здоровья воспитанников и учащихся в начале учебного года, результаты которого принимаются в качестве исходного уровня состояния их организма,

в) комплексное исследование функционального состояния организма и состояние здоровья воспитанников и учащихся в конце учебного года, результаты которого сравниваются с исходным уровнем состояния их организма,

г) сравнительный анализ с использованием современных статистических методов и программ и установление характера динамики (или ее отсутствие) каждого из оцениваемых показателей,

д) оценку здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения,

В качестве критериев оценки здоровьесберегающей деятельности общеобразовательного учреждения принимаются две группы критериев.

К 1-й группе критериев относятся соответствия нормативным документам гигиенических требований к факторам внешней среды:

- зданию,

- площадям групповых и классных помещений,

- воздушно-тепловому режиму,

- уровням естественного и искусственного освещения,

- ученической мебели и ее расстановке.

Ко 2-й группе критериев относится статистически достоверное отсутствие ухудшения хотя бы одного из функциональных показателей или положительная динамика показателей функционального состояния организма, физического развития и состояния здоровья:

- умственная работоспособность (по данным корректурного теста и критической частоты слияния мельканий),

- физическая работоспособность (PWC 170 по данным степ-теста),

- функциональные возможности (по уровню адаптационного потенциала),

- физиометрические показатели (жизненная емкость легких, мышечная сила кисти),

- физическая подготовленность (результаты тестирования по специальным тестам),

- психо-эмоциональное состояние (выраженность психо-эмоционального напряжения и стресса, уровень тревожности)

- физическое развитие (длина и масса тела),

- состояние здоровья (по данным острой заболеваемости, индексу здоровья, количеству часто болеющих детей).

2. При подготовке к семинарскому занятию проведите в базовой школе микроисследование с использованием следующий материалов:

Нормативные значения функциональных параметров ученической мебели

Длина тела, мм Группа мебели Высота стола, мм Высота стула, мм
До 850      
850-1000      
1000-1150      
1150-1300      
1300-1450      
1450-1600      
1601-1750      
Свыше 1750      

ШКАЛА САМООЦЕНКИ СПИЛБЕРГЕРА (РЕАКТИВНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ)

Ф.И.________________________________________________________________

Школа № ____________ Класс___________ Дата обследования_____________

Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, КАК ВЫ СЕБЯ ЧУВСТВУЕТЕ В ДАННЫЙ МОМЕНТ. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет. Нет, это не так Пожалуй, так верно Совершенно верно
  Я спокоен        
  Мне ничто не угрожает        
  Я нахожусь в напряжении        
  Я испытываю сожаление        
  Я чувствую себя свободно        
  Я расстроен        
  Меня волнуют возможные неудачи        
  Я чувствую себя отдохнувшим        
  Я встревожен        
  Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения        
  Я уверен в себе        
  Я нервничаю        
  Я не нахожу себе места        
  Я взвинчен        
  Я не чувствую скованности, напряженности        
  Я доволен        
  Я озабочен (есть какие-то проблемы)        
  Я слишком возбужден и мне не по себе        
  Мне радостно        
  Мне приятно        

ШКАЛА САМООЦЕНКИ СПИЛБЕРГЕРА (ЛИЧНОСТНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ)

Ф.И. _______________________________________________________________

Школа № _______ Класс___________ Дата обследования__________________

 

Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, КАК ВЫ СЕБЯ ЧУВСТВУЕТЕ В ДАННЫЙ МОМЕНТ. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет. Почти никогда иногда часто Почти всегда
  Я испытываю удовольствие        
  Я очень быстро устаю        
  Я легко могу заплакать        
  Я хотел бы быть таким же счастливым, как и другие        
  Нередко я проигрываю из-за того, что не достаточно быстро принимаю решение        
  Обычно я чувствую себя бодрым        
  Я спокоен, хладнокровен и собран        
  Ожидаемые трудности обычно очень тревожат меня        
  Я слишком переживаю из-за пустяков        
  Я вполне счастлив        
  Я принимаю все слишком близко к сердцу        
  Мне не хватает уверенности в себе        
  Обычно я чувствую себя в безопасности        
  Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей        
  У меня бывает хандра (нет настроения)        
  Я доволен        
  Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня        
  Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть        
  Я уравновешенный человек        
  Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах        

 

К теме 6 – «Возрастосообразные технологии оценки достижений учащихся»

1. Познакомьтесь со следующими источниками по теме:

- Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа / Сб. док. по народному образованию. 19171973. М., 1974.

- Симонов В. П., Черненко Е. Г. Десятибалльные шкалы оценки степени обученности по предметам: Учеб.-справ. пособие. М., 2002.

2. Выскажите свое мнение о педагогических требованиях к контролю в процессе обучения:

 индивидуальный характер контроля (осуществляется за работой каждого ученика, за его личной учебной деятельностью); нельзя допускать подмены результатов учения отдельных учащихся итогами работы коллектива, и наоборот;

 систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения;

 разнообразие форм проведения контроля (обеспечивает выполнение обучающей, развивающей и воспитывающей функций контроля);

 всесторонность контроля (обеспечивает проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся);

 объективность контроля (дает возможность исключить субъективные и ошибочные суждения и выводы);

 дифференцированный подход (необходимо учитывать индивидуальные личностные качества обучаемых);

 единство требований со стороны обучающих.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 632; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.