Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дидактика и педагогическое мастерство преподавателя высшей школы




Дидактика призвана помочь педагогу найти ответы на четы­ре вопроса: кого учить, для чего учить, чему учить, как учить? Вопросы, несомненно, сложные, на которые нельзя дать одно­значных ответов. Особенно труден вопрос «Как учить?», ибо нельзя дать готовый рецепт, найти обобщенный алгоритм ввиду гибкости и подвижности учебного процесса в целом, отдельных его элементов, неповторимости и индивидуальности двух важ­нейших составляющих обучения — педагога и обучаемого.

Но вместе с тем дидактика предлагает понимание сути и за­кономерности обучения, принципы и подходы, систему мето­дов и средств реализации поставленной задачи.

Замечено, что практики не всегда осознают необходимость дидактики для своей преподавательской деятельности. Это от­мечалось еще в XIX веке. «Искусство воспитания, — писал К.Д. Ушинский, — имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом легким и знакомым... но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способнос­ти и навыка, необходимы еще и специальные знания».

Таковыми для преподавателя высшей школы являются ди­дактические знания. Они помогают преподавателю анализиро­вать зависимости, обусловливающие ход и результаты процесса обучения, устанавливать на этой основе закономерности, дей­ствующие в сфере обучения, выбирать методы, организацион­ные формы и средства обучения, наиболее эффективные для осуществления качественной подготовки специалистов.

Знания по дидактике и их творческое применение во многом направляют формирование педагогического мастерства препо­давателя высшей школы. Исторически сложилось так, что относительно роли дидактики в деятельности преподавателя сред­ней и высшей школы имеются разные мнения. Одни считают, что дидактика должна вооружить преподавателя конкретными рекомендациями по конструированию учебного процесса. Дру­гие, что дидактика сковывает творческую самостоятельность преподавателя, поскольку все зависит от степени глубины его знаний по дисциплине, которую он преподает, от его педагоги­ческого опыта. Несомненно, преподаватель высшей школы раз­решает множество ситуаций, связанных с подготовкой будущих специалистов. Однако в чем сущность педагогического творче­ства? Как сочетать в педагогической деятельности требования учебных программ и творческий подход? Что необходимо, что­бы труд преподавателя стал творческим в полном смысле этого слова?

Чтобы обоснованно ответить на все эти вопросы, необходи­мо сначала четко ответить на вопросы, связанные с творчеством и мастерством. Как известно, способность к творчеству пред­полагает совокупность общих и специальных способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается про­дукт, отличающийся новизной, оригинальностью и уникаль­ностью.

Творчество является результатом индивидуального труда.

Предположим, что все преподаватели имеют достаточно высокие способности и мотивы к педагогической деятельности, но все ли они смогут создать продукт — новую, оригинальную, уникальную методику обучения студентов без специальных знаний сущности, структуры, принципов, методов обучения в выс­шей школе? Допустим, и это возможно. В процессе долгих пе­дагогических поисков преподаватель накапливает интересные факты педагогической работы. Но и здесь полезно вспомнить К.Д. Ушинского: «Что такое педагогическая опытность? Это большее или меньшее количество фактов воспитания, пережи­тых педагогом? Но, конечно, если эти факты остаются только фактами, то они не дают опытности». С этим высказыванием перекликаются и слова И. П. Павлова, который указывал, что, изучая, экспериментируя, нельзя оставаться у поверхности фак­тов, нужно пытаться проникнуть в тайну их возникновения, на­стойчиво искать законы, ими управляющие.

Можно возразить, что важным ориентиром в педагогичес­кой деятельности является имеющийся опыт преподавателей высшей школы. Но ведь изучение, освоение и использование педагогического опыта других преподавателей — необходимое, но не достаточное условие педагогического творчества препода­вателя высшей школы. Кроме того, простое копирование даже самого уникального опыта без знания объективных закономер­ностей педагогического процесса может дать и отрицательные результаты.

Самым надежным путем совершенствования педагогического мастерства преподавателя высшей школы является дидактичес­кое осмысление своего преподавательского опыта и обращение к дидактике как области знаний, являющейся основным ориен­тиром в вопросах обучения в высшей школе. Необходимо еще раз подчеркнуть, что в дидактике рассматриваются наиболее общие вопросы. Дело преподавателя высшей школы — глубоко осмысливать их и творчески использовать в конструировании своей преподавательской деятельности.

Глава 5. Формы организации учебного процесса ввысшей школе




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 614; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.