Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы обучения (по И. Я. Лернеру и М. Н. Скаткину)




 

 

 

Метод Вид деятельности Уровни умствен­ной деятельности ученика Уровни знаний Сущность Усовершенство­вание
1. Объяснительно-иллюстративный С помощью учи­теля (репродук­тивный) I — узнавание I — знания-знаком­ства Традиционное обу­чение — процесс передачи готовых известных знаний Программи-рован­ное обучение
2. Репродуктивный Сам ученик (репродук-тивный) II — воспроизве­дение II — знания-копии    
3. Проблемное изложение С помощью учи­теля (продуктив­ный) III — применение III — знание-уме­ние Проблемное обучение — процесс активного поиска и открытия учащи­мися новых знаний     Деловые игры
4. Частично-поис­ковый Продуктивный под руководством учи­теля III — применение IV — творчество III — знание-умение IV — знание-транс­формация
5. Исследователь­ский Продуктивный без помощи учителя IV — творчество IV — знание-транс­формация

 

1. Объяснительно-иллюстративный метод. Учащиеся по­лучают знания на лекции, из учебной или методической литера­туры, через экранное пособие в «готовом» виде. Воспринимая и осмысливая факты, оценки, выводы, студенты остаются в рамках репродуктивного (воспроизводящего) мышления. В вузе дан­ный метод находит самое широкое применение для передачи большого массива информации.

2. Репродуктивный метод. Кнему относят применение изу­ченного на основе образца или правила. Деятельность обучае­мых носит алгоритмический характер, т. e. выполняется по ин­струкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях.

3. Метод проблемного изложения. Используя самые раз­личные источники и средства, педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную зада­чу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения постав­ленной задачи. Студенты как бы становятся свидетелями и со­участниками научного поиска. И в прошлом, и в настоящем та­кой подход широко используется.

4. Частично-поисковый, или эвристический, метод. Заклю­чается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) позна­вательных задач либо под руководством педагога, либо на осно­ве эвристических программ и указаний. Процесс мышления при­обретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направ­ляется и контролируется педагогом или самими учащимися на основе работы над программами (в том числе и компьютерны­ми) и учебными пособиями. Такой метод, одна из разновиднос­тей которого — эвристическая беседа, — проверенный способ ак­тивизации мышления, возбуждения интереса к познанию на се­минарах и коллоквиумах.

5. Исследовательский метод. После анализа материала, по­становки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельно­сти наиболее полно. Методы учебной работы непосредственно перерастают в методы научного исследования.

Итак, в педагогической литературе представлен широкий спектр методов обучения. Но какие методы обучения использо­вать? Какие взять за основу? Какие из них содержат оптималь­ные обучающие возможности?

Известен подход, в котором удачно обобщен в алгоритме «оптимальный выбор метода обучения» (Ю. К. Бабанский). Он состоит из семи шагов:

1. Решение о том, будет ли материал изучаться самостоятель­но или под руководством педагога; если студент может без излишних усилий и затрат времени достаточно глубоко изу­чить материал самостоятельно, помощь педагога окажется излишней. В противном случае в той или иной форме она необходима.

2. Определение соотношения репродуктивных и продуктивных методов. Если есть условия, предпочтение должно отдаваться продуктивным методам.

3. Определение соотношения индуктивной и дедуктивной ло­гики, аналитического и синтетического путей познания. Если эмпирическая база для дедукции и анализа подготовлена, дедуктивные и синтетические методы вполне по силам для взрослого человека. Они, бесспорно, предпочтительнее как более строгие, экономные, близкие к научному изложению.

4. Меры и способы сочетания словесных, наглядных, практи­ческих методов.

5. Решение о необходимости введения методов стимулирова­ния деятельности студентов.

6. Определение «точек», интервалов, методов контроля и само­контроля.

7. Продумывание запасных вариантов на случай отклонения ре­ального процесса обучения от запланированного.

Глава 4. Структура педагогической деятельности




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1174; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.