Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы обучения. Принципы обучения как основной ориентир в преподавательской деятельности




Принципы обучения как основной ориентир в преподавательской деятельности

Мостом, соединяющим теоретические представления с пе­дагогической практикой, служат принципы обучения.

Принципы обучения всегда отражают зависимости между объективными закономерностями учебного процесса и целями, которые стоят в обучении. Иными словами, это методическое выражение познанных законов и закономерностей, знание о це­лях, сущности, содержании, структуре обучения, выраженное в форме, позволяющей использовать их в качестве регулятивных норм педагогической практики.

В современной дидактике принципы обучения рассматри­ваются как рекомендации, направляющие педагогическую дея­тельность и учебный процесс в целом, как способы достиже­ния педагогических целей с учетом закономерностей учебного процесса.

Каждый ученый в области дидактики высшей школы счита­ет нужным изложить свою систему принципов обучения. При этом одни из них переносят принципы общей, или школьной, дидактики в вузовские условия, несколько уточняя и расширяя формулировки (табл. 3.1).

Таблица 3.1

 

1974г., 1982г., 1983г., 1984 г., 1990г.,
8 принципов 10 принципов 11 принципов 9 принципов 8 принципов
Нагляд­ность Наглядность обучения и развития теоретиче­ского мыш­ления Наглядность обучения Наглядность (золотое пра- вило дидактики) Наглядно­сть обуче­ния
Сознатель­ность Сознатель­ность и твор­ческая актив­ность уча­щихся при руководящей роли учителя Сознатель­ность и актив­ность учащих­ся в обучении при руководя­щей роли преподавателя Сознатель­ность и активность Активность и созна­тельность обучения
Прочность знаний Прочность результатов обучения и развитие познаватель­ных сил учащихся Прочность, осознанность и действен­ность резуль­татов образо­вания, воспи­тания, раз­вития Прочность обучения (прочность усвоения знаний) Прочность обучения
Систематич ность (сис­темность) Систематич­ность Систематич­ность и после­довательность в обучении Систематич­ность и по­следователь­ность Систематичность и последова­тельность обучения
Доступ­ность   Доступность Доступность и посильность Доступ­ность обучения
Научность Научность и посильная трудность Научность обучения Научность, учет возраст­ных и инди­видуальных возможнос­тей учащих­ся Научность и идейно-по­литическая направлен­ность обучения
Связь тео­рии с прак­тикой Связь обуче­ния с жиз­нью, с прак­тикой ком­мунистиче­ского строи­тельства Связь обу­чения с жиз­нью, практи­кой комму­нистического строитель­ства Связь теории с практикой, обучения с жизнью (основной закон обучения)  
Соединение индивиду­ального и коллек­тивного Коллектив­ный характер обучения и учет индиви­дуальных особенностей учащихся Сочетание различных методов и средств обу­чения в зави­симости от задач и со­держания. Создание не­обходимых условий для обучения   Проблемность обуче­ния. Един­ство образо­вательных, развиваю­щих и вос­питатель­ных функ­ций обучения
  Коммуни­стическое воспитание и всесторон­нее развитие в процессе обучения Направлен­ность обуче­ния на реше­ние во взаи­мосвязи за­дач образова­ния, комвос-питания и общего раз­вития обуча­емых Коммуни­стическая направлен­ность обучения  
Единство конкретног и абстракт­ного Переход от обучения к самообра­зованию. Положитель­ный эмоцио­нальный фон Сочетание различных форм орга­низации обу­чения в зави­симости от задач, содер­жания и ме­тодов обуче­ния Воспитание в процессе обучения  

 

Так, С.И. Зиновьев, автор одной из первых монографий, по­священных учебному процессу в высшей школе, принципами дидактики высшей школы считал: научность; связь теории с практикой, практического опыта с наукой; системность и после­довательность в подготовке специалистов; сознательность, ак­тивность и самостоятельность студентов в учебе; соединение индивидуального поиска знаний с учебной работой в коллекти­ве; сочетание абстрактности мышления с наглядностью в препо­давании; доступность научных знаний; прочность усвоения зна­ний.

Легко установить, что все они являются трансформацией принципов, сформулированных дидактикой для средней школы (см. табл. 3.1). Казалось бы, ничего плохого в этом нет. Ведь дидактика высшей, как и дидактика средней школы, призвана помочь педагогу найти оптимальные ответы на вопросы: для чего учить, как учить, чему учить?

Однако при выделении системы принципов обучения в выс­шей школе необходимо учитывать особенности учебного про­цесса этой группы учебных заведений (например: в высшей школе изучаются не основы наук, а сама наука в развитии; сближение самостоятельной работы студентов и научно-иссле­довательской работы преподавателей; наблюдается единство научного и учебного начала в деятельности преподавателя высшей школы в отличие от учителя средней школы; идеи про­фессионализации в преподавании почти всех наук выражены гораздо ярче, сильнее, чем в средней школе).

Исходя из этих особенностей формулировались и защища­лись принципы обучения, отражающие специфические особен­ности учебного процесса в высшей школе: обеспечение един­ства в научной и учебной деятельности студентов (И. И. Кобыляцкий); профессиональная направленность (А. В. Барабанщи­ков); профессиональная мобильность (Ю. В. Киселев, В. А. Лисицын идр.); проблемность (Т. В. Кудрявцев); эмоциональ­ность и мажорность всего процесса обучения (Р. А. Низамов, Ф. И. Науменко).

В последнее время высказываются идеи о выделении груп­пы принципов обучения в высшей школе, которые бы синтези­ровали все существующие принципы:

· ориентированность высшего образования на развитие лич­ности будущего специалиста;

· соответствие содержания вузовского образования современ­ным и прогнозируемым тенденциям развития науки (техни­ки) и производства (технологий);

· оптимальное сочетание общих, групповых и индивидуаль­ных форм организации учебного процесса в вузе;

· рациональное применение современных методов и средств обучения на различных этапах подготовки специалистов;

· соответствие результатов подготовки специалистов требова­ниям, которые предъявляются конкретной сферой их про­фессиональной деятельности, обеспечение их конкурентоспособности.

Такой процесс, как справедливо заметил Ю. К. Бабанский, «вполне естествен, так как дидактические принципы не являют­ся раз и навсегда установленными догмами, они синтезируют в себе достижения современной дидактики и обновляются под их влиянием».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 687; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.